Скит великий Новгород

Отзывы
Перынский скит (Россия) — описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.
1/10
  • Перынский скитПерынский скит Dmitriy Zhukov

Неподалеку от центра Великого Новгорода и его старинного детинца стоит знаменитый Юрьев монастырь, а к нему приписан затерянный в лесах Перынский скит, возникший здесь в незапамятные времена. Сам по себе скит был бы мало примечателен, если бы не уникальная церковь Рождества Пресвятой Богородицы, имеющая сегодня статус памятника всемирного наследия ЮНЕСКО.

Скит, посвященный Рождеству Богородицы, получил название Перынский, вероятно, по имени существовавшего здесь некогда урочища или капища, где поклонялись языческому божеству Перуну.

Согласно историческим документам, идол этот появился тут в 980 г., когда будущий креститель Руси Владимир Святославович проводил реформу по унификации культа. Но уже через 9 лет после провала реформы и крещения киевского князя, идола снесли, а всех новгородцев обратил в христианскую веру святой Иоаким Корсунянин. Далее история скита весьма трагична: в 995 г. возводят церквушку, сведений о которой не сохранилось. Позже, в 1386 г. встречаются печальные упоминания о Перынском монастыре — он был сожжен новгородцами при приближении московских войск князя Дмитрия Ивановича. Впоследствии обитель неоднократно восстанавливали и перестраивали, пока при Екатерине II окончательно не закрыли, а церковь Рождества Богородицы сделали приходской.

Что посмотреть

Восстановление церкви и скита началось в первой половине 19 столетия благодаря стараниям архимандрита Фотия и его духовной дочери графини Анны Орловой-Чесменской. Тогда же здесь появились корпуса, трапезная и ограда. Но самое древнее здание скита, как уже было сказано выше, это великолепный образец Новгородского зодчества — церковь Рождества Пресвятой Богородицы 13 столетия. Белокаменный миниатюрный храм считается одним из самых небольших в Новгородской земле. Он производит удивительно хрупкое впечатление легкости, невесомости. Эффект этот создается благодаря внешней устремленности всех конструкций церкви вверх.

Хрупкая, скромная, будто бы игрушечная церковь Рождества Богородицы — настоящее сокровище земли Новгородской.

Несмотря на малые размеры, у храма три входа, и вкупе с широко расставленными подкупольными столбами они создают впечатление небывалого простора. В церкви Рождества Богородицы сохранились уникальные фрески 13 столетия, а также домонгольская кирпичная кладка. Фасад его не имеет какого-либо декора, что служит отличительной чертой новгородского и псковского зодчества. Купол церкви венчает крест в основании с полумесяцом снизу — также типичная форма для домонгольского периода.

Практическая информация

Адрес: Великий Новгород, Юрьево, Свято-Юрьев монастырь.

До обители курсируют автобусы №№ 7, 7А от вокзала или остановки «Сенная площадь». В пути около 20 минут, стоимость проезда — 22 RUB. Перынский скит находится за стенами монастыря и деревушкой Юрьево, примерно в 500 м от него, туда проще дойти пешком, даже если вы приехали на авто. GPS-координаты: 58.473333; 31.274931.

Вход на территорию бесплатный, приветствуются пожертвования.

Неподалёку от Юрьева, у самых истоков Волхова расположено древнее урочище Перынь. Там находилось в древности одно из крупнейших языческих святилищ восточных славян — капище бога-громовержца Перуна. После крещения Новгорода, произошедшего в 991 г. на месте языческого капища был построен христианский храм, потом монастырь, который в 1611 году был разорен шведами.

Перынский скит
Урочище Перынь — песчаный остров окруженный заливными лугами. Находится на левом берегу реки Волхов в непосредственной близости от истока.

Сохранившаяся до наших дней церковь Рождества Пресвятой Богородицы относится к концу 12 — началу 13 в. и считается одним из самых маленьких домонгольских храмов на Руси. Прямых сведений о его постройке нет. Предполагают, что ее построили в 1226 году, когда в Новгороде находился отец Александра Невского и проходили публичные выборы архимандрита. Работы по изучению церкви были начаты в 1947 году и продолжены одновременно с реставрацией здания. Это небольшой одноглавый кубический храм.

  • Панорама: Перынский скит и исток реки Волхов
Перынский скит — церковь Рождества Богородицы
Перынский скит — церковь Рождества Богородицы

В результате реставрации выявлены первоначальное трехлопастное покрытие церкви, фрагменты фресковой росписи в притолоках оконных проемов барабана. Чуть сужающиеся кверху стены, лопатки, окна, барабан церкви усиливают эффект легкости и устремленности весь. Внутрь здания ведут три просторных входа. Они и широко расставленные стройные подкупольные столбы способствуют тому, что и при малых размерах (7,5X9,5X12 м) церковь производит впечатление просторного, высокого сооружения. В настоящее время памятник реставрирован в первоначальном виде.

Перынский скит ранней весной
Перынский скит ранней весной.

Полумесяц надкупольного креста не имеет никакого отношения к мусульманской символике, но христианских толкований его существует множество. Такая форма креста типична для домонгольского периода и происходит от «креста процветшего» или «креста виноградной лозы». Близ церкви сохранились три кирпичных одноэтажных здания, построенных в 19 веке для келий монахов-отшельников, обитателей Перынского скита. С начала 19 в. на территории упразднённого по указу Екатерины II Перынского монастыря был основан принадлежавшей Юрьевской обители скит, в который удалялись постники и молчальники. В 1826 году архимандрит Фотий построил для них каменные кельи — сохранились три кирпичных одноэтажных здания. Тогда же была посажена сосновая роща, закрывающая скит со стороны Юрьевской слободки.

В советское время на месте скита была туристская база. Теперь скит на Перыни действует.

Урочище Перынь названо так по имени бога Перуна — прародителя всех родов русских, бога-громовержца. Здесь до крещения Руси находилось славянское капище. Величественное и живописное место было самым подходящим для языческих обрядов. После принятия христианства центр славянской религии уничтожили. На его месте срубили из дерева церковь Рождества Богородицы. Может тогда был создан при ней Перынский Рождества Богородицы мужской монастырь. Летописи об этом умалчивают.

Находится он на полуострове, где речка Волхов вытекает из озера Ильменского, в шести километрах от Новгорода к югу. Со стороны Юрьевской слободки его закрывает высаженная сосновая роща.

Первое упоминание о нём встречается под 1386 годом. Тогда при подходе войск князя московского Дмитрия Донского жители Новгорода его сожгли вместе с другими монастырями. Также известно, что в 1528 году там построена трапезная из дерева с церковью Троицы. Она стала вторым построенным на острове храме (в то время полуостров был ещё островом). Когда шведы оккупировали территорию Новгородскую, обитель была сильно разворована и предана огню. Это датируется 1611 -1617 годами. Опустевший скит для поддержки и восстановления в 1634 году прикреплён к Свято-Юрьевскому монастырю по указу царя. Только в 1828 году церковное здание отремонтировали, освятили и при церкви опять основали скит.

По постановлению советской власти в 1919 году Перынский скит и другие монастыри земли новгородской были распущены и закрыты. Обитель постепенно разорили. Разобрали ограду, звонницу с шестью колоколами, хозяйственные постройки на кирпичи и другие части. Рыболовецкая артель использовала всё для постройки хранилища льда. А здание церкви превратили в склад.

В военный период скит попал на занятую немцами территорию. После окончания войны здесь заработал филиал рыбного комбината. Затем вакантное место заняла туристическая база. Только в конце 20-го века Перынский полуостров был отдан обратно Православной Церкви. Сейчас скит относится к Свято-Юрьеву монастырю.

Достопримечательность скита — миниатюрная изящная Церковь Рождества Богородицы. Она кажется очень лёгкой, устремлённой ввысь и высокой, хотя её высота всего 12 метров. Это достигается немного суженными кверху стенами, барабаном, окошками, лопатками. Она является одной из самых маленьких храмов новгородской земли. Точной датировки её постройки нет, предположительно в 1226 году. Сегодня она отреставрирована и имеет первоначальный вид.

Постройка каменной церкви Рождества Богородицы датируется 30-ми годами XIII века. Основу дошедшего до нас здания составляет кладка домонгольского времени – сочетание известняка и тонкого кирпича – плинфы, положенных на известковом растворе, с примесью кирпичной крошки (цемянки).
Крест, венчающий церковь, — так называемый «крест накупольный с полумесяцем», типичной для домонгольского периода формы, которая происходит от «креста расцветшего», или «креста виноградной лозы» («Я есть истинная виноградная Лоза, а Отец Мой – Виноградарь» Евангелие от Иоанна,15,1).
В 1528 году в Перынском монастыре сооружена деревянная трапезная с церковью Троицы (второй церковью на острове). В период шведской оккупации (1611-1617 гг.) монастырь был сожжен и разграблен. В описи 1615 года церковь Троицы есть, а в 1617 году она уже не упоминается: «Храм в монастыре Рождества Богородицы разорен. Келий и ограды нет. В монастыре старец один Максим. Церковного имущества у него крест благословящий и пять книг…». Чтобы поддержать запустевшую обитель, она в 1634 году по царской грамоте приписана к Свято-Юрьеву монастырю.
В 1764 году правительством Екатерины II была проведена церковно-земельная реформа. Церковные земли были переданы государству, более половины монастырей закрыто. Из 953 великорусских монастырей оставлено 224 в штате (которые были разделены на 3 класса и стали получать от казны содержание) и 161 за штатом (на собственном содержании). Число монахов сокращено с 12444 до 5105. Доходы церкви единовременно упали более чем в 3 раза. Перынский монастырь был упразднен, его церковь обращена в приходскую, все постройки кроме церкви разобраны и перевезены в Свято-Юрьев монастырь.
Возрождение Перынского и расцвет Свято-Юрьева монастырей связаны с именем знаменитого архимандрита Фотия (Спасского)(1792-1838). Еще будучи иеромонахом в Петербурге, Фотий выступал против распространившегося в образованных слоях русского общества мистицизма, учения, проповедовавшего непосредственное общение человека с Богом, без Церкви и ее таинств и обрядов, без различия вероисповеданий. За такие выступления в 1821 году Фотия перевели в Новгород. В 1822 году он был назначен архимандритом Свято-Юрьева монастыря, каковым и оставался до кончины. С помощью огромных средств своей духовной дочери графини Анны Алексеевны Орловой-Чесменской архимандриту Фотию удалось привести обитель в цветущее состояние. (Влияние мистиков было ослаблено устранением их покровителя министра духовных дел князя Голицина и надолго прекратилось в 1825 году со вступлением на престол императора Николая I, глубоко верующего и церковного.)
По прошению архимандрита Фотия церковь Рождества Богородицы вновь была приписана к Свято-Юрьеву монастырю. Стены храма внутри и снаружи были основательно отремонтированы и расписаны заново, с западной стороны появилась обширная пристройка, сделаны новый пол и глава. После ремонта церковь освящена в 1828 году и при ней основан скит. Первым начальником скита стал иеромонах Аникита (в миру князь С.А.Ширинский-Шихматов). В конце 30-х – начале 40-х годов XIX века из красного кирпича были построены братский корпус, маленькие корпуса начальника скита и юрьевского архимандрита, два хозяйственных корпуса, ограда вокруг монастыря, звонница при церкви «на двух каменных столбах с 6 небольшими колоколами».
В скиту строго соблюдался устав древних монастырей. Женщинам разрешалось появляться здесь лишь раз в году – в день храмового праздника Рождества Богородицы 8(21) сентября. В наше время слово «скит» означает небольшой монастырь с особо строгим уставом, изолированный от мира. Часто скиты создавались при больших монастырях для уединенной молитвенной и аскетической практики части братии. Первоначально же «Скит» было именем собственным – это была пустыня в Египте около Александрии, где с IV по VII век спасали свои души тысячи монахов.
В августе 1919 года губернским съездом Советов было принято решение о закрытии монастырей в Новгородской губернии. (Последние монастыри в СССР были ликвидированы в ночь на 18 февраля 1932 года, но опять появились вместе с присоединенными в 1940 году землями (Прибалтика, Западная Украина, Западная Белоруссия ), вновь стали открываться в войну на оккупированной территории и некоторое время после войны.) Перынский скит был разорен и закрыт. Использование построек в 20-е годы неизвестно, а в 30-е годы на острове расположилась рыболовецкая артель. Юго-западный хозяйственный корпус, звонница и ограда были разобраны на кирпич, из которого построено обширное хранилище льда. Церковь использовалась под склад.
Во время войны 1941-1945 гг. по Волхову проходила линия фронта. Скит находился на оккупированной территории, но постоянного гарнизона не имел (союзники немцев – испанцы – размещались в 2 км отсюда – в Свято-Юрьевом монастыре). По сохранившимся воспоминаниям, оккупанты заставляли русских женщин пилить на дрова огромные сосны, посаженные монахами еще при архимандрите Фотии.
После войны на острове работал филиал Новгородского рыбокомбината, который в 60-х годах сменила турбаза. На остров была проложена дамба, между сосен расположились домики для туристов, хранилище льда превратилось в лодочную станцию, на крыше которой – танцплощадка. Древняя обитель превратилась в место развлечений, и даже для туристской экзотики была «украшена» деревянной статуей Перуна…
Раскопки на Перынском холме проводились еще в довоенные годы (например, раскопки новгородского музея в 1933 году), но результаты их не опубликованы. В 1951-1952 годах проводились археологические раскопки под руководством А.В.Арциховского, которые обнаружили следы языческого капища.
Первые обмеры и исследование Перынской церкви проведены в 1947-1948 годах Р.А.Кацнельсон (тогда были обнаружены под слоем кирпича фрагменты фресок ХIII века), а в 1961 году – архитектором Л.Е.Красноречьевым, который и составил окончательный проект реставрации на первоначальную дату (XIII век). Реставрационные работы проведены в 1962-1965 годах (без реставрации интерьера).
В 1991 году Перынский полуостров с храмом и постройками был передан Русской Православной Церкви. После реставрации интерьера Архиепископ Новгородский и Старорусский Лев освятил храм 10 марта 2001 года. Возрождается монастырь – пока как скит Свято-Юрьева монастыря.