Старообрядческие традиции

Музей истории и культуры старообрядчества
Комиссия по исследованию старообрядчества
Международный комитет славистов
Культурно-Паломнический Центр имени протопопа Аввакума

18-22 ноября 2019 г.
Москва-Боровск

Музей истории и культуры старообрядчества,Комиссия по исследованию старообрядчества при Международном комитете славистов,Культурно-Паломнический Центр имени протопопа Аввакума объявляет о подготовке кпроведению XIII Международной научно-практической конференции»Старообрядчество: история, культура, современность», посвященной 400-летиюпротопопа Аввакума.

Конференция состоится в 18-22 ноября 2019 г. (Возможны уточнения даты проведения конференции).
Место проведение: Москва-Боровск.

Мы приглашаем к сотрудничеству историков,культурологов, философов, теологов, краеведов, а также всех учёных, в кругнаучных интересов которых входит феномен русского старообрядчества.

Конференция предполагает работу по следующимнаправлениям:
1. История старообрядчества
2. Государство и церковь
3. История старообрядческих центров
4. Персоналии, биографии
5. Особенности старообрядческого вероучения:богословие, философия
6. Культура, традиции, обычаи
7. Литература, книжность, фольклор
8. Архивные исследования
9. Актуальные проблемы современного староверия:старообрядчество в XXI в.
10. Старообрядцы в зарубежье: язык, культура,история и религиозная проблематика

Представленные выше направления не могут в полноймере охватить диапазон научных исследований в данной области, поэтомуОргкомитет примет авторские работы, посвящённые русскому староверию.

Вся информация о прошедших конференциях»Старообрядчество: история, культура, современность» и о ходе подготовкиочередной размещены на сайте «Музей истории и культуры » http://oldbelivers.com в разделе»Конференции» — http://oldbelivers.com/content.php?page=dmbkgllc_rus

Материалы конференции предполагается опубликоватьк её началу. Материалы для публикации принимаются до 1 июня 2019 г.

Для участия в конференции просим Вас направлятьзаявки и материалы с пометкой «Старообрядчество: история, культура исовременность» не позднее указанной даты (1 июня 2019 г.).

Текст необходимо прислать в электронном варианте.Общий объём статьи – 0,5 печатного лист, включая текст и иллюстрации (этопримерно 8 листов А4, шрифт Times New Roman, кегль 12, в doc, docx и PDF. PDF -особенно если имеется текст, содержащий латинский алфавит) одинарный интервал,поля: верхнее – 2 см, нижнее – 2 см, левое – 2,5 см, правое – 2,5 см. Знаков с пробелами до 250000). К статье обязательно прилагается полныйсписок использованных работ, оформленный в соответствии с требованиями. Сноскив конце текста.

В случае несоблюдения вышеуказанных требований коформлению, Оргкомитет оставляет за собой право отклонить представленную статью.

Сборник «Старообрядчество: история, культура,современность» по итогам конференции будет постатейно размещен на сайтеМузея.
Условия участия в Конференции:
1. Необходимо заполнить заявку на сайтеКонференции либо направить заполненную заявку по предлагаемой форме по адресу: osipov-borovsk@yandex.ru
2. Оплата проезда – за счет командирующейстороны; оплата гостиницы – за собственный счет; оргкомитет окажет содействие вразмещении участников в гостиницах города.
5. Всем участникам будет выдан сертификат илинаправлен по электронной почте.
Контактные адреса:
Осипов Виктор Иванович – тел: 8-910-518-05-97.E-mail: osipov-borovsk@yandex.ru, viсtory1@kaluga.ru
Аторин Роман Юрьевич – atorin85@yandex.ru, nrpsc@yandex.ru
Осипова Анна Викторовна – ответственныйсекретарь, тел: 8-910-705-41-19; . E-mail: borovskold@yandex.ru
Соколова Елена Игоревна – ответственныйсекретарь, тел.: 8-915-048-56-53; . E-mail: cokolovaeu@mail.ru

Сообщите организатору мероприятия, что информация взята с портала www.kon-ferenc.ru

О свадебных и семейных традициях староверов «АиФ-Казань» рассказал управделами Казанско-Вятской епархии Русской православной старо­обрядческой церкви, настоятеля храма Казанской иконы Пресвятой Богородицы в Казани протоиерея Геннадия Четвергова.

Женщине — женское

По данным замдиректора по научно-исследовательской работе музея «Остров-град Свияжск» Елены Карташёвой, история старообрядчества в Казани начинается со второй половины XVII века — эпохи раскола в Русской православной церкви. Высланные в Казань участники стрелецких бунтов поселились в Суконной слободе, где и сегодня находится единственная в городе старообрядческая церковь. Община Белокриницкого согласия была наиболее многочисленной. И сегодня Русская православная старобрядческая церковь (такое название получила эта община после 1988 года) насчитывает в Казани около 3000 человек.

«Молодёжь у нас очень мобильная, часто и много ездит в другие приходы — на праздники, на крестные ходы, — говорит отец Геннадий. — Так завязываются знакомства».

Геннадий Четвергов. Фото: Ольга Любимова

Для старообрядцев, создающих семью, обязателен обряд обручения. Но происходит он прямо перед венчанием. В наряде невесты, принадлежащей к старообрядческой вере, нет фаты. На обручении священник надевает на неё белый убрус – головной убор, поверх которого повязывается платок. Он символизирует подчинение мужу. Свадебный убрус обычно богато украшают вышивкой, бисером. С того момента, как невеста его надела, она не появляется перед чужими мужчинами с непокрытой головой — только в платке.

«Носить шляпу для женщины предосудительно, это не женский головной убор, — объясняет отец Геннадий. — В Библии сказано, что женщина не должна одеваться в мужское, а мужчина — в женское». Для свадебного платья обязательны рукава, хотя бы на три четверти».

Перед венчанием невесту и жениха — каждого по отдельности дома — благословляют на брак их родители. Невесту благословляют Богородичным образом или иконой её святой покровительницы. Жениха — образом Спасителя или иконой святого мужского рода. После благословения эти образа везут в церковь. Они лежат на аналое во время венчания. После обряда пара целует обе иконы.

Вера и самостоятельность

Если дома нет условий принять гостей, для свадебного застолья снимают помещение или дом. Туда приносят иконы, которыми благословили молодых, и ставят в переднем углу с восточной стороны. Перед свадебным пиром поют молитвы. «Я не бывал на свадьбах, где исполнялись бы какие-то танцы, — говорит отец Геннадий. — Тем не менее застолья у нас очень интересные, весёлые, потому что на них много поют. Исполняются и церковные песнопения, и специально написанные стихи».

На застолье первое поздравление произносит священник, венчавший пару. Он ещё раз настраивает их на правильную жизнь. А затем звучит поздравление родителей. Мужу и жене внушают, что они — половины одного целого, разорвать которое невозможно. Они должны всю жизнь хранить верность друг другу. Благодаря такому настрою, по словам священника, у старообрядцев почти не бывает разводов.

Младенца обычно крестят на 8-й день после рождения, потому что на 8-й день дали имя Христу. Детей с младенчества приносят в церковь, но учить молитвы не заставляют. Приобщение к вере происходит исподволь. Дети наблюдают за родителями и начинают повторять за ними молитвы. По мнению отца Геннадия, предмет «История мировых религий» в светской школе не нужен. «Лучше, если о каждой религии расскажет не учитель, а представитель этой конфессии, — считает священник. – Но основная информация должна исходить от родителей. Именно они несут ответственность перед богом и людьми за то, каким вырастет их ребёнок. Родители должны передавать веру детям, не мешая самостоятельно размышлять, общаться с представителями других конфессий.

Реплика женского костюма Казанской губернии (слева) и образец собранный из фондов Пестречинского краеведческого музея (справа). Наряд конца XIX - начала XX века, который носили в Казанской губернии. Реплика с музейного образца Пестречинского краеведческого музея РТ. Поверх сарафана женщины надевали передники или запоны, украшенные вышивкой. Запон отличался от передника тем, что завязывался над грудью, а не на талии. ДЕвушки на выданье носили красные сарафаны, ведь красный считался цветом молодости. В Казанской губернии носили круглые сарафаны со сборкой над грудью. Реплика зимнего костюма жительницы Казанской губернии (слева) и образец кафтана с имитацией каракуля из Пестречинского краеведческого музея. Парочка, Казанская губерния, конец XIX - начало XX вв. Реплика с музейного образца Пестречинского краеведческого музея РТ Сарафанный комплекс, Казанская губерния, Лаишевский уезд, середина XIX в. Реплика Оригинал фартука из Пестречинского краеведческого музея. Образец русского костюма XIX века из собрания Пестречинского краеведческого музея. Старожилы из сёл, где носили русские костюмы, подсказывали мастерам, как лучше собрать костюм из разрозненных вещей, хранящихся в Пестречинском краеведческом музее. А вот и оригинал рубашки, хранящийся в Пестречинском краеведческом музее.