СМИ приносит пользу человеку и обществу

Несмотря на споры о том, является ли Интернет средством массовой информации или нет, число его аудитории, которое продолжает расти геометрически с каждым днем, делает его, несомненно, оным. Это новая и мощная среда массовой информации, которая стала неотъемлемой частью других средств массовой информации, а также средств массовой информации, поддерживающих отрасли — связи с общественностью и рекламу. В данной статье Интернет представлен не просто как канал массовой коммуникации, как и любой другой технологический инструмент, используемый современным человеком для быстрой передачи публичных сообщений большой, смешанной и анонимной аудитории, а как уникальное средство массовой информации, которое даже выделяется как средство массовой информации. Интернет является не только средством массовой информации, но и глобальной средой, способной охватить всех людей на земном шаре. Это также уникальный канал массовой коммуникации, который бросил вызов, если не изменил некоторые фундаментальные и традиционные концепции средства массовой информации.

Введение — Понимание Интернета

Международная сеть, обычно сокращенная до Интернета, просто означает глобальную сеть миллионов компьютерных сетей. Другими словами, это сеть всех компьютерных сетей по всему миру или просто сеть сетей. Интернет позволяет мгновенно обмениваться информацией в любую точку земного шара. Благодаря электронной почте, часто называемой электронной почтой для коротких сообщений, обмена мгновенными сообщениями или чатов, Интернет позволяет людям общаться с другими людьми как на межличностном, так и на массовом уровне общения. Он также предоставляет своим пользователям доступ к объемам информации, доступным во Всемирной паутине. Данные, более объемные, чем любая известная энциклопедия, могут быть перенесены из одной части мира в самую дальнюю часть земного шара со скоростью света. Таким образом, пользователи могут загружать или загружать информацию с поразительной скоростью.

Недавнее развитие Интернета — это его социальные сети, такие как Facebook, Twitter, Tagged, hi 5 и My Space, которые превосходно расширяют интерактивные и социализационные аспекты массовой коммуникации. Социальные медиа, как их теперь называют, объединяют людей в одну глобальную деревню, где все узнают о том, что происходит в жизни всех остальных, даже когда события разворачиваются. Многие люди ведут ежедневные дневники своих жизненных событий и мероприятий в социальных сетях, и их друзья могут принимать участие или реагировать на такие сообщения мгновенно. Для Аренса (2006: 540), обсуждающего цифровые интерактивные медиа и информационную магистраль, «магистраль — это Интернет, и это уже самая быстрорастущая среда в истории».

Интернет как средство массовой коммуникации

Если что-то динамичное в современном мире, это концепция и процесс общения. Каждый аспект этого, включая его каналы, продолжает развиваться с каждым годом. Не так давно у многих исследователей в области коммуникаций возникли проблемы с принятием Интернета в качестве развивающегося средства массовой коммуникации. Но критический анализ характеристик классических средств массовой информации, таких как радио, телевидение, газеты и журналы, показывает, что Интернет демонстрирует те же качества. Такой анализ ставит Интернет на равную платформу со старыми СМИ, если не на более высокую позицию. Если взглянуть на эти атрибуты, это поможет понять суть.

I. Охват. Говорят, что среда имеет хороший охват или покрытие, если оно способно информировать большое количество людей для данного сообщения средств массовой информации в течение определенного периода (характерный пример: новости янао сегодня на «Правде УрФО»). По словам Росситера (Rossiter, 1997), охват — это «число лиц, на которые распространяется целевая аудитория рекламы или продвижения в рекламном кругу» (стр. 447). Частоты ограничивают доступ радио- и телевизионных средств массовой информации к ограниченному региону или территории (за исключением случаев, когда они включены в Интернет безграничными волнами или спутниковыми орбитами). Тираж печатных газет и журналов зависит от ручного распространения. Это серьезное ограничение, так как, например, газеты из Нигерии не могут связаться с людьми даже в соседних странах через такую ​​систему распространения с помощью транспортных средств. Но при расширении в Интернете онлайн-версия не имеет границ. Электронная газета может быть доступна из любой части мира, где есть сеть Интернет.

С другой стороны, Интернет может охватить всех, кто подключен к системе с поддержкой Интернета. Его услуги или сеть могут быть получены в любом месте без каких-либо ограничений через любого из интернет-провайдеров (ISP). То, что у некоторых людей нет компьютеров или подключения к Интернету, не является слабостью среды, в конце концов, некоторые люди тоже не могут позволить себе телевизоры и, следовательно, не могут получать телевизионные сигналы. Таким образом, Интернет способен охватить большую аудиторию и даже большую аудиторию, чем некоторые обычные средства массовой информации, особенно печатающие газеты и журналы. Фактически, Интернет является не только средством массовой информации, но и глобальной средой, способной охватить всех людей на земном шаре. Аренс (arens, 2006) отметил, что «с аудиторией около 800 миллионов человек во всем мире Интернет также является единственным подлинным глобальным средством, обеспечивающим информационные и торговые возможности, которые немедленно доступны во всем мире” (стр. 558). Хэнсон (2005) утверждал, что «изобретая WWW, Тим Бернерс Ли, британский физик, создал программное обеспечение, которое позволяет интернету работать как средству массовой коммуникации” (стр. 274).

Эдмунд Ли (adage.com/article/mediaworks/charlie -sheen-verified-twitter-account- fast / 149171 /) 2 марта 2011 года опубликовал шокирующую статью, размещённую в Интернете 25 марта 2011 года о том, как Чарли Шин подписался для учетной записи в Твиттере и менее чем за 24 часа более 900 000 его поклонников подключились к нему. Что ж, можно утверждать, что это не повседневный опыт, так как Чарли Шин — голливудская знаменитость, которая нажилась на своей существующей популярности в СМИ. Тем не менее, это свидетельствует о возможности Интернета охватить большую аудиторию почти одновременно. У президента Обамы Америки есть около… фанатов на его странице, точно так же, как у президента Гудлака Джонатана есть около… фанатов на его странице. Даже некоторые люди, у которых нет предыдущих записей популярности, накопили огромные контакты на своих страницах. Смысл в том, что Интернет, особенно через социальные сети, может похвастаться большим охватом или охватом, как и другие средства массовой информации, если не больше.

II. Одновременность приема. Еще одна особенность традиционных средств массовой информации — это одновременность, то есть способность носителя передавать сообщение членам аудитории одновременно или почти одновременно. Хансон (2005) подчеркнул, что «сообщения массовой коммуникации быстро передаются получателям. Члены аудитории могут получить сообщение одновременно, как в случае радиопередачи; в подобные, но не идентичные времена, как в случае с газетой или журналом; и иногда в течение длительного периода, как в случае с CD, фильмом или видео»(стр. 11).

Возможно, самая большая слабость Интернета как канала массовой коммуникации заключается в его слабой возможности одновременного доступа к массовой аудитории. Тем не менее, кроме радио и телевидения, которые одновременно транслируют временные сообщения получателям, все другие средства массовой информации в той или иной степени в равной степени имеют этот недостаток. Газеты, журналы, рекламные щиты, книги и Интернет не могут быть доступны одновременно. Тем не менее, их постоянный характер в отличие от преходящего характера радио- и телепередач противодействует этой слабости, поскольку люди могут получить к ним доступ даже через мгновение после их передачи.

Интернет сам по себе может охватить всех, кто подключен в одну и ту же секунду, точно так же, как радио и телевизионные сигналы могут быть получены сразу всеми, кто настроен на один и тот же канал. Тем не менее, на самом деле, вероятность того, что многие будут подключены к Интернету одновременно, и просмотр одного и того же сайта очень мал. Тем не менее, даже радио, телевидение и намного меньше газет и журналов не могут надеяться достичь одновременного приема, особенно с нашим современным многоканальным явлением. Невозможность этого усугубляется бесчисленным количеством альтернативных вариантов медиа. В нашем мире, насыщенном средствами массовой информации, какова вероятность того, что массовая аудитория настроится на одну и ту же радиостанцию ​​или телеканал одновременно, когда вариантов слишком много? Таким образом, интернет-азартные игры для массовой аудитории, как и другие СМИ, также вынуждены делать в нашу эпоху, насыщенную медиа. Подобно тому, как ни одно средство массовой информации, ни какой-либо конкретный медиа-дом не может пообещать установить массовое покровительство или получение каких-либо своих сообщений в современном обществе из-за расширяющихся возможностей средств массовой информации, аналогичным образом Интернет не может легко общаться с массовой аудиторией одновременно. С появлением новых медиа-технологий возможность создания национальных медиа становится нереальной; Скорее, большинство СМИ сейчас занимаются узким вещанием, нишевым маркетингом или таргетированием. Из-за множества вариантов просмотра медиа-аудитория была фрагментирована. Фрагментация или сегментация аудитории и узкое вещание — это особенности нашего общества, ориентированного на цифровые технологии.

Тем не менее, путем направления сообщения на некоторые популярные веб-сайты, такие как Yahoo, Google, Facebook, AOL, Hotmail и т. Д., Которые посещают многие люди во всем мире, повышается возможность одновременной массовой коммуникации. Например, во время инаугурационной речи Барака Обамы — первого черного президента Америки — бесчисленное количество людей со всего мира одновременно смотрели телепередачу на некоторых из этих веб-сайтов. Кроме того, если около тысячи серферов из каждой страны посещают веб-сайт одновременно, когда это добавляется во всем мире, у нас есть число, которое больше, чем то, что можно просто назвать массовой аудиторией.

III. Анонимность. Канал массовой коммуникации позволяет отправителю охватить большую, разнородную и анонимную аудиторию. Из-за количества участников аудитория является смешанной группой, и отправитель не может лично знать большинство из них. Производители веб-трансляции, веб-журнала, онлайн-газеты или популярного корпоративного веб-сайта не могут знать отдельных членов аудитории, которые посещают их сайты. Члены аудитории со своей стороны также могут не знать отправителя таких онлайн-сообщений или информации.

Кроме того, что может быть более анонимным, чем кибер-опыт, когда люди обмениваются мнениями и электронной почтой в Интернете с другими людьми, которых они никогда не видели и не встречали за пределами виртуального мира Интернета? Например, когда производитель медиаконтента в Facebook (одна из популярных социальных сетей в Интернете), в сети которого есть 2 000 человек, публикует какую-либо информацию на своей странице или стене, он не знает, кто из этих 2 000 человек увидит его пост, и он не сможет узнать их всех лично. Таким образом, хотя Интернет обладает потенциалом для межличностного общения, он в равной степени позволяет людям общаться с анонимной аудиторией или группой.

IV. Неоднородность аудитории. Если средство массовой коммуникации должно охватывать гетерогенную и пространственно распределенную аудиторию, то ни одна другая среда не делает это лучше, чем Интернет. Интернет-аудитория — это тщательно перемешанная группа по полу, возрасту, местоположению, статусу, классу, расе и культуре. Они могут быть пространственно распределены как в реальности, так и в виртуальном мире.

V. Двойной охват. На самом деле, у Интернета есть дополнительное преимущество, поскольку он может быть адаптирован как для узкого, так и массового охвата в зависимости от потребностей пользователей. Он имеет потенциал как для глобального маркетинга, так и для узкого вещания для специализированной или сегментированной аудитории. Более того, точно так же, как радио и телевидение могут переключаться с одного языка на другой, доступ к Интернету можно получить на большинстве популярных языков, на которых говорят в разных частях мира. Так что даже язык не является здесь барьером, в отличие от книг, газет, журналов и рекламных щитов, которые ограничены языком. Его барьер, тем не менее, является технологическим барьером неграмотности, потому что человек должен иметь некоторый уровень владения компьютером, прежде чем он сможет получить доступ к Интернету. Доступность также может ограничивать Интернет, и это скоро будет в прошлом, так как Интернет угрожает стать дешевле и более доступным. Биаджи (Biagi, 2005) подтвердил, что «сеть является новым средством, но ее рост, становящийся истинным средством массовой информации для большинства людей, ищущих информацию и развлечения, ограничен только цифровыми технологиями и экономикой» (стр. 191). Это среда, ограниченная только технологиями и экономикой.

Использованные источники

  1. Arens, W. F. (2006). Contemporary advertising. Boston: McGraw Hill Irwin.

  2. Baran, S. J. (2009). Introduction to mass communication: media literacy and culture. Boston: McGraw Hill Irwin.

  3. Biagi, S. (2005). Media impact: an introduction to mass media. Belmont: Thompsom Wadsworth. Dominick, J. (2007). The dynamics of mass communications: media in the digital age ( 9th ed.) Boston: McGraw Hill.

  4. Hanson, R. E. (2005). Mass communication: living in a media world. Boston: McGraw Hill Irwin.

  5. O’Guinn, T. C., Allen C. T., & Semenik R. J. (2006). advertising and integrated brand promotion. Ohio: Thomson South-Western.

  6. Rossiter J.R (1997). Advertising communications & promotions management. Boston: McGraw Hill Irwin.

  7. Oyewole, J. (2007) Internet and the possibilities for DevCom. In Understanding development communication, J. Scrampical, and A. Aram (Eds.), Delhi: Media House, 380-398.

  8. Развитие информационной культуры и самостоятельной культуры познавательной деятельности в среде Интернет. Томаков М.В., Курочкин В.А., Коренева А.В. В книге: Методы обучения и организация учебного процесса в вузе Сборник тезисов докладов II Всероссийской научно-методической конференции. 2011. С. 429-431. 2

  9. Образовательные и воспитательные задачи информационно-образовательной среды вуза. Томаков М.В., Томаков В.И., Курочкин В.А., Коренева А.В. В сборнике: Современные инструментальные системы, информационные технологии и инновации материалы VIII Международной научно-технической конференции: в 2 частях. Ответственный редактор: Е.И. Яцун. 2011. С. 278-282. 5

  10. Интеграция Интернет-ресурсов в процесс формирования информационной компетентности инженера: решения и проблемы. Томаков М.В., Курочкин В.А. Безопасность жизнедеятельности. 2011. № 7 (127). С. 43-47. 8

  11. Образовательные технологии как объект системного исследования. Томаков М.В., Курочкин В.А., Зубков М.Э. Известия Юго-Западного государственного университета. 2011. № 2 (35). С. 162-168.

Цели урока:

  • Образовательная: создать условия для осознания учащимися значения и роли средств массовой информации; проанализировать функции СМИ, их роль и влияние; определить, почему СМИ называют «четвертой властью»;
  • Развивающая: развитие навыка поиска и обобщения информации из социального источника, развитие умения анализировать и классифицировать информацию; развитие самостоятельной познавательной деятельности; развитие умения слушать друг друга, формирование у учащихся собственной позиции по отношению к средствам массовой информации;
  • Воспитательная: создание условий для формирования толерантности и национального самосознания

Оборудование урока:

  • технологическая карта урока учащегося;
  • Видеоматериалы;
  • Мультимедиа проектор и учебные проекты учащихся

Ход урока

I. МОТИВАЦИОННЫЙ БЛОК

1. Организационный момент

2. Введение в тему урока

«Сила слов настолько велика, что способна великое сделать малым, малое изобразить огромным, давно известное всем выразить по-иному, а дела недавнего времени представить на старый лад»
(Исократ – знаменитый афинский ритор)

3. Вводное слово учителя

– Как разобраться в огромном потоке информации, которую мы получаем ежедневно?

– Может быть, она не столько полезна, сколько вредна?

– Доверять или не доверять этой информации, следовать или не следовать?

– Должна ли эта информация иметь какие-либо ограничения или нет?

– Попробуем ответить на все эти вопросы.

– Так что же такое информация?

– Предлагаю ответить на этот вопрос, используя следующую конструкцию, представленную в технологической карте урока. Задание 1 и на доске.

Информация – это сведения об ______________ и протекающих в нем _____________; сообщения, воспринимаемые _____________ и осведомляющие о положении дел и состоянии чего-либо.

1) человек;2) процесс; 3) окружающий мир

(Информация — сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком и осведомляющие о положении дел и состоянии чего-либо.)

II. ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК

4. Сообщение темы урока

От Москвы и до Камчатки можно отследить порядки,
В теле, радио, Интернете, и в журналах, и в газете
Хроники, статьи, трансляции –
Всё это средства массовой информации

– Итак, попытаемся разобраться в том, что же такое Средства Массовой Информации?

5. Основная часть

«мозговой штурм»

– Сформулируйте и запишите свои ассоциации с понятием: «СМИ» и составьте кластер. Работаем в технологической карте урока. Задание 2.

фронтальный опрос

– Какие слова – ассоциации вы записали?

– Итак к СМИ относятся: (коллаж из картинок представлен на экране:пресса ,массовые справочники, радио, телевидение, кино- и звукозапись, видеозапись, листовки, Интернет, рекламный проспект)

работа с понятиями

– Предлагаю проанализировать данные глоссария, поработав с понятиями. Задание 3.

(Глосса́рий (лат. glossarium — «собрание глосс») — словарь узкоспециализированных терминов в какой-либо отрасли знаний с толкованием, иногда переводом на другой язык, комментариями и примерами.)

– Как вы считаете, какое из данных утверждений сформулировано наиболее точно?

  1. «СМИ – один из важнейших институтов современного общества, выполняющий многообразные функции, оказывают влияние почти на все сферы и институты общества, включая политику, здравоохранение, образование и религию»
  2. «СМИ – общедоступные средства распространения информации, обращенные к массовой аудитории и приобретающие в информационном обществе роль главного посредника между властью и гражданами»
  3. » СМИ – это технические средства, обеспечивающие коммуникацию»
  4. «СМИ – представляют собой учреждения, созданные для открытой, публичной передачи с помощью специального технического инструментария различных сведений любым лицам»

– Итак, как вы считаете, какое из данных утверждений сформулировано наиболее точно и почему?

– В нашей стране роль СМИ определена Конституцией РФ.

работа с документами: Конституцией РФ и Законом РФ «О средствах массовой информации» (Статья 29 Конституции РФ)

  1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.
  2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду.
  3. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.
  4. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.
  5. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.
  6. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещена.

– СМИ регламентируются основными статьями, которые прописаны в Законе РФ «О средствах массовой информации»

III. АНАЛИТИЧЕСКИЙ БЛОК

– Мир СМИ представляется в непрерывно обновляющемся потоке информации, где «О светлом будущем заботятся политики, о светлом прошлом — историки, о светлом настоящем — журналисты» (Жарко Петан – афорист)

проблемное задание

– Предлагаю разделиться на группы и попробовать себя в роли историков, журналистов и политиков, окунуться на время в мир прошлого, настоящего и будущего и постараться понять, стали ли СМИ важным социальным институтом в XX – в начале XXI века?

6. Проверка домашнего задания

– Проверим домашнее задание. Вам была дана работа по составлению мини-проектов. Давайте посмотрим, что у вас получилось.

– Будьте внимательны. Познакомившись с проектами, вы будете отвечать на вопросы.

выступления учащихся, составление мини-проектов; презентаций – результатов исследовательской работы

Прошлое
(ретроспекция)
Настоящее
(актуализация)
Будущее
(проспекция)
Учитель:
– Историческое прошлое тесно связано с настоящим.
– В этом году мы отмечаем 70-летие великой битвы под Москвой.
– Сегодня 14 декабря. Идёт наш урок. А что было тогда, в 1941 году? Шёл 176 день войны.
(от Советского Информбюро…)
Учащиеся:
– Важнейшую роль играло проводное радио. Именно оно передало правительственное заявление о вероломном нападении Германии на СССР в 12 часов 22 июня.
24 июня было создано «Совинформбюро”, важнейшей задачей которого являлось изложение сводок о военных действиях и фронтовых сообщений. Тогда вся страна знала имя главного диктора, читавшего эти сводки, Юрия Левитана. Всего в годы войны прозвучало более двух тысяч ежедневных сводок и 122 сообщения «В последний час”.
Была создана сеть новых изданий, прежде всего фронтовых и тыловых газет. «Все для фронта, все для победы!” – этот лозунг определял главный смысл публикаций этих изданий.
В армии и на флоте выходили центральные газеты.: «Красная звезда”,»Красный флот”,»Сталинский сокол”,»Красный сокол”.
В газетах и журналах широко использовались: памфлеты, карикатуры, фельетоны Публиковались письма рабочих, бойцов армии, тружеников тыла.
В период войны важное значение приобретали листовки, плакаты, воззвания,
корреспонденции военных корреспондентов.
Одним из наиболее известных был Константин Симонов. Его знаменитые стихи «Жди меня” стали своеобразным заклинанием большинства людей накануне войны.
Чтение стихотворения о войне, сочинённого одиннадцатиклассницей.
Учитель:
В современном обществе ни одна организация, ни один деятель не может быть успешным без доступа к СМИ.
Учащиеся:
– Журналистика – это общественная деятельность по сбору, обработке и периодическому распространению актуальной социальной информации через печать, радио и телевидение.
При сообщении о событии радио позволяет узнать, что случилось, телевидение показывает, как случилось, а на вопрос, почему случилось, наиболее полный ответ даёт пресса.
Жанрами информационной публицистики – являются:
· репортаж,
· интервью,
· заметка,
· отчет,
· выступление.
Интервью- это беседа в форме вопросов и ответов, диалог журналиста, получающего информацию, и носителя информации.
– Предлагаем Вашему вниманию интервью, взятое на нашей родной Волоколамской земле у школьников нашей гимназии.
Показ видеоролика
Журналистика – искусство объяснять другим то, чего сам не понимаешь.
Это искусство приготовления информации.
Учитель:
– Освещая прошлое и настоящее, СМИ дают информацию о прогнозах в будущем, привлекая к этому политиков и учёных-политологов.
Учащиеся: Поли́тика — «искусство управления» государством, сообществом, межгосударственными отношениями.
Научное изучение политики ведется в рамках политологии.
Основателем современной политологии считается итальянский учёный, в XVI веке —Никколо Макиавелли, который первым представил политологию как самостоятельную науку.
Как учебная дисциплина, политология заявила о себе в 1857 году, когда в Колумбийском университете (США) была создана кафедра истории и политической науки.
Современную политическую жизнь невозможно представить без прессы, радио и телевидения.
Политическое влияние СМИ осуществляется путём воздействия на разум и чувства человека.
Политология имеет большой арсенал исследовательских методов, одним из которых является политический плакат.
(показ видеоролика)
– К сегодняшнему уроку, мы решили создать свой плакат , который представляем Вашему вниманию.
Защита проекта -плаката

– Итак, вы познакомились с тремя проектами.

Давайте обсудим их.

7. Закрепление пройденного материала

работа в группах, диспут «Вопрос – ответ»

– Проведём диспут. Каждая команда должна задать свой вопрос другой команде. Минутка на подготовку. Составьте по два вопроса, в случае если вопросы будут повторяться.

Итак, историки ваш вопрос:

1) – Каковы функции СМИ?

(Информационная, политическая, коммуникативная ( налаживание контакта), идеологическая, культурно-образовательная, рекламно-справочная, мобилизационная)

2) журналисты : – Можно ли сделать СМИ независимыми?

(Ограничить самоуправство владельцев СМИ, добровольное принятие этических кодексов и хартий…)

3) политологи: – Почему СМИ называют «четвёртой властью»?

(СМИ призваны охранять и предупреждать чрезмерную экспансию любой из трёх властей. СМИ должны давать властям «обрат­ную связь», информировать их о мнении избирателей по тем или иным важным вопросам, и прежде всего по по­воду политики самого правительства. Наконец, СМИ при­званы просвещать граждан, информировать их о текущей политике, делать ее достоянием гласности, исключить возможность «заговора правительства против граждан»)

Задание 4 . работа по заполнению таблицы «Роль СМИ в жизни людей»

– Какова же роль СМИ в жизни человека и общества?

– СМИ приносят пользу человеку или вред?

– Составим «шкалу мнений» по отношению к СМИ.

СМИ приносят пользу человеку и обществу СМИ наносят вред человеку и обществу
развлекают Уводят от необходимости решать реальные проблемы
развивают Не всегда информация верна
информируют Отрицательное влияние на психику
воспитывают Находятся в чьих-то руках
помогают сделать выбор Не всегда пропагандируют общечеловеческое
образовывают
формируют общественное мнение

Вывод по таблице:- СМИ оказывают на человека противоречивое влияние, приносят пользу и наносят вред. Современный человек не может отказаться от информации, получаемый через СМИ. Но любую информацию человек должен критически осмысливать и определять, что для него полезно, а что нет, каким примерам следовать, чему можно подражать, а чему нельзя. Это и есть осознанный выбор человека.

видеоролик «О вреде курения»

– Предлагаю посмотреть видеоролик, а затем ответить на вопрос: «Нужно ли транслировать и пропагандировать такого рода информацию? «

обсуждение проблемы

Вопросы:

  1. «Нужно ли транслировать и пропагандировать такого рода информацию? «
  2. Как часто публикуются аналогичные видеоролики в Интернете?

(Проблемы алкоголизма, наркомании, табакокурения являются глобальными проблемами человечества)

IV. ПРОБЛЕМНЫЙ БЛОК

решение проблемы:

Стали ли СМИ важным социальным институтом в XX – в начале XXI века?

(Будучи инструментом управления поведением людей и контроля над действиями власти, институт СМИ является частью современного механизма функционирования власти в обществе, занимает значительное место в его политической системе.)

V. РЕФЛЕКСИВНЫЙ БЛОК

8. Самооценивание

– Оцените работу группы (в каждом столбце выставите оценку группы, которую вы считаете нужной (от 1 до 5 баллов)

Атмосфера в группе Полезность информации Уровень успешности занятия Работа группы в целом

9. Выставление оценок за урок

10. Подведение итогов

Каждый учитель стремится после доказаного к обобщению своей темы. Он как бы хочет написать картину на широком полотне, но зачастую вынужден ограничиться лишь серией этюдов.

Однако из серии частных исследований по узким сюжетам, появляется картина.

И этой картиной сегодня является наше детище, совместно созданное с учениками 11 классов гимназии №1, наш печатный орган под названием «СМИ»: «Сделаем мир интереснее», который я хочу подарить всем Вам.

11. Домашнее задание (вариативные формы контроля)

  1. Написать статью об уроке и лучшая будет напечатана в школьной газете «СМИ».
  2. Решить задачу обществоведческого характера.

– Спасибо за урок. Удачи всем!

Приложение.

Библиографическое описание:

Исаков, С. А. Негативное воздействие СМИ — условие, способствующее преступности несовершеннолетних / С. А. Исаков. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2016. — С. 3-6. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/189/9902/ (дата обращения: 28.05.2021).



В последнее время общество стали серьезно волновать проблемы, связанные с негативным воздействием средств массовой информации на поведение людей, в частности несовершеннолетних. Отрицательное воздействие средств массовой информации как одно из важнейших причин и условий совершения преступлений криминологами и педагогами изучено не в достаточной мере, в виду того, что негативное воздействие специалистами стало усматриваться только в последнее время.

Правоохранительными органами отмечается рост преступлений, совершенных несовершеннолетними на почве пьянства, токсикомании и наркомании. По статистике, каждое пятое преступление совершается подростками в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Исследования ученых-криминологов показывают, что существенное влияние на уровень преступности, в первую очередь преступности подростков, оказывают средства массовой информации, навязывающие в качестве примеров для подражания культ насилия, грубости, жестокости, наркотиков .

Взаимосвязь между пропагандой телевидением преступного образа жизни и уровнем преступности невозможно отрицать. Вначале приведем примеры негативного влияния средств массовой информации, затем — позитивного влияния на уровень преступности в стране. В начале 80-х годов в США был проведен опрос осужденных в тюрьмах. Результаты анализа поразили исследователей. Оказывается, что свыше 60 % осужденных не скрывали, что совершили преступления под влиянием фильмов, подражая телевизионным героям, а 22 % — приняли на вооружение и руководствовались при совершении преступления способами и приемами совершения преступлений из телепередач. Фильмы являлись своеобразным видео уроками по профессиональному совершению ограблений, похищений, убийств и т. д.

Можно перечислить множество примеров отрицательного воздействия телевидения на психику человека. Исследования некоторых районов в Южной Африке и Канаде, не имевшие по политическим или техническим причинам телевидения вплоть до начала 70-х годов ХХ столетия, показали, что через короткие 3–8 лет после внедрения телевидения состоялся скачок преступности несовершеннолетних (в 2–3 раза). Снова приведем конкретные примеры преступлений, совершенных подростками под влиянием просмотренных телепередач. Три подростков в Барселоне, после того, как посмотрели телевизор поздно вечером, натянули через улицу пластиковую ленту и наблюдали, как она перерезала горло мотоциклисту, скончавшемуся на месте. Группа 5–6-летних детей в Осло играла в черепашки-ниндзя и насмерть забила одну из девочек. Малолетние дети в Нью-Йорке выкинули своего приятеля с 12-го этажа, увидев подобную сцену в кинобоевике. Аналогичные случаи происходят и в России. Двое 16-летних учащихся в Томске в начале 2009 года были задержаны, на счету которых, только представьте себе 6 убийств (!). Школьники подражали Ганнибалу Лектеру — главному «герою» фильма «Молчание ягнят». Они признались, что хотели почувствовать, «как это — резать и убивать». Подобных примеров, к сожалению, можно привести множество .

Приведем примеры положительного влияния телепередач на преступность. В то время как на телевидении транслировался телесериал «Семнадцать мгновений весны» преступность в стране сокращалась в разы. КГБ выступало инициатором частого демонстрирования на телевидении этого сериала. Легендарный киногерой Штирлиц приковывал к экрану телевизора даже преступников. Феноменальное воздействие на умонастроения преступников! Почему данный положительный опыт воздействия не используется в настоящее время, и не готовятся новые патриотические телепередачи?! Российское телевидение напоминает жалкое подобие бесстыдного копирования американского .

Психика подростка находится в стадии развития и формирования, и даже нейтральные телепередачи могут нанести невообразимый вред психике несовершеннолетнего. Для подкрепления тезиса фактами, можно вспомнить известный случай, произошедший 16 декабря 1997 года в разных городах Японии, когда почти тысячу детей практически одновременно стали биться в судорогах, падали, у многих наблюдалось головокружение, рвота, остановка дыхания. Припадки инициировало просмотр нашумевшего мультсериала «Покемон» («Карманные монстры»). По истечении некоторого времени, придя в себя, дети стали утверждать, что внезапно почувствовали себя плохо, когда у одного из телеперсонажей стал невыносимо сверкать глаза. Специалисты определили, что массовая «псевдоэпилепсия» была вызвана телевидением .

Кроме агрессивности большим злосчастием влияния телевидения на несовершеннолетних является затормаживание психического развития. Продолжается рост числа детей, которые не могут в школе усваивать на слух информацию, страдают недоразвитием речи и эмоций. Как установили западные ученые, это дети, которых в раннем детстве «воспитывал» телевизор, то есть они умеют воспринимать только зрительную информацию, слова проходят мимо них. В школе «телевоспитанники» испытывают большие затруднения со сменой привычного зрительного восприятия на словесное, ведь обучает их не телевизор, а живой учитель. И вдобавок они должны общаться с другими детьми, а им это трудно.

Можно привести ещё пример, в 2002 году на экранах появились «Телепузики» — программа для детей до 3-х лет. Что это было или кто это были? Непонятные существа разговаривали, издавая странные звуки типа «о», «эй», «ах» и т. д. Специалисты в области педагогики и психологи справедливо забили тревогу — от общения с подобными существами ребенок может задержаться в развитии, подобные программы отупляют его .

Одной из тревожных причин являются СМИ и фильмы, пропагандирующие престижность, «крутизну», криминальный образ жизни, где демонстрируется и романтизируется «красивая жизнь» членов преступных кланов. Так, нашумевший телесериал «Бригада» вдалбливает в сознание мужской «крутой» образ жизни, вызывая тем самым страх у окружающих.

Пошлость, насилие, жестокость, секс, вырывающиеся с телеэкранов, газетных полос, из Интернета, усиливают установку ребенка на агрессивные поступки, сексуальную вседозволенность, примитивизм и безответственность в поведении. Ребенок, будучи особенно чувствительным и уязвимым, начинает воспринимать мир неправильно и искаженно. Как правило большинство телесериалов, фильмов, передач с первого взгляда кажутся абсолютно безобидными, но они создают «эффект воды». Ведь как гласит народная мудрость: «Вода камень точит». Вернемся к мультфильму «Том и Джерри», который не может научить ребенка ничему хорошему. Ведь никто не будет наставлять своего ребенка на то, что хорошо смеяться над тем, что другому больно, неприятно или что единственное решение всех проблем — насильственный, силовой метод. Но почему-то телестудии упорно показывают подобные мультфильмы, а родители разрешают детям их смотреть. Сотрудники Гамбургского института новых средств информации установили, что воздействие телевидения зависит и от того, как в семье относятся к ребенку. Установлено, что на детей, которых любят, с которыми родители вместе смотрят телевизор и много общаются, сцены насилия по телевизору оказывают не такое сильное воздействие, как на детей, растущих в менее благоприятных условиях.

Не меньшая опасность телевидения для ребенка заключается в том, что слишком быстрое чередование информации, передаваемой масс-медиа, перескакивание с одной программы на другую наносят вред процессу открытия мира, поскольку для этого требуются время и осмысление полученной информации».

Большое опасение вызывает вторжение СМИ в частную жизнь семьи и ребенка. СМИ бесцеремонно берут на себя роль воспитателя, наставника, полностью захватывая сознание молодого человека, диктуя ему правила поведения, т. е. общедоступная информация «втирает» свои установки. СМИ оказывают колоссальное влияние на несовершеннолетнего, формируют его ценностную ориентацию, моделируя его поведение и помогая определиться при выборе целей жизни. Природа ребенка заложена таким образом, что вначале своего становления он все берет от родителей. Мальчикам эталоном поведения и подражания служит отец: каждое его слово, манера разговаривать, жизненная позиция и т. д. — все это должно перениматься сыном от отца, точно также для девочек мать должна восприниматься не только как первая учительница, но и как свое живое воплощение будущего. Как говорится: «Яблоко от яблони не далеко падает». Мир многообразен, он предлагает нам все, остается только «подойти и взять», а роль родителей, соответственно, заключается в фильтрации информации, отбрасывании мусора, негатива и аморальных установок, могущей нанести непоправимый урон развивающей личности ребенка.

Приведенные факты и богатый жизненный опыт подталкивает к тому, чтобы родители уберегали детей от воздействия средств массовой информации, как в детстве ребенка мать разжевывает твердую пищу для ребенка, так родителям стоит давать ту часть информации, которая бы не оказывала отрицательного воздействия на психику и поступки ребенка.

Мы не говорим о том, чтобы ребенка не подпускать к телевизору, мы выступаем за то, чтобы родители ограничили просмотр телевизора детьми до нескольких часов в день. Как часто в своей практике мы сталкиваемся с тем, что дети начинают скандалить с родителями, когда их начинают буквально отрывать от телевизора. Это ли не влияние СМИ? Не всегда само средство массового издания понимает ту огромную роль, которую оно играет в жизни человека. Не случайно СМИ относят к четвертой ветви власти, получившая название «информационная».

Многим родителям полезно было бы узнать о факте установления учеными, что хрусталик человеческого глаза окончательно формируется к восьми годам. Поэтому офтальмологи утверждают, что до достижения указанного возраста ребенку противпоказывается смотреть на экран телевизора (компьютера, телефона и т. д.).

Родителям стоит время, затрачиваемое на просмотр нескончаемое количество любимых телепрограмм, направлять в русло развития ребенка, его становление в полноценную психически уравновешенную личность. Знаете ли вы, хотя бы одного великого человека, которого воспитало средство массовой информации? Я не знаю…

К великому сожалению, у средств массовой информации воспитание, образование и развитие ребенка на первом плане не стоят, отдавая предпочтение трансляции развлекательных телепрограмм и коммерческих проектов. Российское общество утратило систему социального контроля над процессом становления подрастающего поколения. Многие институты социализации, такие как семья, школа, детские молодежные организации проигрывают в своем влиянии на подростка средствам массовой информации. Вступив в стихию рыночных отношений, оказавшись в ситуации острой конкурентной борьбы, вместе с отсутствием требования государства к воспитанную патриотичного, полноценно развитого, здорового, мужественного гражданина российские средства массовой информации в целях удержания и расширения зрительской и читательской аудитории прибегают по существу к криминогенным воздействиям. Применяемые при этом приемы сводятся к манипуляциям с традиционными духовными, социальными и правовыми ценностями, к игре на исконных человеческих слабостях, к смакованию и прославлению пороков, к уничижению нравственности. Подобная практика наносит несоразмерный ущерб ценностно-нравственной системе российского общества, СМИ оказывают криминогенное воздействие на массовое сознание и тем самым опосредованно влияют на состояние преступности в обществе.

Что происходит с отечественным телевидением? Ответить на этот вопрос сложно. Ясно, что если легендарный мультфильм «Ну, погоди!», в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», воспитавшее целое поколение советских граждан, оказалось не в милости у наших чиновников, которые под видом оберегания детей от «пропаганды хулиганства, нездорового образа жизни, издевательств над животными» или под иными благовидными целями манипулируют и подчиняют сознание зрителя, направляя в себе угодном направлении. Отечественное телевидение находится в серьезном кризисе, которое чиновниками, умалчивается. Кстати, за показ мультфильма «Ну, погоди!» детям устанавливается максимальный штраф для граждан до 3 тысяч рублей, должностных лиц и индивидуальных предпринимателей — до 25 тысяч рублей, юридических лиц — до 200 тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения или приостановлением деятельности на срок до 90 суток.

Зарубежные страны стали понимать опасность вседозволенности телевидения и потому предпринимают необходимые меры по контролю за пропагандой насилия телевидением. Франция в 1986 году приняла закон, в соответствии с которым Высший аудиовизуальный совет контролирует «содержание программ, способных нанести вред детям». На французском телевидении «запрещено демонстрировать эротические или содержащие насилие сцены до 22.30 и их рекламу до этого же времени». В Китае в 2008 году вступил запрет на «аудио- и видеопродукцию, содержащую ужасы и насилие» .

Пора обратить внимание на духовно-нравственное состояние, культурное воспитание несовершеннолетних и, безусловно, всего населения нашей страны в целом на государственном уровне. В этом отношении уже сделаны значительные сдвиги, принят соответствующий закон — Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (29 декабря 2010 г.) в соответствии с которым введены две важнейшие новеллы:

 первое, на федеральном уровне государственная структура дает рекомендации тем СМИ, наносящие с точки зрения общества ущерб здоровью детей, а также классифицированы передачи по возрастным категориям детей, как это делается в других цивилизованных странах, а граждане вправе осуществлять в соответствии с законодательством Российской Федерации общественный контроль за соблюдением требований Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Речь идет не только о телепередачах, но и о книгах, журналах, игрушках. При нарушении этого закона к авторам передач, книг и т. д. будут применяться меры, вплоть до уголовного наказания;

 второе, законом конкретно определенывиды информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, к которым относятся:

1) побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству;

2) способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;

3) обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

4) отрицающая семейные ценности и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи;

5) оправдывающая противоправное поведение;

6) содержащая нецензурную брань;

7) содержащая информацию порнографического характера.

Странно получается, вроде принят закон, которого так ждали педагоги с далекого 1985г., призванный остановить шквал порнографического бесчинства, матерщины и алкогольного беспутства, наполнивших телепередачи, и должна была бы наступить резкая грань «до и после», однако ощутимых изменений не произошло. Помимо того, что «до начала демонстрации посредством зрелищного мероприятия информационной продукции ей присваивается знак информационной продукции», размещаемый в углу кадра, кардинально ничего не изменилось.

России жизненно необходимо выстроить адекватную информационную политику, ориентированную на достижение целей защиты социума от преступности и на повышение уровня нравственной и правовой культуры населения. Выверенная информационная политика обязательно приводит к снижению антикриминального потенциала общества, можно просто вспомнить советский период отечественной истории. Представители старшего поколения, ностальгируя по советским временам, говорят, что в ту счастливую пору такого не было, притом, что преступность была всегда, только велась совершенно иная информационная политика. В советском кинематографе идеализировался труд, и сами герои были честные, законопослушные и добросовестные труженики. Пора бы нам уже заканчивать с социальными экспериментами и бесконечными реформами и выбрать самобытный путь к прекрасному будущему для каждого российского гражданина.

Родитель! Береги ребенка от СМИ! В противном случае ты сам не заметишь, как СМИ поглотило твоего ребенка, и воспитало таким, каким оно ему нужно, а не таким, каким ты бы его хотел видеть!

Литература:

  1. Алфимова М. В. Трубников В. И. Психогенетика агрессивности// Вопросы психологии./ М. В. Алфимова, В. И. Трубникова. — 2000. — № 6.
  2. Иванов А. В. Негативное влияние современного телевидения и компьютерных игр на преступность несовершеннолетних // . — Режим доступа: URL: http://www.tisbi.ru/assets/Site/Science/Documents/ (дата обращения: 06.10.2014).
  3. Криминология: Учебник для вузов / Под общ. ред. А. И. Долговой. — М., 2005.
  4. Минкин А. Под властью маньяков // Московский комсомолец. — № 17. 2008. 20 апреля.
  5. Чернова Г. Ежик — в тумане, телепузик — на экране // Приокская газета. № 31. 2002. 17 апрель.
Основные термины (генерируются автоматически): массовая информация, ребенок, родитель, защита детей, СМИ, уровень преступности, информационная продукция, отечественное телевидение, последнее время, российское общество.

Влияние Масс Медиа на общественное мнение

Везде, каждый день происходят захватывающие вещи. Каждый день наполнен новостями. Люди узнают новости и мнения во время чтения газет и журналов, разговоров по телефону или их информируют, смотря телевизор или слушая радио. Пресса, радио и телевидение играют большую роль в жизни общества. Они информируют, обучают и развлекают людей. Они также влияют на то, как люди смотрят на мир, и заставляют их менять свои взгляды.

Средства массовой информации играют очень важную роль в организации общественного мнения, например новостной портал espreso.tv . Миллионы людей смотрят телевизор и читают газеты в свободное время. Большинство людей не могут обойтись без газеты в метро или во время обеденного перерыва. Телевизор также доминирует в жизни семьи большую часть времени. Это также привычка, с которой невозможно устоять. Радио включается большую часть времени, создавая постоянный фоновый шум. Таким образом, СМИ стали очень важной частью нашей жизни. Средства массовой информации обозначают раздел СМИ, специально предназначенный для охвата большой аудитории. Термин был придуман в 1920-х годах с появлением общенациональных радиосетей, газет и журналов массового распространения. Тем не менее, некоторые виды средств массовой информации, такие как книги и рукописи, уже использовались на протяжении веков.

Основные направления масс медиа:

  1. Телевидение

  2. Интернет

  3. Радио

  4. Газеты и журналы

Средства массовой информации могут быть использованы в различных целях: для защиты интересов как бизнеса, так и общества. Это может включать рекламу, маркетинг, пропаганду, связи с общественностью и политическое общение. Развлечения, традиционно через представления актерского мастерства, музыки и спорта, а также легкое чтение. С конца 20-го века также через видео и компьютерные игры. Журналистика — это дисциплина сбора, анализа, проверки и представления информации о текущих событиях, тенденциях, проблемах и людях.

Будьте в курсе того, что происходит в наше время!