Соль земля

После того, когда Иисус Христос провозгласил девять заповедей Блаженства, Он продолжил в Нагорной проповеди излагать Свое Учение. Иисуса Христа окружала толпа народа, состоящая преимущественно из евреев, которые мечтали о восстановлении израильского государства, которые жаждали земных благ и удовольствий в этом царстве. С разочарованием евреи, книжники и фарисеи, услышали о том, что Царство Божие ожидает не их, потомков Авраама, Исаака, Иакова, а нищих духом, плачущих, алчущих и жаждущих правды, милостивых, чистых сердцем, миротворцев, изгнанных за правду, гонимых и злословимых за имя Христово.

Большинство людей, окружавших Иисуса Христа, считали, что они достойны Царства Небесного уже потому, что являются еврейским богоизбранным народом, предназначенным для того, чтобы повелевать всеми народами мира. Они также считали, что это Царство специально для них приготовлено, а не потому, что они должны иметь высокие морально-нравственные качества души. И вот тогда, видя такое отношение к Своим словам, Иисус Христос обращается не к чванливо высокомерным фарисеям и книжникам, а к Своим ученикам, недавно избранным двенадцати Апостолам. «И Он, возведя очи Свои на учеников Своих, говорил» (Лука 6:20). Эти люди были бедняками, не получившими никакого образования, не умевшие красиво говорить и витиевато рассуждать. Но они, являясь скромными тружениками, в отличие от книжников и фарисеев, обладали высокими душевными качествами, позволяющими стать членами Царства Небесного и с искренним желанием и твердым усердием распространять учение Христово среди народов мира. Именно им, двенадцати Апостолам, а также другим людям, которые будут последователями учения Христова, Иисус Христос и объясняет, какими они должны стать, чтобы войти в Царство Небесное и ввести за собой и других людей.

Иисус Христос рассказывает Своим последователям о том, какой великой силой духа они должны обладать, чтобы победить все препятствия на пути духовного самосовершенствования и восторжествовать над силами зла. И чтобы укрепить своих последователей на их праведном пути, Иисус Христос провозглашает Свои заповеди Блаженства в определенном порядке, вразумляя Своих учеников и указывая на то, как постепенно будут возрастать их высокие душевные качества. Так Христос говорит о том, что смиренно мудрствующий человек (нищий духом) обязательно придет к покаянию и будет оплакивать свои грехи и грехи падшего человечества. Плачущий способен проявлять кротость и смирение, а также будет являться жаждущим правды и многомилостивым человеком. Проявляющий милосердие к людям, обязательно будет иметь чистое сердце и станет миротворцем. И тот человек, который достигнет этих качеств души, не испугается ни гонений за правду, ни злословий и притеснений за Иисуса Христа. Такой человек, достигнув духовного совершенства, и будет отличаться от других людей, как соль от не соленой пищи.

Именно к таким, духовно совершенным людям, Христос и обращается, говоря им: «Вы – соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям» (Матф.5:13). Как же нужно понимать эти слова? Одной из способностей соли является предохранение пищи от порчи. Вероятно и люди, несущие в мир учение Христово, должны предохранять и спасать других людей от морального разложения, от духовной порчи. Потому что через последователей Иисуса Христа проявляется «благодать Божия, спасительная для всех человеков» (Тит.2:11). Соль в виде приправы придает пище особый вкус. Так и учение Христово должно стать в жизни людей основной сутью, придающей существованию человека высший, особый смысл, а люди, являющиеся последователями Иисуса Христа, распространяющие это учение, и есть соль земли. То есть наиболее активная творческая сила человечества. Соль должна пропитать ту пищу, которую она предохраняет от порчи. Так и Евангелие и учение Христово должно проникнуть в душу и разум человека, и повлиять на его помыслы и поступки, чтобы предохранить от зла, и наставить на путь истинный.

Последователи Иисуса Христа должны распространять учение Христово среди людей, доводя его до сознания людей, желающих познать учение Христово. Христианская любовь, пронизанная праведностью Иисуса Христа, открывает души людей к свету Учения Христова. Искренне верующий человек распространяет вокруг себя великую жизненную силу, которая заряжает сердца людей неисчерпаемой энергией и пробуждает души к добру. Пробуждение душ людей осуществляется силой Духа Святого и христианской любовью (которая велика как вселенная), находящейся в сердцах сторонников Иисуса Христа. Эта любовь распространяет вокруг себя благословение, облагораживает жизнь, дает силы переносить невзгоды и препятствия, противостоять искушениям и злу, и делает истинных христиан подлинной солью земли, то есть людьми, выражающими смысл человеческой жизни, поясняющими суть бытия. Итак, солью земли Иисус Христос назвал своих последователей, обладающих большой всепобеждающей силой духа, способных противостоять гонениям и препятствиям.

Наряду с этим Иисус Христос делает серьезное предупреждение о том, что если Его сторонники отступят от соблюдения заповедей Христовых, уйдут с пути спасения людей, то они потеряют великую силу духа, и станут бесполезными для дела Христова, как бесполезна бывает соль, переставшая быть соленой. И тогда таких людей будут презирать, как не устоявших в истине и ставших ненужными для служения дела Христова. Христос очень часто в Своих словах прибегает к поясняющим сравнениям и примерам. Так и в этой части своей речи Он говорит: «Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь её соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить её вон на попрание людям» (Матф.5:13). После этих слов слушатели Иисуса Христа легко могли себе представить блестящую белую соль, валяющуюся на дороге, так как она потеряла свои свойства – быть соленой, и стала негодной.

Эти слова Иисуса Христа в первую очередь обращены к книжникам и фарисеям, которые, называя себя служителями Божьими и проповедниками, на самом деле искажали Закон Божий. Во вторую очередь эти слова обращены к тем последователям Иисуса Христа, которые не устояли, и сошли с праведного пути соблюдения заповедей Христовых. В третью очередь эти слова обращены ко всякого рода лжепроповедникам, которые, сознательно искажая учение Христово, используют это либо в корыстных целях и наживаются на этом, организовывая всякого рода секты, либо являются заблудшими фанатиками. Только в той степени, в какой человек лично посвятил себя Христу, он может влиять на других людей.

Человек, который служение Богу не выражает в добрых делах, не сможет помогать другим людям. В этом случае, по образным словам Христа, соль теряет свою силу и перестает быть соленой. Если мы своими делами не утверждаем, и словами не распространяем учение Христово, то Слово Божье становится бездейственным. «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий» (1Кор.13:1). Именно любовь к Богу и ближним и поможет последователям Иисуса Христа стать истинной солью земли, раскрывая истинный вкус и смысл жизни, просвещая и облагораживая человечество. Именно как в кулинарном искусстве соль (незаменимая приправа) является особым компонентом, придающим вкус пище, необходимой для полноценной жизни, так и христианин, ставший солью земли, придает жизни человечества особый вкус, раскрывая философский смысл бытия, и указывая путь к познанию истины, которая, как интеллектуальная приправа, делает существование людей завершенным и духовно целенаправленным.

Тип и синтаксические свойства сочетания

соль зем-ли́

Устойчивое сочетание (фразеологизм). Используется в качестве именной группы.

Произношение

  • МФА:

Семантические свойства

Значение

  1. перен. избранные люди, лучшие представители человеческого общества ◆ И кто наконец эта соль земли, эти избранные, пришедшие к общественной трапезе! А. Ф. Писемский, «Взбаламученное море», 1863 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ — Я всё-таки повторю старое, избитое выражение газетных передовых статей, — продолжал Квашнин. — Держите высоко наше знамя. Не забывайте, что мы соль земли, что нам принадлежит будущее… А. И. Куприн, «Молох», 1896 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ Культурность небольшой кучки людей, именующих себя «солью земли», «рыцарями духа» и так далее, выражается лишь в том, что они не ругаются вслух матерно и с иронией говорят о ватерклозете. Максим Горький, «Жизнь Клима Самгина», 1925 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)

Синонимы

  1. элита

Антонимы

Гиперонимы

  1. избранные

Гипонимы

    Этимология

    Из Библии: ◆ Вы — соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь её соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить её вон на попрание людям «Евангелие от Матфея: синодальный перевод», 1816—1862 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы).

    Перевод

    Список переводов

    Статья нуждается в доработке.

    Это незаконченная статья. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её.
    В частности, следует уточнить сведения о:

  • семантике

(См. Общепринятые правила).

«Соль земли» значение фразеологизма объяснить сможет не каждый, хотя многие часто слышал такое выражение.

Соль земли: значение фразеологизма

Соль земли — выдающиеся представители определенной общей группы, класса; важнейшая часть общества.

«Соль земли» — лучшие люди своего времени.

Предложения с фразеологизмом «соль земли»

Варавва покосился глазами на гостей.- Большинство из нас полагает, что буржуазия — соль земли (Стельмах, Хлеб и соль)

(Шахтер) — Горняки, спрашиваешь? — Горняки, как тебе сказать, соль земли… (Рудь, Донецкие зори)

Девятый вал… То же была вода,
Тщетно так разбилась о кручу?
Так соль земли, то же сила молодая
Шла на смерть, на смерть неизбежную.
(Леся Украинка, Эпилог)

Острый «контраст»: геологи, строители, можно сказать, соль земли, а говорят, как какой-то Жора Воронки Зуб с Молдаванки! (И. Муратов, Герои должны быть героями)

Однако он (отец А. Довженко) ни на минуту не терял своего достоинства славного труженика земли, ни на минуту не забывал, что сам же труженик есть соль земли, а не эксплуататоры, кровопийцы, лежебоки. (П. Тычина, Могучий)

«Соль земли» происхождения

В Так называемой «нагорной проповеди» Христос обращается к своим ученикам с такими словами: «Вы соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленой? Она не нужна ни на что, ее только выбросить на попрание людям «(Мф. 5, 13).

«Соль земли» синонимы

  • элита
  • передовая слой;
  • выше мир,
  • выше класс .

Теперь Вы знаете что означает «соль земли» и сможете составить предложение с фразеологизмом «соль земли».

Для раскрытия происхождения и смысла этого иносказательного, ставшего устойчивым, выражения многие источники приводят пример Нагорной проповеди. Когда спаситель, в беседе со своими учениками, называет их солью земли.

Если брать религиозную трактовку этого выражения, то можно сказать, что смысл пресной жизни человека может придать учение Христа, как соль придает вкус пище. Главную силу человечества представляют те люди, которые несут его слово. И как соль, уберегающая пищу от порчи, должны сохранять свою нравственную чистоту, спасая и оберегая других от духовной порчи. Это люди люди на которых держится вера.

В этой проповеди содержался призыв к совершению добрых дел, которые помогают жить открыто и честно, ведущие к осознанию учения Христа. Если же ученики отойдут с истинного пути, то они утратят великую силу духа.

Еще в древнееврейском понятии соль ассоциировалась с мудростью. Может быть здесь имелось ввиду — самые мудрые.

Сейчас эта метафора получила более широкое значение.

Она используется, что бы подчеркнуть важность личности в обществе, ее значимость для всего человечества. Обращаясь с таким выражение к людям, мы подчеркиваем, что они являются самой сутью и душой народа, примером будущим поколениям, основой основ, тем, чем мы будем гордиться и на кого будем равняться. Этим выражением отмечают лучших людей, цвет нации.

Солью земли Русской может быть и простой крестьянин, и рабочий, и воин, и поэт…

Слово Земля здесь используется, конечно же, в самом широком смысле.

Дав ученикам приличное наставление, Господь снова подкрепляет их похвалами. Так как заповеди были высоки и труднее ветхозаветных, то чтобы ученики не поколебались, не пришли в смятение, и не сказали: как мы можем их исполнять? — слушай, что сказал Господь: «вы есть соль земли», показывая этими словами, что Он по необходимости дает такие заповеди. Учение, которое вам поручается, говорит Христос, должно относиться не к одной только вашей жизни, но и ко всей вселенной. Я посылаю вас не в два, не в десять, не в двадцать городов, посылаю не к одному народу, как некогда пророков, но на сушу и море, во всю вселенную, притом преисполненную зла. Словами: «вы есть соль земли», Христос показал, что все человечество помрачилось и повредилось от грехов. Потому-то Он и требует от учеников таких добродетелей, которые были особенно необходимы и полезны к исправлению других. В самом деле, кто кроток, тих, милостив и праведен, тот не для себя только одного творит добрые дела, но старается эти благие источники добра излить и на пользу других. Также и чистый сердцем и миролюбивый и гонимый за истину живет для блага общего. Итак, не думайте, говорит Христос, что вам предстоят легкие подвиги; не думайте, что слова Мои: «вы есть соль земли» маловажны. Что же? Неужели они, в самом деле, исправили то, что уже испортилось? Нет, так как солью нельзя помочь тому, что уже испортилось. Они этого и не делали, а осоляли уже прежде исправленное, им переданное и освобожденное от зловония, содержа и сохраняя в том самом обновлении, в каком приняли от Господа. Освободить от зловония греховного — было дело Христа. Апостолы же должны были трудиться и заботиться о том, чтобы исправленное опять не пришло в первое свое состояние. Замечаешь ли, как Христос мало-помалу возвышает учеников перед самими пророками? Он называет их учителями не одной Палестины, но целой вселенной, и не просто учителями, но еще учителями страшными. И то удивительно, что ученики не лестью и не угождением, но сдерживающим, наподобие соли, действием, для всех сделались достолюбезными. Итак, не дивитесь, говорит Христос, если Я, оставив других, беседую с вами и подвергаю вас стольким опасностям. Рассудите только, скольким городам, народам и языкам Я хочу послать вас в наставники. Потому Я и хочу, чтобы вы не только сами были благоразумны, но и других делали такими. Быть благоразумными особенно нужно тем, от которых зависит спасение других, и столько нужно им иметь в себе добродетели, чтобы можно было уделять ее в пользу других. Если вы не будете такими, то и сами не спасетесь.

Итак, не огорчайтесь, если слова Мои кажутся вам тяжкими. Через вас и другие заблудившиеся могут образумиться, а если вы утратите свою силу, то погубите с собой и других. Поэтому, чем важнее возложены на вас обязанности, тем более вы должны иметь ревности. Потому и говорит Христос: «если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленой? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям». Другие, если и много раз согрешат, все-таки могут быть прощены; но учитель, если согрешит, не может ничем извинить себя, и должен понести тягчайшее наказание. Чтобы ученики, слыша слова: «когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить» (Мф. 5:11) не устрашились всенародно проповедовать, Христос говорит, что если вы не решаетесь на это дело, то напрасно и избраны. Не злословия надобно бояться, но того, чтобы не представить из себя лицемеров; в таком случае вы покажете себя неразумными и достойными презрения. Если же вы будете строги в обращении, и за это подвергнетесь злословию, радуйтесь. Таково именно свойство соли, что она едкостью остроты своей неприятна на вкус людей сластолюбивых. Злословие, следовательно, необходимо будет преследовать вас, но нисколько не повредит вам; напротив, будет свидетельствовать о вашей твердости. Если же вы, устрашась злословия, оставите подобающую вам твердость, то подвергнетесь тягчайшим бедствиям; вас все будут и злословить, и презирать, а это-то самое и значит: «попираема».

Беседы на Евангелие от Матфея.

Не для себя самого только должно быть полезным, но и для многих, как показал Христос, назвав нас солью, закваскою и светом. Эти предметы полезны и благодетельны для других. Так светильник све­тит не для себя самого, но для находящихся во мраке; и ты – светильник, не для того, чтобы ты один пользовался светом, но чтобы руководил заблудшего. Что пользы в светильнике, если он не светит находящемуся во мраке? Что пользы и в христианине, если он никому не приносит пользы, никого не руководит к добродетели? Также соль не себя только поддер­живает, но укрепляет и сгнивающие тела, не допускает им портиться и погибать. Так точно и ты: если Бог сделал тебя солью духовною, то поддерживай и укрепляй гниющие члены, т.е. беспечных и нерадивых из братий, и избавив их от бес­печности, как бы от некоторой гнилости, соедини с прочим телом Церкви.

Беседа против непришедших в собрание.

Свт. Кирилл Александрийский

Вы — соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям

Солью Он называет рассудительность, которой исполнено апостольское слово. Будучи посеяно в наших душах, оно вселяет в нас слово мудрости, которое из-за своего вкуса и приятности сравнивается с солью. Ибо подобно тому, как без соли не съедобны ни хлеб, ни рыба, так и без апостольского разумения и научения всякая душа и безумна, и нездорова, и неугодна Богу.

Комментарии на Евангелие от Матфея.

Свт. Иларий Пиктавийский

Вы — соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям

Соль земли, как я думаю, ничего особенного не значит; тогда почему назвал апостолов солью земли? Следует раскрыть смысл этих слов, на который укажет и служение апостолов, и сама природа соли. Соль одновременно состоит из элементов воды и огня, и, таким образом, из двух она делается одним. Таким образом, соль, предназначенная для потребления роду человеческому, сообщает нетление мясу, на которое ее посыпают; к тому же она весьма способствует приданию вкуса всякой пище. Апостолы же суть проповедники небесного и как бы сеятели вечного, и они бросают семена бессмертия в тела всех тех, в кого было посеяно слово, поскольку, как свидетельствовал выше Иоанн, они стали совершенны благодаря крещению водою и огнем. Поэтому справедливо были названы солью земли те, кто сохранил свои тела для вечности, осоленные силой учения .

…Поэтому Он призывает тех, кого назвал солью земли, пребывать в силе переданной им власти. Иначе они утратят силу соли и не смогут осолить других; лишенные ощущения вкуса, не смогут животворить тленное и, выброшенные из сокровищниц Церкви, будут попираться ногами прохожих вместе с теми, кого должны были осолить.

Комментарий на Евангелие от Матфея.

Свт. Хроматий Аквилейский

Вы — соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям

Он показывает, что теряют силу те, которые однажды были просвещены верой и небесной мудростью и должны были оставаться верными и постоянными, но, оставив веру и божественную мудрость, впадают в ересь или возвращаются к языческому неразумию. И потому Он говорит: ? Ибо подобные люди, коварством дьявола лишившись силы, лишившись Божией благодати, ослабевают. Хотя они могли «приправить» словом божественной проповеди других неверующих, до сих пор далеких от веры, они даже себе оказались бесполезными. Наконец, из такой соли был Иуда Искариот. После того как он отверг божественную мудрость и сделался из апостола отступником, не смог не только помочь другим, но и для себя стал негодным и бесполезным.

Трактат на Евангелие от Матфея.

Прп. Макарий Великий

Вы — соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям

А как были они и солию, то всякую верующую душу растворяли и осоляли солию Святого Духа. Ибо Господь сказал им: «вы есте соль земли», именуя землею человеческие души; потому что послужили они душам человеческим небесною солию Духа, растворив их и соделав негниющими и незараженными великим зловонием. Как мясо без соли загнивает, наполняется великим зловонием, и по причине несносного смрада все отвращаются от него; и в загнившем мясе пресмыкаются черви, находят там себе пищу, поедают его и гнездятся в нем; но как скоро посыпана соль, — питавшиеся мясом черви истребляются и гибнут, зловонный запах прекращается; потому что соль, по природе своей, истребляет червей, и уничтожает зловоние: таким же образом и всякая душа, неосоленная Святым Духом, непричастная небесной соли, то есть Божией силы, загнивает и наполняется великим зловонием лукавых помыслов; почему, лице Божие отвращается от страшного смрада суетных помыслов тьмы и живущих в такой душе страстей; закрадываются в нее злые и страшные черви, то есть, лукавые духи и темные силы, питаются, гнездятся, пресмыкаются там, поедают и растлевают ее. Ибо сказано: «возсмердеша и согниша раны моя» (Пс. 37, 6) . Но как скоро душа прибегнет к Богу, уверует и испросит себе соль жизни, благого и человеколюбивого Духа, снисшедшая небесная соль истребляет в ней страшных червей, уничтожает вредное зловоние, и очищает душу действием силы своей. А таким образом, когда истинная соль соделает ее здравою и невредимою, — снова вводится она в употребление и служение небесному Владыке. Поэтому и в Законе в означение сего Бог повелел всякую жертву осолять солию (Лев. 2, 13) .

Собрание рукописей типа II. Беседа 1.

Прав. Иоанн Кронштадский

Вы — соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям

Одно из самых сильных коварств диавольских есть расслабление леностию сердца, а с ним и всех сил духовных и телесных: в сердце иссякают вера, надежда и любовь, делаешься безвером, унылым, бесчувственным к Богу и к людям, делаешься как соль обуявшая, потерявшая силу (Лк. 14:34) . Не верь своему расслаблению телесному и не думай, что оно от естественных причин: оно от расслабления сердца и всего тела диаволом, усиливающимся всячески запнуть нас во благочестии.

Дневник. Том V. Март 1862.

Доброе духовенство в обществе — что душа в теле: не будь его, общество будет безобразным смердящим трупом. В этом смысле сказано апостолам и их преемникам: Вы — соль земли. Общество должно уважать духовенство и удовлетворять его нуждам, да без печали проходит оно свое высокое служение и да благословит Господь самое общество ради служителей Божиих.

Дневник. Том XII. Сентябрь 1867.

Блаж. Иероним Стридонский

Вы — соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям

Вы соль земли

Апостолы называются солью, потому что через них сохраняется весь род человеческий.

Посему если соль утратит свою силу , то чем она снова станет солию

Если сам учитель впадет в заблуждение, то кем другим будет исправлен.

Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям

Пример взят из земледелия. Действительно, соль необходима для приготовления пищи и для высушивания мяса; другого употребления для нее нет. Впрочем, мы читаем в св. Писании, что некоторые города вследствие раздражения победителей были посыпаны солью, так что на земле не взошло ни одного ростка (Суд. 9:45) . Итак, пусть учители будут внимательны и помнят, что могущественные подвергнутся сильному наказанию (Прем. 6:6) и что нет никакого средства к избавлению: разрушенные остатки великих людей будут низведены в ад.

Блаж. Феофилакт Болгарский

Вы — соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям

Вы — соль земли

Пророки посылались к одному народу, вы же — соль всей земли, укрепляющая слабых учением и обличениями, чтобы они не порождали постоянных червей. Ввиду этого не отвергайте горечи обличений, хотя бы ненавидели и преследовали вас.

Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям

Если учитель обуяет, то есть если не будет обличать, исправлять и разленится, то чем осолится, то есть исправится? Он должен быть лишен учительского сана и попираем, то есть подвергнут презрению.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Евфимий Зигабен

Вы есте соль земли: аще же соль обуяет, чим осолится? ни во чтоже будет ктому, точию да изсыпана будет вон и попираема человеки

Вы есте соль земли

Землею назвал здесь людей, как образованных из земли. Он как бы так говорит: все люди сделались гнилыми от грехов, испортившись от влаги страстей; посему вы, избранные Мною для врачевания этой порчи всего мира, составляете соль людей, потому что вы получаете от Меня разумную силу обуздывать их и сдерживать, и убивать невидимых червей, т.е. страстные помышления, и охранять от зловония прегрешений. Пророки были посланы к одному народу; а вы – соль для всей земли, учением обличая и сдерживая распутных, чтобы они не произвели вечных червей. Не пренебрегайте же строгостью обличений, хотя бы вы и подверглись гонениям. Посему говорит: аще же соль обуяет; чим осолится, ни во что же будет к тому, точию да иссыпана будет вон, и попираема человеки. Если учащий обуяет, т.е. не обличает, не сдерживает, но станет слабым, то чем осолится, т.е. исправится? Итак, с того времени выбрасывается вон из учительского достоинства, и попирается, т.е. презирается.

Обуяние соли есть ослабление ее действия. Итак, говорит: смотрите, какое служение поручается вам, и постарайтесь, чтобы не ослабеть вследствие преследований, поношений и злословий, как прежде сказано, и чтобы не потерять полезного действия. Аще же соль обуяет, чим осолится, т.е. если вы ослабеете, или потеряете полезное действие, то какою другою солью вы осолитесь, или поправитесь, как сказал Марк (9, 50) . Вы – отборная соль, и нет еще другой такой. Так как вы избраны на такого рода служение предпочтительно пред всеми другими, то тем более должны быть внимательными, чтобы не могли вас обвинить в слабости и бездействии, а также в погибели тех, которые стали гнилыми, как сказано.

Ни во чтоже будет ктому, точию да изсыпана будет вон и попираема человеки

Ни на что больше не пригодна указанная соль, потерявшая силу, как только на то, чтобы быть выброшенною вне Господнего двора и попираемою, т.е. презираемою людьми.

Толкование Евангелия от Матфея.

Ориген

Вы — соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям

Что говорить о том, насколько полезна соль в человеческой жизни? Сейчас следует сказать о том, почему ученики Иисуса сравниваются с солью. Мне кажется, что подобно тому, как соль предохраняет мясо от того, чтобы оно не наполнилось от зловония червями, и делает его надолго пригодным (в то время как без соли оно не может в течение долгого времени оставаться для людей полезным), так и ученики Христовы всячески поддерживают и сохраняют эту земную область, препятствуя от грехов идолослужения и блуда зловонию.

Фрагменты.

Еп. Михаил (Лузин)

Вы — соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям

Вы. Относится как к ближайшим ученикам Господа, непосредственно слушавшим Его, так и ко всем вообще ученикам Христовым, истинным христианам.

Соль земли. Речь иносказательная. Соль предохраняет от порчи съестные припасы и делает пищу здоровой и приятной. Подобно тому христиане должны своей деятельностью, своим поведением и примером жизни предохранять мир от нравственной порчи и тления и способствовать его нравственному здравию. Своими молитвами привлекая на мир Божие благословение, своей чистой жизнью имея нравственное влияние на окружающую среду, они должны предотвращать совершенное падение мира в пороки и преступления, развивать и укреплять в нем здравые мысли и понятия, здравые начала для нравственной деятельности.

Если же соль потеряет силу и прочее. Сделается несоленой; это, конечно, невозможно, но Спаситель только предполагает случай: если бы случилось так, что соль стала бы несоленой. Впрочем, путешественники замечали, что в тех странах есть вид соли, который совершенно может терять свою силу и ни к чему не бывает годен, как разве выбросить вон на попрание людям — на дорогу. Один из путешественников (Маундрелль) рассказывает, что он близ Алеппо в одном месте отломил кусок такой соли там, где она подвержена действию дождя, солнца и воздуха, и нашел, что хотя и видны были блестки и частицы соли, но она совершенно потеряла свой вкус. Внутренние же части сохранили свою силу. Образное изречение Христово имеет такое значение: если вы, ученики Мои и учителя вселенной, потеряли бы внутреннюю нравственную силу и влияние на мир, то что же может даровать силу эту и влияние? Ничто. Если бы и вы оказались бессильными обновить мир, предохранив его от дальнейшей порчи и нравственно укрепив его, то что же с ним будет и что вас самих может укрепить и сделать способными возобновить мир? Ничто, и вы сами погибнете как соль, которая потеряла силу и была бы выброшена на попрание. Особенно «учитель, если потеряет ум, то есть если не будет учить, обличать и исправлять и разленится, то чем исправится? Он должен быть лишен учительского сана и подвергнут презрению» (Феофилакт; ср.: Златоуст).

Толковое Евангелие.

Лопухин А.П.

Вы — соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям

Из предыдущего мы видели, что слово μακάριοι было приветствием собравшейся толпе. Во всех блаженствах красной нитью проходит и тонкая, едва заметная критика существующих и обычных мнений и воззрений на счастье человека, и им противопоставляется совершенно новый взгляд на то, в чем состоит это счастье. Можно наблюдать, что в 13 стихе это приветствие продолжается и даже усиливается, достоинство учеников Христа еще более возвышается, но вместе с тем, теперь уже относительно учеников, пробегает и легкая, самая светлая критика — на случай, если ученики не будут отвечать своему высокому призванию.

Вы, говорит им Спаситель, соль земли. Соль, будучи необходимым пищевым продуктом, без которого не могут обойтись ни люди, ни животные, считалась в древности «благородным, высокоценным веществом”. «Nil sole et sale utilius» (нет ничего полезнее солнца и соли), говорили древние римляне. «Главное из всех потребностей для жизни человека, говорит Иисус, сын Сирахов, — вода, огонь, железо, соль, пшеничная мука, мед, молоко, виноградный сок, масло и одежда” (39:32) . Плутарх называет соль «благодатью” (χάρις), Гомер прилагает к ней эпитет: «божественная” (θείον), а Платон называет соль «боголюбивым веществом” (θεοφιλές σώμα). Ученики Христа (в обширном смысле) необходимы и столь же ценны для Мира, как соль.

Дальнейшие слова понимали двояко: или, как в русском, «если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою?” или: «если соль потеряет свою силу, то чем осолится, т.е. земля?” Последующая речь показывает, что говорится о соли; русский перевод следует считать правильным. Возможность потери солью своей силы была у экзегетов предметом многочисленных рассуждений. Одни старались доказать, что соль действительно может потерять свою силу, когда смешивается с другими веществами, напр., со смолою, или «выветривается”, другие — что одна соль может быть более соленою вследствие своей большей чистоты, другая меньше; третьи, вопреки всякой филологии, понимали здесь под солью «асфальт”, «поташ”, «селитру” или ссылались на Плиния, который говорит о salem inertem пес candidum (соль недействующая и неблестящая). Наконец, некоторые думали, что Спаситель указал здесь на невозможный факт. Иудейский раввин Иисус бен Ханания, когда был спрошен афинскими мудрецами: «если соль портится, то чем ее осолить”, высказал противоположное мнение, что соль никогда не может сделаться несоленою (чит. у Цана, Das Evang. d. Matt., с. 198, примеч.). Чтобы понять изречение Христа, нам нужно оставить область химии, — просто потому, что Христос нисколько не рассуждает о химических вопросах, а ссылается на простой, ежедневный (некоторые говорят даже «кухонный”) опыт, известный всякому, — когда соль портится от разных причин и за негодностью выбрасывается.

В комментариях на этот стих Иероним, как известно, не особенно благоприятно относившийся к «городскому” духовенству, восклицает: caveant ergo dortores et episcopes: potentes potenter tormenta sustinere; nihilque esse remedi: sed majorum ruinas ad tartaram ducere (пусть берегутся учители и епископы: сильные сильно будут истязаны (Прем. 6:6) ничто не поможет; но порча высших поведет их к погибели). На это можно ответить, что в рассматриваемом месте Спаситель едва ли имел в виду только учителей и епископов.

Троицкие листки

Вы — соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям

Преподав ученикам столь высокие и трудные заповеди, Господь показывает далее, для чего им необходимы такие заповеди: учение, которое вам поручается, как бы говорит Он, преподается не вам одним, но и всей вселенной. Вся земля заражена зловонием греха: вы Моим учением должны уничтожать эту заразу. вы — соль земли. Как соль делает соленой пищу, так и вы, Мои ученики, должны всех делать Моими учениками; немного нужно соли, чтобы сделать пищу вкусной и здоровой; немного и вас, но во весь мир вы пронесете Мое учение. Соль предохраняет пищу от гниения; так и вы должны предохранять людей от зловония греха Моим спасительным учением, своей молитвой и примером святой жизни своей. Другие через вас должны исправляться: но если вы сами будете неисправны и впадете в заблуждение, то погубите с собой и других; Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Если учитель потеряет ум, если не будет учить, обличать и исправлять, и разленится, то чем исправится? Она (потерявшая силу соль) уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям. Так и недостойный учитель должен быть лишен учительства и подвергнут презрению. Если бы вы, ученики Мои, потеряли благодать Мою, то что же тогда может укрепить вас? Что тогда может дать вам силу к обновлению мира? Вас будут злословить, но так и быть должно. Соль своей едкостью неприятна на вкус людей сластолюбивых, так и вас не полюбят люди грехолюбивые, они будут вас преследовать, но не бойтесь: повредить они вам не могут. Если же вы устрашитесь злословия и оставите необходимую для вас твердость, то все вас будут презирать, а это-то и значит быть попираемым. Хотя соль и отличается едкостью, остротой вкуса, однако же, ее с удовольствием примешивают к пище; так и вашей твердости, и вашему терпению должны удивляться самые враги ваши — язычники, и через это познавать истину Мою. Что же это за дивная сила, которая учеников Христовых делает солью земли? Это благодать Святаго Духа, обитающая в чистой душе христианина. Она же соделывает их и светом мира.

Троицкие листки. №801-1050.

Прот. Александр (Шмеман)

Вы — соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям

«Вы – соль земли… Вы – свет миру», – говорит Христос своим ученикам, и это значит, что Церковь оставлена в мире для свидетельства о Христе и Его Царстве и что ей завещано Его дело. «Но если соль потеряет свою силу, то чем сделаешь её солёной?» Если христиане забывают о служении, на которое, от первого до последнего, все они поставлены, то кто будет благовествовать миру Царство Божие и вводить людей в новую жизнь?

Евхаристия. Таинство Царства.

Митр. Иларион (Алфеев)

Вы — соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям

Следующая часть Нагорной проповеди адресована непосредственно ученикам. В ней говорится о том, какое место сообщество учеников Иисуса, которое будет названо Им Церковью (Мф. 16:18) , должно занимать в мире, какую роль играть в личных и общественных отношениях.

Чтобы сделать Свою мысль более наглядной, Иисус, как и во многих других случаях, использует знакомые Его слушателям образы из бытовой сферы.

Соль во времена Иисуса использовалась в двух целях: для придания пище вкуса и для консервации продуктов (прежде всего рыбы и мяса). Соль, кроме того, употреблялась с хлебом, и если хлеб приносился в качестве жертвы, принято было солить его: Всякое приношение твое хлебное соли солью, и не оставляй жертвы твоей без соли завета Бога твоего: при всяком приношении твоем приноси соль (Лев. 2:13) . Об этом ритуальном значении соли говорит и Сам Иисус: Ибо всякий огнем осолится, и всякая жертва солью осолится (Мк. 9:49) .

Наконец, соль использовалась в лекарственных целях, в частности при родах: новорожденному сразу по выходе из утробы матери отрезали пуповину, затем его омывали, а кожу натирали солью; только после этого младенца пеленали (Иез. 16:4) . Отметим, кстати, что, когда Иисус говорил о соли, речь шла не о поваренной соли в ее нынешнем для нас виде, а об органической соли, которая добывается из морской соли и обладает целебными свойствами.

Столь разнообразное использование соли в древности заставляет говорить о ней как о важнейшем продукте. При каких обстоятельствах соль могла «потерять силу» и стать негодной? Как известно, по своему химическому составу соль не может перестать быть соленой. Соль не портится и при правильных условиях содержания может храниться годами. Однако она теряет силу в том случае, если в нее попадает в больших количествах вода. Запасы соли, попавшие под проливной дождь, уничтожались.

Этот образ Иисус использует и в других случаях, в частности, говоря о взаимоотношениях учеников между собою: Соль — добрая вещь; но ежели соль не солона будет, чем вы ее поправите? Имейте в себе соль, и мир имейте между собою (Мк. 9:50) . У Луки то же изречение приводится в иной редакции: Соль — добрая вещь; но если соль потеряет силу, чем исправить ее? Ни в землю, ни в навоз не годится; вон выбрасывают ее (Лк. 14:34-35) . Здесь упоминается еще один способ употребления соли: в качестве удобрения. Однако и для этой цели нельзя использовать испорченную соль.

Каков изначальный смысл слов Иисуса о соли земли? В этот образ заложен многоуровневый смысл. В самом широком смысле можно говорить о том, что христианство придает вкус человеческой жизни, делает ее содержательной, непресной. Если Царство Небесное, принесенное людям Иисусом, является неким особым измерением человеческой жизни, то сравнение его с солью позволяет лучше понять его свойства и его ценность. Христиане живут в мире (Ин. 16:33) , но они не от мира (Ин. 15:19) . Не смешиваясь с миром, они наполняют его жизнь смыслом, их присутствие в мире становится важным фактором человеческого бытия. Подобно душе в теле, они должны одухотворять жизнь мира. Подобно соли в пище, они призваны делать жизнь людей содержательной, наполненной смыслом, предохраняя общество от порчи и разрушения через вражду, ненависть, конфликты, месть.

Иисус Христос. Жизнь и учение. Книга II.

Уже древние люди использовали соль в качестве пищевой добавки — суровые на мамонтов отказывались есть зажаренное мясо, приготовленное их женами, если оно не было вываляно в золе от костра, так как при сгорании образуется небольшое количество соли. Поэтому неудивительно, что соль стала использоваться не только в качестве приправы, но и в качестве поэтического образа, как чего-то, что придает вкус самой жизни, делает ее полной и насыщенной. Например, в Древней Греции хорошую шутку было принято называть «аттической «.

В русском языке есть множество пословиц и поговорок, связанных с солью: «пуд соли вместе съесть», «без соли и хлеб не естся», «соли нет, так и слова нет» и другие.

Иисус Христос и «соль земли»

Но людей с солью первым сравнил Иисус Христос в своей Нагорной проповеди. Он объяснял своим ученикам, что в царствие небесное попадут только те, кто обладает определенными качествами — смирением, добротой, те, кто покается, простит своих врагов. Иисус , что такие люди будут отличаться от других так же, как соленая пища от пресной. Само учение Иисуса должно стать для людей солью, то есть основой полной настоящей жизни, а его ученики, к которым он обращается, должны стать солью , то есть теми, кто научит словам Христа других, кто разъяснит человечеству смысл Бытия. При этом Иисус предупреждает, что если его ученики отойдут от его принципов, они станут также бесполезны, как и соль, потерявшая соленость, то есть свою суть.

«Вы – соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям». Иисус Христос

Современное использование фразеологизма

В дальнейшем с солью стали сравнивать не только истых христиан, распространяющих свою веру, но любых людей, которые выгодно отличаются от окружающих, тех, кто ведет тем или иным способом человечество за собой, лучшие силы цивилизации. Таким образом, сейчас выражение «соль земли» может быть использовано для обозначения выдающихся художников, писателей, ученых, инженеров, полководцев.

Часто это выражение используют в своих речах революционные лидеры, как и Иисус, сравнивая своих соратников, которые должны привести человечество к новым вершинам, с «солью земли».

Светлое и прогрессивное будущее принадлежит людям творческим, талантливым и способным. Любые достижения подвластны тем, кто реализовывает свои новаторские идеи, меняющие жизнь всех жителей планеты.

Когда-то давно люди даже не знали, что такое электричество, радио, телевидение и Интернет. А сейчас мы можем пользоваться всеми этими благами. И все благодаря ученым и инженерам — всем тем, о ком говорят, что они — «соль земли». Значение и происхождение фразеологизма мы рассмотрим в этой статье. Узнаем более подробное толкование, этимологию и употребление этого устойчивого выражения.

«Соль земли»: значение фразеологизма

Многие устойчивые выражения прекрасно характеризуют людей. Тех, кто играет большую роль в развитии человечества, называют «соль земли». Также этими словами характеризуют выдающихся людей, которые преуспевают в какой-нибудь области.

Если заглянуть в школьный фразеологический словарь, составленный Степановой М. И., то можно найти следующее значение фразеологизма «соль земли». Выражение, по ее мнению, высокое, оно характеризует основную творческую силу какого-нибудь народа.

Происхождение фразеологизма

Это выражение пришло к нам из Евангелия. Такими словами Иисус называл своих верных учеников.

Возможно, он использовал такое выражение потому, что соль придает вкус. Он имел в виду, что его ученики способны изменить людей, сделать их лучше. Они — душа народа, «соль земли». Значение фразеологизма, таким образом, говорит о людях тех, кто делает нашу жизнь пряной. То есть они придают ей вкус, делают более приятной.

Употребление фразеологизма

Многие устойчивые выражения активно используются в СМИ, литературе, кинематографе, в качестве заголовков, емких описаний, названий выставок и прочего. Не обходят стороной и словосочетание «соль земли». Значение фразеологизма отлично подходит для описания выдающихся людей, внесших вклад в развитие общества.

Этим устойчивым словосочетанием назвали документальный фильм о фотографе Себастьяне Сальгадо, художественный фильм по одноименному роману Георгия Маркова.

Фразеологизм используют для названия групп, организаций, программ, посвященных героям, выдающимся, талантливым людям.

Часто журналисты применяют в своих громких заголовках выражение «соль земли». Значение фразеологизма при этом не всегда учитывается. Порой эти материалы бывают посвящены не творческим людям. В них, например, может содержаться информация о вреде соли для организма человека или почвы. Такая игра слов привлекает внимание читателей.

Рассмотрев этот устойчивый оборот, можно сделать следующие выводы:

  • его значение — творческая сила, выдающиеся люди;
  • он пришел к нам из Библии;
  • употребляется в высоком стиле;
  • применяется в различных сферах: СМИ, литературе, кинематографе и т. д.

Солью земли мы можем назвать великих ученых, мыслителей, инженеров, писателей, художников. Они не боятся экспериментировать, создавать новое, улучшать условия жизни, они тянут всех вперед. За ними — светлое будущее!