Смоляной цвет

⇐ ПредыдущаяСтр 139 из 205

  1. В. Живопись
  2. ВИЗАНТИЙСКАЯ И РУССКАЯ ФРЕСКОВАЯ ЖИВОПИСЬ
  3. Византийская монументальная живопись 6го века
  4. Византийская монументальная живопись 7го века
  5. Г. Архитектура. Живопись. Театр
  6. Г. Живопись
  7. Е. Живопись. Архитектура
  8. Жанровая и историческая живопись, пейзаж конца века.
  9. Живопись
  10. Живопись

Клеевая живопись является одним из самых древних спосо­бов росписи стен и потолков зданий. Ввиду простоты своей тех­ники и сравнительной дешевизны употребляемых в дело мате­риалов, а также красивого, легкого и воздушного тона она и до сих пор пользуется среди художников большой популярностью.

Наиболее широко этот способ живописи применяется в Ита­лии, где климатические условия благоприятствуют сохранности произведений этой живописи, откуда она и была занесена к нам итальянскими живописцами. В наших дворцах и в других зда­ниях мы имеем многочисленные росписи стен и потолков пре­имущественно орнаментального характера, выполненные в по­слепетровское время итальянцами.

Связующее вещество клеевых красок состоит преимуще­ственно из животного клея. В клеевой живописи наиболее при­менимы те виды клея, которые до известной степени раство­ряются в холодной воде. Столярный клей высшего качества, со­вершенно нерастворимый в холодной воде, здесь менее уместен, так как при охлаждении его растворов обращается в студень и заставляет художника от поры до времени подогревать краски, что, конечно, усложняет процесс работы. Известны, впрочем, в настоящее время простые способы, с помощью которых и концен­трированные растворы столярного клея можно сделать нестуде­нящимися. Самый простой и дешевый из них заключается в том, что раствор клея проваривается с небольшим количеством гаше­ной извести (не более 4% по отношению к клеевому раствору). Обработанный таким образом клей не студенится и на холоде.

Клеевые растворы, применяемые для растирания красок, бы­вают различны по степени своей насыщенности клеем. Чем меньше клея содержит раствор, тем красивее и звучнее полу­чается краска. Однако в этом отношении существуют известные пределы, с которыми художник должен считаться.

Так, наименее насыщенным раствором клея будет 6%-ный раствор, наиболее отвечающий орнаментальной живописи; наи­более же насыщенным раствором нужно считать 20%-яый раствор клея, который особенно пригоден для фигурной живописи.

Подготовка под клеевую живопись ведется различно. Один из вариантов ее заключается в том, что штукатурка про­клеивается растворами мыла и медного купороса, как то прак­тикуется при подготовке стен под клеевую окраску. Для этого названные материалы берутся в таких пропорциях: на 16 литров (1 ведро) воды берется 1 килограмм мыла, на то же количество воды берется 1 200 граммов медного купороса.

Растворы эти наносятся в горячем виде на штукатурку. По высыхании этой проклейки наносится белый грунт, состоящий из 10 весовых частей клея, 80 частей тонкого мела, 120 частей воды и 2 частей квасцов.

Другая подготовка штукатурки отличается от описанной тем, что проклейка ее ведется 5%-ным раствором клея в соединении с квасцами, которых берется 2 весовые части на 10 весовых ча­стей клея. Клей должен глубоко проникать в штукатурку и про­чий материал, на который наносится, и потому употребляется в горячем виде. Вместо клея можно пользоваться для этой же цели снятым молоком, наносимым в несколько приемов на стену. Наконец проклейка штукатурки может делаться без клея насыщенным раствором квасцов.

Для лучшего прикрепления красок к стенам старую покраску или живопись смывают, причем при повреждении поверхности штукатурки ее шпаклюют или перетирают и тогда приступают к проклейке.

Для большей прочности клеевой живописи ее выполняют ча­сто не непосредственно на стене, а на холсте, который затем прикрепляется с помощью клея особого состава на штукатурку стен или потолка. Поступают и таким образом: наклеивают чи­стый холст на штукатурку и после этого уже расписывают его.

Прочность клеевой живописи всецело зависит от того, в каких условиях находится здание, стены которого она украшает. Клее­вую живопись можно легко размыть и смыть водою. Вот почему при плохом состоянии крыши у здания целые росписи, как то мы видим на практике, бесследно исчезают. Влажность воздуха и сырость помещения также губительно действуют на сохран­ность живописи, так как клей теряет при этом свои связующие способности, разлагается, и краски держатся на стенах после этого подобно пастели. В сухом помещении, которое зимой хоро­шо отапливается, клеевая живопись может сохраняться неопре­деленное время и не терять своей первоначальной свежести и красоты. Лучшим доказательством тому могут служить много­численные образцы этой живописи, дошедшие до нас и укра­шающие многие из наших бывших дворцов.

Клей животного происхождения, как уже давно известно, может быть закреплен обыкновенными квасцами. Если ввести их в клеевой раствор, то получится связующее вещество, которое но высыхании не будет растворяться водою и страдать от сырости. На практике же художники не пользуются этим сред­ством по многим причинам. Квасцы делают краски менее под­вижными под кистью, что, конечно, мешает работе; кроме того, они химически действуют на некоторые краски, наконец, краски, засохнув на палитрах, становятся нерастворимыми водою и по­тому непригодными для дела.

В позднейшее время для закрепления клея стал применяться формалин, с помощью которого, казалось, можно было бы обра­батывать клеевую живопись и придавать ей большую прочность. Но формалин также неблагоприятно действует на некоторые краски, и потому он здесь нежелателен.

Из всего сказанного выше о прочности клеевой живописи нельзя не сделать следующего вывода: в настоящее время, когда имеются другие, более надежные способы стенной живописи, от клеевых красок для ответственных работ на стенах следует ре­шительно отказаться.

Дата добавления: 2014-12-23; просмотров: 8; Нарушение авторских прав



В русском искусстве, к сожалению, новой темпере до сих пор не придавалось должного значения. Наши школы живописи, игнорировавшие технику живописи, воспитывали своих учеников рутинно — исключительно на масляной живописи.

Неудивительно поэтому, что новые виды живописной техники, возникшие на Западе, не получали у нас должного применения и развития и что появление произведений, исполненных тем или иным способом живописи, упрочившимся на Западе, обусловливалось для наших живописцев просто случайностью. И здесь не обходилось без недоразумений: так, красками темперы писали у нас нередко подобно гуаши! Краски применялись при этом лишь фабричного изготовления, которые в большинстве случаев принадлежат к гуммиарабиковой темпере, т. е. относятся к худшему виду темперы. Для русских художников новейшая темпера является, таким образом, мало использованной техникой. Между тем она обладает весьма серьезными достоинствами и во многих отношениях большими преимуществами перед обыкновенной масляной живописью и, кроме того, наиболее отвечает запросам живописи нашего времени.

РАЗНОВИДНОСТИ ТЕМПЕРЫ

Яичная темпера

Связующим веществом яичной темперы служит искусственная эмульсия, в состав которой входят яйцо, масло и масляный или скипидарный лак.

Имеется немало рецептов этого рода темперы, и возможность составления новых рецептов, можно сказать, безгранична; достаточно лишь при составлении их соблюдать известную закономерность в пропорции веществ, входящих в состав темперы.

Желток яйца и цельное яйцо способны эмульгировать равный себе объем масла и значительно меньшее количество лака. Таковая пропорция для масла и лака по отношению к яйцу является для эмульсии максимальной.

На практике поэтому рекомендуется брать их в несколько меньшем количестве, так как при избытке масла и тем более лака как вещества, более чуждого яйцу, эмульсия способна легче распадаться. Кроме того, слишком «жирная» темпера приближается по своим свойствам к масляной живописи и потому начинает приобретать и недостатки последней — способность желтеть и темнеть, не имея в то же время преимуществ масляной живописи — долгой подвижности ее красок.

Казеиновая темпера

Растворы казеина, получаемые тем или иным путем, образуют с маслом и смолами эмульсии, которые не только не уступают по своим качествам описанным выше яичным эмульсиям, но во многих отношениях превосходят их.

Растворы казеина для составления эмульсии получаются из сухого порошка казеина с помощью буры, соды, углекислого аммония, фосфорнокислого натра, едкого натра, едкого кали и, наконец, едкой извести. Казеин в виде творога также дает растворы, но дозировка его затруднительна.

Наиболее отвечающими делу растворителями казеина являются: бура, сода, углекислый аммоний и фосфорнокислый натр.

Подобно яйцу раствор казеина, имеющий одинаковую с яйцом консистенцию, эмульгирует равное себе по объему количество масла и меньшее количество лака.

Таковое взаимоотношение этих составных частей эмульсии является известной нормой, из которой не следует выходить при составлении рецептов казеиновой темперы.

Гуммиарабиковая темпера

Кроме яйца и казеина, которые представляют лучший материал для составления темперы, пользуются для этой цели и растительным клеем, главным образом гуммиарабиком, декстрином и вишневым, а также клеем и других плодовых деревьев.

Темпера эта по качествам своим значительно уступает яичной и казеиновой, но вследствие присущей ей легкости тона нравится некоторым художникам. Она имеет слабую способность прилипания, так что не пристает к масляному грунту и скатывается с него. В гуммиарабиковой темпере краски лишены пасты, подобной пасте яичной и казеиновой темперы, и потому для пастозной живописи они не пригодны, так как, кроме того, легко растрескиваются. Гуммиарабиковая темпера зато портится не так скоро, как яичная, почему и имеет популярность в фабричном производстве красок.

Гуммиарабиковый раствор и вообще раствор растительного клея имеет слабую эмульгирующую силу и потому при составлении эмульсии на 1 объем гуммиарабикового раствора берется не более 1/2 — 1/3 объема масла. В эмульсию эту полезно ввести небольшое количество (1/12—1/15 часть объема) глицерина.

СОВРЕМЕННАЯ ТЕМПЕРА

Связующее вещество современной темперы состоит из искусственной эмульсии.

Время открытия этого нового вещества для красок, получившего такую популярность в современной живописи, трудно в настоящее время восстановить с точностью. Во всяком случае искусственная эмульсия, состоявшая из масла и яйца, была известна уже в средние века, но она имела применение лишь для медицинских и косметических целей. Имеются также сведения, что в средние века в Испании пользовались в живописи эмульсией, состоявшей из раствора казеина и масла. Вазари, говоря о темпере, сообщает, что художник Бальдовинетти писал темперой, состоявшей из яичного желтка с масляным лаком, но тут же прибавляет, что темпера этого состава не имела всеобщего употребления. Все эти исторические данные ясно указывают на то, что современная темпера получила свое начало еще в отдаленные времена, но вместе с тем не получила в свое время должной оценки и развития. Развитие темперы с искусственной эмульсией наблюдается лишь в самое позднейшее время.

Успех современной темперы нельзя объяснить одним лишь недовольством и усталостью по отношению к маслу, наблюдающимися у позднейших живописцев; напротив, он является следствием ее несомненных достоинств, перед которыми пасует обычная в наше время масляная живопись.

Проводя параллель между средневековой и современной темперой, нельзя не заметить, что все преимущества будут на стороне последней. Связующее вещество современной темперы (в лучших ее видах) обладает большей прочностью, нежели таковое же старинной, так как содержит в своем составе кроме яйца или казеина масла и смолы. Живопись, исполненная желтковой темперой, для закрепления ее красок нуждается в лаке, так как долгое время способна растворяться водою, между тем как современная темпера, в состав которой входят скоро высыхающие масла, становится нерастворимой в самый короткий срок и поэтому не нуждается в лаке, если последний не представляет интереса для художника. Техника средневековой желтковой темперы, предназначавшейся главным образом для станковой живописи с ее водянистыми красками и особыми приемами, слишком устарела для нашего времени и вряд ли может удовлетворить кого-либо из современных живописцев, тогда как новая темпера благодаря своему составу не нуждается в особых приемах, предоставляя живописцу полную в этом отношении свободу и вполне отвечает современной манере живописи.

Краска, изготовленная на основе эмульсии ПВА и пигмента, получила название темперы ПВА. Она применяется преимущественно при наружной настенной живописи и при росписи декораций. Главный недостаток темперы ПВА — низкая светостойкость.

ВОСКОМАСЛЯНАЯ ТЕМПЕРА

Воскомасляная темпера — это новый вид красок с уникальными качествами, сочетающими в себе свойства энкаустических, масляных и акварельных красок. Они изготовлены на основе высококачественных пигментов, связующим для которых является сложная композиция из растительного масла, дистиллированной воды, натурального пчелиного воска, мягкой смолы и других компонентов. Краски удобны в работе благодаря своей пастозности и разносимости.

Уникальность воскомасляной темперы заключается в том, что это прозрачные краски, позволяющие создавать сложные цвета и оттенки и получать объемное изображение путем наложения одного цвета на другой. Воск и мягкая смола в составе связующего обеспечивают более продолжительную подвижность красок по сравнению с казеиново-масляной, поливинилацетатной и акриловой темперой.

При высыхании воскомасляная темпера не растворяется водой, обладает повышенной устойчивостью к внешним воздействиям окружающей агрессивной среды, не изменяется в тонах с течением времени по сравнению с живописью маслом, образует матовую поверхность.

Скорость высыхания воскомасляных темперных красок несколько выше в сравнении с масляными из-за содержания в составе воска. Однако благодаря воску краски не меняют тон при высыхании и хорошо смешиваются с другими художественными материалами как на масляной, так и на водной основе. Ускорить высыхание темперы можно, добавив в нее сиккатив.

Разбавители и вспомогательные средства

Темперные краски хорошо разбавляются водой и соединяются с другими водными красками акварелью, гуашью, всеми видами темперных и акриловых красок. При разбавлении воскомасляной темперы водой ею можно работать как акварелью. При этом краски обладают высокими лессировочными свойствами и позволяют достигать выразительных цветовых эффектов.

Воскомасляная темпера разбавляется пиненом, скипидаром, уайт-спиритом и жирными растительными маслами, хорошо смешивается с масляными красками. Для получения матовой поверхности применяют органические разбавители (уайт-спирит, скипидар или воду). Чтобы получить глянцевую поверхность используют блестящие живописные лаки (дамарный, мастичный) или льняное масло. При смешивании воскомасляной темперы с лаками время высыхания краски уменьшается.

РАБОТА ВОСКОМАСЛЯНОЙ ТЕМПЕРОЙ

Свойства темперы позволяют применять ее в различных техниках и направлениях изобразительного искусства. В качестве основы можно использовать любой загрунтованный материал -дерево (грунт — левкас), холст, картон, бумагу без грунта, оргалит, штукатурку. Большую популярность воскомасляная темпера обрела в настенной живописи при восстановлении храмов. При росписи стен и куполов для наибольшего колористического эффекта художники слегка подогревают темперные краски. Если же краска уже нанесена, для более прочного соединения со стеной живописную поверхность можно слегка прогреть паяльной лампой. В работе можно пользоваться всеми видами кистей: от самых чувствительных — тонких беличьих и колонковых — до грубых щетинных. В пастозной технике применяются шпатели или мастихины. Естественно, что чем толще слой краски, тем дольше она высыхает. Выпускается воскомасляная темпера в тубах объемом 33 мл, палитра, в которую входят краски, изготовленные на органических и неорганических пигментах, состоит из 47 цветов. В продаже есть наборы воскомасляной темперы 12 и 9 цветов. В комплектации набора были учтены рекомендации профессиональных художников.

Вот несколько откликов художников, использующих воскомасляную темперу.

Ермакова Наталья Петровна, художник, сотрудница Донского монастыря, в 1998 г. написала большую фреску «Дух Святой» (1,5×1,5 м) под куполом в небольшой церкви на проспекте Мира (Москва):

— Работы велись в сухом помещении по акриловой шпаклевке. Фреска выполнена тонкими слоями. В качестве разбавителя применялся пинен, что позволило сократить время высыхания краски до 1,5 часа. Писали беличьими и колонковыми кистями, для промывания которых использовался тот же пинен. Фреска не покрывалась лаком, но когда через три недели после окончания роспись протерли шерстяной тряпочкой, живопись обрела особый блеск. Как отмечает художница, краски очень удобны, они хорошо набираются на кисть, смешиваются между собой, особо удачно подобрана палитра.

Кириллов Михаил Олегович, художник, староста собора Покрова Богородицы (Москва):

— В 1999 году по рекомендации профессора реставрации и технологии живописи В.В. Филатова расписывал полотенца — орнаментальные пояса, восстановленные по фрагментам XVII века. Роспись велась в сыром помещении по старой штукатурке 25-30-летней давности. Приступая к работе, художник предварительно прошел известковую штукатурку олифой, подогретой приблизительно до 70-80°С. Далее стены были загрунтованы обычными строительными титановыми белилами (в целях экономии) в смеси с мыловаром (способ приготовления: 3л воды смешивались с 2/3 куска 72% хозяйственного мыла, предварительно натертого на терке, все это перемешивалось до стадии получения раствора жидкого мыла). Затем использовалась воскомасляная темпера. В качестве разбавителя добавляли скипидар с водой в соотношении 1:1до получения консистенции сметаны.

Основной недостаток воскомасляной темперы, отмеченный художником, -длительное высыхание, однако, как оказалось, краска обладает хорошей адгезией. В 2000 г. стена с росписью была полностью залита водой в результате аварии в отопительной системе. После устранения последствий аварии краски не утратили цветовых качеств и сохранили прекрасную адгезию с грунтом. Они выдержали и еще одно испытание, когда строительные рабочие по халатности забрызгали роспись раствором штукатурки и удаляли его шпателями, роспись сохранилась в своем первозданном виде.

По материалам статьи из журнала «Художественный совет» 5(45)2005

ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ СОВРЕМЕННОЙ ТЕМПЕРЫ

Положительные свойства темперы

  1. В противоположность масляной живописи и старинной темпере новая темпера не требует от живописца определенной системы выполнения живописи, предоставляя ему в этом отношении полную свободу, которую он может использовать без всякого ущерба для прочности живописи.
  2. Краски темперы, крытые лаком, превосходят по красоте таковые же обыкновенной масляной живописи.
  3. Живопись темперой, исполненная красками, не отягченными излишком масла, не темнеет, не желтеет и вообще не изменяет своего тона с течением времени.
  4. Процесс высыхания красок темперы весьма отличен от процесса высыхания масляных красок. Краски темперы уменьшаются в объеме лишь в первом периоде своего высыхания, оставаясь в дальнейшем без изменения, тогда как в масляной живописи изменение объема красочного слоя продолжается неопределенное время, что неблагоприятно отражается на прочности живописи.

Недостатки темперы

  1. Быстрота высыхания красок
  2. Изменение тона при высыхании красок

Итак, положительные свойства темперы превышают ее отрицательные свойства. Недостатки ее, кроме того, условны. Конечно, быстро высыхающие краски затрудняют живопись, но в современной живописи с присущим ей импрессионизмом передача форм практикуется мазком, штрихом и т. п. Таким образом, новая темпера не только отвечает стилю современной живописи, но, можно смело сказать, создана для него.

Морфологические и синтаксические свойстваПравить

падеж ед. ч. мн. ч.
муж. р. ср. р. жен. р.
Им. смоляно́й смоляно́е смоляна́я смоляны́е
Рд. смоляно́го смоляно́го смоляно́й смоляны́х
Дт. смоляно́му смоляно́му смоляно́й смоляны́м
Вн. одуш. смоляно́го смоляно́е смоляну́ю смоляны́х
неод. смоляно́й смоляны́е
Тв. смоляны́м смоляны́м смоляно́й смоляно́ю смоляны́ми
Пр. смоляно́м смоляно́м смоляно́й смоляны́х
Кратк. форма *смоляно́ *смоляна́ *смоляны́

смо-ля-но́й

Прилагательное, качественное и относительное, тип склонения по классификации А. Зализняка — 1b⊠.Краткая форма муж. р. не используется, образование остальных кратких форм затруднительно.

Корень: -смол-; суффикс: -ян; окончание: -ой .

ПроизношениеПравить

  • МФА:

Семантические свойстваПравить

ЗначениеПравить

  1. связанный, соотносящийся по значению с существительным смола; свойственный, характерный для неё ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
  2. цветом, блеском напоминающий смолу; очень чёрный ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
  3. сделанный из смолы, со смолой, содержащий в себе смолу ◆ Более редкими дефектами формы ствола являются завиток, смоляной кармашек, крень, двойная сердцевина, пасынок, сухобокость, прорость, засмолок, рак, ложное ядро, пятнистость, внутренняя заболонь, водослой и др. «Столярные, плотничные, стекольные и паркетные работы: …», ‎2013 г.
  4. подвергшийся смолению, пропитанный смолой ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).

СинонимыПравить

  1. ?
  2. ?
  3. ?
  4. просмоленный

АнтонимыПравить

  1. ?
  2. ?

ГиперонимыПравить

  1. ?
  2. чёрный
  3. ?
  4. пропитанный

ГипонимыПравить

Родственные словаПравить

Ближайшее родство

  • существительные: смоль, смола
  • глаголы: смолить

Список всех слов с корнем «-смол⁽ʲ⁾-«

  • имена собственные: Смольный монастырь (Смольный)
  • фамилии: Смоленцев, Смологонов, Смольников, Смоляков, Смолянинов, Смолянов
  • топонимы: Смолевичи, Смоленка, Смоленск, Смоленщина, Смолянка
  • пр. существительные: смола, смоль, смоление, смолистость, смолка, смольё, смолянин, смолянка, высмаливание, засмаливание, засмолка, осмаливание, осмолка, смоловар, смоловарня, смологон, смолокур, смолокурение, смолокурня, смолообразование, смолосемянник, смолотечение
  • прилагательные: смолевой, смоленский, смолёный, смолильный, смолистый, смольный, смоляной, смоловаренный, смологонный, смолокуренный, смоломагнезитовый, смолоносный, смолоперегонный, смолоподобный
  • глаголы: смолить, смолиться, высмаливать, высмаливаться, высмолить, высмолиться, засмаливать, засмаливаться, засмолить, засмолиться, насмаливать, насмаливаться, насмолить, насмолиться, осмаливать, осмаливаться, осмолить, осмолиться, посмолить, подсмаливать, подсмолить, просмаливать, просмаливаться, просмолить, просмолиться
  • причастия: смоливший, высмаливавший, высмоливший, засмаливавший, засмоливший, насмаливавший, насмоливший, осмаливавший, осмоливший, подсмаливавший, подсмоливший, просмаливавший, просмоливший
  • наречия: смолисто, смоляно

ЭтимологияПравить

Образовано с помощью суффикса -ян от смола, далее от праслав. *smola, от кот. в числе прочего произошли: др.-русск., сербск.-церк.-слав. смола (греч. ἄσφαλτος), русск., укр. смола́, белор. смоль, болг. смола́, сербохорв. смо̀ла «смола», словенск. smóla, чешск. smola, smůla, словацк. smola, польск. smоłа, в.-луж. smоłа, н.-луж. smóła, полабск. smǘlа «смола, ад, печь». Др. ступень чередования гласных: сма́лить. Родственно латышск. smel̨i мн. «смолистые поленья», лит. smė̃lа «тлеет», smelà «смола», smil̃kti, smilkstù «слегка дымить», smilkýti, smilkaũ «курить благовониями», нж.-нем. smelen «гореть долго и дымно», ср.-англ. smolder «дым». Отсюда произведен др.-русск. гидроним Смольня, откуда название города Смоленск, др.-русск. Смольньскъ, др.-сканд. Smalenskja (предположит. назван так потому, что там смолили суда). Лит. smalà «смола, вар», вост.-латышск. smala — то же заимств. из слав. Использованы данные словаря М. Фасмера. См. Список литературы.

Фразеологизмы и устойчивые сочетанияПравить

  • смоляной карман
  • смоляной кармашек

ПереводПравить

относ. к смоле

  • Английскийen: tar, tarry

чёрный

  • Английскийen: jet-black, pitch-black

сделанный из смолы

  • Английскийen: tar

пропитанный смолой

  • Английскийen: tarred, tarry

БиблиографияПравить

    Для улучшения этой статьи желательно:

    • Добавить примеры словоупотребления для всех значений с помощью {{пример}}