Свобода выбора, что это?

Разработка внеурочного мероприятия

Тема: Молодое поколение: свобода и личная ответственность, как основа духовного мира человека.

Учитель ГБОУ СОШ 503

Кировского района Санкт — Петербурга

Синянская Валентина Александровна

Санкт – Петербург

Пояснительная записка

Свобода человека — это его самореализация, осуществление и воплощение своего человеческого потенциала, самореализация осуществляется не в вакууме, а в реальной материальной природной и социальной среде. Поэтому она неизбежно наталкивается как на содействие, так и на сопротивление всяких обстоятельств, в том числе и общественных. Это сопротивление есть важный ограничитель свободы человеческой жизнедеятельности. Человек свободен до тех пределов и постольку, до каких и поскольку он может преодолевать это сопротивление. Если не может, он не свободен. Отсюда, между прочим, следует, что объективный мир несет в себе определенные элементы человеческой несвободы, объективность как таковая в определенной мере противостоит свободе. В этом отношении духовный мир человека обеспечивает совершенно иные условия. Человек может, как он хочет, оперировать с духовно-идеальными объектами, создавать из них любые сочетания, конструировать любые самые фантастические образы. Другим, не менее мощным барьером свободы человеческой жизнедеятельности является сопротивление мира общественных отношений. Каждый человек живет и действует в реальном мире социальных взаимосвязей, множества самых различных социальных контактов. Человек вносит изменения в общественный мир и тем самым объективирует себя, как бы раскрывает себя. Естественно, это его изменение в обществе вызывает ответную реакцию со стороны множества людей, с которыми он реально связан и чьи интересы он в той или иной степени задевает. И эти реакции, эти оценки для человека чрезвычайно важны. Они — эти реакции — выступают и как побудительные мотивы, катализаторы человеческой деятельности, и как своеобразные ограничители его свободы, побуждающие его воздерживаться от каких-то действий или реализовывать их в урезанном виде.

Мера свободы — это мера человечности человека. Справедливо писал Гегель: «Человек как таковой свободен… Свобода духа составляет самое основное свойство его природы»

Условия существования свободы:

— Человек делает выбор на свой страх и риск, т. е. свобода неотделима от ответственности за использование ею;

— Свобода одного не должна вредить свободе и интересам другому, т. е. свобода не может быть абсолютной.

— Свобода неотделима от ответственности, от обязанностей перед собой, перед обществом и перед другими его членами.

Ответственность –объективный, исторически-конкретный вид взаимоотношений между личностью, коллективом, обществом с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых к ним взаимных требований.

Ответственность личности имеет две стороны:

– внешняя: возможность применить к личности определенные общественные санкции (личность ответственна перед обществом, государством, другими людьми при соблюдении возложенных на нее обязанностей; несет моральную и правовую ответственность);

– внутренняя: ответственность личности перед собой (развитие чувства долга, чести и совести человека, его способность осуществлять самоконтроль и самоуправление). Осознание условий, цели, необходимости выбора способа действия

Виды ответственности: 1) историческая, политическая, нравственная, юридическая и т. д.; 2) индивидуальная (персональная), групповая, коллективная.; 3) социальная (выражается в склонности человека вести себя в соответствии с интересами других людей).

Зависимость между свободой и ответственностью личности прямо пропорциональна: чем больше свободы дает человеку общество, тем больше и его ответственность за пользование этой свободой.

Ответственность – саморегулятор деятельности личности, показатель социальной и нравственной зрелости личности, может проявляться в разных характеристиках поведения и действия человека: дисциплина и самодисциплина, организованность, умение предвидеть последствия своих собственных действий, способность к прогнозу, самоконтроль, самооценка, критическое отношение к самому себе.

Осуществляемая свобода предполагает наличие свободного выбора между разными возможностями. Основа выбора — ответственность

Внеурочное мероприятие рассчитано на учеников начальной школы 3-4 классы.

Цель мероприятия:

Формировать представление о свободе как основе нравственного выбора человека. Познакомить обучающихся с понятием «ответственность».

Задачи мероприятия:

-формировать понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;

-формировать уважение к людям, к окружающему миру, к самому себе.

-воспитывать уважительное отношение к свободе и нравственному выбору человека.

-закрепить понятие «свобода» актуализировать знания учеников о свободе и ответственности, о взаимной связи этих понятий обсудить влияние поведения человека на других людей.

— применять полученные теоретические знания для определения социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях.

Ожидаемые результаты учащихся внеурочного занятия:

Личностные:

— Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о правилах поведения в обществе и на природе; развитие начальных форм саморегуляции своих эмоций.

— Обучающиеся должны прийти к выводу о том, как важно быть ответственным за свою жизнь и здоровье, а также заниматься самосовершенствованием.

— Развитие умения адекватно оценивать собственную учебную деятельность: самостоятельность, инициативу, неудачи.

— Развитие умения проявлять терпение и доброжелательность в дискуссии.

Предметные:

-Формирование первоначальных представлений о свободе и ответственности и их связи.

-Введение в активный словарь обучающихся понятий «отношения ответственности», «преднамеренность», «ответственность перед кем – то» и «ответственность за кого – то».

Метапредметные:
(регулятивные УУД, познавательные УУД, коммуникативные УУД)

-Развитие умения постановки вопросов и поиска ответов на них.

-Обучение итоговому контролю деятельности.

-Овладение навыками оценивания аргументированности доказательств и рассуждений.

-Развитие умения находить в тексте информацию с учетом поставленной учебной задачи, приводить примеры.

-Развития умения договариваться о распределении ролей в совместной деятельности.

-Овладение навыками осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации.

Формы организации познавательной деятельности:

— коллективная;

— фронтальная;

— групповая;

— парная,

— словарная работа,

— самостоятельная работа с источником информации,

— составление синквейна

Средства проведения мероприятия:

Оборудование для детей:

— раздаточный материал

Оборудование для учителя:

— ноутбук, проектор, экран

— презентация

— толковый словарь С. Ожегова

Основные термины и понятия:

свобода – это способность человека определять своё поведение с учётом законов природы и общества;

моральный выбор – это выбор между различными способами поведения, между нормами, которым следует человек, между различными идеалами, к которым он стремится;

ответственность – эта черта характера личности и её действий, которая говорит о том, что человек отвечает за собственный свободный выбор;

преднамеренность – это когда какой – либо поступок совершается сознательно;

внутренняя обязанность – это способность задавать себе вопросы: » К каким последствиям приведёт мой поступок?», «Не нанесу ли я кому- нибудь вред?»;

отношения ответственности – это тот, кто несёт ответственность, затем тот, перед кем человек несёт ответственность, то, за что человек несёт ответственность.

Сценарий внеурочного мероприятия

1.Организационный момент

Эмоциональный настрой.

Посмотрите на позитивное солнышко. Как мило оно нам улыбается. Давайте мы тоже улыбнёмся друг другу и пожелаем удачи.

2. Актуализация знаний.

Вводная беседа.

  • Давайте посмотрим мультфильм о герое, который мечтал стать свободным. Подумайте: а как наш герой понимал, что такое свобода?

Коллективный просмотр мультфильма «Новые приключения попугая Кеши» («Свободу попугаям!»)

Обсуждение просмотренного мультфильма.

  • Как вы считаете, как Кеша понимал свободу? (Для Кеши свобода — это возможность показать себя , свою уникальность. Возможность делать то , что он хочет)

  • Почему Кеша вернулся домой?

3. Сообщение темы занятия ,формулировка цели

Русский философ и социолог де Роберти как-то шутя заметил, что тот, кто сможет дать точное определение понятия свобода достоин Нобелевской премии.

О чем пойдет речь на уроке? Какие версии?

Сегодня наше мероприятие посвящено свободе. А так же обсудим, что такое ответственность. Несут ли свободные люди какую-либо ответственность?

Цель: изучить , что такое свобода , необходимость в человеческой деятельности, выбор в условиях альтернативы и ответственность за его последствия

4.Освоение новых знаний.

Свобода — это способность и возможность человека действовать по своей воле, в соответствии со своими интересами и целями, не нарушая такое же право других людей, безопасность общества и государства.

Осознанный выбор поведения, присуща только личности, самостоятельность, отсутствие принуждения, воля, осознанная необходимость, возможность правильного выбора, ответственность

ПРИТЧА

Однажды Бог создал мир и населил его существами, очень похожими друг на друга. Но чтобы им было интереснее жить в этом мире, он решил сделать их уникальными, исходя из их собственных желаний.

И вот одни захотели летать, Бог подарил им крылья и назвал Птицами. Вторые желали плавать, и Бог наделил их плавниками и назвал их Рыбами. Третьи хотели бегать, и Бог дал им ноги, назвав Зверьми. Другие пожелали стать маленькими, Бог сделал так, назвав их Насекомыми. И спросил Бог у последних:- Что же вы хотите?

— Мы хотим быть теми, кем только пожелаем, — ответили те.

И тогда Бог дал им выбор и назвал Людьми.

— Чего они попросили?

— Какое отношение имеет притча к сегодняшнему уроку?

(выбор и осознанность Выбор связан с интеллектом, и волевым напряжением человека- бремя выбора. Кто стоит перед выбором испытывает мучения.
Вывод: Осуществляемая свобода предполагает наличие свободного выбора между разными возможностями. Основа выбора — ответственность

Условия существования свободы:

— Человек делает выбор на свой страх и риск, т. е. свобода неотделима от ответственности за использование ею;

— Свобода одного не должна вредить свободе и интересам другому, т. е. свобода не может быть абсолютной.

— Свобода неотделима от ответственности, от обязанностей перед собой, перед обществом и перед другими его членами.

Ответственность –объективный, исторически-конкретный вид взаимоотношений между личностью, коллективом, обществом с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых к ним взаимных требований.

Ответственность личности имеет две стороны:

– внешняя: возможность применить к личности определенные общественные санкции (личность ответственна перед обществом, государством, другими людьми при соблюдении возложенных на нее обязанностей; несет моральную и правовую ответственность);

– внутренняя: ответственность личности перед собой (развитие чувства долга, чести и совести человека, его способность осуществлять самоконтроль и самоуправление). Осознание условий, цели, необходимости выбора способа действия

Виды ответственности: 1) историческая, политическая, нравственная, юридическая и т. д.; 2) индивидуальная (персональная), групповая, коллективная.; 3) социальная (выражается в склонности человека вести себя в соответствии с интересами других людей).

Зависимость между свободой и ответственностью личности прямо пропорциональна: чем больше свободы дает человеку общество, тем больше и его ответственность за пользование этой свободой.

Ответственность – саморегулятор деятельности личности, показатель социальной и нравственной зрелости личности, может проявляться в разных характеристиках поведения и действия человека: дисциплина и самодисциплина, организованность, умение предвидеть последствия своих собственных действий, способность к прогнозу, самоконтроль, самооценка, критическое отношение к самому себе.

Физминутка

Стоя около парты

Комплекс 1

1. И.п. – основная стойка, руки на пояс.
1 – руки в стороны; 2 – руки вверх, хлопок над головой; 3 – руки в стороны; 4 – исходное положение.

2. И.п. – стойка ноги врозь, руки вниз.
1 – руки вверх; 2–3 – наклон вперед, хлопки по коленям; 4 – исходное положение.

3. И.п. – стойка ноги врозь, руки за голову. 1 – поворот вправо, правую руку в сторону; 2 – исходное положение. То же влево.

4. И.п. – основная стойка, руки перед грудью. 1 – руки вверх; 2 – наклон вправо;
3 – выпрямиться; 4 – исходное положение.

5. И.п. – основная стойка, руки перед грудью. 1–4 – вращение кисти одной руки вокруг другой; 5–8 – в другую сторон

5.Первичное осмысление и применение новых знаний

ЭССЕ НА ТЕМУ «СВОБОДА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ»

— Ты кто?

— А ты что, не видишь? Я Свобода.

— Какая ещё Свобода? Не знаю таких.

— «Какая-какая» — обижается Свобода. — Я разная. Я свободная. Я ученическая. Яучительская. Я необходимая.

— Да поняла я. Ты толком говори.

Свобода теряется и чешет в затылке.

— Ну в общем так, — наконец говорит она.

— Понятно, — ехидничает собеседница.

— Нет, ты слушай, — Свобода машет руками, — Во-первых, я осознанная необходимость.

— Знаем, читали, — собеседница зевает.

— Во-вторых, смотри, ученики свободны делать всё, что не запрещено. Учителя тоже.

— Подерутся.

— Нет, не подерутся, — у Свободы на лице выражение «Всё знаю, но объяснить не могу» — Понимаешь, свобода, она ограничена. Свободой. Понимаешь? Нунапример… Например, ученик свободен учиться, а учитель учить. А вот если ихсвободы пересекаются, то директор свободен разбираться как захочет. В пределахразумного, конечно.

— Нет! Это ты не понимаешь! Тут уже я появляюсь.

— А ты-то кто такая умная?

— Я? — гордо, — Я Ответственность.

— И чё?

— Да ни чё! Ты сядь и спокойно подумай: ну куда ты, Свобода Батьковна, без меня,без Ответственности? Это же Произвол получается.

— Ммм… — Свобода напряженно мыслит, — Наверно…

— Ты не мычи, ты головой подумай, — Ответственность откровенно развлекается. — Вот взял человек Свободу, должен взять и Ответственность. Тот же твой ученик: свободен учиться? Пусть отвечает за то, что не учится. Взялся учитель работать, пусть отвечает за качество работы. И пусть не обижаются.

— Слу-ушай! — радуется Свобода. — Да это же закон природы!

— Угу.

— Это же здорово!

— Угу.

— Это же…

— Да ясно, ясно… Заболтались мы с тобой, пошли лучше кофе пить.

— Ответственность, я тебя обожаю!

— Скажи проще: ты без меня не можешь, — Ответственность пытается освободиться из объятий Свободы.

— Ага, и это тоже! Пошли кофе пить!

Определите отношения ответственности и

дополни высказывания:

— Ребята, а вам часто приходилось признавать свои ошибки? Трудно это делать? Какие чувства испытывали при этом?

— Мы уже говорили сегодня о том, что ошибки лучше предвидеть, чтобы потом не пожалеть о содеянном.

-А сейчас я предлагаю вам вспомнить сказки и ответить на вопросы:

— Какая черта характера Красной Шапочки привела к трагическому событию в сказке? (Болтливость)

— Какая черта характера оставила старуху у разбитого корыта в сказке А.С.Пушкина? (Жадность)

— Из-за чего Заяц лишился лубяной избушки? (Из-за доверчивости)

— Из-за чего братец Иванушка стал козлёночком? (Из-за непослушания)

— Из-за чего Стрекоза из басни И.А.Крылова осталась без тепла и крова? (Из-за легкомысленности)

— Из-за чего Буратино из сказки А.Н.Толстого остался без золотых монет? (Из-за глупости)

— Такие черты характера как глупость, легкомыслие, непослушание, доверчивость, жадность, болтливость могут привести к непоправимым последствиям. Чтобы не произошло в жизни беды, надо предвидеть все неприятности заранее и ответственно отнестись к происходящему .

-Достоин ли уважения тот человек, который совершает ошибочные действия, но признает свои ошибки?

Составляют синквейн к слову Свобода

( как вариант:

Свобода.

Думать, поступать, беречь.

Свобода- это обязанность.

Ответственность.)

Коллективная работа

Лошадь и осёл

Восточная притча

Шли лошадь и осёл с базара. Так случилось, что осёл был навьючен выше головы, а лошадь бежала налегке. Шли они, шли, прошли полдороги. Осёл устал, кряхтит, еле дышит.

— Будь другом, — попросил он лошадь, — помоги мне! Возьми часть груза!

Но лошадь и ухом не повела.

Немного погодя осёл взмолился:

— Мне уже невмоготу! Помоги!

Но лошадь только ушами прядёт.

Дорога пошла в гору. Осёл чувствует, что вот-вот упадёт, и в третий раз просит лошадь:

— Помоги!

— Ладно, — согласилась лошадь, — кое-что я возьму на себя: ты неси груз, а я, так уж и быть, буду за тебя кряхтеть и отдуваться.

Осёл прошёл ещё десяток шагов и упал.

— Вставай, вставай, милый! — умолял хозяин, но осёл не мог подняться.

Делать нечего. Разгрузил хозяин осла и всю поклажу взвалил на лошадь. Теперь осёл бежал налегке, а лошадь кряхтела и отдувалась за двоих.

Карточки с вопросами:

1. Какую ответственность ты возьмёшь на себя

дома?

За что будешь отвечать?

  1. Какую ответственность ты возьмёшь на себя в школе, классе?

За что будешь отвечать?

  1. Какую ответственность ты возьмёшь на себя на улице?

За что будешь отвечать?

  1. Какую ответственность ты возьмёшь на себя в транспорте?

За что будешь отвечать?

  1. Какую ответственность ты возьмёшь на себя во дворе?

За что будешь отвечать?

6.Подведение итогов

— Свобода без ответственности – это путь в никуда. Полной свободы в природе не существует вообще. Такая свобода не предполагает жизни. Свободный человек отличается тем, что он готов нести личную ответственность за свой выбор, не перекладывая вину за последствия на других. Прежде чем заявить о своем праве на свободу, задайте себе вопрос: какими будут последствия моей свободы для меня и окружающих меня людей?

В заключении мне хотелось бы пожелать вам воспитывать в себе такое качество, как ответственность, и тогда в вашей жизни будет меньше проблем. Ответственное поведение позволит не навредить вашей безопасности и здоровью, а так же другим людям и окружающей среде.

Ты – гражданин России. По Основному закону РФ – Конституции у тебя также есть права и обязанности. Отсюда следует, что ты, твои одноклассники, ребята из твоего двора несут ответственность за свои поступки, дела, мысли.

7.Рефлексия учебной деятельности

— С какими понятиями работали на уроке? Какие цели поставили перед собой, смогли ли их достичь?

— Что вас особенно заинтересовало? О чем вы хотите рассказать родителям?

«СОЛНЫШКО».

Моё настроение похоже на:

* солнышко;

* солнышко с тучкой;

* тучку;

* тучку с дождиком;

* тучку с молнией.

Список литературы:

  1. Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества — М.: Правда, 1989. — 607 с.

  2. Иоганн Готлиб Фихте. Сочинения. Работы 1792-1801гг. — М.: Ладомир, 1995. – 656 с.

  3. Маркс К. Г. Экономическо-философские рукописи 1844 года // Маркс К. Г., Энгельс Ф. Ф. Соч., Т.42, 1932, – 41-174 с.

  4. Шельгорн Д.С. Эволюция представлений о свободе человека в философской мысли античности и нового времени // Вестник Челябинского государственного университета. — 2014. — № 17 (346). — С. 163-169.

5. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993// РГ. – 1993. — 25 декабря — № 237.

hello_html_m48e5bc49.jpg

hello_html_1d57283b.jpg

hello_html_4964d31e.jpg

hello_html_3164bedc.jpg

Заявка на публикацию в сборнике материалов

К Рождественским образовательным чтениям

в Кировском районе Санкт- Петербурга

» Молодое поколение: свобода и личная ответственность

как основа духовного мира человека»

Обществознание, 10 класс

Урок 10. Свобода и ответственность

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

  1. Свобода и ответственность в деятельности человека
  2. Свобода и необходимость в человеческой деятельности.
  3. Свобода как осознанная необходимость.

Глоссарий по теме

Свобода — это возможность выбора видов деятельности в соответствии со своими желаниями, интересами и целями, формируемыми в рамках существующих общечеловеческих ценностей гражданского общества.

Ответственность – необходимость, обязанность отвечать за свои действия и поступки.

Необходимость — то, что обязательно должно произойти в данных условиях; внутренние устойчивые связи предметов и явлений, определяющие их закономерное изменение и развитие.

Ключевые слова

Свобода, ответственность, абсолютная свобода.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

Учебник «Обществознание» для 10 класса авторов: Л.Н. Боголюбова, Ю.И. Аверьянова, А.В. Белявского. Москва. Издательство «Просвещение», 2014.

О.А. Чернышёва, Р.В. Пазин. Обществознание. ЕГЭ. Работа с текстом. Решение познавательных задач. Легион. Ростов-на-Дону, 2017. С. 5- 35.

П.А. Баранов. Большой сборник тематических заданий. АСТ, 2017. С. 63 – 70.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Можно ли быть свободным от общества, живя в нём?

Одна из самых важных ценностей современного мира — свобода личности. Понятие свободы в современном понимании появилось в эпоху Ренессанса. Тогда человека провозгласили мерой всех вещей, а свободу личности неотъемлемым правом.

Эпоха Реформации сузила понятие свободы до права выбора дороги к Богу.

В XIX веке материалистическое понимание мира привело к восприятию свободы как права на свободную экономическую деятельность, передвижения и выбора образа жизни. Век Прогресса привел к сомнению в необходимости в духовной свободе. Английского философ Гоббс говорил, что люди ищут обеспеченности, а не свободы. Его слова стали основой программы наступающей материалистической цивилизации. Так что же такое свобода и есть ли в ней необходимость?

Осмысливая свободу, философы отводят ей центральное место в своих исканиях, но подходят к этой категории по-разному.

Люди, стремясь к свободе, понимают, что абсолютной свободы не может быть. Например, желание человека включить громкую музыку ночью нарушает право и свободу других людей получить полноценный сон и отдых. Или курящий рядом человек лишает другого возможности дышать свежим воздухом.

Французский философ Жан Буридан рассказал об осле, которого поставили между двумя равноудаленными друг от друга стогами сена. Обладая абсолютной свободой, не решив какую съесть, осел умер от голода.

Это говорит о том, что абсолютно свободным человек быть не может. Главный ограничитель свободы — свобода других людей.

Немецкий философ Г. Гегель сказал, что свобода есть осознанная необходимость . Этими словами философ хотел сказать, что все в мире подчинено необходимости. Если человек осознает ее, то он становится свободным в принятии решения. В этом выражается свобода воли личности.

Какова же природа необходимости?

Часть философов говорят о Божьем промысле.

Так религиозный реформатор Мартин Лютер говорил об абсолютном предопределении, что люди ничего не совершают по своей воле. А только по предопределению божьему. В данном понимании свобода полностью отсутствует. Существует другой, отличный от этого, религиозный взгляд на предопределение, что Вселенная задумана богом так, что самое ценное в ней – это свобода выбора между злом и добром.

Ряд философов считают, что необходимость – это объективные законы природы и общества, независящие от сознания человека.

Например, в сейсмоопасных зонах люди подвергаются опасности, чтобы уменьшить риск они должны строить сейсмоустойчивые здания. Об этом писал Ф. Энгельс, немецкий философ, что свобода не в независимости от законов природы, а в том, как их заставить работать в целях человека.

Сегодня человек находится в постоянном стрессе. Существуют разные средства, с помощью которых человек может расслабиться, в том числе алкоголь и наркотики.

Человек делает выбор, зная об опасности расплаты самым дорогим – собственным здоровьем.

Подлинно свободный человек не станет рабом сиюминутных настроений и изберёт здоровый образ жизни. Отклонение поведения человека от принятых социальных норм вызывает реакцию общества. А негативное отклонение влечёт за собой санкции, т.е. наказание. Такое наказание называют ответственностью человека за свои поступки и их последствия. Это вид внешнего воздействия на человека.

Но есть вид ответственности — внутренний регулятор наших действий – т.е. чувство ответственности и долга. Тогда человек поступает сознательно в соответствии с установленными нормами.

Бывает так, что чувство ответственности притупляется. Человек в толпе может повести себя совсем иначе. Это связано с влиянием массовости, чувства безнаказанности и потерей индивидуальности. Формируя свое чувство ответственности, мы защищаем себя от превращения в существо без самосознания.

Итак, рассмотрим внутренние ограничители свободы, которые человек устанавливает сам.

Христианский богослов Климент Александрийский (Тит Флавий), живший во II—III вв. правильно заметил, что ничто, ни похвала, ни порицание, ни просьбы не заставит человека сопротивляться, если его душа сама к этому не стремится и не сопротивляется.

Подлинная свобода в выборе поступка, принципов, действий, которые превращаются в убеждения. Такой человек даже при экстремальных общественных условиях, тоталитарном режиме не изменит своим принципам, веря в их торжество. Свобода означает состояние человека способного действовать на основе выбора.

Какое же общество может обеспечить такой выбор?

Свободное общество. Можно ли считать свободным общество, в котором государство не вмешивается в частную жизнь? В этом ли подлинная свобода? Не только. Дополнением к сказанному является ответственность, справедливость, т. е. ценности, которые должно обеспечить общество. Государство в таком обществе должно выполнять регулирующую роль, обеспечивая благосостояние и свободное развитие граждан.

Разбор типового тренировочного задания

  1. Выберите верные суждения о свободе личности:

1). Одним из проявлений свободы личности является осознанный выбор в соответствии с принятыми нормами.

2) Политика государства не влияет на свободу выбора человека в обществе.

3). Свобода личности — неотъемлемое право на проявление его внутренней духовной жизни.

4) Понятие «свобода» не является философской категорией.

Правильный вариант/варианты: 1,3.

  1. Восстановите смысловое значение предложения.

При осуществлении своих прав и ______ (А) каждый человек должен подвергаться только таким ____________ (Б), которые имеют своей целью обеспечить признание и уважение ____ (В) других.

Варианты ответов: взглядов, действий, свобод;

Испытаниям, ограничениям, возможностям;

Прав, труда, взгляда.

Правильный вариант:

Свобод; ограничениям; прав.

Про веганство

Многие представители ЛГБТ-сообщества говорят, что осознали свою сексуальную ориентацию еще в детстве. Так и я понимала, что я веган, еще маленькой девочкой. И так же, как многие, живя в патриархальной, авторитарной семье, не могла заявить родителям, что не ем мяса. Я выросла в частном доме, у нас были куры и кролики. А за забором — скотобойня, на которой каждый день убивали животных. От душераздирающих криков свиней я страдала так же, как от потери своих дворовых питомцев, с которыми вроде дружила, а потом они оказывались на столе. Мама хитрила, выдавая крольчатину за капусту. Слишком часто я задавала вопросы: почему животные делятся на домашних любимцев и сельскохозяйственных? Почему люди не едят кошек, а кроликов едят? В этом чувствовалась острая несправедливость и человеческое лицемерие. Так еще в детстве я дала себе слово, что, как только избавлюсь от родительской опеки, стану веганом. И сдержала его.

Да, я не стала бунтовать, будучи подростком, а дождалась совершеннолетия. Бунтовать в моей семье было невозможно, спорить с родителями — запрещено, причем на любые темы. Многие установки, перенятые мною у мамы, я прорабатывала очень долго. Например, она говорила, что мужчина с пухлыми губами — это патология. Блондин — отвратительно. Запах роз тошнотворен. Черемуха убивает насмерть. Кофе — гадость. Я сама не заметила, как прочно эти пазлы стали частью моей прошивки. У мамы были свои личные опыты, свои травмы, и она пыталась меня убедить, что ее мнение — единственная верная установка. Из-за таких паттернов мы часто не замечаем, где наше личное мнение, а где чужое.

Кстати, со временем моя мама тоже пришла к идее вегетарианства, глядя на меня, на то, как я выгляжу. Она отказалась от глютена, отказалась от сахара. Так я, никого не вербуя (а я против агрессивной позиции в чем бы то ни было), своим примером показала ей, что эта система питания более здоровая, осознанная. И мне нравится влиять на людей именно личным примером.Убедившись в пользе вегетарианства, я продолжила изучать вопрос и убедилась, что проблема гораздо шире, а предубеждений больше, чем кажется на первый взгляд. Мое сознание перевернул фильм «Земляне» с Хоакином Фениксом. Под музыку Moby он повествует о проблеме жестокого обращения человека с животными, вреде животноводства и рыболовства в глобальных масштабах.

Сознание не только мое, но и моего мужа — человека, который очень глубоко разбирается в вопросах спорта и медицины, — перевернул фильм The Game Changers. Арнольд Шварценеггер, исполнивший камео в этой картине, признался, что это его лучшая роль самого себя. Документальное кино про спортсменов‑веганов, достигших пика карьеры как раз тогда, когда поменяли питание. Грамотно собранный дайджест научных исследований различных диетологов, доказывающий, что растительное питание более адекватное и здоровое, чем мясное. Мне кажется, сам факт, что американские пожарники и военно-морской флот переходят на веганскую диету, говорит о многом.

Вдохновившись, я написала сказку для взрослых и детей «Чапик на Занзибаре» — про песика, который не ел своих друзей, путешествовал по миру, освещал глобальные проблемы экологии, животноводства, вольерной охоты и браконьерства, в поисках новых смыслов и решения жизненно важных задач.