Сказка про мораль

Нравственная сказка для детей старшего дошкольного возраста: «Потеря».

Дворецкая Татьяна Николаевна
ГБОУ Школа №1499 ДО №7 Воспитатель
Описание: Сказка предназначена для детей старшего дошкольного возраста, воспитателей дошкольных учреждений и родителей.
Назначение работы: Сказка носит воспитательную направленность.
Цель: формирование у детей нравственных чувств, положительных навыков и привычек поведения, нравственных представлений и мотивов поведения.
Задачи:
1.создавать педагогические условия для развития нравственных представлений и мотивов поведения
2.воспитывать культуру поведения
3.формировать гуманные отношения между детьми и взрослыми между детьми и сверстниками;
4.развивать навыки анализа поступков сказочных персонажей

Поэтическое предисловие от автора:

Сказка подарит яркие встречи!
Сказка научит, сказка излечит.
Сказка подскажет, как поступить.
Сказка сумеет развеселить!

Потеря.

Однажды осенью на лесной тропе ежик нашел яблоко. Остановился он и стал думать, как яблоко оказалось на дороге?
Тем временем на тропинке появился зайчишка.
— Привет ёжик! Что ты тут делаешь?
— Привет зайка. Я нашел яблоко. А чье оно я не знаю.
— Нашел яблоко, так забирай его себе. И думать тут нечего.
— Нельзя так зайка поступать. А вдруг тот, кто яблоко потерял, сильно расстроился.
— Да ты прав ежик, я об этом не подумал – проговорил зайчик.
-А что это Вы тут делаете? – спросила у друзей ворона.
— Ух, ты яблоко делите! И мне кусочек оставьте.

Ежик и зайка посмотрели на ворону, головой покачали.
— Нет, это яблоко не наше, это потерянное — грустно ответил ежик.
— Его нужно вернуть хозяину – добавил зайчишка.
— Глупости! Нашли яблоко, значит оно теперь Ваше – закричала ворона.
— Нет, ворона потерю нужно обязательно вернуть – сказал ежик.
Сейчас я наколю яблоко на свои иголки и пойду по дороге прямо искать того кто потерял яблоко.

Ты зайка иди по тропинке в обратную сторону. Ну, а ты ворона поднимайся высоко в облака. Посмотри, полетай по близлежащим окрестностям. А через час встретимся на этом самом месте. Вдруг кому то из нас повезет найти, кого кто потерял яблоко.
Так и сделали.
Через час встретились зайка и ворона, стали ждать ежика.
Вдруг послышался, чей-то веселый смех. Это ежик возвращался, но не один. Рядом с ежиком шел веселый медвежонок.
— Друзья мои я нашел, кого кто потерял яблоко. Это медвежонок! – радостно проговорил ежик.
Шел я по дороге и увидел медвежонка, он сидел на пеньке и плакал.
— Почему ты плачешь? — спросил я у медвежонка.
— Я потерял яблочко. Оно была спелое, красное, вкусное! — ответил грустный медвежонок.

— Ура! Я нашел и яблоко и хозяина яблока!
— Вот тебе твое яблоко! Кушай на здоровье! – сказал я медвежонку.
— Спасибо Вам большое! – проревел медвежонок. Вы добрые звери.
Я приглашаю Вас в гости. Моя мама испекла яблочный пирог.
Мы будем рады угостить Вас!

Мораль: Приятно даже зверю – когда возвращают потерю.

Рекомендуем посмотреть:

Сказка про пчелку для детей 5 — 8 летЗимняя сказка для детей 5 — 6 летНравственная сказка для детей 5-7 лет: Братья КапризыСказка о дружбе для детей 5-9 лет

Добро или зло, достоинство и честь, честность и уважение, жалость и сочувствие, сострадание или безразличие… Что мы проявим, совершая поступки? Наш выбор очень важен, но важна также и его оценка. Особенно когда мы сами становимся себе судьями. Об этом полезном занятии и размышляют сегодня слушатели школы журналистики.

И ничего нельзя исправить…

У каждого человека в жизни возникали ситуации, за которые впоследствии ему становилось стыдно. К сожалению, я не исключение. У меня тоже была история, вспоминая которую, становится очень стыдно. И ничего нельзя исправить, а очень бы хотелось.

Я училась в 4-м классе. Приближался выпускной в начальной школе. Я очень радовалась и серьёзно к нему готовилась. И хотя была не настолько взрослая, но всё же озабочена множеством дел. Никого вокруг себя не замечала.

Однажды, когда возвращалась домой после школы, услышала крик. Я подходила всё ближе на звук и вдруг увидела такую картину: вокруг девочки примерно моего возраста кружились собаки. Они на неё кидались, кусали, но она, как могла, всё же от них отбивалась. Меня одолел страх, так как я ужасно боялась собак. С криком я побежала домой и рассказала всё родителям, и так как это происходило недалеко от нашего дома, привела их туда. Но на месте уже никого не оказалось.

На следующий день я узнала, что эта девочка из соседнего двора и что она тяжело пострадала. Со множественными укусами она оказалась в больнице. Мне стало очень стыдно. Слишком сильная озабоченность предстоящим праздником, растерянность, страх, и я не смогла оказать нужную той девочке помощь.

Виолетта БЕЛЕНКОВА, ученица Рассказовской школы № 3

Поляна стала чистой

Прошедшим летом мы с друзьями поехали на велосипедах на речку. Ехать далековато, но мы были в предвкушении от предстоящего веселья.

Пока ехали, немного устали. Приехав в назначенное место, мы были поражены увиденным. Люди, отдыхавшие здесь до нас, оставили большие кучи мусора. Сначала мы немного растерялись, но потом подруга предложила убрать всё это. Все согласились. После приложенных нами усилий полянка снова стала чистой. А мы были горды и довольны собой.

Анна ГУСЕВА, ученица 9-го класса Иловай-Дмитриевской школы Первомайского района

Стыжусь до сих пор

Мне хотелось бы рассказать о поступке, который произошёл со мной в детстве и которого я стыжусь до сих пор.

Тогда мне было лет шесть, и летом я гостила у бабушки в деревне. У нас появился маленький котёнок — полосатый и очень милый. Не помню, как назвала его. Возможно, он был Мурзик, а может, и нет. Но это не важно. В деревне у меня была подруга по имени Настя. Играя вместе с ней на улице, мы устроили игровой магазин. В продажу входили банки с жидким грязным песком, который мы черпали со дна бочки с водой. В качестве дегустатора грязи был взят несчастный котёнок. Я до сих пор не могу понять, чем мы думали, насильно кормя его этим песком. Однако тогда мы мало понимали, что делать этого было ни в коем случае нельзя. К счастью, котёнок не умер — во всяком случае, при мне. Он умер намного позже и, как мне хочется верить, не из-за наших глупых экспериментов (а кормили мы его так неоднократно).

С тех пор прошло десять лет, многие события и детали стёрлись из памяти. Но про того бедного котёнка, попавшего в руки неразумных детей, я вспоминаю до сих пор — со стыдом и виной за то, что натворила.

Ксения ДЬЯКОВА, ученица 10-го класса школы № 31 г. Тамбова

Заступаюсь за слабых

Я всегда заступаюсь за тех людей, которых обижают сильные, смеются над ними, унижают.

Я просто не люблю, когда сильные люди унижают слабых людей. Ведь слабые не всегда могут за себя постоять, или им просто не хочется просить о помощи. И если я вижу, что сильный обижает слабого, приказывает ему, обзывает, бьёт, а слабый при этом молча страдает, то я никогда этого так не оставлю, даже если человек мне не знаком. Я всегда пытаюсь за него заступиться и помочь. А если я этого не сделаю или побоюсь, то мне будет плохо оттого, что я не помогла этому человеку. Именно это я и называю хорошим поступком.

Валерия ДУБОВИЦКАЯ, ученица 8-го класса Староюрьевской школы

Не нужно высмеивать человека

Все мы совершаем различные поступки. В жизни каждого из нас наверняка найдётся такой, за который стыдно. У всех он свой, есть такой и у меня…

У меня есть одноклассница. Она немного полновата, и каждый раз, когда проходит мимо, становится темой для всеобщего обсуждения. Однажды у нас, как обычно, зашёл подобный разговор. И так уж случилось, что эта девочка случайно это услышала. После этого она убежала и долго плакала. Больше на эту тему никто никогда не проронил ни слова. А я долгое время просила у неё прощение. Надеюсь, что она меня простила.

Эта ситуация была для меня большим уроком. Не нужно высмеивать человека, если он не такой, как все. Нужно относиться с пониманием к людям.

Александра ШУБИНА, Дом детского творчества г. Рассказово

Меня ругали, а я…

Однажды жарким летним днём я по просьбе соседки гуляла с её мамой, бабой Варей.

На улице стояла знойная погода, летнее солнце светило очень ярко и грело всех своими мягкими лучами. Почти невозможно было найти прохладный тенёк, чтобы укрыться от жары. Баба Варя, будучи старой женщиной, быстро устала и захотела пить. Я, решив не мучить старушку подъёмом по лестнице, оставила её сидеть на скамейке около дома, а сама побежала внутрь, чтобы взять бутылочку воды.

Стараясь делать всё быстро, потому что старушке может стать плохо, я выскочила из подъезда с бутылкой освежающей влаги в руках и увидела, что мои опасения сбылись: бабе Варе и впрямь стало очень дурно. Чтобы дойти до её скамейки, мне нужно было перейти дорогу. И я уже собиралась это сделать, как вдруг увидела огромный грузовик, который мчался по дороге, спеша доставить продукты в магазин. Недолго думая, я решила, что старушка может не выдержать столько времени, и побежала по дороге, чуть не угодив под колёса…

После того, как об этом узнали, меня начали ругать и стыдить, ведь я могла погибнуть. Но от всех этих слов я ни капли не стыдилась, а, наоборот, была собой горда.

Тамара САРГСЯН, ЦДОД г. Моршанска

От «Ровесника». Может, помогая одному человеку, не стоит забывать и о других людях? О родителях, которые волнуются: как они переживут известие о несчастье с ребёнком; о водителе, к которому девочка могла угодить под колёса: его жизнь тоже очень усложнил бы этот случай; о самой себе в конце концов: жизнь могла оборваться в таком юном возрасте… Будьте чуткими и внимательными к тем, кто рядом, кто дорожит вами и любит.

Надеюсь, что простила…

В моей жизни тоже был поступок, за который мне до сих пор стыдно.

У нас в классе проходило собрание. Все шумели, и учитель был недоволен нашим поведением. Когда стали выяснять причины посторонних разговоров, у меня тоже спросили: «Ты разговариваешь по пустякам на уроке?» И я ответила: «Да, но только из-за того, что меня отвлекает соседка по парте».

На следующий день подруга со мной не разговаривала. Я попросила у неё прощения, и она меня простила. Но до сих пор мне стыдно за свой поступок.

Вероника ШМЕЛЁВА, ученица 7-го класса Ржаксинской школы № 2

Мои четвероногие друзья

У всех людей в жизни есть такие поступки, за которые им стыдно или, наоборот, они ими гордятся. Вот и у меня были такие случаи.

Когда мне было девять лет, в то время я была в 3-м классе, учитель поставил мне двойку по окружающему миру. Я очень обиделась на него за это. На следующий день пришла в школу, вооружившись кнопками. Прозвенел звонок, и я положила кнопку на стул. Вошёл учитель, сел на кнопку и… громко закричал. Конечно же, мою маму вызвали в школу. Вот за этот поступок, когда я выросла, было стыдно перед учителем.

А вот поступок, которым я горжусь. В то время мне было семь лет. Как-то я шла по улице и увидела, как мужчина бьёт собаку. Мне стало очень её жалко, и я попросила разрешения взять её себе. Прошёл год, я шла из школы домой и опять увидела маленькую бездомную собачку. Её я тоже взяла. Сейчас мне 14 лет, и у меня шесть собак. Я их очень люблю и ухаживаю за ними.

Ксения ДРОНОВА, ученица 8-го класса Староюрьевской школы

У человека всегда есть выбор

У меня такое мнение, что в наше время люди боятся совершать хорошие поступки. У человека, прежде чем он совершит какой-то поступок, всегда есть выбор. Иногда этот выбор таков: быть героем или остаться человеком, которого будут презирать. Но могут найтись люди, которые будут считать твой поступок неправильным. Но это уже их выбор.

Я приведу пример хорошего поступка. Правда, речь идёт не обо мне, но я хочу об этом рассказать. В социальных сетях один мужчина писал, что однажды в детстве, когда он был маленьким, они с папой пошли в цирк. За билетами в кассу впереди их стояла многодетная семья. Дети очень хотели попасть в цирк. Семья была малообеспеченная, и, когда покупали билеты, не хватило денег. Тогда отец мальчика, недолго думая, взял и положил деньги рядом с человеком, который расплачивался за билеты этой многодетной семьи, сказав: «Мужчина, вы деньги потеряли».

После этого поступка мальчик очень гордился своим отцом. А в цирк они пошли в другой раз.

Татьяна ЧУРИЛОВА, ученица 8 класса Чащинского филиала Мучкапской школы

Фото Анны Беркетовой

Кристина Юраш / Добавлено: 20.10.16, 18:05:53

С детства не перивариваю слово «мораль» в книгах. Мораль-мораль-мораль… Анализ на уроке русской литературы всегда требовал, чтобы я вынесла какой-либо урок из прочитанного. И кроме этого изобразила это в виде сочинения. Но давайте не будем углубляться во взрослые книги, а посмотрим на сказки. Русские сказки и сказки зарубежных авторов. И попробуем найти в них мораль.

Сказка «Колобок» — всегда найдется тот, кто тебя съест. Оптимистично, не так ли? Насколько бы ты крут ни был, тебя все равно съедят. Колобок ведь ничего плохого не делал, просто катился себе по дорожке, откупаясь от зверья песенками. Ни грабил, ни обманывал, ни убивал! Неужели песенка для поднятия настроения считается обманом?

Сказка «Курочка Ряба» — для меня всю жизнь это был философский камень преткновения. И даже сейчас я не могу понять морали этой сказки! Дед и баба стучали яйцом по всем прилегающим поверхностям с целью разбить, но когда оно разбилось — заплакали. Они думали, что оно целиком из чистого золота или хотели состряпать глазунью? В чем смысл, господа?

Сказки про Иванушку дурачка учат тому, что дуракам всегда везет. Люди и нелюди жалеют их, поэтому и помогают. Так что можно особо не напрягаться, а быть добрым дурачком, чтобы в твоей жизни появились те, кто будут пытаться вытащить тебя из неприятностей. Зачем самому? Есть Василисы Превсякие, которые умеют все!

Сказка про Ивана-царевича и Царевну Лягушку учит тому, что нельзя выбрасывать вещи супруги, насколько отвратительными бы они Вам не казались. Полезная сказка.А так же учит надеятся на то, что встреченная жаба вдруг обернется красавицей-царевной при удачном стечении обстоятельств. Хотя есть в ней доля истины, мол, не суди о человеке по его внешности и смирись со своим выбором. Почти тоже самое повторяется в сказке «Красавица и Чудовище» во всех ее вариациях, правда наоборот. И бегут красавицы расколдовывать чудовищ, но чаще всего чудовища на поверку оказываются настоящими чудовищами, а не заколдованными Принцами. Вот и мучайся, горемычная, с ним всю жизнь, или пока ЗАГС не разлучит Вас. Этот тип сказочек дает особо впечателительным детям ложные иллюзии относительно чудесного перевоплощения избранника или избранницы.

Сказка о Вершках и Корешках учит правильно разговаривать с рэкетом. Правильно обманывать рэкетиров — это, конечно, хорошее умение, но вот почему-то не упоминается, что бывает, если обман раскрывается.Очень полезная сказка для человека с комплектом запасных конечностей и сохранками.

Сказка про Красную Шапочку учит тому, что нельзя разговаривать с незнакомцами и делиться с ними личной информацией. Но, если бы Шапочка отморозилась от волка и молчала, как партизан, то не факт, что спокойно был дошла до домика Бабушки. Сожрал бы он ее прямо в лесу и не подавился. Прелесть, какая дурочка и ужас какая дура, Шапочка была честной с волком. Если бы на ее место был кто-то другой, то может быть и наврал бы с три короба, мол, иду к дровосекам, несу 3 кг в тротиловом эквиваленте, то возможно, волк от нее бы бежал, как ошпаренный. Вывод какой? Врите чаще? Особенно незнакомым людям?

Сказка про Русалочку (не мультик, а именно оригинальная сказка) в детстве произвела на меня колоссальное впечатление. Судя по всему, мораль простая — не нужно приносить жертвы во имя любви и надеятся на то, что человек оценит. Отличная мораль. Чудесная. То есть, ради любви не нужно ничем жертвовать? Если бы Русалочка оставалась русалкой, то все было бы отлично. Так что ничем не жертвуйте ради любви, упаси Бог! Нужна любимому почка, а у тебя их две? Не напрягайся. Все равно не оценят. Конечно, есть еще одна мораль — если мужик уходит к другой, то прости его и отпусти. Молча. Меня терзают смутные сомнения относительно Принца. Чем ему не угодила покорная и молчаливая Русалочка? Давайте посмотрим с точки зрения Принца. Мораль какая? Не женись на простом неполноценном найденыше, а женись на полноценной принцессе? Или сердцу не прикажешь? Или женитесь только на равных себе, не допуская мезальянсов?

А как же тогда «Золушка?». Терпи, красавица и будет тебе счастье? Чем больше терпишь, тем круче выйдешь замуж и тебе попадется Принц? Или надейся на чудо в виде крестной феи? Или, как спела Сердючка, «даже если вам немного за тридцать, есть надежда выйти замуж за принца»? То есть размениваться на «простых смертных» не стоит. Жди Принца! И он обязательно придет!

Примерно тоже самое, только в «Спящей красавице». Можно палец о палец не ударить, но Принц придет. И расколдует. И снова верим в чудеса!

Сказка про Конька Горбунка учит тому, что нужно работать с начальством, каким бы противным, капризным оно ни было? И тогда тебя ждет повышение по службе. Или тому, что в твоей жизни появится тот, кто решит за тебя все проблемы? Или тому, что понравившись жене начальника, ты моментально получишь карьерный рост? Или после похода в сауну ты внезапно поумнеешь и похорошеешь? Или ты чудом обретешь плюс 100500 к привлекательности, если себя не пожалеешь? Теперь понятно, почему в прессе замелькали статьи про жертв пластической хирургии! Вот, оказывается, откуда ноги растут! Значит, Иван-дурак пошел на сознательные жертвы и выиграл Джек пот, а Русалочка, пойдя на сознательные жертвы проиграла даже жизнь. Я запуталась.

А теперь еще две параллели. Сказка про «Дюймовочку» и сказка про «Короля Дроздоборода» . Если Дюймовочка убежденная в том, что не стоит выходить замуж за первого встречного, а нужно серьезно подойти к вопросу выбора спутника жизни, выиграла. То Принцесса, которая черезчур серьезно подошла к выбору спутника жизни, изрядно насмеявшись над всеми кандидатами, проиграла. Я, возможно, не права, но судя по всему принцессе замуж просто не хотелось. А на счет бороды, то у всех свои вкусы. Кому-то — вау! Кому-то — фу! С одной стороны можно сказать, что одна оценивала внутренние качества, а другая — внешние данные. Но простите, если мужчина внешне вызывает у тебя отвращение или некую неприязнь, то нужно выскакивать за него замуж? Или главное, чтобы человек хороший был? А тот садизм, который проявил Король по отношению к принцессе, мол, дорогая, спустись с небес на землю, это не месть отвергнутого? Или если тебе сказали — «нет», то нужно обманом и хитростью добиваться «да»? Морально опустить человека, чтобы он был согласен на все?

Итак, резюмируем все выше сказанное. Сказки научили меня:

1. Полагаться на других.

2. Верить в чудеса.

3. Не жертвовать ничем ради любви.

4. Чаще врать. Мало ли что…

5. Ждать принца и игнорить остальных.

6. В безвыходной ситуации соглашаться на первого — встречного.

7. Верить в то, что внезапно можно измениться в лучшую сторону, принеся жертву.

8. Спокойно, с терпением агнца на заклание, реагировать на любую несправедливость по отношению к собственной персоне, в надежде, что ситуация изменится в лучшую сторону.

Не знаю, может быть я — какая-то неправильная и намеков не понимаю, а может быть и правда намеки странноваты… Как вы думаете?

Эту часть я написала после того, как увидела комментарии.

Правильные выводы сделали комментаторы. Именно то, что мне хотелось увидеть и к чему хотелось подвести. Не книги и сказки формируют мораль, они лишь являются ее отражением. Я нарочно упомянула и народные сказки, и литературные, ставшие в наше время сродни народным. Их выбрали за что-то… Значит, в них есть то, что отражает мораль современного общества.

Кто-то в своих книгах восхищается новой моралью, кто-то высмеивает, кто-то с грустью пишет о старой морали. Кто -то ищет старую мораль в соврменных книгах, кто-то ищет новую мораль в старых книгах. Вот поэтому и споры. А я просто не смогла пройти мимо столь интересной темы.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №3/2016 ISSN 2410-700Х_

УДК 372.8

Кулакова Елена Владимировна

студентка БашГУ, г. Стерлитамак E-mail: ktyf.kulakova@yandex.ru Александрова Лилия Минихаевна

руководитель — к.п.н., доцент Стерлитамакский филиал БашГУ, г. Стерлитамак

СКАЗКА КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация

В работе нашли отражение проблемы нравственного воспитания и воспитания нравственности с помощью сказок. Показывается творческий характер использования фольклорных произведении в воспитании и развитии младших школьников. Особое внимание уделяется вопросам образования, воспитания и развития нравственных черт у младших школьников по средствам сказок.

Ключевые слова Сказка, нравственность, воспитательная работа.

Воспитание у ребенка нравственных качеств неразрывно связано с формированием его отношений к окружающей действительности. Отношение человека к действительности находит свое выражение в сфере чувств, воли, мышления. Несомненно, позиция ребенка ко всему находящемуся вокруг проявляются в «единстве умственной, эмоциональной и действенной сторон личности, поэтому необходимо подвергнуть анализу отличительные черты развития этих сфер у младшего школьника».

Младший школьный возраст — период интенсивного развития эмоциональной сферы личности. Чувства господствуют над всеми сторонами жизни, определяют поступки, выступают в качестве мотивов поведения. При этом происходит расширение области явлений, которые называют эти чувства. Если ребенка дошкольного возраста волнует то, что находится в его ближайшем окружении, то у младшего школьника чувства вызваны более широким кругом социальных явлений. Знакомство детей этого возраста с явлениями общественной жизни способствует росту нравственного начала в чувствах, формирование правильного отношения к фактам окружающей жизни .

Наибольшая часть ребят приходит в первый класс из детского сада, где ребята приобретают большой запас нравственных представлений. Дети имеют широкий кругозор о представлении хороших и плохих поступках, навыки вежливого отношения к окружающим. Стремление детей стать учениками является хорошим стимулом для нравственного воспитания. С приходом детей в школу круг их обязанностей и общения расширяется. Ключевым для детей, становится учеба. Также, в школе они должны научиться конструировать высоконравственные взаимоотношения с учителем и с товарищами по классу. Осмысление значимости, нужности ранее не известных обязанностей и дел предназначает стремление ребенка выполнять новые распоряжения взрослых: совестливо готовить школьные задания, кропотливо осваивать знания, энергично входить в состав жизнедеятельности класса .

В воспитании младших школьников большое значение имеет пример эмоционального отношения к взрослым. Поэтому от богатства чувств взрослых зависят чувства детей, и учитель может оказать сильное влияние на учащихся примером собственных переживаний и отношений, что является важным моментом, облегчающим воспитание нравственных чувств детей.

Начало XXI в. ознаменовано пронзительной заинтересованностью общественности к детской литературе и детскому чтению, выражающемся в издании художественных произведений не только для детей («Детская литература»), но и литературы для взрослых (серия для детей «Сказки НЛО»).

Не стихают дискуссии о роли детской литературы в жизни ребят, о её функции — воспитательной, развлекательной или художественной: какая из них должна быть ведущей. Особая активность в организации разного рода мероприятий и работ, а также в обсуждении объединенных с детской литературой проблем в

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №3/2016 ISSN 2410-700Х_

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

настоящее время относится к издателям и библиографам.

В нынешнее время модифицировался мир детской литературы и сам круг детского чтения. Уже никто не оценивает детскую литературу как возможность воспитания, однако, до сих пор существует стабильное представление взрослых о том, что профессионалом в области детского чтения имеет возможность быть каждый человек, державший в руках книгу и умеющий преподнести благородную цель чтения детям. Вместе с тем литературу, обращенную к детворе или перешедшую в детское чтение, «захваченную» детьми, нет возможности исследовать за пределами определенных особенностей возраста и восприятия ребенка.

Мир сказок великолепен и интересен для младших школьников. Их захватывает острый захватывающий сюжет сказок, оригинальность обстановки, в которой развертываются события; притягивают герои — храбрые, сильные, находчивые, удалые люди и сказки подкупают своей идейной тенденцией: добрые силы всегда побеждают. Для детей предполагает интерес и сама форма повествования, принятая в сказке, певучесть, красноречивость языка, яркость выразительных средств. Роли в сказках колоритные, и в основной массе они четко распределяются на добрых, объективных, достойных уважение и на злых, жадных, завистливых. Силы воздействия образов и сюжетов в сказке такова, что младшие школьники уже в процессе первого чтения выразительно проявляют свои симпатии и неприязни к персонажам сказок, встают на сторону притесняемых, несчастных, готовы прийти им на выручку. Дети от всего сердца радуются, что побеждает справедливость: и простые бедные люди выходят из беды, а злобные гибнут, то есть, зло наказано, добро восторжествовало. Дети хотят, чтобы в их жизни всегда было так. В этом, прежде всего и состоит большая педагогическая ценность сказки .

У каждого вида сказки есть свои художественные особенности, свой эмоциональный мир. Так же, есть нечто общее для всех видов, что их связывает и делает сказку сказкой. Это интрига и композиция произведения.

Отличительным признаком сюжета сказания является двигательное вперед развитие действий. Действие в сказке передвигается только вперед, не зная второстепенных направлений. Художественное время сказки не выходит за ее границы, не имеет точного выражения и тем более реалистичного соответствия чему-либо: «шел он близко ли, далеко ли, долго ли, коротко ли», «скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается».

У детских сказок особая композиция. Заметно их пристрастие к повторению эпизодов. Повторы имеют полное, точное овладение сказки ребенком — не будут упущены и подробности — ведь каждая из них по-своему важна. Ребенок сам делает вывод из сходства и различия эпизодов.

Глубокий разумный, риторический вопрос задает сказка: в чем смысл жизни, в чем счастье человека? Представители двух поколений: старшего, которое боролось за установление Советской власти в нашей стране, и совсем молодого — держат перед чтецом ответ на этот замысловатый вопрос. Автор создает фантастическую ситуацию: разбей камень и можно начать жизненный путь сначала. На самом деле, такое осуществимо только в сказке. Начать жить сначала значит (как и в любом деле), что жизнь ничего хорошего не дала человеку, он не смог с достоинством прожить ее, было много оплошностей и не было установлено основного. А что же это основное? Что составляет стержень настоящей, достойной человека, жизни? решение на эти вопросы писатель дает самим развитием сюжета, рассказом старика о своей жизни, раскрытием его понимания счастья .

Сказки дети должны заслушивать в обстановке, которая способствует более совершенному восприятию фантастических ролей (в тихий вечер в уютной обстановке, на природе). Повествования должны быть красочными, образными, небольшими. Нельзя предоставлять школьникам избыток ощущений, так как может ослабнуть внимательность к изложенному. В раннем возрасте ребенок не способен выслушивать длинные истории. Когда сказка большая по объему, сложная по развитию сюжета, внимание маленьких слушателей удерживают особым приемом. В науке о фольклоре он называется «кумуляцией», а сказка, построенная на использовании этого приема,- «кумулятивной». Кумуляция — это цеповидность сюжета, когда части — эпизоды формируют цепь — каждое связано с предыдущим и последующим. Классическим примером кумуляции является сказка о петухе, подавившемся гороховым зернышком. Чтобы помочь петуху, курочка бежит к реке — просит воды: петуху нужна вода — попьет и проскочит зернышко. Река сказала: «

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №3/2016 ISSN 2410-700Х_

Поди к бору: бор даст кол, дак я дам воды». Побежала курица в бор — бор спросил лыка, а лыко — у липы. Снова надо бежать. Действие разворачивается стремительно — и сказочный эпизод, находясь в причинной связи с предыдущим, в свою очередь вызывает следующий за ним.

Сказки обладают ценным свойством, она представляет хорошо знакомый мир ребенку в преображении: изба и огород, ближние поля и лес, рядом текущая река — все делаются таинственно-привлекательными. У домашнего колобка может оказаться невероятная история. В огороде растёт огромная репа, и она так крепко сидит в земле, что не вырвать .

Какую сказку ни взять, каждая воссоздает обычное — чаще всего быт и жизнь крестьянской семьи, но в каждой истории жизнь наполнена невероятными событиями и приключениями, необыкновенными делами и поступками людей. Такими историями сказочники приучали детей видеть мир особенными глазами. Они не внушали ложных представлений о мире — очень скоро дети сами начинали воспринимать, что сказка — вымысел, но след обаяния сказочным чудесным образом оставался, как оставалась и привычка рассуждать, выходя за границы реально существующего. Без воображения, без вольного соединения причин и следствий, без умения заглядывать дальше факта из ребенка не вырастал хороший работник. Это сказочники знали хорошо.

Оценка литературы варьируется в зависимости от степени, на котором находится читатель. Рассмотрим, каковы особенности понимания сказки младшими школьниками в зависимости от их уровня восприятия литературного произведения. Находясь на неполном уровне (соответствует учащимся 1 класса), младший школьник может испытывать установившие чувства к сказке, например, понравилась она или нет. Дети не могут найти вымысел, не могут воссоздать внешний образ и качества характера героев, а высказывают лишь впечатления по отношению к герою (жалость, переживание, волнение). Переходя на устанавливающий уровень (соответствует учащимся 2 класса), понимание литературной сказки приобретает некую неразрывность. Ребенок может пересказать основное содержание сказки, представить портреты основных героев сказки (их внешний вид, темперамент, действия), запоминаются повторяющиеся конструкции сказки. Дети уже могут выявить элемент чуда в сказке. На уровне героя (соответствует учащимся 3 класса), восприятие литературной сказки становится более целостным. Ребенок не только запоминает образы и действия героев, их психологические портреты, но и обращает внимание на отдельные детали, которые меняются на протяжении сказки. Дети начинают подвергать анализу поступки героев, стараются предвидеть их, выявляют какие условия (перемещения, волшебные предметы, действия других персонажей сказки) повлияли на совершение того или иного поступка героем. Возникает оценка героя. Окончательным в восприятии является уровень идеи (соответствует учащимся 4 класса). На этом этапе можно сказать о полноценном восприятии ребенком литературной сказки. Так как читатель способен не только правильно проанализировать сказку, но и обратить внимание на ее художественную форму, то есть понять, почему автор наделил героев определенными способностями, для чего и какую роль несут в себе испытания героев, помощников и т. д. Юные читатели обращают внимание на особенности трехступенчатого строения сюжета. На данном уровне могут выявить идею литературной сказки, проанализировав композицию, речевой стиль автора сказки и раскрыть авторскую позицию с помощью учителя.

Принимая во внимание вышеизложенные особенности восприятия литературного произведения детьми, можно выразить второе условие при работе со сказкой: преподавателю необходимо регулярно диагностировать и повышать уровень оценки художественного литературного произведения учащихся, а также создавать свою работу соразмерно с выявленными результатами. Специфики сказок и её восприятия младшими школьниками требуют особого подхода к изучению на уроке. Разновидность сказок, а также специфика возрастного периода учащихся диктует педагогу использование разнообразных, занимательных, продуктивных видов работ на уроке чтения сказки. Для решения вышеуказанной задачи предлагается использовать на уроках: использование музыкальных и зрительных эффектов, сравнение сказок, анализ художественного текста по схеме, наблюдение за своеобразием языка сказки, стилистический эксперимент, эксперимент с художественным образом, творческий пересказ, драматизация. Из вышесказанного можно сформулировать следующее условие, необходимое для продуктивной работы: для каждого урока чтения сказки нужно выбирать различные виды работы с учетом особенностей сюжета, героев произведения.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

№3/2016

ISSN 2410-700Х

Для осуществления воспитательной работы по формированию нравственных качеств средствами сказки необходимо осмыслить сущность этого сложного процесса.

Будучи важной частью нравственного воспитания, сказка представляет собой целенаправленный процесс включения обучающихся в различные виды учебной и внеклассной работы, связанной по своему содержанию с развитием нравственных качеств личности, и стимулирования их активности по выработке у себя этих моральных качеств.

Список использованной литературы

1.Божович Л.И. Формирование личности в школьном возрасте. -М.: Просвещение, 1996. — 464 с.

2.Гриценко З.А. Детская литература. Методика приобщения детей к чтению. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 320 с.

3.ЛьвовМ.Р., РамзаеваТ.Г., Светловская Н.Н. Методика обучению русскому языку в начальных классах. — М.: Просвещение, 1987. — 415 с.

4.РамзаеваТ.Г., Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах. — М.: Просвещение, 1979. — 413 с.

5.Рыжкова Т.В. Теоретические основы и технологии начального литературного образования. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 416 с.

© Е.В. Кулакова, Александрова Л. М., 2016

УДК 371:658.562.3

Куликов Александр Алексеевич

профессор РГАУ — МСХА имени К.А. Тимирязева, г. Москва, РФ

E-mail: msau.l@ya.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

РОЛЬ ДИСЦИПЛИНЫ «МЕТРОЛОГИЯ, СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ» В ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «АГРОИНЖЕНЕРИЯ»

Аннотация

Рассмотрены современные аспекты и роль метрологии как науки при изучении ее студентами, обучающимся по направлению подготовки «Агроинженерия».

Ключевые слова Метрологическое обеспечение, контроль, качество, учебные пособия.

С расширением производства будет улучшаться и метрологический контроль, так как точность — залог безопасности и качества продукции и услуг. Контроль качества при ремонте машин требует организации метрологической службы предприятия , разработки средств измерений, методик контроля.

Таким образом, без специального целенаправленного метрологического обучения подготовить квалифицированного специалиста, как по инженерным, так и другим направлениям и специальностям невозможно .

Кафедра метрологии, стандартизации и управления качеством РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева ведёт обучение студентов инженерного профиля по вопросам метрологии с 1960 года. Процесс постоянно совершенствуется, поскольку меняются требования, нормативные документы, средства измерений и контроля , методики выполнения измерений. На кафедре в течение последних лет разработаны учебные пособия по метрологии , стандартизации , управлению качеством , экономике качества . Созданы практикумы по измерениям физических величин , температуры , и массы , практикумы-задачники , , , журналы . Опубликованы статьи в области контроля , нормирования точности , экономики качества , .

Вашему вниманию предлагаются работы, которые были написаны моими учениками в ходе подготовки к итоговому сочинению по направлению «Добро и зло». Вы можете научиться писать так же или ещё лучше!

Если Вы хотите научиться писать сочинения на максимальный балл, очно или дистанционно, то звоните 8-903-230-40-54 или пишите по адресу rusrepet@yandex.ru

  • Сочинение 1.
В ЧЁМ ПРОЯВЛЯЕТСЯ ИСТИННАЯ ДОБРОТА?

Доброта – это проявление искренних чувств, желание помочь другому человеку, причём не требуя за это благодарности. Я думаю, что в нашем мире очень много жестокости и зла, поэтому истинную доброту в наше время встретить тяжело. Проявление добра со стороны нынешнего человечества чаще всего ложно, так как современные люди готовы пойти почти на всё ради выгода или славы. Следовательно, далеко не каждый поступок можно назвать проявлением истинной, то есть бескорыстной, доброты. Художественная литература богата примерами, подтверждающими мой тезис.

Рассказ А.П.Платонова «Юшка» является ярким примером проявления истинной человеческой доброты. В нём повествуется о человеке средних лет Юшке. Он не похож на других и поэтому вызывает всеобщее раздражение. Взрослые издеваются над ним, избивают его, обвиняя в своих несчастьях. Да и дети не отстают от них. А Юшка прощает людей, которые не ведают, что творят. В полной же мере доброта героя проявляется в воспитании и обучении девушки-сироты. Ради неё он отказывает себе во всём: зимой и летом ходит в одной и той же одежде, вместо чая с сахаром пьёт простой кипяток. И вот девушка выучилась на врача и приехала к своему названому отцу, чтобы вылечить его. Но было слишком поздно: Юшка умер, и только тогда жители городка узнали, как по-настоящему звали человека, которого они все обижали. И поняла, как им не хватает Юшки, его доброты и человечности. Совсем не случайно А.Платонов даёт своему герою имя Ефим, что означает «благочестивый, благожелательный, священный». А его приёмная дочь осталась жить в этом городке, чтобы продолжать дело отца – творить добро. Этим произведением нам показывают, насколько мало в нашем мире людей, способных проявлять истинную доброту. Только оно способно изменить мир к лучшему, сделав его человечнее и гуманнее.

Таким образом, истинная доброта проявляется в поступках, совершаемых человеком с бескорыстными целями и открытой душой. Таким людям не нужны никакие благодарности, они счастливы от того, что кому-то в нашем жестоком мире стало лучше. Важно, чтобы все люди ценили эту доброту и стремились также совершать человечные поступки.

  • Сочинение 2.
В ЧЁМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ ПРОТИВОСТОЯНИЕ ДОБРА И ЗЛА?

Противостояние добра и зла началось со времён зарождения человечества и продолжается до сих пор. Некоторые люди совершают добрые поступки, а некоторые – злые, и человечество на протяжении многих веков пытается понять, что хорошо, а что плохо. Доброта основана на самопожертвовании, делается во благо другим, ничего не требуя взамен, а зло причиняет людям боль и вред, и в этом и заключается противостояние добра и зла. Примеры этого есть в художественной литературе.

В рассказе В.Гаршина «Сигнал» повествуется о судьбе ветерана войны Семёна, который после увольнения из военной службы устроился на работу смотрителем на железнодорожной станции. У него теперь свой домик, стабильное жалованье, и он благодарен судьбе за это, добросовестно выполняет свою работу, следя за безопасностью железной дороги, и не жалуется на судьбу, считая, что таков божий замысел. Ещё один герой рассказа – Василий – ворчливый и сварливый старик, который во всём плохом, что происходит в его жизни, винит вышестоящих начальников: недоплаченное жалованье, запрет посадить капусту на его огороде. Жалобы Василия остаются без ответа со стороны начальства – как местного, так и московского, и тогда он решается на настоящее злодейство: выворачивает рельс на путях, чтобы поезд сошёл с них, и его начальство было наказано. Он покусился на жизни людей, но его заметил Семён. Он знал, что по этим путям скоро проедет пассажирский поезд, и много людей погибнет – это невозможно было допустить, поэтому он поранил себе руку, намочил платок кровью и стал размахивать им, как красным флагом, чтобы остановить поезд. В этом эпизоде показано самое настоящее противостояние добра и зла: Василий хотел устроить крушение поезда и гибель ни в чём не повинных людей, а Семён пытался эту аварию предотвратить, но силы его покинули, и он из-за потери крови упал на пути. Вдруг Василий, вернувшись к месту происшествия, подхватил платок, поднял его высоко, и машинист, увидев это, остановил поезд. Борьба добра и зла шла также в душе Василия, и добро оказалось сильнее, чем злоба и ненависть. Он сознался в содеянном и раскаялся.

В заключение хочу сказать следующее: несмотря на то что в мире очень много зла и оно достаточно сильно, добро всё равно всегда побеждает. Совершая добрые поступки и жертвуя чем-то ради других, мы не только делаем им хорошо, но и сами становимся лучше.

  • Сочинение 3.
КАК НАУЧИТЬСЯ ПРОЩАТЬ ЗЛО, СДЕЛАННОЕ ТЕБЕ ДРУГИМИ?

В мире все люди разные: их поведение и характер отличаются друг от друга. Также на свете нет только добрых или только злых. Любой человек поступает так, как считает правильным, но другому он может сделать больно. Тем самым обидев его. Кто-то может воспринять это близко к сердцу и больше не захочет общаться с этим человеком, кто-то сможет переступить через свою обиду и злость, простив того, кто причинил зло, чтобы не опуститься до его уровня. Важность умения прощать зло, сделанного человеку другими, описывается также и в художественной литературе.

Например, в произведении В.Солоухина «Под одной крышей» рассказывается о взаимоотношениях людей, живущих в деревне в доме под одной крышей: Нюшки и её соседей – супружеской пары. Однажды Нюшка стала выливать помои на лужайку под окнами соседей, испортив её и нарушив все санитарные нормы. Супругам это не понравилось, и они по-доброму попросили Нюшку больше так не делать, но она послала их довольно грубо. Жильцы были удивлены такой реакцией. Но больше никаких мер не предприняли. На следующий день Нюшка стала рассказывать в округе про своих соседей всякие небылицы о том, что те хотят выжить её из дома, а когда умер её петух, то подумала на супругов, и убила их котёнка. Вот тут-то жена главного героя разозлилась по-настоящему и никак не хотела идти на примирение с Нюшкой, прося мужа убить её пса Рубикона, но муж оказался умнее, мудрее и сильнее своей злобной соседки. Он сказал жене простить Нюшку и в качестве примирения отнести ей в подарок пачку дрожжей, рассчитывая, что после этого зло перестанет распространяться соседкой. Жена, конечно, сначала воспротивилась: она была настолько зла после гибели котёнка, что и мысли не допускала о прекращении конфликта, но потом набралась мужества и сходила к Нюшке с подарком. Каков финал рассказа? Герои помирились, война между соседями была прекращена. Стоило хотя бы один раз супругам простить зло, причинённое им другим человеком, и они смогли уже более-менее спокойно прожить в этой деревне до конца лета.

В заключение хочется сказать о том, что всегда трудно прощать другого человека, но нужно научиться это делать. Взвесить все за и против, проанализировать ситуацию, стоит ли она всей злости и обиды, нервов, и решить, что будет лучше, — затаить обиду или простить и двигаться дальше. И если у человека хватит мужества и силы воли пойти по второму пути, то сам он станет лучше и жизнь вокруг него тоже.

  • Сочинение 4.
СОГЛАСНЫ ЛИ ВЫ С ВЫСКАЗЫВАНИЕМ Р. РОЛЛАНА «ДОБРО НЕ НАУКА, ОНО ДЕЙСТВИЕ»?

С данным высказыванием нельзя не согласиться. Действительно, добро всегда предполагает действие, поступок: поделиться тем, что имеешь, помочь тому, кто нуждается в помощи. На это не раз указывали великие писатели, запечатлевшие в произведениях примеры деятельного добра.

Вспомним, например, рассказ А.И. Куприна «Чудесный доктор». В современном жестоком мире трудно найти человека, который не пройдёт мимо чужой беды, не отмахнётся и не закроет глаза на чужие несчастья. Доктор Пирогов оказался таки добрым человеком, способным думать о других. Все его поступки по отношению к семье Мерцаловых абсолютно бескорыстны. Он искренне хочет помочь людям, попавшим в безвыходное положение: отец семейства потерял работу, никак не мог её найти, а ему нужно было кормить жену и детей. Поэтому доктор, узнав о бедствии семьи, выписывает рецепт больной дочери и оставляет им деньги не только на лекарства, но и на проживание. При этом профессор не считает себя благодетелем, не гордится своим поступком. Он просто делает то, что велит ему его сердце, и его деятельное добро спасает семью: Мерцалов вскоре находит работу и устраивает детей в гимназию. А.И. Куприн в этом рассказе показывает читателю, что важно быть добрым как с родными, так и с незнакомыми людьми, и оно должно проявляться не в словах, а в делах.

Высшая же форма добра и человеколюбия – это готовность пожертвовать собой ради счастья других. Эту мысль утверждает М. Горький в рассказе «Старуха Изергиль», в частности, в легенде о Данко. Молодой человек был «лучшим из людей» — смелым, мужественным и сильным духом. Он повёл племя через дремучий лес, чтобы вывести их из тьмы и ядовитых болот, куда их загнали враги. Но слабый народ во время пути стал падать духом и обвинил юношу в своих бедах. Тогда Данко, из-за своей великой любви к людям, разорвал свою грудь, достал горящее сердце и побежал вперёд, держа его как факел и освещая им путь. Люди, заворожённые, побежали за ним и преодолели трудности пути. Да, герой в конце рассказа погиб, но его жертва не была напрасной, потому что он спас людей, выведя их из дремучего леса в степь.

Итак, я полностью согласен с высказыванием Р. Роллана: добро – добро – это е красивые слова, не нравоучения, а реальные дела, которые несут людям радость, утешение, спасение – одним словом, преображают мир, делая его лучше и совершеннее.