Спасо преображенский мирожский

На левом берегу реки Великой находится комплекс одного из самых древних монастырей Псковщины и Северо-Западной Руси. Это Спасо-Мирожский монастырь. Во второй четверти XII в. по заказу новгородского архиепископа Нифонта новгородской строительной артелью был поставлен каменный Спасо-Преображенский собор. Он представлял собой тогда необычный для древнерусской архитектуры тип крестово-купольного храма.

Для внутренней отделки храма новгородский владыка выписал византийских мастеров, которые расписали его стены фресковой живописью. Сегодня имеется не менее 80% первоначальной росписи. Крупномасштабные композиции дополнены многочисленными евангельскими сценами и фигурами святых. Уникальный по полноте сохранившийся ансамбль древнерусских фресок тесно связан с классическими памятниками греческого искусства XII в.

Забеленные в позднесредневековое время фрески вновь были открыты во второй половине XIX в. и вскоре записаны клеевой живописью мастерами палехского подрядчика Н. М. Сафонова. В XX в. периодически велись работы по раскрытию древней фресковой живописи и укреплению красочного слоя. Освобожденные от клеевого плена фрески Спасо-Преображенского собора поражают посетителей высочайшим мастерством исполнения, яркостью и насыщенностью тонов, классической иконографией. При росписи использовался минеральный пигмент афганский лазурит — пигмент насыщенного синего цвета, который стоил целое состояние и был сравним с настоящей драгоценностью.

История создания

Стиль фресок, которые создавались сразу же по завершении строительных работ, является иератическим (священным), то есть религиозная идея преобладает над свободным творчеством художника. Все они, по заключению специалистов, представляют собой копии с лучших греческих образцов.

Важные символические акценты в программе росписи создают не вполне традиционное «Вознесение» в куполе (в византийских храмах в данном случае изображаются два, четыре или — реже — шесть летящих ангелов, а здесь присутствуют восемь стоящих ангелов) и «Деисус» в своде центральной апсиды храма. Эти сюжеты наглядно раскрывают соединение божественной и человеческой природы во Христе и спасительный смысл его жертвенного земного служения.

Фрески Спасо-Преображенского собора постигла участь многих памятников русской средневековой монументальной живописи: в XVII веке их забелили, а вновь обнаружили и раскрыли только в конце XIX века, когда в России всерьез пробудился интерес к древним отечественным реликвиям.

Первооткрывателем уникальных фресок собора стал археолог, реставратор и историк искусств В. В. Суслов. Впрочем, вскоре указом Синода для «восстановления» фресок была приглашена артель владимирских иконописцев под руководством Н. М. Сафронова, которая в 1900–1901 годах промыла древние росписи, а затем переписала их «в древнем стиле», сохранив только подлинную иконографию сюжетов.

В 1920-х годах началось новое раскрытие фресок, однако до сих пор от поновления начала ХХ века освобождены лишь около половины из них.

На протяжении столетий собор неоднократно менял внешний облик. В XVI веке к его западному фасаду пристроили паперть со звонницей, традиционную для псковской архитектуры, а позднее, в XVII–XVIII веках собор получил четырехскатное покрытие, которое закрыло нижнюю часть барабана купола и его окон. Это изменило контуры купола, кроме того, его шлемовидная глава была заменена на луковичную.

Монастырь сегодня

В настоящее время лишь восточный фасад Спасо-Преображенского собора, который выходит на берег реки Великой, отдалено напоминает храм XII века — грунт вокруг постройки уже вырос примерно на два метра, что придает ей приземистый вид. Однако внутри собора его величие ощущается и сейчас.

Архитектурный ансамбль Спасо-Преображенского Мирожского монастыря, признанного памятником истории и культуры федерального значения, включает в себя — помимо Собора Спаса Преображения — также Стефановскую церковь (возведена в XVII веке на месте постройки, датировавшейся 1406 годом); колокольню и братский корпус (XVII–XIX вв.); братские кельи (XVIII–XIX вв.); настоятельский корпус (XVIII–XIX вв.).