Стяжание святого духа

СТЯЖАНИЕ ДУХА СВЯТОГО
учение прп. Серафима Саровского о главной цели христианской жизни, изложенное им в беседе с Н.А. Мотовиловым: «Молитва, пост, бдение и всякие другие дела христианские, сколько ни хороши они сами по себе, однако не в делании только их состоит цель нашей христианской жизни, хотя они и служат необходимыми средствами для достижения ее. Истинная же цель нашей христианской жизни состоит в стяжании Духа Святого Божиего… Добро, ради Христа делаемое, не только в жизни будущего века венец правды ходатайствует, но и в здешней жизни преисполняет человека благодати Духа Святого…» — «Как же стяжание? — спросил я батюшку Серафима. — Я что-то не понимаю». — «Стяжание — все равно что приобретение, — отвечал мне он. — Ведь вы разумеете, что значит стяжание денег. Так вот все равно и стяжание Духа Божиего. Ведь вы, ваше боголюбие, понимаете, что такое в мирском смысле стяжание? Цель жизни мирской обыкновенных людей есть стяжание денег, получение почестей, отличий и других наград. Стяжание Духа Божия есть тоже капитал, но только благодатный и вечный, и он, как денежный, чиновный и временный, приобретается почти одними и теми путями, очень сходственными друг с другом. Бог Слово, Господь наш Богочеловек Иисус Христос уподобляет жизнь нашу торжищу и дело жизни нашей на земле именует куплею… Земные товары — это добродетели, делаемые Христа ради, доставляющие нам благодать Всесвятого Духа, без которого и спасения никому нет и быть не может. Сам Дух Святый вселяется в души наши, и это самое вселение в души наши Его, Вседержителя, и сопребывание с духом нашим Его Тройческого Единства и даруется нам лишь через всемерное с нашей стороны стяжание Духа Святого, которое и предуготовляет в душе и плоти нашей престол Божиему Всетворческому с духом нашим сопребыванию, по непреложному Слову Божиему: «Вселюся в них, и похожду, и буду им в Бога, и тии будут людие Мои». Конечно, всякая добродетель, творимая ради Христа, дает благодать Духа Святого, но более всего дает молитва, потому что она как бы всегда в руках наших как орудие для стяжания благодати Духа… Молитвою мы с Всеблагим и Животворящим Богом и Спасом нашим беседовать удостаиваемся…» — «Батюшка, — сказал я, — вот вы все изволите говорить о стяжании благодати Духа Святого как о цели христианской жизни, но как же и где я могу ее видеть? Добрые дела видны, а разве Дух Святый может быть виден? Как же я буду знать, со мной Он или нет?» — «Благодать Духа Святого, — отвечал старец, — есть свет, просвещающий человека. Господь неоднократно проявлял для многих свидетелей действие благодати Духа Святого в тех людях, которых он освящал и просвещал великими наитиями Его. Вспомните Моисея… Вспомните преображение Господа на горе Фаворе». — «Каким же образом, — спросил я батюшку отца Серафима, — узнать мне, что я нахожусь в благодати Духа Святого?» — «Это, ваше боголюбие, очень просто! — отвечал он мне, взял меня весьма крепко за плечи и сказал: — Мы оба теперь, батюшка, в Духе Божием с тобой!.. Что же ты не смотришь на меня?» Я отвечал: «Я не могу, батюшка, смотреть, потому что из глаз ваших молнии сыплются. Лицо ваше сделалось светлее солнца, и у меня глаза ломит от боли!» О. Серафим сказал: «Не устрашайтесь, ваше боголюбие, и вы теперь сами так же светлы стали, как и я сам. Вы сами теперь в полноте Духа Божиего, иначе вам нельзя было бы и меня таким видеть». И, преклонив ко мне свою голову, он тихонько на ухо сказал мне: «Благодарите же Господа за неизреченную к вам милость Его. Вы видели, что я не перекрестился даже, а только в сердце моем мысленно помолился Господу Богу и внутри себя сказал: «Господи, удостой его ясно и телесными глазами видеть то сошествие Духа Твоего, которым Ты удостаиваешь рабов Твоих, когда благоволишь являться в свете великолепной славы Твоей». И вот, батюшка, Господь и исполнил мгновенно смиренную просьбу убогого Серафима… Как же не благодарить Его за неизреченный дар нам обоим! Этак, батюшка, не всегда и великим пустынникам являет Господь Бог милость Свою. Это благодать Божия благоволила утешить сокрушенное сердце ваше, как мать чадолюбивая по предстательству самой Матери Божией… Смотрите просто и не убойтесь — Господь с нами!» — «Что же чувствуете вы теперь?» — спросил меня о. Серафим. «Необыкновенно хорошо!» — сказал я. — «Да как же хорошо? Что именно?» — Я отвечал: «Чувствую я такую тишину и мир в душе моей, что никакими словами выразить не могу!» — «Это, ваше боголюбие, — сказал батюшка о. Серафим, — тот мир, про который Господь сказал ученикам Своим: «Мир Мой даю вам, не яко же мир дает, Аз даю вам. Аще бы от мира бысте были, мир убо свое любил бы, но Аз избрах вас от мира, сего ради ненавидит вас мир. Но дерзайте, яко Аз победих мир». Вот этим-то людям, избранным от Господа, и дает Господь тот мир, который вы в себе теперь чувствуете. «Мир», по слову апостольскому, «всякий ум преимущий» (Флп. 4:7). Что же еще чувствуете вы?» — «Необыкновенную сладость!» — отвечал я. — «Что же еще вы чувствуете?» — «Необыкновенную радость во всем моем сердце!» — Батюшка о. Серафим продолжал: «Это та самая радость, про которую Господь говорит в Евангелии Своем: «Жена, егда рождает, скорбь имать… егда же родит отроча, ктому не помнит скорби за радость». Но как бы ни была утешительна радость эта, которую вы теперь чувствуете в сердце своем, она ничтожна в сравнении с тою, про которую Сам Господь устами Своего апостола сказал, что радости той «ни око не виде, ни ухо не слыша, ни на сердце человеку не взыдоша, яже уготова Бог любящим Его» (1 Кор. 2:9). Предзадатки этой радости даются нам теперь, и если от них так сладко, хорошо и весело на душах наших, то что сказать о той радости, которая уготована на небесах плачущим здесь на земле?.. Что же вы чувствуете, ваше боголюбие?» Я отвечал: «Теплоту необыкновенную!» — «Как, батюшка, теплоту? Да ведь мы в лесу сидим. Теперь зима на дворе, и под ногами снег, и на нас более вершка снегу, и сверху крупа падает… Какая же может быть тут теплота?» Я отвечал: «А такая, какая бывает в бане, когда поддадут на каменку…» — «И запах, — спросил он меня, — такой же, как из бани?» — «Нет, — отвечал я, — на земле нет ничего подобного этому благоуханию…» Батюшка о. Серафим, приятно улыбнувшись, сказал: «И сам я, батюшка, знаю это точно так же, как и вы, да нарочно спрашиваю у вас — так ли вы это чувствуете?.. Ведь ни на вас, ни на мне снег не тает и над нами тоже, стало быть, теплота эта не в воздухе, а в нас самих. Она-то и есть та самая теплота, про которую Дух Святый словами молитвы заставляет нас вопиять ко Господу: «Теплотою Духа Святого согрей мя!» Так ведь и должно быть на самом деле, потому что благодать Божия должна обитать внутри нас, в сердце нашем, ибо Господь сказал: «Царство Божие внутрь вас есть». Ну, уж теперь нечего более, кажется, спрашивать, ваше боголюбие, каким образом бывают люди в благодати Духа Святого! Будете ли вы помнить теперешнее явление неизреченной милости Божией, посетившей нас?» — «Не знаю, батюшка! — сказал я. — Удостоит ли меня Господь навсегда помнить так живо и явственно, как теперь я чувствую, эту милость Божию». — «А я мню, — отвечал мне отец Серафим, — что Господь поможет вам навсегда удержать это в памяти вашей, ибо иначе благость Его не преклонилась бы так мгновенно к смиренному молению моему, тем более что и не для вас одних дано вам разуметь это, а через вас для целого мира, чтобы вы сами утверждались в деле Божием и другим могли бы быть полезными».

Источник: Энциклопедия «Русская цивилизация»

ИЗНАЧАЛЬНЫЙ ДОМ ИЗНАЧАЛЬНО ВЫШЕСТОЯЩЕГО ОТЦА

РАСПОРЯЖЕНИЕ Абсолютный Огонь

Утверждаю. КХ

От 16.02.13 А18 ИВ Иерархии ИДИВО

Новыми условиями шестой расы устанавливается новое выражение 64цы Абсолютов ФА и Изначальности:

1. Утвердить 64 Абсолюта в стяжании Абсолютного Огня по ИВ Присутствиям ИВ Метагалактики Абсолюта ФА и Абсолютного Субъядерного Синтеза Огня по ИВ Проявлениям Абсолюта Изначальности:

64. Абсолют ИВ Отца

63. Абсолют ИВ Матери

62. Абсолют ИВ Сына

61. Абсолют ИВ Дочери

60. Абсолют ИВ Аватара

59. Абсолют ИВ Майтрейи

58. Абсолют ИВ Христа

57. Абсолют ИВ Будды

56. Абсолют Неизречённого

55. Абсолют Предвечного

54. Абсолют Всевышнего

53. Абсолют Вседержителя

52. Абсолют Творца

51. Абсолют Теурга

50. Абсолют Ману

49. Абсолют Предначального

48. Абсолют Отца

47. Абсолют Дочери

46. Абсолют Сына

45. Абсолют Матери

44. Абсолют Аватара

43. Абсолют Майтрейи

42. Абсолют Христа

41. Абсолют Будды

40. Абсолют Владыки

39. Абсолют Учителя

38. Абсолют Логоса

37. Абсолют Аспекта

36. Абсолют Теофита

35. Абсолют Чело

34. Абсолют Ученика

33. Абсолют Человека

32. Абсолют ДИВО

31. Абсолют Тела

30. Абсолют Разума

29. Абсолют Сердца

28. Абсолют Хум

27. Абсолют Провидения

26. Абсолют Огненной Нити

25. Абсолют Пламени Отца

24. Абсолют ДИВО ИВ Универсума

23. Абсолют Меча

22. Абсолют Сообразительности

21. Абсолют Зерцала

20. Абсолют Ума

19. Абсолют Головерсума

18. Абсолют Восприятия

17. Абсолют Мощи Отца

16. Абсолют ДИВО ИВ Метагалактики

15. Абсолют Столпа

14. Абсолют Сознания

13. Абсолют Грааля

12. Абсолют Веры

11. Абсолют Воссоединённости

10. Абсолют Сансарности

09. Абсолют Протоядерности

08. Абсолют ДИВО Сиаматики

07. Абсолют Трансвизора

06. Абсолют Интеллекта

05. Абсолют Престола

04. Абсолют Синтезобраза

03. Абсолют Души

02. Абсолют Слова Отца

01. Абсолют Образа Отца

2. Утвердить 64 Огня ИВ Иерархии ИДИВО Абсолютными Огнями, в синтезе Образующих каплю Абсолютного Огня и применяемых в любых иных выражениях Абсолютных стяжаний, как Абсолюта ФА ИВ Присутствий ИВ Метагалактики, так и Абсолюта Изначальности ИВ Проявлений.

3. Изменить на уточнённые названия Абсолютов и Абсолютного огня все практики стяжания Абсолюта ФА с сохранением основных методических параметров и цифр стяжания. Цифры уточнить регламентом.

4. Определить порядок цифр стяжания Абсолюта Изначальности с последующей после 64й 64го Абсолюта ИВО Абсолюта ФА, определив первый Абсолют Абсолюта Изначальности 65 выражением цифр количественного Огня, а 64 Абсолют ИВО Абсолюта Изначальности – 128 вариантом цифрового явления. Детали стяжания определить регламентом в обозначенное Иерархией ИДИВО время.

5. Довести цифровое явление Абсолютности той же методикой расчёта с 32 Абсолютов до 128 в Синтезе.

6. Определить по итогам стяжания Абсолютов Абсолюта ФА явление Огнефа в 64ном строительстве Огнеобразов, а по итогам стяжания Абсолютов Абсолюта Изначальности – Ядра Синтеза, введя явление и синтезирование капель субъядерного Синтеза Огня.

7. Подтвердить постоянство стяжания к концу каждого учебного года итогом стяжания Части ИВ Человека ИВ Проявления, соответствующим Изначальным Домом стяжание Абсолюта Изначальности в ИВ Проявленности её ИВ Проявления Служения всем составом Ведущих и Чело Изначального Дома. На первом этапе провести стяжание всех Абсолютов ранее стяжённых Частей ИВ Человека, выровнявшись по стяжаниям ими. Параметры и цифры те же, что и в стяжании каждого соответствующего Абсолюта соответствующей Части, но в коллективном Огне стяжаний, увеличивающихся автоматически компактификацией Огня в каждой капле на количество стяжающих в ДИВО.

8. Применить немедленно.

ИВ Сын

  • Беседа пре­по­доб­ного Сера­фима с Н. А. Мото­ви­ло­вым о цели хри­сти­ан­ской жизни
  • Стя­жа­ние бла­го­дати архим. Рафаил (Каре­лин)
  • Стя­жа­ние Духа Свя­таго в путях Древ­ней Руси И.М. Кон­це­вич
  • Молитвы в стра­сти среб­ро­лю­бия и упо­ва­нии на земное стя­жа­ние

***

Стяжа́ние – при­об­ре­те­ние, накоп­ле­ние.

Бог открыл нам через пре­по­доб­ного Сера­фима Саров­ского, что цель хри­сти­ан­ской жизни есть стя­жа­ние Духа Свя­того. Подобно тому как люди мира сего стре­мятся к стя­жа­нию земных богатств, истин­ный хри­сти­а­нин стре­мится стя­жать Бла­го­дать Свя­того Духа. Каждый хри­сти­а­нин инди­ви­ду­ально под руко­вод­ством своего «духов­ника» идёт тем или иным путём слу­же­ния Богу и стя­жа­ния Бла­го­дати. Но один путь, общий для всех хри­стиан, – это молитва, пока­я­ние, при­ча­ще­ние Святых Хри­сто­вых Тайн, дела мило­сер­дия.

Стя­жа­ние бла­го­дати есть живое Бого­об­ще­ние. Оно есть все­ле­ние Бога в чело­века – «послед­няя цель иска­ния чело­ве­че­ского духа».
прп. Иоанн Лествич­ник

«Блажен, кто вместо всех стя­жа­ний при­об­рел Христа, и у кого одно стя­жа­ние – крест, кото­рый и несет он высоко».
свт. Гри­го­рий Бого­слов

***

Что значит: стя­жать Свя­того Духа?

Под стя­жа­нием Свя­того Духа под­ра­зу­ме­ва­ется стя­жа­ние бла­го­дати Божьей. В этом состоит одна из целей хри­сти­ан­ского дела­ния, хри­сти­ан­ской жизни.

По своему бли­жай­шему смыс­ло­вому зна­че­нию, термин «стя­жа­ние” под­ра­зу­ме­вает: «при­об­ре­те­ние”, «накоп­ле­ние”.

Несмотря на ска­зан­ное, содер­жа­ние выра­же­ния «стя­жа­ние бла­го­дати” нельзя интер­пре­ти­ро­вать в том смысле, будто Боже­ствен­ную бла­го­дать можно акку­му­ли­ро­вать, скла­ди­ро­вать и хра­нить в своём сердце так, как посту­пает стя­жа­тель, напол­няя кубышку золо­том и сереб­ром.

Кроме того, бла­го­дать Божья, почи­ва­ю­щая на чело­веке, не ста­но­вится его соб­ствен­но­стью в том же отно­ше­нии, в каком ста­но­вятся соб­ствен­но­стью накап­ли­ва­е­мые стя­жа­те­лем мате­ри­аль­ные цен­но­сти. Мате­ри­аль­ными цен­но­стями чело­век может поль­зо­ваться, как ему забла­го­рас­су­дится. Бла­го­дать же содей­ствует чело­веку только тогда, когда его усилия направ­лены на Добро.

Под стя­жа­нием Свя­того Духа пони­ма­ется бла­го­дат­ное еди­не­ние чело­века и Бога. Как же оно осу­ществ­ля­ется в дей­стви­тель­но­сти?

По мере воз­рас­та­ния чело­века в доб­ро­де­тели и свя­то­сти воз­рас­тает сте­пень его еди­не­ния с Все­дер­жи­те­лем. Име­но­ва­ние этого про­цесса стя­жа­нием свя­зано с тем, что, во-первых, воз­рас­та­ние чело­века в рели­ги­озно-нрав­ствен­ном аспекте, как и накоп­ле­ние стя­жа­те­лем мате­ри­аль­ных богатств, осу­ществ­ля­ется посте­пенно. Во-вторых, пре­по­да­ва­е­мые чело­веку бла­го­дат­ные дары Свя­того Духа, нередко упо­доб­ля­ются (алле­го­ри­че­ски) мате­ри­аль­ным сокро­ви­щам (золоту, жем­чугу (Мф.13:45–46)).

По мере духов­ного вос­хож­де­ния чело­века по лест­нице доб­ро­де­те­лей, в нём воз­рас­тает спо­соб­ность к вос­при­я­тию бла­го­дати; уве­ли­чи­ва­ется сте­пень его бла­го­дат­ного еди­не­ния с Богом. И, с другой сто­роны, чем ближе чело­век к Богу, тем эффек­тив­нее реа­ли­зу­ются его усилия, направ­лен­ные на даль­ней­шее стя­жа­ние Свя­того Духа.

1 августа – день памяти и 110-летие канонизации одного из самых почитаемых русских святых – преподобного Серафима Саровского. Преподобный Серафим Саровский (в миру Прохор Исидорович Мошнин, 19 июля 1754 (или 1759), Курск – 2 января 1833, Саровский монастырь) – иеромонах Саровского монастыря, основатель и покровитель Дивеевской женской обители. Прославлен Российской церковью в 1903 году в лике преподобных по инициативе царя Николая II.
Сегодня мы публикуем отрывок из проповеди доктора богословия, историка церкви, протопресвитера Виталия Борового о преподобном Серафиме Саровском, произнесенной в Богоявленском соборе г. Москвы на вечерне в Неделю перед Богоявлением (15 января 1978).

Дорогие братья и сестры! …воцерковление, это освящение, эта христианизация всей жизни данной культуры, данного общества, данной страны, народа и государства, никогда не удается, если не бывает связано с преображением, изменением, освящением, воцерковлением, христианизацией каждой отдельной личности человеческой, каждого отдельного человека.

В этом и есть трагедия исторического христианства, в том, что оно провозгласило высокие общественные идеалы – создание идеального христианского общества, идеальной христианской культуры – и вместе с тем не сумело преобразовать, воспитать, христианизировать каждого отдельно взятого христианина.

И поэтому христианство как общественная сила, образующая все человечество в единое святое христианское идеальное общество и культуру, в сущности говоря, не удалось. И оно трагически не удалось. Ибо оно не сумело скомбинировать, соединить два элемента: общественный идеал и личную святость. У нас всегда было так: или люди в личном порядке старались быть святыми, жить святой богоугодной жизнью, и тогда уходили от общественных идеалов, или люди предавались общественному идеалу и тогда забывали про личную святость. А вот примером такого призыва церковного, Христова зова к личной святости во имя общественных идеалов, к личной святости, которая является необходимым условием всякого христианского успеха в общественном делании, является преподобный Серафим Саровский.

Вот он был удивительным святым, святым, которого трудно даже представить, трудно даже живописать другим, потому что он, пройдя весь подвиг монашеского делания, все виды монашеского отшельничества – столпничество, затворничество, все виды христианской возвышенной совершенной устремленности к Богу, и потом – духовничество, когда он был открыт для советов, для воздействия на людей, пройдя все это, он всю свою жизнь был удивительно ровен, удивительно одинаков, несмотря на разнообразие его подвигов. Всегда он был необычайно благостный, необычайно ласковый, необычайно радостный, необычайно веселый. Это удивительно! Со всеми, с кем он говорил, к кому он обращался, у него не находилось других слов, как «радость моя»: «Христос воскресе, радость моя!» Всем он говорил: «Стяжи умиление» и молился перед иконой Божией Матери, которая называется «Умиление». А что такое умиление? Умиление, дорогие братья и сестры, – это такое чувство, которое, к сожалению, редко у нас бывает. Радость бывает часто, веселие бывает часто, а умиление… Умиление – это способность радоваться, ликовать, способность быть в необычайно благостном настроении тогда, когда нет основания к этому. Человек радуется, когда имеет причины для радости, человек веселится, когда случается что-то веселое. А умиление – это способность, это особенность души, когда человек постоянно радуется, постоянно благостен, постоянно как бы по-пасхальному настроен, тогда, когда нет оснований, когда видимых причин для этого нет, когда, наоборот, все видимые причины и обстоятельства жизни противоречат этому, толкают к горю, к отчаянию, к плачу, к раздражению, к гневу, – а человек способен умиляться.

Вот это – удивительная способность преподобного Серафима. И недаром он молился перед иконой «Умиление» и всегда говорил всем, часто повторял: «Радость моя, стяжи, т.е. приобрети, умиление». Или говорил также: «Стяжи мирный дух, стяжи умиление, – и тысячи вокруг тебя спасутся». Потому что умиление, этот мирный дух, это радостное восприятие даже несчастья, даже боли, даже безобразия, даже зла – это действует на других, как бы сообщается другим.

Я хочу, дорогие братья и сестры, вам прочитать один раздел из воспоминаний о прп. Серафиме, прочитать его собственные слова, потому что если я скажу вам, то у многих из вас возникнет сомнение, насколько верно я воспроизвел их. Ибо это будет звучать очень необычайно, а между тем, это прп. Серафим говорил. Он говорил: «Веселость – не грех, она отгоняет усталость. А от усталости ведь уныние бывает. А хуже уныния ничего нет. Оно все приводит с собой, уныние. Вот и я, как поступил в монастырь, на клиросе тоже бывало, и такой-то веселый был, радость моя». На клиросе был веселый, в монастыре! «Бывало, как приду на клирос-то, братия устанут, ну, уныние и нападет на них. А я и веселю их, они и усталости не чувствуют. Ведь дурное что говорить ли, делать ли – нехорошо. А в храме Божием не подобает делать дурное. А сказать слово ласковое, приветливое, веселое слово, чтобы у всех пред лицом Господа дух всегда веселел, а не был бы унылый, – вовсе не грешно. Нет нам дороги унывать, потому что Христос все победил, Адама воскресил, Еву освободил, смерть умертвил!»

Это удивительные слова, дорогие братья и сестры, слова, которые показывают, что прп. Серафим имел этот первохристианский дух радости, постоянного веселия, постоянного умиления, постоянной ласковости. Оттого он и призывал всех стяжать это умиление, стяжать, приобрести эту радость, потому что этим приобретается самое важное, как он говорил, – стяжание Духа Святого. Вот, я прочитаю вам еще его собственные слова: «Молитва, пост, бдение и всяческие другие дела христианские, сколько ни хороши они сами по себе, однако не в делании их состоит цель нашей христианской жизни, хотя они и служат необходимыми средствами для достижения ее. Истинная же цель нашей христианской жизни состоит в стяжании Духа Святого, Духа Божия. Добро, ради Христа делаемое, не только в жизни будущего века правду подательствует, но и в здешней жизни преисполняет человека благодати Святого Духа».

Дорогие братья и сестры, вот этот идеал, эту конечную цель выдвигал прп. Серафим перед каждым христианином, перед каждым человеком. Радость, ласковость, умиротворенность, одухотворенность, умиление, веселие, – с тем, чтобы стяжать Духа Святого. И при этом, он говорил, стяжание Духа Святого – это не там, на небе, где оно будет полным, а оно начинается уже здесь, на земле. Он звал людей к преображению уже здесь, на земле, к преображению, которое начинается в жизни каждого человека силою и действием Святого Духа. Тот теосис, то обожение, которое, по учению древневосточных отцов и учителей церкви, является целью, конечным итогом всякого человека, всякой человеческой святости, уподобление Богу – оно уже здесь начинается, уже в жизни каждого человека должно начинаться.

И мы знаем, как это проявлялось у прп. Серафима. Мы имеем записи Мотовилова, человека, который общался с прп. Серафимом много лет и был исцелен им, человека интеллигентного, знающего духовную жизнь, который дословно, доподлинно записал эти переживания. И Мотовилов записал нам, как он прошел с прп. Серафимом этот путь стяжания Святого Духа. Он не понимал, что это значит – «стяжание Святого Духа», в чем оно проявляется. И тогда прп. Серафим показал ему – взял его за плечи и сказал: «Что ты сейчас чувствуешь? Мы уже сейчас с тобой в Духе Святом!» И посмотрел Мотовилов на лицо прп. Серафима – и оно светится необычайно. И спрашивает Серафим: «Что ты у меня видишь?» – «Я вижу такой свет, который я не могу переносить». Спрашивает прп. Серафим: «А что ты сейчас чувствуешь?» (А это было зимой, был глубокий снег и мороз, они были в лесу). «Я чувствую, – он говорит, – необычайную умиротворенность, необычайный покой, тишину и радость в душе моей». И тогда прп. Серафим спрашивает: «А что ты еще чувствуешь?» И Мотовилов здесь описывает все те чувства преображения, которые были испытаны им, человеком, таким, как и мы, но вознесенным, благодаря прп. Серафиму, действием Святого Духа до этой степени обожения, до этого теосиса, до этого стяжания Святого Духа. И он описывает, что он чувствовал невыразимую сладость, невыразимую радость, теплоту невероятную. Тогда Серафим сказал: «Ну, как ты чувствуешь теплоту? Ведь кругом снег и мороз, и снег, который падает с неба, на нас не тает». «Да, но я чувствую себя так, как будто бы я в бане». Серафим и говорит: «Так вот, это и есть внутреннее стяжание Святого Духа, это Царство Божие среди нас». «Ну, а запах какой ты чувствуешь, такой, как в бане?» «Нет, такого запаха я не чувствовал еще в моей жизни. Он наполняет меня необычайной радостью и наслаждением». «Вот это и есть, – сказал он, – чувство стяжания Святого Духа».

Дорогие братья и сестры! Это, конечно, чрезвычайное переживание, исключительный, может быть, опыт, которым прп. Серафим показал Мотовилову, что значит стяжание Святого Духа. Но это и есть то, что является целью каждого из нас: через внутреннее преображение достичь вот этого стяжания Святого Духа.