Собор спасо андроникова монастыря

Одной из наиболее древних дошедших до наших дней московских обителей является возвышающийся на берегу р. Яузы Спасо-Андроников монастырь. Просуществовав более шести с половиной столетий, он видел многие исторические события и хранит немало тайн.

Спасо-Андроников монастырь

Сегодня в монастырских стенах расположен музей, а в Спасском соборе идут церковные службы. Если говорить о тайне, то до сих пор неизвестно доподлинное место захоронения иконописца Андрея Рублева. Ученым еще предстоит это выяснить. Предположительно, она находилась либо у стен Спасского собора, либо на месте уничтоженной колокольни или некрополя.

Основание обители и страницы ее истории

Появление Спасо-Андроникова монастыря неразрывно связано с именем московского митрополита Алексия. Дошедшее до наших дней предание повествует об эпизоде, сыгравшем важную роль в основании обители. На пути из Константинополя корабль, на котором пребывал владыка, попал в сильный шторм, святитель Алексий неустанно молился и дал обет воздвигнуть храм в честь святого, почитаемого церковью в тот день, когда корабль благополучным образом достигнет суши.

Спасо-Андроников монастырь

Митрополит не замедлил выполнить свой обет, и в 1360 году был основан монастырь, его настоятелем стал ученик Сергея Радонежского по имени Андроник. Для основания обители был выбран крутой берег Яузы у впадения в нее ручья Золотой Рожок, место, где проходили важные пути в Золотую Орду и Константинополь. Такое стратегическое положение сыграло немаловажную роль обители в исторических и военных событиях Руси.

Спасо-Андроников монастырь

Мимо ее стен двигались дружины Дмитрия Донского, дабы сразиться на Куликовом поле. Здесь же встречали ратников с поля боя. Тем же маршрутом шли воины под предводительством князя Василия Дмитриевича на бой с Тамерланом.

Спасо-Андроников монастырь

Обители пришлось пережить нашествие войск хана Тохтамыша и Девлет-Гирея, польских войск и не одно разорение. После набегов и разрушений монастырь вновь восстанавливался из пепла, рос, отстраивался.

В советское время обители грозил снос. Но вопреки всем перипетиям, виткам истории, а также благодаря стараниям архитектора и реставратора П. Барановского и художника И. Грабаря которые добивались сохранения Спасо-Андроникова монастыря, он уцелел. Хотя часть сооружений все-таки была разрушена. Эта участь постигла надвратную колокольню, ее разобрали в 30-е годы прошлого века, был уничтожен также некрополь, который являлся местом вечного упокоения многих известных дворянских родов.

Спасо-Андроников монастырь

Архитектурный ансамбль Спасо-Андроникова монастыря

В 1947 году Спасо-Андроникова обитель обрела статус заповедника и в архитектурный ансамбль вошли сохранившиеся постройки:

  • Спасский собор, возведенный в 1420 году, он считается древнейшим каменным храмом за пределами тогдашней Москвы. В росписи собора принимал участие иконописец Андрей Рублев. Сегодня можно увидеть только небольшую часть уцелевших фрагментов травного орнамента в алтаре, остальные фрески погибли в разразившемся пожаре в 1812 году.
  • Трапезные палаты, которые построены на территории монастыря в царствование Ивана III.
  • Каменные стены и башни, датируемые XVII – XVIII столетиями.
  • Двухэтажное строение Настоятельских покоев.
  • Церковь, освящённая во имя Архистратига Михаила. По инициативе царицы Евдокии строительство трехъярусной церкви началось в 90-х годах XVII века. Однако опала и ссылка царицы сказались на приостановке работ, и только в 1739 году церковь была освящена. Храм реставрировали в 1960 году, в нем находится родовая усыпальница Лопухиных.
  • Здание братского корпуса 1763 года постройки.
  • В начале XIX века на территории монастыря было построено здание для духовного училища.

Спасо-Андроников монастырь

В 1960 году на территории монастыря открыт музей древнерусской культуры и искусства. Экспозиция размещена в отреставрированной части Трапезной и церкви Архангела Михаила. Настоятельский корпус отведен под выставочный зал.

Спасо-Андроников монастырь

Коллекция музея насчитывает тысячи произведений древнерусского и прикладного искусства. Это собрание иконописи, редчайшие экземпляры рукописных и старопечатных книг, предметы церковной утвари, копии росписей, принадлежащих Феофану Греку, Андрею Рублеву, Дионисию и многие другие раритеты.

Спасо-Андроников монастырь

По преданию Спасо-Андроников мужской монастырь основан в 1350-ые годы. Московский митрополит Алексей заложил обитель в качестве исполнения зарока, данного во время чудесного спасения во время морского шторма. От метро Площадь Ильича сюда 10 минут неспешным шагом. От Курского вокзала - минут 20.
Белокаменный Спасский собор (на снимке он в центре) возведен между 1410 и 1427 годами. Из числа сохранившихся в Москве он - древнейший.
Андрей Рублев - монах-инок Спасо-Андрониковой обители и величайший русский иконописец. Фамилия "Рублев" происходит, конечно, от прозвища. Но не от слова "рубль", в значении - деньги. А от ремесленного "рубель" - это средневековый инструмент для обработки кожи.
На заднем фоне от указателей (они вас встречают при входе) - церковь Архангела Михаила. Этот храм заложили в 1691 году по заказу жены Петра I Евдокии Лопухиной. Строили неспешно, почти полвека.
В главный собор вход свободный. Службы идут по расписанию. Также свободно и бесплатно можно гулять по всей территории комплекса. В музей - по билетам. Для граждан РФ и стран СНГ - 299 руб, для пенсионеров и студентов - 150, с "дальних" иностранцев берут 400. Детей пускают бесплатно.
Звонить в колокола туристам нельзя. Хотя очень хочется.
По монастырским стенам погулять туристам и паломникам не дают. Корреспондентам удались найти всего одно место, куда можно подняться. Но там нет бойниц.
Есть несколько мест, где мысленно можно перенестись в прошлое, на несколько веков назад.
Два храма, которые определяют архитектурный облик обители: справа Спасский собор XV века, левее - церковь Архангела Михаила века XVII-го, чей стиль принято называть "нарышкинским барокко".
Для тех, кто не может преодолеть искушение позвонить в колокол, повесили табличку: запрещено звонить! В смысле: совсем-совсем запрещено. Спаси вас Господи...
Музей им. Андрея Рублева известен на весь мир прежде всего собранием икон и фресок. Но есть также и фонд археологии. Самая его ценная часть - фрагменты Спасского собора, которые обнаружили во время реставрацией храма в 1956 - 1959 годах. Напомним: музей решили создать в 1947-м, с разрешения Сталина. Открылся реально при Хрущеве, в 1960 году.
Здесь можно снимать исторические фильмы: и архитектура, и атмосфера подходящие.
В Спасо-Андрониковом монастыре в 1810 - 1816 годах возвели двухэтажное здание в стиле ампир, которое стало школой первого уровня для служителей церкви. Рассчитано на 100 учеников. Сегодня здесь музейные отделы.
Покидая комплекс, долго не избавляешься от сложного послевкусия. С одной стороны, это место, куда со времен средневековья люди приходили молиться. Да и великий Андрей Рублев не был музейным работником. С другой - если бы не музей, то здесь уже давно бы от соборов камня на камне не осталось. Стояли безликие хрущевки.
Заведение на территории позиционируется как концептуальное, с модным в Москве трендом открытой кухни: можете наблюдать за работой поваров.
Музей работает, в трапезной кормят недорого и вкусно (из спиртного - сидр и пиво), храм открыт, службы по расписанию. Малолюдно.
Экспозиции музея - в Трапезной палате и в храме Архангела Михаила, который возвели по заказу Евдокии Лопухиной. Лопухина - жена Петра I, которую он заточил в монастырь. Но не в этот (он мужской), а в женский, в Суздале.
Деревянная звонница у Братского корпуса. Она стоит на земле, поэтому дотянуться может каждый. Соблазн ударить в колокол велик. Но - нельзя. По-человечески же просят.
Даже атеисты не могут отрицать особую энергетику намоленного места. А здесь Богу молятся с 1350-х годов - т. е. уже более 660 лет.

Говорите правильно

Спасо-Андроников монастырь — это сакральная обитель в сакральном уголке Москвы. На территории есть храм, где проходят богослужения. Но монастыря нет — здесь Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Создан Сталиным в 1947 году, распахнул двери в 1960-м. Тогда его коллекция насчитывала несколько сотен экспонатов. А сегодня 13 тысяч раритетов, одних икон 4,5 тысячи.

Согласно преданию Спасо-Андроников мужской монастырь был основан в 1350-е годы. Митрополит Алексий возвращался из Константинополя с византийской иконой Спаса Нерукотворного (отсюда первое слово в названии). В Черном море он попал в шторм и дал зарок в случае спасения построить монастырь. Первым игуменом стал любимый ученик Сергия Радонежского инок Андроник (второе слово в названии).

С точки зрения предков, мы сегодня неправильно произносим название обители. В Средневековье в имени Андроник ударение ставили на последний слог. Но у каждой эпохи свои правила.

Чуть пониже Кремля

У обители потрясающая летопись. Здесь принял иночество Андрей Рублев: писал иконы и расписывал храмы, здесь и похоронен. Эти камни помнят Сергия Радонежского, Дмитрия Донского и еще много знаковых личностей.

Когда мы сегодня говорим о Спасо-Андрониковой обители как о московском монастыре, надо помнить, что во времена его основания Москва была где-то вдали. Изначально место для монастыря выбрали не без военного умысла: высокий берег Яузы, стык двух стратегических дорог: на Владимир и через Рязань — в Орду.

Остановить орды варваров его стены не могли, но с ролью дозорного пункта монахи справлялись: предупреждали москвичей о беде. А сами не раз становились жертвой нападения. Например, в 1571 году обитель разорил пришедший из Крыма хан Девлет-Гирей.

Много раз горел, пережил чуму.

Но самые черные времена настали в 1918 году: монастырь закрыли. 101 год назад у Русской православной церкви отняли почти все, что у нее было. До 1922-го в обители разместили концлагерь: здесь держали врагов Советской власти, здесь же их расстреливали. С 1922 по 1928 год — колония для беспризорников. Затем стала общежитием для рабочих завода «Серп и Молот».

В гордом одиночестве

Спасо-Андроников монастырь не первый объект, который государство может вернуть Церкви. И не последний. Недавно РПЦ вернули храмы в Ферапонтовом и Кирилло-Белозерском монастырях. Скажите, вы помните, чтобы новостные выпуски уделяли этому событию приоритетное место? Обсудили, договорились, нашли устраивающее всех решение.

Почему Спасо-Андроников монастырь в эпицентре внимания?

Еду в обитель: надо увидеть своими глазами, обойти своими ногами, оценить своими чувствами. От метро «Площадь Ильича» до обители 10 минут шагом. На территорию вход свободный.

Проходя арку Святых врат упираешься в дизайнерски оформленный сборник пожертвований. И указатели: налево пойдешь — в трапезную попадешь. Прямо пойдешь — в музей войдешь.

Налево я пойду, но сначала — духовная пища. Обхожу территорию. Я бы написал, что бродил в гордом одиночестве, но взял в обитель жену. И похоже, что этим резко улучшил показатели посещаемости музея. Людей мало.

Недавно на экране телевизора появился директор музея им. Рублева. Сказал, что за год музей посещает 50 тысяч человек. Считаем: это до 140 человек в день.

Зайти на территорию можно ежедневно с 9.00 до 21.00. Таким образом, за один час в обители бывают 11 человек. Конечно, расчет грубый, летом больше, зимой меньше… Но за получасовую прогулку по обители мы встретили не больше дюжины человек.

В Спасском храме я был вообще один, если не считать женщины, торгующей в храмовой лавке. Вообще-то побыть наедине с древними иконами в храме, где можно увидеть два фрагмента росписи работы Андрея Рублева, — это невероятные ощущения.

Из уцелевших храмов Москвы он самый древний. Время постройки: 1420-1425 годы. Для сравнения: Успенский собор Московского Кремля Аристотель Фиораванти возвел примерно на полвека позже — в 1475-1479 годах.

Да, во время служб прихожан, уверен, здесь много. Но храм живет не только службами.

По-моему, в таком месте должны быть просто толпы людей. Как можно стоять в одиночестве на том самом месте, где в 1380 году Дмитрий Донской молился перед Куликовской битвой? И здесь же он благодарил Бога за победу…

Музейные экспозиции работают так: в понедельник, вторник, четверг — с 14.00 до 21.00, в пятницу и воскресенье — с 11.00 до 18.00. Билет для граждан РФ и стран СНГ стоит 299 рублей, гости из дальнего зарубежья платят 400 рублей. Пенсионеры, студенты — 150 руб., дети до 16 лет — бесплатно. Фотосъемка — 150 руб., видеосъемка — 500 рублей.

Директор музея рассказал журналистам: выручка от билетов — около 10 млн рублей в год. До 100 млн дает государство. Журналисты спросили: то есть на кону 110 млн, из-за них сыр-бор?

Говорит: есть еще спонсорские поступления. Но деньги не главное. Не только для Церкви это место сакральное. Для всех.

Согласен. Но при этом самое точное определение для столь сакральной территории — обветшалость. Штукатурка осыпалась, обнажая старые кирпичи. Везде стройматериалы: здесь куча плит, там гора песка. Как бы намек: скоро будет ремонт.

Ремонт — это правильно. Но аккуратно сложить по периметру стройматериалы в голову не приходит? Сюда же люди идут восторгаться фресками и иконами.

За лапшой

…Ну а мы — в трапезную.

Их две. Легко нашел ту, о которой так много пишут. Называется «Хлебный домъ в Андрониках». Точнее — называлась. Закрыта, вывеска снята. Зато работает музейное кафе. Позиционируется как концептуальное кафе-трапезная.

По московским меркам цены лояльные. Кормят вкусно. Есть как постное меню, так и для непостящихся. Суп-лапша — 170 руб., суп-крем из грибов — 240. Тушеная капуста с шампиньонами — 170, паста с вялеными помидорами — 310, 600-граммовый чайник с чаем из облепихи с медом — 190.

Алкоголь в меню присутствует только так: за 0,5 литра «Крушовице» — 230 руб., бутылка грушевого сидра — 980.

Если все-таки отказаться от искушений в пост, то чек на двоих — наедитесь до отвала — до 1000.

По-моему, трапезная — это не самый тяжкий грех музейщиков в этой ситуации. Кстати, в трапезной нет и намека на обветшалость. Все здесь такое добротное, качественное. Но вот когда выходишь на улицу и опять упираешься в облезлые стены и битый кирпич…

Так что хозяин здесь нужен. У которого не только в трапезной и в музейных экспозициях полный порядок.

Монастырская колокольня должна была стать самой высокой в Москве. Ограничили высоту по приказу Павла I

Да, а тира и бани, о которых столько я читал и слышал, внутри периметра монастырских стен не нашел.

Дара Нострадамуса у меня нет, но все-таки сейчас наберусь смелости и предскажу будущее. Оно настолько очевидное, что каждый сможет. Уже в этом месяце представители РПЦ и минкультуры попытаются договориться. И рано или поздно — договорятся.

Детали договоренностей сейчас предсказать сложно, но результат, уверен, будет таким: и Церковь вернется в древнейшую обитель, и музей продолжит работу. Просто потому, что обществу нужны и музей, и церковь. Одним надо молиться, другим восторгаться древними раритетами. Третьим — и то, и другое.

А после того как все утрясется со Спасо-Андрониковой обителью, наступит черед других объектов и иных споров. Жизнь продолжается.

Конкретно

Коротко о главном

  • — Наиболее вероятный год основания монастыря — 1357-й.
  • — В 1380 году монахи встречали войско Дмитрия Донского, вернувшегося с победой с битвы на Куликовом поле.
  • — Монастырь служил древним «центром книгоиздания». Значительную часть сочинений Максима Грека здесь же и хранили.
  • — В 1653 году здесь заточили лидера старообрядцев протопопа Аввакума — перед тем, как сослать в Сибирь.
  • — В 1812 году монастырь был разорен французами.
  • — В 1918 году его отняли у Церкви и закрыли.
  • — В 1947 году Сталин подписал постановление о создании на территории обители музея имени Рублева. Инициатор — архитектор-реставратор Петр Барановский.
  • — В 1951 году в Совет Министров СССР поступило предложение о закрытии (еще не открытого!) музея. Отстояли благодаря поддержке секретаря ЦК Михаила Суслова.
  • — В 1989 году в Спасском соборе возобновлены богослужения.
  • — Патриарх Алексий II в январе 1994 года посетил раскоп под алтарем Спасского собора, где были обнаружены мощи четырех монахов. Предполагают, что один из них — первый настоятель обители преподобный Андроник.
  • — В 1991 году музей имени Рублева внесен в список особо ценных объектов культурного наследия народов РФ.
Кстати

В обители похоронены

  • — Андрей Рублев (предположительно в Спасском соборе).
  • — Друг Рублева великий иконописец Даниил Черный.
  • — Родственники царицы Евдокии Лопухиной. Царица очень много сделала для обители.
  • — Представители древних родов: Барятинские, Трубецкие, Толстые, Голицыны, Головины, Юсуповы, Салтыковы, Нарышкины, Волконские (в т. ч. дед Л.Н. Толстого).
  • — Воины, погибшие в Северную войну 1700-1721 годов, на Куликовом поле в 1380 году, в Отечественную войну 1812 года.
  • — Купец первой гильдии Семен Васильев. Он финансировал строительство колокольни, которая по проекту была выше «Ивана Великого» в Кремле. Умерил пыл строителей император Павел I. В итоге ее высота составила 72,5 метра (до высоты в 81 метр колокольня «Иван Великий» доведена во время правления Бориса Годунова — в 1600 году).
  • — На территории есть кенотаф (надгробие без останков) основателю Русского театра Федору Волкову.

11/10/19 я поставила машину под окнами Лефортовского суда. Моя цель была – дойти до фонда социального страхования. До фонда я дошла по теплой московской осени, радостно топая ботинками, – так как дождь не поливал меня сверху. По дороге туда я увидела очень много клерков, судей и юристов и впечатляющее количество курящих людей – даже как-то больше было женщин с сигареткой. Я шла и радовалась хорошей погоде и даже тому, что я не курю. Дойдя до фонда, я столкнулась лицо в лицо с сотрудниками фонда – я не могу сказать, что они фурии, нет не фурии – но просто эти клерки откровенно ненавидят свою работу и по остаточному принципу и весь мир вокруг. Глядя на их не самые счастливые лица, я поняла надо восстановить свой жизненный ресурс и потенциал. Вернулась к суду, опять увидела ту же картину – курящих клерков от суда и поняла вот он выход на другие уровни и приняла решение сходить в Андро́ников монасты́рь (Спасо-Андроников, Андроников Нерукотворного Спаса). Я точно понимала, что там точно не может быть курящих клерков! Перейдя из одной реальности в другую, я обнаружила, что в монастыре идет полным ходом ремонт, все у входа перекопано, также как все сейчас перерыто на Таганке – но это мне не помешало все таки улететь в другие времена.
Немного истории: Основан в 1357 году митрополитом Алексием как митрополичий монастырь, назван по имени первого игумена — Андроника, ученика Сергия Радонежского. Чем особенно знаменит? Объект культурного наследия России федерального значения рег. № 771420966980006. И Спасский собор монастыря — древнейший!!! из сохранившихся московских храмов (церковь Рождества Богородицы в Московском Кремле уцелела лишь до уровня хоров). Еще немного истории: Согласно агиографическим сведениям, в 1354 году митрополит Киевский и всея Руси Алексий по пути в Константинополь попал в шторм. Святитель дал обет построить в Москве собор в честь того святого или праздника, в день которого он благополучно достигнет бухты Золотой Рог. День пришёлся на празднование Спасу Нерукотворному. Один из притоков Яузы был назван Золотым Рожком в память о константинопольской бухте, где митрополита застала стихия; позднее одна из близлежащих московских улиц стала называться и по сей день называется Золоторожским валом (за стенами монастыря).
Вернусь к своему походу по монастырю – я не первый раз бываю в этом месте, здесь есть яркие ощущения по связи времен, такое впечатление что до сих пор открыты временные порталы. Даже работяги не мешают переместиться в прошлые века. Я не могу точно объяснить эти чувства, но, когда я взялась за ручку двери Храма и потянула ее – я осознала, что эта дверь – явный временной портал. В голове вылетели все дурные мысли о клерках, о раздолбанных дорогах, о курящей публике, осталась то ли вечность, то ли бесконечность. Это не религиозный экстаз – нет. Это нечто большее – просто мысли обретают другую форму и даже кажется ты вот, вот найдешь ответ на вопрос – зачем ты здесь? Что ты тут делаешь? И я не о том, что ты плотник или судья, или клерк. А то — что ты есть для всего мироздания.
Рядом ходили люди, экскурсии, китайцы – иностранцы. Все ходили и были очень услужливы друг к другу. Фотографировали соборы и виды и стены. Все здесь – безупречно. Это шедевр мирового зодчества и истории. В 1420—1427 годах Спасский собор был по второму разу перестроен, и белокаменный храм того времени сохранился до наших дней.
Что меня еще поразило? Как ни странно, могила Лопухиных. Я еще подумала, чем она меня может поразить? Вот сейчас пришел ответ! Тем, что она была последней русской царицей и неиноземной супругой царя! (кроме того — она была первой женой Петра 1) Есть в этом месте именно это ощущение гордости за русских женщин. Судьба ее была не самой простой. Но я ей поклоняюсь. Ее дух витает в этом месте столицы. И уж точно она не стала бы курить и ненавидеть весь мир, как сейчас многие наши соотечественницы делают.
Еще во всех монастырях и в этом особенно поражают стены – повторю – это тоже порталы, за стенами стыд и срам – а внутри благодать. В 1747—1756 годах стены монастыря были отстроены в камне. И до сих пор они не нашего времени, а того. Они величественны, и они живые.
То, что перенёс монастырь в период совка – даже не хочется обсуждать. Совок – это позор для России. Это та история, о которой страшно вспомнить и о которой хочется забыть и лучше даже не знать. Хотя, увы, мы до сих пор из него не вылезли. Не надо думать, что мы в цивилизации, что у нас все отлично. Это далеко не так. Но все же, так как нашу история совка нельзя вычеркнуть, то вернусь к связи времен и тому, что меня еще поразило.
В 1989 году Спасский собор был освящён, возобновлены богослужения. Позже вместо снесённой колокольни на территории упразднённого монастыря сооружена небольшая деревянная звонница. Честно признаюсь – звонница тоже поражает своей чистотой и энергетикой. (см фотоотчет)
Да и в продолжение совка – оказывается история этого комплекса в наши дни только начинается.. В феврале 2013 года Генеральная прокуратура РФ внесла в Министерство культуры следующее представление: Объекты и земельный участок ФГБУК «Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева» неправомерно используются коммерческой структурой, руководителем которой является сын директора музея. На территории объекта культурного наследия федерального значения «Ансамбль Андроникова монастыря» самовольно возведено здание ресторана. В церкви Архангела Михаила (XVII века постройки) проводятся бизнес-встречи и конференции.
В январе 2019 года Русская православная церковь обратилась к Росимуществу с просьбой передать РПЦ для использования согласно её уставу объекты по адресу Андроньевская площадь, 10 и 11: сохранившиеся части стен и башен, здание бывшего духовного училища, настоятельские палаты, Спасский собор, братский корпус, трапезную палату, церковь Михаила Архангела и усыпальницу бояр Лопухиных. Все эти здания ранее принадлежали Андроникову монастырю. Также патриархия создала «движение за возрождение Спасо-Андроникова монастыря. Директор Музея древнерусской культуры против передачи РПЦ всего комплекса монастыря, так как в этом случае музей окажется без помещений. Да увы – что меня еще поразило – как раз наличие внутри монастыря – кафе и летней террасы. Там на террасе никто не сидел и не кушал. Но в глаза бросалось – что здесь все таки – что-то не то и не так.
Для себя – я получила то, что хотела получить – некоторое умиротворение, я не ставила целью разобраться кто чем владеет на территории монастыря, к сожалению это вышло побочным эффектом очередное знание нашей действительности, для себя -я хотела получить какую-то чистку от курева, вечных строящихся дорог и немного умиротворения и гордости за нашу страну – и скорее мне это удалось.