Супружеская близость во время поста

Библейское понимание поста подразумевает для людей, находящихся в браке, и воздержание от физической близости. Это – одна из характеристик поста, но с оговоркой, которую не я, но Дух Святой через апостола Павла в Послании говорит: это воздержание должно быть при трех условиях.

Первое: обоюдное согласие. Именно, чтобы оба выразили согласие, а не одна сторона.

Второе: воздержание должно быть для цели поста и молитвы. То есть не воздержание само по себе ценно, а воздержание, чтобы усилить пост. И третье: время воздержания должно быть оговорено обоими супругами.

Великий пост долгий. Весь Пост – о воздержании, а моя вторая половина говорит – «нет». Значит – нет. Сколько мы будем с тобой воздерживаться? Вторая половина говорит: «С тобой? Долго. Ровно полтора суток». Ну, и, слава Богу, что так мало, вот и хорошо – не мучиться.

Сильный должен дать возможность слабому назначить время. Я имею в виду слабого в духовном плане, а не в физическом. В Церкви больше женщин, и я должен сказать одну очень важную вещь: многие женщины, не зная мужского естества, требуют от мужчин то, что легко женщине, но очень трудно мужчине. Поэтому я бы хотел посоветовать женщинам, в браке находящимся, вспомнить, что глава семьи – муж. Пусть он решает вопрос количества воздержания.

А мужчинам хотелось сказать следующее: кто имеет ревность по Богу и воздерживается… Из опыта пастырского, сталкивался много раз, когда муж обратился к Богу, стал ездить в монастырь, его духовник начал требовать от него, чтобы он в посту воздерживался от близости с женой. А жена другая, она полумирская, у нее нет того, что есть у мужа. Она два раза приезжала в церковь. Мы с ней общались, и она сказала: «Батюшка, я чувствую, он охладевает ко мне». Там нет охлаждения – просто другая радость переполняет его, духовная. Он нашел у себя нечто новое, чего он не подозревал даже, но она чисто по-земному, по-женски переживает это. Для нее важно свидетельство того, что муж ее любит.

Поэтому нам, мужьям, мужчинам, в браке находящимся, нужно, если мы воздерживаемся, спросить себя: «Чем я компенсирую свою любовь к жене тогда?» Что мне такое тогда нужно делать, чтобы она знала, как я люблю ее? У мужчин своя особенность, у женщин своя. Но общее церковное правило таково, что нужно по обоюдному согласию воздерживаться, лишь для цели — поста, молитвы. Апостол Павел пишет, что также и лишь на оговоренный срок.

Из своего священнического опыта скажу, что, например, молодым парам, вступающим в брак, я не советую на эту тему даже думать. Я говорю: «Подождите, догоните нас, вот будет вам 89, поговорим, встретимся». Это шутка. А на самом деле молодым не с этого надо начинать. Сначала нужно стяжать любовь друг к другу. А потом – на подвиги. Главный подвиг – это любовь. Вот, научиться в семье, в первую очередь, уступать своей второй половине и при этом испытывать счастье от победы над своей гордостью. Это ценнее в глазах Всевышнего, чем воздержание от близости.

Мужчины являются не только сильным полом, но также образцом мудрости, силы и твердости характера. Поскольку весь мир 8 марта отмечает Международный женский день, было бы неправильно не предусмотреть праздника всех мужчин. Такой праздник действительно есть и называется он Днем супруга. Празднуется мужской праздник 19 января в подтверждение мужской силы и суровости.

История праздника

История праздника начинается в Исландии древних времен. Приблизительно в это время древние исландцы праздновали начало самого сложного и сурового зимнего месяца Торри. Тогда христианство было менее распространено, поэтому исландцы старались всячески задобрить сложный месяц, сделать его более мягким. Конечно, в разных регионах применялись разные способы задабривания Торри. В одних регионах считалось, что задабривать такой «мужской» и суровый месяц должна обязательно женщина, а в других эта задача являлась исключительно мужской обязанностью. До нашего времени сохранились некоторые работы ранних фольклористов, повествующие о важной мужской обязанности, делать все для смягчения и расположения Тори.

Глава семейства просыпался рано утором и готовился к специальному ритуалу. Находясь на кровати и не спуская ног на пол, он должен был надеть одну штанину. Прыгая по всему дому, он пел специальные песни, приветствующие Торри. После этого мужчины выпрыгивали во двор и начинали «обпрыгивать» дом и периметр двора, продолжая петь. Конечно, сегодня такая традиция практически полностью забыта, поскольку современные исландцы избегают причудливых ритуалов предков. Однако, сам день продолжает именоваться «Днем супруга» и отмечается исключительно 19 января, хотя раньше его отмечали в пятницу, следующую за 19 января. Женщины же в этот день всячески стараются угодить своим супругам, не отказывая им в просьбах и желаниях. Исландские жены по традиции подают мужьям двойную порцию кофе, могут дарить презенты, а также поздравлять цветами Раньше мир не праздновал подобного праздника, вскоре традиция празднования Дня супруга 19 января стала популярной во всем мире.

Как празднуют в России

В России подобный праздник начал отмечаться недавно. Но идея поздравлять мужчин и мужей с их днем стала необычайно популярной. Женщины, имеющие свой международный день и получающие на него подарки, обрадовались, что теперь имеют повод преподнести сувенир мужчинам. Представители мужского пола также обрадовались подобному празднику, ведь им понравилась женская забота и повышенное внимание.

Но исландские традиции в России не очень прижились. Женщины придумали своеобразные идеи поздравления своих мужчин. Они дарят им цветы, приглашают в рестораны, а также дарят подарки. Часто женщины выбирают сувениры эротического характера, желая максимально угодить супругу. Также в России принято на День супруга говорить мужчинам приятные слова и комплименты.

Что подарить?

В такой праздник женщины всячески стараются поздравить своих мужей, выбирая самые лучшие и оригинальные подарки. Часто подарки имеют какой-то эротический характер, но не редко представительницы прекрасного пола прибегают и к милым сувенирам. Так можно подарить мужу своеобразную медаль-награду с надписью «Лучшему мужу» или грамоту с соответствующим текстом. Также может отлично подойти футболка с разными смешными и уважительными словами («Самому сильному мужчине», «Непревзойденному любовнику», «Лучшему мужу в мире» и так далее).

Не стоит бояться дарить мужчинам цветы, ведь благодаря этим представителям флоры, праздник стал популярным во всем мире. Произошло это по счастливой случайности. Фирма, занимающаяся реализацией живых цветов и букетов, заметила падение уровня продаж. Поэтому она провела опрос среди мужчин, приуроченный ко Дню супруга. Оказалось, что две трети опрошенных мужчин были бы не против получать подобные подарки в этот праздник, бывший в то время не известным. Потому День супруга называют Международным днем мужчин.

Мужские праздники, отмечаемые в мире

Всем известен праздник посвященный защитникам Отечества. Он отмечается 23 февраля. В этот день принято поздравлять всех мужчин, особенно служивших в армии и участвующих в разных боевых действиях. Впрочем, некоторые страны перенесли этот праздник. Так, Украина празднует подобный мужской праздник 6 декабря. Хотя февральский праздник мужчин мог отмечаться в декабре, если бы бумага о его введении была подписана при рассмотрении.

Еще один русский праздник, являющийся днем представителей мужского пола, отмечается 3 декабря. В это время русский народ отмечает День богатыря Святогора. Этот праздник существует со времен царской Руси и предусматривает поздравление всех сильных мужчин и памяти богатырей, описанных легендами и сказками.

Многие страны мира отмечают также День отца, припадающий 3 воскресенья июня. Немцы отмечают этот праздник максимально необычно. Они собираются большими компаниями без женщин и отправляются на вылазки или в бары. Чаще всего до утра гуляют мужчины, не имеющие семьи и детей.

В Италии мужской день выпадает на 19 марта. В это время женщины поздравляют как молодых парней, так и седовласых старцев. Празднование происходит с танцами и весельем на организованных концертах и фестивалях.

Китай отмечает мужской день 11 ноября. Праздник не отличается большим размахом и называется Днем холостяка. Все женатые мужчины собираются в компании, вспоминая радости жизни до заключения брака, а также отдохнуть от жен.

Когда, какого числа в 2022 году отмечают День супруга. Дата праздника: 19 января

***

На праздники:Поздравления | Подарки | История

***

Голосовые поздравления с праздником

Вопрос:

В комментариях на статью о воздержании супругов в период постов было высказано мнение, что эта позиция ригористична. Хотел бы узнать ваше мнение.

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):

В духовных вопросах должна быть полная ясность в определениях. Недопустимо одно подменять другим и смешивать два разных предмета: духовный смысл поста как воздержания (не только для желудка, но для всего человека) и пастырскую икономию – снисхождение и соображения практической пользы при решении вопросов духовной жизни отдельных членов Церкви.

О том, что период поста – это время супружеского воздержания, ясно сказано у апостола Павла: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» (1 Кор. 7: 5).

Для понимания этого места обратимся к святоотеческому толкованию. Приведу объяснение святителя Феофана Затворника. Его способ толкования отличается важной для нас особенностью: он опирается на весь предшествующий ему экзегетический опыт святых отцов. Его экзегетика итоговая. Во-вторых, он близок к нам по времени. Духовные вопросы, которые он решает, мало чем отличаются от наших. Приведя процитированный нами стих, святитель пишет: «Заповедует воздерживаться во время поста для усерднейшей молитвы: может это идти ко всем церковным постам, особенно же к говению… Видно, что апостол хотел бы, чтобы воздержание держали будто закон, а сходились, только уступая крайней необходимости, которая определяется не пожеланиями, а естеством, и даже не естеством, а благоразумием» (Феофан Затворник, святитель. Толкование Послания апостола Павла: К коринфянам первого. М., 2006. С. 322).

Апостол Павел говорит: «Сие же глаголю по совету, (а) не по повелению» (1 Кор. 7: 6). Святитель Григорий Богослов, на которого была ссылка в одном из комментариев, только повторил эту мысль: «Об одном только прошу: прими дар как ограждение, и дару принеси от себя чистоту на время, пока продолжаются дни, установленные для молитвы, которые честнее дней рабочих, и то по взаимному условию и согласию (см.: 1 Кор. 7: 5). Ибо не закон предписываем, но даем совет и хотим взять нечто из твоего для тебя же и для общей вашей безопасности» (Григорий Богослов, святитель. Творения. М., 2007. Т. 1. С. 469).

В отличие от пищи, супружеское воздержание касается очень тонкой и хрупкой области отношений двоих, которые часто (как убеждает опыт) по своему духовному развитию различаются между собой. Поэтому и нет прямого канонического предписания (следовательно, и епитимии) воздержания, но все равно оно является духовно-нравственной нормой, несоблюдение которой при отсутствии соответствующей причины является грехом, который надо исповедать.

Мы должны свято держаться учения Церкви о посте как необходимом училище, без которого вряд ли мы будем иметь духовные плоды. «Воздержание состоит не в удалении от яств, ничего по себе незначащих, следствием которого бывает осуждаемое апостолом непощадение тела (см.: Кол. 2: 23), но в совершенном отречении от собственных своих желаний» (святитель Василий Великий). Вся жизнь христианина должна быть постоянным стремлением к высокому идеалу, достижение которого невозможно без определенного подвига. Если мы будем в правилах искать некие возможности жить вне спасительного подвига, то постепенно сравняемся с протестантами, которые давно отменили посты и делают все, чтобы идти навстречу падшему человеческому естеству.

Все сказанное не только не отменяет, но, напротив, требует пастырской чуткости и снисхождения в каждом конкретном случае, когда речь идет о посте супругов, если один из них еще духовно немощен.

На прозвучавшее в одном из комментариев утверждение, что я благословляю распад семей, мне не трудно ответить фактами. У нас имеется архив личных писем. За три года и три месяца нами было послано 11 873 письма. Приходилось отвечать на вопросы и о супружеском воздержании. Приведу те советы, которые мною были даны.

«Дорогой Дионисий! Очень сочувствую Вам. Если супруга Ваша еще не понимает смысла христианской жизни, в том числе воздержания в пост, то не воздерживайтесь, а уступайте. Мир в семье необходим. Греха не будет. Самое главное – явите плоды своего христианства: мир, радость, долготерпение, любовь и прочее. Будьте внимательны к жене».

«Дорогая Анастасия! Отношения с мужем во время поста надо строить мудро и чутко. Если он еще не готов к посту, то можно уступить, но постепенно вести его к жизни по святым уставам».

«Дорогой Олег! Сознаю трудность Вашего положения. Поскольку мир в семье на первом месте, то ради того, чтобы не напрягать отношения, уступайте жене. При этом не забывайте укорять себя и каяться».

«Дорогая Елена! Поздравляю Вас с началом спасительного Великого поста. Пост в еде соблюдайте, но ради мира в семье (раз муж еще не воцерковился) супругу надо уступить. Так Вы быстрее его приведете к Церкви. Он увидит Вашу мудрость и любовь к нему. Неполноту телесного поста восполняйте духовным постом: воздержание языка, нераздражительность, неосуждение и т.д.».

Не буду утомлять далее выписками. Из приведенных извлечений видно, что никакого «ригоризма» нет. Но подчеркиваю, что это другая тема. К сожалению, некоторые священники, которые участвовали в обсуждении проблемы воздержания, подменили один вопрос другим. В духовной жизни это всегда ведет к серьезным ошибкам.

Что можно есть в день после причастия?

Вопрос, по-видимому, возник потому, что некоторые верующие неправильно считают, что в день причастия после принятия святых таин нельзя есть мясо. Такое мнение возникло из-за непонимания духовного смысла поста. Пост перед причастием установлен как подвиг воздержания, чтобы мы стяжали благоговейную настроенность для принятия величайшей святыни. После причастия, если нет поста, можно вкушать любую пищу.

Церковные правила предписывают соблюдать уставные посты, но запрещают гнушаться мясом или какой-нибудь другой пищей. Так, в «Апостольских правилах» сказано: «Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или вообще из священного чина, удаляется от брака и мяса и вина не ради подвига воздержания, но по причине гнушения, забыв, что все добро зело и что Бог, созидая человека, мужа и жену сотворил их, и таким образом хуля, клевещет на создание: или да исправится, или да будет извержен из священного чина и отвержен от Церкви. Такожде и мирянин» (51-е правило). Данное постановление основывается на высказывании святого апостола Павла: «Ибо всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением, потому что освящается словом Божиим и молитвою» (1 Тим. 4: 4–5).

Комментируя вышеприведенное апостольское правило, епископ Никодим (Милош) пишет: «Уже в самом начале существования Церкви Христовой появились разные еретики, проповедующие, что грешно и не угодно Богу жениться, есть мясо и пить вино, и воспрещали все это своим последователям. Такой взгляд проистекал из понятия гностиков о материи вообще, являющейся, по их учению, созданием диавола и, следовательно, безусловным злом. Это ложное понятие особенно развилось у энкратитов и маркионитов, настаивавших более других гностиков на практическом применении подобного взгляда. Приведенные в начале этого толкования слова Священного Писания служат уже очевидным осуждением этого гностического учения о материи как об абсолютном зле. То же находим и в апостольских постановлениях (VI. 8, 10, 26), которые отличают маркионитов, гнушавшихся брака, мяса и вина в силу своих дуалистических принципов (добра и зла), от энкратитов, придерживавшихся этого взгляда по какой-то лицемерной гордости. От упомянутых еретиков учение это начало проникать и в среду православных. Чтобы предупредить это зло, апостольское правило хвалит воздержание от брака и употребления мяса и вина с христианскою целью, то есть как упражнение в добродетели, но оно резко осуждает всех делающих это по еретическим побуждениям и предписывает: каждому духовному лицу, придерживающемуся такого учения, указывать, прежде всего, на евангельское учение; если же оно не послушается и останется упорным во зле, то такового не только извергать из иерархической степени, но и вообще исключать совсем из Церкви как последователя еретического учения о воздержании».