Стоглавый собор, что это?

Подробности Категория: События Опубликовано: 05 июня 2020

Документ государственной важности. Стоглав 1551 года

Продолжаем серию публикаций о документах, вошедших в проект «100 раритетов российской государственности», размещённый на сайте Федерального архивного агентства.

Сегодня речь пойдет о сборнике решений церковного собора, который более 100 лет был основным кодексом, определявшим церковную жизнь и отношения церкви с государством и мирянами, – Стоглаве 1551 года. В нём впервые было подробно описано русское церковное судоустройство. Стоглавый собор стал одним из самых масштабных соборов в истории Русской православной церкви. Его заседания проходили в Москве в царских палатах, участие в нём принимали царь Иван IV, митрополит Макарий, архиереи, священнослужители, князья, бояре и военные. Созыв Собора был продиктован объединением Русского государства, действиями Избранной рады и Земского собора, принятием Судебника 1550 года, деятельностью митрополита Московского Макария по укреплению соборного начала в Церкви и т. д.

Собор повсеместно учреждал институт выборных поповских старост и десятских священников для контроля за совершением богослужений, исправлением книг и икон, сохранностью церковного имущества, поведением духовенства и мирян. Запрещались продажа церковных и монастырских земель и недвижимости, торговля местами для погребения, постройка храмов рядом с запущенными старыми, вынос утвари из храмов, взимание платы за пострижение в монашество и поставление в священство, а также вымогательство денег за совершение треб. Унифицировались богослужение и обряды (пение аллилуйи, двуперстное крестное знамение). Управление и духовное наставничество монастырями возлагалось на настоятеля, казначея, келаря и соборных старцев. Собор запретил основывать пустыни без благословения епископа, а настоятелям собирать дары с прихожан. Были определены возраст и критерии для поставления в священство, порядок избрания архимандритов и игуменов. Особое внимание уделялось дисциплине священнослужителей и мирян. Ряд постановлений затрагивал брачно-семейные отношения, благотворительность, суеверия, языческие обряды, учения «лживых пророков», азартные игры, скоморошество, запретные книги и пр.

Текст Стоглава, пользовавшегося непререкаемым авторитетом, получил широкое распространение: известно около 180 его списков, а также фрагменты в составе различных посланий. Некоторые решения Стоглавого собора, принятые «неразсудно, простотою и невежеством» (прежде всего двоение аллилуйи и двоеперстие), были осуждены на Московском соборе 1666–1667 годов. Впоследствии Стоглав стал центральным предметом полемики между официальной Церковью и последователями старообрядчества, его подлинность и значение поставлены под сомнение. После издания Духовного регламента 1721 года решения Стоглавого собора утратили значение.

Сегодня Стоглав хранится в Российском государственном архиве древних актов.

Кроме Стоглава решения Собора известны также в грамотах, которые рассылались по местностям Московского государства от лица царя и архиереев. В частности, на сайте Российской национальной библиотеки можно ознакомиться с содержанием царских речей и вопросов к Стоглавому собору (из сборника Евфимия Туркова, XVI в.), копии наказной грамоты митрополита Макария во Владимир от 10 ноября 1552 г., копии Царской наказной грамоты на Волок от 1552 г., царских вопросов и соборных ответов о многоразличных церковных чинех (Стоглав) (60–70-е гг. XVI в.) и др.

Текст: Вера Марунова

На основании материалов проекта «100 раритетов российской государственности»,
«Большой российской энциклопедии» и Российской национальной библиотеки.

Подробности Просмотров: 8006

Некоторые числа вокруг нас несут определенные послания. Наша задача – правильно распознавать и трактовать знаки ангелов. Какое имеет 15 51 на часах значение ангельская нумерология расскажет нам ниже.
Единица трактуется как символ энергии и силы, она направлена на самого человека, его уверенность в себе. Пятерка считается числом удачи.
В целом, 1551 на часах — это счастливая комбинация, но разберёмся подробнее.

Что означает 1551 в Отношениях

Если перед началом свидания вы увидели на часах 15 51, то с большой вероятностью встреча пройдёт хорошо, и есть шанс на дальнейшее развитие отношений.
Цифра 15 во времени обещает успех в любви и гармонию.
Также 1551 на часах значение может трактоваться как то, что вами кто-то очень интересуется и ищет возможность увидеться. Оглянитесь по сторонам, вдруг ваша судьба совсем рядом.

Что означает 1551 в работе и творчестве

Значение 15 51 растолковывают, как возможность скрытых талантов. Подумайте, что вам хорошо удаётся делать, может быть, стоит заниматься этим делом чаще? Поскольку единица символизирует направленность на личность, 15 51 в ангельской нумерологии может означать раскрытие внутреннего потенциала. Вы можете заметить в себе способности к чему-то новому в этот день. Главное – стараться не упустить шанс реализовать себя.

Что означает 1551 в финансах и бизнесе

Одно из значений 15 51 на часах связано с карьерой. Вам может светить повышение зарплаты или получение новой должности. В бизнес-делах это число также принесёт удачу. Это может быть заключение выгодной сделки или полезные знакомства. Не бойтесь начинать в такой день новые знакомства и принимать важные решения. Сегодня фортуна на вашей стороне!

Что говорит 1551 о ваших поступках

Вас можно назвать настоящим счастливцем, если вы увидели время 15 51 значение будет иметь и сочетание замеченное на мобильном телефоне и на часах и на других электронных устройствах. Ангелы дают сигнал, что для вас открыты все возможности. Пробуйте в этот день всё то, что не решались сделать раньше: начать общение с приятным человеком противоположного пола, приготовить новое блюдо, сходить в другой ресторан. Главное – не сомневаться в своих силах, в остальном вам помогут высшие силы.

Вот, что рассказывает девушка, долгое время изучающая ангельскую нумерологию: «Однажды узнав значение 15 51 и заметив эти числа на экране смартфона, моя подруга решила пойти на йогу, хотя всегда была далека от спорта. Там она познакомилась с очаровательным инструктором, с которым у неё завязался роман. Вскоре пара планирует свадьбу, и я уверена, что всё это не просто совпадение.»

При деятельном участии митрополита Макария в 1551 г. прошел церковный собор, материалы которого были оформлены в книгу, вошедшую в историю как «Стоглав» и включавшую в себя 100 ответов собора на вопросы царя Ивана IV, касавшиеся церковных и мирских дел. В царских вопросах была отражена программа политической группировки, получившей название «Избранной рады», направленная на упорядочение жизни в стране, разграничение полномочий церкви и государства. Высшее духовенство, в основном поддержавшее предложенные царем преобразования, сумело отстоять интересы церкви и, в частности, не допустить дальнейшего наступления на монастырские владения. Источники «Стоглава» многочисленны и разнообразны по своей жанровой природе: это богослужебные книги, сборники судебно-правового и нравственно-дидактического характера («Мерило Праведное», «Златая цепь», «Измарагд»), постановления церковных соборов, публицистические сочинения, послания и челобитные к царю.

«Стоглав» не является художественным произведением, но трудно не согласиться с академиком А. С. Орловым, усматривавшим «признаки несомненной литературности» в предисловии книги, где картинно, зримо рассказывалось об открытии собора, передавался нс только смысл, но и стиль выступлений. Для многих статей «Стоглава» характерно бытописание. Они изложены живым разговорным языком, особенно если касаются обличения церковных «нестроений», падения общественной нравственности и забвения национальных традиций, когда «в церкви стоят в тафьях и с посохами, бреются даже старики, одежду неверных земель носят, крестятся не по существу, лаются и срамословят». К «злым ересям» «Стоглав» относит народные обычаи, обряды и суеверия, свидетельствующие о глубоких корнях язычества в сознании русских людей. Он обличает веру в колдунов и знахарей, подвергает критике то, что «скоморохи и глумцы рыщут пред свадебным поездом», а «судящиеся бьются на поле», то, что «в Троицкую субботу на кладбищах причитают, а потом поют песни сатанинские и пляшут».

Проблематика книги охватывала многие стороны русской действительности XVI в. Отдельные положения «Стоглава» были направлены на ликвидацию различий в церковной практике в столице и провинции. Другие статьи поднимали вопрос о распределении вотчин между светскими и церковными феодалами, третьи касались характера живописи, принципов перевода, отношения к «отреченным книгам». «Стоглав», ставший для последующих поколений символом древнего благочестия, пользовался особой популярностью в старообрядческой среде, поскольку включал в себя статьи, направленные на охранение национальных устоев духовной и мирской жизни (запрет на бритье бород, утверждение двуперстного крещения и т.п.).

Особые разделы «Стоглава» посвящались развитию просвещения и образования на Руси: организации во всех городах при церквах училищ, куда бы «все православные хрестьяне» отдавали своих детей «на учение грамоте и на учение книжного письма и церковного пения». После страшного московского пожара 1547 г. возникла потребность в создании новых икон, поэтому по решению «Стоглава» иконописные мастерские должны были обучать изографов, труд которых строго регламентировался. Тем не менее «Стоглав» признавал право художника на творческий вымысел; он узаконил бытийное письмо, т.е. изображение исторических событий и лиц. Большое внимание собор 1551 г. уделил распространению рукописных книг, обязав «по всем церквам дозирать священные книги и исправлять их», а также следить за работой писцов, которым надлежало писать «с добрых переводов». Чтобы предотвратить «порчу книг», московское правительство решило открыть печатные дворы, «якоже в Грецех, и в Венецыи, и во Фригии, и в прочих языцех». Результатом такого нововведения, которое следует расценивать как революцию в книжном деле, явился первопечатный московский «Апостол» (1564) Ивана Федорова.

СТОГЛАВЫЙ СОБОР

СТОГЛАВЫЙ СОБОР, церковный собор с участием царя Ивана IV и представителей Боярской думы, состоялся в Москве в январе — мае 1551. Унифицировал церковные обряды, провозгласил неприкосновенность церковных имуществ и неподсудность духовенства светским властям. Однако ограничил церковные владения в городах и финансовые привилегии духовенства. Принял «Стоглав».

Источник: Энциклопедия «Отечество»

церковный собор с участием царя Ивана IV и представителей Боярской думы, заседавший в Москве в январе — феврале 1551 (окончательное завершение работы Стоглавого собора относится к маю 1551). Свое название получил от сборника соборных решений, поделенного на 100 глав, — «Стоглав». Стоглавый собор был созван по инициативе правительства, которое стремилось укрепить положение Церкви в борьбе с еретическими движениями. Программа реформ, предложенная Стоглавым собором в виде т.н. царских вопросов, составленных, по-видимому, при участии Сильвестра Благовещенского, предусматривала наряду со значительной перестройкой внутрицерковной жизни секуляризацию церковных земель и установление подсудности духовных лиц светскому суду. Эта часть правительственных предложений была категорически отклонена большинством Стоглавого собора.
Стоглавый собор провозгласил неприкосновенность церковных имуществ и исключительную подсудность духовных лиц церковному суду. По требованию церковных иерархов правительство отменило жалованные грамоты, устанавливающие подсудность духовных лиц царю. Вместе с тем члены Стоглавого собора пошли навстречу правительству в ряде вопросов (запрещение монастырям основывать новые слободы в городах и т. д.). Части правительственной программы, направленные на укрепление положения Церкви, не встретили возражений членов Стоглавого собора и были проведены в жизнь. Решениями Стоглавого собора была осуществлена унификация церковных обрядов и пошлин на всей территории России, проведена регламентация норм внутрицерковной жизни с целью повышения образовательного и нравственного уровня духовенства и правильного исполнения им своих обязанностей (одно из постановлений предусматривало создание училищ для подготовки священников); был установлен контроль церковных властей над деятельностью книжных писцов и иконописцев и т. д. На протяжении 2-й пол. XVI—XVII вв. «Стоглав» наряду с Кормчей книгой являлся основным кодексом правовых норм, определявших внутреннюю жизнь духовного сословия и его взаимоотношения с обществом и государством.
Б. ФлоряИсточник: Энциклопедия «Русская цивилизация»