Смоленский собор в смоленске

Смоленский собор (Россия) — описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.
1/10
  • Успенский собор (Смоленск), входУспенский собор (Смоленск), вход Dennis Jarvis from Halifax, Canada
  • Успенский собор (Смоленск), дворУспенский собор (Смоленск), двор commons.wikimedia.org
  • Успенский собор (Смоленск), звонницаУспенский собор (Смоленск), звонница Dennis Jarvis from Halifax, Canada
  • Успенский собор (Смоленск), иконостасУспенский собор (Смоленск), иконостас commons.wikimedia.org
  • Успенский собор (Смоленск)Успенский собор (Смоленск) Николай Смолянкин

Собор, стоящий над долиной Днепра, уцелел во время двух Отечественных войн — армии Наполеона и Гитлера не трогали здание. Более того, немцы охраняли собор, чтобы с ним ничего не случилось. Нынешний собор стоит на том месте, где до него были возведены древний храм для чудотворной иконы из Константинополя и католический костел. Свой окончательный вид Свято-Успенский приобрел в эпоху правления Екатерины Второй. Императрица после завершения строительства хвасталась собором перед своим другом — Иосифом Габсбургом.

Смоленский собор — это такой ориентир для путешественников. Он уходит ввысь на 69 метров, опираясь на Соборную гору. Свято-Успенский стоит не в гордом одиночестве, а в окружении других строений — колокольни, других храмов, палат, каретных корпусов. Получается небольшой городок в стиле барокко.

Паломников здесь тьма тьмущая. Они медленно, с трудом, но взбираются на гору по крутой лестнице. К собору по выходным идут молодожены. Наверху стоят лавочки, где можно передохнуть и полюбоваться панорамой Смоленска.

Интерьер собора производит сильное впечатление. Здесь находится иконостас высотой в 31 метр. Элементы малороссийского барокко яркие и порой неожиданные. Кроме того, здесь хранятся две важные реликвии: плащаница времен Ивана Грозного и старинный список чудотворной Смоленской иконы Богоматери, который таинственным образом исчез во время Второй мировой войны.

Адрес: ул. Соборная Гора, 5, Смоленск

Свято-Успенский кафедральный собор (также известный как Собор Успения Пресвятой Богородицы) — главная религиозная достопримечательность Смоленска, находится в его центре, на Соборной горе, откуда открывается панорамный вид на город. Собор является объектом культурного наследия федерального значения.

Успенский собор был возведен в 1677 году на месте одноименного собора 12 века.

Высота Свято-Успенского кафедрального собора — 69 метров.

В архитектурный ансамбль входит также колокольня, палаты и каретные корпуса.

Сам собор выполнен в стиле барокко, внутри находится иконостас высотой более 30 метров.

Успенский собор в Смоленске

© ted

Расписание богослужений в Успенском соборе Смоленска

Богослужения проходят по традиционному расписанию: по будням в 09:00 — Божественная литургия, в 18:00 — всенощное бдение. В выходные и праздники: 07:00 — ранняя литургия, в 10:00 — поздняя, в 18:00 — всенощное бдение. В дни православных праздников режим может меняться, за более детальной информацией обращайтесь по телефону.

История Успенского собора

Изначальный собор был основан еще в 1101 году князем Владимиром Всеволодовичем Мономахом, который приказ заложить на этом месте каменный собор Успения Пресвятой Богородицы (одновременно с заложением одноименного собора в Суздале).

Этот собор из камня еще почти полвека оставался единственной каменной церковной постройкой города. После освящение собора Владимир Мономах перевез в нее икону Божией Матери Одигитрии, которая досталась ему от его родителей по наследству.

В 1127 году с приходом к власти внука Владимира Мономаха князя Ростислава Мстиславовича Смоленское княжество стало расцветать, а в 1136–1137 годах была учреждена особая Смоленская епархии РПЦ, а Успенский собор (достроенный к тому времени окончательно) стал главным кафедральным собором.

Успенский собор в Смоленске

© Smol City

Трагическое событие разрушения Успенского собора произошло в 1611 году — тогда были взорваны запасы взрывчатки, которые хранились рядом с соборным холмом. В результате взрыва рухнула и часть собора.

В 1674–75 гг после освобождения Смоленска от польско-литовской оккупации старое здание Успенского собора было окончательно разобрано. Через два года было принято решения соорудить новое здание собора, увеличив его в размерах. Архитектором стал Алексей Корольков. Но он не смог закончить строительство, работы были приостановлены до 1712. Окончательно же храм достроился лишь в 1740 году и имел 7 куполов. Спустя 20 лет произошло обрушение двух глав. Перестраивал храм архитектор Обухов, который и придал собору традиционный вид с 5 куполами.

Собор практически не пострадал при Отечественной войне 1812 года. Французский император Наполеон был поражен красотой собора и приказал его охранять.

Выстоял собор и во время немецко-фашистской оккупации. Тогда из нее пропал первообраз Смоленской иконы Божией Матери, само здание осталось невредимым.

В период советской власти, во времена религиозных гонений, в церкви размещался антирелигиозный музей.

В конце концов Успенский собор передали обратно РПЦ, и теперь это одна из главных туристических достопримечательностей города.

Успенский собор в Смоленске

Иконы Успенского собора в Смоленске

В Смоленском Свято-Успенском кафедральном соборе хранится несколько православных святынь, в том числе икона преподобного Серафима Саровского и образ Божией Матери Одигитрии («Путеводительница»), который по преданию был написан святым евангелистом Лукой.

Среди других святынь стоит отметить железные сандалии заступника Смоленска Святого Меркурия, который почитается в лике мучеников. Он защитил Смоленск от нападения хана Батыя в 1239 году, приняв мученическую смерть. Тело его было погребено в Успенском соборе.

Искусно выполненный пятиярусный иконостас высотой более 30 метров предположительно относится к 1730-40-х гг.

Успенский собор в Смоленске

Как добраться

До Успенского собора в Смоленске несложно добраться общественным транспортом.

Ближайшая остановка городского наземного транспорта — «Улица Соболева».

Вам подойдут следующие маршруты:

  • автобусы № № 3, 7, 9, 10, 19, 22, 22ш, 23, 27, 31, 33, 38, 113, 164
  • маршрутные такси № № 2н, 9н, 13н, 16н, 27н, 38н, 41н, 46н, 52н, 55н, 56н и 119.

От улицы Соболева вам нужно будет свернуть на улицу Соборная гора, на которой и находится Успенский собор. Дорога пешком от остановки займет у вас 10 минут.

От железнодорожного вокзала города можно дойти пешком за полчаса: дорога пройдет по улице 12 лет Октября, затем по улице Кашена и вниз по улице Беляева по мосту через Днепр на улицу Соболева.

Для заказа автомобиля вы можете использовать приложения местных служб такси: в Смоленске действует Gett и сеть такси «Везёт».

Вход в Успенский собор на Google панорамах:

Видео об Успенском соборе в Смоленске:

Смольный монастырь, Смольный собор

Вид на Смольный монастырь с Большой Охты

Издавна здесь, на месте Смольного монастыря и собора, находилось новгородское село Спасовщина. Когда на противоположном берегу шведы построили крепость Ниеншанц, здесь был сооружен форт Сабина. После основания Санкт-Петербурга это место отвели для Смоляного двора, где хранили смолу и варили дёготь для нужд Адмиралтейской верфи. Тогда то название «Смольное» и закрепилось за этим местом.

Незадолго до своего сорокалетия императрица Елизавета Петровна приняла решение завершить свои дни в тишине и покое монастыря. Ею было указано строить монастырь для ста двадцати девиц из благородных семей, и себя, как их будущей настоятельницы. Для каждой персоны повелено было предусмотреть отдельный апартамент с комнатой для прислуги, кладовкой для припасов и кухней. Для себя же — отдельный дом.

Место для монастыря императрицей было выбрано не случайно. Во времена правления Анны Иоанновны здесь находился Смольный дворец, куда поселили молодую Елизавету. Благодаря этому дворец также называли Девичьим.

Проект Воскресенского Новодевичьего монастыря в 1744 году был поручен архитектору Франческо Бартоломео Растрелли . Комплекс монастыря был сформирован архитектором из собора и расположенных вокруг него двухэтажных жилых корпусов. Зодчий решил создать новый для России тип монастырского комплекса. Вместо крепостных стен, до того окружавших подобные обители, он разместил стены с лепниной и вазами. В качестве доминанты — высокая колокольня над въездными воротами, которая должна была стать выше колокольни Петропавловского собора — 140 метров.

В Камер-фурьерском журнале подробно описана торжественная церемония закладки нового монастыря. Она состоялась 30 октября 1748 года. На берегу Невы был установлен богато украшенный деревянный помост. После молебна в основание будущего фундамента опустили закладной камень, произвели 101 залп из 20 пушек. С помоста Елизавета Петровна направилась в свой старый дом при Смольном дворе, где к праздничному обеду уже были накрыты столы. На обеде присутствовали 56 человек.

Из-за строительства на месте Смольного двора монастырь стали называть также — Смольным.

Для облегчения управлением строительства при Канцелярии от строений была создана специальная Контора во главе с бригадиром Яковом Мордвиновым. На всём протяжении работ архитектор постоянно конфликтовал с Мордвиновым из-за его самоуправства (отмены приказов Растрелли, собственных неразумных распоряжений).

Смольный монастырь

12 июля 1749 года поступил указ переделать проект. Собор было велено строить по образу и подобию Успенского собора в Московском Кремле, а колокольню — «такой, как здесь Ивановская бывшая колокольня». Таким образом, Елизаветой Петровной было поручено создать храм по православным канонам, то есть так, как не строили со времён Петра I. У Смольного собора в обязательном порядке должны были теперь появиться не только массивный главный купол, но и четыре малых.

Перед началом строительства была создана рабочая архитектурная модель комплекса. Для этих целей за 11 рублей в месяц были сняты «три покоя и одни сени» в доме мастера Шмита (Большая Морская ул. 26). Над моделью трудились шесть лучших плотников: Михаил Гаврилов, Тимофей Колоткин, Алексей Фоткин, Никифор Тихонов, Никита Пекишев и Дмитрий Голубев. Собирали её на столе в три сажени длиной в точно такой последовательности, как должен был строиться монастырь. На место стройки, в специальную «модельную светлицу», её перевозили 14 мая 1751 года.

Монастырь начал строиться с большим размахом. Для забивки свай были привлечены тысячи солдат, тысячи мастеровых — для возведения стен. Строители трудились по 14 часов в день. Финансирование было полным и регулярным. Листовое железо везли с Урала, чугунную черепицу из Олонецких заводов.

23 мая 1754 года стройку посетила сама Елизавета Петровна. Восхищённая проектом колокольни, она повелела отлить для неё такой колокол, который бы весил 20 000 пудов, а шириною бы стал — более 6,5 метров. Этот колокол должен был стать больше московского царя-колокола.

Уже в процессе строительства Растрелли пересматривал проект. Высоту проектируемой колокольни он увеличил со 140 метров до 167. Малые главы вплотную «придвинул» к центральному куполу. Под влиянием этого проекта архитектором С. И. Чевакинским был создан комплекс Никольского собора, где колокольня, построенная в 1756-1758 годах, отчасти повторила проект Растрелли.

Создавая комплекс Смольного монастыря Растрелли одновременно и создал свою интерпретацию архитектурного стиля барокко. В Европе барочным делался лишь главный фасад зданий. Смольный собор же предназначен для осмотра со всех сторон.

С началом Семилетней войны в 1757 году денег в казне стало не хватать. Проект Растрелли завершён не был. После победного окончания войны с Пруссией желание императрицы уйти в монастырь угасло. А в 1761 году Елизавета Петровна умерла, так и не успев увидеть освящение Смольного собора.

Неоштукатуренным, без куполов и с недостроенной колокольней храм простоял почти пять лет. Со временем сложились легенды, будто службу в храме нельзя совершать целых сто лет. Существует легенда, что в алтарной части Смольного собора совершил самоубийство один из рабочих, именно это и не позволяет проводить здесь церковные службы.

Достраивал Смольный монастырь, в котором тогда жили не более 20 монашек, по поручению Екатерины II Юрий Матвеевич Фельтен. Растрелли новой императрицей был отстранён от дел. Фельтен с 1765 по 1775 год достроил корпуса, начал создание интерьеров. Но из-за недостатка денег интерьеры тогда завершены так и не были.

Вскоре после вступления Екатерины II на престол в Санкт-Петербурге было основано Воспитательное общество для девочек из дворянских семей. Для проживания «благородных девиц» был выбран именно Смольный монастырь. Учащихся здесь девушек с той поры стали называть «смолянками».

При Павле I Смольный монастырь был упразднён, монахинь перевели в другие обители. Бывшие кельи вскоре занял Вдовий дом. Для воспитанниц Воспитательного общества в начале XIX века по соседству было построено здание Смольного института, куда они и переехали.

Существует легенда, гласящая о том, что архитектор Кваренги, автор здания Смольного института, не оставался равнодушным к творению Франческо Бартоломео Растрелли. Проходя мимо Смольного собора он снимал шляпу, восклицая: «Вот это храм!»

Смольный монастырь, Смольный собор

Окончательно Смольный собор был достроен только после соответствующего решения императора Николая I. Был проведён конкурс, в котором победил архитектор В. П. Стасов. В течение трёх лет зодчий занимался реставрацией и отделкой интерьеров, постройкой второго ряда служебных корпусов со стороны главного входа в монастырь. Стасову принадлежит проект рисунка ограды.

20 июля 1835 года Смольный собор был освящён как Собор всех учебных заведений. В память об этом была выбита бронзовая медаль с изображением храма и Иисуса Христа, благословляющего детей. Архитектор Стасов за свою работу получил вознаграждение в 2 000 рублей серебром в год, выплачиваемое ему в течение 12 лет.

В своём дневнике архитектор Стасов отмечал:

«Характер зданий, произведённых графом Растрелли, всегда величественен (grandioso), в общности и частях часто смел, щеголеват (elegant), всегда согласен с местоположением и выражающий точно своё назначение, потому что внутреннее устройство превосходно удобно, что свидетельствуется многими произведёнными им как в С.-Петербурге и окрестностях, так и по его проектам в разных местах России, и вообще самобытен, не обременён по тогдашнему времени множественными частными выступами и украшениями» .

Смольный собор строился дольше всех зданий в Петербурге — 87 лет. Церковный зал вмещал до 6 000 человек, был украшен мрамором. Алтарь отделяла хрустальная балюстрада. Запрестольный образ, ныне хранящийся в Русском музее, был создан художником Алексеем Венециановым. Колокольня же так и не была построена.

В 1923 году Смольный собор был закрыт, стал использоваться как склад. В 1972 году был снят иконостас, всё имущество передано в музеи. В 1974 году в соборе был открыт филиал Музея истории Ленинграда. В 1990 году здесь открыт концертно-выставочный комплекс.