Стоглав общая характеристика

    Вфеврале 1551 г. на церковном соборе вМоскве Иван IV выступил с речью, в которойизложил 69 вопросов к церкви и просилдать ответы на них «по правилам СвятыхОтцов». Ответы деятелей церкви и составиликнигу из 100 глав (Стоглав), посвященнуювопросам канонической жизни. Исходнымматериалом, кроме канонических источников,послужили Кормчиекниги,Устав святого Владимира, постановленияСобора 1503 г ., послания митрополитов.Царские вопросы можно разделить на тригруппы:

    1)преследующие интересы государственнойказны(вопросы: 10, 12, 14, 15, 19, 30, 31);

    2)обличающие беспорядки в святительствеи монастырском управлении, в монастырскойжизни (вопросы: 2, 4, 7, 8, 9, 13, 16, 17, 20, 37);

    3)касающиеся беспорядков в богослужении,обличающие предрассудки и нехристианскуюжизнь мирян (вопросы: 1, 3, 5, 6, 11, 18, 21-29,32-36).

    Двепоследние группы вопросов направленына укрепление нравственной стороныжизни духовенства и населения. Средиособенностей структуры «Стоглава»следует особо выделить наличие 101-йглавы — приговора о вотчинах.Она, видимо, была составлена послеокончания работы Стоглавого собора иприбавлена к основному списку в качестведополнения.

    1. Стоглав 1551 года: основные положения.

    Финансовые вопросы.Стоглавразрешил взимание ставленническихпошлин. При этом все пошлины должны былисобирать поповские старосты с десятскими.

    Вопросы нравственностии контроля за жизнью духовенства имирян. Соборавводит институты поповских старост.Это были выборные от священников.Количество поповских старост в каждомгороде определялось, епископами поцарскому повелению. Поповские старостыдолжны были служить в соборах. В помощьим, избирались из священниковдесятские. В селах и волостях избиралисьтолько десятские священники. В ихобязанности входил контроль за правильнымведением службы в подведомственныхцерквях и др. Собор 1551 г. вынеспостановление об осуждении безбожныхи еретическихкнигнапример, сборник средневековой мудрости,под названием «Аристотель и др. Такжебыл наложен запрет на общение синостранцами.

    Вопросы богослужения.Стоглавофициально узаконил двоеперстноесложение при совершении крестногознамения и сугубую аллилуиюв Московской Церкви. Собор занялсявопросом об исправлении священных книги постановил открыть в Москве типографию.Но эта типография просуществоваланедолго.

    Церковный суд.Стоглавотменил «несудимые» грамоты, тем самымсделав все монастыри и приходские причтыподсудными своим епископам.Светским судамон запретил судить духовных лиц.Священникам было дано право участия всудах через своих выборных старост исотских. Но при этом законодательствоне определяло роль этих представителей.

    Церковноеземлевладение. Врезультатестремления царя ограничить рост церковныхземельных владений была издана 101 глава»Приговор о вотчинах» закрепляющийследующие основные решения:Архиепископам,епископам и монастырям запрещаетсяпокупать у кого-либо вотчины безразрешения царя; Земельные вклады напомин души допускаются, оговоренныхусловиях и порядке их выкупа родственникамизавещателя; Вотчинникам областейзапрещалось продавать вотчины людяминых городов и без доклада царю даритьмонастырям; Приговор не имел обратнойсилы, и не распространялся до своегодействия на сделки; За нарушения приговораустанавливалась санкция в виде конфискациивотчины в пользу государя и невозвращениеденег продавцу.

    1. Соборное Уложение: история создания,источники, структура.

    Соборное Уложение 1649 было составлен поитогам работы Земского Собора 1648-1649,который был созван в условиях Соляногобунта в Москве 1648. Соборное Уложение1649 представляет собой свод правовыхнорм, оно состоит из 25 глав, разделенныхна 967 статей. Соборное Уложение впервыеопределяет статус главы государства -самодержавного и наследного царя.Источники Соборного Уложения 1649: Судебник1497 и Судебник 1550, Царские указы, указныекниги приказов, думские приговоры,Решения Земского собора, Стоглав 1551,священные книги, Литовское и византийское(греческое) законодательство.

    В Уложении разработаны вопросыгосударственного, административного,гражданского и уголовного права, а такжепорядок судопроизводства. Особовыделялись преступления противправославной церкви, а также противличности государя и царской власти вцелом. В специальной главе «Суд окрестьянах» определялись меры подальнейшему закрепощению крестьян:отменялись «урочные лета» для сыскабеглых крестьян, устанавливался высокийразмер штрафа за укрывательство беглыхкрестьян. Глава «О посадских людях»ликвидировала частновладельческиеслободы в городах, предписывалаобязательное возвращение жителей «белыхслобод» в тягло, прикрепляло посадскоенаселение к посаду. Уложение запрещалопродажу поместных земель в вотчину.

    23 февраля

    «Стоглав». 1551 г. Титульный лист.

    1551 год. 23 февраля в Москве собрался Стоглавый собор

    «Одобрив Судебник, Иоанн назначил быть в Москве Собору слуг Бoжииx, и в 1551 году, 23 Февраля, дворец Кремлевский наполнился знаменитейшими мужами Русского Царства, духовными и мирскими. Митрополит, девять Святителей, все Архимандриты, Игумены, Бояре, сановники первостепенные сидели в молчании, устремив взор на Царя-юношу, который с силою ума и красноречия говорил им о возвышении и падении Царств от мудрости или буйства властей, от благих или злых обычаев народных; описал все претерпенное вдовствующею Россисю во дни его сиротства и юности, сперва невинной, а после развратной; упомянул о слезной кончине дядей своих, о беспорядках Вельмож, коих худые примеры испортили в нем сердце; но повторил, что все минувшее предано им забвению. Тут Иоанн изобразил бедствие Москвы, обращенной в пепел, и мятеж народа. «Тогда, — сказал он, — ужаснулась душа моя и кости во мне затрепетали; дух мой смирился, сердце умилилось. Теперь ненавижу зло и люблю добродетель. От вас требую ревностного наставления, Пастыри Христиан, учители Царей и Вельмож, достойные Святители Церкви! Не щадите меня в преступлениях; смело упрекайте мою слабость; гремите словом Божиим, да жива будет душа моя!» Далее, изъяснив свое благодетельное намерение устроить счастие России всеми данными ему от Бога способами и доказав необходимость исправления законов для внутреннего порядка, Царь предложил Святителям Судебник на рассмотрение, и грамоты уставные, по коим во всех городах и волостях надлежало избрать Старост и Целовальников, или присяжных, чтобы они судили дела вместе с Наместниками или с их Тиунами, как дотоле было в одном Новегороде и Пскове; а Сотские и Пятидесятники, также избираемые общею доверенностию, долженствовали заниматься земскою исправою, дабы чиновники Царские не могли действовать самовластно и народ не был безгласным. — Собор утвердил все новые, мудрые постановления Иоанновы.
    Но сим не кончилось его действие: Государь, устроив Державу, предложил Святителям устроить Церковь: исправить не только обряды ее, книги, искажаемые Писцами-невеждами, но и самые нравы Духовенства в пример мирянам; учением образовать достойных служителей олтаря; уставить правила благочиния, которое должно быть соблюдаемо в храмах Божних; искоренить соблазн в монастырях, очистить Христианство Российское от всех остатков древнего язычества, и проч. Сам Иоанн именно означил все более или менее важные предметы для внимания отцов Собора, который назвали Стоглавным по числу законных статей, им изданных. Одним из полезнейших действий оного было заведение училищ в Москве и в других городах, чтобы Иереи и Диаконы, известные умом и добрыми свойствами, наставляли там детей в грамоте и страхе Божием: учреждение тем нужнейшее, что многие Священники в России едва умели тогда разбирать буквы, вытверживая наизусть службу церковную. Желая укоренить в сердцах истинную Веру, отцы Собора взяли меры для обуздания суеверия и пустосвятства: запретили тщеславным строить без всякой нужды новые церкви, а бродягам-тунеядцам келии в лесах и в пустынях; запретили также, исполняя волю Государя, Епископам и монастырям покупать отчины без ведома и согласия Царского: ибо государь благоразумно предвидел, что они могли бы сею куплею присвоить себе наконец большую часть недвижимых имений в России, ко вреду общества и собственной их нравственности. Одним словом, сей достопамятный Собор, по важности его предмета, знаменитее всех иных, бывших в Киеве, Владимире и Москве».

    Цитируется по: Карамзин Н.М. История государства Российского. М.: Эксмо, 2006

    Феофилакт Лопатинский, «Обличение неправды раскольническия»:
    Собор сей, не токмо стоглавым, но и единоглавым не достоин нарещися, понеже… основан на единых баснех

    Цитируется по: Феофилакт Лопатинский. Обличение неправды раскольническия. М., 1745, л. 146-06.

    Мир в это время

    В 1551 году в Исландии вспыхивает восстание против Дании, все датчане были перебиты

    Карта скандинавских государств в XVI — первой половине XVII вв.

    «Исландия, подвластная норвежским королям ещё с XII в., всё больше подпадала к XVI в. под датское влияние. Высшие чиновники и служители церкви вербовались из датчан. Реформация XVI в. вместе с последовавшей за ней ликвидацией политической автономии Норвегии содействовала уничтожению последних остатков самостоятельности исландцев, хотя древнее судебно-законодательное собрание — альтинг — и продолжало функционировать. Последний католический епископ острова Ион Арасон оказался во главе оппозиции датским властям (1550 г.) и был казнён вместе с сыновьями. Эта казнь послужила толчком к возмущению исландцев, которые расправились со всеми датчанами на острове (1551 г.). Однако карательной экспедиции Кристиана III нетрудно было навести «порядок» в маленькой стране. В 1567 г. у исландских крестьян было отнято оружие, и им пришлось надолго смириться с чужеземным господством. На протяжении XVI—XVII вв. упрочились и экономические связи с Данией, торговля с ганзейскими городами постепенно прекратилась, и немцев сменили датские купцы-монополисты. Основное население Исландии составляли хуторяне-скотоводы, являвшиеся либо наследственными держателями, либо срочными арендаторами земли, верховная собственность принадлежала датским королям.
    После реформации и секуляризации церковных земель корона стала крупнейшим землевладельцем на острове, а налоги и государственные повинности — главной формой феодальной ренты в Исландии. Из всех северных стран в Исландии феодализм пустил наименьшие корни.
    На протяжении XVI—XVII вв. исландский народ жестоко страдал и от стихийных бедствий — неурожаев, эпидемий, вулканических извержений. Исландия к началу нового времени была во многих отношениях самой отсталой территорией на севере Европы».

    Цитируется по: Всемирная история. Энциклопедия. Том 4. М.: Издательство социально-экономической литературы, 1958