Стать священником

Читать: 3 мин.

Как стать священником, где на него учиться, обязанности священнослужителя

В преддверии православного Рождества расскажем о такой необычной профессии, а вернее сказать, призвании, как священник. Священником (иереем, пресвитером) называют священнослужителя второй степени священства (выше дьякона и ниже епископа), который рукоположен епископом на совершение таинств и проведение богослужения. Священник работает в храме – служит общие и частные богослужения (требы), помогает людям вести праведный образ жизни, приобщает к вере в Бога, а также заботится о вверенном ему храме. Прихожане обращаются к священнику «батюшка» или «отец».
Говорить о священнике как о профессии не принято, ее не встретишь на сайте вакансий, тем не менее отнести ее к профессиям терминологически верно. Трудовая деятельность священника оплачивается, как и другие специальности, и для того, чтобы стать священником, необходимо духовное образование. Поэтому сегодня мы разберемся, как в России можно стать священником, какие качества нужны ему для служения людям и Богу и как устроены его профессиональные будни.

Обязанности священника
Работа священника заключается в проведении церковных обрядов, к ним относятся:
✔ Общие богослужения. Суточный круг богослужений может состоять из 9 служб, хотя в современном ритме жизни обычно служат только 2-3 в течение дня — литургия, вечерня, утреня. В отдельные дни батюшка служит панихиды и молебны.
✔ Частные богослужения — «требы», так как они совершаются по требованию, по заказу прихожан. Если человек хочет крестить ребенка, освятить квартиру или машину, причаститься на дому, то он обращается к батюшке. К требам относятся обряды венчания, погребения, молитвы, которые священник совершает по просьбе частных лиц.

Кроме богослужений, у батюшки могут быть следующие обязанности в храме или монастыре:
✔ Исповедь прихожан
✔ Причащение
✔ Проведение огласительных бесед — разъяснения учения церкви для желающих креститься
✔ Ведение просветительской деятельности и, в том числе, организация работы воскресной школы и церковного хора
✔ Организация и поддержка крестных ходов и паломничеств
✔ Организация помощи нуждающимся
✔ Организация выставок, походов на природу, спортивных состязаний для молодежи
✔ Публикация газет и ведение сайтов в интернете для распространения христианского вероучения
Жизнь священника не назовешь спокойной, он выполняет множество задач, свойственных другим специальностям, и рабочий график у него не нормирован. Сегодня, кроме забот о пастве, батюшки часто занимаются строительством приходского храма, церкви, ремонтом в монастыре. То есть, выполняют роль прораба. Поэтому, если у него есть своя семья (то есть, он относится к белому духовенству), то уделить ей внимание получается не всегда.
Какие качества нужны священнику?
В первую очередь для священника важна вера в Бога и желание помочь людям. И чтобы успешно служить людям и быть представителем Бога на земле, ему необходимы:
✎ Доброжелательность
✎ Терпимость
✎ Эмоциональный интеллект
✎ Умение слушать
✎ Владение вербальной и невербальной коммуникацией (жесты, мимика)
✎ Умение выступать на публике
✎ Наставничество
Батюшка должен быть и педагогом, и психологом, и просто мудрым человеком. Ему приходится общаться с разными людьми: ведь в церковь приходят, в том числе, люди с ограниченными возможностями и пережившие физические или психологические травмы. К каждому необходимо найти свой подход, уделить время и подобрать успокаивающие слова.
Средняя заработная плата
Зарплата священника зависит от доходов храма, в котором он служит. Средняя зарплата батюшки:
✔ от 25 до 45 тысяч рублей в месяц.
Существенным подспорьем к окладу в храме оказываются требы, которые оплачиваются частными заказчиками.


Как стать священником
В профессии священника есть важные ограничения для принятия сана. Обучаться на священника может:
✎ Мужчина
✎ В возрасте от 18 до 35 лет
✎ Холостой или состоящий в первом браке
✎ С наличием законченного среднего образования
✎ Имеющего рекомендации от служителя церкви
✎ Не имеющий умственных или физических отклонений (считается недопустимым, чтобы батюшка уронил икону во время богослужения)

Как найти призвание >>
Куда поступить после 11 класса >>

Где учиться
Получить специальное образование будущий священник может в семинарии, духовной академии или университете. Обучение в этих заведениях, в отличие от светских вузов, требует полной самоотдачи, веры и желания служить Богу. Однако диплома для того, чтобы стать священником, недостаточно. Им становятся только после совершения особого обряда – таинства рукоположения в священный сан, которое осуществляет епископ.
Случаи получения сана без обучения в семинарии редки. Получить сан можно человеку, если глава его прихода произведет рукоположение.
Высшее духовное образование в Москве и Московской области можно получить в духовных вузах и богословских факультетах светских вузов:
1. Московская духовная академия (МДА)
2. Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет (ПСТГУ)
3. Православный Свято-Тихоновский Богословский институт (ПСТБИ)
4. Российский православный университет святого Иоанна Богослова
5. Московская духовная семинария (выпускает бакалавров)
Чтобы стать священником, необходимо выбирать специальность «Теология». Однако православные вузы готовят самых разных специалистов: богословов, религиоведов, преподавателей, экономистов, системных администраторов и специалистов PR-служб.
Где работать
✔ В храмах
✔ В церквях
✔ В монастырях
✔ В семинариях
✔ В духовных университетах и академиях
✔ В больницах, тюрьмах, домах престарелых
Востребованность и преимущества
Профессию священника не отнесешь к востребованной. Человек, который выбирает путь служения Богу, должен быть готов к лишениям и самоограничениям. Священнику не положены отгулы, соцпакет, а по праздникам и выходным он обычно работает. Священник не принадлежит себе и не оставляет работу, уходя домой. Построение карьеры доступно только монашествующему (черному) духовенству. К тому же моральные требования к священнику со стороны паствы выше, чем к другим людям.
Чтобы выбрать этот профессиональный путь, желание стать священнослужителем должно преобладать над всеми внешними обстоятельствами. Тем не менее, если вера велика, то профессия сама выберет человека.
С Рождеством Христовым! Желаем найти свое призвание.
Ольга Биккулова, специалист ЦТР «Гуманитарные технологии»
Если вы хотите получать свежие статьи о профессиях, подпишитесь на нашу рассылку.

Просто есть в обществе расхожее представление о стандартном пути в священство, который якобы проходят все будущие батюшки: растет мальчик в верующей семье (особенно — в священнической), с детства при храме, помогает в алтаре, после школы сразу же по благословению духовника и папеньки с маменькой поступает в семинарию, там пять лет сидит за партой, в конце учебы находит себе жену из регентш или иконописиц, обучающихся тут же, по соседству. Затем его рукополагают и отправляют на приход, где он служит до конца дней своих.

Да, примерно такой усредненный путь и есть, со своими вариациями. Но есть и другой вариант — когда священниками становятся взрослые люди, нередко с высшим образованием, пришедшие из «ниоткуда». Как здесь выглядит процесс и чем подобный священник будет отличаться от выросшего из мальчика-семинариста?

Как известно, в советское время власти жестко препятствовали тому, чтобы священником мог стать человек с высшим образованием — такому практически всегда отказывали при поступлении в семинарию. Зато охотно брали малограмотных юношей из западноукраинских деревень. До сих пор в России служат еще те попы, рукоположенные в середине — конце семидесятых, которые стали маститыми митрофорными (то есть достигшими высших священнических наград) протоиереями. И не просто сами служат, но служат целыми кланами. Можно ради интереса полистать списки клира какой-нибудь российской провинциальной епархии, найдете много одинаковых фамилий: братьев, отцов и детей, племянников, прочей родни. Надо ли уточнять, что в делах проповеди и научения христианской вере многие из этих священников не на высоте, сами бывают полны деревенских суеверий. Зато в вопросах деловой хватки: стройки, нахождения спонсоров, укрепления своего личного благосостояния — с ними мало кто сравнится.

Человек же с высшим образованием в советское время мог пробиться в священство только через отказ от своего статуса: он уходил в кочегары, дворники, в церковные сторожа, а через какое-то время его тихонько рукополагали, порой без семинарии совсем, или он учился заочно, уже будучи священником.

В начале девяностых ситуация изменилась, стали в большом количестве открываться храмы, потребовалось и большое количество новых священников. Тогда рукополагали всех подряд: достаточно было чьей-то рекомендации, человек выучивал 50-й псалом, брал в руки кадило, служебник, требник — и вперед, затыкать духовные дыры. Люди приходили разные: как малообразованные бывшие сантехники, милиционеры, водители, колхозники, так и интеллигенция, порой с научными степенями. Возникло разнообразие среди священства: кто-то недалек умом, но склонен к строительству, кто-то наоборот — не слишком деловой, зато хороший миссионер, проповедник, церковный ученый. И у прихожан появилась возможность, особенно в городе, выбрать батюшку по душе и по уму.

В конце девяностых — начале двухтысячных духовные дыры более-менее были заткнуты, все хлебные места заняты. В это время архиереи стали более разборчивы: уже не рукополагали первого попавшегося с улицы, ставленник (кандидат в священство) должен был иметь хорошую рекомендацию от настоятеля прихода или благочинного (начальника над группой приходов), он должен был тренироваться на приходе: алтарничать, учиться читать на церковнославянском, а также его посылали заочно учиться хотя бы в духовное училище или в семинарию. Но человека с высшим образованием в это время уважали — значит, умный, будет полезен. Таких священников нередко назначали руководить образовательными проектами епархии, миссионерскими, социальными отделами, всегда можно было щегольнуть в прессе, что такой-то батюшка у нас — кандидат таких-то наук.

Но постепенно (и ради этого мы и ведем рассказ) епископат РПЦ понял, что есть существенное отличие между «стандартным» батюшкой семинарской выучки и священником, имеющим в прошлом светское образование и какую-то профессию, навыки самостоятельного выживания. Представители второй группы священства в целом более самостоятельны, склонны иметь свое мнение, порой дерзают возражать начальству и даже в случае чего способны хлопнуть дверью, уйдя на светскую работу.

Когда наступило время патриаршества Кирилла (Гундяева), то выстраиваемая им вертикаль власти не предполагала ничьей самостоятельности, никакой дерзости, возражений или чего-либо подобного. Сначала поголовно всем священникам велели в обязательном порядке получить духовное образование. Уже даже духовное училище (двухгодичное заочное, типа церковного ПТУ) перестало считаться достаточным — всех отправили учиться пять лет в семинарии (церковном колледже). Мне известен анекдотичный случай, когда за парту посадили… декана богословского факультета провинциального православного университета — доктора исторических наук. Знания, ум и умения перестали считаться достаточными — теперь все решали массовость, стандарт и корочка.

А для кандидатов в священники, даже с высшим гуманитарным образованием, халява закончилась: теперь путь к рукоположению лежал только через очную учебу в семинарии, заочка осталась в основном только для тех, кто уже в сане, и для монахов. И многим возрастным людям пришлось бросить работу и семью и сесть за парту, как школярам.

В современной РПЦ, как и во времена власти КГБ, вновь стало очевидно: светски образованные священники не нужны — они опасны, склонны критиковать, могут зарабатывать на стороне, тем самым выходя из-под полного контроля архиерея данной епархии. А вот тому батюшке, который в 18 лет сел за парту в семинарии, а в 22–23 уже стал священником, нарожал кучу детишек и по уши погрузился в приходские заботы, деваться впоследствии от власти епископа некуда. И чем старше священник становится, тем меньше у него возможностей, сил и смелости выступать в чем-либо против абсолютной власти церковного начальства: у него не остается запасных путей, нет навыков, образования, ничего, кроме умения виртуозно махать кадилом, крестить, венчать и совершать прочие благодатные действия, которые кормят его на своем месте, но абсолютно не востребованы в светском равнодушном мире бизнеса и борьбы за существование.

Поэтому сейчас в РПЦ ситуация такова: те из образованных и самостоятельных священников, кто возмущается политикой РПЦ — ее обслуживанием интересов власти, а не народа, порой уходят из служения, «хлопнув дверью». Те же, кому некуда деваться в силу разных причин, продолжают служить, но находят некоторую отдушину, в частности, в соцсетях, анонимно высказывая наболевшее, критикуя сложившуюся ситуацию в РПЦ.

Но выстраиваемая вертикаль власти и тенденция к тотальному подавлению священства со стороны патриархии имеет и обратное действие: в последние годы в семинарии идет все меньше юношей, искренне желающих служить Богу и Церкви. Те же, кто продолжает поступать в семинарии, часто делают это или в силу семейной традиции, или полагая, что у попа всегда будет кусок хлеба. А тех, кто имеет высшее светское образование и профессию, с каждым годом среди священства будет все меньше. Ясно, что это путь к усугубляющейся потере доверия и уважения со стороны общества к РПЦ. Но, как видим, пока патриархию это совершенно не волнует.

Долго ли такое продлится — неизвестно. Всем же искренним верующим юношам, стремящимся послужить Богу в алтаре православного храма, можно пожелать только одно: получите сначала высшее образование и приобретите хорошую профессию. Пригодится в жизни.

У этих людей нет выходных, официальной заработной платы и премий, а жениться им разрешено только один раз в жизни, хотя и род деятельности их то и профессией сложно назвать. Они видят нас еще в младенчестве и провожают в последний путь. Попасная.City решила рассказать о том, как становятся священниками, на какие доходы и как живут служители Церкви, что важно знать о таинстве исповеди, а также где проводят обряды экзорцизма. Помог нам подготовить материал Настоятель Храма Трех Вселенских Святителей Отец Виталий.

Гранит наук духовной семинарии

Для того, чтобы стать священником, необходимо получить образование в духовной семинарии. А до этого, конечно же, быть прихожанином. Настоятель Церкви, которую посещает молодой человек, дает ему рекомендательное письмо, с которым он обращается к Архиерею епархии – церковного округа. Тот, в свою очередь, дает абитуриенту рекомендательное письмо. Вместе с этим рекомендательным письмом будущий священник подает документы в духовную семинарию.

На обучение принимают мужчин в возрасте от 18 до 35 лет. Срок обучения – 4 года. Стоимость обучения меньше, нежели в других высших учебных заведениях. К примеру, в Харьковской духовной семинарии за образование платят 3 тысячи гривен в год. При этом в эту сумму входит проживание в общежитии и питание – студент находится на полном содержании семинарии.

На вступительных экзаменах абитуриенты сдают изложение отрывка из священного писания, демонстрируют свои вокальные данные и проходят собеседование.

Хор Харьковской Духовной СеминарииХор Харьковской Духовной Семинарии

За четыре года духовного образования студентам необходимо освоить немало предметов: богословие, церковное и каноническое право, православный катехизис – свод библейских правил, литургику – законы богослужения, экзегетику – науку о толковании смысла священного писания. Помимо этого студенты учат греческий и латинский язык, а также тот иностранный, который они изучали еще в школе.

По словам Настоятеля Попаснянского Храма трех Вселенских Святителей Отца Виталия, во многом степень сложности того или иного предмета зависит от преподавателя, и выбрать какой-то самый трудный для освоения предмет невозможно.

Как правило, на практике, молодому священнику, в первую очередь, необходимо найти общий язык с прихожанами и ориентироваться в священном писании, но так как духовенство испокон веков было всесторонне развитой частью социума, то священникам необходимо изучать множество наук.

По окончанию семинарии будущий священник получает степень бакалавра Православного богословия (теологии)

Чем меньше приход, тем меньше доход

Работа священником отличается от других специальностей еще и тем, что найти вакансию через интернет или центр занятости невозможно. У священников также нет направлений на трудоустройство от учебных заведений. Теоретически дипломированный специалист в сфере духовенства должен вернуться служить в епархию, от которой Архиерей давал ему свою рекомендацию, но на практике происходит так, что зачастую там нет мест. Кто-то из священников ищет работу самостоятельно, через знакомых, а некоторые навсегда уходят в монахи.

Порою священник приезжает в город, где Храм только начали строить, и ему самому приходиться принимать непосредственное участие в строительстве.

В новом городе священнику психологически бывает не просто: необходимо познакомиться с приходом, и, в принципе, с городской жизнью. К каждому необходимо найти подход.

Богослужение в Попаснянском Свято-Николаевском ХрамеБогослужение в Попаснянском Свято-Николаевском Храме

Распорядок дня у священников особый. Утром батюшка появляется в Храме задолго до начала службы. Литургия длится два-три часа, а после нее начинаются венчания, молебны, отпевания, панихиды и крестины. В дни христианских праздников график еще плотнее – церковная служба может начинаться с утра и длится ночью. То есть священнослужитель может весь день быть на ногах. И как таковых выходных у него нет.

Официальной заработной платы, как и премиальных к праздникам священник не имеет.

Доход Храма состоит из пожертвований прихожан и от этого какая-то часть идет священнику. Соответственно, чем меньше приход, тем меньше доход.

В качестве поощрений за труд священник (вместо денежных премий) может получить от епархии право на ношение особого одеяния или крестов.

Добиться карьерного роста православному священнику невозможно. Высшее духовенство по иерархической цепочке – это Архиерей или, проще говоря, старший священник. А он обязательно должен быть из монашествующего духовенства, значит безбрачным. То есть, получить повышение в Архиепископы и Митрополиты могут только те, кто полностью отрешился от всего мирского и не имеет семьи и детей.

Не меньше одного раза в год вышестоящее духовенство может приехать с так называемой проверкой к священнику. Они совершают богослужение и следят за тем, все ли в Храме так, как полагается.

Попаснянский Храм Трех Вселенских СвятителейПопаснянский Храм Трех Вселенских Святителей

Священник может отказать прихожанам в совершении того или иного обряда. К примеру, не отпевают самоубийц (исключением являются только те, кто совершил это в состоянии психического расстройства), некрещеных, атеистов и нераскаившихся грешников (люди, которые являлись явными безбожниками и не принесли в этом покаяния).

Препятствием к венчанию является наличие брака не с тем, с кем планируешь обвенчаться, вдовство после третьего брака (то есть 4й раз ты, по церковным канонам, не можешь вступить в брак), а также наличие кровного родства брачующихся.

Отказать в исповеди священник может, если человек в состоянии алкогольного или наркотического опьянения или если же находится в состоянии помрачнения рассудка.

Если развелся, то второй раз не женишься

С личной жизнью у священников также действуют свои особые правила, пренебрежение которых грозит извержением из сана – лишением возможности служить в Церкви. Этот свод законов называется Апостольское право. Но вот если в реальной жизни после увольнения с работы обратно тебя могут уже и не принять, то священника, в случае его полного покаяния, могут вернуть к исполнению, так сказать, служебных обязанностей.

Жениться священнику необходимо еще до принятия сана: либо еще будучи студентом, либо уже окончив духовную семинарию, но еще не начав служить в храме. Если же он этого не сделает, то, после принятия сана жениться ему уже запрещено. Фактически Церковь должна принять священнослужителя в том статусе, в котором он и будет оставаться в дальнейшем.

Живут по законам священного писанияЖивут по законам священного писания

Если же семейная жизнь не заладилась и священник решает развестись, то право на второй брак он уже не получит никогда. Следуя священному писанию, священник должен быть мужем только одной жены.

В духовенстве также существует такое понятие, как целибат. Это обет безбрачия для священников. Нарушать его строго запрещено. И отказаться от принятого целибата, чтобы вернуть право жениться, при этом оставаясь священнослужителем, невозможно.

Тайна исповеди и обряд экзорцизма

Священник является духовным врачом человека. Зачастую к нему приходят, чтобы раскаяться в каких-то грехах. Подобно тому, как и медицинские работники, обязаны хранить врачебную тайну, так и для священнослужителей тайна исповеди является неприкосновенной темой для разглашения. Исключением являются лишь те случаи, когда на исповеди человек кается в том, что планирует совершить преступление, в котором пострадает большое количество людей.

При исповеди, когда человек кается в своих грехах, важно, чтобы после этого он вновь не шел тропою этих же грехов. Покаяние с греческого языка означает «изменение жизни». Отпущение грехов происходит лишь в том случае, если ты действительно меняешь свой образ жизни.

Они лечат наши душиОни лечат наши души

В христианстве существует также такой обряд, как изгнание бесов. В католицизме он более распространен, а вот в православии официально запрещен. Право на проведение обряда экзорцизма имеют только несколько священнослужителей Украины из Свято-Почаевской лавры. Запретили экзорцизм по разным причинам – история уходит в глубь веков христианства. Использовать такой обряд можно только в крайнем случае. Поэтому традиционно священники используют для очищения души человека исповедь и причастие.

Хорошо ли мы знаем, кто такие священники и в чем их служение? Кто его придумал, не устарело ли оно? Кто может стать служителем Божьим и вообще, нужен ли он как посредник между Богом и человеком, если таким Посредником почти 2000 лет назад стал Христос?
Мы выбрали десять вопросов о священстве, которыми задаются сомневающиеся и неверующие, на которые и не у всякого верующего есть что сказать. На них отвечает протоиерей Сергий Правдолюбов, магистр богословия, профессор Московской духовной академии, настоятель храма Живоначальной Троицы в Троице-Голенищеве.

10 вопросов о священстве и священниках
Фото Юлии Маковейчук

Духовником становятся по факту посещения того или иного храма. Ходишь, исповедуешься, и тот, кто тебя исповедует, тот и становится твоим духовником. Если недоволен им — помолись погорячее, Бог и пошлет тебе того духовника, который тебе будет более понятен, отзывчив, с сокрушением сердечным. В старину духовников назначали из опытных и старых батюшек или монахов. У нас и сейчас есть два духовника для духовенства города Москвы. Мы ведь тоже нуждаемся в регулярной исповеди. Но от обычного духовника не требуется ни старчества, ни непременной святости и прозорливости, а только чтобы он был сам смиренный и простой, с сокрушением сердечным, без возношения над прихожанами, который молится и постится, то есть самый обычный и простой батюшка, которых у нас, слава Богу, еще много.

На заставке: фото Владимира Ештокина