Собор смоленского монастыря

Князь верил, что одержать победу помог ему чудотворный образ Смоленской иконы Божией Матери, именуемой «Одигитрия», что значит «Путеводительница», пред которой он в то время молился. Он дал обет Богу построить обитель в честь Смоленской иконы Божией Матери, который не смог сразу исполнить. Лишь накануне Казанского похода 1523 года он составил завещание — духовную грамоту, приказывая приступить к строительству на Девичьем поле женского монастыря в честь Смоленской иконы Богоматери.

Место было выбрано не случайно. Именно тут проходила дорога на Смоленск, и в XV веке здесь торжественно, при большом стечении народа пронесли Смоленскую икону Божией Матери из Москвы, возвращая ее обратно в Смоленск, в Успенский храм, где она находилась прежде, и тем самым расположили к себе смолян. Недалеко от того места, где был заложен Московский Новодевичий монастырь, духовенство отслужило молебен Святой Путеводительнице, после чего экипаж с подлинным образом отправился в Смоленск, а в Москве остались две копии иконы.

Монастырь был назван «Пречистой Одигитрии Новым девичьим» в отличие от Вознесенского монастыря в Кремле, называвшегося Стародевичьим.

На сооружение монастыря из великокняжеской казны было выдано 230 килограммов серебра.

Главный собор монастыря (Смоленский) строился в 1524-1525 годах. Завершение строительства было приурочено к престольному празднику 10 августа (28 июля по старому стилю) в честь Смоленской иконы Божией Матери.

10 августа (28 июля по старому стилю), в день Смоленской иконы Божией Матери, празднуется день основания обители.

В этот день в 1525 году в Новодевичий монастырь из Благовещенского собора Кремля был торжественно перенесен чудотворный образ Богоматери Одигитрии Смоленской. С тех пор на протяжении почти 400 лет совершался Крестный ход из Кремля в Новодевичий монастырь. Это священное шествие всегда возглавляли русские цари (вплоть до Петра I) и московские первосвятители (до 1917 года).

Новый Девичий монастырь, как именуют его царские и патриаршие грамоты и летописи XVI-XVII веков, сразу получил высокий статус царского богомолья, соответствующие льготы, богатые денежные вклады, обширные земельные вотчины и приписных крестьян. Первой игуменией Новодевичей обители по повелению Василия III стала известная подвижница своего времени, старица Суздальского Покровского монастыря, преподобная Елена (Девочкина), вместе с которой из Суздаля прибыли 18 монахинь. Их молитвами и трудами в Новодевичей обители было положено начало монашеской жизни на основах строгого общежития.

Ансамбль Новодевичьего монастыря — выдающийся памятник архитектуры XVI-XVII веков. Монументальный четырехстолпный пятиглавый собор иконы Смоленской Богоматери с трех сторон окружен закрытой галереей. В интерьере собора — росписи XVI и XVII веков, пятиярусный резной иконостас (1683-1685) с иконами работы Симона Ушакова и других мастеров Оружейной палаты. В 1680-х годах в монастыре сложился исключительный по выразительности комплекс построек в стиле московского барокко — стены с 12 башнями, надвратные церкви Преображения (северная) и Покрова (южная) с примыкающими к ним Лопухинскими и Мариинскими палатами (1683-1688), шестиярусная колокольня высотой 72 метра (1689-1690), обширная трапезная с церковью Успения (1685-1687). Сохранились также другие постройки XVI-XVII веков — палаты царицы Ирины с церковью Амвросия, кельи, стрелецкие караульни.

Шестиярусная колокольня Новодевичьего монастыря («кружевная») была построена при участии царевны Софьи — сестры Петра I. Самые старые колокола датированы XVI веком. Даже в недостроенном варианте (завершение в виде восьмигранного барабана с главкой появилось около 1704 года) на тот период колокольня Новодевичьего монастыря была второй по высоте после колокольни Ивана Великого. Кроме тщательно выверенных пропорций, неповторимую прелесть колокольне придает изысканное белокаменное убранство, отдельные мотивы и детали которого гармонично сочетаются и между собой, и с деталями декора окружающих сооружений. Белокаменные наличники, в виде любимого в то время «петушиного гребня», обрамляющие окна и двери второго и четвертого ярусов, повторяют рисунок украшений надвратного северного храма во имя Спаса Преображения и покоев Евдокии Лопухиной. Арочные проемы для колоколов тоже украшены «петушиным гребнем», но над арками третьего яруса его рисунок несколько усложнен резными пирамидками. К 1964 году из 19 колоколов осталось 13, годных для звона. Судьба 12 колоколов, отлитых в 1910 году, пока не выяснена.

Расположенный в излучине реки Москвы у трех переправ (у Дорогомилова, Крымского брода и Воробьевых гор), монастырь играл оборонительную роль, защищая Москву с юго-запада.

Обитель стала местом пострижения женщин царской семьи. В обители жили вдова старшего сына Ивана IV Грозного царевича Ивана, насильно постриженные в монахини сестра Петра I царевна Софья и его первая жена Евдокия Лопухина. После смерти царя Федора Ивановича в Новодевичий монастырь удалилась его супруга Ирина Годунова со своим братом Борисом Годуновым, который оставался здесь до своего призвания на царство в 1598 году.

С 1610 по 1611 год Новодевичий монастырь был захвачен польскими войсками, после освобождения имел постоянную охрану.

В середине XVII века в Новодевичий монастырь перевели монахинь из украинских и белорусских монастырей, в 1721 году поместили стариц, обратившихся из раскола.

В 1724 году здесь были устроены больница для солдат и офицеров русской армии, приют для девочек.

По духовным штатам 1764 года Новодевичий монастырь был отнесен к первоклассным и занимал второе место среди женских монастырей.

Во время Отечественной войны 1812 года французы предприняли попытку взорвать монастырь, но монахиням удалось спасти обитель от разрушения.

В монастыре действовали благотворительные заведения: Филатьевское училище для девочек-сирот (1871), Елисаветинский приют для малолетних девочек-сирот (1892) и церковно-приходская школа (1899). Имелись больница и две богадельни для престарелых монахинь.

В годы Первой мировой войны обитель принимала участие в постройке и содержании лазарета при Покровской общине. 20 насельниц служили сестрами милосердия, другие занимались пошивом солдатского белья и сбором посылок на фронт.

К 1917 году в монастыре проживали 51 монахиня, 53 послушницы.

Многовековой уклад жизни древней обители был прерван Октябрьской революцией 1917 года. С 1918 по 1919 год декретами советской власти были закрыты благотворительные и учебные заведения, конфискованы банковские сбережения и земля, а монашеские кельи отданы под жилье красноармейцам и рабочим.

В 1922 году монастырь был упразднен. В его стенах открылся Музей эпохи царевны Софьи и стрелецких бунтов, который в 1926 году был преобразован в Историко-бытовой музей, а затем в Музей раскрепощения женщин.

В 1929 году последний из храмов обители был закрыт властями и отдан под Гохран — Государственное хранилище музейных ценностей.

С 1934 года Новодевичий монастырь — филиал Государственного исторического музея. Успенский храм был возвращен церкви и освящен 29 декабря 1945 года. В западной части трапезной палаты в 1982 году был устроен крестильный храм.

В 1988 году в храме установлен иконостас из разрушенного храма Успения Богородицы на Покровке. С 1964 года при Успенском храме находится кафедра митрополита Крутицкого и Коломенского.

В 1994 году был снова учрежден женский монастырь. В день престольного праздника в 1995 году в соборе Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил первую Божественную литургию.

В монастыре располагается Московское областное епархиальное управление.

Святыни монастыря — чтимые Смоленская и Тихвинская (XVI век) иконы Божией Матери.

Настоятельница — игумения Маргарита (Феоктистова).

В 2004 году архитектурный ансамбль монастыря был включен ЮНЕСКО в Список всемирного наследия.

С 2010 года монастырь стал церковным музеем Московской епархии Русской православной церкви (РПЦ).

Смоленский собор и часть строений находятся в ведении Государственного исторического музея.

Примечателен некрополь Новодевичьего монастыря. На кладбище вокруг Смоленского собора и Успенской церкви были погребены поэт и герой Отечественной войны 1812 года Денис Давыдов, писатели Михаил Загоскин, Иван Лажечников, Антон Чехов (могила перенесена на Новодевичье кладбище), Михаил Погодин, историк Сергей Соловьев, философ Владимир Соловьев, генерал Алексей Брусилов, первая игумения монастыря Елена Девочкина. Кладбище неоднократно расширялось. Сейчас там находятся могилы множества видных советских и российских деятелей.

Помимо захоронений выдающихся личностей, кладбище известно и уникальными надгробиями, выполненными такими скульпторами как Николай Андреев, Михаил Аникушин, Евгений Вучетич, Лев Кербель, Сергей Коненков, Вера Мухина, Эрнст Неизвестный, Николай Томский, Иван Шадр и другими.

Указом президента России от 20 мая 2013 года объект культурного наследия федерального значения «Ансамбль Новодевичьего монастыря» отнесен к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации.

Президент России Владимир Путин поручил премьер-министру Дмитрию Медведеву разработать комплекс мер по воссозданию исторического облика Новодевичьего монастыря. При этом на реставрацию объекта планируется потратить более 5 миллиардов рублей.

В феврале 2015 года министерство культуры России объявило тендер на разработку проекта дальнейшей реставрации Новодевичьего женского монастыря в Москве, начальная цена госконтракта составляет 160 миллионов рублей.

Новодевичий Богородице-Смоленский монастырь — знаменитый православный женский монастырь, расположенный в Москве, в Хамовниках на Девичьем поле.

Комплекс зданий Новодевичьего монастыря представлен восемью храмами и шестью жилыми и хозяйственными постройками, которые хорошо сохранились за долгое время.

Сегодня общая протяженность территория Новодевичьего монастыря составляет около 900 метров.

Богородице-Смоленский Новодевичий монастырь в Москве

© bolshoy888

Храмы Новодевичьего монастыря

Центральным зданием Новодевичьего монастыря является древний Смоленский собор, построенный в XVI веке. Сегодня собор увенчан пятью куполами, а в интерьере присутствует оригинальная фресковая живопись. Позже, в XVII веке, во время правления царевны Софьи Алексеевны все здания монастыря были укреплены и расширены.

Богородице-Смоленский Новодевичий монастырь обнесен толстой крепостной стеной с двенадцатью башнями, украшенными декоративными элементами, благодаря которым их можно отнести к архитектурному стилю нарышкинское барокко.

В ансамбль Новодевичьего монастыря входят:

  • Смоленский собор
  • Храм успения Богородицы
  • Трапезная
  • Колокольня
  • Надвратный храм Спаса Преображения
  • Лопухинские палаты
  • Мариинские палаты
  • Палаты Ирины Годуновой
  • Амвросиевская церковь
  • Часовня-усыпальница фабрикантов Прохоровых
  • Покровская надвратная церковь
  • Другие строения для духовных и бытовых нужд монастыря

История

Существует несколько версий, почему местность в Москве, где расположен Новодевичий монастырь, названа Девичьим полем. Возможно, это связано с угоном в полон русских девушек татаро-монгольскими воинами. Новодевичьим монастырь стал именоваться из-за того, что в Кремле уже существовал в то время Стародевичий Вознесенский монастырь.

Отец Ивана Грозного великий князь Василий III основал Новодевичий монастырь в честь значительного военно-политического события — возвращения Смоленской земли, завоеванного литовцами.

Несколько сотен килограммов серебра ушло на строительство деревянной обители, чье возведение началось в 1524 году. Имена архитекторов до сих пор точно не установлены. Первой игуменьей стала суздальская монахиня Елена Девочкина, ее могила сохранилась у стен Смоленского собора и является местом паломничества.

Богородице-Смоленский Новодевичий монастырь в Москве

© Oleg N.

При Иване Грозном обитель приобрела статус придворной, туда отправлялись на проживание царские родственницы. Ирина Годунова, жена почившего царя Федора Иоанновича, добровольно постриглась в монахини и некоторое время продолжала государственную деятельность в стенах монастыря.

Борис Годунов, брат Ирины и новый русский царь, кардинально перестроил монастырь, превратив его из деревянного в настоящую твердыню из камня с крепостной стеной длиной около километра. Это оказалось очень своевременно, так монастырь стал оборонительным сооружением на юге Москвы в Смутное время.

При новой династии Романовых Новодевичий монастырь восстановили после разрушительных битв во время интервенции. Царевна Софья Алексеевна применила все свои организаторские таланты для реорганизации обители в новом стиле московского барокко. Появилось обилие декора зданий, многоярусная колокольня, две надвратные церкви, трапезная, новый Успенский храм и другие строения.

Там же, в Новодевичьем монастыре, Софья была насильно пострижена под духовным именем Сусанны, когда к власти пришел ее брат Петр I Алексеевич. К тому же в эту обитель позднее отправили его первую жену Евдокию Лопухину. Вместе с именитыми инокинями в монастырь поступали драгоценности в качестве пожертвования. Напрудная башня, в которой обитала Софья Алексеевна, в народе до сих пор считается исполняющей желания. На ее стенах можно встретить разнообразные надписи с просьбами от мирян, которые обращаются к святой Софье, хотя царевну не канонизировали.

В начале XVIII века в стенах Новодевичьего монастыря обрели дом девочки-сироты, которые обучались рукоделию и, в частности, плетению брабантских кружев.

При советской власти монастырь был закрыт и преобразован в «Музей раскрепощения женщины», затем в филиал Исторического музея, а часть здания была отдана под социальные нужды.

Богородице-Смоленский Новодевичий монастырь в Москве

Современное состояние

В 2004 году весь ансамбль Новодевичьего монастыря был включен в список памятников Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Сегодня Богородице-Смоленский Новодевичий монастырь очень популярен среди туристов, приехавших в Москву.

В настоящее время в Новодевичьем монастыре продолжают жить и трудиться монахини. Есть мастерские с традиционными церковными ремеслами: иконописным, золотошвейным и швейным. Монастырь является также филиалом Государственного исторического музея и церковным музеем Московской епархии РПЦ. В церковном музее можно ознакомиться со множеством фотографий, документов, икон и других объектов, связанных с личностями и историей монастыря.

Иконы Новодевичьего монастыря

В Новодевичьем монастыре хранятся знаменитые православные святыни: ковчеги с частицами мощей разных святых, частица мощей и икона святого Николая, множество древних икон XV–XVII веков.

В Успенском храме Новодевичьего монастыря хранится Иверская икона Божьей матери — точный список с афонского образа. По легенде, сама Богородица явилась монахам, которые задержались на переправе через Дунай, и поспособствовала их дальнейшему пути в Россию. Иверская икона прибыла в Москву 26 октября 1648 года, в честь этого события установлено ежегодное празднование.

Царевна Софья Алексеевна приняла монашество в Новодевичьем монастыре и перевезла сюда Иверскую икону, которой владела по праву наследования. Эту икону лишь однажды вывозили за пределы Москвы — в 1812 году во время Отечественной войны. Ныне Иверская икона Богоматери постоянно пребывает в Успенском соборе Новодевичьего монастыря и является чудодейственной для верующих, избавляя от недугов, скорбей и печалей.

Еще одна чудотворная икона, хранящаяся в Новодевичьем монастыре, — Смоленская Богородица, названная в честь города, где она пребывала много веков. В XIII веке во время татаро-монгольского нашествия Смоленская икона Божьей Матери помогла горожанам Смоленска выстоять в битве с захватчиками. Эта икона привозилась в Москву, где великий князь Василий III основал Новодевичий монастырь на том месте, где москвичи провожали икону обратно в Смоленск, оставив в столице копию.

Богородице-Смоленский Новодевичий монастырь в Москве

Расписание богослужений в Новодевичьем монастыре

Богослужения в Новодевичьем монастыре возобновились в 1945 г., когда здесь был заново освящен трапезный Успенский храм.

Сегодня службы в монастыре проходят в будние, выходные и праздничные дни, проводятся исповеди и крещения по записи.

Расписание богослужений обновляется дважды в месяц, на официальном сайте можно ознакомиться с грядущими службами.

Новодевичье кладбище

Отдельно стоит отметить кладбище Новодевичьего монастыря, которое изначально служило местом захоронения обитательниц монастыря, а с XVIII века — и московских дворян. В начале XX века стал острым вопрос о свободных местах для могил, поэтому за оборонительной стеной монастыря власти выделили территорию под Новодевичье кладбище, ставшим в середине XX века престижнейшим местом для захоронения выдающихся партийных деятелей, военных и других знаменитых личностей СССР.

Более престижным местом для захоронения, чем Новодевичье кладбище, было, пожалуй, только место у Кремлевской стены.

Среди знаменитостей, чей прах похоронен на Новодевичьем кладбище: Александра Коллонтай, Никита Хрущев, Андрей Громыко, Виктор Черномырдин, Владимир Вернадский, Лев Ландау, Александр Скрябин, Дмитрий Шостакович, Сергей Прокофьев, Михаил Булгаков, Николай Гоголь, Исаак Левитан, Юрий Никулин, Людмила Зыкина и многие другие.

Новодевичье кладбище зачислено в список «Ста важнейших некрополей мира» по версии ЮНЕСКО, количество захоронений на его территории приблизительно оценивается в 26000.

Богородице-Смоленский Новодевичий монастырь в Москве

Экскурсии в Новодевичьем монастыре в Москве

По Новодевичьему монастырю проводят разного рода экскурсии: индвидуальные, групповые, школьные, для иностранцев. Обычно экскурсанты собираются около станции метро «Спортивная», идут по маршруту через монастырь с осмотром самых выдающихся зданий, а заканчивают прогулку на Новодевичьем кладбище после посещения мест упокоения знаменитостей.

Туристы узнают не только легенды и факты о Новодевичьем монастыре и некрополе, но и исторические сведения о Москве и России прошлых времен.

Самостоятельная прогулка по территории монастыря не потребует денег, однако посещение музея обойдется в 300 рублей взрослому посетителю и в 100 рублей школьнику, студенту очной формы с предъявлением документа и пенсионеру.

Любительская видео-и фотосъемка стоят 200 и 100 рублей соответственно.

Как доехать

Добраться до монастыря можно самостоятельно — на метро, автобусах или машине-либо с организованными экскурсиями.

Метро до Новодевичьего монастыря

Самый простой способ добраться до Новодевичьего монастыря — доехать на метро до станции «Спортивная» по красной ветке. Чуть дальше от монастыря находится станция «Воробьевы горы» той же красной Сокольнической линии метро, а также станция «Смоленская» синей Арбатско-Покровской ветки. От метро можно ехать далее на наземном транспорте.

Наземный транспорт

От станции «Спортивная» вы можете пересесть на автобус, а также дойти пешком до монастыря примерно за 10 минут по ул. 10-летия Октября до Лужнецкого проезда.

От «Воробьевых гор» спускайтесь по Лужнецкому мосту, поворачивайте налево и идите в сторону метро «Лужники» и станции «Спортивная», затем по вышеописанному пути до Новодевичьего монастыря. Автобусом добраться будет гораздо быстрее, почти полчаса.

От станции метро «Смоленская» также ходят автобусы по Смоленскому бульвару и Большой Пироговской улице.

На машине

Путь из центра Москвы должен занять около получаса, но следует учитывать, что в этом районе оживленное движение, и высока вероятность пробок.

Такси

Поездки по Москве вы можете совершать с помощью такси-приложений: Яндекс.Такси, Максим, Uber и других.

Видео о Московском Новодевичьем монастыре

Панорама Новодевичьего монастыря

Святитель Петр, перенося в 1325 году резиденцию русских митрополитов из Владимира в Москву, силу и благочестие Москвы ставил в тесную связь с построением в этом городе храма в честь Пресвятой Девы Марии; он рекомендовал великому князю Ивану Даниловичу Калите воздвигнуть здесь «храм, достойный Богоматери». Согласно этой воле святителя, в 1326 году в Москве была заложена первая каменная церковь во имя Успения Богоматери, и впоследствии значительная часть воздвигаемых на Руси храмов названа в честь этого праздника и в ряду их — старинный чтимый верующими Москвы храм в б. Новодевичьем монастыре. По своему первоначальному назначению храм б. Новодевичьего монастыря принадлежит к типу особых, строившихся только в монастырях храмов, — храмов-трапезных. Это сооружение полуцерковного, полугражданского характера: собственно храм занимает здесь небольшую часть; все остальное приноровлено для нужд, не имеющих непосредственного отношения к Богослужению.
Храмы подобного типа возникали и созидались в общежительных монастырях. Отец северного русского монашества Преподобный Сергий Радонежский завещал инокам: «твердо всем блюсти по заповедям святых отец и ничтоже особь стяжати… вся обща имети», и согласно этому завещанию у монашествующих ничего не было собственного; одежда и обувь получались «из казны», пища вкушалась за общей трапезой. «Есть и пить в трапезе всем вместе, — говорится в одном из монастырских уставов XV века, — а вне трапезы ничего не вкушать». Большое число насельников, питавшихся по уставу вместе и в одно время, вызвало необходимость постройки в монастырях просторных залов-столовых.
Такие, предназначенные для удовлетворения естественных потребностей иноческой общины помещения связывались по плану с церковью. Наряду с храмом здесь строились и службы, необходимые для общинной столовой. Соединение разнообразных частей в одно целое и создало характерный тип постройки, носящий название храм-трапезная.
Трапезная б. Новодевичьего монастыря с Успенским храмом при ней представляет одно из наиболее величественных и интересных сооружений подобного рода. Монастырь (основан в 1524 г.) длительное, время являлся монастырем придворным, привилегированным, и его трапезная палата строилась с расчетом не только для повседневного столования иночествующих, но и для приема часто наезжавших сюда царей и других высокопоставленных лиц, устройства многолюдных праздников и поминальных обедов. Она представляет собой обширное (площадью свыше 2000 кв. метров) хорошо освещенное, устроенное на высоком подклете здание с целым рядом залов, тремя парадными крыльцами и богатой наружной и внутренней отделкой. Собственно трапезная и храм при ней образуют единое сооружение, причем храм по отношению к трапезной сильно возвышен и равен двум кубам, поставленным один на другой.
Храм имеет два этажа; внизу помещается «теплая» церковь во имя Успения Божией Матери, вверху — «холодная» (неотапливаемая) церковь в честь Сошествия Святого Духа. В нее ведет узкая лестница, устроенная в южной стене.
Обе церкви и трапезная построены в 1685—1686 гг. по распоряжению сестры Петра I царевны Софьи. Сооружение здания было связано с общей перестройкой монастыря. Почти весь монастырский поселок создан был тогда заново, в едином стиле. Церкви Успения и Св. Духа, сооруженные одновременно, были освящены в непродолжительные сроки одна после другой.
В «Делах Патриаршего приказа» конца XVII века об их освящении имеются следующие записи: «194 (1686) сентября 6, святейший патриарх ходил в Новодевичий монастырь для освящения церкви Успения Пресвятой Богородицы, что подле трапезы… 195 (1687) июля 24, великий государь и великий князь Иоанн Алексеевич и великая княгиня София Алексеевна изволили из Москвы иттить в Новодевичий монастырь для освящения церкви Сошествия Святого Духа…» Патриархом тогда был Иоаким (1674—1690 гг.), при освящении престола ему сослужили Преосвященные Крутицкий, Суздальский и Тамбовский.
Ко времени возникновения трапезной Новодевичьего монастыря выработался архитектурный стиль, получивший название Московского, или Нарышкинского, барокко. Характер архитектуры Успенской церкви с трапезной очень типичен для этого стиля. Высокий, столпообразный храм имеет примыкающие к нему более низкие алтарь с востока и трапезную с запада; формы окон и дверей прямоугольные, размеры их велики; на углах здания колонны, окна обрамлены наличниками; вся отделка отличается нарядностью; колористический эффект — красное (фон) с белым (декорации).
В 1796 году здание сильно пострадало от пожара и было вскоре частично перестроено. Изменения сказались в следующем: разобрана широкая, открытая галерея на арках, окружающая палату, уничтожены кокошники, украшавшие верх церкви, пятиглавие заменено одной главой, переделаны крыльца. Но и при этих переделках вид здания сохранился довольно близким к прежнему; капитальные части его не изменились, и оно осталось одним из лучших памятников русской архитектуры конца XVII века.
Главный вход в храм — через северо-западное крыльцо. Оно примыкает к обширной прихожей-паперти, восточная стена которой украшена иконами, перед ними висят неугасимые лампады. Из прихожей в помещение трапезной — дверь, обрамленная интересным резным белокаменным порталом. Трапезная является сейчас основным местом стояния молящихся во время богослужений; посредством трех больших арок, имеющих художественно выполненное из резного белого камня обрамление, она соединяется с собственно храмом, который имеет небольшую площадь.
Его внутреннее оформление новое; существующий в настоящее время иконостас установлен в 1945 году; ранее он находился в московской церкви в честь Св. Троицы в Хохлах. Иконостас деревянный, XVII века, состоит из четырех обычных ярусов икон; все иконы, за исключением нескольких местных, современны ему. Оформление иконостаса выполнено в виде занавеса; по замыслу автора, оно должно напоминать алтарные преграды первых веков христианства, когда алтари отделялись простыми занавесами.
Трапезная представляет собой обширный (площадью в 390 кв. метров) хорошо освещенный зал, крытый единым, без промежуточных опор, сводом, в который красиво врезываются сводики над оконными проемами. Для строителя конца XVII века сделать такой свод было очень трудной задачей, которую он великолепно разрешил. В этом перекрытии высоким сводом зала значительной ширины и протяженности сказалось стремление к единому внутреннему пространству, столь настойчиво проявлявшееся в архитектуре того времени.
Внутреннее устройство монастырских трапезных имело назначение поддерживать религиозное настроение присутствующих. Отсюда трапезные палаты (несмотря на свою смежность с церквами) обыкновенно представляли собой как бы безалтарные, большей частью прямоугольные церкви, имеющие род иконостаса на той стене, которая отделяла трапезу от смежного с ней храма. Такое же устройство и оформление имеет и трапезная Новодевичьего монастыря. На восточной стене ее расположен целый ряд икон и среди них — главные святыни храма — Тихвинская и Владимирская иконы Богоматери. Находятся они в особых киотах на столбах между арками.
В правой части трапезной, у восточной стены, примыкающей к Успенскому храму, находится придел во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Придел имеет небольшой, одноярусный деревянный иконостас, устроенный в 1956 году, все иконы его — позднего происхождения. Алтарь придела очень невелик по размерам; в нем совершаются главным образом ранние литургии.
Трапезная в старину имела также и левый придел в честь апостола Иакова Алфеева. Стены и своды храма и трапезной украшены священными изображениями, написанными масляной краской. Роспись эта выполнена в XIX столетии, возобновлена в 1946 году. Поскольку храм посвящен Пресвятой Деве Марии, роспись храма в своих художественных образах прославляет Богоматерь. Так как слава Богоматери во время Ее земной жизни началась при введении Ее во храм и завершилась Ее успением и вознесением на небо, то в росписи сводов храма и трапезной даются сюжеты, отражающие эти события. Центром всех изображений, прославляющих Богоматерь, является картина «Коронование Богоматери», помещенная в середине свода трапезной. Подобный сюжет редко встречается в христианской иконографии. Богоматерь здесь представлена во всей Своей славе. Она превыше всех, Высшая небес, Царица Неба и земли. Наряду с этими сюжетами, прославляющими Деву Марию, имеются и другие, и в их числе — Вознесение Христово и Воскресение Христово.
Кроме храма и зала-столовой, в трапезной б. Новодевичьего монастыря имеются еще три малых зала и ряд служебных помещений.

* На : Монастырь Воскресенский Новодевичий 1 — Собор Воскресенский,1848-1861, арх. Ефимов Н.Е. Московский пр., дом 100, лит. А

2 — Корпус северный с церковью Трех Святителей Вселенских, 1848-1855; 1860-е-1870-е, арх. Ефимов Н.Е.; гражд.инж. Сычев Н.А.

3 — Корпус южный с церковью Афонской Божией Матери, 1848-1855; 1860-е-1870-е, арх. Ефимов Н.Е.; гражд.инж. Сычев Н.А.

4 — Хозяйственная постройка, 1868, 1869, гражд.инж. Сычев Н.А. Московский проспект, дом 100, литера Р

5 — Больница, 1900-1906, арх. Андреев Л.П. Московский проспект, дом 100, литера П

6 — Церковь Казанская, 1907-1914, гражд.инж. Косяков Вас.А. Московский проспект, дом 100

7 — Дом для приходящих богомольцев, 1895 Московский проспект, дом 100, литера Я

8 — Хозяйственная постройка, 1868, 1869, гражд.инж. Сычев Н. А. Московский проспект, дом 100, литера О

9 — Хозяйственная постройка, 1868, 1869, гражд.инж. Сычев Н. А. Московский проспект, дом 100, литера Г

Федеральные памятники Постановление Правительства РФ № 527 от 10.07.2001

История монастыря начинается со времен императрицы Елизаветы Петровны, которая повелела выстроить на месте Смольного двора на Неве. Он был заложен в 1748 г. по проекту Б. Растрелли архиепископом Феодосием и сооружен к 1757 г. Монастырь просуществовал с 1764 до 1822 г.

Возобновление Воскресенского женского монастыря в Петербурге последовало в 1845 г. Официально инициатива шла от императора Николая I, но настоящей виновницей этого возникновения следует считать его дочь, великую княгиню Ольгу Николаевну, будущую королеву Виртенбергскую. 3 апреля 1845 г. поручено было митрополиту Антонию привести в исполнение Высочайшее повеление о восстановлении в СПб женского монастыря, следуя определению св. Синода. Игуменьей была назначена монахиня Горицкого монастыря в Белозерском крае Феофания Готовцева (урожденная Шелашникова), которая получила воспитание в Екатерининском институте, была замужем за храбрым генералом, она была художницей, иконы ее письма украшали Горицкую обитель. Двор и свет, официальная печать не подтверждали участия В. К. Ольги Николаевны в деле учреждения Новодевичьего монастыря в Петербургн, но был круг людей, близко знавших мать Феофанию, и между ними жило предание о непосредственном участии Великой Княгини в деле устроения обители. Первые двадцать сестер также прибыли из Гориц.

По докладу священного синода 18 марта 1845 монастырь велено было поместить при на Васильевском острове.

Воскресенский монастырь расположили близ Московской заставы, он отделялся от столицы Обводным каналом. Вся площадь земли, отведенная монастырю составляла 53 десятины 1401 кв. сажень. Автор комплекса — арх.Н. Е. Ефимов, помощник — К. И. Реймерс. После смерти арх. в 1851 г. строительством руководил Л. Л. Бонштедт, позже — Н. А. Сычев.

Против Забалканского проспекта возвышался монастырский собор, расположенный в восьми саженях от главных ворот. По обе стороны собора расположились два каменных двухэтажных корпуса, в середине которых возвышались домовые церкви с пятью куполами, высота о земли до креста 16 ½ сажени. Главный корпус в правую сторону собора вмещал в середине малую церковь Афонской иконы Божией Матери, а по обе стороны — кельи. В первом этаже –келья настоятельницы, зала, где клиросные монахини учились пению, канцелярия, кельи казначеи, церковная зала, где день и ночь читался псалтырь, а во время богослужения стояли сестры, ризница, библиотека и две маленькие гостиные кельи, в которых лица женского пола с разрешения игуменьи останавливались для говения. Во втором этаже находились мастерские и рукодельни: живописная, рисовальная школа, Золотильная, чеканная, златошвейная и т.д. В подвальном этаже располагались шпаклевальная для холстов и досок, на которых пишутся образа, а также веночная для изготовления венков из сухих цветов, малая поварня, просфорная, катальня, малая баня и кельи, в которых живут поварихи, просвирни и т.д. в главном корпусе, расположенном по левую сторону собора помещалась середине первого этажа — трапезная, второго – Трехсвятительская церковь, подвального – духовая печь, отапливавшая как трапезную, так и церковь, и холодный подвал для хранения рубленной капусты. В первом этаже располагались, кроме столовой, башмачная, подъемный стол, опускающийся вниз для подъема мисок с кушаньем, и кельи башмачниц, столовщиц и других сестер. Во втором — больница для монахинь, аптека, две швальни — рукодельни, в которых шили одежду для монашествующих, а также кельи больничных и других сестер.

Монастырская иконописная мастерская славилась на всю Россию.

Для всех церквей имелась одна колокольня, каменная, в середине правого корпуса при церкви Афонской Божией Матери, возвышающаяся над кровлей храма одним этажом. В пролетах были повешены четыре колокола. На колокольне были помещены башенные часы лондонской работы с клеймом 1839 г. В середине левого корпуса над церковью трех святителей находилась такая же колокольня, но без колоколов. Обе колокольни устроены в 1853 г. на суммы Высочайше пожалованные из Государственного Казначейства и пожертвования благотворителей монастыря.


1889 г. — учреждена — двухэтажное здание в русском стиле. На золотом фоне фронтона помещена икона небесного покровителя школы. В 1895 г. открылась школьная церковь в честь Введения во храм Пресвятой Богородоицы.

(добавил: Наталия по Э. А. фон-дер-Брюгген, Н. М. Евреинов Лавры, монастыри и храмы на Св. Руси. С-Петербургская епархия, СПб 1909)