Сокрушение

Примеры употребления слова сокрушаться в литературе.

Так сокрушался бернец и в горе был таком, Что от стенаний витязя дрожмя дрожал весь дом.

А король Артур взял коня его под уздцы, подвел к королю Бану и молвил: — Доблестный брат, примите этого коня, ибо у вас в нем великая нужда и я сокрушаюсь о тяжком уроне, что вы претерпели.

Для того просим теперь твою вельможность, прими нас снова в свою ласку, яко сердце наше тяжко сокрушается, смотря на горькое поругание матки, отчизны нашей.

Вижу я, что ты гнев в своем сердце на его вельможность содержишь, — а когда бы ты знал, как сердце его болело, когда он должен был взять из твоих рук булаву, да передать ее в другие руки, — то не сокрушался бы теперь.

Прождав добрых три четверти часа, вздыхая и сокрушаясь по поводу того, что, несомненно, епископ слишком молод, они, наконец, пришли к заключению, что ректору капитула следовало бы пойти и уведомить его высокопреосвященство, что король вот-вот прибудет и пора бы уж отправляться в церковь.

Пыхтя и отдуваясь, Шелавин почти непрерывно говорил, то сокрушаясь по поводу потерянной россыпи, то восхищенно рассказывая о необыкновенной октаэдрической форме золотых самородков, несомненно гидротермального происхождения.

Антигон призывал сына начать войну с Птолемеем за остров Кипр, и ослушаться Деметрий не смел, но, сокрушаясь, что должен оставить борьбу куда более славную и прекрасную, — борьбу за Грецию, — он подослал своего человека к полководцу Птолемея Клеониду, начальнику сторожевых отрядов в Сикионе и Коринфе, и предлагал ему денег, если он возвратит свободу этим городам.

Вспоминая эту историю, Ерофеич больше всего сокрушался о том, что через месяц после случившегося такие вазы уценили почти вдвое.

Затем он пытался нащупать часы в кармане, где их вовсе не было, и продолжал сокрушаться, ибо не знал, как ему быть без часов, без табакерки и без Жака: то были три главных занятия в его жизни, которая проходила в нюханий табаку, в смотрении на часы, в расспрашивании Жака, и все это в разных комбинациях.

Г-жа Жанен и Оливье сокрушались, но мир страданий не был им чужд и прежде.

Какая жалость, что Имярек уже улетел на материк, — сокрушались товарищи, — он один обеспечил бы камбуз водой на целый год вперед!

Дорогою я немало удивился, услыхав, как сей служитель правосудия уговаривает арестованного не сокрушаться, ибо ему-де известно, что Клинкер отделается всего двумя-тремя неделями тюремного заключения.

Первосвященник сокрушался, что уступил Бонапарту, и объявил конкордат недействительным.

И Купфер, по лицу которого вовсе нельзя было заметить, чтобы он уж очень так сокрушался о Кларе, начал рассказывать.

Может пробиться легко, устремленный могучим Энеем: Он, неразумный, о том ни душой, ни умом не размыслил, 265 Что не может легко небожителей дар благородный Смертным мужам уступать, ни могучестью их сокрушаться.

Источник: библиотека Максима Мошкова

Как же я люблю старейшину Джозефа Б. Виртлина! В 1897 году поэт Редьярд Киплинг обратился к Британской империи с такими словами, предостерегающими от гордыни:

Вражде и смуте есть конец;

вожди уходят и князья.

Лишь сокрушение сердец

– вот жертва вечная твоя.

Hymns,

Говоря о сокрушенном сердце как о «вечнойжертве”, Киплинг, очевидно, имел в виду слова царя Давида в 50-м псалме: «Жертва Богу – дух сокрушенный; сердц сокрушенно и смиренно” (стих 19). Слова Давида свидетельствуют о том, что даже в эпоху Ветхого Завета народ Господа понимал: Богу нужно отдавать свои сердца, поэтому одних лишь всесожжений недостаточно.

Жертвы, приносимые в устроение Моисея, символически указывали на искупительную жертву Мессии, Который один мог примирить грешного человека с Богом. Амулек учил: «И вот, это и есть полный смысл закона, который вполне указывает на ту великую и последнюю жертву… Сын Божий” (Алма 34:14).

Иисус Христос после Своего Воскресения возвестил народу Нового Света:

«Ваши жертвы и всесожжения должны прекратиться, ибо Я больше не приму …

И в жертву Мне вам надо приносить сокрушенное сердце и кающийся дух. И всякого, приходящего ко Мне с сокрушенным сердцем… Я буду крестить огнем и Духом Святым” (3 Нефий 9:19–20).

Что же такое сокрушенное сердце и кающийся дух? И почему это считается жертвой?

Как и во всем остальном, жизнь Спасителя стала для нас совершенным примером: несмотря на то, что Иисус из Назарета был совершенно безгрешен, Он всю жизнь прожил с сокрушенным сердцем и кающимся духом, что проявилось в Его подчинении воле Отца. «Ибо Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца” (от Иоанна 6:38). Он сказал Своим ученикам: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем” (от Матфея 11:29). А когда пришло время заплатить высшую жертву, связанную с Искуплением, Христос не уклонился от горькой чаши, но полностью предал Себя воле Отца.

Полное и совершенное подчинение Спасителя Вечному Отцу – вот сама суть сокрушенного сердца и кающегося духа. Пример Христа показывает, что сокрушенное сердце есть вечное свойство Божественности. Когда наши сердца сокрушены, мы полностью открыты для Духа Божьего, осознаем свою зависимость от Него во всем, что у нас есть, и во всем, кто мы есть сами. Следовательно, нам нужно принести в жертву свою гордыню во всех ее проявлениях. Подобно мягкой глине в руках опытного гончара, сокрушенные сердцем могут стать податливым материалом в руках Учителя.

Кроме того, сокрушенное сердце и кающийся дух – это непременное условие покаяния. Легий учил:

«Ибо искупление – в Святом Мессии и через Него достигается…

Вот, во исполнение требований закона, Он предает Себя в жертву за грехи всех тех, которые сокрушенные сердцем и кающиеся духом, и ни для кого другого не исполняется сей закон” (2 Нефий 2:6–7).

Когда мы грешим и хотим получить прощение, сокрушенное сердце и кающийся дух помогают нам испытать то, что называется «печаль ради Бога”, которая «производит покаяние” (2-е Коринфянам 7:10). Она приходит, когда наше желание очиститься от греха становится столь всепоглощающим, что сердце переполняют горе и печаль, и мы жаждем обрести мир с нашим Небесным Отцом. Сокрушенные сердцем и исполненные кающегося духа с готовностью делают все, о чем просит Бог, не противясь и не испытывая чувства обиды. Мы перестаем делать все по-своему и учимся поступать по воле Божьей. Лишь при таком полном подчинении Искупление обретает силу, и может произойти истинное покаяние. Тогда кающийся испытывает освящающую силу Святого Духа, которая наполняет его душу миром и радостью от примирения с Богом. В чудесном слиянии Божественных качеств Тот же Бог, Который заповедал нам иметь сокрушенное сердце, призывает нас радоваться и не унывать.

Когда мы получаем прощение грехов, сокрушенное сердце служит Божественным щитом, защищающим от искушений. Нефий молился: «Да будут навсегда закрыты врата ада предо мною, ибо сокрушено сердце мое и смирен дух мой!” (2 Нефий 4:32). Царь Вениамин учил свой народ: если у них будет глубокое смирение, они всегда смогут радоваться, «будут преисполнены любовью Божией и всегда хранить отпущение… грехов” (Мосия 4:12). Если мы отдаем свои сердца Господу, мирские соблазны просто лишаются своей притягательной силы.

Есть еще одно измерение сокрушенного сердца, а именно – наша глубокая благодарность за страдания Христа, которые Он претерпел ради нас. В Гефсимании Спаситель «низошел ниже всего” (У. и З. 88:6), взяв на себя бремя грехов каждого человеческого существа. На Голгофе Он «предал душу Свою на смерть” (Исаия 53:12), и Его великое сердце буквально разрывалось от всепоглощающей любви к детям Божьим. Когда мы помним о Спасителе и Его страданиях, наши сердца тоже сокрушаются от благодарности за Помазанника.

Если мы будем приносить Ему в жертву все, что у нас есть, и даже самих себя, Господь наполнит наши сердца покоем. Он «исцел сокрушенных сердцем” (Исаия 61:1) и наградит нас любовью Божьей, «самой сладкой и самой чистой на свете” (Алма 32:42). Об этом я свидетельствую во имя Иисуса Христа, аминь.