Славяно латинская академия

В 1687 г. в Москве было основано первое высшее учебное заведение – Славяно-греко-латинская академия (первоначальное название Эллино-греческая академия). Идею создания Академии высказали в 1666–1667 гг. С. Полоцкий и митрополит Паисий. Это мотивировалось необходимостью укреплять единство церкви, противостоять невежеству, в котором винили раскольников, а также потребностями в ликвидации упадка учения на «эллинском языке». План открытия высшего учебного заведения обсуждался в 1680 и 1682 гг. Смерть царя Федора Алексеевича и волнения стрельцов отодвинули на несколько лет реализацию плана.

Соучредителями Академии стали Типографское училище и школа Богоявленского монастыря. К моменту создания Академии в Типографском училище насчитывалось немногим более 200 учеников, из которых около 70 занимались греческим языком. В школе Богоявленского монастыря насчитывалось до 80 учеников; в программу входили занятия греческим, латинским и итальянским языками, которые вели братья Лихуды.

Первыми руководителями Академии были назначены братья Лихуды. В Академии насчитывалось восемь основных классов и один подготовительный. Учение отдельных школяров растягивалось на 15–20 лет. Исключали из Академии крайне редко. Академия оказалась компромиссом греческого и латинского направлений. Учредители не были последовательны в своих педагогических намерениях. В Привилегиях (указе об открытии), с одной стороны, подчеркивалось, что Академия создается, «дабы тьма невежества искоренилась», а с другой – исключалось любое свободомыслие среди учителей и учащихся: «от всяких еретиков и ересей… охранение». «Привилегии» определяли принципы деятельности Академии как инструмента государственной образовательной политики по защите православия.

Преподавание в Славяно-греко-латинской академии поначалу велось на славянском, греческом и отчасти латинском языках. Программа напоминала курс западной латинской школы. «Привилегии» предусматривали преподавание гражданских (светских) и духовных наук: богословия, славянской грамматики, латыни и греческого языка, риторики, логики, физики, диалектики, философии, юриспруденции. Светские науки преподавались в духе схоластики. Вместе с тем обсуждались иные научные толкования. В споре между приверженцами бесконечной делимости (аристотелисты) и атомистики (зенонисты) наметился некий третий подход, который приближался к идее существования физического атома.

Деятельность Лихудов в Академии длилась семь лет. Лихуды подготовили учеников, продолживших их дело: Ф. Ф. Поликарпова, II. Головина, П. Рогова. Ученики переводили на русский язык труды братьев. В результате интриг противников латино-греческого образования Лихуды в 1694 г. были отправлены в отставку, а в 1698 г. заточены в Новоспасский монастырь. Тогда же в Академии прекратилось вплоть до 1700 г. преподавание латыни. Программу стали строить на принципах, имевших в виду отказ от старорусского начетничества и латинской учености, ориентацию на греко-русскую традицию в образовании.

Академия сыграла важную положительную роль в развитии просвещения. Как пишет русский историк С. Смирнов, благодаря Академии «русские примирились с мыслью о пользе науки». Однако Академия так и не превратилась в подлинно научный центр университетского образования, встав на стражу национальной старины и православия против всяких иноземцев. Соединение славянской, эллинской и латинской традиций образования состоялось в виде умершей схоластики. Академия сделалась инструментом искоренения инакомыслия. Ей была предоставлена монополия на полноценное обучение. Семьи, заводившие без разрешения Академии домашних учителей, подвергались угрозе конфискации имущества. По словам русского историка С. М. Соловьева, Академия оказалась «страшным инквизиционным трибуналом». Образовательные задачи Академии были сведены до минимума. В конце XVII в. ее роль как центра просвещения падает; многие преподаватели Академии не справлялись со своим делом и предпочитали занятие «справщиков» в типографии.

ИСТОРИЯ

Первое российское учебное заведение Славяно-Греко-Латинская Академия была основано в 1687 году в Москве и закрыта в 1814 году.

Идея восстановления закрытого в 1814 году первого российского университета вынашивалась с 90-х годов XX века.

Изначально она обсуждалась с наместником Заиконоспасского мужского ставропигиального монастыря в Москве архимандритом Петром (Афанасьевым), который и предложил Сергию (Храмешину) возглавить её в качестве ректора. Первоначально предполагалось, что именно наместник Заиконоспасского монастыря будет его ректором, как это исторически было в Славяно-Греко-Латинской Академии, однако архимандрит Петр в итоге остановил своё предпочтение на тогда иподиаконе Сергии Храмешине и предложив ему начать процесс восстановления.

Было принято решение о возрождении в соответствии с историческим документом, являющимся учредительным для первого российского вуза «Привилегией на Академии», основные положение которого были внесены в новый Устав. В частности, возрождаемая Академия должна была, как и прежняя, стать всесословным широкопрофильным высшим учебным заведением по образцу классических университетов, где бы готовили священнослужителей и государственных служащих.

На возрождение Славяно-Греко-Латинской Академии было получено благословение духовника Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла схиархимандрита Илия (Ноздрина).

В 2010 году был принят Устав и Славяно-Греко-Латинская Академия была зарегистрирована как высшее учебное заведение в соответствии с законодательством Российской Федерации в Министерстве Юстиции Российской Федерации.

В 2011 году была получена первая образовательная Лицензия и был осуществлен первый набор студентов на программы высшего профессионального образования.

В 2013 году, по благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла в Славяно-Греко-Латинской Академии прошла проверка Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви. Комиссия была сформирована председателем отдела митрополитом Ростовским и Новочеркасским Меркурием (Ивановым).

В марте 2014 года, по благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Славяно-Греко-Латинская Академия прошла комплексную финансово-юридическую проверку Юридической Службы Московской Патриархии под руководством игум. Ксении Чернеги.

В мае 2015 года, по благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Славяно-Греко-Латинская Академия прошла проверку Учебного Комитета Русской Православной Церкви под руководством прот. Максима Козлова.

В 2015 году в Администрации Президента Российской Федерации состоялось совещание уполномоченных лиц от АП РФ, Учебного комитета (прот. Максим Козлов), Славяно-Греко-Латинской Академии (Сергий Храмешина) на которой были выработан комплекс мер по реорганизации Славяно-Греко-Латинской Академии, которые впоследствии в этом же году были осуществлены.

3 ноября 2015 года ректор Сергий (Храмешин) в очередной раз отчитался о деятельности Славяно-Греко-Латинской Академии Ректор СГЛА Святейшему Патриарху Московскому и Всея Руси Кириллу о текущей работе СГЛА (количестве студентов, процессе обучения, достижениях СГЛА, научной и богословской работе, регистрации патента на историческое наименование «Славяно-Греко-Латинская Академия» в Федеральной службе по интеллектуальной собственности, регистрации международного научного журнала «RU SCIENCE», пройденных проверках Учебного комитета Русской Православной Церкви, Синодального отдела по религиозному образованию и катехизации, финансово-юридическом аудите Юридической службы Московской Патриархии и результатах проверки Рособрнадзора). Была получена положительная оценка со стороны Святейшего Патриарха.

По результатам доклада: Патриарх призвал благословение Божие на деятельность Славяно-Греко-Латинской Академии.

В августе 2018 года епископом Бронницким Параманом (Голубкой) был освящен храм Успения Пресвятой Богородицы на Подворье Иосифо-Волоцкого ставропигиального мужского монастыря в Москве, где служат и проходят практику студенты направления «теология» в священном сане, и благочинным которого является ректор Славяно-Греко-Латинской Академии Сергий (Храмешин).

Учредителем Славяно-Греко-Латинской Академии в настоящее время является Фонд поддержки православного образования.

ОБРАЗОВАНИЕ

Все священнослужители, а также миряне по благословению Архиерея обучаются бесплатно.

ГПИБ

К юбилею открытия в России первого высшего учебного заведения Государственная Публичная историческая библиотека представляет книжно-иллюстративную выставку «Славяно-греко-латинская академия: к 330-летию торжественного открытия».

Славяно-греко-латинская академия дала начало всему высшему образованию в России. Целью создания академии была подготовка образованных людей для нужд России. Выпускниками академии стали выдающиеся деятели науки, государства, дипломатии, церкви, искусства и культуры, самый известный из которых основатель МГУ М.В. Ломоносов.

В 1687 году в присутствии патриарха Иоакима (Савёлова) в Заиконоспасском монастыре состоялось торжественное открытие Эллино-греческой академии. Академия была создана по инициативе педагога и поэта, выпускника Киево-Могилянской академии Симеона Полоцкого и его ученика Сильвестра Медведева. Первыми преподавателями Академии стали двое известных греческих учёных-монахов — братья Иоаким и Софроний Лихуды, прибывшие в Москву в 1685 году с рекомендательной грамотой от Восточных Патриархов. Обладавшие энциклопедическими знаниями, доктора Коттонианской Академии в Падуе, проповедники и мыслители, они приложили все свои силы к организации первого на Руси высшего учебного заведения. Время становления и развития академии было непростым, зарождавшаяся высшая школа, заимствуя европейский опыт, искала свои пути развития образования, исходя из запросов верховной власти Русского государства. Академия оказала заметное влияние на развитие таких выдающихся людей, как Антиох Кантемир — русский поэт-сатирик и дипломат, деятель раннего русского просвещения, Дмитрий Виноградов — основоположник производства фарфора в России, Федор Волков — русский актер и театральный деятель, основатель русского театра, Леонтий Магницкий — русский математик, Степан Крашенинников — русский ботаник, географ, этнограф, путешественник, исследователь Сибири и Камчатки, Василий Баженов — архитектор, Петр Постников — первый в истории доктор медицины и философии, Василий Тредиаковский — русский поэт, переводчик и филолог XVIII века, Николай Бантыш-Каменский — русский историк, археограф и издатель, Ермил Костров, русский поэт и переводчик.

Документы и материалы из фондов исторической библиотеки представляют этапы становления и развития первого высшего учебного заведения России, показывают роль православной церкви и верховной власти в процессе создания академии, демонстрируют издания, раскрывающие биографии знаменитых учеников и учителей Славяно-греко-латинской академии, и тех людей, кто стоял у истоков создания высшей школы. На выставке представлены исследовательские работы – монографии и статьи в сборниках по истории Академии и биографии известных ее преподавателей и выпускников. Такие историки как И. Е. Забелин, С. К. Смирнов, Б. Л. Фонкич, Д. Н. Рамазанова, А. В. Панибратцев, А. И. Рогов, И. А. Вознесенская, Д. А. Яламас внесли существенный вклад в изучение истории Славяно-греко-латинской академии. Материалы «Лихудовских чтений», проходивших на базе Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого, дополняют научную картину выставки. Материалы по истории Академии имеются в различных научных изданиях и сборниках, таких как «Византийский временник», «Археографический ежегодник», «Очерки феодальной России», «Памятники культуры. Новые открытия», «Россия и христианский Восток», «XVIII век», «Историки России XVIII-XX веков» и других. Немногочисленный иллюстративный ряд изданий — изображения старой Москвы, Заиконоспасского монастыря — позволяет представить атмосферу времени, когда в России открывались «Врата учёности».

Инициаторами создания Академии был просветитель Симеон Полоцкий (1629–1680), написавший Учредительную грамоту – сочинение, в котором обосновывалось идея создания Академии.

«В конце 1687 г. и Москве было открыто первое высшее учебное заведение – Славяно-греко-латинская академия. Во главе академии стояли братья Иоанникий и Софроний Лихуды, прибывшие из Греции в Москву в 1085 г. Оба брата получили образование в Падуанском университете и имели степень доктора философии. В Академии они преподавали по образцам западноевропейских университетов, придерживаясь в основном схоластической философии. Высшим авторитетом для них во всех вопросах пауки был Аристотель в средневековой, схоластико-богословском истолковании. «Мы намерены следовать Аристотелю потому, что уже несколько веков все почти Академии избрали его как бы вождем и главою философии», — писали они в предисловии к «Физике».

Но в ряде случаев Лихуды пытались отказаться от схоластических канонов, соединить теоретические положения Аристотеля с современной им жизнью. Ими написаны учебники по пиитике, риторике, логике, физике, психологии.

В 1689 г. И. Лихуд написал «Физику, или естественную философию», которая представляла собой комментарий к физике Аристотеля. Причём, критикуя справа, с богословских позиций материалистические тенденции Аристотеля, автор стремится привести свои доводы в соответствие с религией и православием, заявляя, что следует «остерегаться от всякого мудрствования, несогласного о нашей религией и православием», заимствует аргументы ин священного писания, чтобы опровергнуть учение древнегреческих философов-материалистов».

История философии в СССР в 5-ти томах, Том 1 / Под редакцией В.Е.Евграфова и др., М., «Наука», 1968 г., с. 261-262.

Прохождение курса в Академии тогда было рассчитано на 13 лет. После открытия число слушателей насчитывало 104 человека из разных сословий.

Самый известный выпускник Академии – М.В. Ломоносов.