Срящ, что это?

Многие древние теологи считают, что Моисей написал не только предыдущий псалом, который четко назван молитвой Моисея, но и восемь следующих за ним. Но этого не может быть, так как Псалом 94, несомненно, написан Давидом много лет спустя (Евр 4:7). Возможно, что и этот псалом был написан Давидом. Он описывает защиту, под которой находятся все истинные верующие, но она не заключается в имени царя Давида или его печати; он сам нуждался в ней, особенно если учесть, что этот псалом был написан, как предполагают некоторые, во время бедствия, посланного его многочисленному народу. Псалмопевец говорит о защите во имя Царя царей для тех, кто находится под Его небесной печатью. Обратите внимание (I) на личную решимость псалмопевца сделать Бога своим прибежищем (ст. 2), откуда он издает свои наставления и ободряет других (ст. 9).

(II) На приведенные здесь во имя Бога обетования всем, кто поступает так же искренно:

(1) они будут взяты под особую защиту небес (ст. 1,4).

(2) Они будут избавлены от злобы сил тьмы (ст. 3,5,6) и сохранены особым отличительным образом (ст. 7,8).

(3) Они будут под защитой святых ангелов (ст. 10-12).

(4) Они будут ликовать над своими врагами (ст. 13).

(5) Они будут в особом благоволении у самого Бога (ст. 14-16). Воспевая этот псалом, мы должны ощущать себя в этом прибежище и утешать божественной защитой. Многие считают, что эти обетования принадлежат именно Христу как нашему Посреднику (Ис 49:2), но не потому, что к Нему дьявол обратился с ссылкой на одно из этих обетований (Мт 4:6), а потому что они очень подходят к Нему, а через Него очень приятны и несомненны для всех верующих.

Стихи 1-8. В этих стихах нам изложены:

I. Великая истина в целом, которая свидетельствует о том, что все, живущие в общении с Богом, находятся в безопасности и пребывают под защитой Бога. Поэтому они могут сохранять святое спокойствие разума во все времена (ст. 1): «Живущий под кровом Всевышнего под сенью Всемогущего покоится, то есть тот, кто верой избрал Бога своим защитником, найдет в Нем все, в чем он нуждается, и обретет то, чего желает». Обратите внимание, (1) что характер истинного верующего, заключается в том, что он живет под кровом Всевышнего; в Боге он находится дома, он возвращается к Богу и отдыхает в Нем, как в месте своего покоя. Он знаком с внутренней религией и от всего сердца служит Богу, поклоняется Ему за завесой, любит быть наедине с Богом и общаться с Ним в уединении.

(2) Привилегия и утешение поступающих так верующих заключаются в том, что они покоятся под сенью Всемогущего. Он укрывает их и становится между ними и тем, что им досаждает, – укрывает от бурь и солнцепека. Им не только позволено, но они живут под защитой Бога. Он будет их покоем и прибежищем навеки.

II. Утешительное обращение псалмопевца к самому себе (ст. 2). Независимо от того, что говорят другие, Он говорит Господу: «Ты прибежище мое; я выбрал Его и полагаюсь на Него. Другие могут делать идолов своим прибежищем, но я скажу Иегове, истинному и живому Богу: «Ты прибежище мое, все остальные – прибежища лжи». Он убежище, которое не подведет меня, ибо Он – защита и твердыня моя». Идолопоклонники называют своих идолов Mahuzzim – своей твердой крепостью (Дан 11:39), но они обманывают себя, а действительно в безопасности находятся лишь те, кто делает Господа Бога своей защитой. Нет повода сомневаться в Его вседостаточности, и поэтому вполне справедливо следуют слова: «На Него я уповаю». Если Иегова – наш Бог, наше прибежище и защита, то мы можем быть уверены, что в Нем обретем все, чего желаем. Он не похож на людей, которые непостоянны, слабы и смертны, и поэтому мы не должны бояться разочароваться в Нем. Мы знаем, в кого уверовали.

III. Великое ободрение для других поступать подобным образом. Псалмопевец говорит об этом не только исходя из собственного опыта и полученного утешения (ибо это может быть заблуждением), а основываясь на истинности Божьего обетования, в котором не может быть никакого обмана (ст. 3,4 и т.д.): «Безусловно, Он избавит тебя». Тот, кто обрел покой, сделав Бога своим прибежищем, не может не желать, чтобы другие поступили так же. И в этих стихах звучит обещание о том,

1. Что верующие будут избавлены от зла и нависшей опасности, которая могла бы стать гибелью для них (ст. 3), — от сети ловца, которая замаскирована и внезапно опутывает неосторожную добычу, — от гибельной язвы, которая врасплох завладевает человеком и от которой нельзя оградиться. Это обетование защищает (1) естественную жизнь и часто исполняется, сохраняя нас от тех грозных опасностей, которые подобрались очень близко и о которых мы знаем не больше, чем птица – о сети ловца. Своей сохранностью от заразных болезней и рук нечестивцев и глупцов мы больше обязаны божественному провидению, а не собственным заслугам.

(2) Духовную жизнь, огражденную божественной благодатью от искушений сатаны, похожих на сети ловца, и от пагубного влияния греха, который является гибельной язвой. Тот, кто дает благодать, чтобы она была славой души, поставит защиту для этой славы.

2. Что сам Бог будет их защитником. Тот, кто выбрал Его своим защитником, будет безопасен, и успешен будет тот, кого Он берет под защиту (ст. 4): «Он осенит тебя, скроет (Пс 30:21), и ты будешь безопасен (Пс 26:5)». Бог защищает верующих (1) с величайшей нежностью и любовью, что подразумевается под словами: «Он перьями Своими осенит тебя, и под крыльями Его будешь безопасен». Здесь звучит ссылка на птицу, которая собирает птенцов своих под крылья (Мат 23:37). Следуя природному инстинкту, она не только защищает их, но и зовет к себе при виде приближающейся опасности; она не только беспокоится об их безопасности, а заботливо ухаживает и дает тепло. Богу угодно таким образом сравнивать Свою заботу о Своем народе, который беспомощен, как птенцы, и легко становится добычей хищника, но ему предлагается довериться и прийти под тень крыльев божественного обетования и проведения, что символизирует последователей истинной религии, пришедших, чтобы успокоиться под крыльями Бога Израилева (Руф 2:12).

(2) С великой силой и эффективностью. Крылья и перья, даже распростертые с величайшей нежностью, являются слабой защитой, через которую легко прорваться, и поэтому здесь добавлены слова: «Щит и ограждение — истина Его — это крепкая защита». Богу нравится охранять Свой народ, как птице – своих птенцов, и Он может это сделать как воин, вооруженный для битвы.

3. Что Он не только сохранит их от зла, но и избавит от страха перед злом (ст. 5,6). Эти стихи предполагают (1) существование великой опасности, только упоминание о которой может напугать нас. День и ночь мы предоставлены ее власти; тот, кто склонен к боязливости, ни минуты не будет считать себя в безопасности. Даже когда мы удаляемся в свои спальни и ложимся в постель, когда стараемся оградить себя со всех сторон, то и тогда присутствует страх перед ночью, что придут воры и грабители, ветры и бури (кроме того, что мы относим к области фантазии и воображения и что больше всего пугает нас). В Писании мы читаем о страхе ночном (Песн 3:8). Существует также язва, ходящая во мраке, подобная той, что убила первенцев египтян и армию Ассирийцев. Ни замки, ни решетки не смогут запереть болезни, раз в своих телах вместе с собой мы носим их семена. Безусловно, в дневное время, когда можно рассмотреть все вокруг себя, мы не подвергаемся такой опасности, но в то же время существует зараза, опустошающая в полдень (стрела, летящая в полдень, — англ. пер. KJV), летящая невидимо. Существует зараза, опустошающая в полдень, когда мы бодрствуем и окружены друзьями. Даже тогда мы не можем обезопасить себя, как и они не могут защитить нас. Именно среди дня была послана для опустошения зараза, которая должна была наказать Давида за исчисление народа, по поводу чего, как считают некоторые, был написан этот псалом.

(2) Здесь обещана великая безопасность для всех верующих, находящихся среди опасности: «Не убоишься…» Бог Своей благодатью удержит тебя от беспокойств и недоверчивого страха (того страха, в котором есть мучение) посреди великих опасностей. Мудрость удержит тебя от беспочвенных страхов, а вера оградит от чрезмерного страха. Ты не будешь бояться стрел, зная, что если они и попадут в тебя, то не нанесут вреда. Если они и лишат тебя естественной жизни, то все равно не смогут причинить какого-либо вреда духовной жизни. Верующему не нужно бояться, и поэтому он не должен опасаться никакой стрелы, так как в ней нет яда. «Смерть! где твое жало?» Она также находится в распоряжении Бога и попадет туда, куда Он ее направит, а не в какое-либо другое место. У каждой пули есть свое предназначение. Все, что происходит, совершается по воле нашего Небесного Отца, и у нас нет повода бояться.

4. Что они будут сохранены во время всеобщих бедствий особым, необычным образом (ст. 7): «Когда смерть едет верхом на коне с ликованием, а эпидемии свирепствуют, и в результате падут подле тебя тысяча и десять тысяч – падут из-за болезни или от меча при сражении, — падут одесную тебя, и одного вида их смерти будет достаточно, чтобы напугать тебя, если они падут от эпидемии так близко, что вполне смогут заразить, то и тогда зло к тебе не приблизится. Ни смерть, ни страх перед смертью не коснутся тебя». Тот, кто сохранил свою чистоту во времена всеобщей порочности, может доверить Богу свою безопасность во время всеобщего истребления. Видя вокруг себя толпы умирающих, хотя мы и должны пробудиться, чтобы подготовиться к собственной смерти, в то же время не должны смущаться ни от какого страха и делать себя узником, как это происходит со многими на протяжении всей жизни от страха смерти (Евр 2:15). Окропление кровью спасло первенцев израильтян, когда тысячи погибли. Более того, Божьему народу обещано, что он получит удовлетворение, не только увидев исполнение данных им Божьих обетований, но и исполнение Его угроз в адрес тех, кто ненавидит их (ст. 8): «Только смотреть будешь очами твоими и видеть возмездие нечестивым». Возможно, это место ссылается на гибель египетских первенцев из-за эпидемии, что было наказанием для угнетателей и ободрением для угнетенных. Израиль осознал это, увидев себя неповрежденным и нетронутым. Как проклятие грешников усугубляется, когда они своими глазами видят награду праведников (Лук 13:28), так и спасение святых возвеличивается, когда они своими глазами созерцают и видят гибель нечестивых (Ис 66:24; Пс 57:11).

Стихи 9-16. В этих стихах нам представлено еще больше обетований, имеющих ту же сущность, что и предыдущие стихи. Они чрезвычайно велики и драгоценны и непреложны для всех потомков.

I. Псалмопевец убеждает верующих в божественной защите, исходя из личного опыта; и то, что он говорит, — это слово Бога, на которое мы можем положиться. Обратите внимание (1) на характер тех, кто будет иметь привилегии и утешение от этих обетований (ст. 9 по смыслу очень похож на ст.1). Это тот, кто Всевышнего избрал прибежищем своим; кто пребывает в общении с Богом и покоится в Нем; кто сделал Его имя своим храмом и крепкой башней; кто пребывает в любви и в Боге. Наша обязанность – пребывать в Боге, как в месте своего обитания, выбрать Его, а затем жить в Нем, как в своем жилище, общаться с Ним, наслаждаться Им, уповать на Него, а затем мы обретем привилегию быть в Господе, как в своем прибежище. Нас с радостью встречают в Нем, как человека – в его личном доме, без каких-либо препятствий, преград или назойливых приставаний, где он может укрыться от ограничений закона и протестов совести. Тогда в Нем мы будем в безопасности, в совершенном мире (Ис 26:3). Чтобы ободрить нас сделать Господа своим прибежищем в надежде обрести безопасность и удовлетворенность в Нем, псалмопевец ссылается на комфорт, который он обрел, поступая так: «Тот, кого ты сделал своим жилищем, является моим прибежищем. Я увидел, что Он верен и непоколебим, что в Нем есть достаточно места и для тебя, и для меня». В доме Отца Моего обителей много, никто не будет докучать друг другу или, тем более, вытеснять другого.

(2) На обетования, которые незыблемы для тех, кто Всевышнего избрал прибежищем своим.

Что бы с ними ни приключилось, ничто не навредит им (ст. 10): «Не приключится тебе зло; хотя ты будешь испытывать беды и страдания, но в них не будет реального зла, так как они будут приходить от любви Божьей и освящать тебя. Они придут не для того, чтобы навредить тебе, а для твоего блага; и хотя всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью, тем не менее в конце все закончится так хорошо, что ты признаешь, что никакое зло не приключилось тебе. Это не зло в чистом виде, а в нем присутствует добро, и оно производит добро. Более того, не только ты сам, но и твое жилище будет взято под божественную защиту, и язва не приблизится к жилищу твоему, чтобы причинить вред тебе или твоему имуществу». Nihil accidere bono viro mali potest – никакое зло не обрушится на благочестивого (Сенека, «De Providentia»).

Ангелы света будут служить им (ст. 11,12). Это драгоценное обетование, которое воздает почести и утешение святым и которое не стало хуже от того, что было процитировано и извращено дьяволом, когда он искушал Христа (Мат 4:6). Обратите внимание,

во-первых, на повеление, данное ангелам относительно святых. Тот, кто является Господом ангелов, кто дал им жизнь и дает законы, кому они принадлежат и служат, Он Ангелам Своим заповедает о тебе, не только о Церкви в общем, а о каждом отдельном верующем. Ангелам заповедано хранить Господа Бога своего, и эту заповедь они получили от Него. Это свидетельствует о великой заботе Бога о святых, так как самим ангелам будет заповедано служить им. Эта заповедь звучит так: «…охранять тебя на всех путях твоих». Обетование имеет ограничение: они будут охранять тебя на всех путях твоих, то есть до тех пор, пока ты будешь идти путем долга. Тот, кто сходит с этого пути, лишает себя Божьей защиты. Дьявол опустил это слово, когда цитировал заповедь, чтобы усилить искушение, зная, как много оно содержит против него. Но обратите внимание, как обширно это обетование — охранять тебя на всех путях твоих; мы нуждаемся в охране даже тогда, когда нет видимой опасности, и получим ее, когда опасность будет особенно велика. Куда бы ни шли святые, ангелы обязаны охранять их, как слуги – малых детей.

Во-вторых, забота, проявляемая ангелами о святых, соответствует этой заповеди: «на руках понесут тебя», что означает их великие возможности и великую любовь. Они могут унести святых подальше от опасности, чтобы она не добралась до них, и делают это с нежностью и любовью подобно кормилице, несущей младенца на руках. Эти слова говорят о том, что мы беспомощны, а они оказывают помощь. В своем служении ангелы снисходят с небес; они охраняют ноги святых, чтобы они не преткнулись о камень ногою своею, не споткнулись, не впали в грех и не попали в беду.

В-третьих, Они одержат победу над силами тьмы (ст. 13): «…попирать будешь льва и дракона». Дьявола называют рыкающим львом, старым змеем, красным драконом, и похоже, что на это обетование ссылается апостол (Рим 16:20): «Бог же мира сокрушит сатану под ногами вашими вскоре». Христос сокрушил голову змея и отнял силы у наших духовных врагов (Кол 2:15), и все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас, ибо Христос призывает нас, как Иисус Навин призывал глав колен Израилевых прийти и поставить ноги на шеях повергнутых врагов. Некоторые считают, что это обетование полностью исполнилось во Христе, так как Ему была дана чудотворная власть над всеми тварями. Он мог исцелять больных и изгонять бесов; особенно она проявилась, когда Он передал ее своим ученикам, сказав, что они могут брать змей (Мар 16:18). Эти слова также можно применить к заботе божественного провидения, посредством которого мы сохранены от алчных ядовитых тварей (ибо звери полевые в мире с тобою, Иов 5:23). Более того, у нас есть способы и средства укротить их (Иак 3:7).

II. Он приводит слова самого Бога, чтобы утешить святых и заявить о милости, которую Он хранит для них (ст. 14-16). Некоторые считают, что эти слова обращены к ангелам как объяснение, почему им была дана заповедь заботиться о святых: «Заботьтесь о них, так как они дороги мне и Я с любовью беспокоюсь о них». И теперь, как и ранее, мы должны обратить внимание на то,

1. Кому принадлежат эти обетования. Этим людям соответствуют три характерные черты.

(1) Это те, которые познали имя Бога. Мы не можем полностью познать Его природу, но через Свое имя Господь явил себя нам, и с этой информацией мы должны ознакомиться.

(2) Это те, которые любят Его, а те, которые правильно знают Его, будут любить Его. Они отдадут Ему свою любовь, как единственно достойному объекту, и будут с наслаждением изливать Ему свою любовь. Они сконцентрируют на Нем свою любовь с твердым решением никогда не перемещать ее на другой объект.

(3) Это те, которые призывают Его и молитвой поддерживают постоянное общение с Ним, которые при любой трудности обращаются к Нему.

2. Какие обетования Бог дает святым.

(1) Что Он в должное время избавит их от беды: «Я избавлю его» (ст. 14 и 15), что означает двойное избавление – живущего и умирающего, избавление в беде и избавление от беды. Если Бог соразмеряет степень и продолжительность наших бедствий с нашей силой, если Он удерживает нас от оскорблений в Его адрес во время бедствий и наконец освобождает нас от всех наших скорбей смертью, — тогда это обетование исполнено (см. Пс 33:20; 2Тим 3:11; 4:18).

(2) Бог пообещал в трудные времена быть с ними в скорби (ст. 15). Если Он немедленно не прекратит их страданий, то в беде Он будет с ними. Он обратит внимание на их скорби, Он знает их души в скорби и посетит их милостиво Своим словом и Духом и будет общаться с ними. Он примет их сторону, поддержит и утешит, освятит их страдания, что будет надежным признаком Его присутствия с ними в их бедах.

(3) Что Он ответит на их молитвы: «Он воззовет ко Мне, и Я изолью на него дух молитвы, а затем Я услышу его и отвечу ему обетованиями (Пс 84:9);

отвечу провидениями, даруя своевременное облегчение и благодати, вселяя в душу их бодрость» (Пс 137:3). Таким же образом Он ответил Павлу, дав ему достаточно благодати (Кол 12:9).

(4) Что Он превознесет и вознаградит их: «Я защищу его, поставлю на высокое место (англ. пер., KJV), где бедствия не смогут коснуться его, где не бывает бурь; он будет обитать на высотах» (Ис 33:16). Благодаря благодати Божьей они смогут смотреть сверху на этот мир со святым презрение и безразличием; смотреть вверх, на другой мир, со святым восхищением и заботой, — и тогда они будут обитать на высотах. «Я прославлю его». Истинного почтения заслуживают те, кому Бог оказал почести, вступив с ними в завет, общаясь с ними и предназначив их для Своего царства и славы (Иоан 12:26).

(5) Что в этом мире они будут иметь достаток во всем (ст. 16): «Я долготою дней насыщу его», то есть они будут жить достаточно долго. Они будут продолжать жить в этом мире, пока не совершат тот труд, для которого были посланы в этот мир, и не станут годными для небес. А это достаточно долго. Кто захотел бы жить на день дольше того времени, что Бог запланировал для него, чтобы совершить работу в нем или через него?

Они подумают, что это достаточно долго, так как Бог Своей благодатью отучит их от этого мира и заставит желать покинуть его. Человек может умереть молодым, но насыщенным днями, satur dierum – насыщенным жизнью. Нечестивый мирской человек не удовлетворен даже долгой жизнью, Он продолжает требовать: «Дай, дай». Но тот, чье сокровище и сердце хранится в другом мире, очень скоро насыщается этим. Он не вечно будет жить.

(6) Что они будут иметь вечную жизнь в другом мире. Это венчает блаженство: «Я явлю ему спасение Мое, покажу ему Мессию (читают некоторые)». Благочестивый старый Симеон лишь тогда насытился долгой жизнью, когда смог сказать: «Видели очи мои спасение Твое». Для ветхозаветных святых не было большей радости, чем видеть день Христа хотя бы на расстоянии. Но скорее всего эти слова ссылаются на лучшую страну, то есть на небеса, которой патриархи жаждали и искали. Бог явит им и покажет то блаженное состояние, которое заключается в возможности видеть лицом к лицу то, что здесь мы видим через тусклое стекло; и через какое-то время Он даст им возможность увидеть это. Некоторые считают, что эти обетования прямо указывают на Христа и исполнились при его воскресении и вознесении.

О 90-м псалме

6 августа 1948 г. Пятница 6-й недели по Пятидесятнице

«Живый в помощи Вышняго в крове Бога Небеснаго водворится, речет Господеви: Заступник мой еси и прибежище мое, Бог мой и уповаю на Него» (Пс. 90, 1-2) Кто живет в помощи Вышнего? Кто водворится в крове Бога Небесного? Все ли вы, все ли крещеные, все ли христиане? О, как ни тяжко сказать, а должен я сказать: «Не все».

Разве все вы живете в помощи Вышнего? Разве жизнь всех вас направлена к одной великой и святой цели — славить Бога, любить Бога, любить людей, творить дела милосердия, исполнять закон Христов?

Нет, не всех. Только те, кто так живет, живут в помощи Вышнего, водворяются в крове Бога Небесного, только тот смеет сказать Богу: «Заступник мой еси и прибежище мое». Только тому Господь Заступник, только для тех Он прибежище. Только те смеют уповать на Него, кто всем сердцем чтит Бога, кто жизнью своей служит Ему, служит любовью своей к людям.

«Яко Той избавит тя от сети ловчи и от словесе мятежна: плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися: оружием обыдет тя истина Его» (ст. 3-4). Тех, кто водворится в крове Бога Небесного, тех, кому Бог прибежище, тех Он избавит от сети ловчи и от словесе мятежна. Какая это сеть ловча?

Разные бывают сети, и самая страшная та, которую видел преподобный Антоний Великий: показана была ему огромная, страшная сеть, разостланная на земле, и сказано, что это сеть диавола. Ходим посреди сетей многих, посреди сетей, которые расставляет диавол на каждом шагу. И эти сети диавольские самые страшные для нас. Ходим и посреди сетей, расставляемых злыми людьми, ненавидящими нас, завидующими нам, людьми, которые ищут лишь своего благополучия и стремятся столкнуть со своего пути всех, кто им мешает. Они говорят слова мятежные, чуждые мира и любви, слова полные зла и ненависти, призывающие к мятежу. И от всех этих сетей и от этих слов мятежных избавит Господь тех, кто водворится под кровом Его.

«Плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися, оружием обыдет тя истина Его». Как бы плечами Своими защитит, станет перед тобой, руки Свои распрострет, Свои могучие плечи поставит в защиту тебе, и будешь иметь твердую надежду на безопасность под этими могучими плечами, под этими распростертыми крыльями.

«Оружием обыдет тя истина Его». Истина — огромная, Божественная сила, более страшная для врагов и прежде всего врагов рода человеческого, как оружие Божие, оружие благодати Божией, оружие крепкой веры нашей в Него и непоколебимой надежды на Него. Это оружие всех защитит и от страхов избавит.

«Не убойшися от страха нощнаго, от стрелы, летящия во дни, от вещи во тьме преходящия, от сряща и беса полуденнаго» (ст. 5-6). Много страхов бывает ночью: слышим мы устрашающие нас голоса, стуки и шумы; подвергаемся страшным нападениям воров и разбойников. Нередко, когда не спим, нападают на нас и духи нечистые, и терзают нас, и вселяют в нас тяжкий страх.

«От стрелы, летящия во дни». Какие стрелы летают днем? Не только те стрелы материальные, которые ранят нас, — теперь, правда, уже не стрелы, теперь пули и другие орудия ранения. От всего во тьме происходящего, от всего того зла, которое любит покров ночи, ибо под покровом тьмы творятся тягчайшие грехи: убийства, кражи, блуд и прелюбодеяние.

«От сряща и беса полуденнаго». «От сряща» — это слово славянское, оно значит «от встречи»: от опасной и дурной встречи со злыми и опасными людьми и еще более опасной встречи с бесами.

«Падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебе, к тебе же не приближится: обаче очима твоима смотриши и воздаяние грешников узриши» (ст. 7-8). Это было, это будет: падали возле нас и слева и справа тысячи людей, падали мертвыми, убитыми. Падали и падают теперь, сраженные бесами, потерявшие веру, хулящие Бога, вторично распинающие Господа Иисуса. Падают они и умирают духовной смертью и смертью телесной вокруг нас тысячами, тысячами. (Тма — тысяча тысяч).

«К тебе не приближится» — тебя не коснется: ангелы слетят к тебе, и не посмеет приблизиться сам сатана, ибо живешь ты под кровом Бога Небесного.

«Яко Ты, Господи, упование мое: Вышняго положил еси прибежище твое» (ст. 9). О, блажен всякий, положивший прибежищем своим Всевышнего, Бога нашего!

«Не приидет к тебе зло, и рана не приближется телеси твоему» (ст. 10). Даже рана не приблизится: от всякого зла будешь сохранен.

:»Яко ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих. На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою. На аспида и василиска наступиши и попереши льва и змия» (ст. 11-13). Ангел-хранитель будет всегда пред тобою, и не он один — целая тьма ангелов получит приказ от Бога охранять тебя на всех путях твоих. Они возьмут тебя за руки, будут вести по пути правому, будут заботиться о том, чтобы даже о камень не споткнулась нога твоя.

«На аспида и василиска наступиши и попереши льва и змия». Ничто ядовитое, злое, даже смертельно опасное не будет страшно: наступишь на главы змиев, будешь попирать скорпионов; не будет страшен и лев рыкающий, и тот лев, который ищет, кого поглотить — диавол.

«Яко на Мя упова, и избавлю и: покрыю и, яко позна имя Мое» (ст. 14). Всё это будет дано от Бога, если будем уповать на Него. Он избавит нас от всякого зла и покроет нас за то, что познали всем сердцем имя Его.

«Воззовет ко Мне, и услышу его: с ним есмь в скорби, изму его и прославлю его» (ст. 15). Даже прославит. Измет от всякого зла, от всякого несчастия, от всякой беды.

«Долготою дний исполню его и явлю ему спасение. Мое» (ст. 16). Даже долготу дней обещает ему. Явит нам спасение.

Вы знаете этот великий 90-й псалом, и любите его, и возлагаете большие надежды на него, но не так, как надо. Вы возлагаете надежды на самые слова псалма, пишете его на бумаге и носите ее на груди; опоясываетесь поясом с вытканным на нем псалмом; и что же — это ли вас защищает? Нет, ибо псалом должен быть написан не на бумаге, а в сердце вашем. Он должен быть на устах ваших.

Соответственно этому псалму должны вы направлять жизнь вашу; должны помнить все великие, святые слова этого псалма и жить по ним, а не только носить этот псалом на теле своем.

Это суеверие думать, что великий псалом 90-й защитит вас механически, это суеверие, нелепое суеверие. В сердце своем носите псалом, сердцем своим воспевайте его; живите, как велит этот псалом, и тогда получите ту великую защиту от Бога, которую обещает пророк Давид в этом псалме.

Есть у вас и другое чрезвычайно глупое суеверие, к сожалению, весьма распространенное по всем уголкам России. Кто-то присылает по почте или подбрасывает бумажки с несвязной, часто бессмысленной молитвой; написано, что молитва эта прислана якобы из Иерусалима, что она должна быть переписана столько-то раз и тайком разослана. Это бессмыслица, нелепость. Если когда-нибудь вам подбросят такую записку, порвите ее и сожгите. Не передавайте и не распространяйте ее, ибо мы должны жить не суевериями, а верой. Суеверия свойственны язычникам, христианам же должны быть чужды. Будьте же свободны от всяких суеверий!

Храните 90-й псалом не на теле своем, а в сердце своем!

Вопрос:

Скажите, пожалуйста, как правильно понимать 90 псалом? О чем в нем говорится? Заранее благодарна.

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):

Этот псалом был написан пророком Давидом, как считают исследователи, по случаю избавления от трехдневной моровой язвы. У евреев он не был надписан. В греческой Псалтири он имеет название, указывающее, как на автора, так и на характер этого псалма – Хвалебная песнь Давида. Главная тема псалма: Бог есть Заступник и надежное прибежище всех уповающих на Него. Эту священную песнь отличает возвышенность мысли, горячая вера, живость чувства, яркость образов и поэтичность языка. В отличие от других псалмов, он имеет сложное построение. В нем четко выделяются три части (1-2, 3-13, 14-16). Главная композиционная особенность – диалогичность. По-видимому, при музыкальном исполнении псалма в скинии или в храме пение было антифонным.

Первый голос уверенно и утешительно возвещает:

— Живый в помощи Вышняго. В крове Бога небесного водворится (1). Святитель Афанасий Великий изъясняет: «Пророческий дух ублажает человека, т. е. того, кому помощь и nocoбиe Христос, Который есть Вышний. И не блажен ли, кто сподобился иметь Покровителем Бога небесного?».

Второй голос во втором стихе подтверждает это:

— Речет Господеви: заступник мой еси и прибежище мое, Бог мой, и уповаю на Него (2).

В стихах 3 – 13 раскрывается главная мысль псалма. Первый голос объясняет причины своего непоколебимого упования на Бога:

— Яко Той избавит тя от сети ловчи… В еврейском тесте: от сети птицелова. Образ этот часто встречается в Библии для выражения опасности, которой надо особо остерегаться, потому что она является скрытой: Душа наша избавилась, как птица, из сети ловящих (Пс.123:7); как птицы запутываются в силках, так сыны человеческие уловляются в бедственное время (Еккл.9:12).

— … и от словесе мятежна (3), т.е. злословия, клеветы.

— Плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися…(4). Плещма – значит плечами. В еврейском тесте ebrah – крыло больших птиц. Вспоминаются слова Спасителя: Иерусалим, Иерусалим … сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! (Мф.23:37).

— оружием обыдет тя истина Его (4). Оружием – значит щитом. Под истиной понимается верность Бога Своим обетованиям.

— Не убоишися от страха нощнаго…(4), т.е. от всего, что может устрашать ночью: бесов, убийц, воров.

-… от стрелы летящия во дни (5). Имеется в виду, как буквальный, так и метафорический смысл: у восточных народов моровая язва иногда сравнивается со стрелой, потому что ее нельзя остановить.

-… от вещи во тьме преходящия, от сряща и беса полуденнаго (6). По толкованию святителя Афанасия Великого: «бесом полуденным называет духа лености».

— Падет от страны твоея тысяща, и тьма одесную тебе, к тебе же не приближится (7). Цифры ­тысяча и 10 тысяч (тьма) символически означает необыкновенно большое количество нападающих. Однако от всех их защитит Господь праведника.

— обаче (только) очима твоима смотриши, и воздаяние грешников узриши (8). Значит: будешь только смотреть очами и видеть наказание грешников. Святитель Афанасий Великий пишет: «Не потерпишь, говорит, ни малого вреда от злоумышляющих, увидишь же падение врагов твоих».

В 9-м стихе второй голос кратко и уверенно произносит:

— Яко Ты, Господи, упование мое…(9). Говорит это, чтобы подтвердить обетование, раскрытое первым голосом. Далее первый голос снова начинает и продолжает высокую тему псалма, делая обращение во втором лице:

— Вышняго положил еси прибежище твое (9).

Нарастает сила непоколебимого упования. Тон становится все более величественным:

— Не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему (10): яко Ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих (11).

— На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою (12): на аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия (13). По изъяснению святителя Афанасия Великого: «Словом «нога» означает душу, а словом «камень» – грех». Господь наш Иисус Христос апостолам и всем имеющим непоколебимую веру, обещал: се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам (Лк.10:19).

В последних стихах (14 – 16) псалом достигает наивысшей торжественности и силы – Сам Бог произносит обетования:

— Яко на Мя упова, и избавлю и (его): покрыю и, яко позна имя Мое (14).

— Воззовет ко Мне, и услышу его: с ним Есмь в скорби, изму его, и прославлю его: долготою дний исполню его, и явлю ему спасение Мое (15,16). Святитель Афанасий Великий говорит: «А спасение это – сам Господь наш Иисус Христос, Который вводит нас в новый век, предуготовляет нас к воцарению с Ним».

Как сильное оружие на демонов, 90-й псалом испытан многими поколениями христиан.

Просмотров: 13879

Пожалуй, нет в православии второй такой загадочной и, в то же время, востребованной молитвы, как 90 псалом. Ее текст, поначалу кажущийся напоминающим какой-то древний заговор, раскрывает весь свой смысл тому, кто искренне молится и просит у Бога помощи и разумения. Это, конечно, касается не только 90 псалма, читать который каждый день приходится каждому православному христианину, поскольку он входит в ежедневное молитвенное правило, но и всех остальных молитв. Для понимания сути недостаточно читать 90 псалом на русском языке – это поможет лишь понять незнакомые слова, но не вникнуть в глубинную суть этой сильной христианской молитвы. При ее чтении многое зависит от духовного состояния человека: одним смысл псалма раскрывается после первого прочтения, другим необходимо ознакомиться с толкованием 90 псалма, чтобы избежать заблуждений, вызванных самотрактовкой.

Псалтирь 90 псалом царя Давида

Читать 90 псалом принято в случае грозящей опасности. Это может быть как физическая опасность (преследование врагов, ущемление со стороны начальства или власть имущих), так и духовная (нападение греховных помыслов и желаний).

Толкование на 90 псалом поясняет, что он был написан иудейским царем и пророком Давидом после избавления его народа от моровой язвы. В те времена это была страшная эпидемия, уносившая сотни и тысячи жизней за день. Согласно историческому исследованию, эпидемия, о которой идет речь, продолжалась, в отличие от остальных, всего три дня, и в благодарность за эту невероятную Божью милость царь Давид пополнил псалтирь 90 псалмом. Содержание псалма – возвышенно-хвалебное, благодарственное.

Самая сильная молитва 90 псалом

90 псалом – молитва, упоминаемая даже в Евангелии. Когда сатана искушал Спасителя во время Его сорокадневного поста в пустыне, он цитировал 11 и 12 стихи этой древней ветхозаветной молитвы.

Текст 90 псалма на русском языке дает нам прекрасное представление о его содержании: он убеждает нас, что человеку, верующему в Бога всем сердцем, не страшна никакая опасность: ни стрелы, ни дикие животные, ни ядовитые змеи. Церковное предание подтверждает истинность этого утверждения: известно, что святые апостолы укрощали хищников и не боялись змеиных укусов.

Тем, у кого нет времени на ежедневную усиленную молитву, можно слушать 90 псалом по пути на работу – для этого нужно всего лишь скачать его бесплатно в одной из православных электронных библиотек.

Слушать на видео христианский псалом 90

Православный текст псалом 90 Хвалебная песнь Давида, на русском языке

Живущий под кровом Всевышнего под сенью Всемогущего покоится, говорит Господу: «прибежище мое и защита моя, Бог мой, на Которого я уповаю!» Он избавит тебя от сети ловца, от гибельной язвы, перьями Своими осенит тебя, и под крыльями Его будешь безопасен; щит и ограждение — истина Его. Не убоишься ужасов в ночи, стрелы, летящей днем, язвы, ходящей во мраке, заразы, опустошающей в полдень. Падут подле тебя тысяча и десять тысяч одесную тебя; но к тебе не приблизится: только смотреть будешь очами твоими и видеть возмездие нечестивым. Ибо ты сказал: «Господь — упование мое»; Всевышнего избрал ты прибежищем твоим; не приключится тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему; ибо Ангелам Своим заповедает о тебе — охранять тебя на всех путях твоих: на руках понесут тебя, да не преткнешься о камень ногою твоею; на аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона. «За то, что он возлюбил Меня, избавлю его; защищу его, потому что он познал имя Мое. Воззовет ко Мне, и услышу его; с ним Я в скорби; избавлю его и прославлю его, долготою дней насыщу его, и явлю ему спасение Мое»

Псалтырь, читать текст псалом 90 на церковно-славянском языке

Живый в помощи вышняго, в крове Бога нбнаго водворится, речет Господеви; заступник мой eси и прибежище мое, Бог мой, и уповаю на него. Яко той избавит тя от сети ловчи и от словесе мятежна; плещма своима осенит тя, и под криле eго надеешися; oружiем обыдет тя истина eго. Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящiя во дни, от вещи во тме преходящiя, от нападенiя и беса полуденнаго. Падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебe, к тебе же не приближится; oбаче oчима твоима смотриши и воздаянiе грешников узриши. Яко ты, Господи, упованiе мое; вышняго положил eси прибежище твое. Не прiидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему; яко ангелом своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих. На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою; на аспiда и васiлiска наступиши, и попереши льва и змiя. Яко на мя упова, и избавлю и; покрыю и, яко позна имя мое. Воззовет ко мне, и услышу eго; с ним eсмь в скорби, изму eго и прослвалю eго; долготою днiй исполню eго и явлю eму спасенiе мое.