Советы родителям по воспитанию детей

Содержание

Практические рекомендации психолога родителям

по воспитанию детей на каждый день

Начиная разговор о рекомендациях в воспитании детей, хочу обратить Ваше внимание на то главное, что является основой основ воспитания – любовь к ребенку. Никакой совет психолога, никакая рекомендация в отношении воспитания ребенка не действует, если в отношениях нет любви. Причем, любовь не за то, что ребенок красивый, умный, способный, отличник, помощник и так далее, а просто так, просто за то, что он есть! Любите его не за ум, талант, красоту или одарённость, а просто за то, что он есть!

Говорите о своей любви к ребенку. Не стесняйтесь проявлять свою любовь к ребенку, дайте ему понять, что будете любить его всегда и при любых обстоятельствах.

Обнимайте своего ребенка не менее четырех раз в день, а лучше 8. Известный семейный терапевт Вирджиния Сатир рекомендовала обнимать ребенка несколько раз в день, говоря, что четыре объятия совершенно необходимы каждому просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее восьми объятий в день! Объятия – знаки любви, они питают ребенка эмоционально, помогая ему психологически развиваться. Неплохо то же делать и по отношению ко взрослым членам семьи.

Постарайтесь, чтобы Ваша любовь не обернулась вседозволенностью и безнадзорностью. Установите четкие рамки и запреты и позвольте ребенку свободно действовать в этих рамках. Строго придерживайтесь установленных запретов и разрешений. Тон, в котором сообщается требование или запрет, должен быть скорее дружественно – разъяснительным, чем повелительным.

Правила должны быть согласованы взрослыми между собой.

Ни при каких обстоятельствах не говорите ребенку «Я тебя не люблю!». Эта фраза не должна звучать в вашем доме, чтобы ребенок не натворил.

Чаще обращайтесь к ребенку по имени. У ребенка может быть семейное имя – имя, которое звучит в кругу семьи – это может быть производное от его имени Ната, Тата, Нюша или Зайчик, Солнце и т.д.

Помните о том, что дети являются нашим отражением. Они берут пример с нас и поступают чаще всего так, как мы поступаем в нашей жизни.

Если вы решили провести с ребенком воспитательную беседу… Речь в этом случае может быть строгой, но не в коем случае резкой или грубой. В беседах избегайте многословия, чтобы не потерять главный смысл. Только спокойный и доверительный тон может донести до ребёнка мысли и требования родителей.

Обращаясь к ребенку с просьбой или вопросом, желательно установить с ним контакт глаз: либо Вы наклонитесь к нему, либо приподнимите ребенка до уровня ваших глаз. Всегда слушайте ребёнка внимательно, смотря в его глаза, только тогда он будет чувствовать, что его проблемы и внутреннее состояние действительно Вас волнуют.

Никогда не пытайтесь заниматься воспитанием ребенка, если у Вас плохое настроение. Для этого важно сначала нормализовать свое эмоциональное состояние (спокойная музыка, недолгая прогулка, 15 минут отдыха в тишине (после работы необходимы каждому!) – у каждого свои механизмы восстановления).

Главное – оцените поступок, а не личность. К сожалению, именно в этом пункте таится самая распространенная и самая серьезная ошибка. «Ты плохой» (оценка личности) звучит вместо уместного в этой ситуации «ты поступил плохо» (оценка поступка). Необходимо конкретно объяснить, в чем состоит ошибка, почему ребенок поступил неправильно. Если критикуются поступок, конкретная ошибка, а не личность, то у ребенка отпадает необходимость защищаться, а с ней и ненужные страхи, боязнь наказания, вынужденная ложь и т.д.

Как нельзя осуждать личность, так нельзя осуждать чувства, какими бы нежелательными или «непозволительными» они не были. Например, «Посмотрите – ка обидели..» Раз эти чувства возникли у ребенка, значит, для этого есть основания, об этом можно поговорить (активное слушание).

Никогда не вспоминайте о уже совершённых им ошибках. Всё, что было, должно оставаться в прошлом.

Ни в коем случае нельзя сравнивать детей друг с другом. Лучше вообще никогда не сравнивать ребенка с другими детьми, это провоцирует заниженную самооценку, неуверенность в своих силах, тревожность и пр. проблемы.

Сравнивать ребенка можно только с ним самим и хвалить только за одно: улучшение его собственных результатов. Если во вчерашнем домашнем задании он сделал 3 ошибки, а в сегодняшнем – 2, это нужно отметить как реальный успех, который должен быть оценен искренне и без иронии родителями.

Если Вы заметили, что Ваш ребенок в данный момент наполнен негативными эмоциями, поговорите с ним об этом. Можно использовать активное слушание. Активно слушать переживания и потребности ребенка – значит, возвращать ему в беседе то, что он Вам поведал, обозначая его чувство, причем в повествовательной, не в вопросительной форме. Это помогает создавать доверительную атмосферу в Ваших с ребенком отношениях.

Если ребенок вызывает у Вас своим поведением отрицательные переживания, сообщите ему об этом. Для этого используйте «Я-сообщения» в разговорах с Вашим ребенком. Когда Вы говорите о своих чувствах ребенку, говорите от первого лица. Сообщите о себе, о своем переживании, а не о нем, не о его поведении. Делиться своими чувствами – значит доверять.

Обучать распознаванию собственного эмоционального состояния и состояния окружающих людей (что я чувствую, что другой чувствует). Развивать способность к эмпатии (сочувствию).

Физические меры воздействия и оскорбления категорически запрещены. Физические наказания, основаны на страхе перед болью. Именно страху перед болью и инстинкту самосохранения, а не высокой сознательности взрослые должны быть обязаны, когда в процессе порки слышат фразу: «Прости, я больше не буду!». Даже если ребенок понимал, что виноват, порка снимает чувство вины – он как бы расплачивается за проступок.

Наказывать ребенка лучше, лишая его хорошего, чем, делая ему плохое. Другими словами, лучше наказывать, двигаясь в направлении от «плюса» к нулю, чем от нуля к «минусу»; причем под нулем подразумевается нейтральный, ровный тон Ваших взаимоотношений. А что означает «плюс»? Например, в семье заведено, что по выходным дням все вместе отправляются на прогулку, мама печет вкусный пирог, папа идет с детьми на рыбалку… Когда взрослый уделяет им специальное внимание, и с ним интересно – это настоящий праздник для ребенка. Если случается непослушание или проступок, то «праздник» отменяется.

А какой практический вывод? Нужно иметь запас больших и маленьких праздников. Придумайте несколько занятий с ребенком или несколько семейных дел, традиций. Сделайте некоторые из этих занятий или дел регулярными, чтобы ребенок ждал их и знал, что они наступят обязательно. Отменяйте их, только если случился проступок, действительно ощутимый, и Вы на самом деле расстроены. Однако не угрожайте их отменой по мелочам.

Похвала за усилие любое совершенное ребенком усилие, попытку достичь цели необходимо отмечать и поощрять. Не важно, к каким результатам он пришел, главное — отметить старание. Оставить это без положительной оценки нельзя. Тот факт, что Вы оценили, пусть небольшое, достижение ребенка, принесет ему ощущение успеха, радости, удовлетворения от проделанной работы, что уже будет являться наградой. Повышение самооценки.

Иногда родители не правильно используют поощрения: убрал игрушки — вот тебе шоколадка, получил «пятерку» — получи деньги на развлечения и сладости. В результате ребенок привыкнет выполнять какую-либо работу или стремиться к достижению цели, только если за этим последует вознаграждение.

Старайтесь максимально больше проводить с ребёнком своё свободное время, чтобы он всегда себя чувствовал нужным и любимым. Часто родители жалуются: «Нет времени», важно не сколько времени Вы проведете со своим ребенком, а как Вы это свободное время (пусть даже 5 минут), организуете.

Использовать в повседневном общении приветливые фразы. Например, мне с тобой хорошо. Я рада тебя видеть. Хорошо, что ты пришел. Мне нравится как ты… Я по тебе соскучилась. Давай посидим, поделаем вместе. Как хорошо, что ты у нас есть. Ты мой хороший. Что укрепляет уверенность ребенка, его чувство самоценности, его самооценку.

Выполняйте свои обещания! Потому что верить больше не будут! А восстановить доверие ребенка очень нелегко.

Притча «Мудрец и бабочка».

Много лет назад в одном городе жил очень мудрый человек. К нему часто приходили люди за советом. Каждому из них он умудрялся дать очень хороший и правильный совет. Слава о его мудрости разнеслась повсюду.
Однажды его слова дошли до еще одного человека, который тоже был мудрым и известным в округе. Этот человек тоже помогал другим людям. Ему нравилось то, что его считают самым мудрым и прислушиваются к его советам. И когда он узнал, что есть еще один мудрец, то стал злиться на него за то, что теряет свою известность. И он стал думать, как доказать другим людям, что на самом деле более мудрым является он.
Долго он думал и решил: «Я возьму бабочку, спрячу ее между ладоней, подойду на глазах у всех к мудрецу и спрошу его: «Скажи, что у меня в руках?». Он, конечно же, великий мудрец, поэтому он догадается и скажет: «У тебя в руках бабочка». Тогда я его спрошу: «А какая это бабочка, живая или мертвая?» И если он скажет, что бабочка живая, тогда я легонько надавлю ее своими ладонями так, что когда я их раскрою, то все увидят, что она мертвая. А если он скажет, что бабочка мертвая, тогда я отпущу ее, и она полетит. И тогда все увидят, что он оказался не прав». Так он и сделал. Взял бабочку, подошел к мудрецу и спросил его:
— Скажи, что у меня в руках? Мудрец посмотрел и сказал: – У тебя в руках бабочка. Тогда он спросил мудреца: – Скажи, живая она или мертвая? Мудрец посмотрел ему в глаза, подумал и сказал: – Все в твоих руках.

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Каждый человек берет на себя огромную ответственность, становясь родителем. И безусловно, каждый хочет, чтобы его ребенок вырос добрым, отзывчивым, честным и смелым. Но все эти качества не берутся из воздуха. Правильное воспитание и личный пример — залог успеха.

Мы в сайт собрали 10 вещей, с которыми лучше познакомить ребенка до 10 лет.

Девочки и мальчики равны, уважать нужно и тех и других

Уважение — это качество, которое точно стоит привить ребенку. В том числе и уважение к сверстникам независимо от их пола.

Не бойся ошибаться

Учиться на чужих ошибках — талант, который дается не всем. Важно уметь выносить пользу и из своих поражений. Научите ребенка не бояться проигрывать и допускать ошибки.

Оценки — это не главное. Главное — знания

Сколько родителей ругают детей за каждую оценку, которая не соответствует их ожиданиям. Но ведь оценка не всегда показатель знаний. Может быть, ваш ребенок просто умело списывает. Заложите ему с детства мысль о том, что знания намного важнее оценок в дневнике.

Родители не враги, к ним всегда можно обратиться за помощью

Быть другом для своего ребенка получается не у всех, тем более у него уже есть друзья. И все, что требуется, — это хорошие родители, которые во всем знают меру. Покажите ребенку, что вам можно доверять. Нравоучительный тон или крики не самый подходящий для этого способ.

Не давай себя в обиду ни хулигану, ни учителю, никому

Часто родители показывают, что друзья, учитель или просто другие люди авторитетнее ребенка. Из-за этого рождается куча комплексов и невозможность отстоять свое мнение. Расскажите, что уважение — это важно, но отстаивать свою точку зрения и в некоторых ситуациях давать отпор тоже необходимо. Главное, делать это правильно.

Не делай то, что не нравится, чтобы заслужить одобрение других

Ребенок не всегда понимает, что популярность — это не главное в жизни, и стремится всеми силами ее заполучить. Покажите своим примером, что важнее быть честным и порядочным, чем добиваться расположения других людей, переступая через свои принципы.

Не бойся спрашивать, если что-то не понял

Задавать вопросы — это нормально. И уж тем более лучше, чем сидеть с умным видом, ничего на самом деле не понимая. Хорошо, если ваш ребенок усвоит это еще в детстве.

Всегда говори, если ты плохо себя чувствуешь

Как известно, лето — это такая пора, когда домой приходишь только покушать и поспать. А потому общение и взаимодействие с другими, такими же как ты, почти бездомными и иногда голодными составляет большУю часть этой летней жизни.

В этом году Вова и его ровесники явно хотели дружить друг с другом, их уже не удовлетворяла обычная возня в песочнице или ходьба болванчиками вокруг своих мам. Случались и споры за совок или палку, да до сих пор случаются. Поэтому мы с месяц, как разбираем жизненные и книжные ситуации на «что такое хорошо» и «что такое плохо».

А тут попалась нам книга…

о хороших манерах, которая в юмористической форме дает основные советы по правилам поведения. Вовой книга воспринялась легко. Текст в ней короткий и все строго по делу. Иллюстрации — не шедевр анимации, конечно, но очень приятные. Герои такие ми-ми-милые с замечательно переданной ми-ми-мимикой! Я смотрела картинки и смеялась. А потом показала книгу сыну. Он смеялся, но не над всем (сыну 2.10). Из представленных ниже картинок не понял про «Привет» и «Пока». Так что пришлось местами объяснять юмор. А вот зарисовки из жизни зайца с черепахой пошли просто на ура. Особенно зацепили «возвращай то, что тебе одолжили» и «стучи в дверь прежде, чем войти». То ли из жизни что-то припомнил, то ли картинки смешные, то ли и то и другое.

Замечательная подача материала! Вот бы так с юморком и точные науки в школах преподавали, чтоб дети в школу ходили, как на праздник. 🙂 А Вова смотрит книгу, как комикс, ну и заодно глубже и глубже закладывает в память хорошие манеры.

И еще мы ее используем для самостоятельного чтения. Шрифт и количество слов на странице — как раз нам подходит. В общем, очень приятная книга!

И пригодится не только малышам, но и многим взрослым!

Это может поставить в тупик того, кто хочет тебя съесть.

Иначе ваши колени будут счастливыми обладателями толстой синей попы бегемота.

А то отобьешь себе ногу.

А то с тобой за руку никто здороваться не захочет. Разворот очень весомый для мальчиков:)

Ну не олень ли, терпеть такое поведение какого-то розового зайца?

Иначе рискуешь стать кролипахой.

Я думаю, там черепаха во все горло кричит «Нет! Только ничего не трогай! Иди уже!» 🙂

Иначе снова рискуешь стать кролипахой.

Тут без комментариев:)))

Да, кстати, в книге зайцы часто представлены в виде еды. Лично я отношусь к этому спокойно.

Очень жизненный совет. Иногда им пренебрегаю, а зря.

Все мы иногда не те, кого из себя представляем. И заядлые хищники, порой, украдкой хрумкают морковку.

Особенно если тебе вообще противопоказано есть.

Со мной тоже пару раз такое случалось. Видимо, мальчишки из 9-Б не читали тогда эту книгу.

Филипп Жальбер, замечательный иллюстратор данной книги — француз. И книга тоже изначально французская, просто переведена на русский. Так что мы имеем дело с французским юмором. Про английский много наслышаны, теперь имеем представление и о французском, довольно глубоком и неординарном. У себя на родине книга, кстати, имела успех.

Немного о печати. Одним словом — отличнейшая!

Кол-во советов — я насчитала 43.

Полезные советы для младших школьников «Учусь быть успешным!»

Как правильно выполнятьдомашнее задание.

  1. Своевременно записывай домашнее задание в дневник
  2. Не спеши сразу после школы садиться за уроки, отдохни, восстанови силы, побудь на свежем воздухе.
  3. Выполняй домашнее задание в специально оборудованном уголке.Все учебные принадлежности должны иметь своё место.
  4. Сначала следует выполнять те задания, которые вызывают наибольшую трудность.
  5. Не выполняй все уроки за один присест. Через каждые 30 –40 минут делай переменки по 10-15 минут.

6. Во время приготовления уроков думай только о задании, не отвлекайся на посторонние дела.

7.Задания читай вдумчиво, если надо, несколько раз.

8.Если ты испытываешь трудности при выполнении домашнего задания, не стесняйся обратиться за помощью к одноклассникам или к родителям.

9.Не отказывай в помощи одноклассникам, которые обратились к тебе за помощью, не забывай, что и тебе однажды может понадобиться их помощь.

10.К докладам, сочинениям готовься заранее, не оставляй такую работу на последний день.

11.Помни, что качественно выполненное домашнее задание, характеризует тебя как человека ответственного и самостоятельного, а полученная оценка позволит самоутвердиться в глазах учителя и одноклассников.

Надеюсь, что эти советы помогут вам учиться ещё лучше.

Ваша Ирина Владимировна.

Правила обращения с памятью.

1.Любую информацию заучивай с желанием знать и помнить.

2.Внимательно слушай учителя на уроке, при подготовке уроков, эта информация тебе обязательно пригодиться.

3.Ставь перед собой цель запомнить надолго.

4.Не пытайся выучить всё сразу, делай короткие паузы, чтобы отдохнуть.

При сильном утомлении мозг работает хуже.

5.Заучивай и повторяй небольшими частями.

Короткие стихи заучивай целиком,

длинные – разбивай на части.

6.Если получил задание во вторник, а отвечать нужно в пятницу, не жди четверга, учи постепенно.

7.Твоя память любит разнообразие, чередуй выполняемые задания;

8.(математику с литературой, русский язык с природоведением)

9.Помни,лучше учить по одному часу семь дней, чем семь часов подряд за один день.

Как правильно общаться.

1.Помни золотое правило:

«Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе».

2.Чаще улыбайся.

Ничто не ценится так дорого и не стоит так дёшево, как улыбка.

3.Во время разговора не перебивай собеседника.

4.Научись уступать другим.

5.Если чувствуешь, что не прав, не настаивай на своём.

6.Всегда оказывай помощь, если тебя об этом просят, это обязательно к тебе вернётся.

7.Никогда не обзывай, не оскорбляй, и не унижай людей.

Постарайся следоватьэтим советам, и у тебя всегда будет много друзей.

Ваша Ирина Владимировна.

Как победить свой гнев.

1.Постарайся определить причину своего раздражения и попытайся избегать таких ситуаций.

2.Глубоко вдохни, сосчитай в уме до 100, и подумай о чём-нибудь хорошем.

3.Умойся холодной водой или взбрызни себе на лицо водой.

4.Если знаешь, что не сможешь сдержаться, постарайся уйти от конфликта.

5.Научись контролировать свои эмоции, сначала это будет трудно, а потом это войдёт в привычку.

6.Помни, что отрицательные эмоции наносят непоправимый вред здоровью.

7.Помни,что ты хозяин своих эмоций, они зависит от тебя, а не ты от них.

Будь всегда здоров и весел.

Ваша Ирина Владимировна.

Как избавитьсяот плохого настроения.

1.Помни, что ты хозяин своего настроения, всё в твоих руках.

2.Задумайся, из-за чего испортилось твоё настроение, постарайся не допускать таких ситуаций.

4.Помни, что в любой неприятности есть положительная сторона, главное сделать правильный вывод.

5.Найди для себя средство, которое поможет тебе избавиться от плохих мыслей; (вспомнить о чём-нибудь хорошем)

6.Сделайфизические упражнения, дыхательную гимнастику – это хорошее средство для улучшения состояния.

7.Смыть дурные чувства водой.

Пусть эти советы помогут тебе быть весёлым и здоровым.

Ваша Ирина Владимировна.

Как научиться уважать себя.

1.Не завидуй ине сравнивай себя с другими.

Говори себе: «Я не лучше и не хуже других.

Я просто другой. Я уникальный, неповторимый».

2.Не хвастайся перед другими своими достижениями.

3.Ставь перед собой цельи старайся её добиться.

4.Хвалите себя за все удачи и успехи, настрой себя на то, что подобное достижение должно повториться.

5.Замечай достоинства других людей, и ты не останешься незамеченным.

6.Приучи себя видеть в других людях только хорошее, доброе, избегай осуждения.

7.Запомни!

Ты хорош, но не лучше других, Ты хорош и мир хорош.

От всей души надеюсь, что эти советы пойдут тебе на пользу.

Ваша Ирина Владимировна

Как стать внимательным.

1.Помни, что ты пришёл в школу за знаниями.

2.Настройся на то, что всё, о чём скажет учитель – важно.

3.Отложи на потом все незаконченные дела и думай только об учебном материале, который тебе предстоит усвоить.

4.Во время урока не отвлекайся на посторонние дела.

5.Постарайся, чтобы твои учебные принадлежности не были излишне яркими, чтобы не отвлекали тебя от занятий.

6.Работу выполняй внимательно, не торопись, проверяй написанное.

7.Если тебя отвлекают от занятия, мешают, чётко и ясно скажи, что тебе это не нравится.

8.Если ты не понял учебный материал, не стесняйся, подойди к учителю и попросио помощи. Учитель никогда тебе не откажет.

Надеюсь, эти советы помогут тебе стать внимательней и учиться ещё лучше.

Ваша Ирина Владимировна.

Мамы и папы со стажем плохого не посоветуют! Журналистка Джоанна Годдар опубликовала в своем блоге советы, которые помогут практически в любой ситуации с детьми. Запоминайте!

  1. Если ваш малыш споткнулся, спросите сразу, больно ли ему или он просто испуган. Часто — реакция от страха, а не от боли. Поделитесь с ним подобной историей, которая произошла с вами или кем-то из близких в детстве. Детвора любит такие рассказы: они очень подбадривают в таком положении.
  2. , не бронируйте все билеты в одном ряду. Пускай один из родителей располагается с детьми, а другой — в отдалении. Сменяйте друг друга через несколько часов. Спокойный полёт гарантирован не только семье, но и окружающим.
  3. Нужно переключить детское внимание? Начните фразу так: «Неужели я не рассказывал вам…?»
  4. Секундомер — отличное подспорье в делах на скорость. С его помощью куртки, шапки и ботинки будут надеты вмиг, а уборка превратится в увлекательный квест.
  5. Хотите обойтись без предсказуемых капризов в ответ на просьбу одеться потеплее? Произнесите: «Протяни-ка мне руки!». Дальнейшее зависит от вашей ловкости: всё, капризуля одет.
  6. Один день в неделю назначьте «праздником пирожных» или «булочной субботой». Напоминайте: «Конфетами мы лакомимся по вторникам». И каждый раз твердить «нет» не надо, и в приятном ожидании развивается такая нужная способность, как терпение.
  7. Если вам и ребёнку предстоит поездка в автобусе или метро, пусть он положит в рюкзак развлечение для себя. Это может быть, например, книжка с картинками.
  8. Маленькие дети чаще всего не отказываются пить или посетить туалет. Опыт множества родителей показывает: если поставить перед крохой стакан воды или горшок, первый будет опустошён, а второй полон.
  9. Детям хочется ощущать не только ваше физическое присутствие, но и готовность сосредоточиться на них. Постарайтесь после работы, как бы вы ни устали, хотя бы 10 минут (а возможно, и больше) посвятить ребёнку и его новостям. Не торопитесь сразу заниматься ужином, поговорите с малышом. Он должен чувствовать, что вы всегда готовы к общению.
  10. Каждые выходные водите детей на рынок, где они могут выбрать два разных овоща. Найдите рецепты с ними и приготовьте. Как правило, это весьма занимательная игра, и не без пользы: так можно попробовать много полезных блюд (салаты, смузи). Прекрасный вариант знакомства с новыми продуктами.
  11. Нелюбителям чистить зубы предложите во время этой процедуры петь любимую песенку. Он и не заскучает, и, зная слова наизусть, будет знать, сколько ещё остаётся до окончания чистки.
  12. Мальчик или девочка склонны впадать в тревогу и беспокойство? Посвящайте их каждое утро в ваши планы: куда вы пойдёте, что будете делать. Если вы ведёте сына или дочку туда, где много людей, обрисуйте ситуацию заранее, чтобы у детей была возможность психологически подготовиться.
  13. Редкие дети обожают наводить порядок в своей комнате, но проявляют интерес к расставлению тарелок, вилок, ложек, разгрузке стиральной и посудомоечной машины. Понаблюдайте за своим малышом, что нравится выполнять ему? Давайте несложные поручения (к примеру, снять бельё с сушилки). А если экстренно необходимы несколько свободных минут, попросите (произнесите это с максимальной серьёзностью): «Мне очень надо пересыпать цукаты из упаковки в миску».
  14. Когда кроха капризничает на пешей прогулке, подайте ему идею идти по-другому: подпрыгивать, переваливаться как мишка, скакать то на правой, то на левой ноге.
  15. В свой обеденный перерыв сделайте детям сюрприз: не предупреждая их, загляните в школу и перекусите где-нибудь вместе.

Каждый родитель мечтает воспитать здорового, счастливого и гармоничного развитого ребенка. На этом пути он сталкивается с препятствиями и вопросами, на которые нет ответа. Или, наоборот, слишком много ответов и непонятно, какой из них правильный. Остается опираться на здравый смысл и мнение экспертов. Выбрали из книг полезные советы, основанные на достижениях науки и практике, которые станут хорошим подспорьем для родителей.

Позволяйте детям играть чаще

С 1955 года уменьшается время, которое дети тратят на игру, но при этом у них повышается уровень тревожности, чаще наблюдаются депрессия, ощущение беспомощности и одновременно детский нарциссизм и снижение эмпатии. Неприятная статистика. Но в силах взрослых, каждого из нас, дать своему ребенку то, что требуется ему для гармоничного развития. Игра в этом смысле нужна как воздух.

Почему сокращение времени на игру влечет за собой расстройства эмоционального и социального характера? Игра — естественный способ научить детей решать их проблемы, контролировать желания, управлять эмоциями, смотреть на проблему с разных точек зрения, обсуждать разногласия и общаться друг с другом на равных. Другого способа освоить эти навыки нет. Вот почему так важно, чтобы ребенок проводил много времени играя.

Стимулируйте любознательность

У детей есть врожденная склонность к познанию мира, которую обязательно нужно поддерживать. Один из способов это сделать — показывать все возможные, самые разнообразные варианты решения задач. Эксперименты подтверждают эту идею: если в процессе игры ребенку сразу показать одну-единственную функцию игрушки, он придет к выводу, что та больше ничего не умеет. А вот когда игрушку давали ребенку «на откуп», они догадались использовать ее по-разному, не одним способом.

Вывод прост. У тех, кого не учили специально, не было причин думать, что им показали все возможные варианты, поэтому они начинали изучать ее тщательнее и открывали для себя новые возможности использования. И это относится не только к играм. Но и к жизни.

Разрешайте ребенку дружить со старшими

В разновозрастных группах у маленьких детей есть возможность заниматься тем, что было бы слишком сложно или опасно делать самостоятельно или в группе ровесников. Еще они могут чему-то учиться, просто наблюдая за более старшими ребятами и слушая их разговоры. Старшие эмоционально поддерживают младших и заботятся о них лучше, чем ровесники.

В 1930-х годах русский психолог Лев Выготский вывел термин «зона ближайшего развития». Он означает деятельность, которую ребенок не в состоянии выполнять сам или с ровесниками, но может выполнять при участии более опытных людей. Выготский предполагал, что дети получают новые навыки и развивают мышление, взаимодействуя с другими в зоне своего ближайшего развития.

Вот почему возможность общаться с детьми постарше важна для физического, социального, эмоционального и умственного развития ребенка.

Живите сами по «правилу 4:30 утра»

Ультрамарафонец Трэвис Мейси рассказывает о «правиле 4:30 утра», которого всегда придерживался и его отец, и он сам. Начиналось оно, как нетрудно догадаться, с раннего подъема. Но смысл не в этом. По крайней мере, не весь смысл. Отец Трэвиса, Марк, был отцом двоих детей, много работал над своей карьерой адвоката, увлекался бегом и ездой на велосипеде и начал участвовать в гонках, которые вскоре привели его к соревнованиям на сверхмарафонские дистанции.

И сейчас, когда ему за шестьдесят, папа живет в том же режиме, только теперь он просыпается в четыре утра (а то и еще раньше). Он участвует во всех важных моментах жизни своих внуков и по-прежнему никогда не пропускает мои соревнования. Невероятно. Поразительно.

Трэвис Мейси вырос прекрасным семьянином, любящим отцом и спортсменом с невероятной силой духа, —

Тренировки и соревнования шли вразрез с его главными задачами как семьянина и профессионала. Но как человек, стремящийся жить полной жизнью и добиваться успеха во всем, он твердо решил сделать так, чтобы все это каким-то образом заработало вместе. И придумал. Папа знал, что лучшее время для работы — раннее утро. Пока другие люди спали или медленно раскачивались перед началом рабочего дня, папа уже работал. Просыпаясь каждое утро не позже 4:30, папа успевал съездить в офис поработать, потом устроить обеденную пробежку, вернуться на несколько часов на работу, по дороге домой остановиться у велотрассы и прокатиться на горном велосипеде и вернуться домой достаточно рано, чтобы провести с нами время и посетить все наши внешкольные мероприятия.

В чем смысл этого правила? Как родители, вы должны быть тверды в своих решениях.

Кратко — если заранее принимаешь решение, то, когда приходит время действовать, уже не отвлекаешься на мысли о том, хочется тебе это делать или нет. Не стоит воспринимать это правило буквально; подъем в 4:30 утра — лишь пример того, какой твердой волей нужно обладать, чтобы достичь успеха.

Твердое внутреннее обязательство — в отношении воспитания ребенка, семьи, отношений (или программы тренировок и проекта на работе) — это самое важное, что только можно сделать в жизни. С этого все начинается. И вы подаете детям достойный пример.

Поддерживайте ребенка

Психологи вывели формулу: 10 000 часов практики равны экспертности в любом деле. В исследованиях, объектами которых становились композиторы, баскетболисты, писатели, конькобежцы, пианисты, шахматисты, матерые преступники и так далее, это число встречается с удивительной регулярностью. Моцарт начал писать музыку в 6 лет, а первые его великие произведения появились только лишь к 21 году. Или еще пример: чтобы стать гроссмейстером, также требуется около десяти лет. (Только легендарный Бобби Фишер пришел к этому почетному званию быстрее: у него на это ушло девять лет. Но не три года и не год!) 10 000 часов эквивалентны 3 часам практики в день, или 30 часам в неделю на протяжении десяти лет.

Если вы заметили талант у своего ребенка, дайте ему его раскрыть. Без поддержки родителей невозможно наработать 10 000 часов. Помните: 10 000 часов — это очень-очень много. Дети и молодые люди не в состоянии в одиночку наработать такое количество часов. Нужны поддержка и помощь родителей. Такой стиль воспитания называется «совместным развитием». Его задача — активно «стимулировать и оценивать таланты, умения и побуждения ребенка».

Если вы хотите вырастить гения (или хотя бы не несчастного человека), дайте ребенку возможность заниматься тем, что он любит, без ограничений.

Учите детей отличать хорошее от плохого

Если плохой поступок вознаграждается, то молодой мозг может определить его как полезный с точки зрения выживания индивидуума. Если ребенок, проявляя агрессию, получает поддержку, а проявляя стремление к взаимодействию, такой поддержки не получает, его мозг может легко запомнить, что агрессия хороша для его выживания.

Если малыш получает вознаграждение, будучи больным, и теряет его, выздоровев, у него формируются соответствующие долговременные связи.

Мозг учится не у экспертов по детскому воспитанию и не по учебникам этикета. Он учится на основе изменения содержания в нем тех или иных нейрохимических веществ. Каждый раз, когда вы и ваши дети были вознаграждены или, наоборот, чувствовали угрозу, то добавляли новые цепочки в нейронную инфраструктуру, которая подсказывает, где искать уважение, признание и доверие в будущем.

Пусть ваши дети чаще чувствуют себя счастливыми

Счастливые моменты в прошлом создают особые связи между нейронами, которые готовы к тому, чтобы производить «гормоны счастья» в следующий раз, когда вы испытаете подобные позитивные ощущения. Другими словами, чем чаще ваш ребенок будет чувствовать счастье и радость, тем легче ему это дастся во взрослой жизни.

Например, у ребенка, который пользуется большим уважением своих родителей, поскольку умеет обращаться с компьютерами, формируются нейронные связи, которые позволяют ему ожидать большей радости при оказании такой помощи другим людям. Он повторяет свои действия, и в его нервной системе появляются новые нейронные пути счастья.

Каждый позитивный момент укрепляет нейронные пути, а наш мозг устроен так, что «обращается» к тем путям, которые самые крепкие и используются чаще всего. Человек накапливает опыт с самого детства, а потом обращается к нему всю свою жизнь.

Обнимайте детей чаще

Прикосновения и объятия — это не чья-то прихоть. Есть четкая физиологическая основа, которая делает и взрослых и детей счастливыми, когда они выказывают привязанность друг к другу. Окситоцин — «гормон счастья», который выделяется у млекопитающих.

Рождение детей также вызывает значительный прилив окситоцина. Причем как у родителей, так и у детей. Воспитание чужих детей тоже способствует повышению уровня окситоцина.

Окситоцин дарит нам удовольствие быть спокойными рядом с теми, кому мы доверяем. Это не осознанное решение, а скорее физическое чувство безопасности. Нейронные пути, формирующиеся с участием окситоцина, возникают в течение всей нашей жизни. И очень важно формировать их в детстве, чтобы ребенок чаще чувствовал радость от жизни.

Оставьте идею, что вы определяете будущее своего ребенка

Если мы сами ценим свободу и несем ответственность за свои поступки, то должны уважать право ребенка самостоятельно прокладывать свой жизненный путь. Наши стремления не могут стать стремлениями ребенка, равно как и наоборот. Поиски собственного курса начинаются с раннего детства.

Чтобы научиться отвечать за себя, дети должны научиться принимать решения каждый час, день или год, и этому они могут научиться только на практике.

Все любящие и заботливые родители пекутся о будущем своих детей, поэтому им тяжело не пытаться их контролировать. Но любая попытка, совершенная под контролем, не приведет к цели. Когда мы стараемся определить судьбу ребенка, то не даем ему распоряжаться его жизнью и учиться на собственных ошибках.

Материал подготовлен в коллаборации с IQ.HSE.RU.

Катерина Поливанова и ее коллеги из центра исследований современного детства Института образования НИУ ВШЭ опросили более 2 тыс. родителей с детьми в возрасте 1—12 лет в 2016 году. Около 10% опрошенных живут в Москве, 15% — в других городах-миллионниках, а оставшиеся 75% — в средних и малых городах. Результаты представили в проекте «Современное родительство».

Почему родители идут учиться

На хороших курсах для родителей не только дают знания, но и работают с личностью. Матери и отцы учатся самостоятельно принимать решения и ориентироваться в проблемах. В идеале им нужно прийти к «родительской самоэффективности» — ощутить себя уверенными и компетентными воспитателями, отмечают исследователи. Такие родители лучше воспитывают детей. Например, решают проблемы, а не кричат на ребенка.

По данным исследования, больше половины родителей хотят посещать занятия по воспитанию и развитию ребенка. Среди них 64% матерей и 45% отцов. При этом 36% опрошенных мам 11% пап уже посещали занятия для родителей.

Обычно родители идут учиться, чтобы:

  • узнать больше о воспитании;

  • получить разные варианты решения проблем и задач, связанных с ребенком;

  • под воздействием родительского сообщества или «тусовки заинтересованных».

Какие родители ходят на занятия

Родители приходят на курсы, когда у них возникает больше вопросов о развитии ребенка. У родителей, которые хотят посещать занятия, в среднем по 2,8 вопросов об образовании детей, а у остальных — 2,2 вопроса.

Чаще всего родители сталкиваются с проблемами:

  • Заботы о теле ребенка. Гигиена, физическое здоровье и развитие, заболевания и медицинские исследования.

  • Норм развития. Психологическое развитие ребенка. Ситуации, в которых стоит обратиться к специалисту.

  • Взаимоотношений. Общение с ребенком, вторым родителем, бабушками и педагогами.

  • Поведения ребенка. Детские поступки и реакции на них. Качества и черты, которые нужно воспитывать.

  • Образования. Основное и дополнительное образование, успеваемость.

Среди родителей, которые уже изучают информацию о детях, больше потенциальных участников курсов и тренингов. Так 28% родителей, подписанных на сообщества мам и пап в интернете, планируют посещать образовательные курсы. Они чаще обсуждают вопросы о ребенке с воспитателями, учителями и врачами в интернете. Читают книги, статьи и смотрят телепередачи о воспитании, развитии и уходе за ребенком.

Для родителей, которые не ходили на занятия раньше, исследователи выявили закономерность: чем больше у таких родителей книг, тем выше их потребность в курсах.

Число книг в доме — один из традиционных показателей уровня культурных запросов семьи. Два других — частота походов в музеи, на выставки и в театр, а также чтение на иностранном языке. Чем выше значения этих трех переменных, тем больше вероятность того, что мама или папа посещали занятия для родителей. То есть, семьи с высокими культурными запросами больше интересуются экспертными знаниями по родительству. Исследователи предполагают, что образованные матери и отцы более требовательно относятся к своим родительским компетенциям в целом.

Лекция Людмилы Петрановской о том, почему дети уходят в гаджеты и как с этим быть

При этом образованные и состоятельные семьи имеют больше возможностей посещать родительские курсы. Они лучше ориентируются в источниках информации и качестве занятий, могут оплатить тренинги и курсы. Семьи низкими доходами и невысоким уровнем образования лишены этих преимуществ.

Мифы о родительстве

Исследователи выделяют три главных заблуждения о родительстве. Если вы хотите научиться воспитанию и образованию детей, нужно от них избавиться.

  • Так правильно

Родители обращаются к экспертам, чтобы узнать, как правильно растить детей: пеленать или высаживать, кормить грудью до школы или отказаться от этого раньше, наказывать или разговаривать. У каждого подхода есть сильные аргументы и исследования, доказывающие их пользу.

Что делать. Не верьте экспертам на слово. Спрашивайте, на чем основано их «правильно», ищите ссылки на оригинальные исследования. Эксперты могут неправильно их перевести или трактовать, поэтому учитесь разбираться в научных публикациях и проверять факты. Помните, что результаты исследований нельзя проецировать на всех людей и спокойнее относитесь к мнениям экспертов.

  • Это ненормально

У родителей появляется больше проблем, когда ребенок взрослеет. В этот момент они могут чувствовать себя одинокими: будто только их ребенок до сих пор не говорит, не читает или не приучен к горшку. Кажется, что это ненормально.

В интервью с родителями исследователи выяснили, что каждый из них сам конструирует свое представление о норме. Например, кто-то считает учебу ребенка только на отлично нормой, а для кого-то этого недостаточно. Другие родители вообще не смотрят на оценки детей, но беспокоятся за излишнюю, на их взгляд, застенчивость ребенка.

Выступление доктора наук и Директор Института Неформального образования INO.педагогики Димы Зицера о свободе от воспитания

Что делать. Если вы ловите себя на мысли «нет, это ненормально», остановитесь и посмотрите на нее критически. Подумайте, откуда в вашей голове появилось понятие нормы. Пообщайтесь с другими родителями, узнайте, что они думают об этом. Каждый родитель хочет воспитать идеального ребенка, поэтому проблемы могут быть надуманными и преувеличенными.

  • Я плохой родитель

На матерей и отцов постоянно давят нормы «хорошего родителя», но исследователи не могут назвать одну модель воспитания лучше другой. Нельзя выбрать действия, которые гарантированно сделают ребенка успешным, счастливым через 20—30 лет. Никто не знает, что нормально и как правильно.

Что делать. Мир меняется, дети и поколения меняются, практики родительства меняются. Не нужно идти на курсы, если вы считаете себя «неправильным» родителем. Следует учиться, чтобы решить конкретную существующую проблему.

Как научиться родительству

Выбирайте обучающие программы, на которых преподаватели помогают самостоятельно решать проблемы, а не рассказывают «как правильно». Такое обучение не вгоняет в чувство вины и беспомощности, повышает вашу родительскую самоэффективность. Учиться всему и сразу не нужно. Старайтесь стать самоэффективным родителем:

  1. Получайте и анализируйте собственный опыт. Отвечайте на вопросы: Что я сейчас сделал? Какой результат ожидал? Что получилось в итоге?

  2. Наблюдайте, как другие родители справляются с похожей проблемой.

  3. Получайте безопасную обратную связь от других людей — нейтральную оценку родительских действий и поддержку.

  4. Отслеживайте свои чувства и эмоции в роли родителя.

  5. Относитесь спокойно к неизвестности, научитесь справляться с неопределенностью.

Налаживайте отношения с помощниками по воспитанию: бабушками, дедушками, друзьями и нянями. Чем больше разногласий между родителями и помощниками, тем хуже родительская самоэффективность.

Родителям важно «невмешательство» — отсутствие критики, оспаривания решений и сомнений других людей. При этом многие родители не могут отказаться от помощи: не с кем оставить ребенка, накормить, отвести в школу. Исследователи рекомендуют придерживаться одной системы воспитания ребенка. Она поможет определить цели воспитания и объяснить другим людям пользу вашего подхода.

Как выбрать родительские курсы

  1. «Отфильтруйте» нормы, навязанные экспертами.
  2. Сформулируйте проблему, которую хотите решить.
  3. Подумайте о факторах, которые влияют на вашу самоэффективность.
  4. Выберите курс. Обратите внимание на практические занятия, форму получения и анализа нового опыта, обратной связи.

Больше информации и новостей о трендах образования в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.

Книгу Бенджамина Спока «Уход за ребенком и его воспитание» читали наши бабушки и мамы, ее даже цитировала многодетная героиня советской комедии «Однажды 20 лет спустя». Удивительно, но многие принципы доктора по-прежнему попадают в самую точку.

Поделиться:

№1. Любите вашего ребенка безусловно

Любите вашего ребенка таким, какой он есть, и забудьте о качествах, которых у него нет. Я даю этот совет из самых практических соображений.

Это был достаточно смелый подход к воспитанию в те времена – родители в основном придерживались авторитаризма. Малыш должен был беспрекословно выполнять все требования взрослых и не перечить.

Смотри также: Астрология для родителей – как воспитывать ребенка по знаку его Зодиака >>>>>

Именно Спок первым заговорил о том, что излишняя строгость в воспитании может привести к серьезным проблемам ребенка в будущем. Доктор утверждал, что позитивные и спокойные отношения в семье приносят гораздо больше пользы, чем необоснованная суровость.

Но принять и любить ребенка таким, какой он есть, не так просто, как кажется. Ведь родители обычно проецируют ту модель поведения, которую сами видели в детстве. Спок призывает ценить и уважать своего ребенка, и ни в коем случае не сравнивать его с чужими детьми.

Смотри также: Ювелирный family look – лучшие украшения для мамы и дочки >>>>>

Подобные сравнения совсем не мотивируют, а только развивают комплекс неполноценности. «В тот момент, когда вы даете понять ребенку, что он самый исключительный малыш на свете, это насыщает его дух тем же образом, что и молоко – его тело», – учил доктор.

№2. Говорите о своих чувствах

Иногда помогает признаться ребенку, как вы на него рассердились (особенно если ваше раздражение было не совсем справедливым). Если вы сделаете это разумно, вы не подорвете этим признанием свой авторитет.

Каждый человек имеет право на собственные чувства, в том числе и родители. Доктор Спок всячески акцентировал на этом внимание в своих книгах. Да и современные психологи уверены, что воспитание эмоционального интеллекта важно начинать уже с пеленок.

Смотри также: 10 мультфильмов для детей, которые понравятся и взрослым >>>>>

Суть заключается в том, чтобы каждый раз проговаривать эмоции, которые вы испытываете сами, и спрашивать о том, что чувствует малыш в той или иной ситуации. Ведь даже в годик дети могут злиться, обижаться, грустить, ревновать, беспокоиться и бояться.

И помните, что испытывать раздражение и злость по отношению к своему ребенку – это нормально. Во время очередной истерики или провинности ребенка вместо лезущих на язык фразочек вроде «Я же предупреждала!» или «Опять ты все испортил!», которые ребенок считывает как доказательство его несостоятельности, лучше просто честно сказать: «Я очень зла/устала/расстроена». Дети быстро учатся считывать эмоции и чувства, и это помогает им разобраться в тех ощущениях, которые они испытывают сами.

№3. Не скупитесь на объятия и ласку

Каждому ребенку жизненно необходимо, чтобы его ласкали, улыбались ему, разговаривали и играли с ним, любили его и были с ним нежны. Он нуждается в этом не меньше, чем в витаминах и калориях.

Спок всегда говорил, что малышам важно получать любовь не только вербальным способом, но и через тактильное общение. Это значит обнимать, целовать, гладить ребенка и брать его на руки.

Читай также: Трудный возраст – 10 работающих советов, как выстроить общение с ребенком >>>>>

Если человек растет со скупыми на эмоции родителями, когда отсутствуют объятия и простая материнская ласка, то в дальнейшем он и сам не сможет выражать подобные чувства. Ребенок, которому не хватает любви и ласки, вырастает холодным и неотзывчивым.

Не бойтесь лишний раз обнять и приласкать своего малыша. Именно это научит его любить других людей и получать максимум положительных эмоций от жизни. И помните, избаловать ребенка можно только подарками и покупками и никогда – эмоциональными проявлениями любви вроде поцелуев и похвалы.

Читай также: Детская неожиданность – фразы, которые заставляют родителей краснеть >>>>>

Правда, Спок рекомендует частые физические контакты, укачивания, объятия только до трех месяцев жизни ребенка. Современные же психологи уверены, что тесный телесный контакт особенно важен в первый год жизни малыша. Ощущение рядом маминого тепла так же необходимо ему, как и материнское молоко.

№4. Самопожертвование — это лишнее

Лучше поиграть с ребенком минут 15, а потом сказать: «А теперь я почитаю газету», чем провести в зоопарке целый день, проклиная все на свете.

Доказано, что навязчивое желание быть безупречной матерью или отцом может привести к формированию неврозов. Об этом писал в своих книгах и доктор Спок. Он призывал строгих родителей быть более любящими и заботливыми к детям, при этом не переходя в другую крайность. Родителям важно уважать детей, но и свои желания и чувства тоже.

Время, проведенное с малышами, должно быть в радость. Напряжение и раздражительность, когда вы что-то делаете из-под палки, будь то прогулка у ненавистной песочницы или десятая поездка на лошадках, всегда будет передаваться детям.

Читай также: Замкнутый кружок – как успевать с ребенком везде и не забывать о себе >>>>>

Не стоит жертвовать своими интересами в угоду идеальному материнству. Будьте честны с детьми. Если вы устали, хотите почитать или поработать в тишине, просто скажите об этом и найдите для ребенка альтернативное занятие. Ведь всем известно, что счастливым детям нужны в первую очередь счастливые родители.

№5. Привлекайте папу к воспитанию

Многие мужчины уверены, что уход за ребенком – не мужская работа. Это неправильное представление. Можно быть нежным отцом и настоящим мужчиной одновременно.

Спок одним из первых заговорил о том, как важно участие отца в воспитании и уходе за ребенком. Причем как для мальчиков, так и для девочек. В конце 40-х, когда вышла его первая книга, это был, мягко говоря, непопулярный подход. Обычно младенцами занимались мамы и няни. Отцы появлялись в жизни детей позднее, выступая в роли наставников и строгих «полицейских».

Доктор настаивал на том, что главам семейств надо чаще участвовать в простых заботах о ребенке – купать, менять пеленки, укладывать спать и ходить на прогулки. Также Спок делал акцент на том, что меньше всего дети ждут от отца критики и насмешек. «Если отец хочет, чтобы его сын вырос настоящим мужчиной, он не должен набрасываться на ребенка, когда тот плачет, стыдить его, когда он играет в игры для девочек и заставлять его заниматься только спортом», – писал педиатр.

Читай также: Папа может – чем отцу занять ребенка, пока мама отдыхает >>>>>

Поддержка и одобрение отца, а также проведенное вместе время, формируют духовную близость и дарят детям уверенность в себе. Разве не весомый аргумент оставить сегодня ребенка на папу и заняться собой?

Валерия Менская