Синергия что такое

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Есть слова, смысл которых нам понятен, но их употребление оказывается ограниченным только потому, что мы либо не хотим показаться «умниками», либо знаем только его одно – самое непосредственное или наиболее распространенное – значение.

Одно из таких слов – синергия, определение которой гораздо шире и интереснее, чем мы с вами полагали.

Оговоримся сразу, что термин «синергия» действительно сугубо научный, а вне науки и в повседневной жизни чаще используется его морфологическая форма – «синергизм».

Разницы между этими понятиями никакой, но второй вариант, согласитесь, для нашей речи более приятный и удобоваримый – просто не так режет ухо.

Синергия – все оттенки усиленного эффекта

Как и у большинства научных определений, истоки происхождения этого слова непосредственно связаны с двумя греческими основами – «syn» и «ergeia» («вместе, совместно» и «дело, действие»).

Таким образом, дословный перевод можно трактовать и как «взаимодействие», и как «слияние», «сочетание», а сам термин применяют для обозначения результата, который получился после того, как свойства двух или более материй соединили.

Обычно по умолчанию под синергизмом подразумевается эффект усиления отдельных свойств, когда имеет место условная формула в духе «1 + 1 = 3», и тогда речь идет о так называемой положительной синергии.

Например, морковь хороша и полезна сама по себе, но чтобы она лучше усвоилась и отдала нам максимум своих потребительских свойств, ее нужно есть в сочетании с жирами. В этом случае добавление того же подсолнечного масла обеспечит синергетический эффект.

Однако эффект взаимодействия может быть и ослабленным – это отрицательная синергия, которую условно можно обозначить формулой «1 + 1 = 2».

Когда в результате взаимодействия каких-то элементов получается отрицательный эффект, его обычно называют диссинергией или антагонизмом (что это такое?). Простой пример – печальные последствия от сочетания некоторых лекарств и алкоголя.

Вот поэтому когда мы говорим о синергии, то имеем в виду именно эффект усиления потенциалов тех или иных составляющих.

При этом в каждой области знаний понятие «синергия» толкуется с учетом специфических для нее особенностей:

  1. в природе – когда два разных вида взаимовыгодно «сотрудничают» (симбиоз).

    Классические примеры – рыбы-лоцманы, неизменно сопровождающие акул и использующие их в качестве транспортного средства, и маленькие птички, которых называют крокодиловыми сторожами (египетские бегунки), добывают себе пищу из пасти крокодилов и одновременно чистят им зубы;

  2. в экономике и в бизнесе – как ни удивительно, но и бизнесмены, и экономисты также применяют законы синергии.

    К примеру, их совместные действия могут быть направлены на продвижение товара. Экономисты просчитывают рентабельность вложений и ожидаемой прибыли, а маркетологи (кто это?) используют рекламу, изучают спрос, устраивают акции и т.п. И только благодаря этому товар покупает все больше и больше людей, а сама компания процветает и расширяется.

    Продуктивное взаимодействие может проявляться не только в результате коммерческой интеграции (что это такое?), но и в процессе межбанковского слияния или производственной кооперации.

Примечательно, что изначально этот термин использовался преимущественно в религиозном контексте и толковался как некая сила, получаемая от общих усилий человека и высших сил, направленных на спасение души.

Иными словами, спасется и обретет вечную жизнь не тот человек, который оставил решение своих проблем воле Господа, а тот, кто помогает Богу всеми своими действиями и праведным образом жизни в целом.

Синергия в естественных науках

Синергизм, как результат взаимовыгодного содействия, дает тот эффект, которого невозможно достичь, используя отдельно взятые компоненты.

В этом основное преимущество применения синергетических законов. И работают они практически в любой сфере жизнедеятельности человека.

В медицине, в частности, этот термин применяют по отношению к процессу выздоровления. Как правило, больному назначается комплексное лечение, состоящее из нескольких видов лекарственных средств и/или процедур. Если убрать хоть один компонент, процесс лечения может затянуться или не дать ожидаемого результата.

В этом случае свойства всех объединенных мер, направленных на улучшение состояния здоровья больного, будут давать синергию, причем один из компонентов не всегда бывает лекарственным средством.

Медицинский синергизм – это когда каждый элемент терапии дополняет друг друга, шире раскрывает свои свойства и дает ощутимо больший эффект, чем если бы применяемые средства использовались по отдельности.

Однако синергия не всегда приносит пользу. Так, к примеру, сочетание тех или иных компонентов может привести и к обратному результату, тем самым ухудшая состояние пациента.

В фармакологии говорят о синергии лекарств. Принцип тот же: сочетание двух или более компонентов усиливает лечебные свойства препаратов. Поэтому больному назначают к основному лекарственному средству какое-то дополнительное, которое будет раскрывать потенциал первого средства.

Например, каждый гипертоник знает, что если принять таблетку от повышенного давления вместе с мочегонным средством, цифры АД быстрее придут в норму.

В психологии под синергией подразумевают раскрытие тех или иных качеств человека, который оказался под влиянием другой, более сильной, мудрой, опытной или компетентной личности.

Допустим, мужчина был вполне обычным человеком, без особых талантов, достоинств или выдающихся качеств. Но после встречи и создания отношений с некой дамой он буквально перевоплотился. Мужчина стал продвигаться в карьерном росте, почувствовал себя уверенным, сильным. Иногда таким образом открываются неожиданные таланты (что это такое?).

И речь не только о людях из «бытового» окружения человека, но и об отношениях, например, психотерапевта со своим подопечным. Здесь имеет место положительный эффект содействия – классический синергизм.

Однако вполне может быть и наоборот. Наиболее наглядным будет пример о плохой компании, с которой связался ребенок. Влияние друзей раскрыло его отрицательные наклонности, помогло им выбраться наружу и проявить себя в полной силе.

Как видите, каждая отрасль вкладывает в значение синергии собственный смысл. Поэтому применять термин нужно, опираясь на специфику той или иной сферы.

Пара слов об университете «Синергия»

Это ни в коем случае не реклама и не рекомендация, поскольку об этом крупнейшем частном вузе – МФПУ, или Московском финансово-промышленном университете, – слишком много неоднозначной информации.

И подтвержденных фактов в этой массе скандальных сведений катастрофически мало, хотя репортеры ВГТРК в «Вестях недели» и пытались представить свое расследование в виде фактического материала.

Если верить авторам Википедии, речь в выпуске от 12.02.2012 г. шла о некачественном образовании. В числе прочих «формальных вузов», где можно попросту купить образование, упоминалась и «Синергия», объединяющая в своих стенах около полусотни тысяч студентов, 75% которых обучается либо заочно, либо дистанционно (по скайпу).

Благодаря этому репортажу, основанному по большей части на письмах и отзывах бывших студентов и выпускников, «Синергия» стала фигурантом громкого скандала. В результате Минобрнауки провело в декабре того же года проверку качества образования в МФПУ.

По итогам мониторинга университет признали «эффективно работающим», и он продолжил свою деятельность. Насколько эта деятельность соответствует своему названию, можете судить сами, посмотрев этот 11-минутный ролик:

Вместо заключения

Вы уже поняли, что синергия – это когда совокупный результат взаимодействия каких-то компонентов превышает их простое суммарное значение.

Синергизм может возникать повсюду, даже в нашем теле, когда мышцы взаимодействуют друг с другом, чтобы осуществить сложные действия. А уж о синергизме сигналов мозга с органами чувств и говорить не приходится…

Синергия — популярное понятие в среде маркетологов, менеджеров, экономистов и тренеров личностного роста. Это модное словечко любят использовать и в названиях — от спортивных команд до коттеджных поселков, не особо вдаваясь в контекст. И оно действительно может оказаться полезным — если разобраться в том, что под ним подразумевается.

Термин «синергия» (ударение на вторую букву и) пришел к нам из греческого языка («syn»— «вместе» + «ergeia» — «дело, труд»). Он обозначает эффект взаимодействия нескольких факторов, который оказывается гораздо мощнее, чем сумма эффектов, вызванных этими же факторами по отдельности. Иными словами, целое оказывается больше простой суммы его частей: 1+1=3. Например, симфонический оркестр способен исполнить музыку, которую каждый музыкант в отдельности был бы не в состоянии сыграть.

Но тут важно не спутать слово «синергия» с понятием «синтез», которое тоже обозначает объединение отдельных элементов в одно целое. В обоих случаях конечный результат отличается по свойствам от исходных компонентов. Но в синтезе важнее целостность, а в синергии — дополнительное качество, некий «пятый элемент», возникающий словно из ниоткуда (а на самом деле — из правильного сочетания элементов).

Особую роль понятие синергии играет в православии: там оно обозначает совместное усилие человека и Бога на пути к духовному совершенству. Иными, словами, развитие человеческой души — это всегда сотворчество.

Каким бы магическим ни казался этот эффект, синергия возникает повсеместно — в том числе и в природе. В синергетическое взаимодействие друг с другом вступают кварки, гены и наши мышцы во время сложных действий. Когда мы принимаем несколько лекарств одновременно, может возникнуть фармакологическая синергия — если один из препаратов способен не только действовать самостоятельно, но и усиливать действие другого. Например, сочетание кодеина и ибупрофена усиливает обезболивающее действие первого. Синергия знакома и любителям экспериментов с наркотиками: например, совместный прием кокаина и алкоголя продлевает действие кокаина и позволяет пить больше, не пьянея.

Но синергия может проявляться не только в физической, но и в духовной сфере. Особую роль это понятие играет в православии: там оно обозначает совместное усилие человека и Бога на пути к духовному совершенству. Иными, словами, развитие человеческой души — это всегда сотворчество, и человек не просто тянется вверх своими силами, но и принимает божественную помощь.

За концепцию синергии с энтузиазмом хватаются менеджеры и маркетологи — ведь она позволяет извлекать из взаимодействия ресурсов максимальную прибыль. Например, в маркетинговой кампании бывает выгоднее не сосредотачиваться на каком-то одном канале коммуникации, а использовать одновременно несколько направлений и средств, которые будут взаимно усиливать эффект. Еще один пример синергии — современная мультимедийная редакция , где один инфоповод можно освещать разными способами (печать, фото, видео, онлайн-трансляции), оказывая более мощное воздействие на аудиторию.

Впрочем, индивидуалисты вряд ли оценят экономические выгоды синергии: применительно к организации труда этот принцип гласит, что результат групповой работы превзойдет самостоятельный успех даже самого блестящего индивида в группе. Правда, для хорошего результата важно, чтобы участники команды уделяли особое внимание нестыковкам и противоречиям во взглядах, а не стремились как можно быстрее прийти к общему знаменателю.

Каким бы магическим ни казался этот эффект, синергия возникает повсеместно — в том числе и в природе. В синергетическое взаимодействие друг с другом вступают кварки, гены и наши мышцы во время сложных действий.

Но для синергии не всегда нужна группа — вполне достаточно двоих человек, способных дополнять и усиливать качества друг друга. Идеальный пример — герои фильма Патриса Леконта «Девушка на мосту». Невезучий и уже заметно потрепанный жизнью метатель ножей случайно спасает от самоубийства молодую неудачницу и предлагает ей поработать мишенью. И вдруг оказывается, что вместе эти люди способны покорить мир: в новом амплуа девушка расцветает, а к циркачу в ее присутствии возвращается былая меткость. Но стоит героям расстаться — и их снова настигает полоса неудач: по отдельности они мало на что способны.

Впрочем, понятие синергии не всегда связано с положительными эффектами. Например, экологи предупреждают о токсической синергии: по отдельности пестициды могут быть практически безвредны — но в сумме давать опасный для организма коктейль.

Как говорить

Неправильно: «Этот фестиваль посвящен синергии искусств». Правильно: «синтезу искусств».

Правильно: «Слияние компаний поможет нам добиться синергии».

Правильно: «Если мы сейчас все будем работать из дома, то потеряем ту синергию, которая позволила нам добиться этого успеха».

СИНЕРГИЗМ (греч. … — содействие, соучастие) — святоотеческий и философско-богословский принцип антиномической взаимосвязи свободы человеческой воли с действиями Св. Духа, или Благодати. Наиболее полное выражение получил в творчестве св. Григория Нисского. В начале V в. н.э. английский монах Пелагий придал С. однозначно еретическую трактовку, которая заключалась в абсолютизации естественных, психологических сил человека на пути к Богу и обожению: без помощи Благодати. Пелагий вознамерился заслужить утраченное остальным человечеством райское состояние души уже здесь-и-сейчас: до смерти и второго пришествия Христа. Блаженный Августин начал непосредственную полемику с английским оппонентом и вынужденно рационализировал С. в сторону его прямо противоположного и не менее однозначного понимания, напрочь исключающего уже человеческую свободу. В XVI в. этот спор обострился благодаря позиции М. Лютера и Ж. Кальвина, которые актуализировали позицию бл. Августина, придав ей «реформаторский» вид. Э. Роттердамский попытался восстановить святоотеческую взаимосвязь относительно человеческой воли и Благодати, но поскольку был утрачен антиномический момент, постольку проблема свободы воли получила у нидерландского гуманиста вновь пелагианское решение, с чем его и «поздравил» М. Лютер…

Слово состоит из 8 букв: первая с, вторая и, третья н, четвёртая е, пятая р, шестая г, седьмая и, последняя я,

Слово синергия английскими буквами(транслитом) — sinergiya

  • Буква с встречается 1 раз. Слова с 1 буквой с
  • Буква и встречается 2 раза. Слова с 2 буквами и
  • Буква н встречается 1 раз. Слова с 1 буквой н
  • Буква е встречается 1 раз. Слова с 1 буквой е
  • Буква р встречается 1 раз. Слова с 1 буквой р
  • Буква г встречается 1 раз. Слова с 1 буквой г
  • Буква я встречается 1 раз. Слова с 1 буквой я

Значения слова синергия. Что такое синергия?

Синергия

Синерги́я (греч. συνεργία — сотрудничество, содействие, помощь, соучастие, сообщничество; от греч. σύν — вместе, греч. ἔργον — дело, труд, работа, (воз)действие) — суммирующий эффект взаимодействия двух или более факторов, характеризующийся тем…

ru.wikipedia.org

Синергия — условие, состоящее в том, что общий результат превосходит сумму сложенных эффектов; при синергическом слиянии стоимость после слияния превосходит сумму стоимостей отдельных компаний до слияния.

Словарь терминов антикризисного управления. — 2000

Синергия (Synergy). Комбинированное действие различных элементов, которое оказывается более эффективным, чем сумма воздействия всех элементов, взятых в отдельности.

Glossary of «Personality & Personal Growth»

СИНЕРГИЯ (от греч.-сотрудничество, содружество): совместное действие; взаимодействие различных потенций или видов энергий в целостном действии. В теологии – соучастие (по Лютеру, невозможное) человека в искупительных делах Божьих.

Евразийская мудрость от А до Я

СИНЕРГИЯ (от греч. synergeia – сотрудничество, содружество) совместное действие; взаимодействие различных потенций или видов энергий в целостном действии.

Философская энциклопедия

Синергия (гр. – содружество) – учение Православной Церкви о соединении человеческой энергии с Божественной, нетварной, и стяжении благодати Божией и обожения.

Безрукова В.С. Основы духовной культуры. — 2000

Синергия — учение о взаимодействии воли человека и благодати Божией в деле спасения. В спорах блаж. Августина с пелагианами обе стороны отрицали возможность такого взаимодействия – Августин считал преобладающей благодать, а Пелагий – волю человека.

www.vidania.ru

Синергия (synergy) — экономия и другие выгоды, получаемые в результате объединения двух или большего числа компаний благодаря более полному использованию имеющихся у них возможностей (опыта и квалификации работников, каналов сбыта продукции др.).

slovar-lopatnikov.ru

СИНЕРГИЯ (СИНЭРГИЯ, греч. synergeia — совместное действие) — «соработничество» человека и Бога в реализации Божия замысла о спасении мира и человека; взаимодействие божественной благодати и человеческогой свободы.

Краткий религиозно-философский словарь. — 1996

Синергия Вкус истинного Православия иером. Серафим (Роуз). О Божественной благодати и свободном произволении, как производителях духовной жизни преп. Иоанн Кассиан Римлянин. .

Православная энциклопедия «Азбука веры»

СИНЕРГИЯ — (от греческого sin (совместно) — ergos (действующий)) — новая в классификации форма материи, совместно действующая с материей привычной нам электромагнитной и гравитационной природы.

Глоссарий по синергологии: дефиниции и толкования

Синергия ТВ

Синергия ТВ — молодежный российский телеканал, посвященный образованию Руна Ке́наз — шестой знак древнегерманского, англосаксонского и скандинавских рунических алфавитов- свет, освещающий форму.

ru.wikipedia.org

Синергия (богословие)

Синергизм (синергия) — стратегические преимущества, которые возникают при соединении двух или большего числа предприятий в одних руках. Повышается их эффективность, что проявляется в росте производительности и (или) в снижении издержек производства…

Зуб А. Стратегический менеджмент. — 2002

Синерги́я, синерги́зм (греч. συνεργός, лат. cooperatio, рус. сотрудничество, согласованное действие) — богословская концепция, согласно которой человек должен сам «содействовать» своему исправлению.

ru.wikipedia.org

СИНЕРГИЗМ — (греч. — с, в сложных словах означает соучастие; дело, работа, действие) – христианская теологическая концепция синергии (греч.– содействие, соучастие).

Учебный словарь-минимум по религиоведению

Русский язык

Синерги́я, -и.

Орфографический словарь. — 2004

Примеры употребления слова синергия

Заведующий кафедрой спортивного маркетинга университета «Синергия» Андрей Малыгин рассказал «Известиям», что международные вещательные центры обычно строятся с перспективой дальнейшего использования.

Источники «Ъ» уточняют, что эта «синергия» уже была частью сделки.

Провоторов, будучи президентом «Ростелекома», признавал, что у слияния компаний есть потенциальная синергия.

Российская парусная команда «Синергия» /рулевые и совладельцы Валентин Завадников и Леонид Лебедев/ финишировала в середине флота во второй день регаты Европейской серии в классе яхт Melges32, которая проходит в городе Портоферрайо в Италии.

  • Слова из слова «синергия»
  • Слова на букву «с»
  • Слова, начинающиеся на «си»
  • Слова c буквой «я» на конце
  • Слова c «ия» на конце
  • Слова, начинающиеся на «син»
  • Слова, начинающиеся на «сине»
  • Слова, оканчивающиеся на «гия»
  • Слова, заканчивающиеся на «ргия»

> В «Письмах к Малькольму» Льюис подводит итог рассуждениям об исполнении молитвенных просьб: «Об этой связи говорит только вера. Никакие эмпирические доказательства здесь невозможны».

> Мы уверены, что Бог ответил на нашу молитву не потому, что научно обосновали причинно-следственную связь. Мы знаем характер Господа. Мы доверяем Ему — и эта вера позволяет нам видеть в событиях, последовавших за нашей молитвой, не просто случайное совпадение. Это и есть настоящее сотрудничество, скрепленное тесной связью.

> Участники групп, занимающихся по программе «Двенадцать Шагов» любят говорить: «Совпадения — это маска. Прикрываясь ей, Бог сохраняет свою анонимность». Похоже, что члены АА правы. Благодаря вере мы осознаем, что за всеми событиями в мире стоит Бог. Размышляя об ответах на молитвы, я вынужден согласиться с Льюисом: с материалистической точки зрения почти все плоды молитв можно объяснить совпадениями или какими-то естественными причинами.

> Месяц назад, после десятичасового перелета, я стоял, совершенно ошарашенный, в центре Будапешта. Прибыв в гостиницу, я обнаружил, что оставил в аэропорту сетевой провод от ноутбука. А в компьютере были материалы для лекций, которые мне предстояло читать. Магазины закрывались через час, на следующий день было воскресенье. Я понятия не имел, где в незнакомом городе продаются компьютерные принадлежности и как туда добраться общественным транспортом. Я прошептал короткую молитву и стал искать кого-нибудь, кто говорил бы по-английски, но безуспешно. Когда я совсем уже отчаялся, ко мне вдруг обратились двое, молодой человек и его мать. «Чем мы можем вам помочь?» — спросили они. Оказалось, что молодой человек только что сдал экзамен по английскому языку. Они с матерь направлялись на вокзал, рядом с которым был супермаркет с компьютерным отделом. Когда мы туда прибыли, оказалось, что нужную мне вещь можно было купить только там и еще в одном магазине города. Что это? Простое совпадение?

> Год назад я участвовал в большой конференции — там было около тысячи двухсот человек. Обычно я обедал в компании знакомых, и лишь единственный раз вышло так, что я оказался в столовой один. Я прошел вдоль длинного ряда столиков и, не задумываясь, присел за один из них. За столом сидели еще пять человек. В разговоре выяснилось, что это семья. Отец семейства остался дома, в Мичигане. У него была последняя стадия рака пищевода. Жить ему оставалось считанные дни. На конференцию приехали его жена и дочери. В последнюю минуту две его невестки согласились побыть с больным. Чтобы попасть на конференцию, дочерям пришлось ехать на машине двадцать часов — день и ночь без перерыва. Они привезли с собой мать, которая вот уже шесть месяцев не отходила от постели умирающего мужа. Она приехала на конференцию в надежде встретиться со мной и поговорить о страдании, так как знала, что моя жена работает в хосписе. У несчастной женщины был целый список вопросов ко мне, хотя она и не особенно надеялась на личную беседу. Итак, была ли «случайной» эта встреча за обеденным столом?

> Францисканская молитва

> Пусть Бог благословит тебя не довольствоваться
> легкими ответами, полуправдой и поверхностными отношениями —
> чтобы ты жил из глубины своего сердца.

> Пусть Бог благословит тебя возненавидеть
> несправедливость, угнетение и рабство —
> чтобы ты трудился ради справедливости, свободы и мира.

> Пусть Бог благословит тебя слезами —
> чтобы ты плакал о тех, кто терпит боль, отвержение, голод и войну,
> чтобы ты мог протянуть им руку, утешить и обратить страдания в радость.

> И пусть Бог благословит тебя простодушием —
> чтобы ты верил, что способен изменить этот мир,
> чтобы ты мог сделать то, что другим кажется невозможным:
> принести всем детям и всем беднякам справедливость и доброту.

> Аминь.

> «Когда я молюсь, случаются совпадения — писал в начале прошлого века Вильям Темпл, архиепископ Кентерберийский, — а когда перестаю молиться, они прекращаются».

> Я стараюсь не тратить время на критический анализ этих «совпадений», а использовать их как кирпичики, из которых строится вера. И, вместо того чтобы называть такие случаи совпадениями, я называю их «прикосновениями Бога». Если я не забываю (а забываю я, к своему стыду, довольно часто), то обращаюсь к Богу, прежде чем принять важное или трудное решение — требуется ответить на письмо, которое сильно меня озадачило, пишу статью на сложную тему, борюсь с изматывающей хворью, нужно позвонить родственнику, с которым случилась беда, предстоит официальная встреча, которая меня пугает. Я высказываю Богу свои просьбы — и меняется ход моих мыслей. А когда дело сделано или событие уже свершилось, я нередко вижу в случившемся руку Божию. Но, чтобы увидеть ее, нужна вера, а не доказательства.

> Один раввин учил, что момент соприкосновения с Богом невозможно ни запланировать, ни «организовать» собственными усилиями. «Это неожиданные, почти случайные моменты благодати», — говорил он. Кто-то из учеников спросил его: «Равви, но почему тогда мы тратим столько сил и времени на духовные упражнения?» «Чтобы стать более предрасположенными к этим случайностям», — ответил раввин.

> Этапы возрастания в молитве

> Я колебался перед тем, как написал в заголовке этого раздела слово «этапы». Я боялся создать ложное впечатление, будто бы бывают «молитвы для начинающих» и «для продвинутых». Речь пойдет не о наборе молитвенных навыков или способностей, а скорее о зрелом сотрудничестве с Богом. По собственному опыту я могу выделить по меньшей мере три этапа.

> Первый этап — это просто детская просьба о желаемом. Наши друзья несколько раз присылали своих детей к нам — погостить в Колорадо. Не имея собственных детей, я каждый раз изумлялся, насколько односторонне воспринимает ребенок свои отношения со взрослыми. Ребенок не сомневается, что ты его разбудишь, застелишь его кровать, покормишь, отведешь в кино и за всё заплатишь. Дети могут поблагодарить тебя, но, как правило, они не делятся своими впечатлениями и редко затевают беседы. По мнению ребенка, взрослые существуют для того, чтобы удовлетворять его потребности. Другими словами, дети — существа незрелые. Я тоже иногда кажусь себе незрелым, когда без конца прошу Бога решить мои проблемы и исполнить мои желания.

> Но нельзя сбрасывать со счетов эти детские просьбы. Христос часто отзывался именно на такие мольбы, особенно когда они исходили от людей, которым и в голову-то не должно было прийти такие просьбы высказывать: от иноплеменной женщины, от римского сотника, от друзей паралитика, которые разобрали крышу дома. По моим наблюдениям, чаще всего ощутимые ответы на молитву получают новообращенные христиане, которые умеют молиться лишь о том, чего в данный момент хотят. Я поражаюсь их детской доверчивости. Мартин Лютер говорил, что нужно открыть пошире пустую суму и смело просить у Отца то, чего хочешь.

> Христианин из Японии рассказывал мне: когда он впервые приехал в США, то был потрясен нашей манерой молиться. Молящийся американец, говорил он, напоминает человека, который пришел в ресторан и заказывает бифштекс: «Хорошо прожаренный, с пикулями, салатом и картофелем фри. И побольше кетчупа, пожалуйста». Молящийся японец похож скорее на туриста в чужой стране: он пришел в ресторан, но неспособен прочесть меню. С помощью жестов и разговорника он объясняет хозяину, что ему хотелось бы получить фирменное блюдо заведения. Мой японский друг пытался сказать, что жители Востока приступают к молитве с большей верой, но одновременно — и с большей тревогой. Они больше готовы к неожиданностям: никогда не знаешь, что подадут — это решает хозяин. Двум культурам — западной и восточной — есть что перенять друг у друга в плане молитвы.

> Второй этап молитвы (напомню еще раз, что «второй» — не значит «более ценный») — это размышления в присутствии Бога и вместе с Ним. Мистики считают, что по мере духовного роста из нашей молитвы уходят просьбы, а главной целью становятся глубокие размышления (или созерцание). Не могу с этим полностью согласиться по той простой причине, что, когда Иисус учил молиться, Он особо подчеркивал именно роль просьбы. Разве молитва Господня не состоит из прошений?

> Со временем, однако, я стал видеть, как меняются мои просьбы после молитвенного размышления. В конце концов, я хочу молиться о том, что угодно Богу, и если Бог чего-то для меня не желает, я тоже не должен к этому стремиться. Молитвенные размышления помогают лучше узнать Бога, согласовать свои желания с Божьими. Мне никогда не удастся вполне согласовать свою волю с волей Бога, потому что я не способен познать ее до конца. Однако то, что я знаю, влияет на мои молитвы.

> Один священник сказал: «Молитвой можно достичь всего — кроме того, на что нет воли Божьей». Конечно, мы не вполне знаем Божью волю — поэтому мы и молимся.

> Я давно знаю, что мудрый Бог часто отвечает на молитвы не так, как бы мне хотелось. Я молюсь о том, чтобы моя книга победила на конкурсе — но вместо победы получаю откровение: мне нужно еще работать и работать над своим литературным стилем. Я молюсь о том, чтобы сделаться богаче — но в результате понимаю: деньги станут проклятием, отвлекающим меня от более важных вещей. Я получил уже немало таких уроков.

> Теперь я стараюсь рассматривать свои незрелые молитвы-просьбы в свете знаний, пришедших от Бога во время молитвы-размышления.

> Сегодня потребителям предлагают множество курсов «медитации», иными словами — созерцания. При этом упор делается на расслабление, самосозерцание и самоусовершенствование. Но молитвенное созерцание — это другое. Молясь, я стараюсь сосредоточиться не на себе, а на Том, Кому я молюсь, — на Боге. Если я буду искать Бога, то я в конце концов пойму, чего Бог хочет от меня, и буду этим удовлетворен. Современная американская писательница Патриция Хэмпл говорит, что молитва лишь по форме похожа на речи, обращенные к Господу. При общении с Богом главное — внутреннее состояние молящегося. «Сосредоточьтесь. Найдите такое состояние, и слова придут сами».

> В конце Своего молитвенного борения в Гефсиманском саду Иисус сказал: «Пусть исполнится воля Твоя» (Мф 6:10). И это — после прямой просьбы об ином исходе. Его слова словно подвели итог всему, сказанному ранее. Я всё больше убеждаюсь: слова «Да будет воля Твоя» должны следовать в конце молитвы, а не в ее начале. Если я начинаю с этого уточнения, то подвергаюсь искушению «отредактировать» свои молитвы, подавить собственные желания и принять любой исход событий. Но тогда я не делаю того, чего хочет от меня Господь. А Он хочет, чтобы я открывал Ему свои просьбы и таким образом лучше познавал себя.

> В Книге пророка Даниила есть прекрасный пример веры, сочетающей и человеческое желание избежать смерти, и готовность принять Божью волю, какой бы она ни была. Трое юношей объясняют царю, почему они отказываются поклониться истукану, невзирая на угрозу быть брошенными в раскаленную печь: «Бог наш, Которому мы служим, силен спасти нас от печи, раскаленной огнем, и от руки твоей, царь, избавит. Если же и не будет того, то, да будет известно тебе, царь, что мы богам твоим служить не будем и золотому истукану, которого ты поставил, не поклонимся» (Дан 3:17,18).

> Слова «если же и не будет того» относятся уже к третьему этапу молитвы: человек подчиняет себя воле Бога.

> К этим словам Иисус пришел после долгой ночи борения в Гефсиманском саду: «<Но пусть не Моя воля исполнится, а Твоя!>» (Лк 22:42). В конце концов я понял, что молитва — это средство исполнить не мою, а Божью волю. Да, Бог слышит наши просьбы и отвечает на них. Да, Бог определенным образом учитывает эти просьбы в Своих планах. Но и многим мученикам (в том числе христианам, гонимым за веру в наши дни) и даже Самому Сыну Божьему пришлось познать нехитрую истину: наши заветные желания не всегда исполняются.

> «Не спешите молиться! — предостерегает Юджин Петерсон, выдающийся американский проповедник и писатель, известный своим переводом книг Ветхого и Нового Заветов на современный английский. — Весьма вероятно, что после молитвы вам придется принять условия Бога: чаще всего в результате молитвы мы получаем не то, чего хотим, а то, чего хочет Бог. И результат бывает совершенно неожиданный — такой, который никогда бы не выбрали мы сами. А когда мы, наконец, начинаем понимать, что происходит, обратной дороги уже нет».

> Соработники Царствия Божьего

> Иногда меня озадачивает устройство нашего мира, и тогда я даю волю воображению, пытаюсь придумать какую-нибудь альтернативу. Ведь мог бы Господь сотворить мир, в котором действовали бы совсем иные правила. Ведь мог бы Бог почаще вмешиваться в события, совершать явные чудеса (хотя именно так и было, когда израильский народ странствовал по пустыне). Или же Он мог бы совершенно отстраниться и не вмешиваться в события. Именно отстраненным видят Его деисты: они сравнивают Господа с часовщиком, который собрал часы, завел их и ушел (в этом случае молитвы бесполезны).

> Сотрудничество ради справедливости

> Гэри

> Сразу после окончания колледжа я поехал в Южную Африку, чтобы вместе с епископом Десмондом Туту бороться с преступлениями режима апартеида. Потом я получил юридическое образование и участвовал в расследованиях геноцида в Руанде и случаев полицейского произвола в США. Я убежден, что христиане должны быть на переднем фронте борьбы за справедливость. Поэтому я создал организацию, которая называется «Международная Миссия Справедливости». Задача этой организации — выявлять случаи несправедливости, показывать их в свете Божьей истины и стараться исправить положение посредством широкой огласки в СМИ и юридических мер. Мы действуем в двенадцати странах и специализируемся на случаях торговли людьми, рабства, незаконных арестов и пыток. Кроме того, мы помогаем вдовам и сиротам.

> С самого начала я знал, что нам необходимо постоянно напоминать себе: справедливость — это Божье дело, и в этой битве Бог — на нашей стороне. В противном случае мы сломались бы перед лицом непомерного зла, с которым нам приходится сталкиваться ежечасно. Я очень боялся, что мы скатимся к деятельности, которую я называю «борьбой без молитвы». Поэтому в начале каждого дня мы собираемся вместе, чтобы провести тридцать минут в молчаливой молитве и размышлении. В это время мы н разговариваем и не работаем. Мы сидим на своих местах и молимся. Кроме того, мы собираемся каждый день в одиннадцать часов и полчаса молимся друг о друге и о делах, которыми мы занимаемся. Наши сотрудники часто говорят, что для них это — самая важная часть дня.

> А еще нас поддерживают пять тысяч человек, согласившихся молиться за наше служение. Раз в год мы приглашаем всех, кто нам сочувствует, на молитвенную конференцию. Мы рассказываем о своей работе и молимся все вместе. Однажды сотрудник спросил меня: «Изменилось бы что-нибудь, если бы за нас молились не пять, а пятьдесят тысяч человек?» Я не знаю. Единственное, что мне доподлинно известно — это что Бог заботится о справедливости в этом мире и что Он радуется, когда многие из Его народа трудятся на этой ниве. Я уверен, что, согласно Библии, Он слышит наши молитвы и отвечает на них. К тому же, чем больше людей вовлекается в служение справедливости, тем больше работников Царства Божьего появляется на земле.

> В молитвах мы стараемся просить о том,-чего желает Сам Бог: «Господи, ведь Ты же любишь этого ребенка, который попал в рабство в Таиланде». Я могу рассказать о множестве чудесных ответов на молитвы. Например, многие жертвы насилия свидетельствуют, что сразу после их молитв к ним приходил наш юрист или социальный работник и оказывал помощь.

> Иногда наша вера подвергается испытаниям. Утром мы опять молились об освобождении девяти женщин, заключенных в тюрьму в юго-восточной Азии. Почти девять месяцев назад мы провели большой рейд и освободили из рабства в одном публичном доме почти сто женщин. Какая радость! Однако многие из этих женщин были нелегально привезены из других стран, и у них не было документов. Власти страны, в которой всё это происходило, отнеслись к нашему рейду без особого восторга. Женщин, не имеющих документов, бросили в тюрьму. Месяц за месяцем мы боремся за то, чтобы освободить их и отправить на родину, к семьям. Мы будем молиться за них и завтра, и послезавтра, и еще много дней — до тех пор, пока все они не будут освобождены. Одновременно мы продолжим делать всё возможное, чтобы добиться их освобождения.

> Но в реальной жизни Бог с самого начала привлекает человека к участию в Своем творческом труде. Бог поручает Адаму возделывать землю и владычествовать над животными, то есть передает заботу о райском саде в руки человека. Подобным образом Бог действует на протяжении всей истории. Растения дают семена, семена падают на землю, небо исправно поливает посевы, но урожай вырастает лишь у тех, кто трудится в поле. В мире есть множество материалов, подходящих для изготовления самых разных вещей, но людям самим приходится думать, как использовать это сырье. Когда Бог пожелал выстроить Себе обиталище, ни скинии, ни храмы не спустились с небес на землю наподобие космического корабля. Тысячи архитекторов, строителей, художников и ремесленников трудились над их возведением.

> «Я создам Церковь Мою» (Мф 16:18), — провозглашает Христос, тем самым возвещая о новой власти Царства Божьего на земле. Церковь растет на протяжении вот уже двадцати столетий — растет медленно, трудно. Эпохи роста и подъема Церкви чередуются с периодами упадка, вызывающими у нас глубокое недоумение. Я думаю о том, сколько скорби причинили Богу отдельные эпизоды церковной истории. Тем не менее апостол Павел подчеркивает единство Церкви со Христом: «<Глаз не может сказать руке: «Я в тебе не нуждаюсь». Или голова ногам: «Я в вас не нуждаюсь»>» (1Кор 12:21). По воле Бога дело созидания Царствия Божьего на земле зависит от людей — несмотря на то, что люди, как всем прекрасно известно, существа ненадежные.

> Однажды у Христа выдался особенно трудный день. Он воскресил умершую девочку, исцелил женщину, которую много лет мучила болезнь, вернул зрение двум слепым и дар речи немому… Наступил вечер оказалось, конца трудам не было видно. Иисус почувствовал глубочайшее сострадание к людям: «<они были изнурены и беспомощны, как овцы без пастуха>» (Мф 9:36). Глядя на нескончаемый поток людских страданий и нужд, Иисус дал одно из немногих Своих прямых указаний, о чём нам следует молиться: «<Так просите Хозяина жатвы, пусть пришлет еще работников на жатву>» (Мф 9:38).

> Что за странная просьба! Если Ему нужно больше работников, почему бы не призвать их? Или почему Самому не попросить об этом <Хозяина> жатвы?

> Этот эпизод, наряду со многими другими, показывает, какую роль Христос отводил Самому Себе. Да, в пределах небольшой страны, располагавшейся на территории нынешней Палестины, Он имел большое влияние на людей. Но для того чтобы донести благую весть до Рима и других <.> отдаленных земель, Ему нужны были помощники. Сам Он уже воззвал к <Хозяину> жатвы: двенадцать учеников были избраны после того, как Он провел всю ночь в молитве. И теперь Он призывал учеников молиться о новых делателях, потому что знал: Отец прислушается к их молитвам. Христос обращался к ним как к своим сотрудникам, к соработникам на ниве Божьего Царства.

> Однажды Вильям Кэрри, известный английский миссионер конца восемнадцатого — начала девятнадцатого века, почувствовал, что Бог призывает его отправиться в Индию, чтобы стать там делателем на ниве Господней. Священнослужители, услышав об этом плане, стали насмехаться над ним: «Молодой человек, если бы Бог хотел спасти индийских язычников, Он обошелся бы и без таких, как мы с вами». Они упустили из виду саму идею сотрудничества. Бог мало что делает на этой земле без таких, как мы с вами!

> Мы, соработники Бога, настойчиво молимся о том, чтобы здесь, на земле, исполнилась Его воля, и в то же время стараемся сделать для этого всё, что от нас зависит. Иисус учил нас молиться так: «<пусть придет Твое Царство, пусть исполнится и на земле воля Твоя, как на Небе>» (Мф 6:10). Это — не тихая просьба, а настойчивое требование, высказанное в повелительном наклонении. Дай нам справедливость! Исправь этот мир! Бог призывает Своих земных сотрудников быть глашатаями грядущего исцеления и искупления.

> У человека и Бога разные роли. Господь объяснял Иову, что человек не в состоянии понять пути Провидения и Высшую Справедливость, он не способен вместить в себя ответы на все свои вопросы. Наша роль — следовать по стопам Христа. Своими делами и молитвами мы приближаем наступление Царствия Божьего. Не стоит биться над вопросом: «Как свершается Божий промысел?» Лучше задаться другим: «Что делают в этом мире люди Божьи?» Апостол Павел неоднократно высказывает мысль о том, что на земле мы — тело Христово, что мы пребываем «во Христе» (последнее выражение встречается в Новом Завете 164 раза). Когда мы служим ближним, служит им и Христос. Когда мы кого-то прощаем, прощает и Он. Когда мы проявляем милость к падшим, Спаситель тоже протягивает им руку помощи.

> За кого молимся мы, за тех молится и Сам Господь наш Иисус Христос. Апостол Павел сказал: «<В подтверждение того, что вы — сыны, Бог послал в наши сердца Дух Своего Сына, Дух, взывающий: «Абба! Отец!»>» (Гал 4:6). Если же мы не знаем, за что молиться или как молиться, Святой Дух ходатайствует за нас: «<Тот, кому известны даже самые сокровенные наши помыслы, знает, чего хочет Дух, потому что Дух просит за святой народ Божий так, как того хочет сам Бог>» (Рим 8:27).

> Дух, посланный Христом, молится в нас, когда нам не хватает ни мудрости, ни слов. Бывает, что мы не знаем Божьей воли по конкретному вопросу, но ее, безусловно, ведает живущий в нас Дух. Другими словами, все наши молитвы, в том числе и самые незрелые, проходят своеобразный «внутренний контроль». Пусть мы чувствуем себя невеждами в молитвенной жизни — но Дух Святой не таков. Пусть у нас нет силы и уверенности — у Духа Святого они есть. Пусть нам недостает веры — у Духа Святого ее предостаточно. Бог близко, и нет нужды громко кричать, чтобы Он услышал. Порой достаточно вздоха или стона.

> Двусторонняя деятельность

> Некоторые люди беспокоятся, что молитва располагает к пассивности — ведь мы можем подменять ею дела. Но для Иисуса не существовало противопоставления между молитвой и делами: долгие часы Он проводил в молитве, а потом так же долго помогал людям. В «Деяниях Апостолов» засвидетельствовано, что по примеру Христа действовала и Церковь. Стремясь понять, как надо заботиться о вдовах, христиане сначала помолились о Божьем водительстве, а потом назначили специальных людей, диаконов. Это позволило освободить других работников церкви от хозяйственных забот, они смогли посвятить себя жизненно важному делу — молитве. Если бы община перестала молиться, помощь вдовам тоже прекратилась бы. Или еще пример. Когда в ранней церкви возникли культурные разногласия между иудеями и язычниками, было решено собрать совет для выработки компромиссного решения. Но прежде верующие собрались на совместную молитву.

> Апостол Павел прилежно молился о молодых церквях, но за молитвами следовали дела: он писал им Послания, посещал их. Павел молился и работал с равной самоотдачей. Помните, как Павла везли на корабле в Рим, где он должен был предстать перед судом? По дороге он получил во время молитвы откровение о неизбежном кораблекрушении и о том, что все пассажиры корабля спасутся. После этого апостол взял на себя ответственность за двести семьдесят шесть человек, находившихся на борту судна, организовал спасательные работы.

> «Деяния Апостолов» повествуют о событиях, которые были результатом сотрудничества Бога и людей, и в них невозможно отделить труд Бога от труда христиан. Это и есть самое главное. Смотрите, как парадоксально звучит заповедь, которую Павел дает филиппийцам: «<Со страхом и трепетом созидайте свое спасение, потому что это действует в вас, направляя и вашу волю, и поступки для Своих благих целей, сам Бог>» (Флп 2:12,13).

> Когда я сомневался в том, есть ли смысл в молитве, основным пунктом моих сомнений была «недостаточность» действий Бога. Почему Бог не вмешивается? Почему Он не делает того, о чём я прошу? Мое восприятие изменилось, когда я понял, что молитва — это сотрудничество, тонкое взаимодействие человеческого и божественного начал, в результате которого совершается Божье дело на земле. Бог просит, чтобы я открылся перед Ним в молитве, и открывает мне в молитве Свой замысел о моей жизни, который я — увы! — в состоянии понять лишь отчасти.

> Юджин Петерсон, перу которого, как я уже упоминал, принадлежит современный перевод Библии на английский язык, рассказывает, что в греческой грамматике есть трудно постижимый средний, или медиальный, залог. Он представляет собой нечто промежуточное между активным и страдательным залогами.