Слово о погибели земли

Слово о погибели Рускыя земли и по смерти великого князя Ярослава

О смерти великого князя Ярослава. О светло светлая и украсно украшена земля Руськая! и многыми красотами удивлена еси: озеры многыми удивлена еси, реками и кладязьми месточестьнымито есть почитаемыми в определенных местностях., горами крутыми, холми высокыми, дубравоми чистыми, польми дивными, зверьми разлычными, птицами бещислеными, городы великыми, селы дивными, винограды обителнымисадами монастырскими., домы церковьными, и князьми грозными, бояры честными, вельможами многами. Всего еси испольнена земля Руская, о прававерьная вера християньская!

Отселе до угор и до ляхов, до чаховчехов., от чахов до ятвязи, и от ятвязи до литвы, до немець, от немець до корелы, от корелы до Устьюга, где тамо бяху тоимициВидимо, языческий народ, живший в районе реки Тоймы, впадающей в Северную Двину. погании и за дышючим моремСеверное Ледовитое или Белое море., от моря до болгар, от болгарь до буртасБолгары и буртасы обитали по Волге. от буртас до чермис, от чермис до моръдви, — то все покорено было богом крестияньскому языку поганьскыя страны великому князю Всеволоду, отцю его Юрью, князю кыевьскому, деду его Володимеру и Манамаху, которым то половоци дети своя ношаху Возможно, что «ношаху» здесь написано ошибочно, вместо «полошаху» или «страшаху». в колыбели, а литва из болота на свет не выникываху, а угры твердяху каменыи городы железными вороты, абы на них великый Володимер тамо не вьсехал. А немци радовахуся, далече будуче за синим морем; буртаси, черемиси, вядаВодь — народ, живший на юге от Финского побережья и Наровы. и моръдва бортьничахуплатили дань медом. на князя великого Володимера, и жюргосподин (греч.). Мануил цесарегородскый опасопасение. имея, поне и великыя дары посылаша к нему, абы под ним великый князь Володимер Цесаря города не взял.

А в ты дни болезнь крестияном, от великаго Ярослава и до Володимера, и до ныняшняго ЯрославаСр. в «Слове о полку Игореве»: «от стараго Владимера до нынешняго Игоря»., и до брата его Юрья, князя Володимерьскаго.

Слово о погибели Русской земли

Этот небольшой, но емкий памятник был открыт всего лишь столетие с небольшим назад, в конце XIX в., но долгое время, вплоть до начала 50-х гг. XX в. рукопись считалась безвозвратно утерянной и была вновь найдена в 1953 г. Второй список рукописи был обнаружен в 1933 г. В обоих списках «Слово…» являлось своеобразным предисловием к Житию Александра Невского, что вызвало острую дискуссию среди филологов и историков: считать ли «Слово…» частью Жития или самостоятельным произведением. Большинство исследователей предполагает, что «Слово…» является лишь вступлением к какому-то отдельному большому произведению, связанному с татаро-монгольским нашествием, продолжение которого так и не найдено. Сочинение явно написано по самым свежим следам татаро-монгольского разорения. Некоторые авторы, в том числе М.Н. Тихомиров, склонялись к дате, близкой поражению на Калке. Но, видимо, правы те, кто относит «Слово…» ко времени между 4 марта 1238 г. (поражением русских войск от монголо-татар на р. Сити и гибелью великого князя владимирского Юрия Всеволодовича) и 1246 г. (кончиной великого князя владимирского Ярослава Всеволодовича).

«Слово о погибели Русской земли» — это первый известный нам сегодня памятник отечественной религиозно-философской мысли, в котором отразились впечатления древнерусского книжника от монголо-татарского нашествия. Видимо, «Слово» представляло собой сочетание похвалы и плача. В похвале, — а именно она и сохранилась, — воспеваются былые могущество и красота Русской земли, возглавляемой отважными князьями и сохраняющей свою православную веру. «Всего еси испольнена земля Руская, о прававерьная вера хрестияньская!» — восклицает автор «Слова».

Автор «Слова» вспоминает огромные пределы, которые еще недавно занимало Русское государство, тем самым призывая к восстановлению исторического территориального единства державы: «Отселе до угоръ и до ляховъ, до чаховъ, от чаховъ до ятвязи и от ятвязи до литвы, до немець, от немець до корелы, от корелы до Устьюга, где тамо бяху тоймици погании, и за Дышючимъ моремъ; от моря до болгаръ, от болгаръ до буртасъ, от буртасъ до чермисъ, от чермисъ до моръдви…»

Обращается автор и к исторической памяти, вспоминает великих русских князей которые и создали столь великое государство — Всеволода Большое Гнездо, Юрия Долгорукого, Владимира Мономаха, Ярослава Мудрого… Именно в их времена Русь была столь велика, что другие народы ее страшились и радовались, тому, что Русь от них далеко. Даже византийский император от страха посылает русскому князю великие дары: «И жюръ Мануилъ цесарегородскый опасъ имея, поне и великыя дары посылаша к нему, абы под нимъ великый князь Володимеръ Цесарягорода не взял».

А главная причина, почему покорились Руси многие народы, — Божия помощь. Ведь русские князья не просто тешили свои воинскую славу в походах, но утверждали в них христианскую веру. И в этом автору «Слова» видится глубочайший смысл — Господь «покорял» русским князьям «поганьскыя страны» не просто русским князьям, но всему христианскому народу, прославившемуся своим благочестие: «То все покорено было Богомъ крестияньскому языку, поганьскыя страны»7.

Однако в этой хвалебной песне явно слышны ноты небывалой ранее горечи. Ведь столь красочное и поэтическое описание Русской земли необходимы автору для того, чтобы показать, — какая красота, какое могущество и какая вера оказались утраченными в результате татарского завоевания. И повествование плавно переходит в плач по погибшей Руси, нынешние дни которой автор «Слова» называет «дни болезнь крестияном».

Таким образом, в «Слове» впервые в древнерусской религиозно-философской мысли была сформулирована и выражена идея гибели Руси.

Необходимо отметить одну очень важную деталь, характерную для «Слова», — гибель Руси, в понимании автора, означает и гибель красоты. Красота, в сознании древнерусского человека, — это ведь не только эстетическая категория. Красота — это форма, которая обрамляет все Божие Творение, представляет собой совершенную целостность внешних и внутренних качеств того или иного явления. Следовательно, «многыми красотами» прославленная, а ныне уже погибшая Русь, представлялась автору «Слова» как своеобразный идеал, как воплощенное Божие создание, которое русские люди не смогли сохранить.

Здесь мы встречаемся с важнейшим впоследствии для всего русского самосознания признаком — представление об идеале непосредственно связано с понятием красоты, как некой полноты и цельности. Иначе говоря, с одной стороны, идеал не может быть некрасив, а, с другой стороны, красота — это отличительный признак идеала. Впрочем, как показывает история философии, проблема соотношения идеала и красоты не имеет однозначного решения. Во всяком случае, эта проблема постоянно будет оставаться предметом размышлений для отечественных мыслителей.

И еще одну очень важную идею можно увидеть в этом кратком по объему памятнику русской религиозно-философской жизни — путь возможного спасения Руси. В самом деле, автор «Слова» не только воспевает «золотой век» Русского государства, но и предоставляет своим читателям образ того государства, которым должна стать Русь.

Основные принципы такой Руси вполне читаются — территориальное единство, экономическое могущество («бесщисленные городы великыи», «селы дивныи»,) авторитетная и честная власть («князья грозныи», «бояры честныи», «вельможи многыи»), столь же авторитетная церковь («винограды обителныи», «домы церьковныи»). В религиозно-философском плане важно то, что в «Слове» подчеркивается и природное единство Руси. И вся эта красота освящена христианской верой и Божией помощью.

По сути дела, в «Слове» сформулированы, так сказать, «вечные принципы», которые должны лежать в основе всякого государства. Следовательно, сам путь спасения лежит в реализации на практике этих принципов, в устроение самой Руси на этих «вечных основах». Таким образом, «Слово» представляет собой не просто «плач» по утерянному или «торжественный гимн в честь родины», но и формулирует важнейшие задачи, которые должно поставить перед собой Русское государство в новой, трагической, исторической реальности.

Предисловие и подготовка текста – С.В. Перевезенцев. Текст «Слова…» дается на древнерусском языке по реконструкции Ю.К. Бегунова в изд.: Бегунов Ю.К. Памятник русской литературы XIII в. «Слово о погибели Русской земли». М.-Л., 1965. Автор резонно отметил, что как и «Слово о полку Игореве», памятник имел ритмический характер.

I

О светло светлая

и украсно украшена

земля Русьская!

И многыми красотами удивлена еси:

озеры многыми,

удивлена еси реками и кладязьми месточестьными,

горами крутыми,

холми высокими,

дубравами частыми,

польми дивными,

зверьми разноличьными,

птицами бещислеными,

городы великыми,

селы дивными,

винограды обителными,

домы церковными

и князьями грозными,

бояры честными,

вельможи многами –

всего еси испольнена

земля Руськая,

о правоверная

вера хрестияньская.

II

Отселе до Угоръ,

От Угоръ и до Ляховъ,

от Ляховъ до Чаховъ,

от Чаховъ до Ятвязи

и от Ятвязи до Литвы,

от Литвы до Немець,

от Немець до Корелы,

от Корелы до Устюга,

где тамо бяху Тоймичи погании,

и за Дышючимъ моремъ.

От моря до Болгарь,

от Болгарь до Буртасъ,

от Буртасъ до Черемисъ,

от Черемисъ до Моръдви –

то все покорено было богомъ

крестияньскому языку поганьскыя страны:

великому князю Всеволоду,

отцю его Юрью, князю Кыевьскому,

деду его Володимеру и Манамаху,

которымъ то Половьци

дети своя полошаху в колыбели.

А Литва из болота

на светъ не выникываху.

А Угры твердяху

каменыи городы железными вороты,

абы на нихъ великый Володимеръ тамо не възехалъ.

А Немци радовахуся,

Далече будуче за синимъ моремъ.

Буртаси, Черемиси, Веда и Моръдва

Бортьничаху на князя великого Володимера.

И кюръ Мануилъ цесарегородскый, опасъ имея,

поне и великыя дары посылаше к нему,

абы подъ нимъ великый князь Володимеръ

Цесарягорода не взялъ.

(для чтения и изучения в 7, 10-м классах)

Событиями монголо-татарского нашествия вызвано появление в древней литературе поэтического произведения «Слово о погибели Русской земли». Как считают ученые, оно было написано автором южнорусского происхождения в северо-восточной Руси не позже 1246 года.

Центральная тема «Слова» – скорбь о Русской земле, поруганной иноземными захватчиками. Тема эта развернута автором на основе контрастного противопоставления разорения Руси и ее недавнего прошлого. Неизвестный автор слагает гимн родине — «светло светлой» и «красно украшенной». С болью утраты рисует природные богатства, необъятные просторы, былое величие. В его изображении Русь, уже давно разрозненная на отдельные княжества, едина. Оплакивая «погибель» своей родины, автор отражает народную оценку событий, народную скорбь о постигнувшей Русь беде.

В «Слове» дается идеальный образ русского князя — Владимира Мономаха, перед которым трепетали все окрестные народы и племена: «половцы детей своих пугали в колыбели, а Литва из болота на свет не показывалась, а угры каменные города крепили железными воротами, чтобы на них великий Владимир не наехал…»1. Даже византийский император посылал Мономаху дары, чтобы он Царьград не взял. Этот гиперболизированный образ великого князя воплощает идею сильной княжеской власти, воинской доблести. В период монголо-татарского нашествия и военного поражения Руси напоминание о силе и могуществе Мономаха служило укором современным князьям и вселяло надежду.

«Слово» прославляет свое отечество: «О, светло светлая и красно украшенная земля Русская! Многими красотами ты нас дивишь: дивишь озерами многими, реками и источниками местночтимыми, горами крутыми, холмами высокими, дубравами частыми, полями чудными, зверьми различными, птицами бесчисленными, городами великими, селами чудными, садами монастырскими, храмами церковными и князьями грозными, боярами честными, вельможами многими! Всего ты исполнена, земля Русская, о правоверная вера христианская!»2. Автор стремится пробудить чувство гордости за свою родину. Произведение звучит патриотически.

Не случайно, что «Слово о погибели Русской земли» было поставлено перед началом «Повести о житии Александра Невского».

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

  1. Прочитайте «Слово о погибели Русской земли» в разделе «Дополнительные материалы».
  2. Перескажите близко к тексту «Слово», сохраняя авторский стиль и интонацию.
  3. Назовите центральную тему произведения.
  4. Каков образ Русской земли, созданный автором? Какими словами прославляет ее автор?
  5. В чем видит он славу и красоту своей родины? Приведите примеры.
  6. Найдите контрастные картины в изображении Руси. Сопоставьте былое ее величие с наступившей «невеселой годиной».
  7. Что привело, по мнению автора, к погибели Русской земли?
  8. В чем патриотизм «Слова» и автора?
  9. Как автор стремится вселить в сердца читателей мужество, бодрость, пробудить чувство гордости за свою землю, вдохновить на борьбу против поработителей? Приведите строки из текста. Выучите наизусть отрывок из «Слова» (по выбору).
  10. Почему «Слово» можно считать гимном родине? Как оно перекликается со «Словом о полку Игореве»?

►Читайте также другие темы главы «Литература периода феодальной раздробленности»:

  • «Слово о полку Игореве»
    • «Слово о полку Игореве» — шедевр древнерусской литературы
    • Вопросы и задания по теме «Слово о полку Игореве»
  • «Слово Даниила Заточника»
  • «Повесть о разорении Рязани Батыем»
  • «Слово о погибели Русской земли»
  • «Житие Александра Невского»
  • Повести о Куликовской битве
  • «Сказание о Мамаевом побоище»
  • «Задонщина»
  • «Житие Сергия Радонежского»

►Перейти к оглавлению книги «Начало всех начал. Древнерусская литература»