Староверы перми

изображение продукта

Храм святителя Стефана Пермскаго Уральской епархии Русской Православной Старообрядческой церкви.

Пермская старообрядческая община является одной из старейших в Прикамье. Первые сведения о старообрядцах на р. Егошиха и р. Медведка, которые протекают по территории г. Перми, относятся к времени приезда сюда В. Н. Татищева и В. И. де Геннина в 1722 г., которые находят в дер. Ягошиха большое «старообрядческое общество». Судя по происхождению пермских старообрядческих родов, можно говорить о том, что появление старообрядцев связано с разгромом в 1718-19 гг. Керженецких скитов в Семеновском уезде Нижегородской губернии. Десятки тысяч старообрядцев из Керженца устремились в Пермский край. Они становятся первыми рабочими Егошихинского медеплавильного завода образованного в 1723 г., после геологических изысканий В. И. де Геннина в междуречье рек Егошиха, Медведка и Мотовилиха впадающих в р. Кама. Дата основания завода является официальной датой основания города Перми. Основу старообрядцев Перми в те годы составляли – беглопоповцы (софонтиевцы).
С основанием завода и превращением устья р. Егошихи в крупнейшую перевалочную базу по переправке готовой руды в центральные районы России, жизнь старообрядцев изменяется. Постепенно идет отказ от сельского хозяйства и аграрного образа жизни, начинается формирование городского старообрядчества. Трудолюбие и умеренность во всем, кроме служения Богу, быстро привело многих старообрядцев к заслуженному достатку. Заводское начальство в лице В. И. де Геннина смотрело на старообрядчество сквозь пальцы и за небольшую мзду (несколько тысяч рублей ежегодно) старообрядческие общины могли вполне привольно существовать около заводов, строить молельные дома и регулярно проводить церковные службы. Жалобы на де Геннина консистории ни приводили к изменению ситуации, властям было выгоднее не замечать развитие старообрядчества, чем сорится с богатыми заводчиками, приказчиками у которых были старообрядцы, и старообрядческими купцами. Жизнь старообрядцев в егошихинском заводском поселке была похожа на жизнь в других заводских поселках.
Первым председателем старообрядческой общины егошихинского поселка являлся купец Стефан Никифорович Адищев, который в 30-ые гг. XVIII в. в одном из своих домов организовал молельный дом. Наследовал богоугодное дело зять С. Н. Адищева Василий Гаврилов, который прошел путь от крепостного крестьянина графа Воронцова до купца 2 гильдии г. Перми. Численность старообрядческой общины по сведениям И. П. Фалька в 1772 г. составила 76 человек. Столь не большое число сторонников старой веры объясняется тем, что в перепись попали только те, кто мог платить двойной оклад, другие же скрыли свое вероисповедание.
Скупые архивные сведения донесли нам фамилии старообрядцев егошихинского поселка: Быков, Ушаков, Шалаевский, Соколов, Серебреников, Снигирев, Панфилов, Магин, Адищев и Гаврилов (позднее Соловьев), почти все они были основателями крупных купеческих фамилий г. Перми.
В 1781 г. Егошихинский поселок становится губернским городом – Пермь. К этому времени на территории города действовали одна молельня Адищева-Гаврилова (в 1786 г. разобрана по ветхости) и часовня купца 2 гильдии Харитона Прокопьевича Быкова, при которой им же была построен дом для беглых священников. Заслугой Харитона Прокопьевича является приглашение на Егошиху «исправленного» священника из Грузии, имя священника, к сожалению, не сохранилось. После смерти С. Н. Адищева, председателем общины стал мещанин Федор Ушаков, старообрядцы его уважительно называли «капитаном» . После закрытия молельни Адищева-Гаврилова, одной часовни Х. П. Быкова для растущей старообрядческой общины не хватает, и пермские старообрядцы принимают решение построить еще одну часовню, землю под постройку предоставил купец Егор Соколов, он же был и основным дарителем. В 1813 г. часовня была построена.
С самого начала основания губернского города Перми, старообрядцы принимали активное участие в жизни городского общества. В первой общей думе (1787–1789 гг.) из 7 ее членов двое были старообрядцами – это Терентий Прокопьевич Быков (купец 2 гильдии) и Кондратий Петрович Соколов (купец 3 гильдии), эта пропорция сохранилась и во второй думе. Конец восемнадцатого века стал для пермского старообрядчества временем расцвета, они активно участвуют в жизни города, занимают высокие общественные должности. Так два старообрядческих купца 3 гильдии: К. Суслов и К. П. Соколов занимали пост бургомистра. В России бургомистром назывался глава городского самоуправления. Тот факт, что К. Суслов и К. П. Соколов занимали этот высокий пост, свидетельствует об их авторитете среди пермских предпринимателей. Брачные связи укрепляли старообрядческие фамилии и концентрировали купеческий капитал, так, например, произошло с объединением купеческого капитала Адищевых и Гавриловых, Панфиловых и Снигиревых.
Причиной расцвета старообрядчества в Прикамье в кон. XVIII в. и активизация их в жизни городского общества, стала политика пермского наместника Евгения Петровича Кашкина (1781–1788 гг.), который предложил идею «увещания старообрядцев примером», а не полицейскими методами. Старообрядцам официально разрешили занимать общественные должности, чем они и воспользовались. Видя, что расцвет старообрядчества ведет только к пользе города, подобную политику продолжали другие губернаторы и городские головы, вплоть до губернатора Г. К. Селастенника (1831–1837 гг.).
Деньги для старообрядческого купечества были не самоцелью, а всего лишь естественным результатом тяжелого труда. В старообрядчестве труд освящен, так как он единственное, что противостоит лености, в состоянии которой человек и совершает большинство грехов. При этом богатство осуждается, поэтому богатство староверов побуждало их к благотворительности и молитве, не секрет, что почти все старообрядческие промышленники соревновались не в богатстве, а в благочестии. И если в протестантизме на богатых смотрели с уважением и завистью, то в старообрядческой среде с жалостью. Богатство воспринималось как тяжкий крест, который необходимо нести, т.е. если в протестантизме богатство это дар, то в старообрядчестве испытание. Пермские купцы стремились, как можно больше пользы принести своим трудом и деньгами старообрядческой общине и родному городу. Кроме строительства часовен и молельных домов, купеческие семьи Быковых и Соколовых принимали активное участие в организации народного училища в г. Перми.
С приходом XIX в. жизнь пермского старообрядчества резко меняется. Это связано с усилением гонений на старообрядчество, многим купцам приходится уезжать из Перми в менее крупные города. Особо усилились гонения в 30-ые гг. XIX в., инициатором их выступил сам император Николай I. В связи с тем, что по официальным данным на территории Пермской губернии проживало 131 тысяча старообрядцев (и это только «записных»), на Пермскую губернию и г. Пермь было обращено особое внимание. В 1828 г. образуется пермская миссия по борьбе со старообрядчеством, сюда посылаются лучшие миссионеры господствующей церкви (о. Илия, о. Палладий, о. Иоанн и т.д.). В это же время вместо умеренного епископа Мелетия, на пермскую кафедру назначается епископ Аркадий, занимающий весьма жесткую позицию по отношению к старообрядчеству. Главным успехом миссии и деятельности епископа (а вскоре архиепископа) Аркадия стало быстрое развитие единоверческой церкви. Первый единоверческий приход был создан в старом старообрядческом центре – г. Екатеринбурге в 1803 г. При этом, все попытки организовать приход в г. Перми, встречали активное сопротивление старообрядческого купечества. Старообрядческое общество во главе с мещанином Федором Ушаковым, мещанином Иваном Трапезниковым, купцом 2 гильдии Егором Соколовым и купцом 1 гильдии Никитой Крыловым, выдерживало давление властей, общества и господствующей церкви. Устраивая общественные споры с миссионерами, Федор Ушаков доказывал неканоничность единоверия, не оставлял ни малейшего шанса на развитие единоверия в Перми. Но как это часто бывало в истории старообрядчества, Господь приготовил для своей Церкви новое испытание. В 20-е гг. XIX вв. скончался защитник веры Христовой Федор Ушаков. Председателем общины становится купец 1 гильдии Н. К. Крылов, высокое положения в обществе защищало его от нападок со стороны властей, в 1827 г. он организует в своем доме молельню. Кроме нее на территории города продолжала действовать (к сожалению, не регулярно) часовня купца Соколова.
Миссионеры решают сосредоточить особое внимание на пермской общине, о. Илия, весьма опытный миссионер, проводит беседы с о. Григорием Матвеевым, старообрядческим священником, который окормлял пермскую общину с 1826 г. Под воздействием доводов, обещаний будущих благ и угроз, в 1833 г. о. Григорий переходит в единоверие. Акт перехода был широко освещен в прессе, обряд присоединения провел сам епископ Аркадий. Это был страшный удар для многих старообрядческих общин пермского края, в том числе и для пермской. С переходом о. Григория в единоверие на территории огромной Пермской губернии осталось 7 старообрядческих священников
(4 из них в Екатеринбурге), все они находились под надзором полиции и им запрещалось перемещаться по территории губернии и принимать старообрядцев из других населенных пунктов, кроме тех к которым они были приписаны. Впервые за историю существования, пермская старообрядческая община осталась без священника, это привело к началу религиозного блуждания внутри общины.
Следующим ударом стал указ Николая I 1835 года о предъявлении всеми купцами и фабрикантами удостоверений, что они принадлежат к синодальной церкви, в противном случае они лишались гильдейских прав, а сыновья их немедленно забирались в солдаты на 25 лет23 . Большая часть пермского купечества переходит в единоверие, другая часть переезжает в Екатеринбург. Руководитель пермской общины Н. К. Крылов так же переходит в единоверие, это приводит к расколу пермской общины. Меньшая часть общины продолжает держаться заветов святых отцов и отказывается от лицемерного единоверия, большая влилась в ряды единоверцев.
В 1835 г. пермские миссионеры праздновали победу – наконец удалось сломить пермских старообрядцев и организовать единоверческий приход в г. Перми, под место молений была отведена бывшая старообрядческая часовня купцов Соколовых (так же перешедших в единоверие). Благодаря усилиям властей с 1828 по 1851 гг. в Пермской губернии в единоверие перешли более 80 тыс. старообрядцев плюс еще ок. 28 тыс.* перешло к новообрядческой церкви, т.е. 3/4 «записных» старообрядцев перешли к господствующей церкви .
Здесь, стоит оговориться, что переход к единоверию для многих старообрядцев был вынужденным шагом, и как только появилась возможность присоединиться к старообрядческой церкви не боясь гонений со стороны властей, начался массовый исход из единоверческой церкви. В ГАПО имеется несколько десятков дел о переходе из «православия» (или единоверия) в старообрядчество, как отдельных лиц, так и целых селений.
С 1835 г. пермская старообрядческая община существенно уменьшилась, у нее были отобраны все молельные дома и часовни, с этого трагичного для общины года и вплоть до 1907 г. старообрядцы г. Перми вынуждены были молиться в частных домах, а на крупные праздники уезжать в деревни в окрестностях Перми – дер. Русская и дер. Мехрякова, где существовали более крупные старообрядческие общества и имелись молельные дома. К концу XIX в. в Перми насчитывалось около 188 старообрядцев и в отличие от переписи Фалька, можно считать это число достаточно достоверным, удар нанесенный николаевским режимом был для пермской общины сокрушительным .
Несмотря на столь жесткое отношение к общине со стороны городских властей старообрядческое купечество г. Перми, продолжало благотворительную деятельность и в XIX в. Н. К. Крылов построил и организовал на свои деньги в 1866 г. первую городскую богадельню, по смерти Крылова заботу об этом учреждении взял на себя другой старообрядческий купец
Е. П. Пермяков, который построил дополнительный корпус, прачечную и баню. Как подрядчик Никита Кондратьевич Крылов построил: Александровскую больницу (1827–1833 гг.), Всесвятскую церковь на Егошихинском кладбище (1826–1837 гг.), а так как государственное и муниципальное финансирование сильно запаздывало, оба этих здания необходимых городу, Никита Кондратьевич строил большей частью на свои деньги. Жители города высоко оценили труды Крылова и Пермякова, оба они были почетными жителями города Перми и часто выдвигались на различные общественные должности.
В список старообрядческих купцов-благотворителей послуживших г. Перми, но забытых современниками, можно внести всех оставшихся старообрядческих купцов, а их было не мало.
Нельзя обойти вниманием реакцию пермской общины на сообщение о появлении у старообрядчества в 1846 г. собственной трехчинной иерархии, возглавляемой Митрополитом Амвросием. Несмотря на миссионерские козни, пермская община признала иерархию, как истинную, это привело к организации пермской общины Русской древлеправославной церкви приемлющей белокриницкую иерархию.
Вплоть до 1905 г. пермская старообрядческая община была под жестким контролем со стороны властей, что не позволяло ни открыть собственное молитвенное сооружение, ни пригласить священника. Тяжелое положение пермских старообрядцев продолжалось вплоть до 1905–06 гг., когда Николай II принял три законодательных акта, уравнивавших в правах (хоть и не во всех) старообрядцев с другими жителями империи. Это указ от 17 апреля 1905 г. «Об укреплении начал веротерпимости», манифест 17 октября 1905 г., и указ от 17 октября 1906 г. «О порядке образования и действия старообрядческих общин». Впервые старообрядцы могли не боясь исповедовать веру отцов.
Именно 1906 г. стал отправной точкой для всплеска пермской старообрядческой общины. Многие купцы, вынужденные перейти в единоверие в XIX в., стали обратно возвращаться к вере отцов. Пермскую старообрядческую общину в те годы возглавлял деятельный купец второй гильдии Ефим Петрович Пермяков. Он испрашивает у города соизволение на строительства старообрядческой церкви, разрешение быстро было получено. К концу 1906 года церковь была построена и освящена епископом Антонием в честь Успения Пресвятой Богородицы на улице Камышловской (ныне ул .Крисанова) , рядом с церковью был выкуплен дом для проживания священника. За улицей Дальней (современное название – Хохрякова) – крайней улицей города – на правом берегу р. Данилиха была выделена земля под старообрядческое кладбище г. Перми. В это же время в Пермь был переведен протоиерей Василий Рукавицын, до этого служивший в церкви поселка при Юго-Кнауфском заводе. Старообрядческая община быстро превращается в крупное религиозное сообщество Перми. Численность общины того времени, судя по метрической книге, около 300 человек .
Пермская община почти полностью поменяла свой состав, в нее вошли выходцы с заводов и призаводских деревень Пермской губернии (ок.30%), которые переехали в город в конце XIX в., много было выходцев из Вятской губернии (ок.25%) .
После 1917 г. старообрядческая община г. Перми продолжала функционировать, хотя многие ее представители ушли из Перми вместе с Колчаком. Советская власть не трогала общину до 1922 г., когда у общины было отобрано здание церкви и изъята часть церковного имущества, но община не исчезла. Она продолжает существовать, под молельный дом был переоборудован дом Пьянкова на углу улиц Оханской и Торговой. Священником окормлявшим пермскую общину в 20-ые гг. XX в. был о. Дий Волков. В 1926 г. были изъяты оставшиеся церковные ценности, церковь была закрыта, есть сведения об аресте в этом же году о. Дия. С этого времени начинаются новый этап страданий пермской общины. В 1930-ые гг. – время наибольших гонений на старообрядчество со стороны властей – община собиралась по разным домам в городе, единого места сбора не было. После открытия в 1943 г. в г. Верещагино старообрядческой церкви, пермские старообрядцы начинают ездить в Верещагино, а позднее в дер. Агеевка. Иногда собирался целый вагон старообрядцев, отправляющихся на воскресную литургию со станции Пермь II в г. Верещагино и дер. Агеевку. С 1960-70-ых годов Пермская старообрядческая община собирается в Перми в нескольких домах у «знающих» людей, чаще всего такими оказывались уставщики. Во время постов в Пермь тайно приезжает о. Иоанн из г. Верещагино, для принятия крещения, исповеди и причащения.
В кон.1970-ых гг. община покупает маленький дом в м/р Запруд г. Перми по ул. Колыбалова, который был переоборудован под моления, но почти сразу после покупки стало понятно что дом слишком мал для растущей старообрядческой общины. Тогда в 1986 г. в м/р Южный г. Перми был куплен новый более просторный дом, переоборудованный под церковь. В этом же году была зарегистрированная пермская община Русской Православной Старообрядческой церкви. Церковь была освещена во имя Верховных Апостолов Петра и Павла. В те годы окормляли пермскую общину два священника о. Георгий из г. Саратова и о. Георгий из г. Омутнинска. В 1996 г. на Пермский приход был назначен о. Никола Татауров, который и до сего дня служит в храме. В 2000 г. было освящено место под кафедральный собор Уральской епархии РПСЦ в г. Перми в м/р Южный.

Освящение нового храма во имя святителя Стефана Пермского состоялось 1-2 июля 2006 года в присутствии Преосвященнейшего митрополита Московского и Всея Руси Корнилия (Титова), отца Валерия Шабашова благочинного Уральской старообрядческой епархии, гостей из Москвы, Новгорода Великого, Нижнего Новгорода, Ижевска и всех приходов Уральской епархии. Под сводами великолепного храма звучали молитвы, знаменные песнопения и слова благодарности его создателям, высказанные владыкой Корнилием.

Храм святителя Стефана Пермскаго. Пермь

Храм святителя Стефана Пермскаго. Пермь

С Божьей помощью и дальше будет жить и молиться Пермская старообрядческая община РПСЦ.

Жизнь общины продолжается …

Источник: Религиоведение в Перми ,фото Т.Малкова(Замараева)

Местоположение: Россия, г. Пермь, ул. Холмогорская, д. 50

Пермский край всегда привлекал внимание исследователей старообрядчества. В XIX веке Пермская губерния занимала одно из ведущих мест в России по численности старообрядцев. В данной статье рассказывается о сегодняшнем дне самой многочисленной общины старообрядцев, проживающих в городе Перми.

Пермские старообрядцы. История одной общины
Панорама Перми

***

Расцвет и гонения. Появление старообрядцев в Перми

Прикамье считается одним из регионов со значительным числом старообрядцев среди населения. В XIX веке в Пермская губерния была в числе первых регионов, где проживало немало старообрядцев. В свою очередь Пермская старообрядческая община считается одной из старейших в Прикамье. Первые упоминания о старообрядцах в окрестностях будущей Перми (на р. Егошиха и р. Медведка) относятся к 1722 году. Тогда на месте основания города Пермь находилась деревня Ягошиха. Поселение существовало в XVII–XVIII веках. Предполагается, что появление пермских старообрядческих родов относится к 1718-1719 годам и связано с разгромами Керженецких скитов в Семеновском уезде Нижегородской губернии. Тогда в Пермский край устремились десятки тысяч старообрядцев-беглопоповцев, которые и стали основой общины.

Первый молельный дом появился предположительно в 1730-е годы, а расцвет старообрядчества пришелся уже на конец XVIII века. Это в первую очередь было связано с политикой, проводимой в Перми. Старообрядцам официально разрешили занимать общественные должности, чем они и воспользовались.

Однако в XIX веке возобновились гонения, возглавляемые самим императором Николаем I. На Пермь было обращено особое внимание из-за большого количества старообрядцев. В 1828 году была даже создана специальная комиссия по борьбе со старообрядчеством. Пермское старообрядчество стоически выдерживает нападки, однако, из-за усиления давления со стороны властей и перехода вследствие этого большой части (примерно ¾ от записанных) общины в единоверие (в их числе купцы и руководители) — происходит раскол. Удар, который был нанесен пермской общине николаевским режимом, был действительно сокрушительным.

Новое возрождение общины началось только в 1906 году после утверждения Николаем II указов «Об укреплении начал веротерпимости» и «О порядке образования и действия старообрядческих общин», которые практически уравнивали права старообрядцев с другими жителями Российской империи. Уже к концу 1906 года старообрядческая община превращается в крупное религиозное сообщество Перми. Построена церковь и освещена в честь Успения Пресвятой Богородицы, выкуплен дом для священника рядом с церковью, выделена земля под старообрядческое кладбище.

Новый этап испытаний пермской общины начинается в 1922 году при Советской власти. Все имущество конфисковано, начинаются гонения, но община продолжает существовать. Послабления приходят в конце 1970-х годов. Общиной выкуплено несколько домов под церковь, а в 1986 году была официально зарегистрирована пермская община Русской Православной Старообрядческой церкви (РПСЦ).

Единственный храм не единственной общины

Понимая всю историческую и стратегическую важность пермского старообрядчества, у любого исследователя появится непреодолимое желание увидеть все воочию. Поэтому, посетив в конце сентября 2019 года Пермь, я не смогла удержаться, чтобы не зайти в храм во имя святителя Стефана Пермского Русской Православной Старообрядческой Церкви.

Пермские старообрядцы. История одной общины
Старообрядческий храм во имя святителя Стефана Пермского в Перми

Освящение храма состоялось в июле 2006 года в присутствии Преосвященнейшего митрополита Московского и Всея Руси Корнилия (Титова) и благочинного Уральской старообрядческой епархии о. Валерия (Шабашова). Кроме гостей из Москвы и Уральской эпархи, на это важное событие приехали старообрядцы из Новгорода Великого, Нижнего Новгорода и Ижевска.

Храм во имя святителя Стефана Пермского является единственным храмом РПСЦ в городе. Однако его территория, а также гостеприимство не оставит равнодушным абсолютно никого, разумеется, при правильном подходе.

Начав фотографировать еще за воротами храмовой территории, я медленно, но верно продвигалась вперед. Территория казалась пустой и заброшенной, однако, это было не совсем так. Спустя несколько минут моего пребывания, из гаражного комплекса мне на встречу вышел Федор, как я выяснила позже, сторож. К моему великому сожалению Федор отказался фотографироваться, хотя его внешний вид даже не говорил, а кричал о многом. Примерно 175 см роста, около 70 лет, живой и озорной взгляд небесно-голубых глаз и, конечно, невероятной длины борода, которая местами стала закручиваться в четыре дреды. В течение полутора часов Федор показал и рассказал мне все, что я бы никогда не нашла в книгах или интернете.

Пермские старообрядцы. История одной общины
Притвор храма

Федор оказался из Казахстана. Приехал в пермский регион в начале 80-х годов прошлого века на лесопильный завод на заработки, однако, «не сойдясь характерами» с начальником, был вынужден уволиться. После увольнения, не желая «быть зависимым и работать на государство», он уехал в деревню, где прожил 15 лет. В какой-то момент, по словам Федора, он решил «покинуть этот мир», однако, встретил одного своего знакомого (бывшего в прошлом алкоголиком). Этот самый знакомый предложил Федору пойти в церковь, и он прислушался. Как рассказал сторож, только на четвертый раз «двери оказались открыты». Со слов Федора он не мог зайти в церковь, «как будто что-то мешало».

Пермские старообрядцы. История одной общины
Северная сторона храма

Храм, который мне удалось посетить, построен в 2005 году. Строительство шло в течение пяти лет усилиями и пожертвованиями прихожан. Именно так Федор стал сторожем. Не с самого начала, а чуть позже он приехал строить обитель, да так и остался, приобретя немалый авторитет в общине. «Я и батюшку могу отругать, мне позволено!», — говорит Федор. Он постоянно проживает на территории храма. У него комната в гаражном комплексе примерно 7-10 метров, где умещается односпальная кровать, стол, стул, иконостас и телевизор. На стенах нет обоев, но в целом комната создает ощущение уюта. «Продолжаем строить потихоньку», — рассказывает Федор. Он также рассказал, что пожертвования на строительство были разного рода, в том числе были случаи, когда пожилые люди приносили похоронные деньги, а также переписывали в завещании квартиры на священника, что приводило к скандалу.

Пермские старообрядцы. История одной общины
Южная сторона храма

Так, Федор рассказал одну такую историю. Произошла она лет 10 назад. Женщина пришла в общину и принесла отложенные на похороны деньги, сказав, что, мол, церкви нужнее, а меня могут и родственники похоронить. Родственники от нее после такого шага отказались, и после смерти хоронили ее за счет общины, а в завещании оказалось, что она и квартиру свою отписала общине, а точнее настоятелю. Родственники пришли в неистовое негодование от такого шага и пришли квартиру требовать обратно. Настоятель после раздумий предложил им вернуть общине деньги, затраченные на похороны, а в ответ он на их глазах разрывает завещание. Так и было сделано. По словам Федора (всем воздается по делам их), родственники до сих пор не могут поделить квартиру между собой.

Готовясь к посещению общины и расспрашивая местных жителей о ее расположении, я узнала, что недалеко от нового храма находится деревянная церковь. Однако по словам Федора, это был просто выкупленный старообрядцами жилой дом, который не представляет исторической ценности и сегодня уже не существует. После постройки нового храма вся община полностью переместилась в новые помещения.

Пермские старообрядцы. История одной общины
Иконостас храма во имя святителя Стефана Пермского

Храм действительно очень новый. Иконы, которые находятся в нем, были собраны собственными силами или подарены. Однако к новому иконостасу они не подходили, поэтому были заказаны другие. По словам сторожа, новые иконы заказываются в мужском монастыре во Владимире, потому что своих иконописцев в Перми и области у общины нет. Предположительно (по мнению автора) имеется в виду храм Успения Пресвятой Богородицы во Владимире.

Кроме самого, собственно храма, на территории размещается дом священника, который находится в состоянии строительства, но уже видно, что это двухэтажный многокомнатный дом. «Он приехал из Самары учиться и остался. Вот мы ему дом и строим», — объяснил Федор.

К сожалению, ни с кем из священнослужителей мне встретиться не удалось. Отец Никола (Николай Иванович Татауров), настоятель, был в отъезде, а священник, который проводил службу, уже «ушел отдыхать».

В храме нас встретила одна из служительниц, которая убиралась после службы. По ее словам, пермская община достаточно большая. «Точное число я не скажу, но вот смотрю, во время службы весь храм заполнен», — рассказала она. Она также рассказала, что при храме открыты курсы, ведется обучение. Такое решение было принято в той связи, что увеличилось количество «захожан», которые позже переходят в категорию прихожан, да и сами прихожане изъявили желание глубже и подробнее изучить вероучение. Она также отметила, что активно продвигается и обновляется сайт общины. «Вот что-то прошло, и мы сразу должны об этом написать», — рассказывает служительница.

Молиться и жить: ставка на молодежь

Кроме гаражного комплекса, храма и дома священника, на территории находится колодец, несколько крупных теплиц, а также общежитие и столярные мастерские. Именно туда мы и направились после разговора со служительницей.

Итак, общежитие представляет собой двухэтажное здание. В нем размещаются приезжающие на обучение в Пермь студенты. То есть это ребята из региона, которые поступают в местные колледжи (швейное, столярное дело), а живут они в общежитии при храме и имеют возможность практиковаться и использовать навыки на благо общины и на ее территории. В столярной мастерской уже высятся кресты. «Вот видите, прихожане уже кресты себе на могилы заказывают. А это один из студентов кресло-качалку себе делает. Научится и всем сможет сделать», — рассказывает Федор.

Пермские старообрядцы. История одной общины
Двор, колодец и часть общежития

В самом общежитии кроме жилых комнат располагается кухня (на первом и втором этажах), трапезная (она же и вторая кухня), большое помещение, где стоит теннисный стол, но, по словам Федора, его должны оборудовать под кинотеатр. Интересно, что в трапезной, стоит детский манежик, хотя, когда я спросила приезжают ли студенты с детьми и семьями, Федор ответил, что не приезжают. При этом я задала этот вопрос относительно детской площадки около храма. В свою очередь Федор ответил, что эта детская площадка оборудуется для всех. Поэтому здесь видится возможность двойственной интерпретации, в этой связи я не буду утверждать, что какое-то конкретное высказывание является единственно верным. В целом помещения создают общую атмосферу обжитости, домашности и семейности.

Пермские старообрядцы. История одной общины
Столярная мастерская

Еще одно помещение оказалось под храмом. Мы обошли его слева и спустились в подвал. Там оказалось еще несколько комнат. Большая кухня, просторная трапезная, помещение, где проводится, как я поняла, обучение детей, а также за шторкой обосновались несколько двухэтажных кроватей. По словам Федора, здесь размещаются прихожане, которые приезжают в храм из далека и пожилые люди.

К сожалению, нехватка времени не позволила мне остаться дольше, но с учетом, какие открытые и общительные оказались люди, встреченные мною (хоть и не многочисленные), которые с удовольствием рассказывали о том, что происходит в повседневной жизни общины, можно с уверенностью сказать, что, посещая Пермь, непременно нужно посетить храм во имя святителя Стефана Пермского.

Пермские старообрядцы. История одной общины
Кресты, сделанные студентами

В свою очередь Федор предложил мне принять участие в крестном ходе в Кирове, а также предложил еще раз приехать с исследованием, но остановиться уже непосредственно в общежитии общины. Он же лично займется поисками для меня жениха, и все будем жить долго и счастливо. К слову, Федор рассказал, что он опытный сводник и поженил уже не одну прихожанку.

Часть разговора проходила в комнате Федора, куда он сам предложил мне войти и пообщаться. Он показал мне и рассказал об иконостасе, который занимает один из углов. Во время разговора я обратила внимание на стопку денег, которая лежала на столе. Еще раз: открытость, доверие, общительность.

Пермские старообрядцы. История одной общины
Трапезная под храмом

В заключение необходимо отметить, что Пермский край и сегодня привлекает внимание исследователей старообрядчества. Местами компактного проживания старообрядцев являются деревни. При этом и на официальном уровне община Русской Православной Старообрядческой Церкви является не единственной зарегистрированной общиной в Перми. По данным Министерства юстиции Российской Федерации, в Перми зарегистрировано 17 религиозных организаций, относящихся к старообрядчеству. Из них 12 относятся к РПСЦ. Также в регионе представлены община старообрядцев часовенного согласия и поморская старообрядческая община Древлеправославной Поморской Церкви.

При этом нужно учитывать, что это лишь официальные данные. Можно предположить, что примерно такое же количество старообрядцев, особенно проживающих в отдаленных местах, остаются незарегистрированными.

Использованные материалы: