Скопец

ТАЙНА ЗОЛОТОГО ПЕТУШКА.
По стопам сказки А.С. Пушкина
Трухтин С.А.
Все сказки Пушкина несут на себе отпечаток его гения. Но в чем это проявляется? Обычно здесь говорят о чувстве слова, гармонии, прекрасного. Конечно, все это должно присутствовать в любом гениальном творении. В то же время, эти моменты кажутся второстепенными, лишь оформляющими то главное, что составляет суть гения – его способность к прозрению. Гениальный историк прозревает ритмы человеческого бытия, гениальный физик – принципы неживой природы… Поэт же (с большой буквы) улавливает те инварианты, которые накладывают на человеческое существование границы его собственной жизни. Вот и Пушкин в своей «Сказке о золотом петушке» вовсе не занимается пустым и бесполезным морализаторством, а определяет некоторые моменты, полезные для общества.
Вся история начинается с характеристики центрального персонажа – царя Дадона. Здесь вырисовывается, в общем, неприглядный тип. Так, в молодости, в отношении соседей он был задиристым и право свое определял не законами, а силой: «Смолоду был грозен он / И соседям то и дело / Наносил обиды смело». Иными словами, Дадон предпочитал не выстраивать мудрую и взаимовыгодную политику с соседями, увязывая их в орбиту мирного существования собственного государства, а бравировал своей силой. Когда же он состарился, пришел час расплаты: «Тут соседи беспокоить / Стали старого царя / Страшный вред ему творя». Для удержания ситуации «Должен был он содержать / Многочисленную рать». Естественно, у Дадона и прежде была своя армия. Новизна ситуации здесь заключается, судя по всему, в том, что он был вынужден содержать наемников, многочисленность которых имело целью скомпенсировать его, Дадоновское, ослабление. В тексте это ослабление увязывается с его старческой немощью, как будто он сам, самолично в молодости лет громил тьмы и тьмы врагов, а теперь, после того, как состарился, это должны делать наемники. Такое буквальное прочтение этого места вызывает очевидное недоумение. Скорее, здесь имеет место метафора: судя по всему, поэт имел в виду не буквальное ослабление царя в смысле его физических качеств, а ослабление в смысле устойчивости его властного положения. В таком контексте становится понятным наличие многочисленных наемников, содержать которых всегда было делом накладным, особенно когда вокруг одни враги: «Ждут, бывало, с юга, глядь, – / Ан с востока лезет рать. / Справят здесь, – лихие гости / Идут от моря». В принципе, с этим можно было бы смириться – главное, что государству удается сохранять свою самостоятельность. Однако «Со злости / Инда плакал царь Дадон, / Инда забывал и сон». Что же не устраивало нашего героя? Ведь, кажется, к войнам ему не привыкать, а то, что врагов у него много, так он сам их наплодил в свое время, когда смолоду «Соседям то и дело / Наносил обиды смело», не задумываясь о завтрашнем дне.
Видимо, злоба Дадона объясняется его жадностью и спесивостью. Ведь наемники требуют больших денег – с одной стороны, а с другой – наш царь не в состоянии принять тот факт, что некогда слабые государства теперь сами практически без опаски обижают его. По большому счету, его злоба направлена против самого себя и объясняется собственным бессилием перед своими прежними ошибками. Что ж, бездарное правление не проходит бесследно. Дадон просто не желает отвечать за свои прошлые грехи и надеется на какое-то чудесное разрешение проблемы: «Вот он с просьбой о помоге / Обратился к мудрецу, / Звездочету и скопцу». Действительно, кто как не мудрец может, что называется, «разрулить» возникшую трудность.
Коротко говоря, Дадон «наломал дров» и обратился за советом к «мудрецу», чтобы тот ему подсказал выход из создавшейся ситуации. Но о каком выходе может тут идти речь? Очевидно, поскольку Дадону было жаль денег на содержание «многочисленной рати» – во-первых, а во-вторых, его гордыня не позволяла принимать бывших слабых соседей за сильных, т.е. он хотел быть сильным при своей реальной слабости, то общее решение мудреца должно было бы разом покончить и с тем и с другим. Царь хотел получить такое решение, при котором, образно говоря, «и овцы целы и волки сыты». Это ни что иное, как ситуация дармовщины, которую вдруг возжелал наш герой. «Мудрец» должен был предложить вариант, который в народе именуется емким словом «халява». В самом деле, а как еще охарактеризовать желание царя быть сильным без привлечения на то усилий и средств?
И вот, возжелав дармовщины, Дадон обращается к «мудрецу». Кто же он, этот герой? Он – звездочет и скопец. Еще при жизни Пушкина некоторые монархи держали при себе звездочетов в качестве гадателей по звездам, говоря по современному – в качестве астрологов, пытающихся втиснуть все нюансы жизни в прокрустово ложе механических представлений о движении планет, т.е. сводящих жизнь к не-жизни. Уже одно только это должно навевать улыбку иронии: названный «мудрец» не видит жизни как она есть, а пытается сконструировать ее из неживого материала. Такой «мудрец» – и не мудрец вовсе, а, скорее, ловкий малый, камуфлирующий свои земные потребности через хитроумные теории. Кроме того, этот звездочет, вдобавок ко всему, еще и скопец, т.е., если читать буквально – член запрещенной в России во времена жизни поэта религиозной секты, проповедующей крайний аскетизм и кастрацию. Получается, «мудрец» мало того, что является известным ловкачем и прохиндеем, и что он жизнь представляет в виде механо-подобной конструкции, он еще и явно отрицает жизнь. Следовательно, вся его теория имеет жизнеотрицающий характер, что и обнажается в конце повествования в виде его собственной смерти и смерти Дадона, которого он посредством петушка настроил на исполнение своего замысла.
Собственно говоря, обращение Дадона к такому вот псевдо-мудрецу совершенно естественно, поскольку оба они представляют собой разные стороны одной сущности – собственного ego. Ведь один (царь) делает только то, что ему хочется, не задумываясь о долгосрочных последствиях. Другой (скопец) под свои воззрения пытается подстроить весь мир, т.е. пытается утвердить себя, любимого, тем ego-центром, относительно которого все должно приходить в движение. Фактически здесь имеет место отрицание западной философии трансцендентализма начала XIX в (независимо от того, имел ли Пушкин эту цель явно или нет) через отождествление ее с негативным по оценке эгоизмом. Представляется, что именно в этом заключается поход Пушкина против западного либерализма того времени. Не устремленность к православию, т.е. не религиозность поэта, которой на деле не было, является исконной причиной его отхода от западных норм ценностей (как это сплошь и рядом полагают пушкинисты), а вполне прагматичные соображения были поставлены здесь во главу угла. Пушкину не нравился западный индивидуализм, потому что он не соответствовал реальной российской жизни, а лишь провоцирует на мечту о дармовщине.
Ну что же, царь обратился к своему двойнику – «мудрецу», чтобы тот предложил ему механизм исполнения дармовщины, и он получил свое – золотого петушка, который заранее предупреждает о «беде незваной» и указывает на место ее исхода. Здесь, имея в качестве потаенной подоплеки своих воззрений корыстные интересы, скопец связывает свой подарок с условием, которое он озвучит в дальнейшем. Важно, что он отказывается от материальных благ (от «горы золота») взамен чего-то другого, которое поначалу остается в неизвестности, но позволяет охарактеризовать себя как противоположность материальному. Иными словами, скопец – приверженец жизнеотрицающих воззрений, настроился на получение от царя каких-то привилегий пока неясного свойства. Фактически он настроился на право владения какой-то идеей.
Что это за идея? Очевидно, она выражена в образе Шамаханской царицы, которую «мудрец», в конце концов, возжелал получить от царя. Зачем она ему, кастрату, нужна? Такая просьба удивляет даже Дадона: «И зачем тебе девица?». Чтобы понять это, обратим внимание на причину появления новой героини в повествовании: царица предстает как очередная угроза сказочному государству. На борьбу с этой угрозой едет один царевич, другой – и ничего, оба пропадают безвести. Когда же сам Дадон приходит с войском к месту назначения, то обнаруживает там мертвых сыновей, павших вместе со своими дружинниками во взаимной усобице. Ему бы от горя опечалиться, но нет – Шамаханская царица выходит к нему навстречу из своего шатра и он забывается с ней аж на неделю. В общем, здесь все ясно: братья порубились за право быть с девицей, которая обладает весьма притягательными свойствами. На эти же свойства «клюнул» и царь, а также, судя по всему, и «мудрец», отказавшийся ради нее от материальных богатств. Причем, очевидно, дело здесь касается вовсе не обольстительной сексуальности царицы, поскольку скопцу это обстоятельство не интересно. За внешней сладкой красотой кроется ее истинная сущность, которая и является настоящей причиной притягательности ее особы. Более того, можно даже сказать, что скопец заранее, отказываясь от золота, знал, чего хочет, т.е. он заранее, когда давал царю золотого петушка, знал, что рано или поздно тот привезет к себе в город эту самую царицу. Обмен ее на петушка предполагался мудрецом изначально, а царь рассматривался им в качестве средства, с помощью которого он добудет себе желанное.
Но тогда возникает вопрос: почему же скопец сам не пошел к царице и не взял ее? Почему он полагал, что взять ее он сможет только из царских рук? И почему, собственно, сам царь так вцепился в эту девицу, что готов был отдать вместо нее «Хоть казну, хоть чин боярский, / Хоть коня с конюшни царской, / Хоть полцарства моего». Да потому, что и царь и «мудрец» видят в ней предмет своего сокровенного вожделения. И как один мечтает о дармовщине, так и другой настроен не делать дела, а гадать по звездам и выгадывать случайную, фигурально выражаясь – с неба падающую, удачу. Шамаханская царица – это символ дармовщины, ее идея. Не зря же она расположилась в своем шатре далеко за городом Дадона, в котором жизнь кипит ключом, делаются реальные дела. Вне города, по ту его сторону, дел нет, а есть лишь одна усобица из-за «халявы», да сомнительного свойства удовольствия от ее использования. Скопец с помощью умствования (с помощью идеи оскопления) отказывается от продолжения жизни, и за это, фактически – за свою «умность», он надеется получить массу привилегий, которые сами «падут» к его ногам. Поэтому и царевну он не сам должен достать, а она должна ему достаться от кого-то, от царя. Истинная «халява» должна достаться «халявным» способом. При этом естественно, что сам акт ее получения должен был, по задумке старца, произойти на ее собственной территории, «Под столицей, близ ворот», т.е. вне города. Случись это в действительности, старец вместе с девицей тут же прошел бы в город и вошел в ситуацию полновластного владения им: весь ритм жизни вошел бы в подчинение его прихотям. Здесь обнаруживается и высвечивается конечная цель «мудреца» – безраздельная, неограниченная власть, так что его отказ от «полцарства» становится вполне ясной – он хотел получить все, а не довольствоваться половиной. Царь, естественно, воспротивился такому положению дел, убил его и направился сам с девицей в город, который встал на грань обреченности обслуживания всех выдумок Дадона. Однако золотой петушок, подобно ожившей статуи Петра I из «Медного всадника», следит за тем, чтобы беда не настигла столицу, и в самый последний момент умертвляет потерявшего связь с реальностью царя, чем спасает государство от разорительного ублажения монарха, стирает с лица земли жизнеотрицающую идею «халявы»: «А царица вдруг пропала, / Будто вовсе не бывало». Золотой петушок оказывается настоящим спасителем государства, поскольку не допускает дармовщину в людскую жизнь. Кто же он, что собой представляет в сущностном плане?
Во-первых, вспомним, что петушок является подарком «мудреца» царю, т.е. он исходит, корнями произрастает из фантазирующего субъекта. Иными словами, наш ангел-спаситель принадлежит сфере мысли, вся его деятельность связана с мыслью. Во-вторых, он высматривает беду. Очевидно, здесь должна идти речь о метафоре: петушок высматривает ту или иную угрозу не глазами, а, будучи деятелем мысли, обнаруживает ее в своем сознании. В-третьих, он ликвидирует угрозу. Это можно понимать следующим образом: основная опасность беды всегда заключается в ее внезапности, неожиданности. Если же ее усмотреть, выявить (обнаружить сознанием), то это означает выставить ее на показ, лишить ее привилегий внезапности и тем самым обезоружить ее, в конце концов – справиться с ней, уничтожить ее. Главной угрозой для города, да и для царя тоже, оказалось стремление к дармовщине. Петушок указал на нее, и он же убил царя, чем инициировал исчезновение Шамаханской царицы, т.е. инициировал снятие опасности, нависшей было над городом. Пока Дадон только стремился к дармовщине и не соединялся с ней (не заражался окончательно этой идеей) он не был смертельно опасным для мира, но после того, как царица бесповоротно вошла в его сознание и он стал неизлечимым от идеи дармовщины, петушок принял единственно возможное решение, чтобы отвести беду от всего города (общества). Получается, что даже в 1834 г, когда была написана «Сказка о золотом петушке», т.е. через девять лет после восстания декабристов, Пушкин полагал возможным цареубийство ради всеблагих (политических) целей. Так что правы те исследователи пушкинского творчества, которые усматривают в «Сказке о золотом петушке» политический памфлет.
Таким образом, можно сказать, что золотой петушок оказывается деятелем мысли, усматривающий тайные угрозы для жизни общества, выявляющий их, указывающий на них и тем самым инициирующий их ликвидацию. Кто же это? Представляется, что здесь возможна только одна адекватная интерпретация. Главный герой сказки, в честь которого она названа, представляет собой мудреца-аналитика, созерцающего эту жизнь и критикующего недостатки ее устроенности. Этот критик является противоположностью по отношению к холодным мудрецам, пытающимся, ради получения тотальной власти, вогнать жизнь в свои схемы, хотя и имеет с ними общность мыслительной деятельности. А поскольку главными критиками устоев общественной жизни во времена Пушкина были писатели, то именно они, судя по всему, и послужили основанием для создания такого интересного поэтического образа. Не исключено, что Пушкин представлял самого себя на месте этого персонажа. У него для этого были все права: первый писатель России, настоящей центр ее культуры – разве это не аналог золотого петушка? Вопрос, думается, риторический.
Подведем итог нашему исследованию. Пушкин полагал страшнейшей опасностью для человеческого общества надежду на авось, на то, что «само все сделается». Эта надежда разъедает волю и несет в себе тотальное жизнеотрицание и для тех, кто заразился этой опасной идеей (настроением), и для всех окружающих. Конечно, это только одна из возможных бед. Возможны и другие, тоже очень опасные. И чтобы общество могло справиться с ними, ему следует держать «золотого петушка», его критикующего, но не для жизнеотрицания, а для жизнеутверждения.
Конец

Кастрация и оскопление — существует ли разница между этими терминами? Как и зачем делали эти операции людям в Древнем мире и в Средневековье, кому и по каким причинам их выполняют в наши дни? Каковы социальные и медицинские показания к кастрации мужчин и женщин? Как живут люди после оскопления? На эти и некоторые другие вопросы ответим в статье.

Кастрация человека

Оскопление, что это значит

Толковые и энциклопедические словари, а также словари медицинских терминов — определяют понятия «кастрация» и «оскопление» как абсолютно идентичные. И тем, и другим словом называют операции по удалению или полному угнетению функций органов, отвечающих за половое влечение и воспроизведение потомства. У женщин — яичников, у мужчин — тестикул.

Зачем кастрировали людей в прошлом

История оскопления людей восходит к эпохам Древнего мира и Средневековья. Таким образом в мусульманских странах подготавливали лишенных плотского влечения евнухов — преданных слуг, хранителей гаремов шейхов, султанов, халифов. Согласно историческим источникам, продажа оскопленных рабов была в восточных странах делом весьма прибыльным. Цена раба евнуха превышала цену обычного раба во много крат.

В Римской Империи, Древнем Китае и ряде других государств кастрацию применяли в качестве пытки для расправы с государственными преступниками и пленными. Так, в I в. до нашей эры за оскорбление императора к оскоплению был приговорен судом известный китайский историк Сым Цянь.

Отправляясь на войну, древние скифы вместе с прочим оружием и амуницией обязательно брали с собой небольшой острый серп. Им оскопляли пленных. На сохранившихся древнеегипетских барельефах также можно видеть сцены кастрации попавших в плен. Подобным образом наказывали пленников, насильников и прелюбодеев в древней Греции, Риме, Месопотамии, Ассирии.

В России добровольная кастрация практиковалась сектами скопцов — приверженцев старообрядчества. По убеждениям скопцов, единственным способом очищения духа, укрощения плоти, противодействия ненужным соблазнам и грехопадению было «убеление», то есть сознательная кастрация, или самооскопление. Сектанты проповедовали особый взгляд на вечные постулаты Евангелия, толкуя их в угоду убеждениям секты.

Также проповедники сектантских общин находили «оправдания» добровольному оскоплению в некоторых других цитатах Священного Писания. В целях сохранения секты и привлечения новых единоверцев скопцы кастрировали малолетних родственников; выкупали крепостных (непременное условие — оскопление); настойчиво пропагандировали «убеление» среди юношества; передавали принадлежность к секте по наследству. Отдельные секты скопцов существовали с Древности, однако широкое распространение приобрели в эпоху правления Петра I.

Поначалу кастрирование скопцов предполагало удаление яичек вместе с частью мошонки. Эти органы членам сект попросту отжигали каленым железом. Изуверский обряд именовали «огненным крещением». Позже для оскопления стали применять разного рода режущие инструменты, а прижигание использовали для остановки кровотечения и дезинфекции.

Рубец на зажившей ране по форме был подобен подкове. Его скопцы называли «первой печатью», или «первым убелением». Со временем в сектах стали практиковать и более радикальные вмешательства. Поскольку после удаления яичек скопцы утрачивали лишь способность к воспроизведению потомства, но по прежнему могли вступать в любовное соитие, многие убежденные сектанты решались на ампутацию полового члена. Шрамы, оставшиеся после этого, называли «второй печатью».

Зачастую «убелению» подвергали и входящих в общины скопцов женщин. Им удаляли половые губы, иногда — клитор и соски на молочных железах. Это, конечно, снижало их сексуальную привлекательность, но никак не влияло на способность к деторождению. Согласно историческим исследованиям, известны случаи, когда кастрированные женщины по тем или иным причинам покидали секты скопцов, после чего благополучно выходили замуж и имели детей.

Оскопление мальчиков, зачем это делают

Оскопление мальчиков, еще не вступивших в пубертатный период, практиковалось в Средневековье. Особенно активно — в Италии. Делали это для сохранения высокого и чистого тембра голоса (по музыкальной терминологии — контратенора). Поскольку при воздействии тестостерона в подростковом возрасте вокальный диапазон зачастую меняется, голос «ломается» и грубеет.

В XVI веке Папой Римским был наложен запрет на выступления женщин в Ватикане. Тогда для исполнения ведущих женских партий в театрах стали подготавливать талантливых мальчиков. Чтобы божественное звучание голосов одаренных подростков не менялось, и они могли как можно дольше служить оперному искусству, их подвергали кастрации. Пели оскопленные мальчики и юноши и в церковных хорах.

Несмотря на то что изуверской манипуляции во имя высокого искусства в средневековой Италии были подвергнуты тысячи детей, мало кого из них ожидала слава поистине великого и признанного певца.

Фаринелли (Карло Броски)

Сенезино (Джусто Тендуччи)

Сегодня калечащие детские тела и души дикие традиции — в далеком прошлом. Вначале XVIII века оскопление во имя искусства была навсегда официально запрещено. В наши дни кастрирование мальчиков проводят исключительно по весомым медицинским показаниям. К счастью, случаи, когда подобное радикальное вмешательство действительно необходимо детям, редки.

Практикуют ли оскопление в современном мире

Добровольное либо принудительное оскопление осуждают все, без исключения, религии современного мира. В наши дни подобного рода операции выполняют лишь по медицинским показаниям. В ряде стран: в частности, в Бельгии, Дании, Польше, в отдельных штатах США — принудительное химическое кастрирование применяют как наказание педофилам и насильникам. Во Франции и Германии в дополнение к основному наказанию сексуальных преступников используют добровольное кастрирование.

С 2012 года эта мера по отношению к преступникам официально разрешена законодательством России. Однако проводят ее лишь с согласия и по просьбе самих осужденных, которые желают избавиться от пагубного сексуального и психического отклонения. При этом добровольная кастрация никоим образом не смягчает назначенного им судебного приговора и не влияет на сроки отбывания основного наказания.

Оскопление мужчин женщинами

Два реальных случая оскопления мужчин женщинами. Причины — банальная ревность и неукротимое желание жестоко отомстить. Невероятно, но героини этих шокирующих историй — наши современницы.

Зачем делают мужчинам оскопление

Кастрирование мужчин — радикальное или частичное удаление отвечающих за выработку спермы семенников либо временное (обратимое) угнетение их функции. Решение о полной кастрации мужчины принимают в крайних случаях — если без этой меры есть риск не только для здоровья, но и для жизни.

Показания к оскоплению у мужчин:

  • злокачественные новообразования в тестикулах либо в других мужских гениталиях;
  • перекрут одного/обоих яичек, опасный сдавливанием семенных канатиков и развитием некроза;
  • повышенная выработка тестостерона (опасная при онкологических заболеваниях простаты);
  • механические травмы и сдавление тестикул, при которых их восстановление невозможно;
  • педофилия, склонность к сексуальному насилию (при согласии осужденного);
  • операции коррекции пола.

В зависимости от объема вмешательства различают кастрацию:

  • полную;
  • частичную.

По последствиям для репродуктивной функции человека:

  • обратимую (временную);
  • необратимую.

По способам выполнения оскопление бывает:

  • хирургическим;
  • химическим;
  • лучевым;
  • гормональным.

В медицине практически не используют термин «кастрация», тем более — «оскопление». Операцию по удалению одного либо обоих семенников называют орхиэктомией. Вмешательство (в зависимости от показаний) может быть односторонним и двусторонним.

Оскопление женщин, что это

Кастрирование женщин — полное/частичное прекращение выработки половых гормонов и способности к воспроизведению потомства. Женское оскопление проводят путем ампутации одного/обоих яичников, иногда — вместе с маткой, либо посредством нехирургического (химического, гормонального, лучевого) угнетения их функций.

Показания к кастрации женщин:

  • злокачественные образования в цервикальном канале, в матке, маточных трубах, яичниках;
  • внематочная беременность, осложнившаяся разрывом маточной трубы и одного из яичников;
  • атипичные гиперпластические процессы, множественные кисты в эндометрии матки;
  • множественные, крупные и стремительно увеличивающиеся миомы матки;
  • субмукозные миоматозные узлы, угрожающие массивным кровотечением;
  • единичные узлы «на ножке», опасные перекручиванием, ущемлением и некрозом;
  • дермоидные и пограничные кисты в одном или обоих яичниках с неблагоприятным прогнозом;
  • стремительно растущие параовариальные кисты в придатках яичников;
  • массивные кровотечения вследствие патологий репродуктивных органов, травм либо родов;
  • смена пола.

Как происходит кастрация:

у мужчин

При частичной хирургической кастрации — орхиэктомии — мужчинам ампутируют одно, при полной — оба яичка (тестикулы). При этом, в зависимости от показаний, мошонку оставляют либо удаляют вместе с яичками. Полное хирургическое оскопление мужчины в редких случаях предполагает радикальное удаление гениталий: пениса и мошонки с яичками. Нехирургические методы кастрации мужчин — лучевой, гормональный и химический.

В ходе орхиэктомии в мошонке (обычно параллельно мошоночному шву) делают прокол, а затем разрез в несколько сантиметров. Через него извлекают семенник вместе с оболочкой и канатиком. Сосуды семенного канатика на время вмешательства стягивают лигатурой. Пенис прибинтовывают к животу. Яичко отсекают, после чего культю семенного канатика прижигают, вправляют в мошонку. На разрез накладывают шов.

При необходимости следующим этапом выполняют удаление второго яичка. Орхиэктомию проводят, как правило, под местной анестезией. Обезболивающие медикаменты вводят в паховую область, а также в мошоночный шов. Орхиэктомия длится до 1,5 часов.

Орхиэктомия

Альтернатива хирургическому оскоплению — медикаментозное и лучевое. Для угнетения выработки тестостерона до полного прекращения функционирования семенников и подавления сексуальной активности пациентам проводят курсы радиоактивного облучения либо вводят гормональные препараты.

Лучевая кастрация — один из эффективных методов пред- и постоперационной терапии при онкологических заболеваниях предстательной железы. Активная выработка тестостерона усиливает рост злокачественных новообразований. Угнетение функции семенников позволяет замедлить развитие опухоли, снизить ее агрессивность.

Химическую кастрацию применяют обычно в качестве превентивной меры при сексуальных расстройствах и склонности к педофилии. Мужчине вводят химические препараты, блокирующие продуцирование тестостерона, подавляющие потенцию и угнетающие либидо — половое влечение. Помимо основного действия антиандрогенные препараты снижают проявления агрессии, помогают в психиатрическом лечении.

Этот метод кастрации имеет массу побочных эффектов: гормональный дисбаланс, сердечно-сосудистые нарушения, размягчение костных тканей, токсическое поражение печени и почек. Эффект длится ограниченное время — курсы регулярно повторяют. В ряде стран педофилов подвергают химической кастрации принудительно. В РФ — исключительно по волеизъявлению совершившего сексуальное преступление.

у женщин

Частичная хирургическая кастрация женщины — овариоэктомия — ампутация одного либо обоих яичников. Если удаляют один яичник, говорят об односторонней овариоэктомии, если оба — о двусторонней. В зависимости от показаний, сопутствующих патологий, общего состояния, возраста женщины, вмешательство может быть выполнено открытым (абдоминальным) либо закрытым (лапароскопическим) методами.

При полном хирургическом оскоплении внутренние репродуктивные органы: матку, маточные трубы, яичники — удаляют полностью. Такой вид женской кастрации называют радикальной гистерэктомией. Как правило, гистерэктомию выполняют абдоминальным методом под общей анестезией. Это довольно сложное и травматичное полостное вмешательство с непростым реабилитационным периодом. Нехирургические способы кастрации женщин — лучевой, химический, гормональный.

В ходе овариоэктомии в области расположения яичника делают разрезы требующейся длины (при лапароскопии — проколы). Затем через эти отверстия яичник выводят наружу, захватывают петлевой лигатурой и ампутируют. Поврежденные сосуды культи придатка ушивают, после чего восстанавливают целостность связки, которым яичник был соединен с маткой. Если необходимо сделать двустороннюю овариоэктомию, все эти манипуляции повторяют в той же последовательности.

Лапароскопическое удаление яичника

Как проводят тотальную гистерэктомию абдоминальным методом? Внизу брюшной полости делают довольно большой горизонтальный разрез, через который удаляют матку с одним либо двумя яичниками. Культи прошивают, после чего перевязывают. Разрез над брюшной полостью зашивают.

Тотальная гистерэктомия (абдоминальный метод)

Сложность тотального вмешательства в том, что матка, маточные трубы и яичники соединены подвешивающим связочным аппаратом — системой круглых и широких связок. Их функция — удерживать в правильном положении не только внутренние половые органы женщины, но и находящиеся рядом мочевой пузырь и кишечник. На завершающих этапах операции целостность и нормальное положение подвешивающих связок стараются максимально восстановить.

Как живут мужчины после оскопления

Возможные последствия частичной/полной кастрации у мужчин:

  • снижение продуцирования сперматозоидов, если ампутирована одна тестикула;
  • прекращение выработки сперматозоидов (абсолютное бесплодие), если удалены обе тестикулы;
  • ослабление либидо;
  • риск сахарного диабета;
  • костный остеопороз;
  • ожирение;
  • депрессия.

Как живут женщины после оскопления

Возможные последствия частичной/полной кастрации у женщин:

  • проблемы с зачатием, если проведена односторонняя овариоэктомия;
  • бесплодие, если выполнена радикальная овариоэктомия, гистерэктомия;
  • искусственный климакс после радикальной овариоэктомии, гистерэктомии;
  • снижение либо полное отсутствие либидо;
  • приливы жара;
  • потливость;
  • остеопороз;
  • ожирение;
  • риск сахарного диабета;
  • риск атеросклероза;
  • нарушения памяти;
  • сложности с концентрацией внимания;
  • общая слабость;
  • подавленность;
  • частые смены настроения;
  • раздражительность, депрессивные состояния.

Оскопление рассказы кастрированных

Михаил Ф., 45 лет. Даже в кошмарном сне представить не мог, что и меня постигнет сия участь. Но диагноз не оставлял выбора. Удалили оба яичка. Ну, что сказать, прошло уже два года. Жив, здоров, чувствую себя отлично, да и все остальное более-менее ok. Не буду врать, что в делах постельных все гладко и безоблачно. Но благо, мужики, не вся наша сила в яйцах. Рядом семья, понимающая жена. Окунулся в бизнес, зарабатываю прилично, радую родных подарками и путешествиями. Ни о чем не жалею. Главное — я живу.

Ирина В., 37 лет. С тех пор, как удалили мне левый яичник, прошло три года. Была подозрительная киста, и врач настаивал на операции. Конечно, было очень страшно. Вопросов — десятки, а сомнений и переживаний еще больше… Но все давно позади и все отлично. Через пару месяцев готовлюсь встретиться с долгожданной дочуркой. Хочу сказать: девочки, не рискуйте, не выдумывайте глупых причин, не тяните с операцией, если это необходимо. Радоваться жизни с «миной замедленного действия» в животе все равно не получится.

Валентина С., 50 лет. В прошлом году пришлось вырезать все: матку с шейкой, оба яичника. Хочу посоветовать тем, кому только предстоит операция. Не тратьте силы, время, здоровье на бесполезные тревоги, переживания и метания — делать, не делать, а вдруг можно еще подождать, обойтись без операции, все само собой пройдет… Лучше займитесь поисками классного хирурга. Уверена, только от него, ну, и еще от анестезиолога, все зависит на 90 %. С момента моей операции прошло не так много времени. Полностью восстановилась, красота моя никуда не делась, вопреки опасениям. Периодические неприятные приливы переношу спокойно, чувствую себя полноценной женщиной, глупыми мыслями не заморачиваюсь.

Скопцы («агнцы Божьи», «белые голуби») — последователи мистической секты духовных христиан, возводящей операцию оскопления в степень богоугодного дела.

История

Известно, что некоторые духовные лица на Руси в XII—XIII веках были скопцами.

По мировоззрению близка к хлыстам (христоверам). Как секта в религиоведческом понимании возникла в XVIII веке, основателем считается беглый крепостной Кондратий Селиванов, покинувший секту хлыстов «богородицы» Акулины Ивановны, разочаровавшись в своих прежних религиозных убеждениях.

Общины скопцов считали, что единственным путём спасения души является борьба с плотью путём оскопления. В царской России секта скопцов преследовалась, её члены ссылались в Сибирь. Несмотря на это, секта была довольно многочисленна: во второй половине XIX века скопцов насчитывалось около 6 тысяч, главным образом в Тамбовской, Курской, Орловской губерниях, в Сибири, где богатые скопческие общины покупали земли у местного населения.

В СССР секта скопцов также была запрещена. В 1929 году состоялся громкий судебный процесс над сектой. А первый суд над сектой состоялся в 1772 году, когда судили целую общину в количестве 246 человек.

В настоящее время небольшое количество скопцов осталось в некоторых районах Северного Кавказа. Это т. н. «духовные» скопцы (в их общинах оскопление не производится). От участников этих сект требуется отправление определённого культа, сохранение аскетического образа жизни.

Структура и организация

Как отдельное общество, скопцы представляли собой довольно стройное целое, обладающее значительными капиталами. Себя они именовали «белыми голубями» (в отличие от «серых голубей» — хлыстов). Этимология самоназвания проста: «убелиться» на жаргоне скопцов означает оскопиться. Свои общины скопцы, как и хлысты, называли «кораблями». Несмотря на декларируемое скопцами равенство всех «братьев» и «сестер», «кормчий», стоящий во главе «корабля», обладал властью над прочими общинниками. Помогающая «кормщику» женщина, аналогично хлыстовской практике, именуется «богородицей».

Скопцы отличались сильнейшим прозелитизмом. Существовало несколько основных способов вовлечения в секту новичков:

  • Оскопление малолетних родственников
  • Экономическое закабаление
  • Выкуп крепостных крестьян при условии оскопления
  • Соблазнение деньгами
  • Пропаганда «чистоты», особенно эффективная среди юношества

Обстоятельством, затрудняющим окончательное вступление в секту, являлось её учение о необходимости оскопления, но и его скопцы подкрепляли аргументами, против которых было трудно устоять. Во-первых, тексты из Библии имеющие смысл, выгодный скопцам: кроме Св. Писания, скопцы и в иных книгах духовно-нравственного содержания, наиболее распространенных и уважаемых в народе, отыскивали выражения и целые фразы, говорящие об оскоплении. Во-вторых, физическому страданию от операции оскопления и преследованию со стороны правительства скопцы старались придать строго религиозный характер. Наконец, иногда делалось снисхождение, позволяющее отлагать принятие оскопления на неопределенное время или, по крайней мере, не обязывая к нему сразу же по вступлению в секту.

Религиозные взгляды

Трактовка христианства

Основой учения скопцов явилась строка из евангелия от Матфея 19 глава, стих 12:

Есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит.
(Мф.19:12)

Скопцы строго соблюдали воздержание от мясной пищи, вовсе не употребляли алкоголь, не курили, избегали родин, крестин и свадеб, не участвовали в увеселениях, не пели светских песен, вовсе не ругались. В отличие от членов старообрядческих общин, скопцы охотно посещали православную церковь и даже проявляли в вопросах религиозной обрядности большое усердие. При этом они открыто осмеивали православные обряды и таинства; храм называли «конюшней», священников — «жеребцами», богослужения — «ржанием жеребцов», брак — «случкой», женатых людей — «жеребцами» и «кобылами», детей — «щенятами», а их мать — «сучкой, от которой воняет и в одном месте с ней сидеть нельзя». Деторождение называли причиной обнищания и разорения.

Вот мы не женимся и замуж не выходим, от того и богаты. Делайте то же, что и мы, перестаньте верить вашим жеребцам тогда жить будет легче, будете богаты, будете святы.

Скопческая песня Селиванова своим «детушкам»:

О возлюбленные детушки! Теперь вам всю правду открою, что я искупитель, родимый батюшка, впредь устрою, кого за какую жизнь и службу удостою. Кому царство растворю, а кого раем подарю, а кого за веру поблагодарю!

Скопцы веруют, что когда их число достигнет 144 тысячи, наступит страшный суд, за которым будет торжество последователей скопчества. «Последний завет» Селиванова:

Дожидайте, что скоро растворится неволя; ждите с часу на час, как бы милосердный батюшка, живой спас, не открылся бы вдруг у вас.

Мифология

Скопцы имели собственный взгляд на Евангелие (считали, что кастрацию прошли все апостолы) и создали собственную мифологию, связанную с их взаимоотношениями с русскими царями. Так, согласно вымыслу скопцов, Павел I был убит именно за отказ принять скопчество, а царем стал согласившийся оскопиться Александр I. Существует скопческая песня, излагающая вымышленную беседу Павла и Кондратия Селиванова, после которой участь царя была решена:

Наш батюшка искупитель

Кротким гласом провестил:
«Я бы Павлушку простил:
Воротись ко мне ты Павел,
Я бы жизнь твою исправил».
А царь гордо отвечал,
Божества не замечал,
Не стал слушать и ушел.
Наш батюшка искупитель
Своим сердцем воздохнул,
Правой рученькой махнул:
«О земная клеветина,
Вечером твоя кончина!
Изберу себе слугу,
Царя бога на кругу.
А земную царску справу
Отдам кроткому царю:
Я всем троном и дворцами
Александра благословлю,
Будет верно управлять,
Властям воли не давать…»

Другая легенда, популярная у скопцов:

Как-то раз будят Александра I сенаторы и говорят ему хмуро: «Мы слышали, что вы, ваше величество, — скопец. Это никуда не годится, чтобы русский царь был скопец. Поедемте в Сенат, там снимете штаны, чтобы правду узнать». Делать нечего, поехал царь в Сенат и там снял штаны, и все увидели: да, действительно скопец. Сенаторы разозлились и хотели его там же удавить. Но в этот момент к Сенату подъезжает Константин, человек невероятной физической силы, тоже скопец, и говорит гвардейцу: отвори ворота. Тот: не велено пускать. Константин вырывает у него шашку и одним движением отрубает ему голову. Вбегает и рубит всех, кто под руку подвернулся, в том числе и злодеев-сенаторов. А спасенному Александру говорит: «эх ты, курицы испугался».

Обряды

Обложка книги Н. Н. Волкова «Секта скопцов», 1930 г. Оскоплённая женщина, которой была удалена грудь

Оскопление

Внешние изображения Нагой скопец

В первое время существования в России скопчества операция оскопления у скопцов состояла в отнятии (ампутации) одних только яичек («удесных близнят») с частью мошонки посредством отжигания их раскаленным железом. Отсюда мистическое название: «огненное крещение». Впоследствии скопцы для операции оскопления стали употреблять разного рода острые режущие орудия, а раскаленное железо — лишь для остановки кровотечения. При этом предварительно мошонка стягивалась выше захваченных яичек ниткой, тесьмой или веревкой. Рана покрывалась тряпкой, смоченной в холодной воде или смазанной деревянным маслом, спуском и другими мазями или свежим салом; иногда для остановки кровотечения рана посыпалась порошками квасцов, медного купороса и др. Рана затягивалась недели через четыре рубцом, большею частью подковообразной формы, шедшим поперек остаточной части мошонки. Этот род оскопления, практиковавшийся в начале XX века, назывался «малая печать», «первая печать», «первое убеление», «сесть на пегого коня», «первая чистота». Однако такая операция, не лишая скопцов вожделения и даже возможности полового соития, некоторым казалась недостаточною, и они решались на отнятие детородного члена, называвшееся «второю», или «царскою печатью», «второю чистотою», «вторым убелением», «сесть на белого коня». Она осуществлялась или вместе с отнятием яичек, или впоследствии (но не ранее, чем через несколько месяцев после «первой печати», иначе высока вероятность летального исхода), при помощи установки в отверстие мочеиспускательного канала оловянных или свинцовых шпенек. Рана затягивалась при операции в один прием одним рубцом, во втором же случае — двумя рубцами, которые оставались у оскопленного на всю жизнь.

Существовали также «третья печать» — удаление сосков, а в ряде случаев и «четвертая» — вырезание на боку у скопца треугольника (мотивация обряда неясна, но можно было бы предположить, зная более точно в каком именно месте делали вырез, что это знак прободенного копием ребра Иисуса Христа, распятого на кресте (треугольная форма соответствует форме наконечника копья).

К особым способам оскопления относится искусственная гипоспадия (путем искусственной перевязки полового члена), применявшаяся к мальчикам. В Тамбовской губернии существовал особый род скопцов — перевертыши, — которые не лишают себя никаких частей тела, но, вероятно, еще c детства перекручивают себе семенные канатики. В секте проколышей, основанной Куткиным, употреблялось оскопление посредством прорезывания или прокалывания семенных канатиков.

Зачастую «убелению» подвергались и женщины, входящие в скопческую общину. Существовали «печати» и для женщин: им удаляли половые губы, а в ряде случаев еще и клитор и груди. Однако в этом случае женщины не теряли способности к деторождению: советский исследователь скопчества Волков свидетельствует о примерах, когда покинувшие общину женщины даже выходили замуж и имели детей.

Радения

Радение «корабликом»
Основная статья: Радение

В дни накануне (ночью) некоторых больших праздников православной церкви скопцы устраивали собрания единоверцев в особых помещениях. На этих собраниях происходили особые богомоления скопцов — «радения», на которых они пели православные песнопения и скопческие «распевцы» или «стихи», принимали новых членов секты, ходили разными способами, надевая при этом особые белые одежды, длинные рубахи. У скопцов были и свои особенные праздники, посвященные каким-либо воспоминаниям из жизни основателя скопчества Селиванова; например, 15 сентября — день наказания Селиванова. В такие дни они также устраивали радения.

Существовало четыре способа радений:

  • «корабликом»: радеющие становились в круг один позади другого и ходили гуськом друг за другом, сильно припрыгивая;
  • «стеночкой»: радеющие становились в круг плечом к плечу и ходили «посолонь» (то есть по солнцу, слева направо), припрыгивая;
  • «крестиком»: 4-8 человек становились по одному или по два в каждый угол и затем быстрым шагом, опять-таки припрыгивая, крестообразно менялись местами;
  • в «одиночку»: несколько человек выходили на середину и под такт скороговорчатых «распевцев» начинали кружиться на одном месте, все быстрее и быстрее, так что рубахи их надувались и шумели как паруса.

Эти пляски, которым скопцы предавались до одурения, истощали их силы, что, по мнению скопцов, ослабляло «злую лепость»; а с другой стороны, действовали на радеющих как бы наркотически, доставляя им особого рода наслаждение.

В культуре

  • Существует теория, согласно которой А. С. Пушкин в своём «Золотом петушке» завуалированно описывал скопцов: Шамаханская царица — деревня Шамохань являлась деревней скопцов, её возглавляла женщина. Таким образом сказку можно рассматривать как поочередное оскопление сыновей царя, влюбившихся в эту женщину. Золотой петушок при данном толковании — мужской половой орган — причина бед. Данная версия имеет место ввиду наличия в творчестве А. С. Пушкина произведений с интимной тематикой.
  • Скопцы часто упоминаются у Ф. М. Достоевского.
  • Скопчество занимает большое место в творчестве новокрестьянского поэта Н. А. Клюева, который, по всей вероятности, сам был в своё время связан с данной сектой.
  • В романе «Шатуны» Ю. В. Мамлеева главный герой встречается со скопцами и наблюдает их обряды.
  • В романе Короленко «История моего современника» описываются его встречи в Сибири со скопцами, которых он называет «изуверной сектой».
  • Скопцы упоминаются в романе Альфреда Бестера «Тигр! Тигр!» (в некоторых переводах — «секта Скоптски»).
  • Скопцы упоминаются на всём протяжении романа Ю. Тынянова «Конец Вазир-Мухтара».

См. также

  • Хлысты

Примечания

  1. А. А. Панченко Антисексуальность в русской народной культуре: идеология и мифология скопчества // Христовщина и скопчество: фольклор и традиционная культура русских мистических сект. — М.: ОГИ, 2002. — С. 365—388.
  2. Авраам Шмулевич Русская религия: царь духов и вождь сионского народа // Русский журнал. — 12 февраля 2007.
  3. С. Нехамкин Членовредители // «Аргументы неделі». — № 11(149).
  4. Кирилл Новиков Наследие скопцов // Деньги. — № 49 (655).
  5. Секта скопцов
  6. Егор Розенков Скопцы — ошибка трактовки // Духовный вестник высшей школы. — № 1 (17).

Литература

Кто такие скопцы в Библии?

Царь Давид и Соломон, фарисеи и кесарь, пророк Илия и многие другие такие знакомые и, одновременно, незнакомые имена. Кем были все эти библейские герои? Хорошо ли мы знаем кто есть кто в Библии? Не путаем ли порой с какими-то теми или иными мифологическими персонажами? Понимаем ли специфические названия? Чтобы разобраться во всем этом «Фома» открыл проект кратких рассказов «Библейские персонажи». Сегодня мы говорим о том, кто в Библии называется скопцами.

В Синодальном переводе Ветхого завета слово «скопцы» обычно передано как «евнухи». Это мужчины, которые различными способами лишены способности к деторождению. Они служили при дворе, например, стражниками в гаремах (например, Есф 2:3,14; 4:5).

Различные причины оскопления перечислены в Ветхозаветной Книге Левит (22:24 и далее): раздавление, разбитие, вырывание, вырезывание, после чего добавляется: «в земле вашей не делайте сего».

О трех родах скопцов говорит Иисус Христос (Мф: 19:12): «есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит».

Этот фрагмент святитель Феофилакт Богларский объясняет следующим образом. «Скопцы от чрева матери их» – люди, которые по своему устройству не испытывают влечения к женщинам: целомудрие таковых не имеет ценности. Оскопленные от людей – те, кто «вследствие наставления других людей, удалил, как бы вырезал, разжжение плотской похоти». Те, кто сами сделали себя скопцами для Царства Небесного» – люди, которые склонили себя к целомудрию по собственному расположению. При этом имеется ввиду именно духовное целомудрие, а не физиологическая неполноценность.

На заставке фрагмент картины Обращение евнуха эфиоплянина. Юлиус Шнорр фон Карольсфельд. XIX в.

СКОПЧЕСТВО

СКОПЧЕСТВО СКОПЧЕСТВО, христианская секта, возникшая впервые в 3 в. нашей эры в Палестине. Основателем ее был аравийский философ Валезий. Существенной частью этого вероучения являлось удаление или изуродование половых органов. Появление секты С. в России относят к концу 18 в. Несмотря на жестокие преследования количество сектантов за прошлое столетие все увеличивалось. По неполным сведениям за время с 1805 г. по 1871 г. число обнаруженных скопцов обоего пола достигло 5 444 чел. Скопческие общины, «корабли», были раскрыты почти на всем протяжении тогдашней России, от Бессарабии до Енисейской губернии. Среди последователей секты главную массу составляли крестьяне, но среди осужденных скопцов встречались дворяне, купцы, духовенство, гражданские чиновники, военные и морские офицеры. У мужчин операция оскопления, в начале появления С. в России, заключалась только в удалении яичек—»удесных близнят», к-рые с частью мошонки отжигались раскаленным железом («огненное крещение»). В дальнейшем скопцы стали употреблять различные острые режущие орудия, раскаленное же железо применяли для остановки кровотечения. Операция по описанию самих скопцов состояла в отсечении яичек с частью мошонки. Перед этим мошонка выше яичек перетягивалась толстой ниткой, тесемкой или веревкой. Рана покрывалась тряпкой, смоченной холодной водой, деревянным маслом или смазанной какой-нибудь мазью, свежим салом. Иногда для остановки кровотечения рану присыпали квасцами и др. средствами. Рана заживала через 4—6 недель, оставляя после себя полу лунной формы рубец. Эта операция называлась «малой печатью» или «первой печатью», «первым убелением», «первой чистотой» («сесть на пегого коня»). Яички назывались «ключом ада», а половой член—»ключом бездны» («бездна»—женские половые органы). Другая операция, называемая «второй» или «царской печатью», «второй чистотой» или «вторым убелением» («сесть на белого коня»), состояла в том, что яички с частью мошонки и половой член перевязывались и отрезались или же отрубались топором. Чаще впрочем половой член удаляли впоследствии. В отверстие мочеиспускательного канала скопцы вставляли оловянные или свинцовые шпеньки. В редких случаях оскопление ограничивалось отнятием одного полового члена или части его. Кроме повреждения половых органов изредка наблюдались у скопцов рубцы на различных частях тела, преимущественно крестообразной формы, от резаных ран или ожогов расплавленной серой, раскаленным железом. У одного скопца-крестьянина были отрезаны соски, у другого—обе груди. У женщин, т. н. скопиц или скопчих, при освидетельствовании были отмечены такие повреждения: 1) вырезывание, вытравливание или выжигание сосков с одной или, чаще, с обеих сторон; 2) ампутация частичная или полная обеих грудей, после чего оставались продольные рубцы; 3) различные надрезы на обеих грудях, расположенные б. ч. симметрично; 4) удаление части малых губ с клитором или без него; 5) вырезывание верхней части больших губ вместе с малыми и клитором, что вело к неправильному сращению этих частей и образованию рубцов, значительно суживавших половую щель. Эти повреждения также производились какими-нибудь острыми орудиями (ножами, ножницами, бритвами и т. п.) и оставляли после себя рубцы. Принадлежность к секте скопцов преследовалась законом и заподозренные лица подвергались суд.-мед. освидетельствованию. Незнакомство экспертов с особенностями повреждений у скопцов и теми последствиями, к-рые эти повреждения оставляли после себя (напр. характер и расположение рубцов), приводило к недоразумениям и неправильным заключениям, потому что иногда эксперты принимали последствия болезненных процессов (гангрены мошонки, члена и др.), пороки развития (криптор-хизм и др.) за оскопление и наоборот. Недостаток этот был восполнен выходом монографии Пеликана о судебномедицинских исследованиях скопчества. Лит.: Пеликан Е., Судебно-медицинские исследования, СПБ, 1875. * М. Авдеев.

Большая медицинская энциклопедия. 1970.

Смотреть что такое «СКОПЧЕСТВО» в других словарях:

  • СКОПЧЕСТВО — СКОПЧЕСТВО, скопчества, мн. нет, ср. 1. Состояние скопца. 2. Учение секты скопцов. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

  • Скопчество — (юрид.) по русскому уголовному праву составляет преступное деяние, отнесенное к группе религиозных посягательств (см.) и караемое с особенной суровостью. Закон различает: 1) принадлежность к С., караемая лишением всех прав состояния и ссылкой в… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Скопчество — I ср. Состояние скопца . II ср. Учение секты скопцов . Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • Скопчество — I ср. Состояние скопца . II ср. Учение секты скопцов . Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • скопчество — скопчество, скопчества, скопчества, скопчеств, скопчеству, скопчествам, скопчество, скопчества, скопчеством, скопчествами, скопчестве, скопчествах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

  • Скопчество — … Википедия

  • скопчество — ск опчество, а … Русский орфографический словарь

  • скопчество — (2 с) … Орфографический словарь русского языка

  • скопчество — а; ср. 1. Состояние кастрата, скопца. 2. Учение секты скопцов … Энциклопедический словарь

  • скопчество — а; ср. 1) Состояние кастрата, скопца. 2) Учение секты скопцов … Словарь многих выражений

Книги

  • Скопчество как секта и обличение ее заблуждений, В.М. Скворцов. Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1902 года (издательство`Типография Артели Печатного Дела`). В… Купить за 1653 грн (только Украина)
  • Скопчество как секта и обличение ее заблуждений, В.М. Скворцов. Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1902 года (издательство «Типография Артели Печатного Дела» )… Купить за 1470 руб

Значение слова &laquoскопец»

Цитаты из русской классики со словом «скопец»

  • – Напишите, что вы действительно содействовали преследованию секты хлыстов, так как она есть невежественная и вредная для народной нравственности, и что хлысты и скопцы едино суть, и скопчество только есть дальнейшее развитие хлыстовщины! – научил его владыко.
  • У них, например, в секте Христова Любовь явно заметен протест против брака: соберутся мужчины и женщины и после известных молитв – кому какая временно супружница достается, тою и владеют; в противоположность этой секте, аскетизм у них доведен в хлыстовщине до бичевания себя вервиями, и, наконец, высшая его точка проявилась в окончательном искажении человеческой природы – это в скопцах.
  • — Оттого и разные веры, что людям верят, а себе не верят. И я людям верил и блудил, как в тайге; так заплутался, что не чаял выбраться. И староверы, и нововеры, и субботники, и хлысты, и поповцы, и беспоповцы, и австрияки, и молокане, и скопцы. Всякая вера себя одна восхваляет. Вот все и расползлись, как кутята слепые. Вер много, а дух один. И в тебе, и во мне, и в нем. Значит, верь всяк своему духу, и вот будут все соединены. Будь всяк сам себе, и все будут заедино.
  • (все цитаты из русской классики)

Скопцов в 19 веке стали ссылать в Забайкалье и Якутскую область, чтобы сектанты, отрицавшие половые отношения и размножение, не могли вербовать в свои ряды все новых людей. Предполагалось, что скопцы не смогут заманить в свои сети якутов и казаков, имеющих другой менталитет. Активная борьба велась со скопчеством потому, что оно являлось одним из самых тяжелых последствий религиозного фанатизма — их постулат гласил о том, что человек должен быть подобен ангелу и должен стать бесполым существом. Для претворения этой идеи в жизнь проводился обряд «крещения» — мужчины подвергались кастрации, а женщин калечили, чтобы они стали неспособны к деторождению и кормлению детей. О жизни скопцов на якутской земле — в материале ИА YakutiaMedia.

Скопцы — кто они?

Предшественниками скопцов была секта хлыстов, считавшая, что Бога нельзя беспокоить по мелочам, замаливая маленькие грехи. Хлысты учили, что чем больше грех, тем больше и искреннее раскаяние, поэтому они, прикрываясь своим учением, предавались всевозможным порокам от пьянства до «свального греха» (группового секса). Скопцы же были противоположностью хлыстов.

Община скопцов в Якутии

Община скопцов в Якутии. Фото: https://m.mirtesen.ru/

Скопцы в Якутии

Скопцы в Якутии. Фото: https://m.mirtesen.ru/

Основатель скопчества Кондратий Селиванов отошел от хлыстов и начал проповедовать прямо противоположные идеи: отречение от секса, курения, вина, танцев, игр (даже от шашек с шахматами). Постулат Селиванова гласил о том, что человек должен быть подобен ангелу и потому должен стать бесполым существом. Для претворения этой идеи в жизнь проводился обряд «крещения» — мужчинам удалялись половые органы, женщинам — соски (некоторые удаляли груди и большие и малые половые губы). В секту принимали целыми семьями — одновременно оскопляли и мужчин, и женщин, и детей. Эти семьи после посвящения не распадались, а образовывали хозяйственные ячейки, которые сами скопцы называли «гнездами». Появившаяся примерно в середине 18 века секта скопцов к началу века 19-го стала постепенно увеличиваться. К 1826 году насчитывалось уже около 10-15 тысяч скопцов, скопчих и скопчат.

Дети скопцов

Дети скопцов. Фото: https://m.mirtesen.ru/

Скопцы в Якутии

Скопцы в Якутии. Фото: https://m.mirtesen.ru/

Одним из первых бороться с этой сектой начал император Николай I, который велел массово арестовывать и высылать скопцов в Сибирь. Годных по здоровью сектантов зачисляли в солдаты и отправляли воевать на Кавказ. Секта была запрещена и предана проклятию, однако учение существовало еще очень долго. Живучесть секты объяснялась тем, что ее лидеры успешно заменяли скопцам житейские радости так называемыми «радениями». Начинались они с дружеского чаепития, переходящего в хоровое пение и кружение в хороводе в белых рубахах и при свечах. Темп задавался речитативным пением. Постепенно скопцы входили в транс, кружились отдельно, издавали бессвязные вопли, у иных начинались плач или истерика… Все это привлекало своей необычностью не только скопцов, но и просто любопытствующих. «Радения» были своеобразным наркотиком. Сосланные в Западную Сибирь скопцы ухитрялись вербовать своих последователей. Из-за этого правительство решило загнать их подальше — в Якутию и Забайкалье.

Предполагалось, что скопцы не смогут заманить в свои сети бурятов, якутов и казаков, имеющих другой менталитет.

Скопцы в Якутии

Скопцы в Якутии. Фото: https://zagopod.com/

Скопцы в Якутии

Скопцы в Якутии. Фото: https://zagopod.com/

Ссылка в Якутию

Первая партия сектантов в количестве 595 человек прибыла в Якутскую область в 1861 году. Сначала их селили небольшими группами по 10–15 человек среди якутов, но уже спустя год выделили для поселения специальные места. Число скопцов увеличивалось из года в год и в 1881 году достигло 1211 человек. В Якутской области они основали 12 крупных населенных пунктов под Олекминском — Спасское, Троицкое, Усть-Чаринское, под Якутском — Мархинское, Хатын-Аринское, Никольская слобода, Кильдямское, Маганское, Петропавловское и другие мелкие села.

Скопцы с.Спасское Олекминского округа. 1897 год.

Скопцы с.Спасское Олекминского округа. 1897 год.. Фото: https://m.mirtesen.ru/

Поселение скопцов в с.Марха недалеко от Якутска

Поселение скопцов в с.Марха недалеко от Якутска. Фото: https://m.mirtesen.ru/

Большую роль в изучении истории Якутии сыграл Григорий Попов— один из первых профессиональных историков Якутии, принадлежавший к сословию священнослужителей.

В очерках по истории Якутии (Якутия в XIX — начале XX в) Попов писал:»Давно уже русское правительство обратило внимание на Якутский край как на место водворения сюда лиц, осужденных по религиозным делам…

…Скопцы — приверженцы этой религиозной секты, зародившейся в 1770-х годах в Орловской губернии, проповедовали идею греховности сожительства, отрицали браки, питали отвращение к детям и условием спасения души считали «борьбу с плотью» путем оскопления».

Скопцы в Якутии

Скопцы в Якутии. Фото: https://zagopod.com/

Скопцы в Якутии

Скопцы в Якутии. Фото: https://zagopod.com/

Вклад в земледелие

И до ссылки скопцы предавались воистину ударному капиталистическому труду, ну а здесь они развернулись по-настоящему. Они занимались земледелием и отличались исключительным трудолюбием. Составляя небольшую часть населения Якутской области, они стали крупными производителями хлеба. По архивным данным, в 1888 году на их долю приходилось 33% всего урожая зерновых. Огромный вклад скопцов в развитие земледелия отмечала и местная власть. В одном из архивных документов начала ХХ века сообщается: «Якуты соседних улусов приходят смотреть на сельские работы скопцов и даже нанимают их к себе для распашки в виде образца некоторой части своих полей».

Скопцы в Якутии

Скопцы в Якутии. Фото: Александр Дьяконов

Например, мархинские скопцы в первые 12 лет расчистили около 1000 га земли. Урожайность их полей в 1,5-2 раза превышала урожайность в селениях Ленского тракта, а зарплата батрака была свыше 100 рублей в год. Скопцы выращивали в основном яровую рожь и пшеницу, применяя при этом сельскохозяйственные машины и передовые методы земледелия (удобрение полей, задержание влаги, улучшение семян путем отбора, выделение семенных участков). Также они выращивали арбузы, тыкву, разводили гусей, кур и уток.

Скопцы в Якутии

Скопцы в Якутии. Фото: https://zagopod.com/

Скопцам не удалось вовлечь в свою секту ни одного якута

Благодаря такому упорному труду скопцы накапливали весьма приличные сбережения. Деньги, которые были для скопцов важнейшим средством для защиты от враждебного окружения, не распылялись, а наоборот, концентрировались: когда одно «гнездо» вымирало, имущество переходило скопцам следующей волны. Подпольные счета и капиталы направлялись на вознаграждение людям, согласившимся на оскопление, а также на подкуп нужных чиновников.

Однако в Якутии скопцам не удалось привлечь в свою секту ни одного местного жителя. Объяснялось это не только стойкостью местных к их посулам, но и тем, что ушлые якутские чиновники заключили со скопческими старостами соглашение: «Вы не проводите «радений» — мы не отправляем вас в тундру». Попутно со скопцов была содрана внушительная взятка. Но зато скопцов поселили в наиболее благоприятных местах — возле Якутска, в Олекминском округе, близ Нюрбы и Вилюйска. Попытки проведения подпольных «радений» пресекались полицией безжалостно и жестко. Посему скопцы были вынуждены направить свою энергию исключительно на хозяйственные цели.

Скопцы в Якутии

Скопцы в Якутии. Фото: https://m.mirtesen.ru/

«Непосредственно у Олекминска находится скопческое поселение. Скопцы — темные фанатики. Мужчин они подвергают кастрации и даже еще более радикальному калечению. Женщины также подвергаются варварскому обезображиванию, делающему их неспособными к деторождению и кормлению детей. Скопчество является одним из самых тяжелых последствий религиозного фанатизма», — из книги «В Сибирь за мамонтом» Евгения Пфиценмаиер.

Скопческие селения в Олекминске и Мархе

По историческим данным, первая партия скопцов из 31 семьи прибыла в Олекминск в 1861 году из Туруханского края. Им выделили земли вдали от города, но они, дав взятку олекминскому комиссару в размере 40 тысяч золотом, основали Спасское селение поблизости. Центральная улица города Олекминска и ныне называется Спасской, поскольку здесь сохранились дома Спасского селения скопцов. Город и скопческое селение разделяла природная граница — река Алалайка. Угловой дом (рядом с СЭС) был лавкой купца (тоже из скопцов) Мигачева, о чем свидетельствует вывеска на доме.

Дома имели своеобразную конструкцию и определенный архитектурный стиль. Более подробно их описание сделал академик, профессор архитектуры Хабаровского госуниверситета Николай Крадин в аннотированном каталоге «Памятники архитектуры Олекминска». В домах было много разных потайных засовов и проходов в кладовые и к соседям, заборы были высокими, чтобы скрывали жизнь обитателей от посторонних глаз и чтоб уберечься от «тати», т.е. воров.

Дом скопцев

Дом скопцев. Фото: Александр Дьяконов

Дом скопцев

Дом скопцев. Фото: Александр Дьяконов

В 1865 году скопцы образовали селение в Мархе. Ученый-этнограф Феликс Кон в своих «Намских письмах» в 1890-х годах писал о Мархинском селении: «Видные красивые дома, мельницы паровые, конные, ветряные. Это селение по красоте и зажиточности построек превосходит даже многие сибирские деревни».

Дома скопцев

Дома скопцев. Фото: Александр Дьяконов

Дома скопцев

Дома скопцев. Фото: Александр Дьяконов

Бесславный конец

Скопцы и в ссылке пытались возродить религиозное влияние секты. Полиция неоднократно пресекала попытки переправить в Якутию крупные суммы денег, иной раз до 600 тысяч рублей (для сравнения: зарплата рабочего достигала тогда 10-15 рублей в месяц). В 1881 году был арестован скопец Козьма Лысин, объявивший, что он является земным воплощением бога Саваофа. После этого происшествия религиозная активность скопцов окончательно затихла. Они стали превращаться в обычных крестьян, ведущих серую и скучную жизнь. Правда, в скопческих селах стали появляться дети («урезанные» скопчихи тем не менее сохраняли способность к деторождению). Но оскоплять их уже не смели.

Последние оставшиеся в Якутии скопцы скончались в конце 30-х годов. От них остались только добротные дома в Мархе, Магане и Олекминске. Так довольно серо и уныло закончилась скопческая эпопея, когда-то начинавшаяся с красивой, но безумной сказки о том, что человек должен быть подобен ангелу.

Дома скопцев

Дома скопцев. Фото: Александр Дьяконов

Дома скопцев

Дома скопцев. Фото: Александр Дьяконов