Старец сампсон

Автор — Алллок. Это цитата этого сообщения

Старец Иеросхимонах Сампсон (Граф Сиверс)
Иеросхимонах САМПСОН (506x368, 32Kb)
sampson (170x270, 10Kb)
Старец Иеросхимонах Сампсон (Граф Сиверс) 1898-1979
Сампсон (Сиверс Эдуард Эсперович), иеросхимонах.
Преподобный Серафим Саровский явился к отцу Симеону во сне ровно за три часа до ареста. Вошел в келью неслышно, склонился в светлом балахончике над спящим и медленно, очень внятно стал читать молитву; молитву эту иеромонах прежде не знал, но почему-то сразу понял: она, «Всемилостивая», она спасет и сохранит… Святой старец между тем читал:»Всемилостивая Владычице моя, Пресвятая Госпоже, Всепречистая Дево, Богородице Марие, Мати Божия, Несумненная и единственная моя Надеждо, не гнушайся мене, не отвергай мене, не остави мене; заступись, попроси, услыши; виждь, Госпоже, помози, прости, прости, Пречистая!»
Но что это? Что обжигает лоб ему? Как же он сразу не догадался: слезы, это капают слезы Преподобного! Иеромонах не осмелился стереть их и во сне боялся пошевелиться. И еще боялся, что не запомнит эту чудесную молитву, и силился вышептать губами каждое благодатное слово. Удивительно: он ничего не забыл, под утро проснулся и первым делом записал «Всемилостивую». Только успел точку поставить, как дверь кельи распахнулась от удара: на пороге колыхнулись смутные тени вооруженных людей. «Все, поп, собирайся!» Монах Симеон повернулся к чекистам с улыбкой на сияющем лице. «Всемилостивая» уже пела в нем богодухновенной пасхальной радостью.
Старец Иеросхимонах Сампсон (Граф Сиверс)
P.S. В лагере монаха Симеона (Старца Иеросхимонаха Сампсона) жестоко мучили. Так Господь и Пресвятая Богородица с батюшкой Серафимом укрепили в сострадании к его скорбям будущего старца перед тяжелейшим испытанием.
Источник:Церковь Владимирской иконы Божией Матери с.Бурла
Рожден 10 июля 1898 г. в Санкт-Петербурге в день прп. Сампсона Странноприимца. С самого детства маленький Эдуард получал от матери глубокое религиозное воспитание. В юности он кропотливо изучал все вероисповедания, с которыми встречался в Петрограде, очень часто один ходил в Православный храм. Ему очень нравилась Православная Литургия, хоть он и не знал русского языка.
После окончании гимназии , отец Сампсон поступил в Петроградскую Медицинскую Академию. В возрасте 19 лет, он принял Православие. Это произошло в воскресенье, в день Великомученика и Целителя Пантелеимона, в Петергофской церкви Целителя Пантелеимона. Нарекли его Сергием в честь Сергия Радонежского.
С 1918 по1919 – проходил послушание в монастыре прп. Саввы Крыпецкого Псковской губернии на ст. Торошино. Здесь в рясофоре о. Сампсона нарекли Александром в честь благоверного князя св. Александра Невского.
В 1919 г. отца Сампсона ареставали, перепутав его с Великим князем Владимиром (Иверским). Отец Сампсон просидел в вагоне 22 дня. Каждую ночь его допрашивали. Под Покров Божией Матери 14 октября 1919 г. отца Сампсона расстреляла бригада вагонщиков, человек 6-7, попали в руку с 10-15 шагов. Его караулили монахи, которые прятались под стогом сена. Подобрали его ночью и под видом раненого красноармейца увезли в Петроград. Благодаря заслугам отца (одного из ближайших соратников М.В. Фрунзе) о. Сампсона поместили в госпиталь, приставили к нему самых лучших врачей. Мастерством хирурга Эренштейна была спасена жизнь (после ранения — газовая гангрена) и правая рука, раздробленная в плечевом суставе и плечевой кости. После восьми операций пришлось около года лежать в госпитале.
Отца Сампсона эвакуировали в Тихвин, в военный госпиталь. В Тихвинском монастыре г. Тихвина Петроградской губернии он долечивался. После выздоровления остался в Тихвине читать лекции, чтобы утешать раненых.
С 1921 г. был послушником Александро-Невской Лавры и келейником иеросхимонаха Симеона, затворника.
С мая 1921 г. иподиакон в Крестовой лаврской церкви.
В 1925 г. рукоположен Патриархом Тихоном во иеродиакона, 19 января 1925 г. — во иеромонаха в Александро-Невской Лавре архиепископом Вассианом.
17 февраля 1932 г. арестован в Лавре. За 3 часа до ареста о.Сампсону явился преподобный Серафим Саровский и прочел ему медленно молитву — «Всемилостивую», которая сопровождала и оберегала его 18 лет лагерей и всего прочего. Это, по его словам, «была ненасытная пища» для него.
22 марта 1932 г. осужден по ст.2-11, 58-11 УК РСФСР на 3 года ИТЛ. С 1932 по 1934 г. находился в Соловецком лагере.
В1938г. отца Сампсона заключили в тюрьму.
Вторая Мировая война — ссылка в Баку в госпиталь под конвоем для расследования причин мора, т. к. о. Симеон еще и врач (1941 г.).
В 1945 г. — побег из тюрьмы. После побега о. Сампсон некоторое время жил в Борисоглебске, но жить без работы и без документов было невозможно и он поехал в Ставрополь к митрополиту Антонию.
Летом 1948 года был арестован, его приняли за шпиона. Когда разобрались, что волосы, борода и усы настоящие, не приклеенные, то его посадили в одиночную камеру, где он находился до 14 октября 1949.
В 1950 г. отец Сампсон поехал в Пензу, к Владыке Кириллу, который его направил в Рузаевку. С этого прихода началось его многолетнее служение в Мордовии.
В 1956 г. назначен духовником в женский монастырь в Полтаве.
Затем его в 1958 г. перевели в Волгоград..
24 августа 1979 г. Сампсон Многострадальный почил сном праведника, и захоронен на Николо — Архангельском кладбище под Москвой.
Несмотря на все его скорби, последнее завещание к ученикам: «Никому не делайте зла».

Молитва Пресвятой Богородице Всемилостивая, явленная преподобным Серафимом Саровским иеросхимонаху Сампсону:
Всемилостивая Владычице моя, Пресвятая Госпоже, Всепречистая Дево, Богородице Марие, Мати Божия, Несумненная и единственная моя Надежда, не гнушайся мене, не отвергай мене, не остави мене, не отступи от мене; заступись, попроси, услыши; виждь, Госпоже, помози, прости, прости, Пречистая!
7c463d154101cb8391962a77d9e73d11 (415x600, 62Kb)
Его расстреливали, пытали, сажали в тюрьмы и лагеря.
Он был духовником советских академиков И.П. Павлова, В.А. Филатова, А.П. Карпинского. Судьба и подвиг графа Сиверса, ставшего старцем иеросхимонахом Сампсоном,
уникальны.
Перед кончиной Старец пророческие говорил слова своим духовным чадам:
«Жить осталось совсем немного, не теряйте время на пустое, торопитесь жить для Бога.
Россия останется маленькой — времен Царя Иоанна Грозного, а граница пройдет по Печерам».
90b51eac17409bcbb8531872e13b3d5e (315x596, 41Kb)Советы старца об исповеди и грехах
Начинать исповедь надо с любого постоянного повторяющегося греха: у кого-то язык осуждает, у кого-то лень является его богиней, у кого-то слава и честь, свое «я».
Кто-то согрешил злыми помыслами, кто-то злым языком, кипением зла в самом себе, раздражительностью, нетерпеливостью, нежеланием быть снисходительным к людям, бесстрашием по отношению к Богу и своей собственной участи…
Раздражение, немирность — это измена Богу. Отчуждение от Бога…
Малодушие делает нас нервными, тут помогут только узелки (четки). Узелки и мольбы к Божией Матери…
Молиться надо узелками, акафистом Божией Матери. Молиться нужно и Святителю Николаю узелками. Узелками — лучше стоя, чем сидя…
Отчего бывает внутреннее раздражение? Это проявляется, вылезает наружу гнездящаяся в сердце гордыня!
Необходимо стряхнуть с себя все мешающее, наносное. Надо исповедью поглумиться надо всем этим мусором, напитаться благодатью и стать Божиим человеком.
Внимай себе! Потому что это дается лишь при условии того, что вы стряхнете с себя, порвете со своими слабостями.
Чтобы лучше «любоваться» своей мерзостностью, страстями и грехами своими, которые есть истинный гной привычек и перешли в постоянные грехи (настроения, повадки, мысли): предлагаю завести листки именований грехов-страстей, которые будут заполняться ежедневно. На эти листки будем фотографически точно заносить факты и корешки грехов.
Это глубокое — «любоваться», ужасаться своим гноем грехов — скорее заставит, от страха и стыда, взяться за передел своей жизни решительно — твердо, рассердясь по-настоящему на себя, и даст ревность молитвенную, надоедающую молитвенно о своих слабостях и язвах, ошибках и упущениях, любимых язвах греховных, привлекая Божию помощь и осенение благодати. Это привлечет Небожителей и Саму Пречистую, Которая увидит серьезное намерение покаяться и страх смерти.
ЦЕРКОВНЫЙ НЕКРОПОЛЬ http://church.necropol.org/sampson.html —-ЗДЕСЬ подробное ЖИЗНЕОПИСАНИЕ Иеросхимонаха Сампсона
Период СТРАДАНИЙ в Псково-Печерском монастыре и Москве:
Вскоре власти решили закрыть монастырь и открыть в нем музей. Всех монахов записали на Афон. Все старцы и монахи плакали, а Батюшка сугубо переживал. Он сообщил эту весть своим чадам и сказал, что читать о монастыре, какие молитвы, а сам закрылся в затвор. После затвора он написал своим чадам радостную весть: «Я трое суток не был на земле. По моей худости монастырь остался цел, поездка на Афон лопнула, но месть будет от самого сатаны. Мне здесь не жить!» Приказ об отмене отправки на Афон пришел через 2 месяца. Отношения с игуменом Алипием установились очень хорошие. Однако гонения не прошли. После того, как о. Алипий отпустил Батюшку на 4 дня на лечение, Владыка епископ Иоанн вынес решение: «Поездку считать самовольной отлучкой, запрещен в священнослужении на год без права носить клобук, крест, мантию». В ответ о. Сампсон написал епископу Иоанну: «В тюрьмах, ссылках, одиночках, карцерах, изоляторах мне было легче нести горе, чем здесь, в монастыре. Избиваемый там, мучимый, умирал там — но таких мук душевных я не знал там». Потом о. Сампсон писал своим чадам: «Я мирен потому, что убедился этими неделями, что попущенное несчастье имеет очень и очень глубокое «назначение» по своему смыслу, что епископ Иоанн был руководим не капризом капризной барыни, а внушением от Духа Свята. Это поругание дано мне на глубокий самоанализ, на несчетные великие и великие труды над собою, людям неведомые… Признаюсь, я очень страдаю, я седею по часам, я буду скоро неузнаваемый, но все это нужно именно людям». В 1961 г. на Пасху владыка Иоанн снял с Батюшки все запреты. Игумен Алипий благословил его литургисать, исповедовать монахов и мирян, совершать молебны, соборовать больных, отчитывать бесноватых. И так, без устали, на радость людям служил о. Сампсон около двух лет. Но в 1963 году Господь попустил еще большую напасть: психически больная девица, из мести после отказа принять ее в духовные чада, оболгала о. Сампсона публично и в письменной жалобе владыке Иоанну. Гражданская власть завела на Батюшку уголовное дело, а монастырская власть в отсутствии наместника учредила свой «монастырский суд». Созвали всю братию, прочитали жалобу больной и применили самую страшную кару — снять с него все монашеское. Старцы и многие монахи плакали. На следующий день за оградой монастыря с большим трудом, облив ведром бензина, сожгли мантию Батюшки. Духовные чада собрали весь пепел и хранят его как святыню. После того как Батюшку административно раздели, ему была запрещена переписка и общение с духовными чадами. Бог вел о. Сампсона такими тернистыми путями, какие для человеческого разума просто непостижимы. Невозможно осознать сколько и как он страдал. Игумен Алипий очень защищал и помогал Батюшке в монастыре. Через неделю после «монастырского суда» начальство попросило Батюшку уйти из монастыря, и он поселился в доме своего духовного чада до окончательного гражданского следствия. Гражданское следствие было недолгое и о. Сампсона полностью оправдали. После этого он поехал в Москву лично к Патриарху Алексию и обжаловал учиненную над ним жестокость. Св. Патриарх Алексий вернул ему сан и право на служение, назначил пенсию и посоветовал пойти за штат. Батюшка с большой покорностью вышел за штат.
Московский период жизни (с 1963 г.) о. Сампсона был настолько сложным, что повествование о нем лучше начать словами самого Батюшки: «Будучи заштатным священником, живя в Москве, шатаясь и переезжая с квартиры на квартиру и терпя всевозможные невзгоды и неприятности, которых бы я врагу не пожелал, я дошел до того, что мое здоровье резко ухудшилось и я был разбит параличом (левосторонним), с чем и пролежал год, пережив страшно много и радостей и горя… За это время я в Москве переменил 11 квартир.» В Москве о. Сампсон полностью погрузился в духовничество: он был духовником Св. Патриарха Алексия, к нему приезжали многие архиереи, священники, монахи, ученые и простецы, студенты. Постепенно жизнь Батюшки и его духовных чад налаживалась. Нашли прекрасную дачу в Малаховке, на которой он жил летом 12 лет подряд. Зимой жил в Москве, постоянно ездил молиться в Богоявленский храм, совершал проскомидию. Когда о. Сампсона лишили возможности совершать проскомидию, тогда митрополит Иоанн Киевский благословил о. Сампсона устроить домашнюю церковь в честь Покрова Божией Матери. Так, по благословению митрополита Иоанна, по Промыслу Божию появился Московский «Покровско-Феофановский Кошский монастырь», как его назвал о. Сампсон, поскольку епископа Феофана Затворника он считал своим учителем.
24 августа 1979 г. Сампсон Многострадальный почил сном праведника, и захоронен на Николо — Архангельском кладбище под Москвой. Несмотря на все его скорби, последнее завещание к ученикам: «Никому не делайте зла».
В настоящее время могила старца посещаема, а благодарные за помощь и исцеления уже поют: «Преподобне Отче наш Сампсоне, моли Бога о нас»!
Биография публикуется по:
• соответствующая страница сайта Фонда «Русское Православие».
Могила:
Иеросхимонах Сампсон (граф Сиверс) скончался 24 августа 1979. Погребён на Николо-Архангельском кладбище близ города Москва.
Могила на участке 33А. На могиле установлена часовня, хорошо просматривающаяся с дорог кладбища. На пути к могиле установлены указатели вплоть от центрального входа на кладбище.
sampson11 (524x700, 175Kb)
sampson12 (525x700, 146Kb)
sampson14 (700x515, 144Kb)

Как отно­ситься к старцу иерос­хи­мо­наху Самп­сону Сиверсу? В интер­нете инфор­ма­ция очень про­ти­во­ре­чи­вая. На вопрос отве­чает про­то­и­е­рей Димит­рий Шушпанов

К сожа­ле­нию, Самп­сон (Сиверс) явля­ется лже­стар­цем и лже­свя­тым. Для обос­но­ва­ния этого суж­де­ния при­веду кон­крет­ные факты.
1. Нрав­ствен­ная чистота жизни.
2. Чистота дог­ма­ти­че­ского уче­ния, испо­ве­ду­е­мая им.
3. Сви­де­тель­ство Церкви.

Говоря о пер­вом кри­те­рии при­ме­ни­тельно к иеро­мо­наху Самп­сону (Сиверсу), можно отме­тить печаль­ное несо­от­вет­ствие. Нач­нём с того, что он являлся само­зван­цем, наме­ренно при­пи­сав себе граф­ский титул и фами­лию «Сиверс». На самом деле, так назы­ва­е­мый «ста­рец» родился в семье пра­пор­щика запаса и кан­це­ляр­ского слу­жа­щего (РГИА. Ф. 515. Оп. 73. Д. 662. Л. 27–32.). Это впо­след­ствии он будет сла­гать легенды о своём про­ис­хож­де­нии, име­нуя отца «гра­фом, пол­ков­ни­ком и началь­ни­ком штаба гене­рала Руз­ского». Впро­чем, при­пи­сы­ва­ние Самп­сону (Сиверсу) граф­ского титула не явля­ется фаль­шью пер­во­сте­пен­ного порядка. Име­но­ва­ние «старца» иеро­мо­на­хом, то есть носи­те­лем свя­щен­ного сана и мона­ше­ства, также явля­ется обма­ном, ибо от свя­щен­ства, мона­ше­ства и даже Пра­во­слав­ной веры он пись­менно отрекся еще в 1936 г. Так, в заяв­ле­нии на имя началь­ника област­ного управ­ле­ния НКВД Воро­неж­ской обла­сти от 10 авгу­ста 1936 г. тогда еще иеро­мо­нах Самп­сон (Сиверс) писал: «Вто­рично заяв­ляю насто­я­щим моим заяв­ле­нием, что актом моего созна­тель­ного рас­ка­я­ния в обви­не­ниях, мне след­ствием предъ­яв­лен­ных, в коих я при­знался, подробно вскрыв свои вины, как созна­тель­ный граж­да­нин, а не враг истине и спра­вед­ли­во­сти дела рабо­чего класса в стране Сове­тов. Я сла­гаю с себя зва­ние и про­фес­сию слу­жи­теля рели­ги­оз­ного культа, рас­ка­и­ва­юсь в своем поступке без­рас­суд­ной твер­до­ло­бо­сти и бли­зо­ру­ко­сти, став неко­гда им. Наде­юсь, что этот акт (под­твер­жде­ния моего рас­ка­я­ния) послу­жит смяг­че­нием на суде при опре­де­ле­нии мне нака­за­ния и в даль­ней­шем дает мне воз­мож­ность и право сво­ими зна­ни­ями и хоро­шей гра­мот­но­стью при­не­сти обще­ствен­ную и госу­дар­ствен­ную пользу в стране бес­клас­со­вого обще­ства. Соот­вет­ству­ю­щее заяв­ле­ние о моем отказе от про­фес­сии и зва­ния слу­жи­теля рели­ги­оз­ного культа наме­рен объ­явить чрез печать в бли­жай­шие десять дней» (Архив УФСБ РФ по Воро­неж­ской обла­сти. Д. 1934.) Согласно кано­ни­че­скому праву Пра­во­слав­ной Церкви, вся­кий свя­щен­но­слу­жи­тель, доб­ро­вольно отрек­шийся от сана, отлу­ча­ется от Церкви и в слу­чае пока­я­ния может быть при­нят в цер­ков­ное обще­ние исклю­чи­тельно как миря­нин. Вот что гла­сит по этому поводу 62 Апо­столь­ское пра­вило: «Если кто из клира, устра­шась чело­века, иудея или эллина, или ере­тика, отре­чется от имени Хри­стова: да будет отвер­жен от церкви. Если же отре­чется от имени слу­жи­теля церкви: да будет извер­жен из клира. Если же пока­ется: да будет при­нят, как миря­нин». Таким обра­зом, с 10 авгу­ста 1936 г. для пра­во­слав­ных хри­стиан совер­шенно недо­пу­стимо име­но­вать Самп­сона (Сиверса) свя­щен­но­слу­жи­те­лем в сане иеро­мо­наха, хотя он вер­нув­шись в 40 — е года к слу­же­нию, о факте сво­его отре­че­ния умол­чал. Именно по этой при­чине свя­щен­ник, при­ни­мав­ший пред­смерт­ную испо­ведь «старца», отка­зался отпе­вать его, как иеромонаха.

Что каса­ется чистоты нрав­ствен­ной жизни Самп­сона (Сиверса), для её оценки стоит вспом­нить нашу­мев­ший слу­чай, про­изо­шед­ший в конце 50‑х годов, в период его слу­же­ния в Ста­лин­граде (впо­след­ствии — Вол­го­граде) и поста­вив­ший под удар, не только всё ста­лин­град­ское духо­вен­ство, но и Цер­ковь в целом. Гово­рить об этом инци­денте при­хо­дится только потому, что в наше время Самп­сон (Сиверс) оши­бочно почи­та­ется как «свя­той ста­рец». В мест­ной област­ной газете «Ста­лин­град­ская правда» 22 мая 1958 г. был опуб­ли­ко­ван фелье­тон «Две жизни отца Симеона» (вели­кую схиму с име­нем «Самп­сон» он при­нял позже. И на этот счёт есть све­де­ния: в схиму он постриг себя сам, что явля­ется само­свят­ством), после чего, епи­скоп Аст­ра­хан­ский и Ста­лин­град­ский Сер­гий, про­ведя соот­вет­ству­ю­щее рас­сле­до­ва­ние, уво­лил иеро­мо­наха Самп­сона из Казан­ского собора, запре­тил в свя­щен­но­слу­же­нии и пере­вёл в Одес­ский мона­стырь с заклю­че­нием на 15 лет. Пово­дом к столь ради­каль­ным мерам стало письмо «старца» к одной из его «духов­ных доче­рей», некой Анне Козо­лу­по­вой, из города Саранск, слу­чайно попав­шее в руки сотруд­ни­ков газеты и опуб­ли­ко­ван­ное ими в целях анти­ре­ли­ги­оз­ной про­па­ганды. Из кон­тек­ста письма стало ясно, что «ста­рец» имел с этой жен­щи­ной интим­ную связь, что было под­твер­ждено рапор­том епи­скопа Сер­гия на имя Свя­тей­шего Пат­ри­арха Алек­сия 1. Более того, впо­след­ствии выяс­ни­лось, что квар­тира Самп­сона в Ста­лин­граде, где оста­нав­ли­ва­лись при­ез­жав­шие к нему «для испо­веди» со всего Совет­ского Союза девушки и жен­щины, исполь­зо­ва­лась им для совра­ще­ния и блуд­ного сожи­тель­ства с ними.

Вто­рой кри­те­рий — чистота дог­ма­ти­че­ского уче­ния, так — же не может быть отне­сён к Самп­сону (Сиверсу). Даже бег­лый ана­лиз его поуче­ний, опуб­ли­ко­ван­ных в книге: «Ста­рец иерос­хи­мо­нах Самп­сон (граф Сиверс) 1892—1979. Жиз­не­опи­са­ние. Беседы. Поуче­ния» (М.: Биб­лио­тека жур­нала «Дер­жава», 2002. — 904 с.), сви­де­тель­ствует о том, что Самп­сон (Сиверс) — про­сто ере­тик. При­ве­дём неко­то­рые его выска­зы­ва­ния: «Дев­ствен­ник имеет осо­бое пре­иму­ще­ство перед Богом. Он услы­шан. Он бывает молит­вен­ни­ком даже за мир, не будучи в сане. А если он вла­деет еще осо­бою бла­го­да­тью свя­щен­ства или архи­ерей­ства, или монах-дев­ствен­ник — это осо­бая сила перед Богом. Если он к этому доба­вит сми­ре­ние сердца и кро­тость, и дол­го­тер­пе­ние от сми­ре­ния и веры, то он часто бывает даже чудо­твор­цем при жизни. Чудо­твор­цем. Чудо­творцы бывают раз­ные. При­кос­но­ве­нием руки он лечит боль­ных. Он имеет дар про­зор­ли­во­сти, дар виде­ния. Именно дев­ствен­ники. Они имеют осо­бый слух, осо­бый ум». «У меня был инте­рес­ный такой слу­чай. Один иерей был обру­чен со своей неве­стой и вен­чан, и они сохра­няли чистоту свою деви­че­скую и юно­ше­скую около пяти лет. Он литур­ги­сал. Она была при нем. Как брат и сестра. И берегли друг друга. Дары он про­яв­лял осо­бые, пора­зи­тель­ные, дары бла­го­дати Свя­таго Духа. Он был глу­боко рели­ги­о­зен. Он чув­ство­вал на рас­сто­я­нии молитву людей, а сам молился так, как молятся старцы. Он пора­зи­тельно любил читать ака­фи­сты и гото­виться к литур­гии. Но слу­чи­лось несча­стье: по вза­им­ному согла­сию они стали мужем и женой. И он лишился всего. Он стал есть мясо, он стал пить водку. У них наро­ди­лось много детей. И он видит: прежде всего, нужно здо­ро­вье, здо­ро­вье и здо­ро­вье, а потом бла­го­дать. И его сей­час не узнать. Он даже поте­рял свой преж­ний облик, выра­же­ние глаз, губы стали дру­гие. Теперь это обык­но­вен­ный чело­век мира, стра­сти, стра­стей». Какие выводы можно сде­лать после про­чте­ния этих строк? Во-пер­вых, за пре­воз­но­ше­ние дев­ства над бра­ком Самп­сон (Сиверс) под­ле­жит духов­ному взыс­ка­нию (епи­ти­мии). Об этом недву­смыс­лен­ного гово­рят каноны Ган­гр­ского Собора: 1 пра­вило: «Если кто пори­цает брак, и гну­ша­ется вер­ною и бла­го­че­сти­вою женой, с сово­куп­ля­ю­ще­юся своим мужем или её пори­цает, как немо­гу­щую войти в Цар­ствие, тот да будет под клят­вой». 9 пр. «Если кто-либо дев­ствует или воз­дер­жи­ва­ется, уда­ля­ясь от брака, как гну­ша­ю­щийся им, а не ради самой доб­роты и свя­тыни дев­ства, да будет под клят­вой». 10 пр. «Если кто из дев­ству­ю­щих ради Гос­пода будет пре­воз­но­ситься над бра­ко­со­че­тав­ши­мися, да будет под клят­вой». Вто­рой вывод, кото­рый ста­но­вится оче­ви­ден после про­чте­ния цити­ро­ван­ных поуче­ний, каса­ется непра­во­сла­вия самого Самп­сона (Сиверса). Оче­вид­ное пре­воз­но­ше­ние дев­ства над бра­ком лишает быв­шего иеро­мо­наха права име­но­ваться пра­во­слав­ным хри­сти­а­ни­ном и идейно род­нит с пер­сид­ской гно­сти­че­ской сек­той мани­хеев. Дуа­ли­сти­че­ское миро­со­зер­ца­ние, отно­ся­щее про­яв­ле­ния духов­ной при­роды чело­века к Цар­ству Света и ассо­ци­и­ру­ю­щее жизнь плоти (в том числе и брак) с Цар­ством Тьмы, не поз­во­ляет рас­смат­ри­вать Самп­сона (Сиверса) в каче­стве пра­во­слав­ного старца.

Что каса­ется тре­тьего кри­те­рия — сви­де­тель­ства Церкви о свя­то­сти подвиж­ника, совре­мен­ное народ­ное почи­та­ние Самп­сона (Сиверса), не может рас­це­ни­ваться, как вер­ное, ибо его духов­ный облик не соот­вет­ствует пер­вым двум кри­те­риям. Именно поэтому, когда в 1998 году, в синод Мос­ков­ской Пат­ри­ар­хии посту­пила просьба о кано­ни­за­ции иеро­мо­наха Самп­сона (Сиверса), она была отклонена.
Но как быть с «чуде­сами», про­ис­хо­дя­щими на могилке Самп­сона? Само по себе чудо — не явля­ется при­зна­ком свя­то­сти, ибо чудеса совер­шают и шаманы язы­че­ских рели­гий, и буд­дий­ские ламы, кол­дуны и экс­тра­сенсы. Чудо, сви­де­тель­ствует лишь о том, что бытие не сво­дится к мате­рии, и за её гра­ни­цами суще­ствует духов­ный мир. Но этот мир не одно­ро­ден. Пад­шие духи тоже могут чудо­тво­рить, и потому чудо должно рас­смат­ри­ваться в кон­тек­сте про­чих кри­те­риев. Но как мы уви­дели выше, нет ни каких осно­ва­ний счи­тать при­жиз­нен­ные и посмерт­ные «чудеса» Самп­сона (Сиверса), про­ис­хо­дя­щими от Бога.
Источ­ник.

Ответить «