Собор вознесения Тверь

Священномученик Фаддей (Успенский), уроженец села Нарусково, Нижегородской губернии. Окончил духовную семинарию и академию. На принятие им монашества повлияла ниспосланная ему Богом беседа с праведным Иоанном Кронштадским, прозревшим его будущее служение. Занимал должности инспектора, состоялся как преподаватель духовных дисциплин. Написал несколько сочинений по различной тематике: «Записки по дидактики (общей методике Закона Божия и славянского языка)», «Проповеди», «Единство книги пророка Исаии». В 1921 году на Волыни подвергся преследованию из-за ложного доноса за связь с Петлюрой. После нескольких месяцев заключения был выслан ЧК в распоряжение Святейшего Патриарха Тихона. В 1922 году снова арестован, выслан как политически вредный элемент на один год. С 1928 года служит в Вознесенском соборе города Твери. 20 декабря 1937 года арестован сотрудниками НКВД, 31 декабря того же года казнён. Мощи обретены в 1994 году. В феврале 1997 года Архиерейский Собор Русской Православной Церкви причислил Архиепископа Фаддея к лику святых.

Память его празднуется: в день мученической кончины 31 декабря (н.с) и в день Ангела – 3 сентября (н.с).

Собо́р Вознесе́ния Госпо́дня в Твери — православный храм Тверской епархии Русской православной церкви, на пересечении Тверского проспекта и Советской улицы (Центральный район). Имеет статус архиерейского подворья.

История

На том месте, где сейчас находится собор, до 1612 года стояла деревянная церковь Вознесения, а рядом с ней — церковь Богоявления, обе церкви сгорели во время польско-литовской интервенции. В 1624 году Вознесенская церковь была восстановлена, позднее к ней был пристроен Богоявленский придел, но и эта церковь сгорела во время сильного пожара.

На этом же месте была построена каменная церковь с тем же названием и с тем же приделом: в 1751 году был построен придел Богоявления, а в 1760 году — главный придел. 19 мая 1763 года храм сильно пострадал в результате пожара, однако был восстановлен: придел Богоявления — в течение нескольких месяцев, а в 1768 году — полностью, в 1805 году у храма построена колокольня. В 1818 году принято решение разобрать храм и построить на его месте новый, но оно так и не было реализовано, вместо этого к 1831 году был построен придел Антония и Феодосия Печерских.

В 1922 году была конфискованы церковные ценности из храма, а в 1935 году он был закрыт.

В 1936 году в храме размещена экспозиция областного краеведческого музея.

В конце октября 1941 года, при содействии назначенного германской оккупационной администрацией бургомистра Ясинского, собор был открыт для богослужений епископом Калининским Василием (Ратмировым) (закрыт вновь после восстановления советской администрации в городе в декабре того же года).

В 1972 году здание было передано под выставочный зал, после чего оно было перестроено и отремонтировано.

В 1991 году принято решение о передаче храма общине верующих; 7 января 1993 года были возобновлены богослужения.

В настоящее время настоятелем собора Вознесения Господня является правящий архиерей епархии — митрополит Виктор (Олейник). Наместник — иеромонах Дионисий (Батраев).

Тверской Вознесенский собор, 5 июля 2012. Фото Виктора Скалдина с сайта sobory.ru

Тверской Вознесенский собор, 5 июля 2012. Фото Виктора Скалдина с сайта sobory.ru

Тверской собор в честь Вознесения Господня, архиерейское подворье Тверской епархии

  • Престолы: Вознесения Господня (главный), предельные: Богоявления Господня (южный), прп. Антония и Феодосия Печерских (северный)
  • Адрес: Россия, 170003, г. Тверь, ул. Советская, 38.
  • Тел.: +7 4822) 50-92-72
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

Собор Вознесения Господня расположен в Центральном административном районе областного центра на пересечении Тверского проспекта и улицы Советской.

История возникновения собора уходит вглубь веков. Известно, что до 1612 года возле настоящей церкви стояла деревянная, с тем же наименованием. Рядом находилась так же деревянная Богоявленская церковь — это были небольшие приходские соборы, теплый и холодный, обе сожжены во время польско-литовской интервенции.

В 1624 году церковь Вознесения была отстроена заново, а в 1709 году здесь опять стояли две церкви — Вознесения и Богоявления. Но в 1725 году Богоявленская церковь сгорела и больше не возобновлялась. Позже на этом месте, перекрестке дорог, была устроена так же деревянная церковь во имя Вознесения Господня с престолом Богоявления. Но и эта церковь простояла недолго — сгорела дотла во время сильного пожара.

Через некоторое время прихожане просили разрешения строить на этом месте новую церковь, уже каменную, с тем же наименованием и с тем же приделом. Была дана храмосдательная грамота, и в 1751 году придел Богоявления был закончен строителями, «чистыми образами и всяким церковным облачением убран» и освящен. Строительство самого храма продолжалось еще почти 9 лет, а в 1760 году был освящен и главный придел.

Новый храм простоял недолго. 19 мая 1763 года в Твери случился опустошительный пожар и погорела только что возведенная церковь. Прихожане сумели быстро восстановить придел Богоявления, и в сентябре придел был освящен, и служба возобновлена. Сам же храм восстанавливался долго. И только в 1768 году внутреннее убранство было восстановлено, церковь освящена, и строительство храма окончено полностью.

В 1805 году у храма была возведена новая колокольня. Со временем находившийся в центре города храм с немодной уже «барочной» декорацией перестал удовлетворять сиятельных владельцев и прихожан, и встал вопрос о перестройке храма.

В 1818 году прихожане и священники просят разрешения разобрать храм и на его месте построить новый, более просторный, с приделами Антония и Феодосия Печерских и Богоявления Господня. К прошению прилагался проект церкви, подписанный губернским архитектором Леграндом. Но средств на эти работы не нашлось и храм решили расширить путем устройства нового придела.

В 1826 году на средства купцов И.Ф. Татаринцева и Ф.Н. Боброва была начата перестройка храма по проекту архитектора И.Ф. Львова в стиле позднего классицизма. В 1831 году был закончен и освящен придел Антония и Феодосия Печерских, а в 1833 году в праздник Вознесения Господня был освящен весь храм с новым позолоченным иконостасом и покрытыми росписями стенами. И только в 1836 году был освящен придел Богоявления Господня.

В 1922 году в соборе была произведена конфискация утвари и икон комиссией по изъятию церковных ценностей.

В 1935 году собор был закрыт. С 1936 года в здании находилась экспозиция областного краеведческого музея.

Осенью 1941 года в соборе были временно возобновлены богослужения.

В 1972 году здание собора было передано под выставочный зал Областной промышленной выставки. При этом была произведена значительная перестройка, то есть были сделаны междуэтажные перекрытия, заменена отопительная система, с восточной стороны был пристроен пандус.

В 1991 году по просьбе верующих людей началась работа по передаче собора для богослужебной деятельности.

7 января 1993 года, на Рождество Христово, в соборе состоялась первая служба, а с июля 1994 года возобновлен крестный ход с Тихвинской иконой Божией Матери из Рождественского монастыря в собор Вознесения Господня.

В 2004 году проведены проектные и реставрационные работы: сделаны эскизный проект нового здания для хозяйственных нужд во дворе собора Вознесения.

В 2005 году переделано крыльцо в соборе со стороны Тверского проспекта, отремонтирован пандус над трапезной, установлены новые входные двери со стороны улицы Советской и Тверского проспекта, а также на колокольню, проведен ремонт крыши. На первом этаже: закончена отделка иконостаса мрамором; заново отстроена рака с отделкой мрамором. На втором этаже: установлены потолочные паникадила и настенные бра с регулятором яркости; установлена система автономного отопления с установкой декоративных решеток; написаны иконы для иконостаса.

При соборе имеется библиотека, прокат видео- и аудиокассет. При соборе открыта воскресная школа.

Собор является архиерейским подворьем Тверской епархии.

Архитектура

При строительстве собора очень широко применялся белый камень: белокаменные колонны, карнизы, цоколь, ступеньки храма и колокольни. Храм был выкрашен охрой, детали декора побелены. Применялась роспись как внутри, так и снаружи. С помощью росписи в портике была создана искусная композиция объемных рельефов в технике гризайли.

Главка и крест на храме были вызолочены. Был вызолочен крест и на шпиле колокольни. Крыша и купол были покрыты луженым железом. Очень широко применялось кованое железо (решетки на окнах и дверях). Оконные переплеты и двери были тонированы под мореный дуб. Все в обличий сооружения было продумано до мельчайших подробностей.

Святыни

  • мощи сщмч. Фаддея (Успенского), архиепископа Тверского, обретенные 26 октября 1993 года
  • чтимые списки икон Божией Матери Тихвинская и Тучная Гора

Настоятели, наместники

  • Юстиниан (Овчинников) (18 ноября 1992 — 1995) наместник
  • Адриан (Ульянов) (1995 — 2011)
  • Дионисий (Батраев) (с 2011)

Использованные материалы

  • «Вознесения Господня собор Архиерейское подворье», страница сайта Православные храмы Тверской земли:
  • «Тверь. Церковь Вознесения Господня», — страница Народного каталога православной архитектуры:
  • «Собор в честь Вознесения Господня», страница официального сайта Тверской епархии:

Рожден от Адамова состава
и дан верным Сын, дитя младое,
но Он же — Отец и Властитель будущего века,
и зовется Ангелом Великого Совета;
Он — Бог крепкий
и все творение держащий в Своей власти.

(канон Рождеству Христову,
творение прп. Косьмы Маюмского, песнь 6).

Дорогие моему сердцу пастыри и диаконы, благочестивые игумены, игумении, иноки и инокини, боголюбивые миряне! С духовной радостью поздравляю вас с праздником Рождества по плоти Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа!

Милостию Божией мы вновь собрались в наших храмах и монастырях, чтобы в молитве преклонить колени своего сердца перед яслями с Богомладенцем в Вифлеемской пещере. Рождество Христово снова пришло в нашу жизнь, несмотря на все потрясения, сомнения и страхи, которые пережил мир в году прошедшем. Бог подарил нам возможность вновь разделить друг с другом ликование о рождении Богомладенца и иметь радость общения со Христом в Таинстве Святого Причащения. Бог пришел в этот мир во плоти и даровал нам эту же Плоть и Кровь для вкушения, чтобы мы, причащаясь Ему в Таинстве Евхаристии, становились бессмертными.

Сын Божий, Божественная Ипостась, Логос Божий — воспринял человеческую природу. С этого самого времени в Нем и только в Нем Божество и человечество, природа Бога и природа человека — соединились, стали связаны друг с другом «неслиянно, нераздельно, неизменно, неразлучно». И с тех пор Божественное и человеческое объединились и имеют общение друг с другом через Ипостась Сына Божьего. Природа Бога и природа человека стали сообщаться друг с другом через воплощение Господа Иисуса Христа. Небо и земля соединились. Бог и человечество примирились.

Родившись человеком, Бог пришел не в мир благополучия, сытости и спокойствия. Он родился в мире хаоса, неустроенности и разобщенности. Старый мир уже рушился, новый еще не начал проявляться. Изменялись уклады жизни. Вселенная ждала перемен. Во многом то время можно сравнить с нашим временем, ведь мы тоже, особенно в последний год, чувствуем и понимаем, что находимся на границе чего-то нового и небывалого доселе.

В какой-то мере мы можем и прочувствовать то, что, возможно, чувствовали Дева Мария и Иосиф, отвергнутые людьми, лишенные человеческой любви, в некотором смысле отторгнутые от общества, обретшие себе место лишь среди бессловесных животных, в пещере для скота. Каждый из нас в той или иной мере ощущает отверженность и оставленность в течение жизни. Но в ушедшем году мы все смогли еще лучше понять эти состояния человеческого одиночества, социальной разобщенности и бессилия перед происходящим.

И все-таки, несмотря на все сложности и лишения, рождественская ночь говорит нам, что Божественная благодать больше, чем любой наш страх, чем любой наш грех. Вопрос величины наших грехов решен на Кресте, ведь уже прежде рождения Господа сказал Ангел Деве Марии: «Наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их» (Мф 1:21). А пророк Исаия, за много лет до вифлеемской ночи, сказал, что Спасителя назовут Эммануил, что значит «с нами Бог» (Ис 7:14). Бог пришел в мир, чтобы всегда быть с нами.

С нами Бог — благовествует рождественская ночь. С нами Бог — и мы больше не одиноки. С нами Бог — в любых испытаниях, когда мы боимся, когда мы больны, разобщены, измучены проблемами и не знаем, что будет завтра. В рождественские дни мы должны вновь вспомнить и набраться уверенности в том, что Христос всегда рядом. Что Он пришел, чтобы вернуть нам надежду, искупить наши грехи, возродить веру нашу, исцелить нас и вложить в уста наши новую песнь. Песнь любви к Богу и людям. И только от нас зависит, станет ли эта песнь гимном нашей жизни.

Господь наш Иисус Христос родился, жил, пострадал, был убит, воскрес и паки жив. Он пришел в мир, чтобы забрать наше одиночество. Он пришел в мир, чтобы принести примирение, чтобы вернуть мир и радость жизни, бывшие прежде грехопадения. Он пришел в мир и оживил его. Оживил несмотря на приметы того времени, в которое Он родился. Оживляет и несмотря на устрашения дня сегодняшнего: злые новостные потоки, волнения, отчаяние, возмущения народов, убийства и насилия, войны и эпидемии. Весть Рождества Христова не меняется из-за этих обстоятельств, она по-прежнему та же, что и две с лишним тысячи лет: с нами Бог!

Память о той самой рождественской ночи учит нас нескольким вещам. Во-первых, мы должны понимать, что мир постоянно меняется и меняется далеко не всегда в лучшую сторону. Господь Сам приходит в мир на изломе, на острие истории. И нам следует морально готовить себя к тому, что и привычный нам мир изменится. Возможно, это произойдет в ближайшем будущем. Но это не страшно, потому что с нами Бог.

Господь порой посылает нам достаточно сложные жизненные моменты, чтобы, пережив их, мы стали готовы к чему-то новому. Чтобы переоткрыли себя заново и открыли себя к новой жизни во Христе. Мы должны переосмыслить свою веру, в том смысле, чтобы обратить внимание на ее величие и красоту, в то время когда мы, может быть, обращали внимание лишь на ее оболочку.

Во-вторых, Боговоплощение — не только древнее событие, произошедшее в незапамятные времена. Это событие, которое должно происходить в сердцах каждого из нас всегда, каждый день и каждый час. И тем более в благословенные дни Рождества. У древних святых отцов есть мысль о том, что Христос должен родиться в пещере нашего сердца. И, молясь словами молитвы «Царю Небесный», мы именно этого просим. «Прииди и вселися в ны», — призываем мы Бога, Творца мира. На греческом языке этот призыв еще острее, вместо «вселися» в греческом тексте молитвы стоит «скиносон» (σκήνωσον), в русском нет такого же глагола, но буквально это можно перевести как «сотвори Свою скинию» в нас. Скиния в Израиле была местом особого присутствия Бога, единственным возможным местом встречи человека и Творца, своего рода лестницей в небо, вратами, соединяющими земное и небесное.

И вот что приносит нам Рождество Спасителя: теперь такими вратами к небу, лестницей, скинией Божественного присутствия становится не просто какое-то место на земле, но сердце каждого из нас. Место встречи с Богом отныне — во мне и в вас. Мы просим Бога, чтобы Он жил в такой скинии. И в этом смысле рождественская песнь «С нами Бог» обретает еще одно значение и новое измерение. Да, нам кажется, что наши сердечные скинии гораздо менее достойны Божественного внимания. Но ведь Он Сам решил родиться в бедной пещере вместе со скотом. Не в золоченом Иерусалимском храме или дворцах первосвященников иудейских. Он Сам хочет быть в наших сердцах. Пусть даже они и бедны, и не украшены добродетелями, убоги и холодны.

И наконец, Рождество Христово — это великий урок любви. Место встречи человека и Бога — наше сердце. Но еще у нас есть Церковь — место, где мы едины с Господом в особенном смысле. Ведь воплощение Бога в мире — не просто способ, предпринятый Богом для того, чтобы соединить Себя с человечеством. Слово стало плотью. Человеческое тело Христа исполнено Его Божеством. Как хлеб и вино, которые мы приносим Ему в дар, наполнены Его присутствием и Божеством. И мы, причащаясь Ему, соединяясь с Ним, — становимся в некотором смысле продолжением воплощенного Христа в этом мире. Ведь быть Церковью — значит быть Телом Христа. А значит — и быть продолжением Его воплощенного присутствия в мире. И быть там, где Христос был бы. Там, где страдание, скорбь, болезни, — чтобы сострадать и утешать. Там, где тьма, — чтобы быть светом. Там, где обмирщение и забвение о духовном, — чтобы возвещать тайну Бога. Там, где грех, — чтобы сражаться и преодолевать.

«С нами Бог!» — сегодня возвещаем мы с радостью. И пусть эта радость будет продолжением нашей жизни, жизни с Богом, воплотившимся ныне в пещере Вифлеемской, повитым пеленами, согретым дыханием бессловесных тварей. Пусть радость о родившемся Спасителе мира пребудет в эти дни со всеми вами.

Где пройдут февральские богослужения митрополита Амвросия и как подать записки онлайн

7 февраля Церковь чтила память новомучеников и исповедников Церкви Русской — всех, кто в годы гонений пострадал за веру Христову. Среди­ уби­тых и за­му­чен­ных бы­ло неис­чис­ли­мое мно­же­ство пра­во­слав­ных: ми­рян, мо­на­хов, свя­щен­ни­ков, ар­хи­ере­ев, един­ствен­ной ви­ной ко­то­рых ока­за­лась твëр­дая ве­ра в Бо­га.

В Неделю 35-ю по Пятидесятнице глава Тверской митрополии митрополит Тверской и Кашинский Амвросий совершил Божественную литургию в Троицком храме города Бологое. Правящему архиерею сослужили исполняющий обязанности благочинного Бологовского церковного округа, настоятель храма протоиерей Сергий Желябовский и духовенство епархии.

Накануне были помянуты о здравии и об упокоении те, за кого через сайт епархии были поданы поминальные онлайн-просьбы.

Расписание богослуженийМитрополита Тверского и Кашинского Амвросия с 12 по 28 февраля:

Пекарни

12 февраля (пт) Собор вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого.
• 9:00 — освящение храма и литургия в церкви свт. Василия Великого, г. Торжок, ул. Мира, д. 7

13 февраля (сб). Бессребреников мчч. Кира и Иоанна и с ними мцц. Афанасии и дщерей ее, Феодотии, Феоктисты и Евдоксии.
• 9:00 — литургия в церкви в честь Архангела Михаила при ОКБ, г. Тверь, Санкт-Петербургское шоссе, 105.

14 февраля (вс). Неделя 36-я по Пятидесятнице. Предпразднство Сретения Господня. Мч. Трифона.
• 9:00 — литургия, встреча с молодежью в соборе блгв. Александра Невского, г. Тверь,ул. Коминтерна, 18а.
• 17:00 — всенощное бдение в Воскресенском кафедральном соборе, г. Тверь, ул. Баррикадная, 1.

15 февраля (пн). СРЕТЕНИЕ ГОСПОДНЕ.
• 9:00 — литургия в Воскресенском кафедральном соборе, г. Тверь.
• 17:00 — всенощное бдение в соборе «Белая Троица», г. Тверь.

16 февраля (вт) Свт. Симеона, еп. Полоцкого, еп. Тверского.
• 8:00 — литургия в соборе «Белая Троица», г. Тверь, ул. Троицкая, 38.

18 февраля (чт) Мц. Агафии. Свт. Феодосия, архиеп. Черниговского. Иконы Божией Матери «Взыскание погибших».

09.00 – Божественная Литургия, панихида и лития на могиле протоиерея Анатолия Волгина (40 дней) Церковь в честь Святителя Николая Мирликийского в Василькове, Кувшиновский район

20 февраля (сб) Прп. Парфе́ния, епископа Лампсакийского. прп. Луки́ Елладского. Мучеников 1003 Никомидийских. Сщмч. Алекса́ндра Талызина, пресвитера;сщмч. Алекси́я Троицкого, пресвитера

09:00 – Божественная Литургия. Храм прп. Серафима Саровского, г. Тверь, Волынская ул., 1.

09:00 – Божественная Литургия. Воскресенский кафедральный собор, г. Тверь, ул. Баррикадная, 1.

23 февраля (вт) Сщмч. Харала́мпия, епископа Магнезийского, и с ним мчч. Порфи́рия, Вапто́са и трех мучениц

08:00 – Божественная Литургия, Панихида по А.И. Сидорову. Вознесенский Оршин женский монастырь. Калининский район, п/о Савватьево, деревня Орша.

24 февраля

17:00 – Всенощное бдение. Николаевский Малицкий мужской монастырь. д. Николо-Малица, ул. Школьная ул., 17.

25 февраля (чт) Иверской иконы Божией Матери

08:00 – Божественная Литургия Николаевский Малицкий мужской монастырь. Деревня Николо-Малица, ул. Школьная ул., 17.

27 февраля (сб) равноап. Кирилла, учителя Словенского

09:00 – Божественная Литургия. Богородицкий Житенный женский монастырь, г. Осташков, микрорайон Полуостров Житное, 3.

17:00 – Всенощное бдение. Богородицкий Житенный женский монастырь, г. Осташков.

28 февраля (вс) Неделя о блудном сыне. Глас 5-й. Ап. от 70-ти Онисима

09:00 – Божественная Литургия. Собор в честь Вознесения Господня, г. Осташков, Рабочий городок, д.1.

Братья и сёстры, просим в храмах соблюдать все меры защиты: носить правильно маски, соблюдать социальную дистанцию, дезинфицировать руки. Если у вас есть признаки ОРВИ или вы контактировали с заболевшими, просим вас оставаться дома, обращается к прихожанам митрополит Амвросий.

Подать записки и поминовение онлайн

Чтобы заказать поминовение, необходимо выбрать количество дней поминовения: единоразовое, сорокоуст, полгода или год и тип поминовения (за здравии или об упокоении).

Затем вписать в специальную форму имена (церковные) для поминовения, православных христиан, указывая их в родительном падеже («Михаила», «Анастасии», «Антония», «Фотинии», «Петра»).

Поданные записки будут читаться на архиерейских богослужениях и в кафедральных соборах Твери. На этих же богослужениях будут ставиться свечи святым мощам и чтимым иконам, а также на подсвечники для поминовения усопших. Свечи ставятся на ближайшем богослужении, которое совершит митрополит Тверской и Кашинский Амвросий, сообщается на сайте Тверской и Кашинской епархии Русской Православной Церкви

Заказав поминовение своих родных и близких за церковным богослужением, важно приходить на службы в храм самим, вместе со всей Церковью молиться о дорогих и близких людях, а также не оставлять домашней молитвы о них.

Подписывайтесь на наш канал в «Яндекс. Дзен» и заходите на сайт газеты «Караван. Ярмарка», где вы найдёте не только самые свежие новости и самую качественную авторскую аналитику, но и тысячи объявлений.