Система чичагова

Здоровье

Статьи/ Здоровье/ Будьте осторожны. «Система Чичагова»

Будьте осторожны. «Система Чичагова»

В последнее время многие россияне, в основном православного вероисповедания, стали проявлять интерес к так называемому «оздоровлению организма человека по методу священомученика Серафима (Чичагова)». В церковных лавках и на православных выставках появилась небольшая книжка «Здоровье по Чичагову» в 2 частях, которая была тут же раскуплена. Ранее в интернете появился фильм-лекция Ксении Павловны Кравченко, называющей себя «врачом-практиком» с многолетним положительным опытом работы по этой методике. К сожалению, многие православные люди — священнослужители и миряне — приняли на веру то, что предлагала Кравченко. Многие начали самолечение по ее книге, радуясь, что наконец-то появилась «православная методика» врачевания любых болезней, освященная к тому же именем митрополита-мученика Серафима.

Слава Богу, среди православных врачей нашлись те, кто выявил несостоятельность и ложность медицинских взглядов Кравченко. Кроме того, было доказано, что преподносимая Кравченко методика исцеления не имеет отношения к медицинской системе священномученика Серафима (Чичагова). Одним из первых отозвался врач и священник Георгий Шинкаренко, написав разгромную статью «Врач» в черном халате».

В социальной сети «В Контакте» появилась группа «Опасная деятельность Ксении Кравченко», в описании которой сказано: «С недавнего времени в православной среде появилась страшная мода на околонаучную методику оздоровления, предлагаемую супругами Кравченко под эгидой православного сайта. Данная группа создана для противодействия вредному распространению этой страшной и губительной методики. В ней опытные специалисты, в том числе кандидаты медицинских или биологических наук, православные и преимущественно воцерковленные люди, с благословления своих духовников показывают грубые ошибки в понимании физиологии автором методики, объясняют, почему не нужно применять ее советы, какие тяжкие последствия могут возникнуть. Мы хотим, чтобы ваше телесное и душевное здоровье не пострадало».

Ростовского епархиального медицинского сектора иерей Александр Новиков
с членами общества православных врачей Ростова-на-Дону

Заключение экспертного отдела Общества православных врачей Санкт-Петербурга

В брошюре «Здоровье по Чичагову» (Кравченко К. П., М.: Дискос, 2013 г.) и 2-х видео-лекциях (110 мин. и 80 мин.) К. П. Кравченко излагает собственные представления о природе внутренних болезней, их патогенезе и правильных (с ее точки зрения) профилактических и лечебных приемах. Преимущественно во вводной части первой лекции автор пытается связать собственные медицинские взгляды с именем священномученика Серафима (Чичагова).

Медицинские взгляды К.П.Кравченко характеризуются безсистемностью, непоследовательностью и, в значительной мере, с точки зрения фундаментальных медицинских дисциплин, несоответствием современному уровню медицинских знаний. При этом усматривается и несоответствие ее представлений как медицине XX-го века, так и взглядам Л. М. Чичагова, изложенным им в «Медицинских беседах» в конце XIX-го века.

Таким образом, медицинские взгляды К.П.Кравченко носят произвольный характер и не обоснованы. При этом следует отметить ее убежденность в своей правоте и безаппеляционность суждений.

Следует считать медицинские взгляды К. П. Кравченко антинаучными и не имеющими никакого отношения к «системе Л. М. Чичагова», изложенной им в «Медицинских беседах». Самолечение по рекомендациям К.П.Кравченко может представлять опасность для здоровья.

Экспертное заключение одобрено членами Правления Общества православных врачей Санкт-Петербурга. Руководитель экспертного отдела Общества православных врачей Санкт-Петербурга им. cвт. Луки (Войно-Ясенецкого), член Правления ОПВ Санкт-Петербурга д. м. н., Коржевский Дмитрий Эдуардович.

Заключение экспертного отдела Общества православных врачей Санкт-Петербурга, надо надеяться, развеяло мифы и заставило многих братьев и сестер бросить самолечение по «чудо-методике» и обратиться, во-первых, к Богу с молитвой об исцелении наших недугов, а во-вторых, к опытным врачам, имеющим высшее медицинское образование. Будьте здоровы, берегите себя!

Целебник. Православный календарь на 2016 год

В настоящее время вышел православный календарь «Целебник» на 2017 год (продается в церковной лавке Храма Державной иконы Божией Матери на пр.Культуры). Календарь «Целебник» подготовлен православными врачами и журналистами, одобрен Обществом православных врачей Санкт-Петербурга. Все содержащиеся в календаре народные, медицинские и диетические советы проверены врачами.
.

Ваш кирпичик в строительстве Дома Милосердия. На данный момент на территории Дома Милосердия построены: часовня и 2 социальных объекта (пункт гуманитарной помощи одеждой, пункт помощи питанием для нуждающихся). Начало социальной работы намечено на осень 2016 г. Ведется работа по прокладке водоснабжения. Поддержите это нужное дело! Вложите ваш кирпичик прямо сейчас!

Помните о лепте вдовы и жертвуйте сколько можете. Если не можете пожертвовать сегодня, воздохните, помолитесь об общем деле. Пожертвуете, когда сможете.

Храни вас Господь!

Назад к списку

Это произведение было опубликовано до 7 ноября 1917 года (по новому стилю) на территории Российской империи (Российской республики), за исключением территорий Великого княжества Финляндского и Царства Польского, и не было опубликовано на территории Советской России или других стран в течение 30 дней после даты первого опубликования.

Поскольку Российская Федерация (Советская Россия, РСФСР), несмотря на историческую преемственность, юридически не является полным правопреемником Российской империи, а сама Российская империя не являлась страной-участницей Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений, то согласно статье 5 конвенции это произведение не имеет страны происхождения, кроме следующих случаев:

  • в отношении кинематографического произведения, изготовитель которого имел свою штаб-квартиру или обычное местожительство в стране-участнице конвенции, страной происхождения является эта страна,
  • в отношении произведения архитектуры, сооружённого в стране-участнице конвенции, или художественного произведения, являющегося частью здания или другого сооружения, расположенного в стране-участнице конвенции, страной происхождения является эта страна;
  • в отношении иных произведений, если автор произведения являлся гражданином страны-участницы конвенции¹, то страной происхождения считается эта страна.

¹ — Автор, не являющийся гражданином страны-участницы конвенции, но имеющий своё обычное местожительство в какой-либо стране-участнице, приравнивается для целей конвенции к гражданину этой страны.

Исключительное право на это произведение не действует на территории Российской Федерации, поскольку это произведение не удовлетворяет положениям статьи 1256 Гражданского кодекса Российской Федерации о территории обнародования, о гражданстве автора и об обязательствах по международным договорам.

Если это возможно, замените данный шаблон-лицензию на {{PD-Russia-1996}} or {{PD-Russia-expired}}.

Это произведение находится в общественном достоянии (англ. public domain) в США, так как оно было опубликовано до 1 января 1926 года.

Отзыв о книге «Оздоровление организма по методике священномученика Серафима Чичагова»

Рецензия на брошюру «Оздоровление организма по методике священномученика Серафима Чичагова»

У милых дам, несу­щих послу­ша­ние повара в Новоспас­ском мона­стыре (Москва), вчера изъ­ята бро­шюра Ксе­нии Кра­вченко «Оздо­ров­ле­ние орга­низма по мето­дике свя­щен­но­му­че­ника Сера­фима Чича­гова”. — М., 2013 (именно 2013 г., а не 2012 г.).

Пред­ла­гаю Вашему вни­ма­нию рецен­зию на эту брошюру.

1. Бро­шюра не имеет грифа «Одоб­рено Изда­тель­ским сове­том Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви”, в связи с чем по при­ня­тым пра­ви­лам не может рас­про­стра­няться через цер­ков­ную кни­го­тор­говлю. Тираж бро­шюры не указан.

2. В крат­кой анно­та­ции в начале бро­шюры ука­зы­ва­ется «раз­ре­шено для детей старше 12 лет” (т.е. 12+), однако не назы­ва­ется: от кого кон­кретно полу­чено такое раз­ре­ше­ние. Абсо­лютно отсут­ствуют све­де­ния об авторе, хотя заяв­ля­ется (фор­зац, обложка), что «прак­ти­ку­ю­щий врач” К.П.Кравченко имеет «более чем два­дца­ти­лет­ний поло­жи­тель­ный опыт лече­ния боль­ных по дан­ной методике”.

3. В бро­шюре цити­ру­ется сам свщмч. Сера­фим Чича­гов, однако нет ни одной ссылки на источ­ник цитирования.

4. Бро­шюра обильно испол­нена сти­ли­сти­че­скими, грам­ма­ти­че­скими, пунк­ту­а­ци­он­ными и тер­ми­но­ло­ги­че­скими ошиб­ками, про­из­воль­ными выво­дами (кто дал этой «оздо­ро­ви­тель­ной системе” назва­ние «система Сера­фима Чича­гова”? Не сама ли К. Кра­вченко?) Почему отсут­ствует хотя бы эти­мо­ло­ги­че­ское объ­яс­не­ние назва­ний болез­ней про­шлого: «грызть”, «лихо­манка”, «кон­драшка” (стр.9)?

Не из-за того ли, что автор сама тол­ком в них не разбирается?

Харак­тер­ные примеры:

«Понять, что это такое, как это зву­чит по-совре­мен­ному, доста­точно сложно, можно только дога­ды­ваться” (стр.10).

«Если мы нака­нуне понерв­ни­чали или во время еды обсуж­даем какие-то про­блемы, смот­рим теле­ви­зор, сопе­ре­жи­ваем или пере­жи­ваем, у нас не замкнуты кла­паны” (стр.33);

«Паци­ентка, при­хо­див­шая ко мне с опу­хо­лью матки (про­пу­щена запя­тая) гово­рит: «Помо­гите, мама умерла от рака матки, я не хочу идти по ее пути”! Мы по ходу своим (пра­вильно своих) иссле­до­ва­ний выяс­нили такой момент: девочки несут про­блемы папы и папи­ного рода, маль­чики несут про­блемы мамы и мами­ного рода” (стр.69–70).

Дей­стви­тельно, «выда­ю­ще­еся” откры­тие «пра­во­слав­ного” врача!

На стр. 12 «вра­чом” Ксе­нией Кра­вченко про­во­дится кощун­ствен­ная мета­фора – пря­мая парал­лель между евха­ри­сти­че­ской Чашей, в кото­рой нахо­дятся Тело и Кровь Хри­стовы, и меди­цин­ской чашей-эмблемой:

«В ста­ром меди­цин­ском учеб­нике сим­вол нашей меди­цины – змей над чашей. Известно, что чело­век полу­чает ту или иную про­блему, если он согре­шил. Далее идёт симп­том, а через какое-то время – болезнь. Чело­век, вспо­ми­ная, идёт на испо­ведь, испо­ве­ду­ется, а затем идёт к Чаше, он при­ча­ща­ется, и болезнь ухо­дит. Сей­час вокруг этой Чаши изви­ва­ется змей. Известно, кто такой змей. Мы видим его на иконе Геор­гия Побе­до­носца повер­жен­ным. Змей – про­об­раз сатаны, отец лжи” (стр.12, цит. с сокр.).

Вот как, ни больше, ни меньше: змий-сатана изви­ва­ется сей­час вокруг Евха­ри­сти­че­ской чаши!

5. Прак­ти­че­ски пол­но­стью отсут­ствует спра­воч­ный аппа­рат (в конце бро­шюры всего лишь упо­ми­на­ние о 2‑х кни­гах: «Побе­дить болезнь” (изда­ние храма Девяти Кизи­че­ских муче­ни­ков, 2012 г. и Чича­гов Л.М. «Меди­цин­ские беседы” (репринт 1891 г.); нет ссы­лок на авто­ри­тет­ные меди­цин­ские спра­воч­ники и пособия;

6. В конце бро­шюры чита­те­лям навя­зы­ва­ется «чин чте­ния Псал­тыри мит­ро­по­лита Петра Могилы”. «Чин” по суще­ству настолько далёк от молитв за усоп­ших, в том числе и от чте­ния Псал­тыри по усоп­шим, что ком­мен­ти­ро­вать его излишне.

7. Утвер­жда­ется, что «система Чича­гова” помогла мно­гим, однако это и подоб­ные утвер­жде­ния голо­словны, в бро­шюре отсут­ствуют кон­крет­ные при­меры помощи и поло­жи­тель­ного резуль­тата, от каких болез­ней зафик­си­ро­ваны слу­чаи исце­ле­ния и т.п.

8) Исто­рия пре­па­рата «Дека­рис” (стр.66) начи­на­ется так:

«Где-то в 1972 г. на базе Пер­вого меди­цин­ского инсти­тута Сече­нова в Москве был на кафедре аку­шер­ства и гине­ко­ло­гии инте­рес­ный моло­дой чело­век. Он увлёкся этим Дека­ри­сом и напи­сал кан­ди­дат­скую дис­сер­та­цию. Когда он ее защи­щал, ему дали сразу док­тор­скую. И сразу во всех кли­ни­ках стали исполь­зо­вать этот Дека­рис. Посту­пает паци­ент и его начи­нают лечить по схеме, кото­рую мы всем и сове­туем. Эта схема того самого моло­дого человека”.

Всё это напо­ми­нает дешё­вую бел­ле­три­стику, сказку «жили-были” и «одна­жды где-то в три­де­ся­том цар­стве”, «одна бабка ска­зала”. Что за «инте­рес­ный моло­дой чело­век”? Каково назва­ние его науч­ного труда, за кото­рый сразу дали док­тор­скую сте­пень, что доста­точно ред­кое по тем вре­ме­нам явление?

8а. Ксе­ния Кра­вченко про­из­вольно тол­кует меди­цин­скую прак­тику свя­щен­но­му­че­ника, кото­рая, по её сло­вам, заклю­ча­ется, в част­но­сти, в том, что его, ока­зы­ва­ется, не инте­ре­со­вало: с какой болез­нью или с забо­ле­ва­нием какого органа обра­тился к нему за помо­щью человек:

«Вла­дыка рас­смат­ри­вал болезни неза­ви­симо от пора­жа­е­мого органа и, при­ни­мая их формы, обра­щал вни­ма­ние на общее состо­я­ние: на ход и раз­ви­тие, а глав­ное – на окон­ча­ние болезни” (стр.8.).

Это что-то уни­каль­ное в меди­цин­ской прак­тике, только вот не док­тора Л. Чича­гова, а самой К. Кра­вченко, вольно интер­пре­ти­ру­ю­щей труды архи­пас­тыря. Как можно лечить чело­века «в общем”?

9. В бро­шюре встре­ча­ется много очень спор­ных момен­тов, без­до­ка­за­тель­ных обоб­ще­ний и утвер­жде­ний, брос­ких срав­не­ний, а то и крайне несу­раз­ных высказываний:

«Прак­тика и очень боль­шой опыт пока­зы­вают, что нет болезни, кото­рая изле­чи­ва­лась бы быст­рее всех любых, нежели «рак”” (стр.13, жир­ным здесь и далее выде­лено нами, назва­ние болезни «рак” Ксе­ния Кра­вченко почему-то взяла в кавычки. И на какой это боль­шой опыт по быст­рому изле­че­нию от рака ссы­ла­ется Ксе­ния Павловна?).

«Эндо­крин­ная система выра­ба­ты­вает гор­моны. Гор­моны выхо­дят в очень малом коли­че­стве, в сотых долях, запус­кая в работу все органы. Эта система при своей пато­ло­гии не болит: ни щито­видка, ни гипо­физ, ни над­по­чеч­ники. Они могут вообще не рабо­тать, но не болят. Един­ствен­ный при­чин­ный фак­тор их выхода из строя – это эмо­ци­о­наль­ный фак­тор. Любая эмо­ция – это страсть: раз­дра­жи­тель­ность, гнев­ли­вость, зависть, обид­чи­вость. Любая страсть – это грех. Таким обра­зом, заро­ды­шем всех гор­мо­наль­ных нару­ше­ний явля­ется грех” (стр.14–15, цит. с сокр).

Вот как: «пораз­дра­жался” немного – и твоя эндо­крин­ная система вышла из строя! Хотя любая страсть – грех, но не каж­дая эмо­ция явля­ется гре­хом. Пла­кать с пла­чу­щими и радо­ваться с раду­ю­щи­мися пове­лел апо­стол Павел не ради того, чтобы в орга­низме чело­века при этом что-либо выхо­дило из строя.

«Выра­ба­ты­вая гор­мон из четы­рёх ато­мов йода, щито­вид­ная железа должна каким-то обра­зом этот йод полу­чить. Для этого необ­хо­димо упо­треб­лять в пищу про­дукты, содер­жа­щие йод, кото­рые должны пере­ва­риться, попасть из кишеч­ника в кровь, а затем щито­вид­ная железа, выра­ба­ты­вая тирок­син, вбра­сы­вает его в печень. Это в норме. Но живя в энде­ми­че­ском рай­оне, где нет морей, оке­а­нов, а, сле­до­ва­тельно, и про­дук­тов, содер­жа­щих йод, ни у кого щито­вид­ная железа не рабо­тает” (стр. 16–17).

Вам, чита­тель, понятно, что ни у кого, ни у К.П.Кравченко, ни у Вас, ни у кого бы то ни было из Вашего бли­жай­шего и даль­него окру­же­ния щито­вид­ная железа не рабо­тает?! Ни у кого! Это во-пер­вых. А во-вто­рых, Рос­сия всё-таки омы­ва­ется морями и оке­а­нами, да и при­об­ре­сти в мага­зи­нах йодо­со­дер­жа­щие мор­ские про­дукты сей­час не явля­ется зна­чи­тель­ной проблемой.