Старцы оптиной пустыни

<<предыдущая оглавление следующая>>

ПРЕДСКАЗАНИЯ, ПРЕДВИДЕНИЯ

Мне приходилось не однажды слышать примеры предвидения и как бы пророчеств обыкновенных людей относительно самих себя, а также других людей, хотя говорившие и не сознавали, что они пророчествуют.

Так рассказал мне наш скитский монах Крискент нижеследующее. – «Иду я однажды по церкви после какой-то службы (тогда я проходил послушание помощника пономаря) и несу пучок огарков свечных. В это время встречается мне иеродиакон и просит отдать ему эти огарки. «Зачем, – спрашиваю, тебе они нужны?» – «Да я их все пожгу!» – отвечает он. Я отдал их ему. В эту же самую ночь келья его загорелась и сам он сгорел. Оказывается, что он ложась, зажег один из огарков и, вероятно, позабыв затушить его, заснул и на этот раз навеки».

Часто люди пророчествуют, сами того не зная. Вот, например, сейчас, мы беседуем, но ни я, ни вы не знаем, для чего и почему. Но я уверенно говорю: значит так надо. Говорят, что все события нашей жизни откроются нам в час нашей смерти, и мы тогда все поймем. Перед нами вся наша жизнь явится, словно написанная в книге.

Рассказывал мне о. Иов, мантийный монах нашего Скита, следующее. «Когда, – говорит, – я еще был в миру, мне приходилось караулить лес. Однажды я заснул, лежа на траве, и это было днем, и вижу: подходят ко мне два монаха и говорят: «Хочешь, пойдем с нами, мы тебе покажем церковь!» – «Хорошо, – отвечаю я им, – пойдем посмотрим». Встал и пошел с ними. Пройдя некоторое расстояние, вижу, что подходим к церкви, которую мы затем кругом обошли. В это время в ней шла служба и пели «Ныне Силы Небесныя с нами невидимо служат» . Пели очень хорошо. Мне хотелось войти в церковь, чтобы послушать таких прекрасных певчих, но сопровождавшие меня монахи сказали мне: «Теперь нельзя, а ты войдешь в эту церковь чрез 6 лет». В это время я проснулся.

О поступлении в монастырь я тогда и не помышлял. Ровно чрез 6 лет я сподобился поступить в Скит Оптиной Пустыни, который я видел во сне. Это было Великим постом, т.е. когда поют на Преждеосвященной обедне «Ныне Силы Небесныя».

Тот же монах Крискент рассказывал мне про другое событие, бывшее в той же Глинской Пустыни:

Один монах говорил ему и о. Казначею Пустыни, что умрет непременно в Софрониевой Пустыни, а не в здешней, т.е. не в Глинской. После трапезы часа через два у вышеупомянутого монаха вдруг пошла кровь гортанью, и он чрез несколько минут скончался. Таким образом ему пришлось помереть не в той Пустыни, в которой он предполагал, а в той, в которой он жил тогда. Во всяком случае, он предсказал скорую свою смерть.

Сокеларий мой, послушник Скита Феодор, рассказывал мне, что один из его товарищей, когда он еще жил в миру, отправился купаться. В это время к родителям этого товарища приходит человек и говорит им: «Василий утонул!» Те побежали к реке, и оказалось, что страх их был напрасный: мальчик оказался жив. Но вот спустя две недели после сего, в праздник Преображения Господня, мальчик этот с другим товарищем отправился купаться, а это было во время ранней обедни, и на сей раз уже действительно утонул.

Покойная игумения Оренбургского Женского Монастыря (умерла в 1890 г.) Таисия передала мне об отце Серафиме Саровском следующее. – «Когда я была еще в миру, то отправилась на богомолье в Киев. На возвратном пути зашла в Саров, где в то время подвизался Преподобный Серафим. (Еще до официальной канонизации в 1903 году святость преподобного Серафима Саровского не вызывала сомнения у Оптинских старцев). Когда я подошла к нему под благословение и спросила, в какой монастырь благословит он мне поступить, то он, благословляя меня, ответил, показывая перстом: «Вон твой монастырек». Действительно, впоследствии Господь сподобил меня основать в Оренбурге сначала женскую общину, а потом она переименована была в монастырь».

От себя добавлю, что в то время я тоже имел окончательное намерение поступить в монастырь, но в какой именно еще не решил и много колебался и смущался по этому поводу. Игумения, произнося слова «вон твой монастырек!», указала мне рукой именно по направлению Скита Оптиной Пустыни, в которой Господь по неизреченному Милосердию Своему и привел меня потом, спустя год с небольшим. Может быть, и это было предсказание, в отношении меня. Нужно заметить, что покойная особенно ничем не выделялась по своей жизни, но жила свято и благочестиво, и была истинною духовной материю для своих духовных дочерей.

Келейник скитоначальника о. Анатолия, о. Захария, передавал мне нижеследующий рассказ купца о предвидении отца Варнавы, иеросхимонаха Гефсиманского Скита.

«Прихожу однажды я к о. Варнаве, – так передавал купец, – с женою и детьми. Сам я был тогда очень болен, а жена была вполне здоровая женщина. Просим благословения, а Батюшка и говорит, указывая на детей наших: «Это все сиротки!». Говорю, что мы оба слава Богу живы, но только вот я скудаюсь здоровьем, а он отвечает: «Скрипучее дерево два века живет, а здоровое скоро помрет». Мы тогда не поняли слов Батюшки. Вскоре померла жена, и дети остались после нее сиротами».

Скажу лично о себе. В сентябре месяце прошлого, 1891 года, получивши от покойного старца о. Амвросия благословение на поступление в Скит Оптиной Пустыни, я возвращался из Оптиной в Казань, чтобы устроить дела свои и подать рапорт в отставку. Заехал по пути в Троице-Сергиеву Лавру и оттуда зашел в Скит, где сподобился видеть отца Варнаву. При взгляде на меня он говорит: «Вам нужно жениться! Проживете долго, долго проживете. У вас болезнь от простуды…».

Действительно, я тогда страдал от инфлюэнцы и не рассчитывал на выздоровление. Слова же «вам нужно жениться» понял после, ибо они означали вступление в духовный союз с Христом.

Монастырский иеромонах и духовник о. Иларий передавал мне, что будто бы о. Макарий, Оптинский старец, как-то при архимандрите Моисее выразился, что последние времена мы не увидим, а потомки наши увидят, как бы намекая на близость кончины мира.

Живущий в нашем Скиту на покое игумен Феодосий передавал мне следующее: «Когда мне было не больше 6 лет, ходивший к нам юродивый, обращаясь однажды к матери моей и указывая на меня, сказал: «Этот будет игуменом, – а указывая на мою маленькую сестру сказал: – а она будет монахиней». То и другое предсказание исполнилось в точности. Сестра моя, монахиня монастыря, теперь умерла».

Вновь постриженный 3 июня сего 1895 года монах о. Антоний (в рясофоре – Алексей), проходящий послушание помощника просфорника, сказывал мне, что много лет назад о. Памва, бывший его отцом духовным, при исповеди назвал его отцом Антонием. Он считал это тогда за ошибку, но теперь понял, что о. Памва назвал его сим именем пророчески. Отец Памва был духовником в Оптиной Пустыни, отличался строгостью своей подвижнической жизни.

Тот же игумен о. Феодосий передавал мне, что он неоднократно слышал лично от отца Амвросия, Оптинского старца, предсказание о будущности Оптиной Пустыни. О. Амвросий говорил так: «Насколько Оптина Пустынь прославилась, настолько же впоследствии обесславится!»

Сказывал мне о. Марк игумен, будто старец о. Лев так отозвался однажды о прысковском помещике Кашкине: «Память его пройдет с шумом».

Сказывал также мне о. Феодосий, игумен, будто он лично несколько раз слышал от Исаакия архимандрита, что о. Герасим окончит нехорошо. Ныне о. Герасим – настоятель Лютикова монастыря.

Монах Нафанаил сказывал мне, что отец Амвросий так выразился однажды об о. Макарии, нынешнем игумене Лужицкого монастыря: «О. Макарий уедет на карей, а не возвратится и на вороных»! Предсказывал еще, что он будет сослан в Соловки. Нужно заметить, что о. Макарий в то время был еще в Оптиной и уезжать из нее не думал. Потом его сослали в один из монастырей южной России, но с почетом – игуменом.

Монах Нафанаил передавал, что за полгода до своей кончины о. Амвросий выражался так: «Придет осень, будем там и сям – достанется тогда и уткам и гусям» (т.е. шамординским монашкам и оптинцам).

Он же передавал: Отец Никон, иеромонах, регент правого клироса, говорит однажды о. Амвросию: «Хотелось бы мне, Батюшка, чтобы меня похоронили рядом с иеросхимонахом Феодотом». Батюшка на это отвечает: «Нет! Мы тебя положим со знатными лицами». Года через 4 после сего о. Никон, будучи в Петербурге у брата своего, занемог и скончался. Похоронен в Александровско–Невской Лавре, вместе со знатными лицами. Брат его, будучи богатым купцом, откупил для него там местечко.

Он же сказывал, что покойный епископ Калужский Виталий, будучи осенью 1891 года в Оптиной по случаю похорон отца Амвросия, выразился пред Белевскими монахинями, которые во множестве стояли у трапезы: «Весь дух отца Амвросия лежит на отце Иосифе». Епископ Виталий шел в это время в трапезу.

ПРЕПОДОБНЫЕ

Преподобный – это человек, исполнивший заповеди. «Будите убо вы совершени, якоже Отец ваш Небесный совершен есть» (Мф. 5, 48). Преподобные очистили душу свою, и освятили ее так, что она по всем свойствам стала подобна Богу. Понятие о подобии предметов мы встречаем и в математике. Один треугольник маленький, другой – большой, но по свойствам своим этот маленький совсем похож или подобен большому, подобен, но не равен. И в природе мы часто наталкиваемся на случаи подобия предметов.

Люди, по свойствам души своей уподобившиеся Богу, называются преподобными. Раньше их жизнеописаниями интересовались, теперь эти книги основательно забыты, к великому нашему несчастью.

И правда, наше время очень трудное. Отчего? Да оттого, что теперь особенно легко отпасть от Христа, а тогда – погибель. Те, кто последовали за Христом, преподобные Его, те и воцарятся с Ним.

Фарисеи и книжники осуждали Христа за то, что Он Себя называл Богом – «равен Ся творя Богу» (Ин. 5, 18). Господь в ответ на их порицание не сказал: «Я единосущный Отцу Бог», но возразил им: «Несть ли писано в законе вашем: Аз рех: бози есте (Пс. 81, 6) ?» (Ин. 10, 34). Это относилось к израильтянам. Фарисеи ничего не могли ответить на это и замолчали. Но каким образом человек уподобляется Богу, как можно применить к нему это название? У древних греков были боги, олицетворявшие собой разные свойства людей, как хорошие, так и порочные, но здесь не про таких богов говорится. Конечно, быть такими же, как Господь, не только из людей, но и из ангелов никто не может, но уподобляться Богу должен каждый человек, если хочет достигнуть Царствия Небесного. Святых, подражавших в высшей степени Богу, так и называют преподобными, но каким образом они похожи на Бога? Поясним это примером. Если взять несколько капелек воды, то хотя они будут малы, но по своим свойствам напоминают то озеро или реку, из которой они взяты. Так и святые заимствуют от Господа Его свойства: благость, любовь, милосердие – и тем уподобляются Господу.

Всем известен знаменитый композитор Моцарт. Имя его стяжало бессмертие. Однажды один немец, тоже музыкант, пожелал видеть Моцарта и отправился в Италию. Прибыл он в Милан и вдруг узнает печальную новость: «Моцарт умер». Музыкант был в большом горе, но его успокаивали:

— Умер отец, зато жив сын.

— А он похож на Моцарта?

— Вылитый отец!

— Ну хорошо, посмотрю на сына.

Ему показали, где его можно увидеть; он служил в банке. Музыкант пришел к нему и нашел его сидящим за прилавком.

— Вы ли сын знаменитого Моцарта? – спросил немец.

— Я, а что вам угодно?

— Ничего, я пришел только посмотреть на вас.

— Что же на меня смотреть?

— Вы так же любите музыку, как ваш отец? Наверное, уже написали какое-нибудь бессмертное произведение? – продолжал музыкант.

— Никакого, уверяю вас; вот единственная музыка, которую я люблю, – и Моцарт-сын взял горсть червонцев и бросил на прилавок, – всякую же другую музыку я терпеть не могу.

Разочарованный немец вернулся в Германию и рассказал собравшимся товарищам о своем посещении Моцарта. Все задумались, а один из слушателей произнес: «Да, не в отца». Действительно, сын был не в отца. Печальная история!

Мы, пожалуй, склонны осудить Моцарта-сына, но посмотрите лучше на себя. Все мы дети Отца Небесного и должны были бы походить на Него. Что на деле выходит? И про нас часто можно сказать: «Не в Отца!» А между тем, чтобы достигнуть Царствия Небесного, непременно нужно быть «в Отца», иначе туда не пустят. Вот святые были «в Отца». Они и называются преподобными, т.е. в высшей степени уподобившиеся Богу; а нам, грешным, хоть бы подобными-то быть, чтобы не лишиться вечной жизни.

ПРЕЛЕСТЬ

Ужасную вещь выдумал Франклин, предлагающий на особых табличках отмечать, что ты преуспел за день, за неделю и т.д. Этим путем до невероятной прелести можно дойти и в бездну погибели рухнуть. Беседа 11 апреля 1911 г. (25)

ПРЕОБРАЖЕНИЕ

Во время Преображения Господа Иисуса Христа пред учениками Своими, одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить. Следовательно, при этом и вещество, неорганическая материя и то – преобразилось. Не есть ли это образ преображения всего видимого, вещественного мира, имеющего быть при Втором Пришествии Христовом, когда этот видимый мир сгорит и будет новое небо и новая земля. ЕВАНГЕЛИЕ от Марка, Глава 9, стих 3: -20

Чтобы духовно преобразиться, нужно очистить сердце свое от страстей

Апостолы, бывшие со Христом на Фаворе, наполнились великой радости, они даже позабыли себя: «Господи, добро есть нам зде быти, – восклицает за всех ап. Петр, – аще хощешь, сотворим три сени: Тебе едину, и Моисею едину, и едину Илии» (Мф. 17, 4), вот, а про себя-то и не говорит, не просит позволения создать еще сень или кущу для трех апостолов. Таково блаженство от созерцания славы Господней, блаженство, ни с чем не сравнимое. Но, может быть, кто-нибудь захотел бы в этой жизни быть все время на Фаворе! Невозможно это. Один Святой сказал: «Сначала побудь на Голгофе, а потом уже взойдешь на Фавор». Св. Исаак Сирин говорит: «Сперва нужно потерпеть досаду креста, а потом уже ощутить славу креста» . Чтобы ощутить эту славу, чтобы духовно преобразиться, нужно очистить свое сердце от страстей. Св. Исаак Сирин говорит так: «Кто возбраняет устам своим клеветать, тот хранит сердце свое от страстей. А кто хранит сердце свое от страстей, тот ежечасно зрит Господа… Если любишь чистоту, при которой может быть зрим Владыка всяческих, то ни на кого не клевещи и не слушай того, кто клевещет на брата своего… Кто желает видеть Господа внутри себя, тот прилагает усилие очищать сердце свое непрестанным памятованием о Боге; и, таким образом, при светлости очей ума своего, ежечасно будет он зреть Господа…».

Теперь повсюду ненавидят христианство. Оно есть ярмо, мешающее жить вольно, свободно творить грех. Еще Гете один раз про христианство выразился так: «Только две вещи ненавижу я: клопов и христианство». Смотрите, какая насмешка, какое кощунство. Когда он умирал, то закричал: «Свету больше! Свету больше!» Страшные слова… Значит, на него уже надвигалась адская тьма. Вот так и теперь ненавидят христианство, и по смерти идут на дно адово, а здесь, в тиши спасаются, как, например, о. Феодул. Он уже не думал ни о чем мирском, потерял всякое пристрастие к миру. Это выражение я еще замечал у художников. Например, на одном вечере Майков и Полонский читали свои произведения, и у Майкова оно было чуть заметно, чуть-чуть мелькало во время его сильного воодушевления. Но вся полнота принадлежит, конечно, инокам… Да, Лице Его бе грядущее во Иерусалим… (Лк. 9, 53).

ПРИРОДА

Много назидательного дает нам и наблюдение окружающей природы. Все знают растение подсолнечник. Свою желтую голову он всегда обращает к солнцу, тянется к нему, откуда и получил свое название. Но случается, что подсолнечник перестает поворачиваться к солнцу, тогда опытные в этом деле говорят, что он начал портиться, в нем завелся червь, надо его срезать.

Душа, алчущая оправдания Божия, подобно подсолнечнику, стремится, тянется к Богу, Источнику света, если же перестала искать Его, следовательно, такая душа гибнет.

Святые начинали познавать смысл видимой природы

Святые начинали познавать смысл видимой природы. Им дела нет до видимого механизма вещей, а смысл их они понимают. Подобно тому, как мы пользуемся часами, и нам никакого дела нет до устройства механизма и химического состава их. Или, мы пробуем яблоко, ощущаем приятный вкус и не заботимся о том, какой его химический состав. Вот бегает блаженный по улицам Устюга, вбегает в церковь, становится на колени перед иконой Божией Матери и начинает молиться: «Божия Матерь, спаси нас, спаси нас». Потом обращается к народу и кричит, чтобы они покаялись, чтобы не делали таких-то и таких-то беззаконий, «а то вас Боженька камушками побьет». Его начинают бить, что он сумасшедший, кричит здесь. Прогнать его. Ибо всех пророков побивают камнями. Но вот проходит время, и что же? Однажды видят все жители, что на их город надвигается страшная черная туча. Храмы наполняются молящимися, ибо делается что-то необыкновенное, туча кажется какой-то очень страшной, заволакивает половину неба. Блаженный вбегает опять в церковь: «Ну, что я вам говорил, теперь сами видите. Молитесь, молитесь…» И сам молился – и туча разрежается. Наконец, все прошло, небо опять чисто. Жители выходят за город и видят, что на огромном пространстве лежат раскаленные черные камни. Это были аэролиты. Но тогда об этом ничего не знали. Конечно, если бы эти аэролиты упали на город, то всех бы и побило. Эти аэролиты и теперь еще лежат, ученые исследовали их и нашли, что это аэролиты. Но как они могли упасть в одно место, этого они сказать не могли и не могут. А этому блаженному, значит, было известно, что они упадут, если он предсказал это. Почему именно на этот город – неизвестно, может быть, и были какие-либо ужасные грехи, но случилось это, да явятся дела Божии…

Слышали, был писатель поэт Баратынский, он поклонялся германскому поэту Гете, не знаю, поклонялся ли Христу. Когда Гете умер, он на его смерть написал стихотворение. В нем говорится, что Гете был великий гений, ум, понимал всю природу, и журчанье ручья, и шелест травы, все, все… Едва ли это так. Это у Баратынского просто художественная гипербола. Но отнимем Гете и возьмем одно стихотворение. На него написал критику Белинский и сказал, что «таков идеал человека». Да, он правду сказал, ибо святые, действительно, начинают познавать смысл видимой природы. Вы понимаете меня?

… Не самое творение хвалит Господа, как, например, снег будет хвалить, но он сам собою доказывает славу и премудрость Создавшего его. Также огонь, ветер, град – не сами хвалят Бога, а только показывают собою славу, силу и премудрость Господа. А сознательно прославляющим Бога является уже человек, который, познавая Божие творение, прославляет Бога. В этом смысле и сказано: «всякое дыхание да хвалит Господа» (Пс. 150, 6).

— Да, это стихотворение вы хорошо напомнили, да… в таком смысле даже всякое творение говорит; что птицы имеют свой язык, это даже признают некоторые ученые. Поет соловей, – конечно, славит Бога.

Птицы и звери имеют свой язык, свои знаки для разговора.

У одного патриарха, человека святой жизни, был диакон, который постоянно над ним издевался. Святой все терпел. Однажды, когда патриарх сидел за столом со многими приехавшими и собравшимися к нему гостями, диакон по обыкновению начал перед всеми смеяться над ним. Все удивлялись дерзости диакона и еще более терпению патриарха. Вдруг на подоконник сел ворон и стал каркать. Диакон, смеясь, спрашивает:

— А ну скажите-ка, Ваше Святейшество, что это ворон каркает?

— Он каркает, что сатана сейчас исхитит из тебя твою душу.

Едва проговорил это Святой, как диакон упал замертво и почернел.

Видите, значит, он понимал, что говорил ворон, или, может быть, это был сам сатана в образе ворона и каркал. Только Святой понимал это ясно, понимал этот язык. Вот подобно святым, может быть ясным и все другое из сей видимой нами природы. Когда вы будете читать книгу преп. Петра Дамаскина, вы там увидите, что я говорю.

ПРИЧАЩЕНИЕ СВЯТЫХ ТАИН

Господь беспредельно благ. Жертва, принесенная на Голгофе, так бесконечно велика, что грехи всего мира по сравнению с этой жертвой «яко ничесоже». Это все равно, как если кто взял горсть или пригоршню песку и бросил бы в море. Замутилось бы оно? Разумеется, нет, оно останется по-прежнему невозмутимым. Но и эта горсть может погубить нас, если мы не считаем себя грешниками и не каемся пред Господом. Причащение Св. Таин попаляет все грехи; отчего, особенно у простых людей, всегда спрашивают: причащался ли больной перед смертью? Если узнают, что усопший сподобился Св. Причащения, то радостно отвечают «Слава Тебе, Господи!»

Поздравляю причастниц с принятием Св. Таин. Принимая сегодня Тело и Кровь Христову, вы ощутили, конечно, духовную радость, каждая по силе своей – одна больше, другая меньше, но все-таки ощутили. Хотя и думается нам иногда, что и после причащения осталась душа наша совершенно холодною, как будто и не приходил к нам Христос – ничего, унывать не надо. Святые принимали Таины с горячею любовью и твердою верою. Например, преподобный Серафим, всегда исполненный любовию, в день причащения весь проникался пламенем любви ко Господу, и то, что он ощутил, принимая Тело и Кровь Христову, нам, грешным, постичь невозможно. Но если мы, по-видимому, и с холодным сердцем причастились, и за это слава Тебе, Господи! По силе мы поготовились к сему великому Таинству, имели желание соединиться со Христом, а испытывать духовные восторги – это не от нас зависит – но «имже дано». – «Господи, хочу я быть с Тобою, хочу приобщиться жизни Твоей, но душа моя холодна и бесчувственна; славлю Тебя, Владыко, и за эту холодность, значит, так нужно, значит, это полезнее для души моей, чем духовные утешения». Господь видит вас и, если посылает испытания, то для вашего же блага. Все причастницы записаны в книге жизни, и если Господь и не дает вкусить духовных восторгов в этой жизни, то сторицею вознаградит в будущей.

Частота Причащения

В первые дни христианства последователи Христа Спасителя причащались каждый день, и жизнь они вели равноангельскую, были готовы предстать перед Лицем Божиим каждую минуту. Никто из христиан не был безопасен каждую минуту. Часто случалось, что утром христианин причащался, а вечером его схватывали и отводили в Колизей. Конечно, находясь в опасности, христиане зорко следили за своим внутренним миром и проводили жизнь в чистоте и святости.

Но первые века прошли, гонения со стороны неверных прекратились, всегдашняя опасность миновала. Тогда вместо ежедневного причащения стали причащаться один раз в неделю, затем раз в месяц, и даже сократили до одного раза в год.

У нас в Скиту держатся устава Афонской Горы, где он был составлен святыми старцами и передан во всегдашнее назидание, и в монастыре у нас придерживаются тоже этого правила. Все иноки причащаются пять раз в год, но по благословенной причине можно и чаще. К этому так привыкли, что более частое причащение обращает на себя всеобщее внимание.

— Что это отец Иероним сегодня причащается?

— Ему разрешил Старец.

— Но отчего?

— Ему явился диавол чувственным образом, а потому он совсем расслабел.

— А… ну, так понятно…

Сегодня многие из вас причастились Святых Таин, приняли в себя самого Христа, Этого Небесного Гостя. Великий это дар Божий. Но приняв Христа, нужно, стараться и удержать Его в себе. А то часто случается, что придет Он и уйдет, опять придет и снова уйдет. Впрочем, когда Он и уходит, то все-таки остается след Его присутствия, а потому нам, грешным, так важно чаще причащаться, чтобы чаще посещал нас этот Божественный Гость. В молитве перед Св. Причащением говорится: «да не на мнозе удаляяйся общения Твоего от мысленнаго волка звероуловлен буду».

Первые христиане каждый день причащались, но зато вели они жизнь равноангельскую, так что каждое мгновение готовы были предстать пред Лице Божие. Затем религиозный пламень стал остывать, и начали причащаться раз в неделю, раз в месяц, и наконец, – раз в год, а некоторые и в два года раз причащаются. Конечно, безусловно важно и спасительно причащаться, но здесь может быть и другая опасность. Если ждешь к себе Христа, то нужно прибрать свою внутреннюю храмину, а без этого причащение неполезно. А потому свв. Отцы говорят, что лучше реже причащаться, но внимательнее готовиться к сему великому Таинству. У нас собирались старцы, чтобы решить, сколько раз нужно причащаться инокам, и было решено: что достаточно 5 раз в год: во все 4 поста, причем в Великий пост 2 раза, затем разрешается, по желанию, причащаться в день Ангела или рождения, далее по особенным причинам, в случае отъезда и т.д., но все-таки не более 6–7 раз в год, и довольно. Инокам, собственно и мирянам, но особенно инокам, нужно стараться долее удерживать в себе Христа, пока Он не сделается из Гостя Домовладыкою, как у святых людей.

Вот наступает Успенский пост, все вы будете говеть и причащаться Св. Таин. Некоторые мирские думают, что говеть нужно только один раз в году, но это несправедливо; лучше говеть почаще. Многие мои духовные дети часто причащаются, от того и исповедывать их мне легче, я знаю всю их душу; тех же, которые по два или три года не говеют, и исповедовать трудно, очень уж замарается душа, не знаешь, как очистить ее. Беседа 7-я. 30 июля 1912 г.

Господь не всех сподобляет принятия Св. Таин

Однажды, это было в Петербурге, мне рассказывал один священник из церкви преподобного Сергия, что на Литейной улице:

— Зовут меня вечером напутствовать Св. Тайнами больного. Прихожу, спрашиваю, где больной. Ко мне выходит пожилых лет мужчина, на вид совсем здоровый, и говорит, что это он для себя пригласил.

— Кощунствовать с этим великим Таинством нельзя, – отвечаю, – меня просили напутствовать больного, а вы совершенно здоровы.

— Я лет 20 не был у исповеди и Причастия, – ответил он, – вдруг какой-то голос властно говорит мне: «Ты сегодня умрешь», – оттого-то я и побеспокоил вас.

— Если так, то будем исповедываться.

Начинается исповедь, и что это была за исповедь! Душа его была, как проказою, покрыта всевозможнейшими грехами. Наконец, накладываю епитрахиль и читаю разрешительную молитву.

— Значит, все грехи прощены и я могу причаститься? – спросил он.

— Прощены, и я сейчас причащу вас.

Приготовили все, читаю молитвы и хочу причастить его, но у него сжимаются зубы, и, несмотря на все усилия, он не может их разжать. Тогда он идет в свой рабочий кабинет, берет клещи и хочет разжать ими рот, но не может. Так и умер, не приняв Св. Таин. Грехи ему прощены – но отчего Господь не сподобил его причащения – это неисповедимая тайна Божия.

А принять Св. Таины – великое дело. Если бы кто из причастников умер до прошествия 24 часов после Причащения, то душа его пошла бы в рай. Бесы не могут приблизиться к такой душе, опаляемые сиянием Тела и Крови Христовой. Что же требуется для приготовления к этому великому Таинству? Во-первых, – сознание своей греховности; во-вторых, – сознавая свое собственное бессилие в деле спасения, твердая надежда на милосердие Божие. Когда мы сами своими усилиями думаем исправиться, то все не удается, все выходит клякса, и только Один Господь силен нас спасти к лучшей жизни.

— Господи, помози мне, на Тебя одна надежда! – воззовем к Господу, и Господь не презрит обращающуюся к Нему душу.

Мне вспоминается один случай. Не так давно по неисповедимым путям Божиим я попал в Манчжурию в качестве духовника при тамбовском отряде Красного Креста . Ежедневно привозили множество раненых, и я, как Господь помогал, утешал, а умирающих соединял со Христом Причащением Св. Таин. Часто случалось: пойдешь к какому-нибудь больному, – у кого живот пробит и вырваны куски кишок, у кого рука или нога раздроблены, – подойдешь к нему, а он страдает не столько от боли, сколько от воспоминаний о родной семье. У него и жена, и маленькие ребятки, которые ждут возвращения своего тяти, а тятя лежит в госпитале с неисцельной раной. Надо иметь каменное сердце, чтобы пройти мимо такого страдальца.

Однажды пришел я в госпиталь и вижу – пришел новый вагон с 250 ранеными; лежат они вместе, рядами, только одна кровать стоит далеко от других, лежит на ней больной и тяжело стонет. Спрашиваю я сестреночку:

— Что это за больной?

— Он неизлечим, к утру, наверное, умрет.

— Ах, Господи, нужно его приобщить, приготовьте все, я сейчас приду с Дарами.

В это время ко мне подбежал доктор со словами:

— Не подходите к этому больному, его нельзя причащать!

— Как нельзя? А душа? Надо ее утешить!

— Он болен страшно заразной болезнью – японской чумой. Если вы к нему подойдете, непременно заразитесь.

— Но вы же подходите!

— Мы принимаем все меры предосторожности, одеваем на руки длинные перчатки, пропитанные дезинфицирующими средствами, рот также закрываем, чтобы не встретиться с дыханием больного. Мы все сделали, что велела нам совесть, но вы к нему не подходите, он в бессознательном состоянии, и хотя я не священник, но знаю, что таких нельзя исповедывать и причащать.

Действительно, доктор был прав: исповедывать и причащать человека, находящегося без сознания, невозможно. К утру больной умер: хоронили его с большими предосторожностями.

Этот случай сходен с тем, что происходит в духовной жизни.

Очень опасно принимать Св. Таины не готовясь, тем более кощунственно

Вот кто не готовясь, кощунственно приступает ко Святому Причастию, тот находится в великой опасности и легко может навеки погибнуть. Я слышал про одного человека – невера, который однажды кощунственно принял в себя Св. Таины – и, придя домой, со смехом говорил своим родным: «Поздравляйте меня, я съел хлеба и выпил вина». Но родители, верующие люди, отнеслись к этому серьезно и, ужаснувшись его дерзости, решительно сказали: «Встань на колени и моли Бога, чтобы Он не покарал тебя». Их слова произвели на него сильное впечатление, он испугался и действительно встал на колени, а наутро он был разбит параличом. Долго он хворал, лишился сна и покоя, если же, измученный, и засыпал, то во сне он видел страшные видения. Так прошел целый год. Поправился он также неожиданно, как и заболел. Однажды, по просьбе больного, он был причащен Св. Таин и моментально выздоровел. Болезнь резко изменила его: он от тьмы повернул к Свету.

Это объемная книга, в ней 510 страниц, издана она в Оптиной пустыни. Книги включает в себя жития 14 Оптинских старцев, начиная от преподобного Льва Оптинского (1768-1841) и заканчивая преподобномучеником Исаакием (Бобраковым), расстрелянным по приказу Тройки НКВД в 1938 г.
Предваряет книгу статья, названная «Оптинское старчество и его истоки», где рассказано, откуда появились они, старцы, на Оптинской земле. Кто был первым старцем, положившим начало этого славного пути, по которому пошли остальные, по каким принципам они жили, что нового внесли в православный уклад русского народа. Очень много нового и душеспасительного узнает читатель из этой статьи, написанной священником Николаем Ненароковым.
Далее идут жития Оптинских старцев, каждое из которых завершает глава, где даются их наставления. Наставления о том, что такое монашество, о послушании старцу, о смирении, о Божией воле, об искушениях и терпении и о многом другом.
Создатели этой книги, конечно, проделали огромный труд, собрав такой обширный материал в одной книге. Также хотелось бы отметить то, что каждое житие предваряет потрет старца, что немаловажно для читателя. Так, мы можем видеть их лица, а это сближает нас через века друг с другом.

Конспект урока для начальной школы

Учитель. Это было давным-давно. Тогда в лесах около города Козельска орудовала шайка разбойников. Они грабили прохожих, разоряли дома. Главным у разбойников был атаман, которого звали Опта. Он был очень злым и жестоким. Но однажды он посмотрел на свою жизнь как бы со стороны и ужаснулся тому, как много зла он сделал людям. После этого разбойник раскаялся, построил монастырь и стал в нем монахом, а монастырь до сих пор называется Оптина пустынь. Сегодня я вам расскажу об этом монастыре.

В одной старой книге, которая рассказывала о русских монастырях, были такие слова: «Не величественные соборы вспоминаются богомольцу, бывавшему в Оптиной пустыни, не высочайшие колокольни, не крепостные стены монастыря, не драгоценности ризницы. Всего этого нет в скромном по своему внешнему облику монастыре». Чем же знаменита Оптина пустынь? А знаменита она своими старцами. Кого называют старцами?

Дети. Старец – это благочестивый человек, который может руководить духовной жизнью других людей.

Учитель.Через старца люди узнают волю Божию. В Оптиной пустыни было 14 преподобных старцев. Прочитаем их имена на доске.

Дети. (Читают.)

Преподобный Лев

Преподобный Макарий

Преподобный Моисей

Преподобный Антоний

Преподобный Иларион

Преподобный Амвросий

Преподобный Анатолий (старший)

Преподобный Исаакий I

Преподобный Иосиф

Преподобный Варсонофий

Преподобный Анатолий (младший)

Преподобный Нектарий

Преподобный Никон

Преподобный Исаакий II

Учитель.Теперь я хочу рассказать немного о каждом старце.

Преподобный Лев

Преподобный Лев

Первого Оптинского старца звали Лев.Он был большого роста, величественный, в молодости обладавший большой силой, сохранивший до старости, несмотря на полноту, грацию и плавность в движениях. В молодости преподобный Лев занимался торговлей. Он возил товары из одного города в другой. Во время одной из таких поездок на него напал волк и вырвал из ноги огромный кусок. Но юноша не растерялся и засунул кулак в глотку волка, а другой рукой сдавил ему горло. Обессиленный волк упал с воза. После этого случая старец Лев прихрамывал всю жизнь.

Когда преподобный Лев стал монахом, он многим помогал духовными советами. Многим его советы казались странными, но если люди поступали так, как им советовал преподобный Лев, то потом они об этом не жалели. Одной женщине, например, старец предложил переехать на другую квартиру, женщина долго отказывалась, но старец настоял на своем. Ночью после переезда в старую квартиру забрался бывший слуга этой женщины с целью ограбить и убить ее. Последовав совету старца, женщина спаслась от смерти.

Некоторые люди завидовали преподобному Льву и написали на него донос – тогда ему запретили принимать посетителей. Но люди все равно приходили к старцу, и он не мог отказать им. А на все замечания и угрозы старец отвечал так: «Я к себе никого не зову: кто ко мне приходит, тех гнать от себя не могу».

Преподобный Макарий

Преподобный Макарий

Преподобный Макарий. Преподобный Макарий был среднего роста, у него было некрасивое лицо, но белое, светлое. Особенно поражал его взгляд: тихий и полный смирения. Нрав старец имел живой и подвижный, память прекрасную: после первой исповеди на всю жизнь запоминал он человека.

Старец Макарий родился в благочестивой дворянской семье. В детстве мать говорила о нем: «Сердце мое чувствует, что из этого ребенка выйдет что-нибудь необыкновенное!» После школы преподобный поступил на службу бухгалтером. В свободное время он любил читать, играть на скрипке. В 24 года преподобный Макарий поселился в деревне. Однажды несколько мужиков украли у него гречиху. Святой долго их вразумлял, и мужики пали на колени в искреннем раскаянии. Вскоре после этого он ушел в монастырь. Через некоторое время его назначили духовником одного монастыря, там с ним познакомился преподобный Лев, он стал руководителем духовной жизни преподобного Макария.

Старец Макарий переезжает в Оптину пустынь и становится после смерти преподобного Льва духовником обители. Каждый день к нему приходили толпы народа. Старец принимал их до самой смерти. Даже когда он заболел и не мог вставать, то попросил вынести себя в переднюю и положить на пол, чтобы посетители смогли видеть его через окно.

Преподобный Моисей

Преподобный Моисей

Преподобный Моисей. Преподобный Моисей родился в благочестивой семье. Его отец часто водил детей в церковь, а вернувшись домой, расспрашивал о службе. В школу преподобный не ходил, а обучался дома у отца. В 18 лет преподобного Макария с братом отец отправил на службу в Москву. В Москве братья читали душеполезные книги, встречались с благочестивыми людьми, и в них созрело желание уйти в монастырь. Но они боялись, что отец не отпустит их, тогда они написали ему письмо, что идут служить другому хозяину, подразумевая под другим хозяином Иисуса Христа. Когда отец узнал, что его сыновья ушли в Саровский монастырь, то сильно разгневался. Только через три года он простил братьев.

После пострижения в монахи преподобный Моисей стал пустынником. Кто такие пустынники?

Дети. Это люди, которые уходят жить в пустыню, чтобы им никто не мешал молиться в уединении.

Учитель.Только преподобный Моисей ушел не в пустыню, а в лес, и жил там много лет. Во время пустынной жизни преподобный Моисей окреп и созрел духовно. Однажды преподобный Моисей оказался в Оптиной пустыни, и решил он устроить рядом с ней скит. А что такое скит?

Дети. Это уединенная обитель.

Учитель. Взяв благословение на это дело, преподобный Моисей переехал в Оптину пустынь и начал строительство скита. «Есть ли у вас деньги?» – спрашивали его при начале строители. «Есть, есть», – и покажет 15–20 рублей. «Да ведь этого не хватит». А преподобный Моисей улыбнется и скажет: «А про Бога забыл: у меня нет, так у Него есть». Часто бывало, что рабочие просили уплаты, когда у святого не было денег, он просил подождать, и через день-два по почте приходили деньги. Вскоре преподобный Моисей стал настоятелем монастыря. Но при своем высоком положении он не забывал помогать простым людям. Он покупал ненужные вещи только для того, чтобы помочь нуждающемуся продавцу, нанимал для отпугивания ворон и ловли кротов сирот и платил им за это деньги. Когда преподобный Моисей умер, то в ящике, где он держал деньги, нашли только одну монету: «Верно, батюшка не заметил ее, – сказал его брат, – а то бы он непременно и ее истратил».

Преподобный Антоний

Преподобный Антоний

Преподобный Антоний. Преподобный Антоний был младшим братом преподобного Моисея. Кто помнит, как воспитывались дети в этой семье?

Дети.Отец не отдавал детей в школу, а учил сам дома. Еще он часто водил детей в церковь.

Учитель.Преподобный Антоний с юных лет стремился к монашеству, поэтому он присоединился к преподобному Моисею, жившему пустынником в лесах. Впоследствии преподобный Антоний вместе с братом переселился в Оптину пустынь, занимался строительством скита, а в 30-летнем возрасте стал начальником скита. Преподобный Антоний был очень смиренным, ни одного распоряжения он не делал без благословения своего брата, преподобного Моисея. Так как в скиту было мало монахов, то старцу Антонию приходилось выполнять самому разные послушания.

Как вы понимаете фразу «выполнять разные послушания»?

Дети. Ему приходилось делать различные хозяйственные дела.

Учитель. Приведите примеры монастырских послушаний.

Дети. Уход за домашними животными, наведение порядка, работа в саду и огороде, пение и чтение в церкви.

Учитель. Нашлись люди, которым не нравились преподобный Моисей и преподобный Антоний. Они сделали так, что преподобного Антония перевели в другой монастырь. Старец в то время тяжело болел и просил оставить его в скиту, но все его просьбы остались без ответа. И только через 14 лет преподобному Антонию разрешили вернуться в Оптину пустынь, где он прожил до самой старости.

Преподобный Антоний много заботился о людях, которые обращались к нему за помощью. Одного человека в поле застигла метель, и он заблудился. В страхе он стал молиться Господу, чтобы Он помог ему ради молитв преподобного Антония. И через некоторое время этот человек благополучно вышел к своей деревне.

Преподобный Иларион.Отец преподобного Илариона был портным и часто отсутствовал дома. Воспитанием детей занималась мать, она была благочестивой женщиной. Преподобный в детстве был тихим и кротким. Также он был очень неловким: однажды он качался с товарищами на доске и неудачно упал; в другой раз он ушибся, катаясь на лошади. Старшие за такую неловкость дразнили мальчика. Когда преподобный Иларион подрос, он стал помогать отцу. Для того чтобы лучше изучить портняжное мастерство, он поехал учиться в Москву. Через некоторое время у юноши появилось желание уйти в монастырь, он стал посещать русские обители. Больше всего ему понравилась Оптина пустынь, и святой решил в ней остаться. Его избрали келейником преподобного Макария. Кто такой келейник?

Дети. Это человек, который прислуживает батюшке.

Учитель. Но, кроме этого послушания, преподобного назначали и на другие работы: он был огородником, садовником, пек хлеб.

Преподобный Иларион

Преподобный Иларион

После смерти преподобного Макария преподобный Иларион стал духовником обители. К нему каждый день приходило множество народа, и преподобный старался всем помочь: наставлял в вере, исцелял от болезней. Этот труд святой выполнял до самой своей смерти.

Преподобный Амвросий

Преподобный Амвросий

Преподобный Амвросий.

Учитель. Кто из Оптинских старцев наиболее известен?

Дети. Преподобный Амвросий Оптинский.

Учитель.Что вы знаете о нем?

Дети. (Отвечают.)

Учитель. Преподобный Амвросий Оптинский в детстве был очень бойкий и веселый мальчик. Сам старец рассказывал о своих детских проказах. Однажды он полез под крышу за голубями, но упал и ободрал себе спину. В другой раз, несмотря на замечание матери, не переставал стегать у себя на дворе одну смирную лошадку, которая, выйдя из терпения, поранила его копытом в голову. Понятно, что подобное поведение мальчика не одобряли в семье.

Когда преподобный Амвросий вырос, его отдали в духовное училище, где он показал исключительные способности. После окончания учения юноша стал работать учителем. Вскоре он тяжело заболел. Надежды на выздоровление почти не было, и святой дал обет: если он поправится, уйти в монастырь. Но после выздоровления юноша четыре года не решался выполнить свой обет. Ему было жалко расставаться с привычной жизнью, с друзьями. Преподобного Амвросия постоянно мучила совесть, и вот однажды ему стало до того стыдно перед Богом за несдержанное обещание, что он тайно ушел из дома в Оптину пустынь. В монастыре святой был келейником преподобного Льва, а потом преподобного Макария, работал в пекарне. Через некоторое время преподобного Амвросия рукоположили в иеромонаха. Кто такой иеромонах?

Дети. Монах-священник.

Учитель. Для того чтобы рукоположить святого Амвросия в иеромонаха, его отправили в Калугу. Был сильный холод, и святой простудился. С этих пор старец уже никогда не мог поправиться. Преподобный Амвросий не мог уже работать физически, но мог наставлять людей в духовной жизни, он стал преемником старца Макария. И целых 30 лет он служил ближним. Трудно представить себе, как он мог в полном изнеможении сил принимать ежедневно толпы людей и отвечать на десятки писем. Для него не существовало тайн: он видел все. Однажды к преподобному подошел молодой человек и стал жаловаться на то, что ничем не может вылечить руку. Не успел он договорить: «Болит, шибко болит…» – как старец перебил: «И будет болеть. Зачем мать обидел?» Но сразу смутился и продолжал: «Ты ведешь-то себя хорошо ли? Хороший ли ты сын?»

Преподобный Амвросий обладал даром исцеления. Одной больной женщине он явился наяву, взял за руку и сказал: «Вставай, полно тебе болеть». И она тут же вылечилась.

Преподобный Анатолий (старший)

Преподобный Анатолий (старший)

Преподобный Анатолий (старший). Преподобный Анатолий родился в семье диакона, его родители хотели, чтобы сын стал монахом, и воспитывали его в строгости. Святой закончил духовное училище и семинарию. Что такое семинария?

Дети. Это учебное заведение, где готовят священников.

Учитель. Правильно, но преподобный Анатолий после семинарии не стал священником, а поступил на службу, однако вскоре заболел. Тогда больной дал обещание, что если выздоровеет, то поступит в монастырь. В Оптиной пустыни преподобный Анатолий стал одним из первых учеников преподобного Амвросия.

В монастыре преподобному Анатолию пришлось в первые годы очень тяжело. У него было очень трудное послушание на кухне, где спать приходилось мало, да и то на дровах. Но такая жизнь не сломила дух преподобного, и скоро он стал помощником преподобного Амвросия, а потом – скитоначальником.

Преподобный Анатолий был очень сострадательным человеком. Когда он узнавал о чьем-нибудь горе, долго волновался, до болей в голове, и старался чем-то помочь. Вот что рассказывала одна монахиня: «Я, по поступлении в монастырь, заболела. Мне было 15 лет, и доктора сказали, что я скоро умру, но мне не хотелось умирать; батюшка сказал мне: «Читай молитву Иисусову, и все пройдет». Так я и сделала, и за святые его молитвы выздоровела. И с тех пор прошло 23 года, и я живу».

Преподобный Исаакий (первый)

Преподобный Исаакий (первый)

Преподобный Исаакий I. Преподобный Исаакий родился в благочестивой семье. Его семья пользовалась большим уважением в городе за христианскую жизнь, честность, милосердие. Дед был особенно расположен к своему маленькому внуку и часто брал его с собой в церковь. Отец святого требовал от детей беспрекословного повиновения и такого уважения к родительскому авторитету, что дети не осмеливались садиться пред ним без позволения. Но он не прибегал к обычным мерам строгости и никогда не поднимал на детей руку, поэтому дети его сердечно любили.

Когда преподобный Исаакий подрос, то стал помогать отцу в его торговых занятиях. Он имел на подчиненных ему простых людей самое благоприятное влияние.

Святой хотел уйти в монастырь, но не знал, как это сделать и послужит ли это ему на пользу. Тогда он поехал в Оптину пустынь, где находился его брат. На преподобного Исаакия произвела глубокое впечатление беседа с преподобным Львом. После этой поездки он решается бежать из дома в Оптину пустынь без родительского благословения. (Только через год он примиряется с отцом.)

В монастыре преподобный нес послушание на кухне, а со временем стал управлять обителью. Первые дни начальствования были тяжелым испытанием для преподобного Исаакия. Однажды он плакал о невозможности содержать братию, но вдруг известие об уплате долгов и еще о завещании одного жертвователя рассеяли его печаль. При начальствовании преподобного Исаакия I в Оптиной пустыни построили свечной завод, создали богатые луга, сады и огороды. Но святой заботился не только о внешнем благосостоянии монастыря, а и о духовной жизни братии. Монахи его очень любили и называли «дедушкой». Один монах чуть было не погиб при переправе через реку осенью, когда лед еще не был прочен. Он призвал на помощь молитвы своего «дедушки» и благополучно выбрался на берег.

Преподобный Иосиф

Преподобный Иосиф

Преподобный Иосиф. Преподобный Иосиф был ближайшим учеником преподобного Амвросия. Он родился в семье простой, но благочестивой. Его родители любили читать духовные книги и ходить в храм. Мать водила детей с собой в церковь и дома заставляла их молиться. Когда святому было восемь лет, он однажды, играя во дворе, упал без чувств. Придя в себя, он рассказал, что видел в воздухе Царицу Небесную. В другой раз в селе случился пожар. А семья святого незадолго до этого переехала в новый дом. Ребенок, не зная, к кому обратиться за помощью, стал протягивать руки к находящейся вблизи церкви во имя Покрова Пресвятой Богородицы и кричать: «Царица Небесная! Оставь нам наш домик, ведь он совсем новенький!» Детская молитва эта была услышана: все кругом сгорело, а их дом остался цел.

В 11 лет святой остался круглым сиротой и поселился у старшего брата Семена. Но Семен вскоре пропил все имущество, и преподобному Иосифу пришлось идти работать у чужих людей. Он испытал и холод, и голод, иногда побои и разные опасности. Хотя он жил в развращенной и грубой среде, ничто плохое не пристало к нему, его чистую душу влекло в монастырь. Преподобный решил пойти за советом к своей сестре-монахине, и она благословила его идти в Оптину пустынь. Первым его послушанием в Оптиной была работа на кухне, но уже вскоре он стал келейником у старца Амвросия. Старшим келейником преподобного Амвросия был человек суровый, который не показывал новичку, как и что надо делать, а когда тот ошибался, он укорял его. Вот эта-то школа терпения и сделала старца Иосифа таким кротким и смиренным. Неизменно благодушное настроение преподобного Иосифа влияло на всех. Он со всеми был смирен и умел всех смирять своим смирением, кротостью и уступчивостью.

Через несколько лет преподобный Иосиф сильно заболел и готовился к смерти, но по молитвам преподобного Амвросия остался жив. После выздоровления он стал помогать старцу Амвросию тем, что исповедовал народ. А после смерти преподобного Амвросия и преподобного Анатолия преподобный Иосиф стал старцем для всей братии Оптиной пустыни.

Старец Иосиф обладал даром видеть будущее. Одному человеку он повязал на шею шнурок из своего пояса, это символически обозначало тюремное заключение, что и сбылось: примерно через 20 лет этого человека посадили в тюрьму за веру.

Преподобный Варсонофий

Преподобный Варсонофий

Преподобный Варсонофий. Одновременно с преподобным Иосифом и преподобным Анатолием и после их кончины старчествовал в Оптиной пустыни скитоначальник преподобный Варсонофий. Он получил благочестивое воспитание в семье. Вот как об этом рассказывал он сам: «Я каждый день ходил к ранней обедне. Так приучила меня мачеха, и как я теперь ей благодарен!»

В детстве преподобный Варсонофий учился в кадетском корпусе (учебное заведение для мальчиков, где их готовили к военной службе). А после поступил на военную службу. Однажды он попал на литургию, которую служил святой праведный Иоанн Кронштадтский. Преподобный Варсонофий прошел в алтарь. Святой Иоанн быстро подошел к нему, поцеловал руку и, не сказав ничего, отошел. Все присутствующие переглянулись и говорили после, что, вероятно, он будет священником. А сам преподобный Варсонофий и не помышлял тогда об этом.

И вот однажды, тяжко заболев воспалением легких и почувствовав приближение смерти, он велел вслух читать Евангелие, а сам забылся… И было ему в это время видение: он увидел открытыми небеса, вся жизнь пронеслась мгновенно перед ним, и услышал он голос свыше, повелевающий ему идти в Оптину пустынь. К удивлению всех, больной стал быстро поправляться, выздоровел и уехал в Оптину пустынь. Там он был назначен келейником при преподобном Нектарии, а со временем – скитоначальником. Преподобный Варсонофий стал духовником обители.

Но, несмотря на великие духовные дарования преподобного Варсонофия, нашлись люди, недовольные его деятельностью. Они написали донос, и старца перевели в один из самых бедных монастырей, где он умер через год. Но похоронить его разрешили в Оптиной пустыни, рядом с могилами других старцев.

Преподобный Анатолий (младший)

Преподобный Анатолий (младший)

Преподобный Анатолий (младший). «Небольшого роста, немного сгорбленный, с чрезвычайно быстрой речью, увлекающийся, любвеобильный, отец Анатолий уже тогда оставил во мне неизгладимое впечатление» – так описывает преподобного Анатолия его современник.

С юных лет святой хотел стать монахом, но мать его не благословила, и он поступил в монастырь только после ее смерти. Многие годы провел в скиту келейником у преподобного Амвросия. Усвоив у него основы монашеского духовничества, старец Анатолий стал руководить внутренней жизнью монахов. Любовь и ласковость обращения привлекали к старцу толпы светских людей, и он старался всем дать совет, всех благословить.

Когда были гонения на Православную Церковь, к старцу пришли люди, они стали бить, мучить и издеваться над святым, а потом хотели его арестовать, но старец попросил себе отсрочку на сутки. Когда же пришли за ним на следующий день, то увидели его мертвым во гробе. Так Господь избавил его от страданий.

Преподобный Нектарий

Преподобный Нектарий

Преподобный Нектарий. Он родился в бедной семье, отец его был рабочим на мельнице и умер, когда сыну исполнилось семь лет. Мальчик был умным и любознательным, но учиться ему пришлось только в сельской школе.

С матерью у преподобного Нектария была глубокая душевная близость. Она была строга с ним, но больше действовала кротостью и умела тронуть его сердце. В 11 лет она устроила сына служить в лавку. Вырастал юноша тихим, богомольным, любящим чтение. Лицом он был очень красив, с румянцем нежным, как у девушки, с русыми кудрями. В 18 лет один человек задумал женить преподобного Нектария на своей дочери. Девушка была хорошая и пришлась юноше по сердцу. Но перед свадьбой он решил съездить за благословением к одной благочестивой старице. Она сказала ему: «Юноша, пойди в Оптину к Илариону, он тебе скажет, что делать». Преподобный Нектарий послушался совета и отправился в Оптину пустынь. Монастырь поразил святого своей красотой. Пришел он к преподобному Илариону, рассказал о себе, а тот ему отвечает: «Сам я ничего не могу сказать тебе, а пойди ты к батюшке Амвросию, и что он тебе скажет, так ты и сделай».

Старец принял Нектария сразу же и говорил с ним два часа. О чем была эта беседа, отец Нектарий никому не открывал, но после нее он навсегда остался в скиту и домой уже не возвращался ни на один день.

Однажды преподобного Нектария спросили, не возмущался ли он против своих учителей. Тот ответил: «Нет! Мне это и в голову не могло прийти. Только раз провинился я чем-то, и послали меня к старцу Амвросию на вразумление. А у того палочка была. Как провинишься, он и побьет. А я, конечно, не хочу, чтобы меня били. Как увидел, что старец за палку берется, я бежать, а потом прощения просил».

Со временем преподобный Нектарий стал старцем. В эти же годы он начал юродствовать. Кто такие юродивые?

Дети. Это люди, которые старались казаться людям глупыми, безумными.

Учитель. Преподобный Нектарий носил цветные кофты, сливал в один котел все кушанья, ходил с валенком на одной ноге и башмаком на другой.

В 1913 г. Оптинская братия собралась, чтобы избрать старца. Сначала старчество предложили отцу архимандриту Агапиту, но он отказался и указал на преподобного Нектария. Современник отца Нектария вспоминает: «Когда его назначили старцем, он так скоморошничал (юродствовал), что его даже хотели сместить, но один высокой духовной жизни монах сказал: «Вы его оставьте, это он пророчествует». Теперь все сбывается, что он тогда прообразовывал. Например, наденет халатик на голое тело, и на ходу сверкают у него голые ноги. В 1920-х гг. даже студенты, служащие ходили на службу босые, без белья, или в пальто на рваном белье. Насобирал разного хламу: камешков, стеклышек, глины и т.д., устроил крохотный шкафчик и всем показывал, говоря: «Это мой музей». В Оптиной действительно потом долгое время был музей.

В советское время монастырь закрыли, а преподобного Нектария выслали в Брянскую область, где он и умер.

Преподобный Никон

Преподобный Никон

Преподобный Никон. Преподобный Никон родился в благочестивой купеческой семье. В год его рождения семью посетил святой Иоанн Кронштадтский, он благословил молодую мать.

В восемь лет святой тяжело заболел, положение было безнадежным. У постели умирающего ребенка мать усердно молила святого Николая. И совершилось чудо… Ребенок выздоровел.

Детство святого прошло в атмосфере взаимной любви и уважения. Преподобный Никон был всеобщим любимцем. От природы он был наделен характером веселым, бойким и энергичным. Отличительной чертой характера святого было терпение и сдержанность. Однажды, когда ему было лет двенадцать, он упал и распорол себе ладонь большим ржавым гвоздем. От неожиданности он только вскрикнул, но ни стонов, ни слез не было.

Первые скорбные события в жизни ребенка – смерть бабушки и дедушки – заставили задуматься о смерти. Он стал чаще посещать храм, вместе с братом они пели на клиросе. Тогда появился у братьев интерес к монашеской жизни, и они решили уйти в монастырь. Брат преподобного нарезал полоски, написал на них названия монастырей и предложил вытянуть любую полоску. Вытянули Оптину пустынь. Братья провели в Оптиной около двух месяцев, но игумен отказался их принять. Через некоторое время они опять посетили монастырь и были приняты в скит.

Первым послушанием преподобного было помогать преподобному Варсонофию отвечать на письма, потом он стал библиотекарем. Одновременно он пел и читал на клиросе. Мирно и безмятежно потекла его жизнь под руководством преподобного Варсонофия. Беспокоила преподобного Никона только мысль о предстоящей военной службе. Он спрашивал у старца, можно ли молиться о том, чтобы Господь избавил его от военной службы. Преподобный Варсонофий отвечал, что нельзя, что военная служба – это наш долг перед государством. Но преподобного Никона все-таки освободили от армии, так как нашли у него болезнь ног, и он остался в монастыре.

После революции преподобного Никона арестовали и заключили в тюрьму только за то, что он был монах. Через некоторое время его освободили, и он вернулся в монастырь. Через два года монастырь превратили в музей, а монахам приказано было уйти оттуда, но оптинские храмы еще некоторое время оставались открытыми и преподобный Никон служил в них. Когда закрыли храмы, преподобный служил у себя в келье, пока было возможно там оставаться.

Когда святого выселили из монастыря, он поселился в Козельске с одним священником, там он часто служил в Успенском соборе. Через некоторое время преподобный Никон был арестован и сослан на Соловки. Там из-за болезни ног его освободили от тяжелых работ и поставили сторожем на складе, потом счетоводом. После окончания лагерного срока преподобный Никон получил направление на ссылку, на медицинской комиссии у него обнаружили туберкулез легких, но он не стал просить о перемене места ссылки по состоянию здоровья, а предался воле Божией. С большим трудом преподобному удалось найти себе квартиру у пожилой женщины, которая кроме большой оплаты деньгами поставила условием своему квартиранту выполнять все тяжелые работы по дому. Преподобный Никон согласился, так как выбирать было не из чего. В ссылке не оставлял он и пастырского своего долга – переписывался со своими духовными чадами.

Через некоторое время состояние святого ухудшилось, и он не мог вставать с постели. А хозяйка, как только узнала, что у него туберкулез, испугалась и выселила жильца в коридор, там его и нашел знакомый священник, он перевез преподобного Никона к себе на квартиру, где тот вскоре умер.

Преподобный Исаакий (второй)

Преподобный Исаакий (второй)

Преподобный Исаакий II. Преподобный Исакий был последним настоятелем Оптиной пустыни перед ее закрытием. После закрытия монастыря он вместе со всей братией остро переживал изгнание. Большим утешением для него была возможность совершать богослужения. Утешало и то, что он не один, так как в Козельске жили и другие монахи. Через некоторое время в Козельске были закрыты все церкви, а все Оптинские монахи во главе с преподобным Исаакием были заключены в тюрьму. Оттуда святой был сослан в Сибирь, где и скончался.

Закрепление материала

Учитель. Приготовьте карточки с именами Оптинских старцев. Я буду говорить вам эпизоды из жизни старцев, а вы будете показывать соответствующую карточку.

1. Этот старец в детстве был очень шаловливый. (Преподобный Амвросий)

2. Старец, которого мать не благословила идти в монастырь, и он стал монахом только после ее смерти. (Преподобный Анатолий (младший)

3. Этот старец учился в кадетском корпусе и был военным. (Преподобный Варсонофий)

4. Старец, который во время предсмертной болезни попросил положить себя на пол, чтобы посетители могли видеть его через окно. (Преподобный Макарий)

5. Старец, который в детстве своей молитвой остановил пожар. (Преподобный Иосиф)

6. Этот старец долгое время страдал в ссылке от злой хозяйки дома. (Преподобный Никон)

7. Старец, который построил скит при Оптиной пустыни. (Преподобный Моисей)

8. Старец, который в юности справился с волком в одиночку. (Преподобный Лев)

9. Брат преподобного Моисея. (Преподобный Антоний)

10. Кто был келейником преподобного Макария? (Преподобный Иларион)

11. Какой старец так сопереживал чужому горю, что у него начала болеть голова? (Преподобный Анатолий (старший)

12. Этого старца за доброту называли «дедушкой». (Преподобный Исаакий I)

13. Кто из Оптинских старцев юродствовал? (Преподобный Нектарий)

14. Последний настоятель Оптиной пустыни. (Преподобный Исаакий II)

Юлия Клюева