Слово крестьянин

Крестья́нин. Заимствовано из греческого, где christianos означает «христианин». Под воздействием слова крест (см.) обрело свою сегодняшнюю форму. Со временем изменилось и значение, придя к сегодняшнему — «сельский житель, занятый главным образом землепашеством».

Происхождение слова крестьянин в этимологическом онлайн-словаре Крылова Г. А.

Крестья́нин. История тут сложна и причудлива. Вместе с верой в Христа1 из Византии пришло на Русь греческое слово «христианос» — «христианин». Мало-помалу новая религия стала главной отличкой, по которой оседлые пахари-русичи отделяли себя от соседей — «нехристей», язычников или «поганых» (см. это слово). Название «христианин» стало постепенно синонимом слов «мирный русский землепашец»: соседи-то были где скотоводами-кочевниками, где охотниками. Форма его изменилась на «хрестьянин»; так как христианам был свойствен обычай «креститься», поклонение «кресту», оно зазвучало как «крестьянин» — «крещеный человек». Потом первое значение его выветрилось, забылось; его стали понимать уже по-иному, просто как «земледелец», «хлебороб». А затем оно превратилось в наименование представителей целого общественного класса — стало в глазах дореволюционной верхушки общества равнозначным пренебрежительному слову «мужик».

1 Греческое слово «Христос» (от глагола «хрио» — «помазываю») означает «помазанный на царство». Царей, вступавших на трон, помазывали меж бровей благовонной мазью.

Происхождение слова крестьянин в этимологическом онлайн-словаре Успенского Л. В.

крестья́нин (в соврем. знач. — с конца ХIV в.), др.-русск. крьстьꙗнинъ «христианин; человек», ст.-слав. крьстиꙗнинъ χριστιανός (Супр.), болг. кръстя́нин «христианин», сербохорв. кр̀шħанин, словен. krščȃn, чеш. křеst’аn «христианин», польск. chrześcijanin — то же, в.-луж. křesćijan — то же, н.-луж. kśesćijan — то же. || Заимств. из лат. christiānus «христианин» (ср. пога́ный); см. Мейе, Ét. 186; Скок, RЕS 7, 193; Тиц, «Slavia», 9, стр. 26. Менее вероятно, судя по ударению, посредничество д.-в.-н. christjâni «христианский, христианин» (вопреки Бернекеру 1, 634 и сл.) или прямое заимствование из греч. χριστιανός (которое якобы сблизилось с крьстъ), вопреки Фасмеру (Гр.-сл. эт. 102 и сл.), Кипарскому (236).

Происхождение слова крестьянин в этимологическом онлайн-словаре Фасмера М.

Крестья́нин. Общеслав. Заимств. из греч. яз., где christianos «христианин» — суф. производное от Christos «Христос». Исходно — «последователь Христа, христианин», затем (в др.-рус. эпоху) — «православный вообще» и далее — «крестьянин». К вм. х — под влиянием сущ. крест.

Происхождение слова крестьянин в этимологическом онлайн-словаре Шанского Н. М.

См. также: значение слова крестьянин в толковых словарях.

Примеры употребления слова труженик в литературе.

Но умельцы в ту пору добывали прокорм в Атлантик-Сити, Осаке, Абиджане, местные же труженики смогли лишь разложить новое останкинское жилище по земле, и Шеврикука получил в нем должность домового-двухстолбового.

Бездомная Нелли и ее дед находят приют и сочувствие у простых тружеников: у Кита и его матери, у крестьян, бедного школьного учителя, содержательницы выставки восковых фигур, барочников, рабочего-кочегара и т.

Мы народ тружеников, выстроивших Белфаст за считанные годы и сделавших его преуспевающим, растущим городом.

Весь Бергман — это то, что подарил уходящему веку и следующим поколениям один из беззаветных тружеников искусства.

Справедливости ради следует заметить, что к моменту окончания школы авторитет Беслана у односельчан был вполне сопоставим с авторитетом Ахмета Однако это был авторитет совершенно иного рода Будучи чрезвычайно ловким, сильным и безрассудно смелым ребенком от рождения, Беслан, поставленный в условия, в которых ему довелось расти, к этому добавил еще изрядную долю дерзости, хитрости, жестокости и удивительное умение стремительно принимать самые невероятные, но впоследствии оказывающиеся единственно верными решения В силу этих качеств, он был рано примечен теми жителями села, чей промысел уже в ту пору был далек от идиллического мирного труда сельских тружеников Его стали привлекать к участию в разного рода преступлениях — он ни разу никого не подвел и даже не вызвал нареканий — дальнейшая его карьера угадывалась легко Однако все сложилось несколько иначе и в определенном смысле — именно Ахмет в ту пору спас друга Он уезжал в Москву, поступать в институт, Беслан неожиданно для всех и быть может для себя самого ре

А между тем труженик роется в архивах и библиотеках, поглощает огромные фолианты, отыскивает библиографические редкости и диковинки, уходит в тот мирок прошедшего, которого бледные отрывки сохранились на лоскутках бумаги и пергамента, и теряет способность понимать те побудительные причины, которые заставляют живых людей говорить и спорить, горячиться и приходить в негодование, страдать и радоваться, надеяться и тревожиться.

В этом смысле Едигей Жангельдин, Буранный Едигей, так еще называют его знающие люди, поистине настоящий труженик.

Таким образом, с помощью ударной возгонки можно избавить тружеников от трутней, надежно отделив одних от других.

Большинство сотрудников были очень молоды, гораздо моложе Гончарова, — кроме разве начальника механической мастерской, худого человека с совсем седой головой, с чутким и нервным морщинистым лицом труженика.

Работяга и труженик, Максим Гречка отличался одним существенным недостатком: он был немного суеверен.

Тем временем подошла пора веять намолоченный хлеб, и утром, приворотив воз березника к конторе, где его пилили на дрова распоясанные вояки, Васконян и Лешка определились в совхозный амбар, там на веялке работал редкостного усердия труженик Петька Мусиков да четыре женщины — две молодые, но уже смертельно усталые детные вдовы и две егозистые, недавно окончившие школу сибирские девки.

Жизни тружеников, их детишек-младенцев, их стариков, отработавших целую жизнь от зори до зори в зной и стужу и умерших от зноя, стужи и голода в теплушках или бараках или погребенных под развалинами своих прекрасных городов, не стоили жизни захребетников, которые никогда не трудились и ничего не зарабатывали?

Образ рабочего, образ труженика неоднократно появляется в произведениях Золя 60-х годов.

В Трубах за эти дни не было введено никаких новых удобств, так как инженер рассчитывал найти или, если нужно, построить более подходящее жилище На песке в коридорах насыпали свежего мха и сухих листьев, и изнуренные труженики прекрасно уснули на этом несколько примитивном ложе Колонисты подсчитали, сколько дней они провели на острове Линкольна, и решили в дальнейшем вести строгий счет времени.

Весть о том, что за океаном, задолго до него, энергичный труженик высказывал одни с ним мысли, чрезвычайно порадовала Льва Николаевича.

Источник: библиотека Максима Мошкова

История, 6 класс

Урок 07. Сеньоры и крестьяне

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке

  1. Урок посвящён изучению устройства средневекового европейского общества.

Тезаурус

Феодал – это владелец феода (лена) – земли, пожалованной сеньором в пользование и распоряжение за службу.

Вассал – это лицо, получившее от сеньора во владение феод за несение конной военной службы и за выполнение некоторых других обязательств.

Повинности – это обязанности зависимых крестьян по отношению к сеньору, которые, как правило, состояли из барщины и оброка, но могли также включать и другие обязанности.

Барщина – это обязанность зависимых крестьян работать на сеньора.

Оброк – это обязанность зависимых крестьян регулярно платить сеньору продуктами (натуральный оброк) или деньгами (денежный оброк).

Вотчина – это наследственное земельное владение.

Рыцарство – это привилегированное сословие хорошо вооружённых и обученных конных воинов.

Турнир – это состязание рыцарей в умении владеть оружием.

Натуральное хозяйство – тип экономической деятельности, когда всё необходимое производится в рамках одной хозяйственной системы: крестьянского двора, рыцарского замка, поместья и т.д.

Основная и дополнительная литература по теме урока

  1. Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / Е. В. Агибалова, Г. М. Донской; под ред. А. А. Сванидзе. — М.: Просвещение, 2019.
  2. Атлас Средневековья. История. Традиции. – М., 2000.
  3. Иллюстрированная всемирная история. С древнейших времен до XVII в. – М., 1999.
  4. История Средних веков: Кн. для чтения / Под ред. В. П. Будановой. – М., 1999.
  5. Загадки истории: Средние века / В. Калашников. – М., 2002.
  6. Рассказы по истории Средних веков / Под ред. А. А. Сванидзе. – М., 1996.
  7. Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия (раздел «История Средних веков»).
  8. Сайт: http://krugosvet.ru/taxonomy/term/13 – Онлайн энциклопедия «Кругосвет» (раздел «История и общество»).
  9. Сайт: http://www.hrono.ru/index.php – Хронос: Всемирная история в Интернете.
  10. Сайт: http://www.5rt.ru – Сайт «Мир Средневековья».
  11. Сайт: http://pochemuchca.ru/srednev.html – сайт «Почемучка» (раздел «История Средних веков»).
  12. Сайт: http://ritterburg.ru – Сайт о рыцарях и Средневековье.
  13. Сайт: http://byzantion.ru – Сайт «Византийская держава».

Теоретический материал для самостоятельного изучения

К XI в. В Западной Европе сложилось деление общества на сословия, выполнявшие различные задачи. При этом все, от короля до крестьянина, были связаны друг с другом отношениями зависимости. После Великого переселения народов рядом с земельными участками королей и дружинников росли крупные земельные владения знати.

Имущественное неравенство вело к разрыву племенных связей. Знатные люди силой отбирали землю и свободу у обедневших соседей. Тем неоткуда было ждать помощи в случае нападений арабов, венгров, норманнов. Переходя под защиту могущественного соседа и теряя землю и свободу, они становились зависимыми крестьянами. Их «защитник» становился сеньором.

Почему сословия феодалов и крестьян называют основой средневековья? Об этом вы узнаете на сегодняшнем уроке

Средневековое европейское общество

Власть в обществе принадлежала землевладельцам-феодалам, светским и церковным. Подавляющее большинство населения составляли зависимые крестьяне. Во главе государства стоял монарх (единоличный правитель) – король либо князь, граф или герцог. Отношения между феодалами и между господами и зависимыми крестьянами были закреплены в феодальном праве.

К IX – X векам вся земля в Западной Европе оказалась у светских и духовных феодалов, на землях которых работали зависимые крестьяне. За пользование землёй зависимые крестьяне должны были нести повинности, главными из которых были барщина и оброк. За не сданный вовремя оброк, плохую работу крестьян вызывали на суд феодала; судьи могли назначить штраф или другое наказание.

Часть крестьян были лично несвободными: без разрешения господина они не могли покинуть деревню, продать или передать другим людям свой надел, уйти в монастырь.

Крестьяне обеспечивали продуктами сельского хозяйства и изделиями ремесла не только себя, но и своего господина, его семью, слуг и гостей. Хозяйство было натуральным, то есть все основные продукты и вещи изготовлялись не для продажи, а для собственного потребления.

Феодальное общество

Знать и рыцарство

С VIII века в Европе для защиты от нападений строились замки. Военное дело стало занятием почти исключительно феодалов разного ранга. Рыцарей готовили с детства. В 15 лет юноша становился оруженосцем рыцаря, а после длительной службы посвящался в рыцари. Любимыми развлечениями рыцарей служили охота и турниры.

Каждый рыцарь имел свой герб – отличительный знак рода – и девиз – кратное изречение, обычно объяснявшее смысл герба.

Законы рыцарской чести и другие особые правила составляли рыцарский кодекс.

Крестьянская община

Общины крестьян ведали прежде всего хозяйственными делами. Пашня делилась на участки, составлявшие крестьянские наделы. После уборки урожая пашня превращалась в общее пастбище. На сельском сходе крестьяне решали, где и что посеять, когда начинать жатву. Общине также принадлежала часть угодья (луга, леса, озёра, реки).

Община поддерживала порядок на своей территории, разыскивала преступников, помогала беднякам выплачивать налоги, хранила обычаи, проводила празднества и игры. Крестьяне всей общиной нередко оказывали сопротивление господину, протестуя против увеличения размера повинностей.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание 1. Отметьте утверждения, соответствующие действительности. Выберите несколько правильных ответов.

Варианты ответов:

1) В средневековье крестьянство составляло не более половины населения Европы.

2) Лично зависимые крестьяне имели право жаловаться на своего феодала, обращаясь в королевский суд.

3) Вес рыцарских доспехов мог доходить до 40 кг.

4) Главная обязанность рыцарей – забота о крестьянах, живших на его земле.

5) Одной из любимых игр феодалов были шахматы.

6) Оброк мог быть натуральный и денежный.

Правильный вариант:

3) Вес рыцарских доспехов мог доходить до 40 кг.

5) Одной из любимых игр феодалов были шахматы.

6) Оброк мог быть натуральный и денежный.

Примечание: Правильных и неправильных ответов равное количество.

Задание 2. В перечне исторических понятий найдите то, которое выпадает из общего ряда. Зачеркните лишнее понятие.

Варианты ответов:

Герольд, оруженосец, аббат, граф, сеньор.

Правильный вариант:

Герольд, оруженосец, аббат, граф, барон.

Существуют вопросы, бесспорные ответы на
которые найти довольно сложно. Одна из таких
загадок — происхождение (и соответственно
исконное, первородное значение) слова
«крестьяне»
Владимир Титов. «Наука и жизнь» (№ 5, 2011)
Согласимся с автором высказывания выведенного в эпиграф, действительно, дискуссия в Сети по проблеме происхождения термина «крестьяне» ничего определенного не внесла в этимологию. Слово разбирали по «косточкам» на всех возможных языках, тут и греческий, латинский, Законы Ману (санскрит), восточнославянские языки и прочее – нет только одного языка — еврейского, языка крестьянского (христианского) Бога.
Удивительный психологический парадокс сознания образованных людей – объяснять деяния иудейского Бога всеми лингвистическими средствами (в т.ч. и на языке племени НЯМ-НЯМ), но никогда в связи с его «родном» языком – иврит.
Почему, отчего, неужели это всё так сложно (достаточно взять словарь иврита), или работает, не понятая до сих пор психологами структура социально-политического СОЗНАНИЯ, проникшая на генетический уровень, религиозная пропаганда, сформировавшая европейское сознание в ходе исторического процесса???
«И насадил Господь Бог рай в Эдеме на востоке» (Бытие 2:8). Как же быть с Богом-творцом, подавшему человеку пример земледельческой деятельности, вычеркнуть его из «фонового знания» европейской цивилизации; не придется, ли тогда вычеркнуть и крестьянина?
Крестьяне — население, занятое в сельскохозяйственном производстве. Неотъемлемые признаки крестьянина: работа на земле, проживание в деревне или селе, регулирующая роль традиции во всех сферах жизни.
1) Существующая этимология
а) Викисловарь
Корень: -кресть-; суффиксы: -ян-ин-. Значение: сельский житель, основным занятием которого является земледелие или животноводство; человек, находящийся в личной зависимости от помещика и занимающийся сельскохозяйственным трудом. Этимология по Максу Фасмеру.
б) Этимологический словарь Макса Фасмера
Крестьянин, (в соврем. знач. – с конца ХIV в.), др.-русск. крьстьанинъ «христианин; человек», ст.-слав. крьстининъ (Супр.), болг. кръстянин «христианин», сербохорв. кршhанин, словен. krscan, чеш. krеstаn «христианин», польск. chrzescijanin – то же, в.-луж. krescijan – то же, н.-луж. ksescijan – то же. Заимств. из лат. christianus «христианин» (ср. поганый); см. Мейе, Et. 186; Скок, RЕS 7, 193; Тиц, «Slavia», 9, стр. 26. Менее вероятно, судя по ударению, посредничество д.-в.-н. christjani «христианский, христианин» (вопреки Бернекеру 1, 634 и сл.) или прямое заимствование из греч. christianos (которое якобы сблизилось с крьстъ), вопреки Фасмеру (Гр.-сл. эт. 102 и сл.), Кипарскому (236).
в) Словарь русского языка XI-XVII вв. М. 1981.
Применяются формы: крестьянин, крьстианинъ, крстьянин и др.; звание и состояние крестьян – лиц, принадлежащих к низшему податному сословию на Руси.
Судя по датам, терминология оформилась в XIV веке, из-за близкой фонетики слов христиане — крестьяне произошло отождествление слов и деэтимологизация (утрата связи с корнями) понятия крестьяне; в словарях слово «кристиане» имеет два значения: 1. Христианин; 2. Крестьянин.
2) Бытие крестьянина
В древних государственно-правовых и церковных текстах люди, принадлежащее к «подлому» (низшему) сословию фигурируют редко, крепостной крестьянин в России XVI-XIX вв. был во всех отношениях бесправен, поставлен вне официального общества и рассматривался исключительно в качестве объекта эксплуатации и имущественных сделок. Тем не менее, деятели церковной и государственной элиты видели в крестьянах одну из важнейших составных частей общества, согласно учению о тройственной социальной организации (с XI в.), духовенство, дворянство и крестьянство были основными опорами монархии. Крестьяне представляли низший разряд триады, но их жизненная необходимость для функционирования социального целого была неоспорима.
Крестьянин был ближе к земле, чем любой другой член средневекового общества, он был «привязан» к земельному наделу, на котором трудились его предки, с этой землей он находится в интенсивном взаимоотношении, и не мыслил себя вне постоянного с нею общения. Жизнедеятельность и мировоззрение земледельца были связаны с природными сельскохозяйственными циклами, на аграрное бытие накладывалась иудеохристианская культурная программа.
1. Сельскохозяйственный годичный цикл
Основные мероприятия: вспашка, посев (насаждение растений), уход за растениями, сбор урожая.
2. Иудеохристианская культурная программа
Любое поселение в средние века имело в основе – церковный приход, низшая организация церкви, храм, где наряду с религиозной деятельностью, велся учет и изменения в гражданском состоянии прихожан, вокруг него организовывалась экономическая, социальная и культурная жизнедеятельность населения вплоть до XIX века. Годичный церковный цикл был «привязан» к сельскохозяйственной деятельности, главные религиозные праздники приходились на зимнее время и раннюю весну; ежедневные посещения церкви, церковные мероприятия давали почву для богоискательства (религиозной философии) и формировали мировоззрение крестьянина.
Выделим главные компоненты в жизни крестьянина, это — сельскохозяйственная деятельность по производству продуктов питания и культурная социально-идеологическая система, в которой он существовал – материальное (производитель продуктов) и духовное (принадлежность к системе иудеохристианства).
3) Обобщение и вывод
* Крестьяне — часть оседлого населения, занимающаяся производством продуктов питания, основа деятельности – земледелие, обработка земли и выращивание растений.
* Христиане – поборники определенной религиозно-философской системы организации общества, в нашем случае – иудеохристианства; христианство ведь еврейская религия, теория и практика возникла в Израиле, в еврейской среде, использует исключительно иудейские ветхозаветные и новозаветные документы.
Отождествлять термины «крестьяне» и «христиане» нельзя (несмотря на уподобление слов в древних текстах) — они принадлежат к разным классам понятий. Первое означает человека, который занимается сельскохозяйственной деятельностью (материальной), в нашем случае преимущественно земледельческой; второе – принадлежность человека к определенной социально-религиозной среде – духовная деятельность.
Вывод
Можно предположить, что понятие «крестьяне» должно в какой-либо форме отображать главные элементы сельскохозяйственной деятельности крестьянина, например: пахота, вскапывание земли, посев, насаждение растений. Так как деятельность крестьянина проходила в христианском социально-идеологическом пространстве, где сакральным языком был иврит, то соответственно и термин должен содержать корни иврита и понятия иудаизма.
4) Терминология иврита и библейский образ
Приведем термин в форму близкую к грамматике иврита и выделим корни.
КРЕСТЬЯНЕ = КР+ЕС+ТЬЯНЕ или более древнее КР+ЬС+ТЬАН+ИНЪ; у нас сразу же выявляются соответствующие земледельческие понятия иврита.
* КР = ивр. КАРА копать, выкапывать из земли, арендовать.
Библейский образ, Быт. 26:25: «И раскинул там шатёр свой, и выкопали (КАРА) там рабы Исаковы колодезь».
Данный корень в значении «копать землю» употребляется в Библии 16 раз; в еврейской письменности гласные не пишутся (подразумеваются) и слово КАРА в письме выглядело как – КРх (последняя буква не произносится).
См. стронг иврита 3738, КАРА; http://biblehub.com/hebrew/3738.htm
* ЕС или ЬС = ивр. АСА делать, производить; корень употребляется практически во всех книгах Библии.
См. стронг иврита 6213, АСА
* ТЬАН = слово прочитано наоборот – НАЬТ = ивр. НАТА сажать, насаждать; НЭТА саженец, росток, насаждение; в письме, без огласовок НАТА выглядит как НТх (последний знак не читается); корень употребляется почти во всех книгах Библии 58 раз.
См. стронг иврита 5193, 5194, НАТА
Библейский образ, Бытие 9:20: «Ной начал возделывать землю и насадил (НАТА) виноградник».
* ИНЪ = ивр. ИНА, АНА быть покорным, страдать, мучиться; или АНИ бедный, бедняк, обнищание, нужда.
См. стронг иврита 6031, 6031a, АНА
Общий вид
КР+ЬС+ТЬАН = ивр. КАРА (КР) копать, выкапывать из земли, арендовать + ЕС или ЬС = АСА (С) делать, производить + ТЬАН = наоборот – НАЬТ = НАТА (ТН) сажать, насаждать; растение, саженец.
См. Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета, Вильно, 1878 г. соответственно по терминам; http://www.greeklatin.narod.ru/hebdict/
Таким образом, слово-понятие «крестьянин» русские средневековые идеологи сформировали из трех корней иврита — обозначили земледельческое сословие, его основные занятия; с крестом и христианином нет ничего общего.
Бытие 2:8: «И насадил Господь Бог рай в Эдеме на Востоке»; Запад Господь почему-то «не призрел».
Уточнено, 14.3. 2017 г.