Со свечей или со свечой?

ЧТО ОЗНАЧАЮТ ЦЕРКОВНЫЕ СВЕЧИ?

ЗАЧЕМ ИХ СТАВЯТ В ХРАМЕ?

– Церковная свеча является символом горячей молитвы перед Богом, Богородицею или перед святыми угодниками Божиими. Она также изображает собой символ причастности человека к Божественному свету.

Свеча есть знак добровольной жертвы (или пожертвования) Богу, храму и символ.

Горящая свеча – видимый знак, выражающий горячую любовь, благоволение к тому, перед кем ставится свеча. И если нет этой любви и благоволения, то свечи не имеют никакого значения, жертва напрасна. Поэтому ставить свечу формально, с холодным сердцем, нельзя. Внешнее действие поставления свечей должно сопровождаться молитвой – хотя бы самой простой, своими словами.

ЧТО СИМВОЛИЗИРУЕТ ПОСТАВЛЕННАЯ ПЕРЕД ИКОНОЙ СВЕЧА?

– Огонь свечи символизирует вечность, молитвенное обращение к Богу, к Божией Матери, к святым. Огонь всегда устремляется вверх, как бы ни наклоняли свечу, так и человек при любых жизненных обстоятельствах все свои мысли и чувства должен обращать к Богу.

Огонь также обозначает горение человека духом перед Богом. Ведь в храме нельзя находиться с равнодушным расположением сердца.

КОГДА НАДО СТАВИТЬ СВЕЧИ?

– Пришедшие в храм должны ставить свечи до начала службы. Нехорошо нарушать благочиние в храме, передавая свечи во время богослужения или протискиваться к подсвечнику, отвлекая молящихся. Опоздавшие на богослужение должны ставить свечи после его окончания.

КАК ПРАВИЛЬНО ПОСТАВИТЬ СВЕЧУ?

– Свечи зажигают одну от другой, горящей, и ставят в гнездо подсвечника. Свеча должна стоять прямо. Не следует пользоваться в храме спичками и зажигалками, если в подсвечниках уже стоят горящие свечи. Не следует зажигать свечу от лампады, чтобы не накапать воск в масло или случайно не загасить лампаду.

КОМУ И СКОЛЬКО СВЕЧЕЙ НАДО СТАВИТЬ?

– Нет обязательных правил, куда и сколько ставить свечей. Их покупка – добровольная жертва Богу.

В первую очередь хорошо поставить свечу к «празднику» (центральному аналою) или чтимой храмовой иконе, затем – к мощам святого (если они имеются в храме), а уже потом – о здравии (к любой иконе) или о упокоении (на канун – квадратный или прямоугольный столик с Распятием).

МОЖНО ЛИ ПОЛОЖИТЬ СВЕЧУ НА ПОДСВЕЧНИК, ЕСЛИ ЕЕ УЖЕ НЕКУДА СТАВИТЬ?

– Так и надо делать. Неправильно делают те, кто ставит свечи по две в одну ячейку или снимает чужую свечу, чтобы поставить свою.

МОЖНО ЛИ ДЕРЖАТЬ ГОРЯЩУЮ СВЕЧУ В РУКЕ И СТОЯТЬ С НЕЙ?

– С зажженными свечами принято стоять на панихиде, во время богослужения утрени Великого Пятка. Возжигаются свечи и на полиелей, но эта традиция, в основном, сохранилась только для священнослужителей. С горящей свечкой надо обращаться осторожно: следить, чтобы воск не капал на пол, и чтобы случайно не воспламенилась одежда на человеке, который стоит впереди. В остальное время правильнее ставить свечу на подсвечник, который специально для этого предназначен. В храме надо соблюдать установленный порядок, а не поступать, как захочется.

КОМУ ПОСТАВИТЬ СВЕЧУ ОБ ОТПУЩЕНИИ ГРЕХОВ? ЧТО ЧИТАТЬ ОБ ОТПУЩЕНИИ ГРЕХОВ?

— Грехи отпускаются только на Исповеди после искреннего, подробного исповедания всех их в присутствии священника и прочтения им разрешительной молитвы. Свеча – это символ, сама по себе она не освобождает от грехов и не соединяет с Богом.

КАКОМУ СВЯТОМУ ЛУЧШЕ ПОСТАВИТЬ СВЕЧУ ПРИ СЕМЕЙНОМ РАЗЛАДЕ, КОГДА МУЖ ХОЧЕТ УЙТИ ИЗ СЕМЬИ?

– О семейном благополучии молятся Божией Матери, святым Гурию, Самону и Авиву, святой блаженной Ксении Петербургской.

Также полезно вспомнить и осознать свою вину по отношению к мужу, испросить прощения, попытаться примириться.

МОЖНО ЛИ ПОСТАВИТЬ СВЕЧУ О НЕКРЕЩЕНОМ НОВОРОЖДЕННОМ РЕБЕНКЕ, КОТОРЫЙ ЗАБОЛЕЛ?

– Молиться о некрещеных своей личной молитвой и ставить за них свечи можно, нельзя только писать их имена в церковных записках, так как Церковь о некрещеных не молится.

Заболевшего ребенка надо как можно скорее крестить. Если ребенок болен тяжело, можно позвать священника домой или в роддом. В Таинстве Крещения ребенок получит особую благодать, которая будет ему помогать. Если ребенок умрет некрещеным, на родителях будет грех. А крещеного ребенка можно причащать, заказывать сорокоусты, молебны о здравии – это первая помощь в болезнях.

КОМУ ПОСТАВИТЬ СВЕЧУ О ЧЕЛОВЕКЕ, КОТОРЫЙ ПРИСТРАСТИЛСЯ К НАРКОТИКАМ?

– Об избавлении от этой страсти можно помолиться и поставить свечу перед иконами Божией Матери «Неупиваемая Чаша», мученика Вонифатия, праведного Иоанна Кронштадтского.

КОМУ ПОСТАВИТЬ СВЕЧУ, ЕСЛИ РЕБЕНОК СЕРЬЕЗНО ЗАБОЛЕЛ?

– Свечу можно поставить к любой иконе: Господу Иисусу Христу, Божией Матери, святым угодникам Божиим.

Кроме этого надо знать, что болезнь ребенка – для всей семьи время молитвы и покаяния. Она как бы стимулирует духовную жизнь. Малышу следует давать святую воду, омывать его этой водой. И самое главное — это причащение больного ребенка Святых Христовых Таин. Причащение может быть как дома, так и в больнице, и в храме, в зависимости от состояния малыша. Если ребенок уже умеет молиться, пусть делает это сам, если же не умеет, то родителям и крестным надо делать это за него. И, разумеется, духовное делание должно сочетаться с лечением, которое сможет рекомендовать профессиональный доктор.

КАКОЙ ИКОНЕ ЛУЧШЕ ПОСТАВИТЬ СВЕЧУ ПЕРЕД ПРЕДСТОЯЩЕЙ ОПЕРАЦИЕЙ?

– Можно поставить свечи и помолиться святому великомученику и целителю Пантелеимону, святым врачам-бессребреникам Косме и Дамиану. А еще надо подготовиться к Исповеди и Причастию, заказать молебен о благополучном исходе операции, узнать имя врача и помолиться о том, чтобы его руками управлял Господь.

МОЖНО ЛИ ПОСТАВИТЬ СВЕЧУ О ЗДРАВИИ САМОГО СЕБЯ?

– Конечно, можно ставить свечи и молиться о своем здоровье. Свеча – это символ молитвенного обращения к Богу. И большинство молитв составлены именно от первого лица.

МОЖНО ЛИ БЕРЕМЕННОЙ ЖЕНЩИНЕ СТАВИТЬ СВЕЧИ ЗА УПОКОЙ?

– Ставить свечи и молиться об усопших можно и нужно всем.

КОМУ ПОСТАВИТЬ СВЕЧУ О БЛАГОПОЛУЧИИ В ДЕЛАХ?

– Кто хочет что-либо получить от Господа или от святых, тот должен не только молиться им, но и строить свою жизнь по заповедям. Через Евангелие Бог обращается ко всем с просьбой, чтобы были добрыми, любвеобильными, смиренными и т.д., но люди зачастую и слушать не хотят об этом, а сами просят Его, чтобы Он помогал им в делах.

Чтобы молитвы были успешными, молиться надо идущими от сердца словами, с верой и надеждой на помощь Божию. И следует помнить, что не все, что человек просит у Господа, полезно для него. Господь не машина, выполняющая все желания, стоит лишь нажать нужную кнопку, что все, посылаемое Им, направлено к пользе и спасению души, хотя порой людям и кажется это несправедливым.

МОЖНО ЛИ СТАВИТЬ СВЕЧИ ЗА ТРАГИЧЕСКИ ПОГИБШЕГО НЕКРЕЩЕНОГО И ВООБЩЕ ОБ УПОКОЕНИИ НЕКРЕЩЕНЫХ?

– Ставить свечи и молиться за некрещеных можно, но подавать в храме записки с именами некрещеных нельзя.

МОЖНО ЛИ СТАВИТЬ СВЕЧИ О ЗДРАВИИ И УПОКОЕНИИ В ПАСХУ?

– Ставить свечи о здравии и упокоении можно всегда, но молитв об усопших в Пасху и на Светлой седмице Церковь не совершает, они переносятся на Радоницу – второй вторник после Пасхи.

МОЖНО ЛИ СТАВИТЬ СВЕЧИ, КУПЛЕННЫЕ В ДРУГОМ ХРАМЕ?

– Свечи обычно приобретают в том храме, куда приходят молиться – это малая жертва именно этому храму.

ЧТО ДЕЛАТЬ СО СВЕЧОЙ ПОСЛЕ ОСВЯЩЕНИЯ КУЛИЧЕЙ И ЯИЦ? МОЖНО ЛИ УНОСИТЬ ЕЕ ДОМОЙ?

– Можно унести домой и зажечь во время домашней молитвы, а можно поставить в храме перед любой иконой.

ЗАЧЕМ СНИМАЮТ СГОРЕВШИЕ ТОЛЬКО ДО ПОЛОВИНЫ СВЕЧИ, ВЕДЬ МЫ ЗА НИХ ДЕНЬГИ ПЛАТИМ…

– Из-за большого количества желающих поставить свечи их иногда снимают не полностью догоревшими. Не надо смущаться этим, а также тем, что не полностью сгоревшую свечу погасили после окончания службы – жертва уже принята Богом.

КОГДА ПРИМЕНЯЮТ ЛАДАН? МОЖНО ЛИ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ИМ ДОМА?

– Ладан употребляют в Церкви при богослужении, а также при отпевании усопших, при освящении жилищ священником. Можно употреблять ладан и во время домашней молитвы.

Пожалуй, ни один из церковных предметов не порождает столько суеверий и кривотолков, как церковная свеча. Даже по тому, горит ли она ровно, «плачет» или трещит, любители примет умудряются «определять» свою судьбу, впадая в уныние или необоснованный оптимизм.

Но всегда ли прихожане храмов могут ответить тем, кого именуют захожанами, на их вопросы о свечах? Почему, например, и в каких случаях подается свеча в алтарь? Нужно ли брать домой свечу с соборования и возжигать ее потом, когда болеешь? Об этом и многом другом мы беседуем с клириком Свято-Троицкого кафедрального собора Саратова священником Александром Степовиком.

— Правда ли, что первоначально свечи использовались в христианских храмах просто для освещения пространства перед иконами, то есть их значение было утилитарным?

— Нет, свечи использовались в храме еще во времена Ветхого Завета, и их значение с самого начала было символическим. В чине освящения свечей, в Требнике, говорится, что Сам Господь повелел пророку Моисею внести светильник в алтарь и что мы употребляем свечи по заповеди сей во славу величия Господа.

Православному христианину нужно понимать, зачем вообще свеча ставится. Святой праведный Иоанн Кронштадтский в своем дневнике пишет, что советовал бы каждому священнику перед служением Литургии возжигать свечу. Он говорит: ты поймешь, что тогда по-другому даже молитва течет, потому что одно дело — когда ты просто молишься, и другое — когда ты Богу при этом хотя бы небольшую жертву приносишь. Мы жертвуем, и эта жертва соединяется с нашей молитвой.

Другое дело, что понимание всего этого не должно ни в коем случае приводить человека к магизму. И конечно, нужно помнить, что свечи часто используются для создания так называемой религиозной ширмы — в псевдорелигиозных ритуалах, которыми обставляется оккультная деятельность. Если человек, допустим, «лечит» заговорами и при этом советует своим «пациентам» в храмах ставить свечи — он такой же колдун, как и остальные.

— То есть если человек пришел в храм, купил в лавке свеч, потому что ему сказали: «Надо свечку поставить», расставил их по подсвечникам и ушел, он сделал нечто бессмысленное?

— Я бы не был так категоричен. В деле молитвы всё зависит от горячности и искренности человека. И кто­то, может быть, обратился к Богу буквально на мгновения, когда эту свечу ставил, — и был Богом услышан. Думаю, что в основном даже совсем нецерковные люди приходят в храм не с совершенно холодным сердцем, и какая-то беседа со святыми, с Господом Богом у них все-таки происходит.

— Кстати, Вам не кажется, что за последние лет пятнадцать «захожан» в храмах стало значительно меньше? По крайней мере, не так часто уже кто-то пробирается сквозь ряды молящихся со свечами наперевес…

— Да, в целом сейчас на приходах выше процент людей, которые пришли всерьез и надолго. Церковная жизнь по сравнению с 90‑ми и даже нулевыми годами изменилась: сейчас те, кто хотел бы креститься, проходят вероучительные огласительные беседы, у прихожан стало намного больше возможностей общения со священниками — и всё это направлено на то, чтобы до человека донести, что такое не просто ходить в храм, а жить по-христиански. И это приносит определенные плоды.

— Давайте поговорим о тех традициях и суевериях, которые еще бытуют. Есть, например, такое понятие, как свеча со Страстных Евангелий. Многие в Великий Четверг несут ее в зажженном виде домой, от нее затепливают лампаду. Это суеверие или традиция?

— Это традиция. Она не зафиксирована в авторитетных письменных источниках, но она передается из поколения в поколение, и во многих верующих семьях, в том числе священнических, ее хранят. Я не вижу в этом чего-то противоречащего православному вероучению. Опять же, в Требнике, в чине освящения свечей, говорится о том, что свеча принесется в дом и там будет возжжена, чтобы Господь освятил жилище сие.

— А обязательно ее из храма донести зажженной?

— Думаю, что если человек эту свечу потушит и дома опять затеплит, ничего в этом страшного нет. И вообще ничего страшного нет — повторюсь, это просто традиция. Мне доводилось видеть, какой бывает ажиотаж, когда раздают в наших храмах Благодатный огонь: многие считают, что нужно его не только непременно донести до дома, но и затеплить от него лампадку, которая будет гореть непрестанно до следующей раздачи огня. Неугасимая лампада в квартире — это вообще, на мой взгляд, вещь достаточно спорная. И лампады, и свечи нужны во время молитвы: они нас собирают, они нам являют образ этой молитвы. А когда никого нет дома, зачем лампаде гореть? Это опять же какое-то представление о том, что нечто внешнее может за нас устроить наше спасение.

И еще суеверием можно назвать обычай с четверговой свечой либо со свечой от Благодатного огня обходить по периметру свое жилище. Так делают как раз оккультисты — «сжигают негативную энергию». Верующий человек может по незнанию, без нечистых помыслов это совершить, но вообще так делать не стоит.

— Еще люди часто берут домой свечи с соборования. Говорят, что с ними нужно потом молиться, когда болеешь…

— Совершенно нет разницы, эту свечу зажечь или какую-то другую. Никакой «благодати исцеления» в свече с соборования не сохраняется. И не надо дома такие свечи складировать — ни с соборований, ни из паломничеств.

Здесь стоит оговориться: существует традиция в течение всей жизни хранить свечи с венчания и с монашеского пострига. Но опять же это связано не с тем, что это какие-то «сильные» свечи, а с тем, что они напоминают об исключительном моменте в жизни человека — и само это напоминание может ревность к жизни духовной в его сердце вновь возгревать.

— Люди порой спрашивают в церковных лавках «сретенские свечи». Что это такое? Какой-то околоцерковный миф?

— Нет, это не миф. В Требнике существуют молитвы на освящение свечей именно в Сретение. Однако это точно такие же свечи, как и остальные. Просто существовал такой чин — в память о том, что свет Христова учения просветил народы. Знаю, что в советские годы, когда достать церковные свечи было трудно, верующие люди в деревнях делали их сами и раз в год, на Сретение Господне, привозили освящать. Сейчас этот чин мало где сохранился, свечи освящаются по мере необходимости, а поиском сретенских свечей по храмам занимаются в основном люди, увлеченные эзотерикой.

— Можно ли передавать свечи во время богослужения, чтобы другой человек поставил их за тебя?

— Можно, а что в этом такого? Единственное что — не нужно этого делать во время чтения Апостола и Евангелия, во время Херувимской песни евхаристического канона, шестопсалмия, то есть в такие моменты службы, которые требуют максимального сосредоточения всех сил молящегося. И конечно же, неправильно думать, что если кто-то зажег нашу свечу, то эта жертва «перешла» ему. Другой человек ничего у нас не может в духовной жизни «украсть».

— Есть такое понятие, как свеча в алтарь. Есть ли в этом отношении какая-то традиция, в каких случаях она подается?

— Свеча в алтарь — одна из форм материального пожертвования на храм, и подается она тогда, когда у человека есть желание и возможность храму помочь. В алтаре тоже требуются свечи: с ними стоят священники на полиелее, с ними выходят в определенные моменты службы пономари, свеча горит на престоле, на жертвеннике. И соответственно, либо эти свечи покупает храм, либо их жертвуют прихожане.

— Часто люди считают правильным поставить одну, но большую свечу, когда у них какая-то большая просьба, или какая-то беда, или они каются в тяжком грехе. А когда всё нормально, ставят несколько маленьких, на разные подсвечники. Это суеверие?

— Скорее это предрассудок. Если у человека душа просит поставить одну большую свечу, допустим, какому-то святому, пусть поставит. Но размер свечей соотносить с масштабом наших бедствий и грехов — это, конечно, нелепость. Жертва Богу в виде свечей приносится по нашим материальным возможностям, не нужно этот момент усложнять. А то ведь бывает, что человек, если у него нет денег на свечу и на то, чтобы положить что-то в кружку для пожертвований, и в храм не идет. Сколько раз от бабушек доводилось слышать: «Вот пенсию получу — тогда схожу в храм». На самом деле, не должно быть внутреннего стеснения, если мы пришли на службу и просто помолились, не пожертвовав никаких денег. Господь видит наши обстоятельства. Кроме того, каждый человек, молящийся на службе, нечто уже приносит в храм — он приносит в него свою молитву.

— Какой из предрассудков, связанных со свечами, Вы бы назвали самым нелепым, чудовищным, исходя из своего пастырского опыта?

— Пожалуй, возжигание свечей за упокой живых людей. Навредить человеку таким образом нельзя, а вот ставящий свечу вредит своей душе очень сильно — своею собственной злобой. Впрочем, если человек, которого помянули о упокоении, будет считать, что теперь Господь непременно лишит его жизни, он тоже себе повредит — своим недоверием Богу, представлением о Нем как о неком механизме, а не как о Личности. Вообще, уязвимость человека в отношении подобного рода обрядов зависит от того, насколько он в силу этих обрядов верит больше, чем в силу Божию.

Но бывает порой, что не о желании зла другому идет речь, просто человек не знал, что подсвечник заупокойный. Потом узнаёт — и у него паника, ужас. Я в таких случаях привожу в пример одну историю, которую можно найти в наставлениях преподобного Паисия Святогорца. Старец рассказывал, что один мужчина во время Второй мировой войны попал в концлагерь. Близкие считали его погибшим. Поскольку это были верующие люди, они постоянно молились о его упокоении, бывали в храме во все дни особого поминовения усопших. Потом он вернулся домой и впоследствии рассказал, что в его тяжелой жизни в концлагере бывали моменты, когда с ним происходило что-то хорошее — когда немного облегчался режим или давали дополнительную пайку, — и случалось это почему-то в дни, когда в храмах проходят заупокойные службы. Тогда его близкие расплакались, потому что им стало понятно, что это Господь отвечал таким образом на их молитвы. Так что человеку, который случайно кого-то не так помянул, можно сказать, что у Бога все живы и что главное — это наша любовь и любовь Божия.

Газета «Православная вера» № 03 (623)

Главная > Витамины для души > Символы >
Свеча в ладонях
Ты свечу зажёг.
Словно молнии проблеск,
В ладонях возник.
Мацуо Басё

Свеча символизирует свет во тьме жизни, озарение, живительную силу Солнца. Универсальным является использование свечей в религиозных целях, на алтарях и в процессиях. Краткостью своего существования свеча символизирует одинокую трепетную человеческую душу, мимолетность жизни, которую так легко погасить.

Символом иудаизма стала менора — мозаичный семисвечник, описанный в книге Исход. Он означает божественное присутствие, а также олицетворяет Семь Церквей Малой Азии. Предполагается, что ствол свечи — это Космическое Древо, Древо Света, Ось Мира. Библейский Иосиф говорит, что семь веточек подсвечника — это Солнце, Луна и планеты, сияющие во тьме хаоса и превратностей жизни, семь дней недели, семь звезд Большой Медведицы и семь кругов или сил мира. Согласно Филону, менора отображает воздействие благодати на все небесные вещи. В Каббале три свечи означают мудрость, силу и красоту.

Свеча

У христиан свеча — это божественный свет, сияющий в мире, эмблема Христа, Церкви, благодати, веры, духовная радость, благочестие, освещенное любовью. Церковные свечи играют очень важную роль. Они символически выражают учение Церкви, например, три свечи представляют Троицу, а семь свечей — семь святых даров. Свечи по обе стороны от креста на алтаре означают двойственную природу Христа, человеческую и божественную, пасхальная свеча — воскресшего на Пасху Христа, шесть светильников на алтаре означают постоянный церковный цикл молитв.

Как олицетворение небесного огня, свеча играла для славян значительную роль не только в повседневной, но и в обрядовой жизни. Она служила аналогом человеческой жизни, души, пребывающей в теле, потому была обязательным ритуальным атрибутом и одним из наиболее важных оберегов. Задувание свечей на именинном пироге символизировало жизненное дыхание. Свечи, зажигаемые, когда человек умер, освещали тьму смерти. Особенное значение имела страстная свеча — ею освящали хозяйство, зажигали в тяжелые моменты жизни, верили, что она может уберечь от пагубных последствий грозы, наводнения, пожара.

* * *
Пришел, как жизнь, короткий,
прощальный, тихий вечер.
Конец всему родному…
А я хочу быть вечным!
Листву в саду кровавя
и душу мне увеча,
пылает медь заката…
А я хочу быть вечным!
Как этот мир прекрасен!
Не задувайте свечи…
Будь вечным, этот вечер,
и я да буду вечен!

Хуан Рамон Хименес

Фото Натальи Четвериковой

Церковная свеча — священное достояние Православия. Она — символ нашего духовного союза со святой Матерью-Церковью. Свечи, которые верующие покупают в храме, чтобы поставить в подсвечники возле икон, имеют несколько духовных значений: поскольку свеча покупается, она есть знак добровольной жертвы человека Богу и храму Его, выражение готовности человека к послушанию Богу (мягкость воска), его стремления к обожению, превращению в новую тварь (горение свечи). Свеча есть также свидетельство веры, причастности человека к Божественному свету. Свеча выражает теплоту и пламень любви человека ко Господу, Матери Божией, Ангелу или святому, у ликов которых верующий ставит свою свечу.

Возжигание свечей в храме — это часть службы, это приношение жертвы Богу, и как нельзя нарушать благочиние в храме недостойным, беспокойным поведением, также нельзя создавать беспорядок, передавая через весь храм во время службы свою свечу или, еще хуже, протискиваясь к подсвечнику, чтобы поставить ее самому.

Если хочешь поставить свечу — приходи до начала службы. Горестно видеть, как пришедшие в храм к середине службы, опоздавшие, в самые ответственные и торжественные моменты богослужения, когда все замирает в благодарении Богу, нарушают благочиние в храме, передавая свои свечи, отвлекая других верующих.

Если кто опоздал на службу — пусть дождется окончания богослужения, а затем, если у него есть такое желание или нужда, поставит свечу, не отвлекая других и не нарушая благочиния.

Покупка свечей есть малая жертва Богу и Его храму, жертва добровольная и необременительная. Поэтому желательно приобретать свечи в том храме, куда пришел молиться. Дорогая свеча вовсе не благодатнее маленькой. Нет и обязательных правил, куда и сколько свечей должны ставить верующие. Однако по сложившейся традиции в первую очередь ставится свеча к Празднику или чтимой храмовой иконе, затем к мощам святого, если таковые имеются в храме, своему святому (имя которого носишь), а уже потом за здравие или за упокой. За умерших свечи ставят на канун у распятия, мысленно произнося: «Помяни, Господи, усопшего раба Твоего (имя) и прости его согрешения, вольные и невольные, и даруй ему Царствие Небесное».

О здравии или в какой-либо нужде обычно свечи ставят Спасителю, Божией Матери, святому великомученику и целителю Пантелеимону, а также тем святым, кому Господь даровал особую благодать исцелять болезни и подавать помощь в различных нуждах.

Поставив свечку перед избранным тобой угодником Божиим, мысленно произнеси: «Святый угодниче Божий (имя), моли Бога обо мне, грешном (или имя, за кого просишь)».

Затем надо подойти и, перекрестившись и поклонившись, приложиться к иконе.

Надо помнить: чтобы молитвы дошли, молиться святым угодникам Божиим надо с верой в силу их ходатайства пред Богом и со словами, идущими от сердца.

Если ставишь свечу к образу всех святых, обрати ум свой ко всему сонму святых и всему воинству небесному и молись: «Вси святии, молите Бога о нас». Все святые о нас всегда Бога молят. Он же один всех милует, а к просьбам святых Своих всегда снисходителен бывает.