Слова об образовании

Николай Рубакин

ЧТО ТАКОЕ ОБРАЗОВАННЫЙ, ИНТЕЛЛИГЕНТНЫЙ ЧЕЛОВЕК? 1

Аннотация. Цель самообразования — сделать из себя человека действительно образованного. В фундаменте самообразования — сила самой личности. Человек, мотивированный на самообразование должен быть ориентированным на дух современного ему общества. Образование и самообразование имеют не только личное, но и общественное значение.

Ключевые слова: образование; самообразование; признаки образованного человека.

Keywords: education; self-education; attributes of educated person.

Николай Александрович Рубакин (01.07.1862 — 23.11.1946) — основатель особого направления психологии — библиопсихологии, связанного с изучением чтения как психологического процесса, как базового элемента социализации человека на определенном историческом этапе развития. Библиопсихология сопряжена со многими областями научных знаний: с психолингвистикой, с возрастной и педагогической психологиями, с психологией развития, с психологией творчества и др.

Особое место в исследованиях Н. А. Рубакина занимает изучение феноменологии самообразования.

В журнале приводятся некоторые из его материалов по проблеме образования и самообразования.

Материалы к публикации подготовила профессор В. С. Мухина.

Итак, первый вопрос, который встает перед нами, это вопрос о цели самообразования — о его основной задаче, о конечном результате, достигнуть которого необходимо во что бы то ни стало.

Цель и задача самообразования, если ее выразить в общих словах, заключается вот в чем: сделать из себя и надеясь только или главным образом на себя, и своими средствами, человека действительно образованного. Но

Цель

самообразования

1 РубакинН. А. Библиологическая психология. — М., 2007. -С. 503-509. Продолжение. Начало см.: Рубакин Н. А. Всякий желающий может сделать из себя действительно образованного человека // Развитие личности. — 2010. — № 4. — С. 131-136.

№ 1 — 2011

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Действительно

образованный

человек

Самая суть образования

Сила духа —

фундамент

самообразования

за этим вопросом неизбежно встает другой, а вместе с ним — третий, неразрывно с ним связанный.

Во-первых, что такое образованный человек и, во-вторых, ради чего делать из себя такового?

На эти вопросы прежде всего и надо ответить самому себе.

От ответов на них зависят и план, и размеры, и напряженность, и вообще характер всей самообразовательной работы.

Действительно образованный человек — не тот, кто считает себя «образованным». Даже неграмотные лавочники и урядники, и многие из тех, кто имеет возможность покупать себе «немецкое платье» и при его помощи причисляться к «чистой публике», даже такие считают себя образованными, хотя их душа — тьма кромешная. Действительно образованный человек не тот, кто окончил какое-либо, хотя бы даже высшее, учебное заведение, — мало ли неучей, узких специалистов или ловких карьеристов из них выходит! Не тот, кто перечитал на своем веку много, даже очень много хотя бы самых хороших книг. Не тот, кто накопил в себе теми или другими способами некоторый запас, хотя бы и очень большой, разных знаний. Вовсе не в этом самая суть образования.

Самая его суть в том влиянии, которое оно может и должно производить на окружающую жизнь, в той силе, которую дает образование человеку для переделки окружающей жизни, во внесении чего-то нового, своего в ту или иную ее область, в тот или иной ее уголок. Будь это образование общее или специальное, все равно, его критерий — переделка жизни, перемены, в ней производимые при его помощи.

Величайшее счастье для человека — чувствовать себя сильным. Разумеется, мы говорим не о физической силе, а о силе духа. Величайшие реформаторы в науке и в философии — Ньютон, Паскаль, Спенсер, Дарвин -физически были людьми слабыми. Таких было немало и среди общественных деятелей. Вся суть — в силе духа. Без силы духа нет силы и образования. Без образования, по нынешним временам, бессилен и дух.

Этого еще мало, чтобы образованный человек имел твердые, определенные, точные знания и твердые, обоснованные, на них опирающиеся мнения. Нужно, прежде всего, чтобы он был и борцом за свои мнения. Мнение, которого он не умеет доказывать, защищать от нападок или проводить в жизнь (широко ли, глубоко ли — это другой вопрос), не имеет особенной ценности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Особенно важно для нас, русских, для нашего народа, загнанного слепой и корыстной силой прошлого в

№ 1 — 2011

Важно быть ориентированным на дух

общественности

Интеллигентный человек

Общественное значение образования и самообразования

мрачный тупик, понимать образование в смысле деятельной, реформирующей силы, и именно такой силы, потому что без этого грош ему цена. Мы все должны понимать образование как силу деятельную и светлую не только самое по себе (этого еще мало!), но именно по ее применению в общественной жизни.

Наибольшую ценность имеет для нас, для нашей родины в данный исторический момент не тот человек, который обладает более или менее обширными, глубокими, разносторонними, точными и достоверными знаниями, и даже не тот, кто умеет критически мыслить и вникать в окружающую жизнь, понимать ее в ее целом и в частностях — этого тоже еще мало! Особенно ценны для нас те образованные люди, у которых есть отзывчивость, сила чувства, энергия, воля, те, кто умеет проникнуться до самых своих основ духом общественности. Этих-то, и только этих образованных людей, мы и можем назвать людьми интеллигентными в лучшем смысле этого слова. «Что нам эти образованные, которые образованы лишь для себя и про себя, — пишет нам один рабочий. — Нам от таких ни тепло, ни холодно». Совершенно правильно. Не такие нужны России. Последнее десятилетие русской жизни показало достаточно ясно, каких именно образованных людей ждет народ и какими стараются сделаться многие наиболее умные, способные, отзывчивые люди из самых разнообразных слоев населения.

Интеллигентный человек — это такой человек, который настолько знает и понимает жизнь, и ее ход, и ее потребности, и ее нужды, что в любой момент может проявить себя их действительным выразителем.

Понимать окружающую жизнь — вот первая задача образованного человека. Служение окружающей жизни, характер этого служения — вот пробный камень для оценки его. Кто бы вы ни были, читатель, молодой или старый, русский или инородец, мужчина или женщина, не забывайте общественного значения вашего образования и тем более самообразования. Русская история своеобразна и изменчива. Всякого из вас она может заставить в любой момент сделаться представителем жизни, ее интересов и потребностей, стремлений и надежд, выразителем ее насущнейших требований и работником и борцом за удовлетворение их.

Человек действительно образованный должен заранее готовиться к тому, чтобы в любой момент в случае нужды явиться выразителем потребностей и нужд окружающей общественной жизни. Никакое образование, никакое самообразование не должно оставлять без внимания, прежде всего, этой возможности. <…>

№ 1 — 2011

Образованный человек не может обойтись без общественного служения

Образованный человек — слуга жизни

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Образованный человек — терпимый человек

Образован тот, кто умеет определять свое отношение к условиям жизни

Не в этом его деле, то есть не в профессии и занятии самая суть человека, а в самом человеке, в его отношении к этому своему делу.

В очень темном уголке даже самая обыкновенная свеча — явление крайне важное и в буквальном смысле слова светлое, и делает важное дело, и даже может гордиться тем, что делает, тем, что вот она разливает свет там, куда еще не проникли никакие электрические лампы, да и проникнут ли, и когда?

Где есть свет — там не может не быть и распространения света на других. Если есть образованный, мыслящий, понимающий, вдумчивый, общественно настроенный человек, он не может обойтись без общественного служения и, во всяком случае, человек, неспособный выражать интересы жизни, не есть действительно образованный человек в самом лучшем, самом высоком смысле этого слова.

Такое наше определение его несколько расходится с обычным определением образованности. Нам могут возразить, что нельзя не отнести к числу образованных и людей ученых, чуждающихся общественной деятельности. <…>

Разносторонняя кабинетная ученость — тоже образование. Но еще выше стоит та ученость, хотя бы тоже кабинетная, которая за вечной истиной не забывает и злобы дня. В нашей книжке «Вечная слава» мы имели случай подробнее ответить на возражение такого рода.

Образованный человек — прежде всего слуга жизни. Но не только окружающей жизни, не только своего уголка, своего круга, своей семьи, своей личности. Образованность, понимаемая в лучшем смысле этого слова, исключает узость — узость мысли, знаний, понимания, настроения. Узость духа за деталями, за частностями не видит, забывает целое, многое, разнообразное, великое. <…>

Образованный человек — непременно разносторонний, а значит и терпимый человек. Он должен быть совершенно чуждым духу нетерпимости и идейной исключительности, и на каждое с ним несогласное мнение он не может не смотреть, прежде всего, как на факт, который нужно узнать и признать как таковой. Факты требуют вдумчивого изучения, обсуждения и разносторонней оценки. Таким образом, первая задача действительно образованного человека — не быть узким, выработать в себе разностороннее знание и понимание жизни и умение оценивать чужие мнения о жизни, имея свои собственные, фактически обоснованные. <…>

«Миросозерцание и жизненная задача и цель жизни каждого человека определяется его исторической обста-

№ 1 — 2011

Истинно

образованный

способен

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ориентироваться

в окружающей

действительности

новкой» 2, условиями того времени и того места, той общественной и народной среды, в которой мы живем, хотя и не должны слепо подчиняться этим условиям. Задача образования может быть вкратце выражена следующими словами: «Оно должно «Так направлять развитие человека, чтобы он стал способен понимать свою естественную и историческую обстановку и действовать в ней»». «Образован тот, кто умеет вполне сознательно и убежденно определять свое отношение к мыслям и идеям, к жизненным формам, и стремлениям своей жизненной среды».

Но ведь каждый народ, в свою очередь, распадается на различные круги, и в каждом из них — своя жизнь, свои интересы, свои нравы, свой уклад, словом сказать — свое содержание, своя более или менее особая жизнь. У разных людей далеко не одинаковы и задачи жизни, на которую особый отпечаток кладут и род занятий, и общественное положение, и пол, и возраст и т.д. Говоря о своем образовании, а тем более самообразовании, ни один из нас не может не принимать в расчет всего этого. Бесспорно, каждый из нас, если он желает быть действительно образованным, должен выработать в себе способность принимать сознательное участие в общей и местной жизни народа; но кто именно и какое именно участие сможет принять в ней -это другой вопрос, который каждый человек может решить для самого себя особым образом. Это задача частная, хотя и не менее важная, чем задача общая. <…>

«Истинно образованным мы должны признать всякого, кто приобрел способность с того места, на котором он поставлен природой и судьбой, ориентироваться в окружающей действительности и создать себе собственный гармонический духовный мир, великий или малый — безразлично. Не количеством того, что знает или что изучил человек, определяется образованность, но силой и самобытностью, с которыми он усвоил изученное и которыми пользуется для уразумения и оценки представляющихся ему явлений. Поэтому нельзя не назвать образованным и крестьянина, прошедшего лишь курс народной школы, и, быть может, даже никогда не слыхавшего имен Гете и Шиллера, если он, разумно воспользовавшись теми средствами, какие были предоставлены ему обстоятельствами, создал себе цельное воззрение на естественный и исторический мир, в котором он живет, и если он умеет самостоятельно разбираться в своей сфере.

2 Здесь и далее цитирует кн.: Паулсен Ф. Образование / Пер. с нем. М. и С. Сабашниковых, — М., 1900. — С. 18-20.

№ 1 — 2011

Сущностные черты необразованного

человека

Совокупность признаков образованного человека

Умение

ориентироваться в реальных условиях

Достоверность знания адекватна самой жизни

Позиция мыслящей, чувствующей, сознательной личности

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Наоборот, мужчину или женщину, умеющих говорить о чем угодно, но только заученными фразами и чужими словами, мы не постесняемся назвать необразованными, хотя бы они представили свидетельство от всех учебных заведений и испытательных комиссий мира. Образованность определяется не материалом, а формою знаний». <…>

Следующие признаки определяют образованного человека, но не каждый признак в отдельности, а все они в совокупности.

1.Умение вдумываться, оценивать, понимать окружающую действительность, ориентироваться в ней в любой момент и на любом месте, не теряя самостоятельности своего мышления, соблюдая возможное беспристрастие в своей оценке и стремясь проникнуть мыслью не только в форму явлений, и даже не только в формы жизни вообще, а в ее глубины, ее основы.

2.Разносторонние, точные, достоверные знания, на которые должно всегда опираться это уменье вдумываться, оценивать и понимать. Разносторонность знаний, как мы увидим ниже, необходима потому, что сама жизнь имеет многое множество сторон, тесно между собой связанных, слитых. Имея дело всегда с жизнью как таковой, нельзя же судить о многих сторонах по какой-либо одной. Достоверность знания необходима для того, чтобы не ошибаться при оценке качественной стороны, а точность их -при оценке количественной стороны тех явлений жизни, с которыми приходится на своем веку встречаться.

3.Активность — уменье действовать, вообще жить, проявлять себя вовне не как мертвую, пассивную силу, а как мыслящую, чувствующую, сознательную личность, которая вовсе не должна представлять из себя какую-то глину, из которой обстоятельства могут лепить какого угодно зверя. Активность заключается не в том, чтобы приспосабливаться к окружающей среде <…>, а чтобы, напротив, в этой самой среде и даже в любой среде прокладывать дорогу для проявления своего ума, чувства, воли, творчества, вообще для работы, для жизни. Активность — это наступательное отношение к жизни, способность реагировать на нее таким способом, чтобы раздвигать ее, подчас непомерно тесные, а то и бессмысленно узкие рамки, воплощая при всех возможных условиях в самой жизни то, что уже накоплено в душе. Разумеется, рамки жизни становятся шире только под напором активности, и потому активность в конечном итоге сводится к умению вести свою линию, не считаясь с препятствиями, обходя их, а то и устраняя путем борьбы. Активность — это и есть жизнь. Без активности нет

№ 1 — 2011

Отзывчивость как образованность и тонкость чувства

Четыре качества образованного человека делают его интеллигентным

Образованный человек образован не только для себя, но для всех

образованности потому, что только путем активности может она оставить след в жизни. Без этого всякая образованность в конечном итоге сводится к нулю.

4. Отзывчивость, способность не только видеть и понимать окружающую жизнь, но и чувствовать, переживать ее, уменье ставить самого себя в положение тех, с кем сталкиваешься в жизни, принимать в расчет чужие переживания — будь это чужое горе или чужая радость, любовь или ненависть, апатия или гнев. Отзывчивость — это уменье «не делать другим того, чего не желаешь, чтобы тебе делали». Отзывчивость — это чуткость к окружающей жизни, это своего рода «образованность чувства», как симпатии, так и антипатии, тонкость, уменье улавливать в других людях и во всем окружающем не только резко бросающиеся в глаза черты, но и едва заметные оттенки, и переливы их в пространстве и во времени. Отзывчивость, тонкость -это противоположность «дубинности», благодаря которой иной даже очень ученый человек больше похож на какое-то грубое животное, чем на человека в лучшем смысле этого слова. Отзывчивость лежит в основе любви к людям, она же мешает человеческой личности «превратиться в толстокожее». При посредстве той же отзывчивости личность, ею обладающая, как бы сливается с окружающей жизнью, с людьми, с обществом, человечеством, становится выразителем чего-то большого, стоящего за пределами отдельного человека и выше его.

Если в ком-либо все эти четыре качества налицо, это и значит, что человек, имеющий их, не только образованный, но и интеллигентный в лучшем смысле этого слова, независимо от того, много или мало он прочел книг, имеет или не имеет он того или иного диплома. Такой человек действительно сила, с которой не могут не считаться другие люди и которая не может не оставить светлого следа в той среде, где она налицо. <…>

Вывод таков: действительно образованный и интеллигентный человек не может быть образованным про себя и только для себя. Он — образованный для всех, он -одно из светлых явлений в том уголке, где он живет; он — источник, он — естественный распространитель света и вообще добра в своем уголке. Но ведь на таких-то людях и держится подъем, развитие, прогресс общественной и вообще исторической жизни. <…>

(Продолжение следует)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Существуют два очень близких понятия — образование и образованность. В чем специфика их понимания?

В чем специфика понимания образования?

Понятие образования чаще всего соответствует совокупности знаний, получаемых человеком. Чем больше их объем — тем выше уровень образования. Значение имеет также разнообразие и качество знаний, а еще, что очень важно, — навыков, связанных с их применением.

Еще один важный аспект — востребованность получаемых человеком знаний. Весьма желательно, чтобы их освоение имело значение с точки зрения практической применимости. Но даже если человек осваивает знания для себя, тем не менее значительный их объем он, как правило, может прямо или косвенно применять на практике.

Образование может быть получено человеком:

  1. посредством посещения специализированных учреждений — школ, средне-профессиональных заведений, вузов;
  2. посредством обучения на онлайновых курсах (как по записям, так и в режиме вебинаров);
  3. посредством самостоятельного обучения — по книгам, тем же онлайновым источникам;
  4. в порядке индивидуальных коммуникаций с носителями знаний и навыков — наставниками, тренерами, консультантами.

Образование в специализированных учреждениях, как правило, требует подтверждения полученных знаний, а в некоторых случаях — умений их применять, на экзаменах и посредством иных форматов проверки компетенций учащихся.

Реклама

Самообразование, в свою очередь, может сопровождаться тестированием обучающегося с помощью методов, которые он разрабатывает сам. В некоторых случаях он может обратиться за содействием и в специализированное учреждение — например, в целях прохождения теста на получение сертификата об оценке знаний, который не предполагает обязательного участия человека в обучении в данном учреждении.

Образование — это процесс. Он может иметь любую длительность и содержание — это определяет сам человек.

В чем специфика понимания образованности?

Под образованностью понимается фактическое наличие у человека существенного объема знаний, а также навыков, позволяющих ему данные знания применять на практике. Образованность — это конкретный результат получения человеком образования. Пусть в некоторых случаях и весьма скромный — но в достаточной мере ощутимый и позволяющий носителю знаний впоследствии успешно увеличивать их объем.

В современном обществе принят ряд критериев достаточности данного результата — то есть приемлемого уровня образованности человека. В России это наличие у гражданина как минимум среднего образования — или хотя бы 9 классов. Это позволит человеку, к примеру, продолжить обучение в лицее, а по его окончании — в вузе.

Образованность — важнейший социальный атрибут гражданина практически любой развитой страны. Его наличие предопределяет появление у человека карьерных перспектив, становится ресурсом для приобретения им более высоких социальных статусов.

Распространена точка зрения, что в современном обществе не менее востребовано образование неформального характера — полученное не в школе или вузе, а в ходе приобретения человеком житейского опыта, в процессе общения с другими людьми. Однако данный способ получения образования имеет недостаток — он характеризуется узостью. Человек, приобретая знания и навыки неформально, может применять их только в тех отношениях, в рамках которых они, собственно, получены — но на практике участвовать в таких коммуникациях он будет не всегда. У человека могут возникнуть сложности при общении в других сферах.

В свою очередь, образованность, достигнутая в рамках системного обучения — в школе и в вузе, позволяет гражданину более или менее уверенно чувствовать себя в разных отношениях. Разумеется, при условии, что учебные программы будут составлены качественно.

Сравнение

Главное отличие образования от образованности заключается в том, что первый термин обозначает процесс приобретения знаний и навыков человеком, а второй — некий сформировавшийся их объем, ощутимый результат обучения, на основе которого впоследствии можно наращивать знания и навыки. Насколько качественным является уровень образования человека — настолько фундаментальной будет и его образованность.

Определив, в чем разница между образованием и образованностью, отразим выводы в таблице.

Таблица

Образование Образованность
Что общего между ними?
Образованность — результат получения человеком образования
В чем разница между ними?
Является процессом приобретения человеком знаний Является результатом приобретения человеком знаний
* Поделиться

******

petrovskyx163Образование. Сколько пословиц сказано и книг написано в подтверждение важности этого дела. Однако говоря об образовании, мы не часто задумываемся, что само это понятие есть не что иное, как важнейшее богословское понятие. Восходит оно к первым главам книги Бытия. Там говорится о том, как человек был создан по образу Божию, и как по причине грехопадения, этот образ в человеке исказился. Знания человека о себе, о мире и о Боге тускнеют и для их возвращения необходим обратный процесс. Приобретение знаний о мире, о себе и о Боге и называется процессом образования. Так, благодаря интеллектуальной деятельности человек приобретает знания о законах и устроении Вселенной, развивая душевные качества — познает свой внутренний мир и себе подобных, а благодаря духовной работе имеет возможность вновь приобщиться к самому высокому из утраченных даров — к Богопознанию. Именно в гармонии духа, души и ума человек начинает восстанавливать в себе искаженный образ, то есть образовываться. Причем именно в русском языке библейский смысл этого слово передает себя наиболее явно. Ведь если обратить внимание, европейские языки для слова образования используют латинский глагол ex duco – или e-duco, что буквально значит «исходить», или даже «вылупляться». Отсюда английское education или французское l’education. Даже немецкое слово Ausbildung – это буквально «придать чему-то нужную форму». И только русское ОБРАЗование напоминает нам о том, что посредством полноценного познания, человек способен восстановить свой подлинный богоданный образ. Это еще, конечно же, не святость. Однако начало неплохое.

Интересно, что у такого простого русского слова сложилась удивительно непростая история. Будучи религиозным пережитком, оно, словно глубоко законспирированный шпион, пережило самые страшные атеистические гонения. Даже в годы лютого безбожья, при самых антихристианских режимах, слово «образование» не смогли вытравить из привычного лексикона. А в те годы вытравливали многое, практически все, что хоть как-то было связано с христианским мировоззрением. Даже специальным указом XVI-ой партийной конференции в апреле 1929-го года была запрещена привычная новогодняя елка. А вот в наше время, похоже, идет нешуточная борьба против возвращения образованию и образовательной системе изначального онтологического измерения. Чем объяснить, что во многих школах страны до сих пор оказывается ожесточенное сопротивление введению предмета «Основы религиозной культуры и светской этики»? Ведь именно его целью является некая гармония в школьной образовательной системе между эмпирическими знаниями и задачами духовно-нравственного воспитания. Однако, несмотря на то, что с 2012 года во всех школах страны был введен данный учебный предмет, наблюдатели фиксируют массовые нарушения свободы выбора из-за недобросовестного исполнения указа на местах. С введением предмета Теология в российских университетах также возникает ряд сложностей. Несмотря на то, что теология преподается во всех ведущих университетах мира, некоторые представители российской академической науки категорически возражают против вхождения этой гуманитарной дисциплины под своды российской высшей школы. Так, в ноябре 2012 года ряд академиков подписались под требованием закрыть кафедру Теологии в Университете МИФИ. Причем среди основных тезисов подписанты ссылаются на сталинскую конституцию и научные стереотипы атеистических времен.

В свое время Станислав Ежи Лец назвал странным парадоксом, что атеисты время «после Рождества Христова» почему-то называют «нашей эрой». Вот как скоро эта эра перестанет быть их, так скоро мы поймем слова великого Эйнштейна о том, что «образование – вовсе не набор знаний, а именно то, что остается после того, как забывается всё, чему учили». А это и есть то самое образование, о котором говорит библейская традиция.

ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Вестник ПСТГУ

IV: Педагогика. Психология

2016. Вып. 1 (40). С. 9-16

Склярова Татьяна Владимировна, д-р пед. наук,

ПСТГУ

Православное образование в современной России:

*

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ

В статье охарактеризовано православное образование как тип религиозного образования. Сформулировано определение православного образования и охарактеризована его структура в современной России. Предложена модель системы православного образования, включающая начальную, основную, профессиональную ступени и ступень научной подготовки, приведена общая характеристика этих ступеней. Сформулированы проблемы выявления содержания православного образования.

Сфера образования как разновидность социальной практики всегда отражает в своем развитии влияние науки, культуры, экономики и политики. Глобальные тенденции, воздействующие на современное образование в России (необходимость использования информационных технологий, требования по стандартизации, открытости и доступности), касаются в равной степени и деятельности образовательных учреждений Русской Православной Церкви. Принятый в 2012 г. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации»1 использует понятие «религиозное образование», но не определяет его. В связи с этим приведение разнообразия имеющегося в настоящее время опыта образовательной деятельности учреждений и организаций Русской Православной Церкви в систему актуализирует проблему выявления как структуры, так и содержания собственно православного образования в современных условиях.

В 2001 г. в работе «Религиозное образование Русской Православной Церкви и проблема его стандартизации в общеобразовательной школе» нами было определено понятие «религиозное образование» как целенаправленный процесс обучения и воспитания на религиозной мировоззренческой основе и при

* Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ. Проект № 15-06-10300.

1 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», ст. 87.

Т. В. Склярова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Православное образование как тип религиозного образования

участии соответствующей религиозной организации (объединения) 2. Принятие в 2012 г. нового «Закона об образовании в Российской Федерации», признающего возможность получения образования вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в формах семейного образования и самообразования, позволило нам сформулировать уточненное определение религиозного образования, основанного на общей дефиниции образования в Законе. Религиозное образование — это единый целенаправленный процесс обучения религии и ее культуре, воспитания на основе религиозной традиции, осуществляемый в интересах человека, семьи, религиозной общины (организации), общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его духовно-нравственных и образовательных потребностей и интересов. Собственно православное образование, основываясь на вышеприведенном определении, следует рассматривать как единый целенаправленный процесс обучения православной религии и ее культуре и воспитания на основе православной традиции, осуществляемый в интересах человека, семьи, Церкви, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его духовно-нравственных и образовательных потребностей и интересов.

Православное образование реализуется в семье, образовательных учреждениях и религиозных организациях, оно также может быть получено в процессе самообразования. В настоящее время православное образование реализуется в образовательных организациях на разных уровнях образования и в различных формах. По данным Синодального отдела религиозного образования и катехизации РПЦ, 167 общеобразовательных учреждений в России имеют конфессиональное представление, подтверждающее их православный статус3. Также православное образование реализуется в частных дошкольных образовательных учреждениях. Учебный комитет РПЦ координирует работу Общецерковной аспирантуры и докторантуры, двух православных духовных академий, двух православных университетов, двух православных институтов, тридцати пяти православных духовных семинарий и двадцати двух православных духовных училищ в России4. Таким образом, современный опыт реализации православного образования охватывает все уровни существующей в России системы образования — от дошкольного до подготовки кадров высшей квалификации.

2См.: Склярова Т. В., Метлик И. В. Религиозное образование Русской Православной Церкви и проблема его стандартизации в общеобразовательной школе // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2011. Вып. 4. С. 7—24.

3Реестр православных образовательных организаций (URL: https://pravobraz.ru/reestr-pravoslavnyx-obrazovatelnyx-organizacij).

4URL: http://www.uchkom.info

Структура православного образования

Для обобщения и систематизации разнообразного современного опыта реализации православного образования целесообразно использовать уровневую структуру, представив ее в форме модели. Предложенная рабочая модель позволяет системно представить все многообразие имеющегося опыта ведения образовательной деятельности в учебных заведениях Русской Православной Церкви, показать непрерывность и преемственность этой деятельности, а также определить проблемные зоны в развитии православного образования (см. табл. 1).

Таблица 1

Модель системы православного образования в России

Начальная ступеньОсновная ступеньПрофессиональная ступеньСтупень научной подготовки

Ознакомительный уровеньОбщий уровеньСреднее профессиональное образование или уровень профпереподготовки и повышения квалификацииНаучно-стажировочные программы

Элементарный уровеньСредний уровеньУровень бакалавриатаАспирантура

Начальный уровеньОсновной уровеньУровень магистратурыДокторантура

Содержание православного образования

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Начавшаяся стандартизация православного образования актуализировала проблему выявления его содержания. Имеющиеся к настоящему времени описания объема информации, предлагаемого к усвоению в процессе изучения православия и его культуры, представлены неравномерно. Системно и последовательно структурировано «Примерное содержание образования по учебному предмету «Православная культура»», ФГОС ВПО по теологии второго поколения включает содержательное ядро православного образования. Содержание начального православного образования документально оформляется в стандарте деятельности воскресной школы, а на практике определяется бытующей в православной среде следующей фразой «Знать о православии на уровне учебника протоиерея Серафима Слободского» (что, видимо, и означает начальный уровень православного образования).

Полагаем, что системное построение православного образования невозможно без четкой структуризации его содержания с распределением по соответствующим уровням. Общая тенденция развития современного образования такова, что его непрерывность и последовательность обеспечивается четкой дифференциацией этапов освоения определенного объема и содержания. Таким образом организовано подавляющее большинство программ языковой подготовки — от нулевого (ознакомительного) уровня до уровня профессиональной подготовки и т. д. Уровневое распределение содержания образования позволяет разрабатывать четкие критерии оценивания его усвоения, способствует повы-

шению качества обучения и помогает учащимся ориентироваться в процессе самообразования. Сложившаяся к настоящему времени система православного образования имплицитно отражает различные уровни его содержания, но они не дифференцированы и не оформлены. Для профессионального решения стоящих перед православным образованием задач полагаем необходимым выявление его содержания в зависимости от ступеней и уровня.

Проблема выявления содержания образования в дидактике

Многообразие трактовок содержания образования (Н. А. Сорокин5, И. Я. Лернер6, М. Н. Скаткин7, В. С. Леднев8) свидетельствует о том, что подходы к его выявлению, а также критерии отбора могут значительно отличаться. И. Я. Лернер и М. Н. Скаткин обозначили четыре типа элементов, составляющих содержание образования: знания (о природе, обществе, технике, мышлении и способах деятельности); умения и навыки; опыт творческой деятельности; опыт и нормы эмоционально-волевого отношения к миру и человеку9. Польский ди-дакт В. Оконь в качестве критерия выбора содержания образования предлагает четыре элемента, характеризующие степень разработанности данного научного знания: понятия, факты, научные законы и научные теории10. Существующие теории содержания образования также отражают разнообразие возможных подходов к его конструированию: В. В. Краевский опирается на системно-деятельностный подход11, Дж. Брунер— на структурный подход12, Б. Блум основывается на таксономии учебных целей13.

Проблема выявления содержания православного образования

Решение о том, в логике какой дидактической школы целесообразно выявлять содержание православного образования, связано с ответом на вопрос о целях этого типа образования. Полагаем, что на каждой ступени православного образования должны быть поставлены собственные цели, которые будут определять критерии выбора его содержания. Рассмотрим, каким образом может формироваться содержание образования на названных выше четырех ступенях православного образования.

На начальной его ступени критерием выбора содержания данного образования может стать выявление основополагающих понятий, фактов, законов и теорий, которые составляют корпус первоначальных сведений о христианстве в целом и православии в частности.

5См.: СорокинН. А. Содержание образования // Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических институтов / Ю. К. Бабанский, ред. М., 1988.

6См.: Лернер И. Я. Процесс обучения и его закономерности. М., 1980.

7См.: Дидактика средней школы: некоторые проблемы современной дидактики / М. Н. Скаткин, ред. М., 1982.

8См.: Леднев В. С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. М., 1989.

9См.: Дидактика средней школы…

10См.: Оконь В. Введение в общую дидактику. М., 1990.

11См.: Краевский В. В. Содержание образования: вперед к прошлому. М., 2001.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12См.: Брунер Дж. Процесс обучения / А. Р. Лурия, ред. М., 1962.

13См.: ЕфремоваН. Ф. Компетенции в образовании.: формирование и оценивание. М., 2012.

Содержание православного образования на основной ступени связано с содержанием общего образования. В основе действующих федеральных государственных образовательных стандартов заложен системно-деятельностный подход. Если православное образование на основной ступени будет нацелено на интеграцию знаний о православной религии и культуре в содержание общего образования, то выявление его содержания предстоит организовывать в логике системно-деятельностного подхода, опираясь на культурно-историческую концепцию развития личности.

Профессиональная ступень православного образования нацелена на подготовку специалистов, имеющих компетенции для работы в церковной сфере. Полагаем, что на этой ступени наиболее целесообразно применение структурного подхода для построения структурно-функциональных моделей профессиональной подготовки специалистов этого профиля.

Ступень научной подготовки нацелена на обучение решению исследовательских задач в конкретных научных областях. Таксономия учебных целей может оказаться наиболее соответствующей в организации отбора содержания образования на этой ступени православного образования.

Общая характеристика ступеней православного образования может быть представлена следующим образом.

Таблица 2

Общая характеристика ступеней православного образования

Начальная ступеньОсновная ступеньПрофессиональная ступеньУровень научной подготовки

Содержание образования формируется, исходя из целей ознакомления с основами православного вероучения детей и взрослых и их начального обученияСодержание образования формируется, исходя из целей основного общего образования. Изучение основ православного вероучения нацелено на интеграцию знаний о религии в систему общего образованияСодержание образования формируется, исходя из целей среднего и высшего профессионального образования и посредством интеграции элементов теологического образования в профессиональную подготовку специалистов, необходимых для церковного служенияСодержание образования формируется, исходя из актуальных научных потребностей, посредством исследования явлений, связанных с православным богословием, культурой, образованием

Учет возрастных особенностей при организации православного образования

Необходимость учета возрастных особенностей и соотнесения их с содержанием образования наиболее актуальна для двух первых ступеней — начальной и основной.

Начальная ступень изучения православия открыта как для детей, так и для взрослых. На практике изучение православия детьми начинается в дошкольном детстве, с 5—6 лет, в семье и/или воскресной школе. Верхний возраст начала изучения православия взрослыми не ограничен, это может случиться в любом возрасте.

Очевидно, что общий объем необходимых для начального усвоения знаний, умений, навыков и опыта деятельности будет одинаковым и для дошкольников, и для взрослых (и даже пожилых) людей. Различия будут проявляться в методах организации учебной деятельности, способах оценки и контроля усвоения. На начальной ступени православного образования целесообразно ввести распределение содержания образования по трем предложенным выше уровням. Содержание образования на каждом из этих уровней — ознакомительном, элементарном и начальном — предстоит выявить посредством анализа существующих программ (в том числе программ проведения огласительных собеседований14) и учебных пособий, адресованных лицам, начинающим изучать православие. Однако уже сейчас мы полагаем возможным сформулировать возрастные критерии для детей. Ознакомительный уровень освоения православного образования может быть доступен для детей 5—7 лет, элементарный — для детей 7—9 лет, начальный — для детей 9—11 лет. Для взрослых возрастные показатели не являются значимыми, поэтому переход с уровня на уровень будет связан только с усвоением определенного объема содержания православного образования. Выявление конкретного объема содержания на каждом из уровней начальной ступени является стратегически значимой задачей всей современной системы православного образования, так как на ней закладывается основа для формирования последующих ступеней образования.

Содержание основной ступени также является в настоящее время проблемной зоной развития православного образования. На этой ступени необходима работа по выявлению содержания образования, которое должно быть интегрировано в основное общее образование, реализуемое в государственной системе в рамках образовательных областей «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственных культур народов России». Это задача разработки контента, соответствующего целям образования и требованиям ФГОС (личностные, предметные и метапредметные результаты учащихся). Для реализации работы подобного масштаба необходимо проанализировать содержание образования на соответствующих ступенях общего образования, выявив в предметах школьной программы такое, в которое может быть интегрировано православное образование (например, в истории, обществознании, литературе — однозначно, физике, химии, биологии, математике и др. — вероятно). Проведенная таким образом работа позволит разработать конструкты учебных материалов по православной культуре для каждого года обучения в основной школе.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Современная ситуация с преподаванием предмета «Основы православной культуры» в средней школе такова, что этот предмет слабо интегрирован в содержание образования. Анализ имеющихся учебных пособий свидетельствует о недостаточной оформленности межпредметных связей, отсутствуют ориентиры в том, что и на каком уровне необходимо усваивать учащимся по годам обучения. Работа авторов учебных пособий по православной культуре может быть организована более системно после того, как будет проведен анализ и выявлено содержание основной ступени православного образования, как минимум на трех уровнях — общем, среднем и основном.

14 См.: Усатов А., свящ. Оглашение на современном этапе (URL: http://azbyka.ru/kate-hizacija/oglashenie-na-sovremennon-etape.shtml).

Перспективы исследования и развития системы православного образования

Приоритетом в исследовании развития православного образования стоит признать изучение возможностей его уровневой дифференциации. Уровневая структура существующей системы православного образования позволит раскрыть его цели на каждой ступени, определить ориентиры для выявления содержания образования на каждом уровне, что в конечном итоге позволит разработать методический ресурс для преподавателей и учащихся.

Проблемные зоны в развитии православного образования наглядно представлены ниже (см. табл. 3).

Таблица 3

Рабочая модель содержания православного образования в современной России

Начальная ступеньОсновная ступеньПрофессиональная ступеньСгупень научной подготовки

Ознакомительный уровень Для детей 5—7 лет — дошкольная группа воскресной школы. Для взрослых — уровень огласительной беседы (объем содержания предстоит выявить)Общий уровень Для детей 11—13 лет — изучение ОПК на уровне 5—6 класса общеобразовательной школы. Для взрослых — объем содержания предстоит выявитьУровень среднего профессионального образования или профпереподготовки и повышения квалификации Представлен в образовательных программах среднего профессионального образования (например, Свято-Дмитриевского училища сестер милосердия), программах проф-переподготовки (например, в ПСТГУ)Научно-стажировочные программы

Элементарный уровень Для детей 7—9 лет (первый класс воскресной школы). Для взрослых — объем содержания предстоит выявитьСредний уровень Для детей 13—14 лет — изучение ОПК на уровне 7—8 класса общеобразовательной школы. Для взрослых — объем содержания предстоит выявитьУровень бакалавриата Представлен в образовательных программах бакалавриата по направлению «Теология»Аспирантура

Начальный уровень Для детей 9—11 лет — второй и третий классы воскресной школы) Для взрослых — объем содержания предстоит выявитьОсновной уровень Для детей 15—17 лет — изучение ОПК на уровне 9-10 класса общеобразовательной школы. Для взрослых подготовительный этап для поступления в учреждения профессионального православного образования (объем содержания предстоит выявить)Уровень магистратуры Представлен в образовательных программах магистратуры по направлению «Теология»Докторантура

Ключевые слова: содержание образования, православное образование, ступени и уровни образования, стандартизация православного образования.

Orthodox education in Modern Russia:

STRUCTURE AND CONTENT T. Sklyarova

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Keywords: the content of education, Orthodox education, levels of education, standardization of Orthodox education.

Список литературы

1.Брунер Дж. Процесс обучения / А. Р. Лурия, ред. М., 1962.

2.Дидактика средней школы: некоторые проблемы современной дидактики / М. Н. Скат-кин, ред. М., 1982.

3.Ефремова Н. Ф. Компетенции в образовании: формирование и оценивание. М., 2012.

4.Краевский В. В. Содержание образования: вперед к прошлому. М., 2001.

5.Леднев В. С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. М., 1989.

6.Лернер И. Я. Процесс обучения и его закономерности. М., 1980.

7.Оконь В. Введение в общую дидактику. М., 1990.

8.Реестр православных образовательных организаций (URL: https://pravobraz.ru/reestr-pravoslavnyx-obrazovatelnyx-organizacij).

9.Склярова Т. В., Метлик И. В. Религиозное образование Русской Православной Церкви и проблема его стандартизации в общеобразовательной школе // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2011. Вып. 4. С. 7—24.

10.Сорокин Н. А. Содержание образования // Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических институтов / Ю. К. Бабанский, ред. М., 1988.