Суббота для евреев

СУББО́ТА (שַׁבָּת, шаббат, связано с корнем швт — `покоиться`, `прекращаться`, `воздерживаться`), седьмой день недели, в который Библия предписывает воздерживаться от работы.

Суббота в Библии

Объяснение этому предписанию содержится в Быт. 1:1–2:3 (хотя здесь название шаббат не фигурирует): Бог сотворил мир в шесть дней, а на седьмой покоился (шават ми-кол мелахто), благословив и освятив его (Быт. 2:1–3). Святость седьмого дня была открыта Израилю во время скитаний по пустыне после исхода из Египта. Согласно Библии, в ответ на ропот голодных израильтян Бог дал им манну; при этом Он повелел, чтобы каждый день израильтяне заготавливали дневную порцию, а в шестой день — двойную, чтобы хватило и на седьмой день, в который манна не будет ниспослана; и Моисей возвестил народу, что седьмой день — «святая суббота Господня» (Исх. 16:4–30). Четвертая заповедь Декалога (см. Десять заповедей) обобщает урок, преподанный израильтянам в пустыне: всякая работа (мелаха) воспрещена в субботу, причем здесь дается и обоснование этого запрета: «Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, моря и все, что в них, а в день седьмый покоился. Посему благословил Господь день субботний и освятил его» (Исх. 20:9–11). Здесь суббота непосредственно отождествляется с седьмым днем Творения. Наряду с этим, ритуальным в своей сущности, обоснованием воздержания от работы в субботу Библия содержит еще одно, общественно-гуманистическое обоснование: «Шесть дней делай дела твои, а в седьмой день покойся, чтобы отдохнул вол твой и осел твой, и покоился сын рабы твоей и пришелец» (Исх. 23:12; ср. 34:21). В девтерономической версии Десяти заповедей (см. Второзаконие) запрет работы в субботу обоснован именно так: «А день седьмый — Суббота Господу, Богу твоему. Не делай в оный никакого дела, ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни раба твоя, ни вол твой, ни осел твой, ни всякий скот твой, ни пришелец твой, который у тебя, чтобы отдохнул раб твой и раба твоя, как и ты» (Втор. 5:14). Наставления Бога о сооружении скинии завершаются увещеванием соблюдать субботу, а Моисей начинает свое сообщение народу о Божьих наставлениях относительно скинии с аналогичных увещеваний; это указывает, что соблюдение субботы важнее, чем обязанность строительства святилища. Суббота называется знаком как божественного освящения Израиля, так и шестидневного творения. Кроме обычных ежедневных жертвоприношений в субботу предписывалось дополнительное жертвоприношение, равное обычному ежедневному (Чис. 28:3–10). Согласно Божьему предписанию, нарушение субботы должно караться смертью (Чис. 15:32–36).

Из скудных сведений относительно празднования субботы в эпоху царств следует, что в 9–8 вв. до н. э. в Северном царстве суббота и новолуние были днями, когда прекращали всякую работу (Амос 8:5) и посещали «людей Божьих» (II Ц. 4:23). Из Хош. 2:13 (в русской традиции 2:11) видно, что суббота и новолуния носили характер праздничного веселья. В Иудейском царстве в 8 в. до н. э. суббота и новолуния отмечались священными собраниями в Иерусалимском храме (Ис. 1:13). Значение субботы еще более возросло в годы, предшествовавшие пленению вавилонскому, во время пленения и непосредственно после него. Иеремия (17:19–27) порицает властителей и народ Иудеи за нарушение субботы и предсказывает, что судьба царского дома и Иерусалима зависят от соблюдения ее. Иехезкель (20:12–44) называет субботу «знамением» между Богом и Израилем и видит в ней Божий закон, равный по своей значимости всем остальным заповедям вместе взятым. В перечне прегрешений, за которые Иерусалим должен нести кару, осквернение субботы упоминается вновь и вновь. Пророк предвидит новую обязанность священников — наблюдать за соблюдением святости субботы. (Иех. 44:24). Второисайя (см. Исайя), пророчествовавший в годы пленения вавилонского, особо выделяет обязанность соблюдения субботы и рассматривает ее как равнозначную выполнению всех остальных обязанностей, установленных Заветом; он видит в соблюдении субботы условие личного и национального избавления (Ис. 56:2,4,6; 58:13) и верит, что в конце концов субботу будут соблюдать все народы (66:23). Значение, которое пророки придавали субботе, оказало глубокое влияние на мировоззрение вернувшихся из Вавилонии (Нех. 9:14; 10:33–34; 13:15–22).

Все большее значение, придававшееся со времени Иеремии соблюдению субботы, по-видимому, было ответом на опасность ассимиляции евреев в языческой стихии Вавилонской империи, опасность, обозначившуюся со времени правления Менашше и ставшую особенно острой в вавилонском изгнании (ср. Иех. 20:32–49). После разрушения Храма и рассеяния по разным странам особый, специфический только для евреев день отдыха как индивида, так и всей общины, не связанный с культовым жертвоприношением, стал основой самоотождествления евреев как народа Завета. Обособление от язычников путем соблюдения особого еженедельного «знака Завета» между Богом и Израилем было выражением лояльности этому Завету, равнозначным выполнению всех остальных его предписаний, в то время как несоблюдение субботы стало столь же серьезным нарушением Завета, как поклонение иным богам. Именно таков был взгляд еврейских мыслителей времени изгнания и в последующий период, считавших нарушение субботы причиной национальной катастрофы.

В апокрифической литературе и Талмуде

В апокрифической литературе (см. апокрифы и псевдоэпиграфы) говорится, что суббота соблюдалась столь строго, что в начале восстания Маккавеев (см. Хасмонеи) евреи предпочитали погибнуть, нежели оказать сопротивление врагу в субботу. (I Макк. 2:31–38). Затем было разрешено в случае, когда речь идет о спасении жизни, нарушить субботу. (I Макк. 2:40–41). С особой строгостью требует соблюдения субботы Юбилеев книга (2:17–32; 50:6–13) и предписывает смертную казнь даже за такие действия, как ходьба на сверхдозволенное расстояние, пост или путешествие на корабле в субботний день, и даже возбраняет половую связь между супругами в субботу (50:8) в противоположность законоучителям Талмуда.

Несоблюдение субботы рассматривалось инквизицией как одно из самых убедительных доказательств искренности новых христиан (см. марраны). Однако насильственно обращенные евреи Испании и Португалии, в первую очередь женщины, прибегали к всевозможным уловкам, чтобы не нарушать предписаний, связанных с субботой. Зажигание субботних свечей, считавшееся великой мицвой (см. мицва), производилось так, чтобы христианские соседи не могли заметить этого: вместо зажигания особых свечей в обычные свечи вставляли новые фитили. В субботу надевали чистые одежды; женщины воздерживались от ткачества и прядения, в случае посещения соседа-христианина делая вид, что работают; мужчины выходили в поле, однако не работали там, торговцы оставляли в магазинах вместо себя детей.

Законоучители талмудической эпохи красноречиво описывают значение субботы: «Если Израиль соблюдет одно единственное — субботу как следует, Мессия не замедлит прийти» (Быт. Р. 25:12); «суббота — одна шестая олам ха-ба» (Бр. 57б).

Соседство Божьих наставлений о строительстве скинии и запрета работы в субботу (см. выше) послужило основанием для заключения, что отсюда вытекает запрет на все аналогичные типы работы (Мех. дрИ; Шаб. 49б). Законоучители установили 39 таких основных типов (авот; Шаб. 7:2) и множество производных подвидов (толадот; БК 2а). Так, например, полив растений — толада сева, прополка — пахоты, добавление масла в горящий светильник — зажигания огня. В добавление к библейским запретам существуют различные раввинские запреты, введенные в качестве «ограды к Торе» (Авот 1:1), например, запрет верховой езды, наставления нееврею выполнить работу, денежных операций и т. п. Тот, кто публично оскверняет субботу, приравнивается к идолопоклоннику (Хул. 5а; см. идолопоклонство), а тот, кто соблюдает ее должным образом, получает прощение за грехи, включая идолопоклонство (Шаб. 118б).

Значение субботы

Суббота — праздничный день, и в этот день следует есть трижды (Шаб. 118а). Рекомендуется, чтобы хозяин дома участвовал в приготовлениях к субботе, даже если у него есть слуги, которые могли бы сделать все приготовления (Кид. 41а). С наступлением субботы читается киддуш (Псах. 106а), а по ее исходе — хавдала (Бр. 33а); оба чтения совершаются над чашей вина. В честь субботы следует надевать особые одежды, ходить и даже говорить иначе, нежели в будние дни (Шаб. 11а-б).

С древности еврейские мыслители рассматривали субботу как день духовного обновления. Филон Александрийский и Иосиф Флавий, равно как и раввинистические источники, упоминают о практике публичных рассуждений о Торе по субботам. В средневековой еврейской философии особо подчеркивается символическая природа субботы. Маймонид указывал, что суббота обладает двойным смыслом — учит нас тому, что Бог сотворил мир, и предоставляет нам возможность телесного отдыха и покоя (Наст. 2, 31). Иехуда ха-Леви в книге «Сефер ха-кузари» писал, что суббота — дар Бога, который позволяет человеку одну шестую часть своей жизни наслаждаться полным покоем тела и души. В Каббале суббота интерпретируется как объединяющее начало в системе сфирот.

Субботние ритуалы и обычаи

Перед наступлением субботы хозяйка дома зажигает по меньшей мере две свечи, из которых одна соответствует стиху «помни день субботний» (Исх. 20:8), а другая — «блюди день субботний» (Втор. 5:12). К каждой трапезе на стол кладутся два целых хлеба (см. халла), покрытые салфеткой, — в память о двойной порции манны (см. выше). Перед чтением киддуша родители благословляют детей. Во время праздничной трапезы поют особые застольные песнопения (змирот). Если есть возможность, следует приглашать гостей к субботнему столу. Синагогальная литургия в субботу следует особому порядку. Перед началом субботней службы поют псалмы; утренняя субботняя служба включает еженедельное чтение Торы и Амида (см. также Мусаф). Послеобеденная служба включает чтение Торы из отрывка, который будет читаться в следующую субботу.

В случае, если существует угроза жизни, субботние запреты можно нарушить (см. пиккуах нефеш). В отличие от караимов, которые трактуют стих «никто да не выходит от места своего в седьмой день» (Исх. 16:29) буквально, законоучители интерпретировали его как запрет выходить в субботу за пределы города более чем на две тыс. локтей (около 800 м); эта граница называется тхум шаббат (буквально `граница субботы`). Субботний ритуал связан с употреблением обрядовых предметов, которые традиционно делаются орнаментированными, чтобы украшать и освящать субботу. Это субботние светильники, винные бокалы для киддуша и другие (см. также Искусства пластические).

Особые субботы

Субботы особые (шаббатот меюхадот) отличаются от обычных суббот элементами своих литургий и обрядами.

1. Шаббат мевархин (`суббота благословляющих`) предшествует началу нового месяца. В ходе субботней литургии объявляется название наступающего месяца и день его начала.

2. Шаббат рош ходеш (`суббота нового месяца`) выпадает на первый день нового месяца; литургия включает чтения из Торы на новый месяц и особую хафтару (Ис. 66:1–24).

3. Шаббат шува (`суббота покаяния`) выпадает на время Десяти дней покаяния между Рош ха-Шана и Иом-Киппур. Названа по первым словам читаемой в этот день хафтары (Хош. 14:2): «Обратись (שׁוּבָה), Израиль, к Господу Богу твоему». В шаббат шува раввин общины произносит проповедь на тему покаяния.

4. Шаббат хол ха-мо‘эд (`суббота промежуточных дней праздника`) выпадает на промежуточные дни Песаха и Суккот. Субботняя литургия включает соответствующие пиюты, а вместо обычных читаются особые разделы Торы. Также читаются Песнь Песней в Песах и Экклесиаст в Суккот.

5. Шаббат брешит, первая суббота после Суккот, в которую начинается новый годичный цикл чтения Торы. Название происходит от первых слов Пятикнижия: «В начале (брешит) сотворил Бог…» (Быт. 1:1).

6. Шаббат Ханукка (хануккальная суббота), одна, а иногда две субботы в период праздника Ханукка, отмечаемая дополнительными праздничными чтениями из Торы.

7. Шаббат шира (`суббота песнопения`), между 10 и 17 месяца шват, во время литургии читается Исх. 14–17, а в некоторых общинах и особые пиюты. Название дано по стиху из книги Исход, 15, включающего «Песнь Моисея и сынов Израилевых».

8. Шаббат шкалим (`суббота шекелей`), первая из четырех особых суббот, называемых арба парашиот (см. парашат ха-шавуа) и приходящихся на весну. Отмечается в субботу, предшествующую началу месяца адар (в високосный год — второму адару). В дополнение к обычной литургии читается стихи из книги Исход, 30:11–16, где говорится об обязанности отчисления полушекеля на Храм. Этот обычай — воспоминание о древней практике сбора средств на Иерусалимский храм посланцами, прибывавшими в общины еврейской диаспоры в первый день адара (Шк. 1:1). В ходе литургии также читают особые пиюты.

9. Шаббат захор (`суббота воспоминания`), вторая из четырех суббот арба парашиот перед праздником Пурим. Название происходит от читаемого в ходе литургии отрывка (Втор. 25:17–19), где говорится об обязанности помнить, что Амалек (см. амалекитяне) сделал Израилю. В некоторых общинах произносятся особые пиюты.

10. Шаббат пара (`суббота телицы`; см. пара адумма), третья из четырех суббот арба парашиот. Во время литургии дополнительно читаются стихи из книги Числа, 19:1–22, где говорится о ритуале очищения пеплом рыжей телицы. Эта суббота — воспоминание об обычае очищения пилигримов, прибывавших в Иерусалим на Песах (см. паломнические праздники). В некоторых общинах читаются также особые пиюты.

11. Шаббат ха-ходеш (`суббота месяца`), последняя из четырех суббот арба парашиот, предшествующая первому дню месяца нисан или совпадающая с ним. В эту субботу в дополнение к обычному недельному отрывку читаются стихи из книги Исход, 12:1–20, где говорится, что месяц нисан будет «началом месяцев», и устанавливаются правила пасхального жертвоприношения и запрет употребления в пищу квасного. В некоторых общинах принято читать также особые пиюты.

12. Шаббат ха-гадол (`великая суббота`) предшествует Песаху. Название происходит, видимо, от слов читаемой в эту субботу хафтары (Мал. 3:4–24; в русской традиции 3:4–4:6), где стих (Мал. 3:23; в русской традиции 4:5) содержит фразу: «Вот, Я пошлю к вам Илию пророка перед наступлением дня Господня, великого и страшного». Эта хафтара была выбрана в соответствии с верой в то, что мессианское избавление Израиля (см. Мессия) произойдет в тот же месяц, что и избавление от египетского рабства — исход (РхШ. 11а).

13. Шаббат хазон (`суббота виде́ния`) предшествует Ава девятому. Название происходит от начальных слов читаемой в этот день хафтары (Ис. 1:1–27: «Видение Исайи, сына Амосова, которое он видел об Иудее и Иерусалиме…» Йеменские евреи называют эту субботу шаббат эйха (`суббота плача`) и читают в качестве хафтары Ис. 1:21 и следующие стихи. Шаббат хазон выпадает на девять последних дней трехнедельного траура перед Ава девятым.

14. Шаббат нахаму (`суббота утешения`), следующая за Ава девятым и получившая название по первым словам читаемой в этот день хафтары — «Утешайте (нахаму), утешайте народ Мой» (Ис. 40:1).

­Смертная казнь за сбор валежника, 39 запрещенных работ и субботний лифт

Автор Светлана Бабкина

Откуда появился Шаббат

Слово «Шаббат» буквально переводится как «суббота» и восходит к древне­еврей­скому корню שבת, который означает «отдыхать», «покоиться», «прекра­щать». Но для иудеев это не просто день недели и не просто выходной. В Шаббат нужно оставить обычные повседневные дела, любую работу, посвя­тив его Богу и общению с близкими. Предписание о соблюдении Шаббата — одна из десяти заповедей, получен­ных Моисеем от Бога на горе Синай, и, соот­вет­ственно, один из наиболее строгих религиозных законов иудаизма. Вот как эта заповедь описана в двадцатой главе библей­ской книги Исход: «Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный ника­кого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни вол твой, ни осел твой, ни всякий скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих. Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его».

Седьмой день творения. Миниатюра из книги Бытия. Англия, XIV векEgerton MS 1894, f. 1v / British Library

Как соблюдали Шаббат в древности

У нас нет свидетельств о том, как именно соблюдали Шаббат в древности, однако уже с XI века до н. э. иудейские пророки писали о важ­ности этой тради­ции  Амос 8:5, Исаия 1:13, Иер. 17:21–25, Иез. 20:12 и др.. Более того, соблюдение Шаббата было важнейшим мар­кером еврейской идентичности и нарушение его каралось смертью. Объяс­нялось это тем, что Шаббат, как и обрезание, — это зримое воплощение завета между Богом и евреями, знак принадлежности к избранному народу.

видео
Зачем евреям делают обрезание? И еще 6 вопросов об иудаизме

В усло­виях, когда религия оказывалась связанной с общинной идентичностью, нарушить эту традицию означало предать свой народ. А предательство у всех народов каралось смертью. Впрочем, в еврейских текстах есть всего один рассказ о том, как человек был казнен за то, что собирал в субботу дрова (Числа 15:32–36). Сегодня с точки зрения еврейского законодательства смерт­ная казнь за нарушение Шаббата невозможна хотя бы потому, что не суще­ствует института, который может вынести такой приговор. Поста­новление о смертной казни мог вынести только Синедрион (Вели­кое собрание законо­учи­телей), и только в Иерусалимском храме, разрушенном римлянами в 70 году н. э. Да и сам Синедри­он прекратил свое существование в 425 году по приказу императора Феодосия II.

Постепенно, по мере развития традиции, в иудаизме получает распространение идея о том, что соблюдение Шаббата — заповедь, которая вбирает в себя все остальные: «Всякий соблюдающий Шаббат как будто соблюдает все заповеди Торы, а нарушающий Шаббат нарушает все ее заповеди», — напи­сано в Тал­муде. Все заповеди так или иначе связаны или с любовью к Богу, или с лю­бовью к ближнему. Соблюдение Шаббата — это возможность проявить и то и другое. Тщательность соблюдения предписаний — проявление любви к Богу. Открытый в субботу дом, общение с друзьями и близ­кими — прояв­ление любви к ближнему. Именно поэтому соблюдение Шаббата во времена иноземного, греческого или рим­ского, владычества в Иудее становится знаком подлинной верности закону отцов.

Известна история, произошедшая во II веке до н. э., когда Иудея находилась под властью Селевкидской державы. В 167 году до н. э. по приказу правившего Селевкидами Антиоха IV Епифана Иерусалимский храм превра­тили в святилище Зевса. Вспыхнуло восстание, известное как Маккавейская война, и часть восставших бежала в пусты­ню. Отправленный за ними в погоню карательный отряд настиг восставших иудеев в субботу. Вместо того чтобы дать нападавшим отпор, повстанцы предпочли умереть, но не нарушать традицию: «Но они не отвечали им, ни даже камня не бросили на них, ни заградили тайных убежищ своих, и сказали: мы все умрем в невинности нашей; небо и земля свидетели за нас, что вы несправедливо губите нас» (1Макк. 2:36–38).

Иуда Маккавей перед войском Никанора. Гравюра Гюстава Доре. 1876 годWikimedia Commons

Очень скоро стало ясно, что, соблюдая столь строго закон Шаббата, иудеи не смогут выиграть войну. Маттафия Хасмоней, инициатор и первый вождь маккавейского восстания, принял беспрецедентное реше­ние: ради спасения жизни народа Израиля можно сражаться в Шаббат. Позже, в первые века нашей эры, в Талмуде было сформули­ровано правило пикуах нефеш, или «спа­сение души», гласящее, что спасение человеческой жизни оттесняет любые религиозные зако­ны, в частности закон о соблюдении Шаббата. Правило вызвало массу споров между законоучителями: все ли законы могут отме­няться? какие именно ситуации следует считать угрожающими жизни? Однако суть правила остается неизменной по сей день: ради того, чтобы спасти кон­крет­ного человека, чья жизнь находится в очевидной опасности, можно нару­шить субботний покой. Прежде всего это касается военных дей­ствий или ока­зания медицин­ской помощи. Хотя и после появления правила пикуах нефеш находились люди, которые по-прежнему предпочитали не спасти собственную жизнь, а быть верными закону, считая акт мучени­чества за веру «освящением Божьего имени».

Что можно, а что нельзя делать в Шаббат

В самом тексте заповеди нет четкого ответа на этот вопрос. Сказано лишь: «Не делай никакого дела» (то есть работы). Но что именно считать работой? Над ответом на этот вопрос мучились много поколений законоучителей, изучавших и комментиро­вавших священные тексты. В результате был сформирован список из 39 работ — млахот, охватывающий практически все формы человеческой деятельности, существовавшие в тот момент — то есть в первые века новой эры. Этот список зафиксирован в Вави­лон­ском Талмуде  Вавилонский Талмуд — одна из редакций Талмуда (наряду с Иерусалимским Талмудом), составленная раввинами Вавилонии в III–VII веках., в трактате «Шаббат»:

1. Посев. 2. Пахота. 3. Жатва. 4. Вязка снопов. 5. Молотьба. 6. Веяние. 7. Сортировка. 8. Помол. 9. Просеивание. 10. Вымешивание теста. 11. Печение. 12. Стрижка шерсти. 13. Беление ее. 14. Тре­пание. 15. Кра­ше­­ние. 16. Прядение. 17. Прикрепление основы к навою. 18. Пере­­мещение нитей основы. 19. Ткание двух нитей. 20. Разъедине­ние двух нитей. 21. Завязывание узла. 22. Развязыва­ние узла. 23. Шитье двух стежков. 24. Распа­рывание ради зашивания такого участка, который можно скрепить двумя стежками. 25. Ловля оленя. 26. Убой его. 27. Снимание с него кожи. 28. Соление кожи. 29. Обра­ботка кожи. 30. Скобление. 31. Разрезывание. 32. Написание двух букв. 33. Стирание ради написания двух букв. 34. Стройка дома. 35. Раз­работка его. 36. Туше­ние огня. 37. Зажи­гание огня. 38. Битье молотом. 39. Вынос из одной области в другую.  Список приводится по изданию: Мишна. Трактат «Шаббат». // Талмуд. Мишна и Тосеф­та. Стр. 3–110. Пер. Н. Переферковича. М., 2004 (репринт 1903).

Понятно, что значительная часть этого списка не очень актуальна для челове­ка, живущего в современном мире. Поэтому со временем список довольно сильно трансформировался. Так, напри­мер, в наши дни по субботам запрещено включать или выключать электри­чество, пользоваться телефоном, стирать, рисовать, ухаживать за садом, готовить, чинить что бы то ни было и т. п. Кроме этого, запрещены занятия, «не соответст­вую­щие духу субботы», напри­мер катание на роликах или игра в футбол. Примечательно, что занятие сексом не относится ни к талмудиче­ским, ни к более поздним запретам, а потому разрешено. Современность породила и ряд вполне законных с точки зрения традиции способов разре­шения проблем, возникающих при соблюде­нии субботы. Например, «суб­ботний лифт»: в самом по себе использова­нии лифта в субботу нет проблемы — она возникает тогда, когда человек нажимает на кнопку, то есть приводит меха­низм в движение или останавливает его. Так вот, «субботний лифт» ездит сам, останавливаясь на каждом из этажей. Суще­ству­ют холодиль­ники с кнопкой «субботнего режима», отклю­чающей все лам­почки и датчики, загорающиеся обычно при открывании двери.

В XIX веке внутри иудаизма появилось движение, получившее название «рефор­мированный иудаизм». Его идеологи заговорили о том, что со времен дарования Торы мир сильно изменился, а потому законы соблюдения Шаббата должны измениться тоже, сместиться из практи­ческой сферы в духовную. Как следствие, сторонники реформированного иудаизма смягчают некоторые огра­ничения, например разрешают ездить в субботу на машине, а также допускают возможность заниматься творчеством (рисовать, вышивать и т. п.).

Как встречают Шаббат

Идея о том, что Шаббат — праздничный день, достаточно древняя. Уже в 23-й главе книги Левит, начинающейся словами «И сказал Господь Моисею, говоря: объяви сынам Израилевым и скажи им о праздниках Господних», перечень праздников открыва­ется именно субботой. Неудивительно, что наступление и завершение субботы отмечается особыми ритуалами.

Вечер пятницы

Исидор Кауфман. Вечер пятницы. Около 1920 годаThe Jewish Museum, New York

Согласно еврейской традиции, день сменяется следующим не в полночь, а с заходом солнца. В пятницу днем люди уходят с работы пораньше, приводят дом в порядок, готовят субботнюю трапезу. На стол, накрытый нарядной скатертью, обязательно кладут две халы Хала — еврейский праздничный хлеб, кото­рый едят в Шаббат и по праздникам. Две халы на субботнем столе символизируют двойную порцию манны небесной, которую Господь посылал евреям во время их соро­калетнего скитания в пустыне. Двойная порция дается в канун субботы для того, чтобы евреи не собирали манну в субботу., «плетенки», ставят особый краси­вый бокал, над вином в котором будут читать благословение, и само вино. За 18 минут Считается, что минимум 18 минут требуется на возведение эрува — границы, в пределах которой разрешено переносить вещи в Шаббат. до захода солнца женщины зажигают субботние свечи. Это очень торжественный и важный момент. Он прекрасно описан в книге Беллы Шагал  Белла Шагал (1895–1944) — писательница, переводчица. Первая жена художника Марка Шагала. «Горящие светильники»:

«Вот шуршит платье. Изящные ботинки, легко ступая, приближаются к столовой. На пороге мама на миг застывает, будто ослепленная видом белоснежного стола и серебряных подсвечников. Но медлить некогда!
Она споласкивает водой лицо и руки, поправляет свой любимый кипенно-белый кружевной воротничок и, преобразившись, другим человеком подходит к свечам. Чиркает спичкой и зажигает их одну за дру­гой. Семь свечей оживают, разгораются и ярко освещают мамино лицо. Она завороженно опускает глаза. Медленно, три раза подряд обхватывает огни кольцом рук, будто включает свое сердце в эту опра­ву. И все будничные дела и заботы тают вместе со свечным воском.
Мама произносит благословение над субботними свечами. Молит­вен­ный шепот струится из-под приложенных к лицу ладоней и еще сильнее разжигает язычки пламени. Мамины руки над свечами светят­ся, как скрижали Завета над священным ковчегом».

После этого (в синагоге или дома) читают субботнюю молитву, поют специаль­ную богослужебную песнь, или пиют Пиют — авторский поэтический текст, стих-молитва, ставший частью богослужения. Древнейшие пиюты датируются первыми веками нашей эры., «Леха доди» («Выйди, мой друг, встре­тить невесту, вместе мы встретим Субботу»). Затем все собираются вокруг стола и произносят субботнее благо­словение над вином и халами. Потом начинается вечерняя трапеза.

Одно из самых известных блюд в Шаббат — гефилте фиш, фаршированная рыба. Почему именно рыба? Потому что считается, что время и пространство на вре­мя Шаббата становятся священными: люди соприкаса­ются с раем, из которого они когда-то были изгнаны и в который вернутся с приходом Мессии, и тогда они будут есть тушу морского чудовища Левиафана — ее и симво­лизирует рыба. Субботняя трапеза, в частности, символизирует тот будущий пир мессианских времен. Затем рыбу со стола убирают и подают мясные блюда. Во время вечерней субботней трапезы принято петь субботние песни.

Утро субботы

Сергей Южанин. Субботняя молитва. 1894 год© Fine Art Images / Diomedia

Оно начинается с общей молитвы в синагоге, во время которой из специаль­ного шкафа торжественно достают большой свиток Торы, напи­санный на пергаменте, и читают «недельную главу». Затем потомки коэнов — священ­ников Иерусалимского храма — благо­словляют общину. После службы во время субботнего обеда принято есть чолнт — жаркое из мяса, овощей, крупы и фасоли, приготовленное накануне.

подробнее о чолнте читайте в нашем материале
13 слов на идише, помогающих понять еврейскую культуру

Вечер субботы

Авдала. Гравюра из Аггады. Амстердам. 1695 год © Culture Club / Getty Images

Завершается Шаббат через час после захода солнца ритуалом «Авдала» («Отделение субботы от будней»). Во время этого обряда женщины снова зажигают свечи, мужчины читают благословение над бокалом вина. Есть древнее предание о том, что в субботу Бог дает каждому еврею дополнитель­ную душу, а после субботы — забирает, и для того, чтобы смягчить горечь расста­вания, на исходе субботы принято нюхать успокаивающие благовония.

Субботний и юбилейный годы

Библейская заповедь о соблюдении Шаббата связана еще с двумя календар­ными предпи­саниями.

Первое — закон шмиты, или субботнего года (Левит 25:1–7). Не только каждый седьмой день года, но и каждый седьмой год свяще­нен. Каждый седьмой год земля должна отдыхать, оставаясь «под паром»: нельзя сеять, нельзя убирать. Можно есть только импортированные сельхозпродукты. Именно к этому пред­писанию восходит традиция так называемого «академического субботнего года», или саббатикала, распространенная в университетах и крупных компа­ниях Европы и США. Суть ее в том, что каждый седьмой год сотрудник имеет право уйти в годовой оплачиваемый отпуск.

Второй закон — юбилейный год. Это каждый пятидесятый год, то есть год, следующий за семью семилетними циклами. Правило юбилейного года сформулировано в книге Левит 25:10: «И освятите пятидесятый год, и объявите свободу на земле всем жителям ее: да будет это у вас юбилей; и возвратитесь каждый во владение свое, и каждый возвра­титесь в свое племя». В этот год проданные или заложенные земельные наделы возвра­щались своему искон­ному владельцу, а рабы получали свободу. Естественно, в современ­ном мире закон об освобождении рабов утратил актуальность, но в сельском хозяй­стве «право земли на отдых» для соблюдаю­щих предписания Торы иудеев по-прежнему остается актуальным.

другие материалы на эту тему
Как кипа держится на голове?
И еще 7 вопросов о еврейской традиции

11 вопросов про иудаизм
Чем Талмуд отличается от Библии, а бар-мицва от брит-милы

Чем синагога отличается от храма и церкви
Объясняет историк Владимир Левин

Курс «История евреев»

Курс «Идиш: язык и литература»

ПАРТНЕРЫ ПРОЕКТА