Старообрядчество в России

Староверы в наши дниСтароверы в наши дни

В последние годы все большее количество наших сограждан интересуются вопросами здорового образа жизни, экологически чистых способов хозяйствования, выживания в экстремальных условиях, умения жить в гармонии с природой, духовного совершенствования. В этой связи многие обращаются к тысячелетнему опыту наших предков, сумевших освоить огромные территории нынешней России и создавших сельскохозяйственные, торговые и военные форпосты во всех отдаленных уголках нашей Родины.

Не в последнюю очередь в этом случае речь идет о староверах — людях, заселивших в свое время не только территории Российской империи, но и принесших русских язык, русскую культуру и русскую веру на берега Нила, в джунгли Боливии, пустоши Австралии и на заснеженные сопки Аляски. Опыт староверов поистине уникален: они смогли в самых сложных природных и политических условиях сохранить свою религиозную и культурную идентичность, не растерять язык и обычаи. Не случайно поэтому во всем мире так хорошо известна знаменитая отшельница Агафья Лыкова из семьи староверов Лыковых.

Однако о самих староверах известно не так много. Кто-то считает, что староверы — это люди с примитивным образованием, придерживающиеся устаревших способов хозяйства. Другие думают, что староверы — это люди, исповедующие язычество и поклоняющиеся древнерусским богам — Перуну, Велесу, Даждьбогу и другим. Третьи задаются вопросом: если есть староверы, то должна быть и какая-то старая вера? Ответ на эти и другие вопросы, касающиеся староверов, читайте в нашей статье.

Эссе по теме:»Старообрядчество в современной России»

Таргон Ольга Дмитриевна

Организация: МАОУ Апрелевская СОШ № 3 с угл. изучением отд. предметов

Населенный пункт: Московская область, г. Апрелевка

Введение

В России живет множество народов. У каждого из них своя неповторимая культура, традиции. В нашей стране огромное количество мусульман, есть буддисты, последователи ведических культов, иудеи, и многие другие религиозные общины. Некоторые религии, бытующие на просторах нашей Родины, уникальны и неповторимы. Их сосуществование и многообразие делает собственно Россию Россией. Существование на современном этапе старообрядчества — в той форме, в которой оно смогло сохраниться — можно считать явлением уникальным. Сегодня старообрядчество продолжает существовать как самобытная, устойчивая к изменениям культура.
«Старообря́дчество, или Древлеправосла́вие, — совокупность религиозных течений и организаций в русле русской православной церкви, отвергающих предпринятую в 1650—1660-х годах патриархом Никоном и царём Алексеем Михайловичем церковную реформу, целью которой провозглашалась унификация богослужебного чина Русской церкви с греческой церковью и прежде всего — с Церковью Константинопольской, а фактически реформа создавала условия для секуляризации.»

Старообрядчество весьма часто отождествляется с понятием раскола, между тем эти понятия различные. Хотя старые обряды церкви, такие как: двуперстное сложение для крестного знамения, сугубая аллилуйя, хождение посолонь, чтение «обрадованная» вместо «благодатная» и другие, и являются достоянием раскола, но существенным его признаком служит противление, нарушение церковного мира и единения из-за вопросов, не входящих в область веры. С церковной точки зрения старообрядчество само по себе – не есть раскол. Церковный взгляд на обряд таков, что допускает разнообразие, возможность и законность изменений или исправлений при отсутствии «всякого зазора» и при взаимном согласии, так как обряд – это вещь до существа веры не относящееся, сам по себе он ни свят, ни не свят, не ведет ни к спасению, ни к гибели. Но все-таки старообрядчество возникло вследствие Раскола.

Целью моей работы является изучение старообрядчества в современной России как уникальное явление христианской культуры, сохраняющее неизменной старую православную традицию.

Глава 1. История развития старообрядчества

1.1. Причины появления старообрядчества

В середине 17 века (1653-1655 гг.) в Российском государстве под руководством патриарха Никона началось осуществление церковной реформы. Было введено крещение тремя пальцами, поясные поклоны вместо земных, исправлены по греческим образцам иконы и церковные книги, другие изменения.

Возникает вопрос – зачем это сделано. Церковь объясняет необходимость реформ наличием описок и искажений текста в церковных книгах, переписывавшихся от руки, по сравнению с оригиналами, наведением порядка при проведении церковных обрядов (крещение двумя перстами, поклоны, многоголосие во время церковной службы, крестный ход и т.д.)

Некоторые историки утверждают о материальной стороне церковной реформы, ее объединительной роли с греческой православной церковью т.к. многие изменения проедены по греческому образцу.

Рискну предположить, что была еще одна причина проведения церковной реформы. – укрепление власти династии Романовых и приведение к полному послушанию всего российского общества,

После смутного времени и воцарении на Российском престоле династии Романовых прошло всего 40 лет. По историческим меркам это ничтожный срок.

Недовольных Романовыми много: знать задает вопрос – почему именно Романовы, а не наш именитый род на Российском престоле?

Крестьянство (90% населения) бунтует против окончательного закабаления после принятия Соборного Уложения 1649 года, по которому крестьяне лишились последнего глотка свободы – возможности перехода к другому помещику в Юрьев день (отсюда поговорка: вот тебе бабушка и Юрьев день), а розыск беглых крестьян объявлялся бессрочным, т.е. убежал крестьянин от жестокого помещика, найдут лет через 20-30, примерно накажут, несмотря на заслуги, и вместе с семьей вернут господину.

Вот и решили светские и церковные власти одним ударом убить сразу двух зайцев: привести к покорности народ и выявить несогласных с волей патриарха и царя. А что делать с несогласными, прекрасно известно на примере Реформации католической церкви и религиозных войн в Западной Европе в 16 веке. В России нашлись достойные ученики главного иезуита католической церкви Игнатия Лойолы.

Церковный Собор 1667 года поддержал реформу и проклял всех ее противников, которые стали именоваться староверами и раскольниками. Участники Собора постановили передать лидеров староверов в руки светских властей. По Соборному уложению 1649 года им грозила смерть на костре.

1.2. Реформы Патриарха Никона и начало раскола

В 1640-х годах в столице существовал кружок «ревнителей благочестия» — представителей духовенства, в котором обсуждалась необходимость церковной реформы. Стали необходимы единые церковные тексты и правила, по которым совершаются богослужения. Часть духовенства была за древнерусские церковные книги, остальные — за византийские (греческие). Вторые, как мы знаем, отстояли своё мнение, по ряду причин:

  • Российское государство должно было укрепить свои международные позиции среди других православных стран (идея — Москва — Третий Рим), чтобы быть столпом православной веры после падения Византии, нашей церкви потребовалось согласовать богослужения с греческими канонами.
  • присоединение Малороссии к Российскому государству в 1654 году, где богослужения проходили по греческим правилам.
  • Поддержание народного единства с помощью единых правил в церкви, так как в стране это был неспокойный период после Смутного времени.
  • Сильное различие русских и византийских обрядов.

Раскол церкви произошёл при правлении Алексея Михайловича (царствование 1645-1676).

В 1646 году Никон, бывший игуменом Кожеозёрского монастыря, получил от царя должность архимандрита Московского Новоспасского монастыря, а затем Новгородского митрополита. Влияние его на царя было очень большим, особенно после его возвращения в Москву в 1651 году, так как Алексей Михайлович считал себя истинно православным и уделял церкви много внимания. В 1652 году Никон становится патриархом и начинает подготавливать церковную реформу. Для начала, его указом, начинают редактировать все церковные книги, приводя их к греческим канонам. Но когда вносятся изменения в богослужебные правила в 1653 — начинается противостояние Никона и приверженцев прежних обрядов. Этот год и считается началом церковного раскола 17 века.

Реформы Никона:

«Реформа патриарха Никона начала реализацию в 1653 — 1655 годах. Эта реформа несла в себе коренные изменения в религию, которые выразились в следующем:

  • Крещение тремя перстами вместо двух.
  • Поклоны следовало совершать до пояса, а не до земли, как было раньше.
  • Внесены изменения религиозные книги и иконы.
  • Введено понятие «православие».
  • Изменено имя Бога, в соответствии с общемировым написанием. Теперь вместо «Исус» писалось «Иисус».
  • Замена христианского креста. Патриарх Никон предлагал заменить его четырехконечный крестом.
  • Изменение обрядов церковной службы. Теперь Крестный ход совершался не по часовой стрелке, как было раньше, а против часовой стрелки .»

Причиной раскола стали слишком жёсткие методы, которыми Никон осуществлял реформу, вызвав противостояние в церкви и волнения в народе:

  • насильственное изымание церковных книг, икон и святынь, отличающихся от греческих канонов и их публичное уничтожение;
  • неожиданный переход к новым правилам богослужения, из-за чего народ решил, что ему пытаются навязать новую веру. Противников принять изменения серьёзно наказывали, что влияло на отношение к патриарху;
  • слабый уровень образования, или безграмотность духовенства в приходах, которое не понимало, как объяснить изменения богослужения прихожанам;
  • некачественный перевод некоторых текстов с греческого на русский, которые стали отличаться от старорусских, немного, но тем ни менее;
  • отсутствие единства и согласия в церкви насчёт реформ. Противники из духовенства стали духовными лидерами старообрядцев.

В 1660 году Никона, царским указом, отстранили от патриаршего престола, затем лишили сана и отправили в ссылку в Ферапонтов Белозерский монастырь. Но его реформы не были свёрнуты и продолжали работать.

Последствия раскола — религиозная война между старообрядцами и духовенством. Старообрядцы отлучались от церкви и приравнивались к еретикам, подвергались гонениям, и искали укрытия на дальних землях государства. Наиболее известен протопоп Аввакум Петров — духовный лидер старообрядчества, подвергнутый ссылке в Сибирь на 11 лет, после чего заточённый в земляную тюрьму, а затем заживо сожжённый за несогласие с реформой.

После этого старообрядцы устраивали массовые самосожжения («гари»), протестуя против новых церковных правил. Стаообрядцы имели мощную поддержку среди народа, что привело к продолжению восстаний и в 18 веке.

Итоги раскола:

  • Разделение всего народа на два противоборствующих лагеря: старообрядцев и новообрядцев, вражда на религиозной почве, социальная раздробленность населения;
  • Управление церковью начинает переходить в царские руки, окончательно это случится при Петре I;
  • Укрепление международного положения Российского государства среди православных стран.

Движение старообрядцев внесло огромный вклад в развитие искусства в нашей стране — духовные центры, иконопись, сохранение древнерусской манеры книгописания и знаменного пения.

1.3 Старообрядчество в современном мире

По каноническому принципу Православной Церкви, в старообрядческой Церкви восстановлена и сохраняется трехчинная иерархия. В настоящее время, Русская Православная Старообрядческая Церковь, которая в XIX веке приняла митрополита Амвросия, имеет Первосвятителем Старообрядческого Митрополита Корнилия, Московского и всея Руси.
Если говорить отдельно о Русской Православной Старообрядческой Церкви, то можно сказать, что организационно и количественно она больше другой ветви поповского согласия старообрядцев – Русской Древлеправославной Церкви, ведущей свою иерархическую ветвь через архиепископа Николу Поздеева.

Русская Православная Старообрядческая Церковь имеет своих чад на территории России и практически всех бывших республик СССР. РПСЦ находится в каноническом общении с братьями старообрядцами из Румынии, Болгарии, США и Австралии. В последнее время старообрядческие общины стали появляться в некоторых городах Зап. Европы. Можно говорить, что воцерковленными, участвующими в церковной жизни членами Русской Православной Старообрядческой Церкви в настоящее время является 250-300 тысяч человек. В это число не входят многочисленные старообрядцы, являющиеся таковыми только по крещению и, к сожалению, в настоящее время не имеющими связи со своими общинами. В этом случае можно говорить об одном миллионе старообрядцев-поповцев.

Каноническая территория Русской Православной Старообрядческой Церкви разделена на несколько епархий, возглавляемых епархиальными архиереями. В общей сложности, РПСЦ насчитывает порядка 300 зарегистрированных общин.

«Донской регион входит в состав Донской и Кавказской епархии Русской Православной Старообрядческой Церкви, которая включает в себя 22 зарегистрированных в органах юстиции старообрядческие общины. Епископская кафедра расположена в городе Ростове-на-Дону. Самой крупной и ведущей Общиной епархии является Покровская Старообрядческая Община города Ростова-на-Дону. В настоящее время эту епархию возглавляет епископ Зосима (Еремеев). На территории Донского края имеется четыре зарегистрированных общины Русской Православной Старообрядческой Церкви – в Ростове-на-Дону, в г. Морозовске, в пос. Орловском и в ст. Маныческая «.

Но это что касается зарегистрированных общин. Специфика организации церковной жизни старообрядцев такова, что далеко не все общины имеют нужду в регистрации. Регистрируются в органах юстиции только те общины. которые имеют в собственности недвижимое имущество, или ставят целью приобрести его (имеется ввиду молитвенное здание). Другие же малочисленные общины не имеют такой необходимости. На самом же деле, старообрядческие общины есть в большинстве крупных городов Ростовской области и Краснодарского края, в некоторых городах Ставропольского края.

Если смотреть на развитие старообрядческой Церкви сквозь призму исторической статистики, то она не может показаться позитивной. Перед революцией в Области Войска Донского насчитывалось порядка 90 старообрядческих общин. Возглавлялись они старообрядческим епископом с кафедрой в городе Новочеркасске. Сейчас таких общин, с учетом не зарегистрированных, не более 20-ти. Но оценивать эту ситуацию нужно с учетом гонительного богоборческого периода, коснувшегося старообрядческой Церкви не меньше, чем РПЦ и других конфессий. С другой стороны, старообрядческие общины пережили значительное испытание индустриализацией России и вытекающей отсюда урбанизацией. Процесс переселения в крупные города, уничтожения мелких сел и хуторов, особенно, в результате строительства многочисленных водохранилищ, привел к тому, что старообрядческие общины на Дону количественно сократились, но за счет этого увеличились общины в крупных городах. Например, Покровская Община г. Ростова-на-Дону в настоящее время насчитывает порядка 600 членов.

В то время, как после гражданской войны, в Общине было не более 60 старообрядцев. К слову сказать, перемещение и качественное изменение старообрядческих общин является косвенным подтверждением правильного развития Старообрядческой Церкви в русле первохристианских общин. Ведь известно из истории христианства и о переселении христианских общин и об их исчезновении. Так что, статистическим образом нельзя определить развитие или угасание церковной жизни.

Заключение

Несмотря на жестокие преследования со стороны властей и официальной церкви, раскольники выстояли и сохранили свою веру. Мужество и непреклонность старообрядцев в борьбе за свои убеждения — одна из замечательных страниц духовной истории русского народа.

Старообрядческие общины продемонстрировали удивительную способность приспосабливаться к самым тяжелым условиям. Несмотря на приверженность старине, они сыграли значительную роль в развитии и укреплении экономических отношений в России, проявив себя на редкость трудолюбивыми и предприимчивыми людьми.

Таким образом, неоценимы заслуги старообрядцев в деле сохранения памятников средневековой русской культуры. В общинах бережно хранились древние рукописи и старопечатные книги, старинные иконы и церковная утварь. Но главное, они создали новую культуру, в рамках которой вся жизнь человека подчинялась общинным, соборным решениям. Эти решения, в свою очередь, основывались на постоянном обсуждении и размышлении над христианскими догмами, обрядами и Священным писанием.

Список использованных источников

  1. Под редакцией А.Н. Сахарова «История религий» М «Русское слово» 2007 г.
  2. Зеньковский С. А., Русское старообрядчество, Том I и II, Москва, 2006, Институт ДИ-ДИК, ISBN 5-93311-012-4.
  3. Покровский Н. Н. Антифеодальный протест урало-сибирских крестьян-старообрядцев в XVIII в./Отв. ред. С. О. Шмидт. Новосибирск: Наука, 1974. 394 с.
  4. Ф. Е. Мельников. Краткая история древлеправославной (старообрядческой) Церкви.
  5. Василенко Н. П. Раскол // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
О домах и быте жителей староверческих деревень на берегу Енисея и в тайге — в репортаже Веры Луньковой

Читать в полной версии

Дети в селе Ярцево

(Фото: Андрей Картавцев)

На берегах реки Енисей в Сибири сегодня проживает несколько тысяч старообрядцев. Они селятся не только в глухих скитах, но и в многолюдных селах. Одним из таких населенных пунктов является село Ярцево Енисейского района Красноярского края с населением около 2 тыс. человек.

Многие старообрядцы, живущие здесь, отказываются от паспортов, регистрации, пенсии и различных пособий. Они объясняют это господством антихриста в современной России и нежеланием связываться с государством. В их домах нет телевизоров, микроволновых печей и Wi-Fi, под запретом алкоголь и сигареты, а стиральной машиной разрешено пользоваться только с благословения наставника.

Попасть в деревню крайне сложно, да и незваным гостям здесь не очень рады. Мне удалось добраться сюда по реке вместе с экспедицией в рамках круиза на лайнере «Максим Горький 5*», который курсирует по Енисею и делает остановки в самых диких местах Сибири. Местные жители могут покинуть деревню только на лодках и изредка прилетающих сюда вертолетах.

Видеозарисовка: Как живут в селе Ярцево Енисейского района Красноярского края

Как выглядит деревня староверов

В Ярцево у меня создалось ощущение, что я попала в деревню из старого фильма. Однако все здесь перемешалось — женщины в длинных сарафанах и платках, как из русской сказки, модно одетые подростки, старые дома с ажурными окнами, «жигули», советские мотоциклы, старинные деревянные лодки, индюки, куры и огромное количество бегающих без присмотра детей. Я не увидела здесь ни одного полицейского, на всю деревню один врач, но подавляющая часть старообрядцев не признает местную медицину и отказывается пить лекарства. В центре села — четырехэтажная школа и православный храм, неподалеку от которого община староверов строит свой собор.

Дом староверов
Дом староверов (Фото: Андрей Картавцев)

Большинство старообрядцев в Ярцево живут в кирпичных домах или срубах. Мирских в свои дома они не пускают. Мне удалось пообщаться с семьей староверов из семи человек, которые разрешили посмотреть, как выглядит одна из комнат в их доме и участок. Они ведут более современный образ жизни, чем старшее поколение, — мужчины не носят бороду и даже ездят на автомобиле.

Лодки для ловли рыбы
Лодки для ловли рыбы (Фото: Андрей Картавцев)

«Дом мы купили сразу же, когда переехали сюда из Ангары в Иркутской области. Жизнь здесь спокойная, размеренная. Однако многие местные, наоборот, уезжают в поисках работы в другие города. Говорят, здесь раньше было много предприятий. Мы живем за счет своего хозяйства — вся семья работает на огороде. На Енисее легко поймать самую разную рыбу — щук, осетров, карасей, пелядь. Нам здесь нравится. Сейчас еще и собор строят, можно будет всем вместе молиться», — рассказал отец семейства Сергей.

Дом староверов
Дом староверов (Фото: Андрей Картавцев)

В комнате, которую показала семья, — принадлежности для охоты и рыбалки, прялка и множество книг, в том числе старинных, для молитв, которые передаются из поколения в поколение. На стенах висит праздничная молитвенная одежда для служб — кафтан, азям, сарафан, платок и пляс. «Женщина после замужества должна носить такую одежду не только на молитвы, но и в обыденной жизни. Голова обязательно должна быть покрыта двумя платками», — рассказал Сергей. Он уточнил, что одежду в основном принято шить самим, но ткани иногда покупают в магазинах.

Здесь староверы шьют свою одежду, однако у многих уже есть швейные машинки
Здесь староверы шьют свою одежду, однако у многих уже есть швейные машинки (Фото: Андрей Картавцев)

Староверы рассказали, что у большинства жителей деревни в домах есть печи и даже разрешены духовки. В каждой комнате — красный угол с иконами для молитвы, которую совершают не меньше пяти раз в день. Иконы староверов отличаются от православных — они выполнены из меди или бронзы. Телевизоров, компьютеров, микроволновых печей и другой техники здесь не найти. Однако по благословению наставника пожилые люди могут использовать стиральные машины.

Мальчик помогает маме плести обереги
Мальчик помогает маме плести обереги (Фото: Андрей Картавцев)

Комнат, как правило, не меньше трех, ведь семьи здесь большие. Помимо дома, на каждом участке есть баня и хозяйственные постройки. Старообрядцы объяснили, что живут за счет сельского хозяйства — выращивают овощи и фрукты, разводят кур, коров, коз, поросят, пчел. Запасов хватает, чтобы пережить суровые сибирские морозы. Часть продуктов они продают, однако оплата разрешена только наличными. Кредитные карты, по их мнению, также являются изобретением антихриста.

Грядка
Грядка (Фото: Андрей Картавцев)

Во дворе я поговорила с Петром, сыном Сергея. Ему 9 лет. Вот его рассказ:

— Семь лет назад мы c родителями и пятью братьями переехали в Ярцево из Ангары. Купили у местных дом из кирпича и дерева. Потом своими силами достроили его и переделали. У нас два этажа, на втором — две спальни, на первом — зал и ванная комната с туалетом. Также есть кухня с печью и духовкой. Телевизора у нас нет, а интернет здесь плохой. Им разрешают крайне редко пользоваться. Если пользоваться часто, то накажут и наложат епитимью.

У нас во всех комнатах красные углы, где мы молимся перед сном и едой. Есть также специальное место для хранения книг, которые достались по наследству от предков. Обычно при пожаре в доме все спасают деньги и документы, а мы — иконы и книги. Документы для нас не важны.

Родители занимаются сельским хозяйством. У нас три коровы, 11 гусей, петух и две курицы. За домом большой огород, где мы с братьями помогаем родителям после школы. Братья также делают посуду из дерева, а мама шьет нам одежду и плетет обереги. Они у нас являются обязательными, так же как и крест.

Сейчас община строит собор, но, мне кажется, места там для всех маловато. Но в основном мы все равно молимся дома. Когда вырасту, думаю, тоже построю свой дом. У нас, кстати, чтобы получить благословение на женитьбу, нужно обязательно построить или купить свой дом. Уезжать из Ярцево я не хочу, уже привык и завел много хороших друзей. Хотя все больше семей покидают деревню в поисках работы. Когда вырасту, хочу стать дальнобойщиком и путешествовать по России.

Староверы в скитах

Староверы-отшельники, которые выбирают более строгий уклад жизни, селятся в скитах, ближе к тайге. Их жилища представляют собой небольшие срубы или избы из деревянных досок. Здесь есть лежанка без подушки, стол, стул, книги и красный угол с иконами. Большую часть времени в скитах старообрядцы проводят в молитве. Распорядок строже, чем в монастыре. В некоторых из таких поселений есть тайные выходы на случай гонений, а в домах скрыты чердаки на случай «раскулачиваний».

Все скиты закрыты для посещения посторонних. Считается, что некоторые кельи на берегах Енисея объединяют подземные ходы. Связь с миром у скитских староверов происходит через благодетелей. Весной они доставляют отшельникам необходимые продукты питания — рис, пшеницу, соль и сахар.

Пасека
Пасека (Фото: Андрей Картавцев)

Особенности быта

Самым главным отличием в быту старообрядцев является особое отношение к кухонным принадлежностям. У каждого члена семьи старовера своя собственная «христианская» — «чистая» — посуда. «Еду, выращенную на собственном огороде и купленную в магазинах, мы едим из разных тарелок. После трапезы каждый сам моет свою посуду и ставит в отдельно отведенное место в шкафу», — рассказал старовер Петя. Он уточнил, что для гостей старообрядцы держат отдельную — мирскую — утварь. При этом если из посуды поел представитель другой религии, ее считают оскверненной и «исправляют», проводя обряд освящения огнем и водой. Также к «поганой» относится вся посуда, которую не покрыли каким-либо предметом.

Вид на село
Вид на село (Фото: Андрей Картавцев)

Представители старообрядческих течений верят в то, что в воде и продуктах, оставленных открытыми, купаются бесы. Как утверждают старообрядцы, люди, употребившие в пищу соль или воду, в которых «искупались» нечистые, обязательно заболеют. Особенно строго правило, согласно которому следует накрывать любую посуду, действует в вечернее время. Если кто-то из членов семьи нечаянно оставит ведро с водой открытым на всю ночь, то пить ее запрещено. То же самое относится и к любой пище или напитку, который оставили на тарелке или в чашке, не накрыв каким-либо предметом.

Протопоп Аввакум — всем известное имя. Он канонизирован в старообрядческой церкви как исповедник веры, пострадавший за «древлее благочестие». Кажется, он, как никто, понят русской культурой и со всей возможной мощью встроен в нее. Он классик древнерусской литературы, его изучают в университетах. Академик Александр Панченко — человек уровня Дмитрия Лихачева — посвятил ему изумительные статьи, одна из них называлась «Аввакум как новатор». Его изучали западные слависты, такие, как Пьер Паскаль. Есть приношения его имени и от массовой культуры — Досталь снял о нем сериал «Раскол», широко показанный по ТВ. Великолепно вписанный в культуру, он хоть как-то вписан в сегодняшнюю повестку — общественную, идейную? Не вспоминаем ли мы при имени Аввакум лишь два перста фанатичной боярыни Морозовой с картины Сурикова? И не испытываем ли тайной неловкости за упертость русской мысли в мертвый буквализм?

Леонид Севастьянов: «Древлее благочестие» протопопа Аввакума — это не два перста и не сугубая аллилуйя. Они — лишь символы того, что он проповедовал.

Для старообрядцев протопоп Аввакум, конечно, фигура не столько культурная, сколько идейная. Для нас он символ альтернативного видения устройства жизни тогдашней России — Московского царства. Неабсолютистская, докрепостническая, нерекрутская страна — избираемый царь, соборность, купец важнее военного. Так было в годуновской России, оставшейся для поколения Аввакума эталоном.

Но вообще-то Годунов как идеал справедливости и благоденствия — это смело. А «мальчики кровавые в глазах», и царство развалилось, и Смутное время в итоге.

Леонид Севастьянов: Староверы считают, что это специальная дискредитация времен Годунова, своего рода исторический антипиар.

Старообрядцы не сводят годуновское время к последним пяти кризисным годам его царствования, но смотрят на два десятилетия его присутствия рядом с властью.

Голод последних лет его правления у нас объясняется конфликтом с боярами, которые не слушались его распоряжений продавать зерно, боясь, что длившиеся несколько лет жестокие зимы продолжатся. Староверы обычно убеждены и в неучастии Годунова в убийстве младенца Димитрия, для них смерть последнего — случайность.

Для староверов время Годунова — «золотой век» в истории России. Причем в чем-то и буквально — золото лилось рекой, даже решетки на иных домах были золотыми. Купечество процветало, церковь, патриаршество установили. Расцвет гимнографии. Это не то, что романовская модель…

То есть нелюбовь к Романовым у старообрядцев на века?

Леонид Севастьянов: У меня лично ее нет. Но очень многие староверы — это известная вещь — до самой революции не молились за царей Романовых. И эта нелюбовь была не столько эмоциональной, сколько идейной — им казалось, что романовское устройство России неоптимально и несправедливо. Ну а Петра I — не хочется акцентировать, но из песни слова не выкинешь — староверы и вовсе считали Антихристом. И это была не просто фигура речи.

Боюсь, что с годуновскими идеалами мы так бы и остались в пределах Московского царства. А Петр I отвоевал России выходы к Балтийскому морю, потерянные в результате «счастливых» годуновских времен.

Леонид Севастьянов: Ну, конечно, это идеализация. Как после прихода к власти большевиков многие стали идеализировать «белое движение» и жизнь в царской России.

Посмотрите телеканал «Спас» — там очень заметна идеализация дореволюционной России. Точно так же староверы мифологизируют, идеализируют доромановскую страну.

Смена династий была сменой парадигм. Революционной, кстати. И староверы дали на нее реакцию: позиционировали модель Годунова как идеальную для России — соборность, выборность…

Во-первых, первого царя Романова тоже выбрали. А во-вторых, смешно противопоставлять абсолютизм XVIII века «демократиям» XVI. Абсолютизм — историческая фаза, которую нельзя было пройти в жанре «демократичного» московского царства, если не относиться к истории в стиле колумнистов Яндекс.дзена.

Леонид Севастьянов: Да, но староверы до сих пор верны в своем управлении модели выборности. Священников выбирают. У каждого члена общины — голос. Женщина имеет равный голос с епископом. Старообрядцы кодифицировали и пронесли через века некую идеальную модель устройства жизни. Как «белая Россия», Россия исхода пронесла через век свои идеалы и ценности: монархия, царь-батюшка…

Часто очевидно не годящиеся для современной жизни.

Леонид Севастьянов: Однако что-то важное, передающееся от отца к сыну, в себе содержащие. Не забывайте, что люди уходили «за это» в леса и на горы. За нечто радикально другое… А что дало тому же протопопу Аввакуму возможность мобилизовать все силы так, чтобы 20 лет отсидеть в яме и не сломаться?

Собственная личность максималиста и правдоруба, христианские ценности и буква веры.

Леонид Севастьянов: А я считаю, что время породило его. И он лишь самый пассионарный выразитель некоей альтернативной идеологии русской жизни. Россия «древлего благочестия» и реальная Россия — романовская и сменившая ее Советская — это как «белые» и «красные». Нет ведь согласия между ними до сих пор. Как нет полного примирения между сторонами Гражданской войны в Америке. Альтернативная Россия Аввакума — это, может быть, какой-то «третий путь».

К некоторому согласию с вами меня склоняют слова академика Пиотровского, отозвавшегося на первую, вызвавшую общий фурор выставку «История России, Романовы»: замечательно, но на альтернативные, несостоявшиеся пути лучше смотреть не как на глупость, а как на шанс чего-то другого.

Леонид Севастьянов: Доказательством того, что староверская модель жизни — это «что-то другое», может быть успех купцов-старообрядцев, которым принадлежало 70 процентов капитала.

Это не подтверждено серьезной статистикой.

Леонид Севастьянов: А имена? Рябушинские, Кузнецовы, Пуговкины, Солдатенковы, Алексеевы, Мамонтовы.

Да, имена яркие.

Леонид Севастьянов: Именно старообрядцы, становясь зажиточными, вписали идею капитализма в русские ценности. Думаю, что они становились, говоря современным языком, «успешными людьми», потому что их старообрядческие представления о жизни задавали им свободу, чувство собственной значимости, без особого ража к подчинению и заглядыванию в рот начальнику. Когда индивидуальный поиск авторитетнее приказа, это конкурентное преимущество.

Протопоп Аввакум стоял на позиции, что на Руси есть все достаточные основания — дух, культура, опыт, чтобы держаться своего.

Леонид Севастьянов: И не искать одобрения у греков и латинян.

Ну это, конечно, было чревато и опасной изолированностью страны. Тема самодостаточности русского опыта в старообрядческом изводе интересна, но не в моде. Писатель Александр Архангельский, например, считает, что о поклонниках русского современная интеллигенция чаще всего думает, как о дураках.

Леонид Севастьянов: Это демонизация русского, над этим постарались еще большевики, собственно, начав ее. В ответ я скажу, что без этого мы обречены быть обезьянами Запада.

Желание подражать другой культуре в ущерб своей не может принести большие результаты. Подражатель неконкурентоспособен.

Я связан с культурными проектами на Западе и знаю, как там нужна твоя аутентичность, добавочное знание, свежий, непохожий голос. А подражание и высмеивание русского превращает нас в производителей всего вторичного.

Последний царь из рода Романовых начал политику послабления по отношению к староверам, и они, выйдя на сцену, оказали огромное влияние на культуру — на весь Серебряный век. Богатые вчерашние старообрядцы меценатствовали всему — от оперы до живописи.

Леонид Севастьянов: …и литературы. Максим Горький жил на иждивении Саввы Морозова. Да что Максим Горький, Морозов спонсировал «Искру». Мамонтов поддерживал Врубеля. У покупавшего Матисса Щукина — старообрядческие корни. По-моему, это все случилось потому, что у купцов старой веры нажива не была главной мотивацией. Их дело было аскетическим.

Сразу вспоминаешь, что писал об аскезе первых капиталистов Макс Вебер в своей знаменитой работе «Протестантская этика и дух капитализма».

Леонид Севастьянов: Староверам трудно согласиться с тем, что капитализм — изобретение протестантов. Старообрядческая идеология являет нам капитализм как исконно русское явление. Константин Станиславский (Алексеев), например, из староверов. Можно пойти на улицу Солженицына и увидеть, что жилой дом Алексеевых стоит рядом с фабрикой как ее неотделимая часть. Не было вот этого: тут рабочие — быдло, а я живу на Рублевке.

Какие толчки энергии, влияющие на культуру или бизнес-развитие, идут от старообрядцев сейчас?

Леонид Севастьянов: Я стараюсь помогать интересным, развивающим Россию инициативам. Как меценат занимаюсь русской оперой, классической музыкой, балетом, кино, документальным кино, выставками. Это работа не дореволюционного масштаба (ресурсы ограничены), но я надеюсь, что и другие современные бизнесмены вспомнят о своих старообрядческих корнях и начнут вести себя более нравственно. То есть смотреть на деньги как на механизм благоустройства мира.

Конечно, наше влияние сегодня не очень заметно, но, по-моему, даже при одном проценте влияния надо сеять лучшее и надеяться на цветущие поля благородных культур в будущем.