Сухомлинский

Сухомлинский. Цитаты о воспитании детей

Цитаты о воспитании детей в детском саду
Цитаты о воспитании детей в школе
Цитаты о воспитании в жизни
Цитаты о наказании детей
Цитаты о добре и зле

Как правильно воспитывать детей? Какие ценности закладывать в маленькие головки? Что в окружающем мире помогает развить мировоззрение малыша? Именно этим вопросам посвятил свою жизнь украинский педагог Василий Александрович Сухомлинский. Он считал, что основой в воспитании должен быть сам ребёнок, его личность. И развивать его нужно через труд, творчество, созерцание природы и чтение книг.

До сих пор эти принципы актуальны для многих педагогов и воспитателей. Читайте высказывания великого учителя и попробуйте применить их к своим детям.

Цитаты о воспитании детей в семье родителями

***

Воспитывая своего ребенка, ты воспитываешь себя, утверждаешь свое человеческое достоинство.

***

Кое-кто из родителей (к сожалению, и отдельные педагоги) считают, что в разговоре с детьми надо всегда придерживаться какого-то детского тона; в этом тоне чуткое ухо ребенка улавливает сюсюканье. На детский лепет взрослого человека неискушенное детское сердце откликается капризами. Я всегда остерегался опасности сбиться на этот тон и, ни на мгновенье не забывая, что передо мной дети, видел в маленьком человеке будущего взрослого гражданина.

***

Никогда не поднимает руку на другого человека тот, кто в детстве близко к сердцу принимает радости и горечи другого человека, кто готов отдать свою радость, свое благополучие во имя того, чтобы отец, мать, сестра, брат, дедушка, бабушка не знали горя, страданий.

***

Ребенок— зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца.

***

Ребенок – это зеркало нравственной жизни родителей.

***

С первого взгляда это может показаться странным и парадоксальным: в хорошей, трудовой, честной семье, у добрых, чутких, отзывчивых, сердечных родителей дети вырастают иногда равнодушными, бессердечными. Но никакого парадокса здесь нет: ребенок вырастает с каменным сердцем потому, что он лишь потребитель радостей, все радости его жизни заключаются только в том, что он берет, получает, а это самое страшное, что может быть в семейном воспитании.

***

Исключительно важным элементом семейного воспитания является трудовая закалка детей. Думается, идеалом здесь должна служить мудрая заповедь народной педагогики: ребенку надо трудиться с того момента, как он научился держать ложку в руках и нести пищу из тарелки в рот.

***

Воспитывая своего ребенка, ты воспитываешь себя, утверждаешь свое человеческое достоинство.

***

Главный смысл и цель семейной жизни – воспитание детей. Главная школа воспитания детей – это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери.

***

Воспитание детей – это отдача особых сил, сил духовных. Человека мы создаем любовью – любовью отца к матери и матери к отцу, глубокой верой в достоинство и красоту человека.

***

Семья — это та первичная среда, где человек должен учиться тво­рить добро.

***

Если люди говорят плохое о твоих детях — это значит, они говорят плохое о тебе.

***

Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.

***

Уважайте детское желание быть хорошим, берегите его как самое тонкое движение человеческой души, не злоупотребляйте своей властью, не превращайте мудрости родительской власти в деспотическое самодурство.

***

Не бойтесь детского труда, дорогие родители! Пусть не тревожит вас то, что ребёнок отнёс для поливки цветов и винограда одно маленькое ведёрко воды, другое, третье, четвёртое, что он вспотел и устал, — этот труд для него истинная радость, несравнимая ни с какими другими радостями мира.

***

Прекрасные люди вырастают в тех семьях, где отец и мать по—настоящему любят друг друга и в то же время любят и уважают людей.

***

Некогда воспитывать сына — значит некогда быть человеком.

***

Мать, помни: ты – главный воспитатель, главный педагог!

Цитаты о воспитании детей в детском саду

***

Чтобы не превратить ребенка в хранилище знаний, кладовую истин, правил и формул, надо учить его думать. Сама природа детского сознания и детской памяти требует, чтобы перед малышом ни на минуту не закрывался яркий окружающий мир с его закономерностями.

***

Пусть ваш воспитанник будет непокорным, своевольным – это несравненно лучше, чем безмолвная покорность, безволие.

***

Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.

***

Детям не надо много говорить, не надо пичкать их рассказами, слово не забава, а словесное пресыщение — одно из самых вредных пресыщений. Ребенку нужно не только слушать слово воспитателя, но и молчать; в эти мгновения он думает, осмысливает услышанное и увиденное. Нельзя превращать детей в пассивный объект восприятия слов. А, среди природы ребенку надо дать возможность послушать, посмотреть, почувствовать.

***

Будьте творцами нравственных достоинств ребёнка. Как садовник заботливо лелеет веточку культурного сорта плодового дерева, привитого к дичку, так мы, воспитатели, должны беречь и охранять в ребёнке всё хорошее.

***

Воспитание словом — самое сложное и самое трудное, что есть в педагогике.

Ведь действительно, мы не учим в школе самому главному – не учим жить.

Цитаты о воспитании детей в школе

Цитаты о воспитании детей в школе

***

В школе должна быть прежде всего высокая речевая культура, должна царить атмосфера большой чуткости к слову: сказанное или написанное неправильно должно звучать не только для учителя, но и для школьника таким же диссонансом, как фальшивая нота для человека, обладающего высоким музыкальным слухом. Следует посоветовать учителю начальных классов: воспитывайте у детей чуткость к эмоциональной окраске слова…

***

Криком учителя воспитывают взрослых крикунов, равнодушных к людям, бессердечных.

***

Учитель лишь тогда становится воспитателем, когда в его руках тончайший инструмент воспитания — наука о нравственности, этика.

***

Крик учителя ошеломляет, оглушает ребёнка. Дети, на которых часто кричат, теряют способность воспринимать тончайшие оттенки чувств других людей и — это особенно тревожно — теряют чуткость к правде, справедливости. Крик заглушает, притупляет голос детской совести. В крике дети чувствуют растерянность и бессилие того, кто кричит. Они воспринимают крик как одно из двух — или нападение на них, учеников, или же защиту от них, боязнь, страх. И то, и другое вызывает реакцию активного протеста.

Воспитать в детском сердце подлинно человеческую любовь, тревогу, волнения, заботы, переживания за судьбу другого человека.

Цитаты о воспитании в жизни

***

На каждом шагу перед ребенком, подростком, юношей — камень, который можно обойти, но можно и убрать с дороги, освободив ее для других людей и расчистив тропинку к собственной совести.

***

Инженером можно стать за 5 лет, учиться же на человека надо всю жизнь.

***

Не должно быть людей незаметных, людей — безвестных пылинок. Каждый должен сверкать, как сверкают на небе миллиарды миллиардов Вселенных. Быть неповторимой личностью — это зависит в большей мере от самой личности. Надо стремиться к тому, чтобы не быть серым, незаметным.

***

Самое важное и самое трудное для человека — всегда, во всех обстоятельствах оставаться человеком.

***

Нравственный облик личности зависит от того, из каких источников черпал человек свои радости в годы детства. Если радости были бездумными, потребительскими, если ребенок не узнал, что такое горе, обиды, страдания, он вырастает эгоистом, будет глухим к людям. Очень важно, чтобы наши воспитанники узнали высшую радость — радость волнующих переживаний, вызванных заботой о человеке.

***

Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что это подлинно человеческое утверждается в душе одновременно с познанием первых и важнейших истин, одновременно с переживанием и чувствованием тончайших оттенков родного слова. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу – школу воспитания добрых чувств.

***

Искусство и мастерство воспитания заключается в том, чтобы ни один камушек не остался обойденным, чтобы совесть не давала человеку покоя, если в душе зашевелится мягкое, с первого взгляда безобидное существо, имя которому — лень.

***

Труд — это, прежде всего, сфера эмоциональной жизни детей. Ребенок стремится работать тогда, когда труд дает ему радость.

***

Изнеженные и распущенные индивидуумы формируются тогда, когда в их жизни главенствует единственная радость — радость потребления.

***

В чувственном познании мира в раннем детстве огромную роль играет эмоциональная память. Многочисленные факты убеждают в том, что, глубоко пережив в раннем детстве тот или иной образ, его красоту, дети запоминают его на всю жизнь.

***

Опыт показывает, что добрые чувства должны уходить своими корнями в детство, а человечность, доброта, ласка, доброжелательность рождается в труде, заботах, волнениях о красоте окружающего мира.

***

Если маленький человек не оставил частицы своего сердца в кукле, лошадке, плюшевом медвежонке, птичке, нежном и беззащитном цветке, деревце, в любимой книге — для него недоступно глубокое чувство человеческой дружбы, верности, преданности, привязанности.

Как бы серьёзен ни был детский проступок, но если он совершён не по злому умыслу, за ним не должно следовать наказание.

Цитаты о наказании детей

***

Не допускайте, чтобы к ребенку применялись физические меры воздействия. Нет ничего вреднее и зловещее, чем «сильные», волевые средства. Ремешок и подзатыльник, вместо умного, ласкового, доброго слова — это ржавый топор вместо хрупкого, нежного, острого резца скульптора. Физические наказания являются насилием не только над телом, но и над духом человека; ремешок делает бесчувственными не только спину, но и сердце, чувства.

***

Там, где всё строится на наказаниях, нет самовоспитания, а без самовоспитания не может быть нормальным и воспитание вообще. Не может, потому что наказание уже освобождает воспитанника от угрызений совести, а совесть — это главный двигатель самовоспитания; где совесть спит, не может быть и речи о самовоспитании. Получивший наказание думает: мне нечего больше размышлять о своём поступке; я получил то, что положено.

***

Воспитание перестаёт быть воспитанием, когда ребёнок чувствует, что с ним поступили несправедливо. Несправедливость порождает оскорбление и негодование, подлость и лицемерие.

***

Нельзя превращать детское сердце в пугливую птичку, которая забилась в угол клетки и ждёт расправы. Сердце, чуткое к добру, справедливости, доброжелательности, не требует не только крика, но и повышения голоса.

***

Пусть над головой у ребёнка не висит меч наказания за неосторожный, опрометчивый шаг. Дети с угнетенными чувствами — это, как правило, дети с угнетенным интеллектом, обедненной мыслью.

***

Физические наказания являются насилием не только над телом, но и над духом человека; ремешок делает бесчувственными не только спину, но и сердце, чувства.

Чтобы заложить в годы детства основу человечности и гражданственности, надо дать ребенку правильное видение добра и зла.

Цитаты о добре и зле

***

Самое страшное для человека — это превратиться в спящего с открытыми глазами: смотреть и не видеть, видеть и не думать о том, что видишь, добру и злу внимать равнодушно; проходить спокойно мимо зла и неправды. Опасайся этого, сын, больше смерти, больше любой самой страшной опасности.

***

Зло утверждается само, достаточно не учить ребенка ни добру, ни злу.

***

Если ты слышишь порицание, осуждение от старших, от своих товарищей, помни, что, порицая и осуждая, они хотят тебе добра. Чрезвычайно широк диапазон человеческого отношения к злу — от нахмуренных материнских бровей и тяжелого молчаливого вздоха до многолетнего заключения в тюрьму — всё это направлено на то, чтобы спасти человека. Пусть же пробудят в твоей душе угрызения совести тревожные глаза матери и непролитые, засохшие от обиды слезы, тогда не нужны будут строгие приговоры судей и тюрьмы. Развивай чуткость своей совести.

***

Нет детей неспособных, трудных, злых, — есть те, кого в раннем возрасте неправильно воспитали, не дали достаточное количество любви.

***

Человек без убеждений — тряпка, ничтожество. Раз ты убежден, что на твоих глазах творится зло, пусть сердце твое кричит об этом, борись против зла, добивайся торжества правды.

***

По-настоящему добрый, человечный человек умеет глубоко ненавидеть — ненавидеть зло, ненавидеть наших врагов — поджигателей войны, растлителей душ молодого поколения. Ненависти же нам нужно учить так же, как и доброте.

***

Ты имеешь право говорить о зле в родном доме только тогда, когда ты сделал что-то хорошее. Право сказать одно слово о плохом добывается десятью добрыми делами.

***

Чтобы заложить в годы детства основу человечности и гражданственности, надо дать ребенку правильное видение добра и зла.

***

Никто не учит маленького человека: будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь своё личное. Если человека учат добру — учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу — всё равно будет зло, потому что человек рождается существом, способным стать человеком, но не готовым человеком. Человеком его надо сделать.

Это видео расскажет много интересного про великого учителя 20 века: о Василии Сухомлинском.

Василий Сухомлинский

В маленькой больнице, на окраине города лежали две матери – Чернокосая и Белокосая. Они родили сыновей. Сыновья родились в один день. Обе матери были счастливы. Они мечтали о будущем своих сыновей.
— Я хочу, чтобы мой сын стал выдающимся человеком, — говорила Белокосая мать. – Музыкантом или писателем, известным всему миру. Или скульптором, создавшим произведение искусства , которое будет жить века. Или инженером, построившим космический корабль, который полетит к далёкой звезде… Вот для чего хочется жить.
— А я хочу, чтобы мой сын стал хорошим человеком, — сказала Чернокосая мать. – Чтобы никогда не забывал матери и родного дома, чтобы любил Родину и ненавидел врагов.
….Каждый день к молодым матерям приходили в гости отцы. Они долго смотрели на маленькие личики сыновей, в глазах у них сияло счастье, изумление и умиление. Потом они сидели у кроватей своих жён и долго – долго о чём-то шёпотом говорили с ними. У колыбели новорожденного мечтают о будущем, конечно, только о счастливом. Через неделю счастливые мужья, ставшие теперь отцами, увезли домой жён и сыновей.
…Прошло тридцать лет. В ту же маленькую больницу на окраине города пришли две женщины – Чернокосая и Белокосая. В их косах уже серебрилась седина, лица были изрезаны морщинами, но женщины были такими же красивыми, как и тридцать лет назад. Они узнали друг – друга. Их обеих положили лечиться в ту же палату, где тридцать лет назад они родили сыновей. Они рассказывали о своей жизни. У обеих было много радостей и ещё больше горя. Мужья их погибли на фронте, защищая Родину. Но почему-то, рассказывая о своей жизни, они молчали о сыновьях…
…Наконец, Чернокосая мать спросила:

— Кем же стал твой сын?
— Выдающимся музыкантом, — с гордостью ответила Белокосая мать. – Он сейчас дирижирует оркестром, который выступает в самом большом театре нашего города. Он пользуется огромным успехом. Неужели ты не знаешь моего сына? – и Белокосая мать назвала имя музыканта.
Да, конечно, Чернокосая мать хорошо знала это имя, оно было известно многим. Недавно она читала о большом успехе этого музыканта за рубежом.
— А твой сын кем стал? – спросила Белокосая.
— Хлеборобом. Ну, чтобы тебе было понятно – механизатором в колхозе, т. е. трактористом и комбайнёром, и на животноводческой ферме приходится работать. С ранней весны до поздней осени, пока снег укроет землю, сын мой пашет землю и сеет хлеб, убирает урожай и снова пашет землю, сеет и снова убирает… Живём мы в селе – километров сто отсюда. У сына двое детей – мальчик трёх лет и девочка недавно родилась…

— Всё-таки счастье тебя обошло, — сказала Белокосая. – Твой сын стал простым, никому не известным человеком.

Чернокосая мать ничего не ответила.
…И дня не прошло, а к Чернокосой матери приехал сын из села. В белом халате он сел на белую скамейку, долго-долго о чём-то шептался с матерью. В глазах Чернокосой матери светилась радость. Она, казалось, в эти мгновения забыла обо всём на свете. Она держала в своих руках сильную, загоревшую на солнце руку сына и улыбалась. Расставаясь с матерью, сын, как бы извиняясь, выложил из сумки на маленький столик виноградные гроздья, мёд, масло. «Поправляйся, мама», — сказал он на прощание и поцеловал её.
…А к Белокосой матери никто не пришёл. Вечером, когда в комнате воцарилась тишина и Чернокосая мать, лёжа в постели, тихо улыбалась своим мыслям, Белокосая сказала:
— У сына сейчас концерт… Если бы не концерт, он, конечно, пришёл бы…
На второй день перед вечером к Чернокосой матери снова приехал сын – хлебороб из дальнего села. Опять он долго сидел на белой скамейке и Белокосая мать услышала, что сейчас в поле горячая пора, работают и день и ночь… Расставаясь с матерью, сын выложил на маленький столик пчелиные соты, белую паляницу и яблоки. От счастья лицо у Чернокосой матери засветилось и морщины расправились.

К Белокосой матери никто не приходил.

Вечером женщины лежали молча. Чернокосая улыбалась, а Белокосая тихо вздыхала, боясь, чтобы её вздохи не услышала соседка.

На третий день, перед вечером, к Чернокосой матери снова приехал сын. Вместе с сыном приехал трёхлетний черноглазый внук. Сын и внук посидели у постели Чернокосой матери: в её глазах сияло счастье, она помолодела. Белокосая мать с болью в сердце услышала, как внук рассказывал бабушке, что вместе с папой он вчера полдня ездил на «капитанском мостике» комбайна.

— Я тоже буду комбайнёром, — сказал мальчик, и бабушка поцеловала его…

… Месяц лежали в больнице две матери, ежедневно приезжал к Чернокосой матери сын – хлебороб из далёкого села, привозил улыбку сыновнюю, и, казалось, мать только от улыбки выздоравливает. К Белокосой матери так никто и не пришёл.

Выздоровела Чернокосая мать через месяц, выписали её из больницы, а Белокосой сказали врачи: нужно ещё полежать.

За Чернокосой матерью приехал сын. Он привёз несколько букетов красных роз. Цветы подарили врачам и сёстрам. Все в больнице улыбались.

УДК 37.013

Смолонский Сергей Игоревич

Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ В.А. СУХОМЛИНСКОГО

В статье раскрываются педагогические подходы В.А. Сухомлинского в вопросах ценностного, духовно-нравственного воспитания детей в условиях начальной школы. Проводится мысль о необходимости духовно-нравственной составляющей в этом процессе.

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, младшие школьники, начальная школа, ценности, ценностное воспитание.

Современное общество выдвигает перед школой требования, связанные не только с высоким качеством образования, но и воспитанием моральных качеств, а также привития ценностных ориентиров. В дореволюционной России существовал патриархальный строй с консервативным укладом жизни. Советская модель сумела накопить большой опыт воспитания подрастающего поколения, но при этом имела сильный идеологический уклон. Однако, на сегодняшний день ведутся различные дискуссии, связанные с выбором пути духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, становление их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества. При этом, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривает принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей.

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования в предметной области отражены основы духовно-нравственной культуры народов России:

-готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

-знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

-понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

-формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;

-первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;

-становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;

-осознание ценности человеческой жизни .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рассматривая проблему духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста, полезно обратиться к богатому наследию Василия Александровича Сухомлинского. В своих работах он всесторонне проанализировал проблемы привития ценностных ориентиров подрастающему поколению.

Данный аспект в своих исследованиях рассматривали И.Д. Бех, А.М. Богуш, Л.С. Бондарь,

А.С. Бык, Н.П. Дичек, В.С. Курило, А.Г Кучерявый, С.Н. Лобода, О.Б. Петренко, Т.И. Пониманс-кая, Е.В. Проскура, А.Я. Савченко, Н.И. Сметанс-кий, О.В. Сухомлинская, Т.П. Тоцкая, В.Н. Хайру-лина.

Условия развития общества в начале XX в.: создание светского государства, основанного на нерелигиозной морали, предполагали поиск новых педагогических концепций воспитания детей в школе.

Светская мораль, основанная на принципе гуманизма, потребовала от педагогов усилий, направленных, прежде всего, на демонстрацию личного примера воспитанникам. Так, В.А. Сухомлинский утверждал, что ребенка необходимо включать в мир своей интеллектуальной жизни. Созерцание, непосредственное восприятие духовных богатств, переживание величия того, что создал человек, — все это помогает воспитать зрелость мысли, сознательное суждение о том, что уже сейчас, сегодня надо начинать ту огромную работу, которую предстоит делать всю жизнь.

Чувство привязанности к родине, долга перед ней является одним из ведущих в педагогическом наследии В.А. Сухомлинского. Убеждения, четкая позиция гражданина — вот, что необходимо стремиться формировать у ребенка. Однако, в силу особенностей возраста младших школьников, педагог не может оперировать абстрактными понятиями о родине, долге, чести. Необходимо подавать материал в доступном, наглядном для ребенка виде.

Основы патриотизма закладываются через любовь к родному краю. Педагогу следует уделять большое внимание воспитанию ценностного отношения к малой родине. Краеведение занимает большое место в педагогическом творчестве В.А. Сухом-линского. Совместные походы в музей, походы,

© Смолонский С.И., 2013

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ .№ 4

прогулки позволяют сформировать у ребенка чувство привязанности к родному краю, привить ценностное отношение к истории, традициям, культуре своего региона, развить жажду к знаниям об окружающем мире.

Становление внутренней установки личности ребенка младшего школьного возраста поступать согласно своей совести, воспитание нравственности основано на заботе о совершенстве каждой грани, стороны, черты человека, педагог в то же время никогда не упускает из виду то обстоятельство, что гармония всех человеческих граней, сторон, черт определяется чем-то ведущим, основополагающим. Ведущим, определяющим компонентом в этой гармонии является нравственность .

Как полагал В.А. Сухомлинский, ребенок должен самостоятельно справляться с затруднениями, но при этом педагог не должен отстраняться от проблем ребенка. Поскольку, только преодоление препятствий позволит воспитать сильную, выносливую, стойкую к жизненным трудностям личность. Больше всего исследователь стремился, чтобы воспитанники преодолели жалость к себе.

В.А. Сухомлинский утверждал, что жалость к себе — чувство слабовольных, оно способно даже сильного сделать тщедушным существом. Быть тщедушным — незавидный удел. У тщедушного -мелкие, убогие радости, он не знает подлинного счастья бытия, для него непостижим и недостижим идеал: тщедушие вырождается в эгоизм и трусость. Чем труднее тебе, тем ярче должна быть твоя мысль о том, что ты человек, тем сильнее должен заговорить в тебе тот уголок твоего сердца, где положено жить человеческой гордости; этот уголок может навсегда остаться молчаливым, если ты будешь развивать жалость к себе. Будь непримиримым и нетерпимым, безжалостным к нытью и унынию, расслабленности и безнадежности. Следует помнить, что человек иногда оказывается на таком рубеже, когда у него уже нет физических сил, но силы духовные рождают в нем новые физические силы, и он продолжает жить борцом .

Начинать воспитывать силу духа, полагал В.А. Сухомлинский, необходимо в младшем возрасте. Основой для преодоления жалости к себе является сила духа. Она формируется благодаря физической силе, через преодоление самого себя в сочетании с развитием чувственной сферы, способностями быть добрым, чутким к переживаниям других людей. Ребенок учится самостоятельно справляться со своими трудностями и помогать окружающим. Он испытывает презрение к тщедушию и эмоциональный подъем от того, что сам справился с проблемой.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Чувства совести, долга, ответственности, стыда — главные показатели того, что необходимо воспитывать нравственную личность, осознающую личную ответственность и свой долг перед обще-

ством. Принятие того, что нельзя совершать асоциальные поступки, поскольку они несут вред другим, а не потому, что за них последует наказание -это цель педагога в воспитании гражданина. Совесть рождается в способности к сопереживанию. Если ребенок понимает чувства окружающих, примеряет их на себя, то он никогда не будет совершать поступки, которые могут нанести вред.

Отличительной особенностью подходов В.А. Сухомлинского к вопросам нравственного воспитания было то, что их основой является повседневная практика работы школы .

В.А. Сухомлинский отмечал, что недостаточно развить интеллектуальные способности у ребенка. Не менее важной задачей является формирование чувства добра и зла, где граница проводится чувством человеческой совести. Начальная школа — это именно тот период, когда ребенок наиболее восприимчив к развитию нравственных чувств. Исследователь полагал, что если упустить воспитание в этом возрасте, то после уже будет проблематично компенсировать недостаток ценностей у ребенка. Поэтому нельзя внушать младшему школьнику мысль о том, что ему непосильно задание из-за того, что он невзрослый. Ребенку необходимо осознать, что он самостоятельно может постичь то, что казалось ему непостижимым. Естественно, педагог должен осознавать возраст детей, их возможности и руководствоваться этим в своей работе, но не демонстрировать это восприятие ребенку .

Кроме того, согласно В.А. Сухомлинскому, в начальной школе в ребенке закладывается багаж знаний и умений для продолжения образования. Однако, нельзя воспринимать воспитание младших школьников только как подготовку к взрослой жизни. Педагогу необходимо помочь ребенку наполнить его жизнь яркими моментами уже сейчас. При этом требуется, чтобы материал, излагаемый воспитанникам, не был поверхностным или двусмысленным. В особенности, это касается вопросов духовно-нравственного и ценностного воспитания: у ребенка должна выстраиваться четкая картина ценностей, при этом, как указывал автор, недопустимо их навязывание.

Исследователь отмечал, что в школьном коллективе не должно быть безнадежных детей. Неуспеваемость отстающего ученика не должна вызывать равнодушие остальных. Если ребенок не останется аутсайдером, а будет видеть поддержку, сочувствие, помощь со стороны одноклассников, то ему будет проще справиться с овладением материала.

В.А. Сухомлинский полагал, что человеческое счастье заключается в служении обществу. Помощь окружающим в их потребностях, нуждах должна, по мнению исследователя, стать нравственной склонностью каждого ребенка, будущего гражданина. Только благодаря этому можно оставить память о себе в будущем.

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2013, Том 19

В.А. Сухомлинский не уставал подчеркивать, что воспитание подрастающего поколения — одна из важнейших задач общества. Изначально ценности начинают закладываться в семье. Сотрудничество педагога и родителей ребенка — необходимое условие нравственного воспитания.

Семья выступает транслятором духовного наследия предыдущих поколений. Через передачу жизненного опыта, семейных историй и легенд ребенок чувствует себя «звеном в вечной цепи поколений» . Он принимает наследие предков и осознает свою ответственность за будущее.

«Корень духовного благородства человека — это убеждение в том, что за право на личное счастье надо платить — платить, прежде всего, трудом, усилиями, напряжением духовных сил, заботой об общем благе. В годы детства человек на собственном опыте должен убедиться в том, что, если он будет только потребителем материальных и духовных благ, вскоре станет духовно нищим» .

Бескорыстная помощь ближнему — одна из основных составляющих в ценностном воспитании. Демонстрируя ребенку на личном примере важность взаимопомощи, педагог транслирует важнейший общечеловеческий принцип гуманизма, поскольку именно любовь к человеку и признание его высшей ценностью позволяет предостеречь от асоциальных поступков.

Человеколюбие В.А. Сухомлинский рассматривает не как абстрактное идеалистическое понятие, а постоянную работу, прежде всего над собой. Это предполагает, что нужно стремиться делиться внутренней красотой с окружающим миром и людьми. В этом, по мнению исследователя, заключается собственная борьба за нравственные идеалы, воз-

вышение над обыденностью и переход от объектного восприятия мира к субъектному, деятельностному.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, духовно-нравственное воспитание детей младшего школьного возраста является важнейшей составляющей в педагогическом наследии В.А. Сухомлинского. Основными компонентами выступают: становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести, воспитание нравственности, бескорыстная помощь ближнему, привитие любви к родному краю, а также совместные усилия семьи и педагога по формированию основ духовно-нравственной культуры.

Библиографический список

1.В.А. Сухомлинский в размышлениях современных украинских педагогов / сост.: О.В. Сухом-линская, А.Я. Савченко. — Луганск: Изд-во ГУ «ЛНУ имени Тараса Шевченко», 2012. — 536 с.

2.Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека: (Этика коммунистического воспитания). Педагогическое наследие / сост. О.В. Сухом-линская. — М.: Педагогика, 1990. — 288 с.

3.Сухомлинский В.А. Письма к сыну: кн. для учащихся. — М.: Просвещение, 1987. — 120 с.

4.Сухомлинский В.А. Проблемы воспитания всесторонне развитой личности // Сухомлин-ский В.А. Избранные произведения: в 5-ти т. -Киев: Рад. шк., 1979. — Т. 1. — 1979. — 686 с.

5.Сухомлинский В.А. / сост. Г. Д. Глейзер. — М.: ИД Шалвы Амонашвили, 1997. — 224 с.

6.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования . — Режим доступа: http:// standart ^и. ru/catalog. aspx? Са!а^Ы=959.

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ N° 4