Старая ладога монастырь

Расположился Никольский монастырь, основанный в честь Св. Николая Чудотворца, недалеко от Староладожской крепости и центра села. Как и крепость, монастырь восстанавливают ударными темпами ! Даже сложно поверить, что всего несколько лет назад прекрасная церковь Св. Иоана Злотоуста и хозяйственные постройки находились в крайне плачевном состоянии. Хотя… восстанавливают святыню все-таки не по мановению волшебной палочки — внешний вид церкви как раз самого Святого Николая дают прекрасное представление о том, что из себя представлял монастырь до начала реставрации… Но можно с уверенностью говорить, что уже очень скоро и эту прореху на карте Старой Ладоги залатают. То, что за дело взялись всерьез, говорит и факт, что у монастыря, в котором живут всего пять братьев-монахов, современный, живой, ДВУЯЗЫЧНЫЙ веб-сайт!
Никольским монастырь своей прогрессивностью приятно удивляет. В церкви, например, никаких знаков с перечеркнутыми фотоаппаратами и телефонами, напротив, вежливое объявление гласит, что сделав посильное пожертвование в пользу храма можно спокойно снимать! Очень по-европейски.

Дорогие братья и сестры! Я рад приветствовать вас на сайте Староладожского Никольского Мужского монастыря!

Наша обитель устроена у стен древнего Никольского храма (XII-XIII вв. первоначальной постройки). Местность, где располагается монастырь — необычная, прямо на левом берегу реки Волхов, под холмом. На нём находится ряд древних курганов — захоронений VIII-Х веков и воинские захоронения времен святого благоверного великого князя Александра Невского (ХIII век).

История обители

Согласно преданию, обитель основана князем Александром Невским в 1240 году после Невской битвы, в которой участвовали в том числе и ладожане. Монастырская летопись прямо указывает что обитель возводилась «в память о гиблых ладожских сродниках» — соратниках полководца. После сражения их привезли в Ладогу и благочестиво погребели на холме, впоследствии названном «Победище». Таким образом монастырь является одновременно и памятником русской воинской славы.

Первые документальные свидетельства о Староладожском Никольском монастыре найдены в оброчных переписных книгах Обонежской (1496 г.) и Водской пятин (1499-1500 гг.).

Храмы

Монастырский соборный храм, построенный в Х — XI веке, был освящен во имя самого почитаемого в России святого — святителя Николая Чудотворца — покровителя моряков, рыбаков и путешественников.

Сегодня одной из доминант обители также является храм святителя Иоанна Златоуста, устроенный по принципу древней базилики. Он построен по проекту академика архитектуры Алексея Максимовича Горностаева в 1860-1873 гг. на месте ветхого храма ХVII века. На сводах, стенах и арках храма сохранилась живопись: сюжеты из жития свт. Иоанна Златоуста, евангельские сюжеты в стиле академического реализма и орнаменты византийского стиля.

Настоящее время

В 1974 году комплекс зданий монастыря был отнесен к памятникам архитектуры всесоюзного (ныне федерального) значения. Проводилась реставрация святых врат, колокольни, ограды и Никольского собора. А в 2002 году решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 26 декабря 2002 года обитель была открыта «для возрождения монашеской жизни». Настоятелем был назначен игумен Варфоломей (Чупов). В том же году из итальянского города Бари митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Владимиром была привезена в монастырь частица мощей святителя Николая, архиепископа Мирликийского.
Сейчас в монастыре немного насельников — обитель не может набрать большое число братии, так как не восстановлены пока келейные корпуса. Ждет своего восстановления и главный собор обители — Никольский.

В 2010 начаты работы по устройству водосвятной часовни во имя Тихвинской иконы Божией Матери, сейчас она освящена и открыта. В северо-восточной башне монастыря открыта часовня во имя Спаса Нерукотворного. В октябре 2010 года открыто для посетителей помещение монастырской библиотеки и воскресной школы.
В 2015 году монастырь молитвенно отпраздновал юбилей — 775 лет со дня основания.

Приглашаем паломников и туристов посетить Старую Ладогу и монастырь, помочь в трудах, помолиться, испить святой воды и порадоваться вместе возрождению древней обители.

Более подробно об истории этой земли и обители, которая на ней находится можно прочитать в разделе «История». Это — единственный действующий официальный сайт нашей обители. Любой другой сайт таковым не является.

При копировании или цитировании текста и фотографий необходимо давать активную ссылку на www.nikmonas.ru.

Материалы сайта постепенно дополняются и обновляются — следите за обновлениями!

игумен Филарет (Пряшников)

игумен Староладожского Никольского мужского монастыря

Каменная церковь Успения Пресвятой Богородицы (XII век) является главной достопримечательностью Свято-Успенского монастыря. Время ее сооружения еще точно не установлено. В XII веке практически друг за другом были возведены не менее шести каменных храмов. Успенский храм, по мнению ряда ученых, считается первой церковной постройкой в Ладоге. Четырехстолпный, трехнефный, трехапсидный, однокупольный храм — он сохранился до наших времен в своем основном объеме. Понятие о размерах собора дают следующие цифры: длина около 18 метров, ширина — около 14 метров, высота более 19 метров. Вместить он мог не один десяток людей.
Храм создавался как храм-усыпальница для лиц княжеского рода Рюриковичей. И храм и монастырь могли возникнуть одновременно со строительством ладожской крепости в 1114—1116 гг. или сразу после этого. Вероятным заказчиком храма мог быть новгородский князь Мстислав (Великий) или его супруга шведская принцесса Кристина. Возможно, что на месте Успенского храма ранее стояла деревянная церковь, которая впоследствии была перестроена. Есть предположение что Успенский храм мог быть построен князем Изяславом — сыном Кристины, чей княжеский знак был найден под сводами Успенского храма. Таким образом строительство Успенского храма можно датировать периодом с 1114 по 1150-й год.
Разорение монастыря зафиксировано в 1611—1617 гг., однако крупного ремонта Успенского храма, скорее всего, не потребовалось, так как храм был заново освящен уже в 1617 году — сразу после освобождения Ладоги от шведов.
В XVIII-XIX вв. Успенский храм несколько раз ремонтируется и перестраивается. В 1762 году при игумении Евпраксии (игум. 1769—1822 гг.) с западной стороны к храму пристроена каменная колокольня, взамен разобранной деревянной. В 1802 году игумения Евпраксия пристроила к Благовещенскому приделу, на место обветшавшей деревянной, каменную паперть. В 1829 году, при игумении Февронии колокольня надстраивается третьим ярусом. Ее высота достигает 32 метров. В 1831—1833 гг. по проекту известного петербургского архитектора А. И. Мельникова был перестроен теплый Благовещенский придел. Одновременно подверглась перестройке западная паперть собора, в результате чего паперти придела и собора, а также колокольня оказались связанными в единую систему объемов. Успенская церковь первоначально была холодная, а Благовещенский придел — теплый. В 1854 году было разрешено соединить Успенскую церковь с Благовещенской и устроить в ней печи, и с 1855—1856 года Успенская церковь сделалась теплой. В 1854—1856 гг. переделан и возобновлен, еще с начала XVIII века существовавший, придел во имя св. великомученицы Варвары, находящийся в северо-восточной части Успенского храма на хорах, и устроен новый придел в честь Казанской иконы Божией Матери на юго-восточной стороне храма также на хорах. В эти же годы устроен новый иконостас, просуществовавший до закрытия храма после Октябрьской революции.
В 1958—1960 гг. в процессе реставрации Успенский храм был освобожден от более поздних построек. На стенах храма было раскрыто в общей сложности около 50 кв. метров фресок XII века, фрагментарно уцелевших (после различных ремонтов храма в XIX веке) под поздними полами, на лопатках боковых апсид, юго-западном столбе и на окнах апсид, барабана и северной стены, а также в южном и западном аркасолиях. Над перемычкой прохода в жертвенник хорошо сохранилось изображение св. Кирика в медальоне. На юго-западном столбе сохранилось изображение полуфигуры, атрибутированной как св. Борис.
28 августа 2005 года состоялась первая Божественная Литургия в Успенском храме. После окончания Литургии митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Владимиром был отслужен праздничный молебен после которого был объявлен указ Синода об открытии Староладожского Свято-Успенского девичьего монастыря и о назначении настоятельницей монастыря монахини Ангелины (ныне игумении Ангелины) с возложением наперсного креста.
В настоящее время храм открыт для посещения в летний период времени по выходным. Для посещения в другое время группам нужно договариваться заранее позвонив в монастырь

Монастырь строился вокруг уже существовавшего к тому времени Никольского собора (позднейшие исследования это подтвердили, отнеся строение к ХII веку).
Первые документальные свидетельства о монастыре найдены в оброчных переписных книгах Обонежской пятины 1496 г. и Водской пятины 1499-1500 гг., тогда за обителью числились 20 деревень.
В 1611 году, когда северо-западные территории русского государства подверглись интервенции со стороны шведов, Никольскому монастырю пришлось сыграть важную духовную роль, а позже и самому быть разоренным, принеся Господу кровь нескольких десятков монахов-мучеников.
В означенном году подвергся полному истреблению Валаамский монастырь. Часть Валаамской братии, спасая ценности и святыни монастыря, бежали на материк и некоторое время находились в Ладоге, найдя приют именно в Никольской обители. Согласно расхожему мнению, здесь они укрывали и главное свое сокровище, главную свою духовную реликвию — мощи святых основателей препп. Сергия и Германа.
Вплоть до революционной поры у ладожских рыбаков сохранялась традиция не начинать лов, прежде чем не подойти на лодках к вратам Никольской обители и не вознести молитвы препп. Сергию и Герману, ибо этими воротами их мощи были внесены в обитель и спасены.
Позже, при приближении шведов к Ладоге некоторые валаамцы препроводили сберегаемые святыни в Новгород, а иные не пожелали покинуть Ладогу и как сообщает летопись: «запечатлели зде свою любовь ко Христу своею кровию». В 1620 году, когда шведы и русские определились в вопросе о границе, и Валаам остался на шведской территории, разрозненные по Новгородским и Псковским землям валаамские иноки получили земли Васильевского монастыря в Чернавино (на противоположном берегу от Никольского монастыря), фактически здесь сохранился дух, устав, традиции древнего Валаама.
После шведского разорения монастырь начинает отстраиваться в камне и приобретать тот вид, который во многом имеет и сегодня. В переписи 1628 г. означено, что в Никольском монастыре были две каменные церкви: одна во имя святителя Иоанна Златоуста, а другая во имя святителя Николая. В 1695 г. указом Преосвященного Корнилия, Митрополита Новгородского, церковь Тихвинской Божией Матери, построенная в Зеленецком монастыре еще при преподобном Мартирии, была разобрана и поставлена в том же наименовании в Никольском монастыре в виде придела с папертью. В 1692 году в монастыре возводится каменная восьмигранная колокольня, сразу за ней возводятся новые Святые врата.
В ХVIII века монастырь пережил закрытие, вызванное государственной политикой — делением монастырей на «доходные» и «расходные», однако жители Ладоги ходатайствами своими и обращением к тому, что монастырь является памятником доблестной русской истории, добились его открытия.
Сегодня одной из доминант обители является храм свт. Иоанна Златоуста, устроенный по принципу древней базилики. Он построен по проекту академика архитектуры Алексея Максимовича Горностаева в 1860-1873 гг. на месте ветхого храма ХVII века. На сводах, стенах и арках храма сохранилась живопись: сюжеты из жития св. Иоанна Златоуста, евангельские сюжеты в стиле академического реализма, орнаменты византийского стиля.
С Никольским монастырем связано немало удивительных судеб. В юности здесь жил, обучался в монастырской школе, писал иконы будущий академик живописи В.Максимов. Некоторое время в монастыре подвизался А.Бочков, в монашестве иеромонах Антоний — человек, ранее хорошо известный в петербургских аристократических кругах, друг А.Пушкина и Н.Гоголя. С монастырем также связано имя А.Башуцкого, бывшего одно время адъютантом санкт-петербургского генерал-губернатора В.Милорадовича, смертельно раненого на Сенатской площади во время восстания декабристов 14 декабря 1825 года. А.Башуцкий был рядом с графом Милорадовичем на Сенатской площади. Впоследствии он, в числе немногих, присутствовал при казни пятерых заговорщиков на кронверке Петропавловской крепости.
В советские годы монастырь был упразднен — здесь действовали общежития, ремонтная база сельхозтехники.
Монастырь возрожден в 2002 году и передан Церкви в критическом состоянии.
Сегодня монастырь является действующей монашеской обителью, соответствующее решение было принято Священным Синодом Русской Православной Церкви 26 декабря 2002 года.
Монастырь развивается как монашеская обитель и памятник русской воинской славы. Является памятником архитектуры федерального значения, восстановление архитектурного облика ведется в сотрудничестве с КГИОП и историко-архитектурным музеем-заповедником «Старая Ладога».
К монастырю приписаны — Собор Рождества Иоанна Предтечи на Малышевой горе, комплекс монастырского Васильевского погоста в д. Чернавино (организовывается скит), часовня св. Ирины в д. Немятово, часовня в д. Ивановский остров.
26 ноября 2002 г. митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир доставил в Никольский мужской монастырь частицу мощей святителя Николая Мир Ликийских Чудотворца, из итальянского города Бари.
Монастырь сотрудничает с детскими учреждениями Волховского района, подразделениями воинских частей и подразделениями МЧС, активно участвует в проведении общественных форумов и мероприятий.
Традиционно из Никольского монастыря совершается ежегодный молодежный крестный ход в г.Тихвин, организуемый молодежным отделом Санкт-Петербургской Епархии. В монастыре принимают паломников из православных молодежных лагерей, скаутских слетов, у монастырской пристани освящают суда, участвующие в молодежных лодочных походах.
Монастырь участвует в традиционном историческом празднике «Венок славы Александра Невского», был одним из инициаторов возрождения исторической Староладожской ярмарки.
Ежегодно непосредственно у стен монастыря проводится Фестиваль раннего средневековья «Старая Ладога». Военно-исторический фестиваль «Старая Ладога», задуман как ежегодный праздник по истории раннего средневековья. Его цель — заполнить нишу, сложившуюся в проведении военно-исторических фестивалей в России, в которых до сих пор не отражена эта эпоха.