Соловьев в смысл любви

14

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………..……………3

РАЗДЕЛ І.АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЯ»СМЫСЛ ЛЮБВИ»…………6

    1. Влияние любви на историческийпроцесс…………………………………6

    2. Смысл любви в индивидуальнойжизни человека……………………..9

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..11

ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………….14

ВВЕДЕНИЕ

Среди философскихразмышлений о любви, заметная рольпринадлежит русскому философу ВладимируСергеевичу Соловьеву. ВЛАДИМИР СЕРГЕЕВИЧСОЛОВЬЕВ (1853–1900), русский философ, поэт,публицист и литературный критик. Окончивуниверситет в 1873, по особому ходатайствубыл оставлен при кафедре философии дляприготовления к профессорскому званию.В 1874 защитил магистерскую диссертацию»Кризис западной философии». Диссертациябыла строго осуждена в «Отечественныхзаписках» (1875, № 1), но в академическихкругах произвела самое благоприятноевпечатление, и Соловьев получил должностьдоцента Московского университета покафедре философии. Соловьев побывал вЛондоне, Париже, Ницце и в Египте.Приобретенный им при этом мистическийопыт, во многом предопределивший егодальнейшую творческую деятельность.28 марта 1881 г.прочитал лекцию, в которой призывалпомиловать убийц АлександраII. Прочтениетой лекции, текст которой не сохранился,считают причиной его ухода из университета.Хотя дело осталось без серьёзныхпоследствий.

Первым шагом к построениюСоловьевым его собственной философскойсистемы стала критика западной философии,и обоснование тезиса о невозможностиее дальнейшего движения по тому пути,по которому она развивалась в Новоевремя. Европа и мир нуждаются в философии,которая соединила бы теорию и жизненныйсмысл, веру и разум, была бы неакадемически-отвлеченным умствованием,но философией, дающей ориентиры дляпрактической деятельности. Для пониманияфилософского и вместе жизненного замыслаСоловьева важно остановиться нахарактерном для Соловьева стремлениик соединению практической правды стеоретической истиной, на такойособенности его внутреннего склада,как любовь к правде.

Его работа «Смысл любви»- самаяяркая и запоминающаяся из всегонаписанного о любви. Обычная забота осамом себе как бы вдруг резко меняетнаправление, переходя на другогочеловека. Его интересы, его заботыделаются теперь твоими. Перенося своевнимание на другого человека, проявляятрогательную заботу о нем, происходитлюбопытная ситуация — эта забота олюбимом как бы проходит сквозь мощныйусилитель и делается намного сильнее,чем забота о самом себе. Более того,только большая любовь раскрываетдуховно-творческий потенциал личности.Это признается почти каждым, даже никогдане испытавшим на себе этого высокогочувства. Владимир Соловьев понимаетлюбовь не только лишь каксубъективно-человеческое чувство,любовь для него выступает как космическая,сверхприродная сила, действующая вприроде, обществе, человеке. Это силавзаимного притяжения. Человеческаялюбовь, прежде всего любовь половая,есть одно из проявлений любви космической.Именно половая любовь, по мнению великогорусского философа, лежит в основе всехдругих видов любви — любви братской,родительской, любви к благу, истине икрасоте. Любовь, согласно Соловьеву,помимо того, что ценна сама по себе,призвана выполнить в человеческой жизнимногообразные функции.

Только через любовьчеловек открывает и познает безусловноедостоинство личности — своей и чужой.»Смысл человеческой любви вообще естьоправдание и спасение индивидуальностичрез жертву эгоизма» 1.Ложь эгоизма не в абсолютной самооценкесубъекта, » а в том, что, приписывая себепо справедливости безусловное значение,он несправедливо отказывает другим вэтом значении; признавая себя центромжизни, каков он и есть в самом деле, ондругих относит к окружности своегобытия…»2.И только через любовь человек воспринимаетдругих людей в качестве таких жеабсолютных центров, каким он представляетсясебе.

Позиция Владимира Соловьёва,изложенная им в философском труде «Смысллюбви», на мой взгляд, достойна особойпроработки и анализа.

В наше время, когда человекотделил себя культурой от природы, когдасоциальное оказывает глубочайшеевлияние на индивидуальное, зачастуювытесняя его, человек ищет те смыслы,которые определят его существование вмире. Одним из этих смыслов человексчитает любовь, так и не имея возможностипостигнуть суть любви. В данном реферате,я предприняла попытку ответить на вопрос»Что такое любовь», анализируя трудВладимира Соловьёва «Смысл любви».

Владимир Соловьёв сделал попыткус религиозной позиции охарактеризоватьлюбовь. Приступая к изучению данноготруда, я изначально была не согласна скакой бы то ни было религиозной теориейлюбви, однако работа Соловьёва оказалазначительное влияние на мою позицию.

РАЗДЕЛ I.АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЯ «СМЫСЛ ЛЮБВИ»

1.1.Влияниелюбви на исторический процесс.

Итак, философ в своей книгипытается ответить на сложнейший вопрос:в чем смысл человеческой эмоциональнойлюбви (которую он почему-то называетполовой). Это произведениесостоит из 5 статей. И в первойчасти книги он убедительно доказывает,что смысл половой любви, эмоциональнойлюбовной страсти, никак не можетзаключаться в простом продолжении рода.Соловьев также попутно разбиваетфилософию, в соответствии с которойэмоциональная человеческая любовь -это очень усложненный способ естественногоотбора, с помощью которого высшие силы(Природа, Бог…) пытаются создать,вырастить некоего сверхчеловека, гения,следующее звено эволюционной цепи…

Разбив философскую концепцию оэмоциональной человеческой любви,Соловьев переходит к изложению и развитиюочень интересной идеи: половая любовьу людей не предназначена для продолжениярода, а ее смысл, суть — в полнойтрансформации бытия, что Соловьев оченьинтересно и достаточно убедительнодоказывает на протяжении всей книги.

Половая любовь соединяетматериально и духовно существа мужскогои женского пола. Вне половой любвичеловека как такового нет: существуютлишь раздельные половины человека,мужская и женская, которые в своейотдельности не представляют человекакак такового. «Создать истинногочеловека, как свободное единство мужскогои женского начала, сохраняющих своюформальную обособленность, но преодолевшихсвою существенную рознь и распадение,- это и есть собственная ближайшая задачалюбви»3.

Автор отталкивается от факта,что чувство любви — есть высшееэмоциональное проявление человеческойсущности. Что ощущение любви — это то,что хоть на мгновение, но поднимаетчеловеческое сознание над окружающейсерой реальностью, словно бы показываетчеловеку другой мир. Но потом практическисразу ощущение любви заменяетсяразочарованием, так как (всего лишь вчастности) разбивается идеализацияобъекта любви. И практически каждыйчеловек, хоть и имея какой-то опытощущения любви, рано или поздно приходитк выводу, что любовь — иллюзия, что-томентальное и мгновенное, то чего нет.Но автор не соглашается с такой постановкойответа: «…если смотретьтолько на то, что обыкновенно бывает,на фактический исход любви, то должнопризнать ее за мечту, временно овладевающуюнашим существом и исчезающую, не перейдяни в какое дело (так как деторождениене есть собственно дело любви). Но,признавая в силу очевидности, чтоидеальный смысл любви не осуществляетсяв действительности, должны ли мы признатьего неосуществимым?4(…) Было бы совершенно несправедливоотрицать осуществимость любви толькона том основании, что она до сих порникогда не была осуществлена: ведь втом же положении находилось некогда имногое другое, например все науки иискусства, гражданское общество,управление силами природы. Даже и самоеразумное сознание, прежде чем статьфактом в человеке, было только смутными безуспешным стремлением в миреживотных. Сколько геологических ибиологических эпох прошло в неудачныхпопытках создать мозг, способный статьорганом для воплощения разумной мысли.Любовь для человека есть пока то же, чембыл разум для мира животного: онасуществует в своих зачатках или задатках,но еще не на самом деле. И если огромныемировые периоды — свидетели неосуществленногоразума — не помешали ему наконецосуществиться, то тем более неосуществленностьлюбви в течение немногих сравнительнотысячелетий, пережитых историческимчеловечеством, никак не дает правазаключить что-нибудь против ее будущейреализации. Следует только хорошопомнить, что если действительностьразумного сознания явилась в человеке,но не чрез человека, то реализация любви,как высшая ступень к собственной жизнисамого человечества, должна произойтине только в нем, но и чрез него5.(…) Всем известно, что при любви непременнобывает особенная идеализация любимогопредмета, который представляетсялюбящему совершенно в другом свете,нежели в каком его видят посторонниелюди. Я говорю здесь о свете не вметафорическом только смысле, дело тутне в особенной только нравственной иумственной оценке, а еще в особенномчувственном восприятии: любящийдействительно видит, зрительновоспринимает не то, что другие. И длянего, впрочем, этот любовный свет скороисчезает, но следует ли отсюда, что онбыл ложным, что это была только субъективнаяиллюзия?..» 6

Итак, утверждая, что любовь — этоне иллюзия, автор пытается дать ейопределение и смысл. И в первом приближенииСоловьев пытается дать определение»половой любви», как «жертвуэгоизма», он утверждает, что основноезло эгоизма состоит не в том, что человекпризнаёт за собой исключительноекачество и наивысшую самооценку, поСоловьёву человек, как сосредоточениежизненных сил и уникальность имеетполное на это право. Зло появляется втом случае, если человек не признаётисключительность других людей, так каквсе люди равны. Любовь убивает этотэгоизм, так как любя, человек признаётисключительность другого человека –объекта своей любви.

    1. Смысл любви в индивидуальнойжизни человека.

Разобрав таким интересным образомприроду эгоизма и его опасность, авторпереходит к одному из ключевых утвержденийсвоей теории: суть половой любви — вобъединении двух индивидуальностей с»убитым эгом», вернее с эгом, котороесумело выйти за пределы собственнойиндивидуальности и стать единым как быс «чужой» индивидуальностью, а»чужая» индивидуальностьсоответственно вышла за пределы своегоэго. Такое объединенное существо с»убитыми эго и наполненное любовью»,и есть в первом приближении, цельчеловеческой любви.

Но Соловьев на этом неостанавливается. Он признает, что притекущем состоянии дел, все это — не более,чем красивая теория. А мешают ееосуществлению вполне прозаичные вещи- материальная природа и смерть.

И философ переходит к доказательствамтого, что конечная цель любви — это непросто средство идеального единениядвух индивидуальностей, а средствопреобразования всего мира, разрушенияего материальной основы. Представляяматерию как Женщину, а Бога — как Мужчину,Соловьев показывает, что в абсолютном,вселенском смысле цель нашей любви -это единение всеобщей женской природычеловечества с мужской божественнойсущностью.

Показав реальное положение дели дав некоторые наметки, как избежатьподобной «профанации» любви, авторпереходит к заключительной идеи книги:без преобразования всего и вся, причемпреобразования духовного, любовь в ееидеальном виде не возможна, и она так ибудет в жизни людей подобна краткой,иллюзорной вспышке, за которой всегоняются, но почти никто не может поймать.И автор приводит убедительные причиныэтой неуловимости: «Истинномубытию, или всеединой идее, противополагаетсяв нашем мире вещественное бытие — тосамое, что подавляет своим бессмысленнымупорством и нашу любовь и не даетосуществиться ее смыслу. Главное свойствоэтого вещественного бытия есть двойнаянепроницаемость: 1) непроницаемость вовремени, в силу которой всякий последующиймомент бытия не сохраняет в себепредыдущего, а исключает или вытесняетего собою из существования, так что всеновое в среде вещества происходит насчет прежнего или в ущерб ему, и 2)непроницаемость в пространстве, в силукоторой две части вещества (два тела)не могут занимать зараз одного и тогоже места, т. е. одной и той же частипространства, а необходимо вытесняютдруг друга7.Его вывод из этого: «Есликорень ложного существования состоитв непроницаемости, т. е. во взаимномисключении существ друг другом, тоистинная жизнь есть то, чтобы жить вдругом, как в себе, или находить в другомположительное и безусловное восполнениесвоего существа. Основанием и типомэтой истинной жизни остается и всегдаостанется любовь половая, или супружеская8.

В конце книги автор утверждает,что без всеобщей трансформации мира,цель любви не будет достигнута, и ееэнергия будет использована в бесконечномвоспроизведении материальных тел.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Автор предпринял очень интереснуюпопытку дать характеристику любви срелигиозной позиции. Во многом я с нимсогласна. Безусловно любовь непредназначена для появления сверхчеловека. Соловьёв утверждает, чтоколичество влюблённых пар ничтожномало по отношению к количеству носителейбезответной любви. Безответная любовьприводит к суициду, к безрассуднымпоступкам, на которые индивид не был быспособен в нормальном состоянии.

Я не согласна с тем, что любовь– попытка трансформировать мир. Исхожуя из того, что человек уже прошёл оченьмного стадий своего развития, однаколюбовь не видоизменяется, она остаётсяпрежней, все к ней стремятся, но далеконе многие достигают. К чему же стремитсячеловек? Просто любить, или быть любимым?По Соловьёву любящий человек убиваетсвоё эго и признаёт за другимисключительность. Он любит, но, предположим,объект его любви не отвечает емувзаимностью. Что в таком случае получаютоба участника такой связи? Любящийчеловек стремится соединить своёсуществование, своё бытие с любимымчеловеком, и чем сильнее чувство, темактивнее он предпринимает попытки, но,как правило, цели своей он не достигает,или достигает на небольшой срок. Ничегокроме разочарования он не достигает.Почему? Потому что объект любви неустраивает любящий индивид в силу техили иных обстоятельств. Соответственнопопытки любящего индивида доставляютбеспокойство любимому. Как видно такаялюбовь деструктивна по своей природе.Для чего же она заложена в человека? Ядумаю, что любовь – это бессознательныйдвигатель прогресса человечества (кактехнического, так и духовного). Вернёмсяк неудачному влюблённому. Что с нимпроисходит в тот момент, когда он толькопризнал чью-то исключительность? Высокийдуховный подъём, желание жить ради этогочеловека, взгляд, устремлённый в будущее,в счастливое будущее, как он думает.Жизнь кажется прекрасной. Человекпреподносит свою сущность другому сцелью объединить их. Допустим этомучеловеку не ответили взаимностью. Врезультате духовный подъем сменяетсяглубоким душевным кризисом. Преодолеваяэтот кризис, человек, в силу личностныххарактеристик, может пойти двумя путями.

Первый путь я назвала экстенсивным.Суть его в том, что человек преодолелнеудачную любовь и через определенныйпромежуток времени стал испытывать тоже чувство к другому человеку. Так вотон будет всегда помнить свой предыдущийопыт и будет стремиться для новогопартнёра стать лучше в каких-либоотношениях. Это может заключаться какв улучшении личностных качеств, изменениисоциальной принадлежности, так и визменении внешней атрибутики. Достигнувболее высокой ступени и добившисьответного чувства у партнёра, человеккак правило останавливается на достигнутойступени и наслаждается достигнутымрезультатом, до того момента, когда егоуровень будет соответствовать егопотребностям. Потребности как правилорастут, но с возрастом, в силу сложившихсябрачных отношений, родившегося потомства,человек становится связанным социальнымиобязательствами и останавливается наопределённой ступени.

Второй путь – интенсивный.Человек идёт по нему тогда, когда неможет преодолеть неудачную любовь. Онкак и первый постоянно стремится повыситьсвою ступень в социальной иерархии,приобретает новый положительныеличностные качества, однако он неостанавливается как первый, так какдобиться ответного чувства он можеттолько теоретически, на практике человекпостоянно улучшает своё положение,причём делает он крайне настойчиво,задействуя все возможные средства, нообъект любви так и остаётся для негонедостигаемым. Известны случаи, когдатакие люди добивались своего, однакоподобные союзы длились очень недолго,и распадались, побуждая к новомупрогрессу. Соединяясь с другими(нелюбимыми) человек продолжаетсовершенствоваться. Его психика можетподвергнуться внушению, что он преодолелнеудачное чувство и достиг счастья,однако он не остановится никогда. Именнопро таких людей говорят – работает непокладая рук. Что я подразумеваю подсловами «совершенствоваться»,»улучшаться», «достигать новой ступени»?Это подсознательное стремление человекавыделиться среди других членов общества,чтобы потенциальные соперники проигрывалиему. Человек стремится приобрестиавтомобиль, иметь дом, носить одеждулучше чем у других. Иметь какие-томалополезные, но престижные артефактыобщества (украшения из драгоценныхметаллов и камней, неоновая подсветкаавтомобиля и многое другое, одежду отКутюрье). Всё это имеет целью обратитьна себя внимание. Фрейд считал, что этостремление основано на психосексуальнойэнергии – либидо. Но направлено это поФрейду абсолютно на всех особейпротивоположного пола. Я же считаю, чтонаправлено это прежде всего на объектлюбви и любовь выступает двигателемпрогресса. Действительно, если человекдостигает взаимности, он останавливаетсяна текущей ступени и не стремится кчему-либо лучшему.

Любовь — не есть только лишь сферачастной жизни. Любовь значима для жизниобщественной. Любовь укрепляет интересчеловека к социальной жизни, пробуждаяу него заботу о других людях, вызываядушевный трепет и изъявление высокихчувств. Это происходит потому, что любовьпроявляется как внутренняя, чисточеловеческая потребность «отдать самогосебя» другому человеку и одновременносделать его «своим», а в эмоциональномпределе и «слиться» с ним.

ЛИТЕРАТУРА

Сущность любви выражается в распространении; любовь живет не поглощением, но раздачей. Это подлинная любовь…
Какой бы опыт мы ни переживали, самой центральной потребностью в раскрытии нашей природы остается любовь. Любовь – абсолютная царица всего сущего.
Влечение – это самое фундаментальное начало везде и повсюду. Всем остальным можно пренебречь, все остальное можно забыть, если мы соприкасаемся с влечением и любовью .
Любовь – центральный принцип , который является единственным осуществлением природы всего бытия. Сама сущность бытия заключена в ней; ее не могут игнорировать, ей не могут бросать вызов любые иные формы или аспекты нашего реального существования. Принцип любви неизменен и абсолютен.
Приходя в столкновение с принципом любви, все остальное неизбежно терпит поражение . Это самая суть бытия.
После достижения свободы, за пределами преданности, основанной на расчете, в высочайшем измерении всего бытия, превыше всего остального царит вечная любовь .
Возможность жить в волнах океана любви – высочайшая цель нашей жизни.

Шрилы Бхакти Ракшака Шридхара