Сретение господне

Итак, слово «сретение» означает встречу. Но Встречу особенную, потому мы и пишем ее с заглавной буквы. В основе праздника – рядовое, бытовое событие: на сороковой день после Рождения Иисуса родители Богомладенца Мария и плотник Иосиф приходят в храм. Здесь, в Иерусалимском храме, и происходит Встреча, увековеченная в Евангелии от Луки.

Задолго до рождения Богомладенца жил в Иерусалиме праведник Симеон — переводчик Священных текстов с древнееврейского на греческий. Переводя пророка Исайю и его пророчества о том, что грядущий Спаситель, Мессия, родится от Девы, Симеон усомнился в том, что Дева, не познавшая мужа, может родить. Тогда Симеону явился Ангел и сказал, что он будет жить до тех пор, пока воочию не увидит Мессию. Жизнь в бесконечности, жизнь, не имеющая логического конца, как оказалось, может быть и не в радость. Евангелие, отдельно не останавливаясь на этом моменте, дает понять: старец Симеон жил все эти долгие годы ожиданием Встречи с Мессией. Долгие-долгие годы в ожидании Сретения.

Джеймс Тиссо. Сретение.

И вот сорокадневного Младенца Иисуса родители приносят в Иерусалимский храм. Сюда же, именно в этот день, ведомый Божьим вдохновением, приходит и старец Симеон. В Сыне бедного плотника из Назарета Симеон узнает Мессию и берет Младенца на руки. Смотрите, сколько тепла и нежности в этой сцене, рисуемой Бродским:

«И старец воспринял Младенца из рук

Марии; и три человека вокруг

Младенца стояли, как зыбкая рама,

в то утро, затеряны в сумраке Храма.

…И только на темя случайным лучом

свет падал Младенцу; но Он ни о чем

не ведал еще и посапывал сонно,

покоясь на крепких руках Симеона».

«Свершилось! Я дождался Тебя, и теперь могу уйти!» – бьется радость в сердце библейского старца. И Симеон произносит знаменитые слова: «Ныне отпущаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром…» «Теперь Ты отпускаешь меня, Господь, отпускаешь уйти дорогой отцов, разрешаешь пройти через дверь смерти, и эти врата уже не страшны для меня – ибо я видел Спасение – мое и Твоих людей». Теперь Симеон может отойти в вечность, теперь он может сойти в мир усопших, неся туда, первым, весть: он видел на земле Бога, пришедшего в наш мир плотью.

С этого момента старца Симеона, принявшего в руки Младенца Христа, так и называют – Симеон Богоприимец, Симеон, принявший Бога.

Как сообщает дальше Евангелие, Иосиф и Мария, услышав слова праведного старца, «дивились сказанному», а Симеон, благословив их, продолжил пророчество.

«…и сказал Марии, Матери Его: се (т.е. вот), лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий – и Тебе Самой оружие пройдет душу, — да откроются помышления многих сердец». Это слова о той борьбе, которая развернется вокруг явившегося в мир Спасителя. Слова, предсказывающие крестный путь Богородицы, Ее страдания, когда Она будет стоять у Распятия Своего Сына. Посмотрите, как эпизод рисует чеканный стих Бродского:

«И старец сказал, повернувшись к Марии:

«В лежащем сейчас на раменах Твоих

паденье одних, возвышенье других,

предмет пререканий и повод к раздорам.

И тем же оружьем, Мария, которым

терзаема плоть Его будет, Твоя

душа будет ранена. Рана сия

даст видеть Тебе, что сокрыто глубоко

в сердцах человеков, как некое око».

Пророческие слова старца Симеона к Марии «и Тебе Самой оружие пройдет душу» легли в основу знаменитых икон «Умягчение злых сердец» и «Семистрельная». Эти чудотворные образы похожи, на них Богородица изображена с вонзенными в ее сердце мечами. Перед иконами молятся о мире, желая смягчить сердца врагов.

Рембрандт. Старец Симеон и Анна узнают Господа в Иисусе.

Евангелие не рассказывает о том, что произошло дальше со старцем Симеоном. Бродский гениально дорисовывает сцену, описанную евангелистом Лукой, – уход Симеона Богоприимца из Иерусалимского храма. Уход не в смерть, уход в Жизнь Вечную:

«Он шел умирать. И не в уличный гул

он, дверь отворивши руками, шагнул,

но в глухонемые владения смерти.

Он шел по пространству, лишенному тверди,

он слышал, что время утратило звук.

И образ Младенца с сияньем вокруг

пушистого темени смертной тропою

душа Симеона несла пред собою,

как некий светильник, в ту черную тьму,

в которой дотоле еще никому

дорогу себе озарять не случалось.

Светильник светил, и тропа расширялась».

Гениально схваченный образ: старец Симеон, ожидающий Встречи – Сретения с Богомладенцем, родившемся от Девы, ожидающий Встречи как избавления от противоестественно затянувшейся жизни, и, – о, чудо! – Встреча, которая становится не столь долгожданным концом, но дверью, открытой в Жизнь Вечную. Открытой отныне для всех нас!

Но где же во всей этой истории философия? Люди веками задумывались над тем, а так ли уж хорошо жить вечно? Что главное надо успеть в жизни? На первый вопрос евангельский сюжет даёт вполне определённый ответ — жизнь без Встречи бессмысленна, даже если это бесконечно долгая жизнь. Выходит, такая Встреча и есть главное. Но это еще не всё.

Давайте обратим внимание на один принципиальный момент: старцу Симеону Бога поднесли не ангелы, люди! Юная Дева Мария и плотник Иосиф явили Симеону Богомладенца. Так было две тысячи лет назад, так есть и сейчас. У каждого своя Встреча с Богом. И всегда она происходит не через ангелов, не через дивные видения. Встреча с Богом происходит через людей. Всегда и обыденно, и необыкновенно. Через чью-то жертвенность, бескорыстие, любовь, чье-то прощение и милосердие… Когда за человеческим поступком нам зримо явлено присутствие Божье в нашем мире. С праздником!

В 1155 г. сын Юрия Долгорукого, св. князь Андрей Боголюбский, отправляясь в 1155 г. править Владимиро-Суздальской землей, взял икону с собой во Владимир и поместил в воздвигнутом им знаменитом Успенском соборе. С того времени икона стала именоваться Владимирской.

Икона, по преданию, много раз являла свои чудеса: сходила со своего места и пребывала в воздухе, сохранялась невредимою во время пожаров, защищала города и войска.

В 1395 г. над Русью нависла очередная беда. К русским границам подошли полчища среднеазиатского правителя Тимура. Это был уже известный на весь мир завоеватель, покоривший Хорезм, Персию, государства Закавказья и создавший свое государство со столицей в Самарканде. В Европе Тимура звали Тамерланом.

В 1389 г. Тимур начал войну с золотоордынским ханом Тохтамышем и в 1395 г. пришел к русским границам, разорил Рязань и направился к Москве, уничтожая и опустошая все вокруг. Князь Василий Дмитриевич с войском вышел из Москвы и встал на берегах Оки. Но не было уверенности, что русское войско устоит в битве.

И тогда митрополит Киприан решил обратиться к помощи Пресвятой Богородицы. Из города Владимира в Москву привезли чудотворную икону Владимирской Божией Матери.

26 августа 1395 г. множество народу с молитвами и благодарственными песнопениями встречали икону у стен Москвы, восклицая: «Матерь Божия! Спаси землю Русскую!» Икону с крестным ходом с молебнами внесли в Кремль и поставили в Успенском соборе. И произошло чудо! В тот самый день и час, в который принесена была в Москву икона Богородицы, Тимур неожиданно отступил от границ Руси.

На Руси отход Тимура связали с заступничеством Божией Матери. Рассказывали, что Тимур увидел во сне великую гору и с вершины ее идущих многих святителей с златыми жезлами, и над ними в воздухе величественную и благолепную Жену, с тьмами молниеобразных воинов, которые все устремились на Тимура. На Тамерлана нашел жуткий страх и он «убоялся воевать Русскую землю». «По Божией благодати неизреченной милости, молитвами Святой Богородицы, город наш Москва цел и невредим остался, а Темир Аксак‑царь возвратился назад…», – записал древний летописец.

В память о чудесном избавлении Руси от нашествия Тамерлана в день встречи в Москве Владимирской иконы Божьей Матери 8 сентября (по старому стилю 26 августа) был установлен торжественный церковный праздник Сретения этой иконы, а на самом месте встречи был воздвигнут храм, вокруг которого позднее расположился Сретенский монастырь.

Икону во Владимир так и не вернули, оставили в Москве. С тех пор неоднократно великая святыня – Владимирская икона – спасала российскую столицу от бед и вражеских нашествий.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

В Викиданных есть лексема сретение (L166040).

Морфологические и синтаксические свойстваПравить

падеж ед. ч. мн. ч.
Им. сре́тение сре́тения
Р. сре́тения сре́тений
Д. сре́тению сре́тениям
В. сре́тение сре́тения
Тв. сре́тением сре́тениями
Пр. сре́тении сре́тениях

сре́-те-ни·е

Существительное, неодушевлённое, средний род, 2-е склонение (тип склонения 7a по классификации А. А. Зализняка).

Корень: -сретениj-; окончание: -е .

ПроизношениеПравить

  • МФА: ед. ч. , мн. ч.

Семантические свойстваПравить

Сретение

ЗначениеПравить

  1. устар. встреча ◆ В самый час кончины Богоматери необычайный свет осиял Ее храмину, как бы разверзлась кровля, и в отверстом небе виден был Сам Господь, исходящий с ангелами и святыми на сретение Своей Матери. архимандрит Георгий (Тертышников), «Проповеди», 2001 г. // «Альфа и Омега» (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
  2. религ. то же, что Сретение Господне, один из двунадесятых праздников православной (и католической) церкви ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
  3. день народного календаря, отмечаемый 2 (15) февраля; по представлению селян, в этот день зима с весной первый раз встречаются ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).

СинонимыПравить

  1. встреча
  2. Сретение, Сретенье

АнтонимыПравить

ГиперонимыПравить

ГипонимыПравить

Родственные словаПравить

Ближайшее родство

  • имена собственные: Сретенка
  • пр. существительные: встреча
  • прилагательные: сретенский, встречный
  • глаголы: сретить, встречать, встретить, сретаться

ЭтимологияПравить

От др.-русск., церк.-слав. сърѣтениıе господьн̑е, буквально «встреча», калька греч. ἡ Υπαπαντη τοῦ Kυριου. Родств. встретить, обретать. Ср. укр. стрíнути, стрíти «встретить», др.-чешск. střětnúti, аор. střěte, польск. диал. роśrаtаć «приветствовать при встрече». Использованы данные словаря М. Фасмера. См. Список литературы.

Фразеологизмы и устойчивые сочетанияПравить

  • Сретение Господне

ПереводПравить

Список переводов

  • Английскийen: the Candlemas
  • Датскийda: Kyndelmisse
  • Ивритhe: קנדלמאס
  • Испанскийes: (la fiesta/el día de) la Candelaria
  • Итальянскийit: la Candelora ж., la Presentazione del Signore
  • Люксембургскийlb: Liichtmëssdag
  • Немецкийde: Mariä Lichtmess ж. =, -, тж. die Lichtmess; die Darstellung des Herrn
  • Нидерландскийnl: Maria Lichtmis, тж. Lichtmis
  • Французскийfr: Chandeleur ж., Chandelle ж.
  • Чешскийcs: Hromnice, Uvedení Páně do chrámu, Očišťování Panny Marie
  • Шведскийsv: Kyndelsmässodagen, Jungfru Marie kyrkogångsdag

Для улучшения этой статьи желательно:

  • Добавить примеры словоупотребления для всех значений с помощью {{пример}}
  • Добавить гиперонимы в секцию «Семантические свойства»
  • Добавить хотя бы один перевод для каждого значения в секцию «Перевод»

Православные христиане в России в понедельник, 15 февраля, отметят Сретение – один из своих главных праздников. О его истории и традициях, связанных с этим днем, – в справке РИА Томск.

Сретение Господне – один из древнейших христианскихпраздников, отмечается с IV века. В православной традиции Сретениевходит в число 12 наиболее значимых праздников и отмечается всегда в одну и туже дату, 15 февраля. В переводе с церковнославянского языка слово»сретение» означает «встреча». В этот праздник вспоминаютвстречу старца Симеона и младенца Иисуса, произошедшую в Иерусалимском храме насороковой день после Рождества.

История

Согласно евангельской истории, на сороковой день после рождения Иисуса Дева Мария и Иосиф принесли младенца в Иерусалимский храм,чтобы, следуя ветхозаветному обычаю, посвятить его Богу. В храме их встретилстарец Симеон.

По преданию, старцу было обещано, что он не умрет до того,как встретится с мессией – Христом. Симеон взял младенца на руки, благословил и сказал: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, смиром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всехнародов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля». Этислова Симеона стали молитвой, получившей название «Песнь СимеонаБогоприимца».

Встреча Симеона и младенца Иисуса символизирует встречучеловечества с Богом.

В храме в тот момент также была благочестивая вдоваАнна-пророчица, она узнала в младенце Спасителя, прославила Бога и рассказывалаоб Иисусе всем в Иерусалиме.

Традиции и приметы

С праздником Сретения связан обычай освящения свечей. Этатрадиция пришла в православную церковь из католической в XVII веке. Свечи,освященные на Сретение, хранили весь год и зажигали во время домашней молитвы.

В народе Сретение было связано с встречей зимы и весны.Отсюда такие поговорки: «На Сретение зима с весною встретилась»,»В Сретение солнце на лето, зима на мороз поворотила». Последниезимние морозы было принято называть «сретенскими».

В былые времена верили, что «какая погода на Сретенье – такой и весна будет», а снег на Сретенье – к затяжной и дождливой весне.

Согласно народной традиции, в Сретение запрещаются любые работы (включая уборку и стирку), помимо тех, что служат людям на благо. Греховным занятием считается зарабатывание денег. Исключение составляют профессии, направленные на помощь окружающим. Также существовал запрет на употребление алкоголя и сквернословие.

В день Сретения с 1992 года также отмечается Всемирный деньправославной молодежи. В этот день православные молодежные организации проводятконференции, балы и другие праздничные мероприятия.

Справка составлена по материалам открытых источников