Сколько грехов в Библии?

Петр Лебединский

Искушение святого Антония

Понятие греха — отправная точка в теологии для понимания сути добра и зла, для поиска истины и отделения ее от лжи.

Смертный грех есть тот, который обрывает благодатную связь с Господом. Без нее человек теряет ощущение гармонии, перестает следовать нравственным правилам, отказывается от духовного развития в угоду материальному.

Не всякий знает, какие помыслы и поступки стоит пресекать, чтобы не отвернуться от Бога, и что делать, если все-таки с праведной дороги уже сошел.

🐍 7 смертных грехов в православии

В 590 году Григорий Великий — Папа Римский — создал список семи смертных грехов:

  • гордыня;
  • зависть;
  • чревоугодие;
  • блуд;
  • гнев;
  • алчность (сребролюбие);
  • уныние.

Смертные грехи деформируют поведение, характер и образ жизни человека. Каждый может увидеть их, если честно и отстраненно посмотрит внутрь себя, проанализирует взаимоотношения с другими людьми и свои реакции на происходящее вокруг.

1️⃣ Гордыня

Гордец — это тот, кто отвергает помощь Бога, достижения свои считает только собственной заслугой, а виноватых в неудачах ищет на стороне. Добропорядочные качества в характере его со временем заменяет надменность, лицемерие, чванство.

Он жаждет похвалы, признания своей исключительности, болезненно воспринимает критику. Став раздражительным и гневливым, такой человек постепенно теряет близкие отношения даже с родными и друзьями. Душа гордеца погружается во тьму и уже не способна отличить хорошее от плохого.

2️⃣ Зависть

Завистник раздражается от успехов ближнего и рукоплещет его неудачам. Он мечтает увидеть богатого бедняком, здорового — больным, счастливого — несчастным. Эта страсть делает из человека сперва мелкого пакостника, затем преступника, который не гнушается противозаконными методами, лишь бы насолить объекту неприязни.

В крайнем проявлении зависть превращает во врагов всех вокруг, и тогда даже доброе дело в свой адрес человек воспринимает в штыки. Это чувство — антипод любви. Ещё преподобный Исаак Сирин предупреждал, что обретающий зависть обретает дьявола.

3️⃣ Чревоугодие

Чревоугодник получает удовольствие от пресыщения пищей, тяготеет к лакомым блюдам, ест не в определенное время, а когда требует желудок. Бытовые обжоры и разборчивые гурманы в равной степени подвержены этому греху, потому что становятся рабами своего пищевого поведения.

Они не едят, чтобы поддерживать жизненные силы, они едят ради наслаждения, не задумываясь над вредом, который наносит организму избыток пищи. Опасность чревоугодия в том, что в какой-то момент человек начинает уподобляться скоту. Он все реже задействует разум, все чаще дает волю низменным потребностям, в частности похоти.

4️⃣ Блуд

Блудная страсть проявляется в беспорядочных добрачных связях, сексуальных извращениях, супружеских изменах. Хотя грех относится к телесным, начало свое он берет в распущенности ума и фантазий.

Поэтому к любодеянию и прелюбодеянию относят также интерес к порнографии, эротике, похабным анекдотам — всему тому, что рождает в человеческом воображении картинки на сексуальную тему.

Связи, лишенные нравственной чистоты и супружеского единения плотью, множат разочарование и травмирующие воспоминания, препятствуют духовной работе над собой.

5️⃣ Гнев

Сначала гнев привносит в человеческую жизнь беспокойство и смятение, потом наполняет ее агрессией, часто немотивированной: ссоры, оскорбления, унижения, ругань, драки. Гневливец привыкает врать, изворачиваться, теряет ясность мысли, принимает необдуманные, импульсивные решения.

Человек, полностью подчиненный этому греху, меняется даже внешне: плоть увядает, лицо становится неприятным и отталкивающим. Не зря гневных людей иногда сравнивают с бесноватыми. Хотя изначально гнев давался, чтобы человек гневался на самого себя, на свои дурные помыслы, но грехопадение исказило его благую природу.

6️⃣ Алчность

Сребролюбие начинает господствовать в человеческой душе, когда он ставит земное богатство выше духовного. Он находит мнимое умиротворение в накоплении денег, приумножении достатка.

Иногда сребролюбец участвует в благотворительности, но это фальшивая благотворительность, она идет не от сердца и заботы о страждущих, а от желания продемонстрировать финансовое превосходство.

Алчность парализует душу, делает ее черствой, наполняет равнодушием. Алчный человек перестает замечать тех, кто нуждается в помощи.

7️⃣ Уныние

Уныние сопровождается упадком телесных и душевных сил, сопряженным с пессимистическим взглядом на вещи. У человека не хватает эмоций и стремлений, чтобы подпитать волю и действовать. Утрачивается желание и к физическому труду, и к умственному, и к духовно-нравственному.

Дела подменяются праздностью, ленью, сонливостью, беспокойством ума. В результате человек подрывает здоровье, теряет социальные связи, в худшем варианте — сводит счеты с жизнью.

☝ Сколько смертных грехов на самом деле

Наряду с перечнем семи грехов, предложенным Григорием Великим, существует перечень восьми основных греховных страстей, составленный в 19-м веке проповедником и православным богословом Игнатием Брянчиновым.

Содержательно эти списки схожи. Отличие состоит в том, что в отдельный пункт вынесен грех печали, а зависть является частью греха тщеславия. Для каждой страсти расписаны ее конкретные проявления.

Оба списка — условное разделение грехов на основные категории. Не так важно, семь их или восемь. Главное — помнить, на какое количество нечестивых поступков страсти толкают людей: на десятки. Одного греха достаточно, чтобы человек отвернулся от Бога и, не изжив порока, продолжил свои мучения в вечности.

❌ Самый страшный грех в православии

Тот грех считается самым тяжким, который нельзя исправить. Исправить нельзя смерть. Самоубийца уже не раскается, не вымолит для своей души прощение, не совершит добрых и благонадежных дел во искупление.

Лишить себя жизни, отказаться от бесценного дара, прервать Божий промысел — непростительно. Даже у убийцы, отобравшего чужую жизнь, есть возможность вернуться к Господу, у покончившего с собой ее нет.

Церковь по-прежнему запрещает хоронить самоубийц в черте кладбища, служить по ним панихиду, оплакивать их.

📝 Краткий перечень грехов для исповеди в православии

Во время исповеди кающийся человек должен не довольствоваться общими словами, а называть конкретные грехи, которые его тяготят. Вот неполный перечень того, в чем каются на исповеди:

Исповедь в церквиИсповедь в церкви

  • в обиде на Бога;
  • в нарушении Божьих законов;
  • в неверии в Бога и в истинность православной веры;
  • в нарушении постов;
  • в непосещении храма;
  • в невыполнении данных Богу обещаний;
  • в обмане и лжи;
  • в ненависти, злобе и зависти;
  • в гордости, злопамятности и обиде;
  • в неоказании помощи страждущим, в отсутствии милосердия;
  • во взяточничестве, скупости, стяжательстве;
  • в расточительности;
  • в употреблении табака, алкоголя и наркотических веществ;
  • в азартных играх;
  • в чревоугодии, лени, печали и унынии;
  • в суеверии;
  • в блуде;
  • в самооправдании.

Не все свои грехи человек осознает или может вспомнить, поэтому в конце исповеди ему стоит сказать, что он раскаивается не только в высказанных грехах, но и в забытых.

🙏 Борьба с грехом: советы священнослужителей с видео

Первое, что понадобится грешнику на пути к прощению, — решимость. Грехи свои нужно возненавидеть, восстать против них.

Затем в них необходимо покаяться, не жалеть себя, обличить себя в исповеди. Исповедуемому следует разобраться, в чем виноват он сам, сжечь мосты, связывающие его с греховным прошлым.

Ни в коем случае нельзя перекладывать ответственность на других, обвинять их в том, что подталкивали кающегося ко греху. Они будут держать собственный ответ на суде Божием.

Исповедоваться стоит как можно чаще, подробней и желательно у одного и того же священника. Редкие и формальные исповеди подменяют борьбу самоуспокоением. Это не только не способствует духовной работе и избавлению от страстей, но и делает человека терпимым к собственным проступкам.

Важно следить за помыслами своими, отбрасывать греховные мысли как внешние, чуждые, противопоставлять им помыслы добродетельные. Ведь в противовес семи смертным грехам существуют семь добродетелей: смирение, целомудрие, доброта, умеренность, любовь, терпение и усердие.

🔟 Заповеди Божьи

Десять заповедей Божьих — это основа христианской веры, предписания, с которыми христианин сверяет свой жизненный путь. Нарушение законов Божьих приводит к жизни во грехе и духовной смерти.

Список грехов и заповедейСписок грехов и заповедей

Верующие должны придерживаться следующих заповедей:

  • любить Господа своего и не иметь других богов;
  • не создавать себе кумира, не прислуживать ему;
  • не произносить имени Господа всуе;
  • шесть дней посвящать делам своим, седьмой — воскресенье для православных — посвящать Богу своему;
  • чтить родителей своих;
  • не убивать;
  • не прелюбодействовать;
  • не красть;
  • не лжесвидетельствовать;
  • не желать того, что принадлежит ближнему.

🔸 Первая заповедь говорит, что Бог один, несмотря на множество имен. Он создатель всего, всему начало и конец. Нет силы, знания и мудрости вне Бога. Поэтому христианину нужно отвергать многобожие, суеверия, лжеучения и магию.

🔸 Вторая заповедь учит, что только Господь в силах помочь человеку, и нужно обращаться к Всевышнему напрямую. Нельзя обожествлять людей и вещи, которые лишь творения господни, но не носители Его могущества. Даже молящийся в церкви обращает слова свои не к иконописному изображению, а к Первообразу.

🔸 Третья заповедь запрещает произносить имя Господа в праздности. Упоминать его можно в духовных беседах, просьбах о помощи и молитвах. Человека, который злоупотребляет именем Божьим, Бог перестает слышать.

🔸 В четвертой заповеди человеку указывается, что в трудах он должен проводить шесть дней, а на седьмой откладывать дела мирские и уделять внимание духовным: почитать Господа своего, посещать храм, помогать нуждающимся.

🔸 Пятая заповедь наставляет чтить отца и мать, которые вместе с Богом даровали ребенку жизнь. Заботиться о них, проявлять послушание и терпение, не осуждать — это дочерний и сыновний долг, даже если родители сами недостаточно заботились о детях.

🔸 Шестая заповедь гласит, что Творец дает жизнь, и только он волен забрать ее. Покушение на жизнь приравнивается к покушению на замысел Божий, Его волю. Убийцы, самоубийцы, женщины, сделавшие аборт, и люди, которые сокращают свои дни вредными привычками, — все они нарушают шестую заповедь.

🔸 Седьмая заповедь предостерегает против незаконных связей, то есть происходящих за пределами уз брака, а также между представителями одного пола или людьми, являющимися родственниками. Любовь должна быть целомудренной.

🔸 Восьмая заповедь запрещает получать выгоду, нанося ущерб другим людям. Нельзя присваивать чужую собственность, заниматься подкупом, давать взятки, проворачивать аферы, мошенничать, грабить. Это неуважение к Господу, который каждому дает во воле Своей.

🔸 Девятая заповедь напоминает, что Всевышний всегда знает истину. Лгать себе и другим — лгать Богу. Следует воздержаться от обмана, лжи, пересудов и сплетен.

🔸 Десятая заповедь перекликается с восьмой, но сосредоточена не на грехе, а на мысли о нем. Человек должен подавлять в себе греховное желание, даже не думать о том, чтобы завладеть тем, что принадлежит другому.

Безгрешных людей не бывает, каждый оступается. Но в человеческих силах остановиться, осознать свою греховность, отказаться от нее и повернуться к Богу. Господь даст сил на преодоление, нужно просто ему довериться.

Вопреки распространенному мнению, выражение «семь смертных грехов» отнюдь не указывает на некие семь поступков, которые бы являлись самыми тяжелыми грехами. В действительности список таких поступков может быть намного длиннее. А число «семь» указывает здесь лишь на условное объединение этих грехов в семь основных групп.

У православных христиан идет Великий пост — время сугубого покаяния. Мы предлагаем нашим читателям пройти его с «Фомой». Покаяние — это путь человека к Богу. Но что Церковь понимает под покаянием? Можно ли ему научиться? Что говорится в Библия о покаянии? Для чего нужно таинство исповеди? Как к нему подготовиться? Мы собрали ответы на эти и многие другие вопросы. Добавили личные история покаяния святых и наших современников. Каждый день на foma.ru вас ждет очередной материал. Надеемся, наш проект поможет вам чаще вспоминать о главной цели Великого поста — подготовить свое сердце к встрече с Воскресшим Спасителем. Все материалы о покаянии вы можете .

Впервые такую классификацию предложил святитель Григорий Великий в 590 году. Хотя наряду с ней в Церкви всегда существовала и другая классификация, насчитывающая не семь, а восемь основных греховных страстей. Страстью называется навык души, который сформировался в ней от многократного повторения одних и тех же грехов и стал как бы природным ее качеством — так, что человек не может избавиться от страсти даже когда поймет, что она приносит ему уже не удовольствие, а мучение. Собственно, слово «страсть» в церковнославянском языке как раз и означает — страдание.

Св. Феофан Затворник пишет об отличии смертного греха от менее тяжкого: «Смертный грех есть тот, который отнимает у человека нравственно-христианскую жизнь его. Если нам известно, в чем нравственная жизнь, то определение смертного греха не трудно. Жизнь христианская есть ревность и сила пребывать в общении с Богом исполнением Его святого закона. Потому всякий грех, который погашает ревность, отнимает силу и расслабляет, отдаляет от Бога и лишает Его благодати, так что человек после него не может воззреть на Бога, а чувствует себя отделенным от Него; всякий такой грех есть грех смертный. …Такой грех лишает человека благодати, полученной в крещении, отнимает Царство Небесное и отдает суду. И это все утверждается в час греха, хотя не совершается видимо. Такого рода грехи изменяют все направление деятельности человека и самое его состояние и сердце, образуют как бы новый источник в нравственной жизни; почему иные определяют, что смертный грех есть тот, который изменяет центр деятельности человеческой».

Смертными эти грехи называются потому, что отпадение человеческой души от Бога — это смерть души. Без благодатной связи со своим Создателем душа мертвеет, становится неспособной к переживанию духовной радости ни в земной жизни человека, ни в посмертном своем существовании.

И не так уж важно, на сколько категорий подразделяются эти грехи — на семь или на восемь. Гораздо важнее помнить о той страшной опасности, которую таит в себе любой такой грех, и всячески стараться избегать этих смертоносных ловушек. А еще — знать, что даже для согрешивших таким грехом остается возможность спасения. Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит: «Впадший в смертный грех да не впадает в отчаяние! Да прибегает к врачевству покаяния, к которому призывается до последней минуты его жизни Спасителем, возвестившим во Святом Евангелии: верующий в Меня, если и умрет, оживет (Ин 11:25). Но бедственно пребывать в смертном грехе, бедственно — когда смертный грех обратится в навык!»

А преподобный Исаак Сирин сказал еще определеннее: «Нет греха непростительного, кроме греха нераскаянного».

Семь смертных грехов

 Гордость

7 смертных грехов, или Сколько страстей могут нас погубить на самом деле

«Началом гордыни бывает обычно презрение. Тот, кто презирает и считает за ничто других — одних считает бедными, других людьми низкого происхождения, третьих невеждами, вследствие такого презрения доходит до того, что почитает себя одного мудрым, благоразумным, богатым, благородным и сильным.

…Как узнается гордый и чем исцеляется? Узнается потому, что домогается предпочтения. А исцеляется, если будет верить суду Сказавшего: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (Иак 4:6). Впрочем, надо знать, что, хотя убоится суда, произнесенного за гордость, однако не может исцелиться от этой страсти, если не оставит всех помышлений о своей предпочтительности».

Свт. Василий Великий

Гордость — самодовольное упоение собственными достоинствами, подлинными или мнимыми. Овладев человеком, она отсекает его сначала от людей малознакомых, потом — от родных и друзей. И наконец — от самого Бога. Никто не нужен гордому, даже восторг окружающих его не интересует, и лишь в себе самом он видит источник собственного счастья. Но как любой грех, гордость не приносит подлинной радости. Внутреннее противостояние всему и вся иссушает душу гордого человека, самодовольство, словно короста, покрывает ее грубым панцирем, под которым она мертвеет и становится неспособной к любви, дружбе и даже к простому искреннему общению.

2.  Зависть

7 смертных грехов, или Сколько страстей могут нас погубить на самом деле

«Зависть есть печаль из-за благополучия ближнего, которая <…> ищет не добра для себя, а зла для ближнего. Завистливый хотел бы видеть славного бесчестным, богатого — убогим, счастливого — несчастным. Вот цель зависти — видеть, как завидуемый из счастья впадает в бедствие».

Святитель Илья Минятий

Такое расположение человеческого сердца становится стартовой площадкой для самых страшных преступлений. А также бесчисленного множества больших и мелких пакостей, которые люди творят только ради того, чтобы другому человеку стало плохо или хотя бы перестало быть хорошо.

Но даже если и не вырвется этот зверь наружу в виде преступления или конкретного поступка, то разве легче от этого будет самому завистнику? Ведь, в конце концов, таким страшным мироощущением он просто преждевременно загонит в себя в могилу, но даже смерть не прекратит его страданий. Потому что после смерти зависть будет терзать его душу с еще большей силой, но уже без малейшей надежды на ее утоление.

3. Чревоугодие

7 смертных грехов, или Сколько страстей могут нас погубить на самом деле

«Чревоугодие разделяется на три вида: один вид побуждает принимать пищу раньше определенного часа; другой любит только пресыщаться, какой бы то ни было пищей; третий хочет лакомой пищи. Против этого христианин должен иметь троякую осторожность: ожидать определенного времени для принятия пищи; не пресыщаться; довольствоваться всякой самой скромной пищей».

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин

Чревоугодие — рабство собственному желудку. Оно может проявлять себя не только в безумном обжорстве за праздничным столом, но и в кулинарной разборчивости, в тонком различении оттенков вкуса, в предпочтении изысканных блюд простой пище. С точки зрения культуры между грубым обжорой и утонченным гурманом — пропасть. Но оба они — рабы своего пищевого поведения. И для того, и для другого еда перестала быть средством поддержания жизни тела, превратившись в вожделенную цель жизни души.

4. Блуд

7 смертных грехов, или Сколько страстей могут нас погубить на самом деле

«…сознание все более и более наполняется картинами сладострастия, грязными, жгучими и соблазнительными.

Сила и ядовитый чад этих образов, чарующих и позорных, таковы, что вытесняют из души все возвышенные мысли и желания, которые увлекали (молодого человека) раньше. Нередко бывает, что человек не в состоянии думать более ни о чем другом: им всецело владеет демон страсти. На каждую женщину он не может смотреть иначе, как на самку. Мысли одна другой грязнее ползут в его отуманенном мозгу, а в сердце одно желание — удовлетворить свою похоть. Это уже состояние животного или, вернее, хуже животного, потому что животные не доходят до того разврата, до которого доходит человек».

Священномученик Василий Кинешемский

Грех блуда включает в себя все проявления половой активности человека вопреки естественному способу их осуществления в браке. Беспорядочная половая жизнь, супружеские измены, всевозможные извращения — все это различные виды проявления блудной страсти в человеке. Но хотя это и телесная страсть, истоки ее лежат в сфере ума и воображения. Поэтому к блуду Церковь относит и непристойные мечтания, просмотр порнографических и эротических материалов, рассказ и слушание похабных анекдотов и шуток — все то, что способно возбудить в человеке фантазии на сексуальную тему, из которых потом вырастают и телесные грехи блуда.

5. Гнев

7 смертных грехов, или Сколько страстей могут нас погубить на самом деле

«Посмотри на гнев, какие знаки своего мучительства он оставляет. Смотри, что человек делает в гневе: как негодует и шумит, клянет и ругает сам себя, терзает и бьет, ударяет по голове и лицу своему, и весь трясется, как в лихорадке, словом, он похож на бесноватого. Если внешний вид его так неприятен, что же делается в его бедной душе? …Видишь какой страшный яд скрыт в душе, и как горько он мучит человека! Его жестокие и тлетворные проявления говорят о нем».

Святитель Тихон Задонский

Человек в гневе страшен. А между тем гнев — естественное свойство человеческой души, вложенное в нее Богом для отвержения всего греховного и неподобающего. Этот полезный гнев был извращен в человеке грехом и превратился в гнев на ближних людей порой по самым ничтожным поводам. Обиды другим людям, ругань, оскорбления, крики, драки, убийства — все это дела неправедного гнева.

6. Алчность (корыстолюбие)

7 смертных грехов, или Сколько страстей могут нас погубить на самом деле

«Корысть есть ненасытимое желание иметь, или искание и стяжание вещей под видом пользы, затем только, чтобы сказать об них: мои. Предметов этой страсти множество: дом со всеми его частями, поля, слуги, а главное — деньги, потому что ими можно всё доставать».

Святитель Феофан Затворник

Иногда считают, что этим духовным недугом могут страдать исключительно богатые люди, уже обладающие богатством и стремящиеся его преумножить. Однако и человек среднего достатка, и малоимущий, и совершенно нищий — все подвержены этой страсти, поскольку заключается она не в обладании вещами, материальными благами и богатством, а — в болезненном, непреодолимом желании ими обладать.

7. Уныние (лень)

7 смертных грехов, или Сколько страстей могут нас погубить на самом деле

«Уныние — это продолжительное и одновременное движение яростной и вожделеющей части души. Первая неистовствует по поводу того, что находится в ее распоряжении, вторая, напротив, тоскует по тому, чего ей недостает».

Евагрий Понтийский

Унынием принято считать общее расслабление душевных и телесных сил, соединенное с крайним пессимизмом. Но важно понимать, что уныние наступает у человека вследствие глубокой рассогласованности способностей его души, ревностности (эмоционально окрашенного стремления к действию) и воли.

В обычном состоянии воля определяет для человека цель его устремлений, а ревностность является «мотором», который позволяет двигаться к ней, преодолевая трудности. При унынии же человек направляет ревностность на свое нынешнее, далекое от поставленной цели состояние, а воля, оставшись без «двигателя», превращается в постоянный источник тоски о несбывшихся планах. Эти две силы унывающего человека вместо движения к цели как бы «тянут» его душу в разные стороны, доводя ее до полного изнеможения.

Такая рассогласованность — результат отпадения человека от Бога, трагическое следствие попытки устремить все силы своей души к земным вещам и радостям, в то время как даны они нам были для устремления к радостям небесным.