Сказкотерапия сказки

Как работает сказкотерапия?

Сказкотерапия призвана помочь ребенку сконцентрироваться на некой проблеме, показать пути ее решения, не давая при этом жестких рекомендаций. В каждой истории проигрывается определенная ситуация, которая возникла в жизни ребенка, персонажи рассказа обладают характеристиками реально существующих людей, а у возникшего конфликта всегда есть логичное разрешение. Сказкотерапия налаживает связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни, переносит книжные, волшебные смыслы в реальность. Основной принцип метода — духовное, целостное развитие личности ребенка, забота о его душе.

Сказка не только учит, но и лечит.

Сказкотерапия помогает детям, потерявшим родителей. Ребенок встречается в сказке с самим собой, с хорошим, лучшим проявлением себя. Учится у себя сказочного добрым поступкам, учится быть счастливым.

Cказкотерапия в садике и дома

Очень полезно коллективное сочинение сказок. Для маленьких детей это упражнение на взаимодействие, для подростков — способ понять себя и своих сверстников. Еще на примере совместно созданной сказки можно понять, кто какие роли исполняет в коллективе.

Родителям сочинять вместе с ребенком полезно, потому что в такие моменты вы начинаете говорить общим языком, можете узнать скрытые мысли и желания малыша. Пряча их за символами и метафорами, юный сказочник внутренне освобождается, а заботливый и внимательный родитель может разгадать желания и подсознательные стремления ребенка.

Сказка стимулирует творческое мышление и развивает чувство юмора у родителей и детей. А изображая волшебных героев на бумаге или из пластилина, ребенок отрабатывает навыки лепки, письма и рисования, развивает усидчивость и внимательность.

Сказки

Какие бывают сказки?

Все сказочные истории можно условно разделить на четыре группы по проблемам, которые в них поднимаются:

  1. Трудности в общении. В сказке проигрываются конфликты, обиды, разногласия, которые возникают у ребенка во дворе, в школе, в детском саду, в кругу семьи.

  2. Внутренние переживания. Возникает эффект волшебного зеркала, которое позволяет внимательно рассмотреть свой пока еще непознанный внутренний мир, нивелировать возникающие противоречия, комплексы, ответить на вопрос «что во мне не так?»

  3. Страхи. Родителям важно знать, чего боится их ребенок и главное, как он этого боится. Если страх тормозит развитие, забирает эмоциональные силы, становится непреодолимым препятствием для личного роста, значит, ребенку нужна помощь.

  4. Возрастные трудности. В каждом возрасте есть свои критические моменты, связанные с осознанием ребенком своей новой роли. Например, принятие себя как самостоятельной личности в дошкольном возрасте, или проблемы, связанные с учебой, в младшем школьном возрасте. Все это можно проговорить при помощи сказки.

Виды сказок в сказкотерапии:

  1. Художественные сказки. Сюжеты, наиболее приближенные к обычному фольклору, универсальны и редко адаптируются под конкретного ребёнка. В основном они используются в качестве поддерживающей терапии и не применяются для корректировки более серьезных проблем. Главным принципом художественных сказок является «не навреди».

  2. Психокоррекционные сказки. Подразумевают мягкую коррекцию некоторых черт характера и поведения. Часто используются для детей с гиперактивностью и агрессивными проявлениями. Эти сказки обязательно должны быть проработаны психологом индивидуально.

  3. Психотерапевтические сказки. Применяются при работе с детьми от 3-х до 8-ми лет после поверхностного изучения проблем ребёнка. Именно психотерапевтические сказки являются основным инструментом корректировки страхов и фобий.

    Есть и универсальные психотерапевтические сказки, которые могут применяться без адаптации психологом под конкретного ребёнка. В этом случае фактором, повышающим эффективность сказки, является персонализация: главным героем сказки является сам ребёнок. Обычно используются готовые сборники терапевтических сказок по наиболее частым проблемам (боязнь темноты, жадность и др.).

  4. Медитативные сказки. Отличаются отсутствием конфликтов и злых героев. Они разработаны для расслабления после психологической загруженности. Являются самым сложным типом в сказкотерапии, потому что не нацелены на решение конкретной проблемы. Медитативные сказки часто рассказываются в формате диалога с ребёнком, что помогает рассказчику-психологу менять сюжет, опираясь на явные или скрытые потребности малыша.

  5. Дидактические сказки. Часто используются для дошкольников и детей младшего школьного возраста. Их назначение — научить ребёнка в интерактивной форме чему-то новому. Применяются в начальной школе как часть учебной программы. С помощью такой сказки можно проработать с ребенком ту или иную ситуацию, модель поведения, систему поиска решения.

Для детей и взрослых

Сказкотерапию применяют в детских садах, школах и реабилитационных центрах. На основе сказкотерапии создаются сборники терапевтических персонализированных сказок. Сказкой лечат у детей различные страхи, излишнюю агрессивность, лень, гиперактивность, нежелание ходить в детский сад, нервные тики, страхи, энурез и анорексию.

Сказкотерапия решает конфликты с родителями, нивелирует трудности контакта, сложности в учебе, агрессивность во взаимоотношениях, чувство неполноценности, одиночество, неуверенность в себе.

Но сказкотерапия полезна не только детям. Вспомните любимую волшебную историю из детства, расскажите ее самому себе, улыбнитесь, закройте глаза, расслабьтесь… Чувствуете? Вот как работает сказкотерапия. Недаром сказкотерапевты советуют носить с собой карманную книжечку с любимой сказкой. Ведь как хорошо после тяжелого рабочего дня почитать добрую, проверенную временем сказку. Пусть даже это будет «Колобок».

«О чем эта сказка?», — спросите вы. Она учит тому, что у каждого в этом мире свое предназначение, и показывает, что может случиться, когда мы отказываемся от своего пути.

Во всех сказках видна диалектика мира: без зла не может быть добра, и наоборот. Это учит очень важной вещи — воспринимать мир таким, каков он есть.

Язык сказок открывает путь наглядно-образного и наглядно-действенного постижения мира человеческих отношений, что вполне адекватно любым возрастным психическим особенностям.

Сказкотерапия в логопедии и дефектологии

Элементы сказкотерапии можно использовать в играх и упражнениях, направленных на:

  • формирование сенсорных представлений с опорой на различные модели восприятия (зрительные, тактильные);

  • развитие общих речевых навыков; развитие слухового внимания; развитие словообразования;

  • тренировку употребления родительного падежа;

  • формирование простых фраз (например, игры с установленной целью для детей; с повышением/понижением силы голоса).

Очень нелегко автоматизируются звуки даже у детей с крепкой нервной системой, мало чувствительных, не проявляющих особого интереса к тому, что их окружает. Им как бы безразлично, какое у них произношение. А отсутствие желания означает и отсутствие сознательного контроля. У таких детей может и не быть сложностей с постановкой звуков, их начальной автоматизацией, но введение звуков в спонтанную речь – порой сложная задача и для логопеда, и для самого ребенка.

Решить проблему можно с помощью «сказки для автоматизации звуков», которые относятся к разряду логопедических. В логопедической работе все новые технологии можно удачно сочетать с приемами сказкотерапии, где решаются коррекционные задачи по развитию всех компонентов речи.

Сказка — эффективное развивающее, коррекционное и психотерапевтическое средство в работе с детьми.

В этих и многих других случаях сказка вводится как ненавязчивое средство выявить «больное место» слушателя, продемонстрировать ему новые способы взаимодействия с реальностью, пути выхода из сложившейся сложной ситуации, показать другую сторону происходящего.

Сказкотерапия в психологии

Психологи применяют терапевтические сказки для работы в трех направлениях:

  1. Диагностика, то есть определение главных жизненных сценариев человека, особенностей поведения и восприятия мира, способностей, талантов.

  2. Собственно терапия — решение психологических проблем, закрепление новых моделей поведения, реакций.

  3. Прогностика — помощь в осознании влияния поведения в настоящем на будущие события жизни.

Метод сказкотерапии способен спровоцировать мощную и эффективную работу подсознания.

Выбор жанровой направленности основывается на возрасте, интересах слушателя, характере его трудностей. Важно, чтобы в произведении была корректно подобрана метафора — именно от нее зависит эффективность терапевтических приемов.

Мы привыкли рассматривать сказку как некую развлекательную деятельность, способ расширить кругозор, вынести мораль. Но психология выделяет гораздо большее количество функций, которые выполняет вымышленная история, рассказанная определенным образом:

  1. Решение задач, стоящих перед человеком. Рассказанная история показывает проблему, идентичную реальной, и способы ее преодоления. Слушатель подсознательно ассоциирует вымышленную ситуацию с собственной, анализирует возможность применения предложенных вариантов.

  2. Развитие мыслительных процессов. Для детей 3-12 лет – слушание, анализ, последующее обсуждение произведения, определение положительных и отрицательных персонажей — это инструменты совершенствования памяти, внимания, логического мышления. Кроме того, сказка знакомит ребенка с ранее неизвестными ему понятиями, явлениями, словами, выступая также приемом речевого развития.

  3. Передача истинных ценностей. Через сказку поколения людей передают своим потомкам понятия добра и зла, честности, ответственности, любви и справедливости. Придуманные герои учат порядочности, заботе о близких, достижению целей.

  4. Выявлением забытых, далеких детских травм занимается сказкотерапия для взрослых — через анализ любимого произведения человека либо истории, придуманной им самим.

  5. Эмоциональное насыщение. Искреннее сопереживание героям повествования позволяет снять имеющуюся блокировку на определенные эмоции («мальчики не плачут», «нельзя так злиться» и другие шаблонные установки, навязываемые обществом), полноценно прожить их, назвать и принять положительные и отрицательные чувства.

  6. Изменение поведения — терапевтические сказки коррекционного направления мягко поворачивают поведенческие реакции детей в сторону более эффективных, безопасных, допустимых.

Работа с использованием выдуманных историй – действенный инструмент воздействия на внутренний мир взрослых и детей. Каждый возрастной период требует индивидуального подхода, как и каждый отдельный случай.

Можно выделить основные принципы построения терапевтической деятельности с детьми любого возраста:

  • Эмоциональная передача взрослым содержания рассказа. При прослушивании ребёнок должен видеть лицо рассказчика, жестикуляцию, выражение глаз.

  • Отсутствие слишком длинных пауз. Ситуация в иносказании должна быть «открытой», то есть предполагать вероятность нескольких решений.

  • Актуальная для ребенка проблема зашифровывается образами, метафорами. Правильные психологические сказки для детей содержат ситуативные вопросы, побуждающие слушателя самостоятельно проследить причины и последствия описанных действий.

  • Четкое разграничение между положительными и отрицательными героями.

Обычно сказкотерапия для дошкольников работает в нескольких направлениях:

  • Чтение (рассказывание) произведения.

  • Художественное изображение — рисование, лепка, изготовление аппликации.

  • Диагностика.

  • Придумывание собственной истории.

  • Создание кукольных персонажей.

  • Театрализованная постановка.

Читайте другие материалы по дошкольному образованию:

И уму, и сердцу

Все методы применяются отдельно или комплексно, в соответствии с возрастными особенностями слушателей. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но откликается на события и явления окружающего мира, выражает свое отношение к добру и злу – так происходит коррекция личности, расширение эмоционально-поведенческих реакций.

Из сказочных образов черпаются первые представления о справедливости и несправедливости. Сказки позволяют малышу впервые испытать храбрость и стойкость. Процесс сказкотерапии даёт ребёнку альтернативную концепцию, которую он может либо принять, либо отвергнуть. Один ребенок более склонен сочинять и рассказывать, другой не может усидеть на месте, и с ним необходимо постоянно двигаться. Третий любит что-то мастерить своими руками, четвертый обожает рисовать…

Комбинируя различные приемы сказкотерапии, можно помочь каждому ребенку прожить многие ситуации, с аналогами которых он столкнется во взрослой жизни. И значительно расширить его мировосприятие и способы взаимодействия с окружающей действительностью и другими людьми.

Сказка – не обман, а тайна

Если взрос­лые сами выби­рают, что им читать или слу­шать, то малень­кие дети довер­чиво впи­ты­вают то, чем напич­каны роди­тель­ские головы. Вот только нота­ции в виде дли­тель­ных нра­во­уче­ний о пра­ви­лах пове­де­ния и смысле жизни, пере­сы­щен­ные пре­муд­рыми цита­тами, как пра­вило, если не отпу­ги­вает дошко­лят, то вызы­вает у них оттор­же­ние и раз­дра­жён­ное непонимание.

Как же тогда доне­сти им заклю­чен­ную в слове муд­рость? Как помочь побо­роть свои страхи, ком­плексы, потерю веры в себя или дру­зей. Напри­мер, когда сади­ков­ская подружка вдруг ни за что ни про что под­няла на смех (да еще и перед всей груп­пой!) за при­вычку спать с люби­мой игруш­кой, у кото­рой уже потре­па­лись ушки! Или дру­жок, хва­ста­ясь новым транс­фор­ме­ром, насту­пил на обо­жа­е­мого сол­да­тика! Когда мама никак не пони­мает, что пенка на горя­чем молоке — нево­об­ра­зимо ужас­ное, никак не про­гла­ты­ва­ю­ще­еся нечто, от чего еще страшнее.

Вот тут-то и выру­чает сказ­ко­те­ра­пия для дошкольников!

Сказка – это все­гда тайна, интрига, кото­рую так хочется раз­га­дать! Её с оди­на­ко­вым вни­ма­нием и жела­нием готовы часы напро­лет слу­шать и супер актив­ные жив­чики, и флег­ма­тично непо­во­рот­ли­вые мол­чуны. Вол­шеб­ство – заво­ра­жи­ва­ю­щее действие.

Читаем, обговариваем, разыгрываем — моделируем

Для гар­мо­нич­ного раз­ви­тия лич­но­сти малень­кого чело­века нужны и важны вся­кие сказки. Но читая ребенку «Курочку Рябу» или «Колобка» мы лишь зна­ко­мим его с пред­ме­тами, поня­ти­ями, тра­ди­ци­ями. Это отстра­нён­ная – не жиз­нен­ная ситу­а­ция, участ­во­вать в кото­рой для ребенка попро­сту нет смысла.

Сказ­ко­те­ра­пия дает им воз­мож­ность поучаст­во­вать в люби­мой или про­сто инте­рес­ной сказке, домыс­ли­вая сюжет, разыг­рать её в лицах… Это же мечта любого ребенка! Вопло­щая её, мы исполь­зуем сказку, как инстру­мент для исправ­ле­ния бес­по­ко­я­щей дошко­ленка ситу­а­ции, кор­рек­ти­руем модель его пове­де­ния, набело пере­пи­сы­вая сце­на­рий раз­бу­ше­вав­шихся в его малень­кой, но лич­ной жизни проблемы.

При­ме­ряя роль глав­ного (конечно же!) героя на себя ребе­нок, во-первых:

  • четко демон­стри­рует зата­ив­ши­еся в его душе страхи и сомнения;
  • пока­зы­вает, каким он видит реше­ние проблем;
  • сам (!) выпу­ты­ва­ется из слож­ных жиз­нен­ных кол­ли­зий, в кото­рые попа­дает герой.

Во-вто­рых, под­би­рая при­меры ска­зок, мы можем:

  • акцен­ти­ро­вать вни­ма­ние ребенка на кон­крет­ной — сию­ми­нут­ной ситуации;
  • кор­ректно и доступно ука­зать на оши­боч­ность выбран­ной линии поведения;
  • помочь ему изба­виться от той или иной привычки;
  • пока­зать, что суще­ствует и дру­гая линия пове­де­ния — воз­мож­ность добиться жела­е­мого результата.

Ска­жем, ребе­нок ката­стро­фи­че­ски боится тем­ноты – нахо­дим или при­ду­мы­ваем муже­ствен­ного героя, кото­рый одним своим взгля­дом и вздо­хом побеж­дает самые чер­ные козни тем­ного цар­ства. Ребя­те­нок любит при­врать, и ему уже никто не верит на слово? — рас­ска­зы­ваем сказку об ове­чьем пас­тушке и вол­ках. Или же вме­сте с ним создаем героя, кото­рый до того заврался, что забыл как его зовут и при­шлось вру­нишке заново зна­ко­миться с собой и чест­ным сло­вом, чтобы найти свое место в жизни.

При­ду­мы­вая, а глав­ное – детально обго­ва­ри­вая (!) с малы­шом ска­зоч­ные исто­рии, в кото­рых эго­и­стич­ные или под­лые поступки имеют ярко нега­тив­ную окраску, мы тем самым нена­вяз­чиво и вме­сте с тем очень настой­чиво фор­ми­руем его непри­я­тие таких качеств в себе. Сказка не ругает, не кри­чит, не читает какие-то непо­нят­ные взрос­лые морали, и не ста­вит в угол, она так­тично вос­пи­ты­вает и дает ответ на любой вопрос! И вме­сте с тем помо­гаем крохе, обна­ру­жив­шему в своем окру­же­нии неспра­вед­ли­вость или обман, дру­гие какие-то отри­ца­тель­ные каче­ства, нахо­дить в себе силы про­ти­во­сто­ять им с досто­ин­ством и добром.

В‑третьих, сказ­ко­те­ра­пия помо­гает укре­пить связь между ребят­ней и их роди­те­лями. Они же вме­сте тво­рят вол­шеб­ную исто­рию — чудо. И только от их сов­мест­ного реше­ния зави­сит судьба героев!

Пример сказки

Если ваше дитя никак не освоит необ­хо­ди­мость гово­рить «вол­шеб­ные» слова, не любит счи­таться не с чьим мне­нием, кроме сво­его соб­ствен­ного, делает мно­гое напе­ре­кор, попро­буйте про­чи­тать ему сказку о непо­слуш­ной мышке.

Жила-была мышка. Любила она, чтобы все вокруг нее кру­ти­лись – уго­ждали да убла­жали. Ста­ра­лись роди­тели да стар­шие сестры и бра­тья поба­ло­вать малень­кую, да насту­пила пора гото­вить запасы на зиму – нужно было покру­титься. Звали они с собой маля­вочку, а та губы надула, хвост отвер­нула – не хочет помо­гать, желает только из норки выйти да погу­лять. Но роди­тели её не выпус­кают – страш­ным котом пугают, что наверху живет, да добав­ляют: «Стар­ших ты не ува­жа­ешь, доб­рых слов не зна­ешь – сиди дома!». И ушли.

Скучно стало серень­кой. Что делать? Стала она тай­ком от всех ход себе наружу рыть – и выскольз­нула из норки!

Целый день путе­ше­ство­вала шило­хво­стая по дво­рику, кото­рый казался огром­ным ска­зоч­ным лесом. Мышка ведь малень­кая – даже тра­винка и та выше её.

Ближе к вечеру заур­чало у неё в пустом животе – есть захо­те­лось. Туда-сюда, а ничего нет. Мама далеко – есть не подаст по пер­вому же капризу. Смот­рит, какой-то пуши­стый зве­рек пьет из миски сметану.

— Подвинься, — про­бур­чала она котенку (а это был именно он!).

— Зачем? – уди­вился он.

— Есть хочу.

— А разве ты не зна­ешь вол­шеб­ные слова: «пожа­луй­ста, изви­ните, раз­ре­шите…», или хотя бы «здрав­ствуйте»?

— Вот еще, — фырк­нула мышь. – Хочу есть и все тут – без вся­ких слов.

— Нет, так дело не пой­дет, — мяук­нул коте­нок. – Мне не жалко сме­таны, — он даже ото­дви­нулся, — но ты посту­па­ешь очень некрасиво.

— Ах так, — разо­зли­лась голод­ная мышка. И как схва­тит коте­ночка за усики, как дер­нет их – вся голо­венка его в сме­тану нырнула.

— Мама! – запла­кал ни за что ни про что оби­жен­ный котенок.

— Что тут слу­чи­лось? – над мис­кой выросла боль­шая тень мамы-кошки. – Ой, сынок, как же ты изма­зался-то весь, — она осуж­да­юще пока­чала голо­вой, выли­зы­вая мор­дашку мальца.

— Это не я, — захны­кал он.

— А кто же? – удив­ленно огля­ну­лась кошка.

— А вот она! – коте­нок, раз­ма­зы­вая рес­нич­ками сме­тану, пока­зал лап­кой на при­та­ив­шу­юся под листоч­ком подо­рож­ника проказницу.

— Мышь?! – глаза мамы-кошки вспых­нули хищ­ным огнем, шерсть взды­би­лась, еще мгно­ве­нье и…

— Ой-ой-ой! – виз­жала мышка, падая в норку, кото­рая на её сча­стье была прямо под ней.

Мама, папа, бра­тья, сестры – бро­си­лись к ней.

— Там! Там, — дро­жала мышка, ука­зы­вая на ког­ти­стую лапу, пыта­ю­щу­юся раз­рыть землю вокруг норы, — чудище: лох­ма­тое, хво­ста­тое, зубатое…

— Кошка‑а! – испу­ганно выдох­нула ее родня, стре­ми­тельно отбе­гая вглубь норы.

Когда нако­нец-то все успо­ко­и­лось, мама вдруг спросила:

— А где это ты так долго была? – мы все вокруг обыс­кали, да только землю, раз­бро­сан­ную у входа, нашли.

— Я… Я, — рас­те­рянно лепе­тала мышка.

Хотела она соврать, но мамины глаза так вни­ма­тельно смот­рели на дочку, что вра­нье выле­тело из головы. Ска­зала она всю правду, несмотря на то, что боя­лась: сей­час ей попа­дет! Но мама лишь про­шеп­тала: «Я так верила тебе, доченька». Отвер­ну­лась и заплакала.

Никто и ничего больше не ска­зал мышке. Все мол­чали. Но от этого стало ей как-то особо горько. И каза­лось, что тишина ей шеп­чет что-то такое, что обя­за­тельно нужно понять и запом­нить. Только где искать это «что-то»? Огля­ну­лась мышка по сто­ро­нам, при­смот­ре­лась к своим род­ным и их дру­зьям: как они обща­ются, как посту­пают – не врут, усту­пают друг дружке, при­вет­ливо улы­ба­ются, всем помо­гают и не забы­вают сами побла­го­да­рить за помощь…

И тогда мышка поняла, что если ты хочешь, чтобы к тебе отно­си­лись по доб­рому и хоро­шему (а не про­сто бало­вали, потому что ты меньше всех), учись быть веж­ли­вой и ува­жай жела­ние дру­гих, нико­гда и никому не делай зла, и раз тебе дове­ряют – не обмани дове­рие – вто­рой шанс дается не часто.

И как только она это осо­знала, появи­лись у нее много дру­зей и подру­жек. И больше мышка нико­гда не скучала!

И еще о роли сказки в воспитании ребенка

Сказка в жизни ребенка имеет колос­саль­ное зна­че­ние. Она ста­но­вится сред­ством раз­ви­тия и вос­пи­та­ния бук­вально с пер­вого дня жизни крохи и сопро­вож­дает его вплоть до под­рост­ко­вого воз­раста. Осо­бенно велика ее роль в вос­пи­та­нии детей млад­шего дошколь­ного возраста.

Сказка про­буж­дает все доб­рое, что есть в душе малыша, фор­ми­рует нрав­ствен­ные цен­но­сти и любовь к чте­нию, учит пра­виль­ному обще­нию, раз­ви­вает эмо­ци­о­наль­ную сферу и речь.

Сов­мест­ное чте­ние помо­гает роди­те­лям и детям сбли­зиться, лучше понять друг друга, достав­ляет удо­воль­ствие от общения.

Сказка явля­ется неотъ­ем­ле­мым эле­мен­том нрав­ствен­ного вос­пи­та­ния. Оно осно­вано на вос­при­я­тии таких базо­вых фило­соф­ских поня­тий, как добро и зло. Язык сказки досту­пен для ребенка, поз­во­ляет легко объ­яс­нить ему раз­ницу между пло­хим и хорошим.

Отно­ше­ния между пер­со­на­жами и сюжет помо­гают понять при­чины поступка и его послед­ствия. Сказка пока­зы­вает пря­мую зави­си­мость между нрав­ствен­ными каче­ствами чело­века и кон­крет­ными жиз­нен­ными ситу­а­ци­ями, в кото­рые он попа­дает. Она учит самому цен­ному каче­ству – уме­нию сопе­ре­жи­вать, пони­мать дру­гого человека.

Сказка фор­ми­рует основы пра­виль­ного пове­де­ния, навыки обще­ния, то есть имеет важ­ней­шее соци­аль­ное зна­че­ние. Для фор­ми­ро­ва­ния нрав­ствен­ных цен­но­стей ребенка очень важны ком­мен­та­рии, кото­рые роди­тели дают во время сов­мест­ного чте­ния. Не менее важ­ным вос­пи­та­тель­ным момен­том явля­ется обя­за­тель­ная победа добра над злом. Хоро­шие герои все­гда тру­до­лю­бивы, смелы, кра­сивы, сме­ка­ли­сты, честны. Иден­ти­фи­ци­руя себя с ними, ребе­нок пере­ни­мает высо­кие нрав­ствен­ные каче­ства, учится нахо­дить пра­виль­ные реше­ния, думать позитивно.

Развивающий аспект

Ска­зоч­ное про­из­ве­де­ние раз­ви­вает у детей важ­ней­шие ком­му­ни­ка­тив­ные и интел­лек­ту­аль­ные навыки:

  • образ­ное мышление;
  • актив­ную речь;
  • вни­ма­ние;
  • уме­ние связно выра­зить мысль;
  • твор­че­ские спо­соб­но­сти и фантазию;
  • все виды памяти;
  • уме­ние пра­вильно исполь­зо­вать мимику.

Реплики пер­со­на­жей тре­ни­руют арти­ку­ля­ци­он­ный аппа­рат и обо­га­щают сло­вар­ный запас. Раз­ви­ва­ется куль­тура речи, фор­ми­ру­ется навык пра­виль­ного про­из­но­ше­ния мало­упо­тре­би­тель­ных слов. Если сказка рус­ская народ­ная, то в речь ребенка орга­нично вхо­дят посло­вицы и пого­ворки. Так, бла­го­даря фольк­лору малыш вовле­ка­ется в про­стран­ство народ­ной культуры.

Мно­го­чис­лен­ные вари­анты исполь­зо­ва­ния лите­ра­тур­ного мате­ри­ала дают крохе воз­мож­ность пол­но­стью рас­крыть свой потен­циал. Выра­зи­тель­ное чте­ние, теат­ра­ли­зо­ван­ная поста­новка, куколь­ный или паль­чи­ко­вый театр, рисо­ва­ние – про­иг­ры­вать сюжет можно раз­ными спо­со­бами. Ребе­нок чув­ствует радость, твор­че­скую сво­боду, душев­ный подъем, ста­но­вясь жите­лем ска­зоч­ного мира.

Познание мира

Важ­ней­шее зна­че­ние сказки еще и в том, что с ее помо­щью малыш видит мир в его целост­но­сти. Про­жи­вая сюжет про­из­ве­де­ния, он учится сопо­став­лять, ана­ли­зи­ро­вать, делать выводы, исполь­зуя не скуч­ный дидак­ти­че­ский мате­риал, а погру­жа­ясь в мир уди­ви­тель­ных пер­со­на­жей – кра­соч­ный, живой, напол­нен­ный зву­ками и красками.

Ни одна деталь не укро­ется от вни­ма­ния малыша. Мама, в сотый раз рас­ска­зы­вая одну и ту же исто­рию, может упу­стить какую-то реплику или пово­рот сюжета, но ребе­нок – нико­гда. Для него каж­дое слово напол­нено смыс­лом, а сло­вес­ные «про­рехи» гро­зят раз­ру­ше­нием ска­зоч­ного мира.

Дело в том, что дошко­лята вос­при­ни­мают вымы­сел как реаль­ность. Они пере­но­сят все ска­зоч­ные пред­меты в при­выч­ное окру­же­ние своей ком­наты, дома, улицы, так как иного не могут себе пред­ста­вить. Это отлич­ная тре­ни­ровка интел­лекта, так как само­сто­я­тельно при­ду­мать фан­та­сти­че­ский мир малышу очень сложно, его мыш­ле­ние пред­метно. Сказка, таким обра­зом, ста­но­вится пер­вой про­стей­шей моде­лью мира, фор­ми­рует миро­воз­зре­ние и одно­вре­менно – уме­ние фантазировать.

Пси­хо­логи реко­мен­дуют исполь­зо­вать сказки для реше­ния пси­хо­ло­ги­че­ских про­блем, избав­ле­ния от стра­хов. Суще­ствует пре­крас­ная мето­дика сказ­ко­те­ра­пии, кото­рая поз­во­ляет малышу почув­ство­вать себя уве­рен­нее, рас­статься с ком­плек­сами, внут­ренне изме­ниться. Ребе­нок будет иден­ти­фи­ци­ро­вать себя с тем ска­зоч­ным пер­со­на­жем, кото­рый наи­бо­лее бли­зок ему по нрав­ствен­ным и лич­ност­ным каче­ствам. А это бес­цен­ный мате­риал для работы пси­хо­лога или вни­ма­тель­ного, любя­щего родителя.

Сказка учит не только радо­ваться добру. Важен и тот отри­ца­тель­ный опыт, о кото­ром узнает малыш. До поры до вре­мени он не дол­жен поки­дать пре­делы своей домаш­ней все­лен­ной, кото­рая дает защиту и тепло, иначе можно встре­титься с нешу­точ­ной опас­но­стью («Золушка», «Коло­бок», «Три поро­сенка», «Заюш­кина избушка»). Слова не все­гда прав­дивы, а зна­чит, не сле­дует верить на слово чужим людям. Кри­ти­че­ское мыш­ле­ние, кото­рое фор­ми­руют такие сказки, помо­жет ребенку при­ме­нить на прак­тике эле­мен­тар­ные пра­вила безопасности.

Роль сказки в раз­ви­тии и вос­пи­та­нии ребенка настолько велика, что без нее трудно пред­ста­вить себе взрос­ле­ние совре­мен­ного дошколь­ника. Доб­рые и злые, щед­рые и ску­пые, хит­рые и про­сто­душ­ные герои ска­зоч­ного про­из­ве­де­ния все­гда должны быть рядом с малы­шом. Именно они дают ему необ­хо­ди­мую опору в жизни, учат отли­чать добро от зла, раз­ви­вают фан­та­зию и интеллект.

Превратить жизнь в сказку Неужели возможно
Присмотревшись внимательно к событиям своей жизни и жизни окружающих, можно заметить определенные закономерности: одни – разрешают быть счастливыми, другие – запрещают. И хоть мы сами планируем свою жизнь, и наша судьба определяется в первую очередь нашими решениями, которые, как кажется, мы принимаем самостоятельно, все же фоном существует то, что было вне нашей зоны влияния, как некие «злые» закономерности.

Что же это за негативные закономерности-запреты, которые так часто обычно принято называть судьбой-злодейкой или роком? Чтобы лучше их понять, давайте посмотрим на три очень красноречивых примера…

Сюжеты из жизни
Случай первый. Приходит мамочка за ручку со своим ребёночком… 25-ти лет! – и говорит: «У нас депрессия, мы жить не хотим» или… «У нас панические атаки, мы из дома не выходим». И на первый взгляд кажется, что проблема в «ребёночке» и его спасать срочно надо. А вот и нет… Это проблема мамочки, это она так самопоглощённо живёт жизнью «ребёночка», что ему своей жизнью уже жить не надо, или его очень хорошо приучили быть Вечным Ребёнком.

И обратная ситуация: приходит ещё подросток — сам приходит! — и просит провести с ним профориентацию, чтоб с будущей профессией определиться, ведь надо жить полноценно и хочется быстрее почувствовать себя Взрослым.

Случай второй. В последнее время часто приходится сталкиваться с затяжными депрессиями (более двух недель) людей уже пенсионного возраста. Они всю жизнь посвятили «взятию вершин» в карьере и для них уход на пенсию равносилен «падению с вершины», потому что они очень хорошо умели брать эти вершины, а вот как жить «на равнине» — нет.


И в тоже время, всё чаще приятно видеть других пенсионеров , у которых каждый день расписан по минутам: когда внуков в школу отвести, когда идти самим на бальные танцы, когда на очередной концерт или выставку, одни – кассу взаимопомощи создают, другие — свой двор украшают так, что он получает звание «Лучший в городе» и становится местом экскурсий. Для них пенсия – это время большой самореализации, ведь теперь столько возможностей предоставляет само величество Время. И они его с радостью используют, чтобы творить. Зная их лично, могу сказать, что список болезней у них бывает, посерьёзней, чем у первых, но они живут активно и радостно, и на скамеечку с рассказами о болячках и «Как в стране плохо» их увидеть не возможно, потому, что они знают что, главное не «взять вершину», а что-то ценное и полезное создать на ней и удовольствие от этого получить.
Программирование «судьбы»

Из приведённых примеров мы видим разные сценарии жизни: одни сами определяют, как им жить и от чего получать удовольствия — берут на себя роль «Победителя», другие — считают, что несчастья «сами валятся на их головы» и «кто-то виноват» : ребёнок неблагодарный, правительство не то, болезни мешают, — и берут на себя роль «Неудачника» -жертвы обстоятельств.
Победители и не подозревают, что кто-то что-то им должен, они просто знают, что они могут сделать для того чтобы… воплотить задуманное и реализуют усвоенные с детства позитивные принципы «Живи», «Расти», «Будь собой».
С Неудачниками на первый взгляд, кажется, что они имеют свои плачевные результаты в силу объективных причин, и в каком-то смысле они действительно объективны. Но только в той части, которая относится к их детству до 5 лет: все они, сами того не подозревая, жили реализуя родительские программы-внушения, так называемые родительские послания — запреты на счастье: пенсионеры, не нашедшие смысл жизни на пенсии – «Достигай» или «Будь совершенным»(беда в том, что границы совершенства недостижимые), а те кто «благородно» жили жизнью других – давали понять своим близким «Не живи» или «Не расти».
И тут не к гадалкам бегать не надо, достаточно на свою жизнь со стороны посмотреть…

Запреты на счастье:

  • Ты необычный ребенок, и поэтому должен много добиться.
  • Ты все, что есть у меня.
  • Мне в радость это сделать за тебя.
  • Мне лучше знать, что ты хочешь.
  • Мир слишком грязен и опасен, и ты нуждаешься в защите от него.
  • Если ты не соответствуешь нашим требованиям, то ты ничтожество.
  • Не высовывайся, чтобы над тобой не смеялись.
  • От тебя одно горе. Из-за тебя я несчастен/ несчастна.

Сценарии жизни с запретом на счастье
От того какие ЗАПРЕТЫ нам внушили с детства или какие РАЗРЕШЕНИЯ мы получили от своих родителей, бабушек и дедушек, мы играем одну из ролей: Победителя, Неудачника или Серой Мышки.
Таких запретов на счастье психологи насчитывают не менее двенадцати (в последнее время бурного развития психологии, как науки, некоторые учёные расширили этот список в два раза). Но сколько бы их ни было, все они формируют один из вариантов НЕВРОТИЧЕСКИХ ЖИЗНЕННЫХ СЦЕНАРИЕВ, т.е. хронический неосознанный уход от самого себя, от своего счастья, сценарии с программами-условиями недостижимого счастья или вообще с запретами на него:

• ПОКА НЕ сделаю/не получу/не достигну … (нечто) — Я НЕ МОГУ ДАЛЬШЕ … сделать/достичь/радоваться …
• Что-то я сейчас много радуюсь. Ох, наверное, ПОСЛЕ буду плакать.
• Я НИКОГДА не получаю то, что хочу!!!
• «У меня ВСЕГДА одно и тоже»(тот самый «День Сурка»)
• Со мной ОПЯТЬ произошло это …!!!
• Сценарий «СИЗИФ», названный по имени мифологического героя – богатыря Сизифа. По легенде, Боги наказали его за гордыню тем, что приказали катить огромный камень в гору, но вот беда… в одном варианте: каждый раз, когда вершина была уже совсем близко, его руки ослабевали, и он вместе с камнем катился кубарем вниз; в другом: Сизиф достигал вершины, но радовался победе не долго, потому что единственное, что он умел делать в своей жизни, так это катить камень в гору, и он находил себе новую гору для нового штурма (как это похоже на случаи погони за всё более кругленького банковского счёта, ставшего смыслом жизни).

Всё это сценарии Неудачников и Серых Мышек, и ни какие гадалки и экстрасенсы здесь не помогут, только закрепят человека в вере, что от них ничего точно не зависит, закрепляя людей тем самым в этих негативных ролях. Они вам, как правило говорят, что кто-то порчу наслал, «венец безбрачия» повесил, тофиков(т.е. чертей) вам в поле подсадил и «во Тьму вас погрузил».
И наоборот, если вы нашли своей жизни прекрасное позитивное название, как замечательной захватывающей сказки, ( у каждого название своё), то можно вас поздравить и с ролью Победителя и со СВОБОДНЫМ ЖИЗНЕННЫМ СЦЕНАРИЕМ – их очень много и все они уникальны по-своему, но у все они имеют общие законы…

Признаки свободы выбора.
• Свобода и Ответственность – две стороны одной медали и она моя.
• Я хочу, что могу и могу достичь того, что хочу.
• Да, мне повезло, но я знаю, что я для этого сделал…
• Мне важно знать «почему», но ещё важнее знать «как».
• «Я САМ» или «Или что я могу исправить, сделать по другому».
• «На Бога надейся, да сам не плошай».
• «Что посеешь, то и пожмёшь» или «По плодам дерева судите о нём».
Признаки несвободы выбора.

А как же распознать сценарии «Несчастья»? Все они имеют пять основных постоянных и характерных признака, как доминирующее состояние:
• «От меня ничего не зависит» или «Всё предопределено свыше».
• Жизнь похожая на бег по кругу под названием «Такова судьба». Другой её вариант: «то полоса черная, то полоса белая» – что то же, как бег по кругу, только в менее заметном варианте.
• Ощущение, что для полного счастья всё время что-то не хватает. Другой её вариант – пессимистичное неверие в то, что счастье достижимо.
• Постоянное ощущение несвободы, именно вынужденности, когда делаю не то что хочу и могу, а то, что требуют другие: родители, супруги, не гласные нормы «так принято» или «как все». Другой вариант: постоянный конфликт – или «хочу, но не могу», или «хочу, но нельзя», или постоянное «пусть другие решат за меня».
• Непринятие (до ненависти) одного из родителей. Другой вариант: слепая любовь к одному из них или к обоим сразу (некритическое следование из идеи «они всегда правы») или зависимое послушание (или из чувства страха, или по привычке)


Разрешения на счастье:

 Я главный в семье, а не ты (ребёнок).
 Я — родитель, а не слуга.
 Счастье передаётся по наследству.
 Ты моя радость, а не горе.
 Тебе лучше знать, что хочется.
 Я могу посоветовать как лучше, но выбирать тебе.
 Свобода равна ответственности.
 Я люблю тебя любым/любой.

«Выход на свободу» — возвращение счастья.

Если нашли хотя бы один из этих признаков, перечитайте суть невротических жизненных сценариев и интуитивно (доверьтесь наконец-то своим чувствам), определите его тип. Ведь ОСОЗНАТЬ, значит уже на половину РЕШИТЬ (а для кого-то это инсайт/озарение, которое полностью за один раз меняет всё).
Затем разделите свою жизнь на этапы и найдите в каждом этапе своего героя (дайте символ-образ себе) и метафору/ аллегорию тех событий, которые происходили с вами как с героем в каждом этапе жизни. Зарисуйте эти сюжеты на одном листке и посмотрите на них со стороны… на какую СКАЗКУ это всё похоже? Если не нашли похожей сказки. Свяжите все сюжеты в одну единую Сказку
Ну и наконец, опишите или расскажите себе свою жизнь как сказку, начиная с традиционных слов «Жили-были» и найдите мораль сказки. Дайте ей название.

Если вы увидели мораль сказки, ограничивающую ваш доступ к счастью, то вспомните какой страх наиболее часто вы испытываете. Причём это не страх того, что можно в реальности увидеть-услышать-пощупать-попробовать на вкус и запах, а страх-обобщение (его и называют специалисты невротическим) – это может быть страх одиночества, собственной ненужности, беспомощности, чужого мнения и т.п., причём страх, как доминирующий мотив поступков. Страх смерти, которая кажется, вот-вот наступит, тоже часто носит невротический характер, но это уже сможет определить специалист, поэтому не поленитесь дойти до него.

Итак, что же дальше? Ведь знание «что у меня» ещё не освобождение. А дальше одно из двух: или сами преодолейте свой осознанный страх и связанную с ним негативную мораль или опять же — дойдите до специалиста. И не надо этого стесняться, ведь это равносильно походу к врачу, адвокату, косметологу, ведь наше счастье ничуть не менее важная штука, чем здоровье, имущество и красота.
Но… «свято место пусто не бывает»… сделайте последний шаг навстречу своему счастью: сочините новую сказку жизни, ту которую вы хотите прожить и найдите её позитивную мораль. Так же разделите её на этапы – этапы достижения (хорошо потом и план конкретных действий составить). И самое главное!!! – Воплотите её в жизнь…
«Мы рождены, чтоб сказку сделать былью»… и это реально.
Ольга Гафарова, генеральный директор Ресурсного Центра «Интеграция»,
член международной Ассоциации
холистической (целостной)психотерапии
при ЮНЕСКО ООН