Столица иудеи

Большинство иностранцев, приезжающих в Израиль, уверены, что столица нашей страны – Тель-Авив. «Мы понимаем, – говорят они, – Иерусалим – столица историческая, духовная. Но административная столица государства – Тель-Авив». И они – грубо ошибаются. Столица Израиля – Иерусалим. Точка.Правда, ошибаться гостям Израиля помогает мировое сообщество. Оно не признает права Израиля на этот город, не признает итоги Шестидневной войны 1967 г., после которой Иордания отступила из Иерусалима и освободила захваченные ею в 1948 г. территории. Именно поэтому все страны, установившие дипломатические отношения с Израилем, держат свои посольства в Тель-Авиве, выражая тем самым протест против нашего владения Иерусалимом. А на самом деле они просто не желают ссориться с нефтеносными арабскими государствами, которые – все до единого – вообще не признают Израиля. И на их картах отсутствует государство, существующее с 1948 г. Но мы – не на ассамблее ООН и не на заседании Лиги арабских стран. Мы – в Иерусалиме, столице Израиля.

В XIX в. до н.э. на месте современного Иерусалима был город Шалем. Расшифровать это название сложно, как сложно объяснить и названия других древних городов – Хеврон, Яффо… Есть версии, но, на мой взгляд, неубедительные. Пусть имя Шалем или Салем, или Салим – в зависимости от транскрипции – будет аксиомой, которую мы принимаем без доказательств. Дальше смотрим в Библию, в книгу Бытия: «Мелхиседек, царь Салимский, вынес хлеб и вино, – он был священник Бога Всевышнего, – и благословил его (Авраама), и сказал: благословен Авраам от Бога Всевышнего, Владыки неба и земли». По прошествии восьмисот лет здесь уже город Евус, в котором живет ханаанское племя евусеев.

В 1004 г. до н.э. Евус завоевывает царь Давид, и в это время фигурирует еще одно имя – Цион или Сион. Значение его также неизвестно, в Библии под ним подразумевалась крепость евуситского города. Давид основал Иерусалим – здесь мы видим возврат к древнейшему названию, к городу Бога Всевышнего, но евусеев изгонять не стал. В Библии сказано: «Иевусеев, жителей Иерусалима, не могли изгнать сыны Иудины, и потому иевусеи живут с сынами Иуды в Иерусалиме и по сей день». Надо отметить, что слова, написанные тысячелетия назад, верны и поныне. Иудеи не изгоняют ни евусеев, ни другие народы. К сожалению, сказать, что другие народы поступают с евреями так же – нельзя. Вся последующая история Иерусалима – история изгнания из него евреев и попытки их возвращения к своей главной святыне.

Главная еврейская святыня – Земля Мория, на которой праотец Авраам должен был принести в жертву сына своего Исаака. Опять вспомним Библию: «Бог сказал: возьми сына твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мория, и там принеси его во всесожжение». Жертвоприношение не состоялось. «Ангел Господень сказал: Авраам! Не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего; ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына единственного твоего, для Меня». Итак, на вершине скалы Мория был заключен союз евреев с Богом. Люди продемонстрировали беззаветную любовь к Творцу и готовность принести ему в жертву самое дорогое. Творец, спасая Исаака, категорически запретил людям человеческие жертвоприношения.

Земля Мория – место заключения союза евреев с Богом – важнейшее место во всем мире. Евреи всего света тянутся сюда, стремятся к городу, построенному вокруг Земли Мория, молятся в сторону Иерусалима, постоянно повторяют слова 136-го псалма: «Если я забуду тебя, Иерусалим, забудь меня десница моя». Земля Мория – основа Храмовой горы, краеугольный камень мироздания. Скала, над которой была построена Святая Святых еврейского храма и над которой сегодня стоит мусульманский золотой Купол скалы.

История Иерусалима начинается с царя Давида. Он построил город и торжественно перенес в него величайшую еврейскую святыню – Ковчег Завета. Иерусалим находился на территории между наделами колена Иуды и колена Бениамина. Перенеся Ковчег – символ присутствия Бога – в город, не принадлежавший ни одному из колен, Давид превратил свою столицу в святой город, вокруг которого концентрировалась религиозная жизнь всех двенадцати колен Израиля. Более 400 лет Иерусалим – столица Иудейского царства. В 586 г. до новой эры вавилоняне под предводительством царя Навуходоносора захватили Иерусалим и полностью разрушили Храм. Большинство жителей города были убиты, оставшиеся взяты в плен и угнаны в рабство в Вавилон.

В 538 г. до н.э.

Внешние судьбы евреев

По соседству с финикийцами жили родственные им по происхождению и языку евреи, оставившие о своей истории обширные известия в Библии. Их страна тоже лежала на дороге между Египтом и Ассиро‑Вавилонией, благодаря чему лишь сравнительно короткое время евреи могли пользоваться независимостью от великих держав Востока. Выведенные из рабства у египтян Моисеем, евреи поселились в стране ханаанской, которую им пришлось отвоевывать у туземцев. Последние были тоже семиты и поклонялись Ваалу и Астарте, тогда как евреи веровали в единого Бога Иегову. Сначала они не составляли одного государства, но разделялись на двенадцать колен, или племенных общин, которые управлялись судьями, бывшими их военачальниками в борьбе с туземцами, Особенно сильна была борьба евреев с филистимлянами, народом несемитического происхождения, утвердившимся на берегу Средиземного моря к югу от Финикии.

Древние евреи. Видеоурок

Селясь среди язычников, евреи сами часто впадали в идолопоклонство, и строгое единобожие поддерживалось у них главным образом пророками. Библия повествует нам, как евреи захотели иметь царя, дабы быть похожими на другие народы. Первыми царями за тысячу лет до Р. X. были Саул, Давид и Соломон. Второй из них был истинным основателем большого царства от Евфрата до Красного моря, в состав которого входили разные соседние народы и которое жило в наилучших отношениях с Финикией. Политическим центром своего государства Давид сделал Иерусалим, и в этом городе по его завещанию сын его, Соломон, построил (частью из финикийских материалов и руками финикийских рабочих) храм единому Богу. Благодаря этому, Иерусалим сделался и религиозным центром царства, хранилищем еврейских святынь.

Царствование Соломона было мирным и славным, но царь позволил финикийцам строить святилища их богам в самом Иерусалиме и сам приносил им жертвы. По смерти этого царя, государство распалось на два царства – Израильское на севере и Иудейское на юге. Первое образовали десять колен, второе – два, но зато в нем находился Иерусалим. Это разделение между Израилем и Иудой и войны, начавшиеся между ними, позволили народам, которые были покорены евреями, сбросить с себя их владычество. Пророки обличали частые отпадения евреев в идолопоклонство и предостерегали их от опасностей, грозивших извне.

В 722 г. ассирийский царь Саргон взял столицу Израильского царства Самарию, а в 585 г. под ударами Навуходоносора пало u царство Иудейское, при чем жители были отведены в плен в Вавилон. Только после падения Вавилона персидский царь Кир позволил иудеям вернуться на родину и вновь отстроить город и храм, но с этого времени над их страною утвердилась власть персидских царей. Таким образом, евреи не имели большого значения в политической истории Востока, но зато в их среде хранилось самое возвышенное религиозное учение в то время, когда кругом, наоборот, господствовали во многих отношениях прямо нечестивые культы языческих семитов.