Собор в вологде

Софийский собор представляет собой целостный ансамбль, в котором архитектура, монументальная живопись (1686-1688) и иконостасный комплекс (1724-1737) являют собой органичный синтез искусств. В 1686 – 1688 годах Софийский собор был расписан талантливым ярославским художником Дмитрием Плехановым «с тридцатью товарищами». Стены собора во времена опричнины видели страшных чёрных всадников с собачьими головами, привязанными к луке седла, «польских и литовских людей», захвативших Вологду в сентябре 1612 года и бесчинствовавших на улицах города. Здесь молились будущий святитель Игнатий Брянчанинов, приезжавшие в Вологду императоры Пётр I, Александр I и Александр II, патриарх Московский и всея Руси Алексий II и многие другие известные вологжанам и всей России люди. Время сделало этот храм символом города и свидетелем его истории.

Интересные факты

Храм помешал планам Ивана Грозного сделать Вологду своей резиденцией и столицей опричной Руси. Государь вел постоянную борьбу с боярами. Желая обезопасить себя от возможной измены, он оставляет Москву. Его новая цель − столица на Севере, стоящая в центре торговых путей и свободная от влияния бояр. В 1565 году царь велит «рвы копать и сваи уготовлять, и место чистить, где быть градским стенам каменного здания». Именно в это время в Вологде разворачивается каменное строительство. Под личным наблюдением Ивана Грозного в 1570 году возведен Софийский Собор, повторяющий очертаниями Успенский собор в Москве. По легенде, во время осмотра Иваном Грозным строящегося Софийского собора сверху на царя упал какой-то тяжелый предмет (вероятно, кусок обожженного кирпича – плинфы). Испугавшись дурного предзнаменования, Грозный велел ломать храм, но, уступая просьбам вологжан, отменил приказ и уехал из города.

На древнейшей площади Великого Устюга, Соборном дворище, возвышается величественное здание Успенского собора. Этот храм издревле был на особом положении — цари «жаловали» деньги на его строительство и украшение. В главном храме земли устюжской находились ее святыни: чудотворные иконы «Устюжское Благовещение» и «Богоматерь Одигитрия», храмовая икона «Успение Богоматери». Особо чтимым образом была выносная чудотворная икона «Богоматерь Одигитрия».

История Успенского собора исчисляется многими веками. Согласно Устюжским летописям, в 1290 году ростовский архиерей Тарасий приехал в Устюг для освящения вновь построенного храма в честь Успения Пресвятой Богородицы. На месте сгоревшего пятого деревянного Успенского собора в середине XVI в. был построен одноименный каменный. Возведенный по образцу главного храма Руси — Успенского собора Московского Кремля, он стал первым каменным городским собором на всем Русском Севере.

Современный облик Успенского собора сложился в результате неоднократных перестроек, которым он подвергался на протяжении четырех с половиной столетий. Огромное здание храма, основная часть которого выдержана в строгих монументальных формах, свойственных XVI столетию, выглядит подчеркнуто величественным. Южный фасад собора полностью закрывает построенная в середине ХIХ века двухэтажная теплая (придельная) церковь Благовещения. С восточной стороны к ней примыкает возведенная в конце ХVII — ХVIII веке высокая соборная колокольня, представляющая собой сложное сооружение, состоящее из двух объединенных объемов.

Интерьер Успенского собора, выполненный во второй половине XVIII века, богато декорирован лепными украшениями в виде головок ангелов, небольших скульптурок, венков, накладок, карнизов. Выдержанный в духе развитого барокко, великолепный иконостас поражает уникальной резьбой: гирляндами цветов, обвивающими каннелированные коринфские колонны с капителями, орнаментальными розетками, ажурными рамами икон верхнего яруса. Над созданием интерьера главного храма Устюга трудились искуснейшие устюжские, московские, ярославские мастера: столяры Иван Кулаков и Михаил Шурухин, резчики Самсон Соколов и Максим Бубнов, позолотчик Петром Лабзин, создатель деревянной скульптуры Василий Зеркальников, талантливые лепщики Петр Круглов, Сергей Рубцов и другие.

Святые образа для иконостаса писал протоиерей Успенского собора Василий Афанасьев Аленев, чье творчество представляло новое для устюжской иконописи академическое направление. Современник известного иконописца академик Яков Фриз, составитель «Летописца города Устюга 1793 года», в главе «О художествах и науках внимания достойных в Устюге Великом» отмечал: «Город Устюг имеет право похвалиться иконописною работою и живописью… Сиеж самое искусство цветет ныне под надзиранием здешняго Успенскаго собора протоиерея Василия Аленева, которой в равном достоинстве состоит с наилучшими российскими живописцами».

С именем Василия Аленёва связывают и нигде более в России не имеющую себе подобных портретную галерею архиереев Великоустюжских и Тотемских — уникальную стенопись 70-х годов XVIII века, сохранившуюся до наших дней.

Реставрация Успенского собора была начата музеем-заповедником в последней четверти ХХ века. В настоящее время московскими реставраторами восстанавливается уникальный иконостас храма.

  • Описание
  • Поездки сюда (10)

Описание Софийского собора в г. Вологда

Софи́йский собо́р (Собор Софии Премудрости Божией) — православный храм, ныне музей, древнейшее сохранившееся каменное сооружение на территории Вологды, одна из крупнейших построек эпохи Ивана Грозного (наряду с храмом Покрова на Рву в Москве, Успенским собором Троице-Сергиевой лавры и другими). Сооружён в 1568 — 1570 годах по распоряжению Ивана Грозного. С 1587 по 1923 год — кафедральный собор Вологодской епархии (с 1776 по 1938 годы — вместе с тёплым Воскресенским собором) и усыпальница вологодских архиереев. В соборе практически полностью сохранились фрески XVII века и иконостас первой половины XVIII века.

Софийский собор в г. Вологда

Закладка в 1567 году Вологодского кремля подразумевала размещение на его территории нового кафедрального храма взамен деревянного городского собора Воскресения, оказавшегося за пределами нового центра города, на Ленивой площадке. Строительство каменного собора внутри кремля, на берегу реки Вологды началось в 1568 году по распоряжению Ивана Грозного. Согласно летописным свидетельствам, Иван Грозный повелел «соборную церковь Софийскую во имя Успения Пресвятой Богородицы поставить внутри города у архиерейского дому». По другим сведениям, Архиерейский двор был перенесён позднее, уже к строящемуся Софийскому собору. Данных об освоении территории, примыкающей к собору, в догрозненский период недостаточно. Археологические раскопки 2000 года показали в этом районе только существование построек, датируемых 1560-70-ми годами.

В качестве архитектурного образца был избран Успенский собор в Москве. Иван Грозный, видимо, хотел иметь в своей северной опричной резиденции подобие Успенского собора Московского кремля. Иван Грозный лично наблюдал за строительством Вологодского кремля, неоднократно подолгу останавливался в Вологде. Царь посетил собор после завершения основных строительных работ в 1570 году, а вскоре после этого неожиданно покинул Вологду, после чего строительство как кремля, так и собора было заброшено. Существует легенда, связанная с этим посещением:

Неции же глаголют, егда совершена бысть оная церковь и великий государь вшед видети пространство ея, и будто нечто отторгнуся от свода и пад, повреди государя во главу. И того ради великий государь опечалихся и повеле церковь разобрать. Но чрез же некоторое прошение преклонися на милость, обаче многия годы церковь было не освящена.

Собор оставался неоконченным до 1587 года, когда при царе Фёдоре Иоанновиче приступили к его достройке. Отделка была выполнена не полностью: окончен был лишь южный придел, средняя же часть храма была достроена позднее.

Раньше, чем главный престол был освящён южный придел собора. В 1587 году он был освящён Антонием, епископом Вологодским и Великопермским во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи, патронального святого царя Иоанна IV Грозного, крещённого в день памяти святого. Придел располагался в дьяконнике собора вплоть до капитального ремонта интерьера 1848-1850 годов.

В 1612 году, во время того как «польские и литовские люди и черкасы и казаки и русские воры» захватили Вологду, собор был разгромлен и повреждён пожаром: сгорели крыша и главы с крестами. После ухода захватчиков начались доделки и исправления собора. Был восстановлен иконостас. Богослужебные принадлежности были временно взяты из Спасо-Каменного и Глушицкого монастырей. В 1612-1613 годах отремонтированный собор, в том числе и главный престол, освятили повторно.

В 1639 году Михаил Фёдорович пожертвовал в собор Софии медное паникадило весом 28 пудов 30 фунтов. Через несколько лет в Архангельске для собора были куплены ещё три паникадила заграничной работы.

При епископе Гаврииле в 1686-1688 году собор был расписан артелью ярославских иконописцев под руководством Дмитрия Григорьева. Перед росписью были растёсаны пять окон четверика и прорублены окошки в нижней части апсид. Оконные откосы были также расписаны артелью Дмитрия Григорьева.

В 1698 году и 1724 году собор подвергался разрушительным пожарам. После пожара 1724 года, в 1737-1744 годах был установлен новый пятиярусный иконостас, существующий и сейчас.

До 1776 года, то есть до постройки тёплого Воскресенского собора, богослужения в Софийском соборе проходили круглый год.

При капитальном ремонте 1848-1851 годов ко всем входам были пристроены каменные притворы, были расширены оконные проёмы, крышу покрасили в зелёный цвет. В 1860-х годах вокруг Софийского собора была поставлена каменная ограда.

Собор посещали императорские особы: в 1724 году — Пётр I, в 1824 году — Александр I, в 1858 году — Александр II.

В 1923 году собор был закрыт и передан краеведческому музею. В Софийском соборе была размещена экспозиция по истории религии и атеизма, частью которой стал маятник Фуко, установленный в 1929 году. С 1935 года Софийский собор является памятником федерального значения.

В 1966-1968 годах Всесоюзные научно-реставрационные мастерские (ВСНРМ) под руководством архитектора В. С. Баниге были проведены реставрационные работы, в результате которых собору вернули вид, соответствовавший XVII веку: устроено позакомарное покрытие из оцинкованной стали, установлены новые купола, восстановлены узкие окна в соборе, разобраны каменные притворы у входов в собор, восстановлены порталы входов. Внутри храма под руководством художника-реставратора Н. В. Перцева проводились работы по закреплению старинной фресковой живописи.

С 1999 по 2007 год была проведена комплексная реставрация собора. Сейчас Софийский собор находится в ведении Вологодского государственного музея-заповедника и открыт для посещения в летнее время. В некоторые церковные праздники в соборе проводятся службы.

В июне 2007 года в Софийском соборе совершил торжественную литургию Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II.

Паломнические поездки к Софийскому собору в г. Вологда

  • Поездка из Санкт-Петербурга в Софийский собор в г. Вологда
  • Поездка из Коломны в Софийский собор в г. Вологда
  • Поездка из Москвы в Софийский собор в г. Вологда
  • Поездка из Москвы в Софийский собор в г. Вологда
  • Поездка из Зарайска в Софийский собор в г. Вологда
  • Поездка из Москвы в Софийский собор в г. Вологда
  • Поездка из Москвы в Софийский собор в г. Вологда
  • Поездка из Орехово-Зуево в Софийский собор в г. Вологда
  • Поездка из Москвы в Софийский собор в г. Вологда
  • Поездка из Москвы в Софийский собор в г. Вологда
  • Поездка из Москвы в Софийский собор в г. Вологда
  • Поездка из Санкт-Петербурга в Софийский собор в г. Вологда
  • Поездка из Ступино в Софийский собор в г. Вологда
  • Поездка из Москвы в Софийский собор в г. Вологда