Светицховели Грузия

Кафедральный собор Светицховели — Грузинской православной Церкви, главный патриарший кафедральный собор, мать- собор Грузии, место интронизации (возведение) т.е. Торжественное возведение на престол католикос- патриарха Грузии, место для погребения многих королей средневековой Грузии, их семей и патриархов, памятник грузинской архитектуры XI века, один из четырех большой из кафедрального (Ошки, Багратский собор, Алаверди).

Светицховели находится в Мцхете, в 20 км от Тбилиси.

История

Светицховели — самое большое историческое здание церкви среди выживших в Грузии на сегодняшний день.Оно на протяжении веков был центром веры христианской Грузии. Пока еще в IV веке христианин король Мириан по совету святой Нино здесь он построил первую церковь, который до нас не дошло. В период 1970-1971 гг. При проведении ремонтно-реставрационных работ (под руководством архитектора В. Цинцадзе) были исследованы следы его основания, Также полностью обрисовалась план той базилики, который здесь же построил после разрушении церкви Святой Нино, Вахтанг Горгасали во второй половине V века. В XI веке на месте поврежденной базилики католикос Картли Мелкиседек построил новый собор. Он пригласил в качестве архитектора Арсакидзе. Строительство началось в 1010 году и закончилось в 1029 году. За время своего существования Светицховели много раз перестраивалась. Землетрясение повредило собора в 1283 году. В XIV веке Георгий Блистательный восстановил купол храма. В конце того же столетия Тимур Тамерлан повредил храм, вырубил западный устой,снесла перешеек купола, но все здание так и не удалось разрушить. В начале XV века король Александр Великий собор капитально перестроил.

В 1656 году по инициативе король Ростом и королева Мариам снова восстановили перешеек купола. В 1900-х годах под председательством графиня П. Уваровой состоялось экстренное совещание, на котором Присутствовали грузинские архитекторы и духовенство. В собрании было решено сделать перекрытие тесанный камень.

Архитектура

Собор Светицховели по плану прямоугольник сильно удлиненный с востока на запад. Лицо креста создано в пространство с четырьмя вытянутыми руками на всех четырех сторонах купола. Руки прямоугольные, за исключением восточного рукава, который заканчивается алтарной апсидой. К югу и северу от алтаря два этажа расположен вместилище. Купол опирается на четыре мощных столбы, В Перешеек купола 16 окон. Хотя храм претерпел много изменений, многие из старых фресок умерли, а побелка стен исключил у интерьера другие органические элементы, необходимые для его художественной целостности, оно все еще производит большое впечатление сегодня.

Светицховели переводится как «животворящий столп». Вообще с переводом есть такая штука. «Цховели» по-грузински «живой» или «чудотворный», но в современном грузинском языке это значение почти утратилось, заместившись другим. Сейчас это нечто обладающее жизнью, то есть, животное. Поэтому появился перевод Светицховели как «столбозверь». Смешно. Официально называется Собор во имя Двенадцати Апостолов.
Возникновение храма Светицховели связано с принятием Грузией христианства. Есть библейская история о ризе господней и бесшовном хитоне («нешвенный хитон»). Это части одежды Иисуса Христа. Грузины придерживаются версии, что это разные вещи. Одежда Иисуса Христа была разделена между четырьмя воинами, бывшими при его распятии. Ризу разделили на четыре части, а хитон разделить невозможно, ибо он распустился бы на отдельные нитки, поэтому его выиграл по жребию один воин. После этого хитон привезли в Мцхету, где он был зарыт в землю и впоследствии над этим местом вырос кедр, который стал священным деревом. У ризы и ее частей совершенно другая судьба. Есть вариант легенды, что хитон был привезен в Грузию мцхетскими евреями раввином Элиозом и его братом Лонгинозом, которые присутствовали на распятии. При чем он достался им по жребию. Элиоз передал хитон своей благочестивой сестре Сидонии, которая, получив его в руки, потрясенная убийством тут же скончалась. Вырвать из рук усопшей хитон не удалось и ее так с ним и похоронили. Спустя некоторое время на могиле вырос кедр. Такова грузинская версия, но ее не все придерживаются. Есть те, кто считает, что риза и хитон одно и то же.
В 320 году в Мцхету пришла Святая Нино (она происходила из Малой Азии и ее называли Нино Каппадакийская) и поселилась в саду, где рос кедр, рядом с царским дворцом. Под ее влиянием царь Картли Мириан Третий (годы жизни 265-360 или 361 годы) принял крещение (то ли в 326 году (эту дату называют ученые и Грузинская православная церковь), то ли в 337 году) и христианство было объявлено государственной религией. Кедр был срублен, из него сделали столб (это и есть тот самый животворящий столп), который установился в основу построенной там же первой в Грузии христианской деревянной церкви неким «чудесным» образом и из него стало истекать целебное миро, от чего церковь и стала называться Светицховели.
В 5 веке храм Светицховели стал кафедрой католикоса. В связи с этим вместо прежней церкви была построена христианская базилика. В 11 веке на месте базилики был построен новый храм Светицховели, который и сохранился до нашего времени. Строили его с 1010 года по 1029 годы и он является практически ровесником Софийского собора в Великом Новгороде. Это один из самых больших храмов Грузии, однако не самый большой.
Тамерлан примерно в 1400 году сильно повредил храм. При царе Александре Первом (1412-1442) храм был восстановлен, купол был перестроен полностью, переложены некоторые своды. Очень многое в соборе представляет собой последствия того ремонта, например, часть фасада и барабан отличаются зелёным цветом облицовки. В 1656 году купол собора опять обрушился, возможно по причине землетрясения. Но при царе Ростоме (1633-1658) был восстановлен.
Строение храма вытянуто с запада на восток и представляет собой удлинённый прямоугольник. Сверху выглядит в форме креста в виде плеч, направленных по четырём сторонам света. По фасадам и барабану проходит аркатурный пояс с рельефами. Храм восьмистолпный, то есть в нем восемь опорных столбов. Купол держат четыре колоны. Храм трехнефный. Центральный неф громадный.
Вообще собор Светицховели выглядит каким-то несимметричным и неровным, наскоро сделанным или лихорадочно залатанным. Особенно это видно внутри. Предполагается, что он был перестроен из базилики, от которой осталась часть колон, арок и стен. Внутри восемь его колон имеют разную форму и стоят не в одну линию. Старые фрески не сохранились, а существующие относятся к 16, 17 и 19 векам.
В южный неф встроена часовня-ротонда, построенная в 13-14 веке. Она является копией часовни Гроба Господня в Иерусалиме. Это такай символ или знак того, что собор Светицховели является вторым местом в мире, где находятся одежды Иисуса Христа.
В Светицховели короновали и хоронили царей, тут же проходила интронизация католикоса. Согласно хроникам в храме были похоронены почти все цари начиная с 12 века, правда не знаю уж какого царства, так как единое государство в Грузии существовало лет двести пятьдесят в 11-13 веке, а в другие времена одновременно было от трех до пяти самостоятельных государств. Но к настоящему времени от царских захоронений сохранилось очень мало. Можно найти могилы Ираклия Второго (царь Картли 1744-1762, царь Картли-Кахетии 1762-1798, с переменным успехом боролся за освобождение от ирано-турецкого владычества, провел ряд прогрессивных реформ, но правление его окончилось разорением страны и почти полным уничтожением Тбилиси после иранского нашествия Ага-Магомет-хана, заключил в 1783 году Георгиевский трактат с Россией, которая ему ничем не помогла при иранском нашествии), Вахтанга Горгасалия (царь Иберии 440-502, основал Тбилиси, воевал с Персией), Георгия Двенадцатого (последний царь Картли-Кахетии 1798-1800, после смерти которого царство было аннексировано Россией, был слабовольным и уже сильно больным человеком, злые языки утверждали, что от пьянства). Также в соборе множество могил князей Багратион-Мухранских. Кстати, представители рода Багратион-Мухранских похоже похоронены во всех больших грузинских храмах в каком-то неимоверном количестве.
Главное внутри — это сам Животворящий столп. Он находится примерно в центре храма немного справа между колонами. Его самого не видно, так как над ним построена каменная сень, то есть как бы четыре каменные стены. Стены расписаны фресками, иллюстрирующими историю хитона и столпа. В северной стене имеется ниша с дверцами, где было место для взятия мира, истекавшего из столпа, но миротечение якобы прекратилось после нашествия шаха Аббаса Первого в 17 веке. Считается, что где-то под столпом закопан хитон.
Внутри храма Светицховели по сравнению со многими другими грузинскими церквями достаточно светло. Северный и южный нефы в восточной части завершаются пределами, находящимися справа и слева от центральной апсиды. Пределы представляют собой небольшие церкви, где также ведутся службы. В северном пределе есть колодец якобы со святой водой.
Светицховели очень почитается грузинами. Он рассматривается как национальная святыня и символ Грузии. Грузины связывают судьбу Грузии с этим храмом. В соборе находится большое число религиозных реликвий. В одном из пределов находится деревянная модель ступни человека, а в неё вставлена частица мощей Андрея Первозванного. Я ее не сфотографировал, но выглядит жутковато. Издалека кажется, что кто-то часть ноги отрезал и выставил.
В храме во время нашего посещения было огромное количество людей. Несколько свадеб либо венчались, либо стояли в очереди на венчание. При чем венчание проводилось и в основном храме, и в северном пределе. Уже когда мы вышли из собора и уходили, туда продолжали направляться свадебные толпы на венчание.
Любопытно, что храм окружён хотя и не очень высокой, но достаточно мощной крепостной стеной примерно по форме квадрата, которая явно строилась в оборонительных целях. Еще интереснее, что некоторыми такая крепостная стена скромно называется храмовой оградой. Ее построили по приказу царя Ираклия Второго. С западной стороны к стенам примыкают ворота и звонница постройки 11 века.
Светицховели является первым кафедральным патриаршим храмом Грузинской православной церкви. Вторым кафедральным храмом является церковь Цминда Самеба («Пресвятая Троица») в Тбилиси.

Одним из главных храмов Грузии считается собор Светицховели в древней Мцхете. Светицховели в переводе с грузинского обозначает «Животворящий столп». Почему собор назвали так? Есть две версии.

Древнее предание гласит, что в далеком IV веке там, где сейчас возвышается храм, стояла маленькая церковь Святой Сидонии. Эта церковь была разрушена. Ее много раз пытались восстановить, но это никому не удавалось. Снова и снова начинались работы, но что-то каждый раз шло не так.

Храм Светицховели в Мцхете, Грузия

Это продолжалось до тех пор, пока в XI веке на могиле Святой Сидонии не выросло кедровое дерево. Именно оно и стало первым столпом нового храма. Строительство наконец-то было успешно завершено — казалось, само небо пришло на помощь людям. Так, опираясь на фундамент веры и традиций, великий храм стоит до сих пор и носит имя «Светицховели».

Храм находится в курортной зоне. Поэтому с легкостью можно совместить исследование истории и горнолыжный отдых в Грузии.

Собираетесь в Грузию? Напишите на info@v-georgia.com — мы составим для вас оптимальный маршрут путешествия. Приезжайте, а мы постараемся сделать ваш отдых незабываемым! Получить бесплатную консультацию можно по телефонам: Храм Светицховели в Мцхете, Грузия +7 (495) 268-07-72 или +995 555 566 540

Легенды храма Светицховели

Другая легенда говорит, что один из солдат, бывший свидетелем распятия Христа, привез домой Хитон Христа. Сестра этого солдата Сидония была христианкой. Прикоснувшись к Хитону, сестра скончалась. И похоронили ее вместе с Хитоном, ибо так крепко она сжимала святыню, что разжать ее руки было невозможно. На могиле выросло кедровое дерево.

Храм Светицховели в Мцхете, Грузия

Царь Мириан был первым христианским государем Грузии. Он решил воздвигнуть храм над тем местом, где была похоронена Сидония. Кедр срубили, сделали из него семь колонн для храма. Строительство шло своим чередом, шесть колонн успешно установили, но седьмая повисла в воздухе.

Положение спасла Святая Нино, которая неистово молилась ночь напролет. Наконец, без прикосновения руки людской столп встал на место. Но стал столп животворящим — он мироточил и это миро излечивало больных.

Храм Светицховели в Мцхете, Грузия

Строительство храма было успешно закончено и стали звать его Светицховели. И стоит он в славной Мцхете по сей день и будет стоять до тех пор, пока есть на земле праведники.

Легенда легендой, но исторические факты следующие: первый храм на этом месте был деревянным, и строили его в 4м веке, однако он долго не простоял. Затем на этом же месте Вахтанг Горгасал в 5м веке построил первый каменный храм. А нынешний Светицхевели построен на том же месте уже в 11м веке.

Мцхета – один из самых древних городов Грузии, а также ее первая столица. Это сердце грузинской цивилизации. Здесь, по легенде, в правление царя Мириана в 334 г. н.э., Грузия приняла христианство. Мцхета до сих пор остается центром грузинской православной церкви. В соборе Светицховели похоронено большинство грузинских царей и членов царской династии.

Главная городская достопримечательность, — Кафедральный собор Светицховели, один из старейших христианских соборов в Грузии. Построенный в 1010-1029 гг. зодчим Арсукисдзе на месте первой в Грузии христианской церкви кафедральный собор Светицховели был возведен над могилой Святой Сидонии, похороненной с вывезенным из Иерусалима хитоном Иисуса Христа. По преданию девушка Сидония принявшая христианства умалила своих братьев, которые ехали в Иерусалим привезти ей, что-то принадлежавшее Христу. Вернувшись, братья протянули ей хитон, который был снят с Христа перед распятием. Сидония взяла в руки Хитон Господен и прижала его к груди, сразу испустила дух. Как ни пытались освободить Хитон из ее рук, так и не смогли, поэтому и похоронили ее вместе с ним. И именно здесь в IV в. была построена первая христианская церковь в Грузии – церковь Святой Сидонии. На могиле Сидонии вырос ливанский кедр. По повелению царя Мириана кедр срубили, из него было вырезано семь колонн, шесть из них было установлено в церкви, а седьмая повисла в воздухе. Святая Нина, почитаемая просветительница Грузии молилась над могилой всю ночь, и тогда столб «без прикосновения руки»встал на место. Столб, стал источать миро, которая излечивала больных. Так храм получил свое название Светицховели, что в переводе «животворящий столп». Животворящий Столп находится почти в центре современного храма, над Столпом построена каменная сень, которая расписана фресками. Большинство сохранившихся фрагментов фресок иллюстрируют историю Хитона Господня и самого Столпа.

По преданию храм, воздвигнутый зодчим Арсукисдзе, вызвал зависть у его учителя, который оклеветал мастера, и тому отрубили правую руку. Над центральной аркой северного фасада собора, помещен рельеф руки, держащей угольник, и надписью «Рука раба Божьего Арсукидзе. Помяните». Перед алтарем захоронены грузинские цари, в том числе Вахтанг Горгасали, Ираклий II, Георгий XII. Интересной деталью в росписи арки вокруг «животворящего столпа» является широко известное в кругах уфологов изображение — летающая тарелка с «лицом в иллюминаторе».

В храме до сих пор проводятся религиозные службы и сюда стекаются паломники со всего мира. 14 октября в Грузии отмечают один из самых главных церковных праздников страны «Мцхетоба-Светицховлоба», посвященный Хитону Господню и источающему чудотворное миро Столпу Животворящему. Тысячи верующих стекаются в этот день в древнюю грузинскую столицу Мцхета, где люди еще с ночи занимают места около и в самом почитаемом грузинском храме Светицховели, в котором с утра проводится торжественная служба. Посещение кафедрального собора Светицховели включено нашей компанией Инкомартур 93 в этот экскурсионный тур в Грузию.