Свободное искусство

СЕМЬ СВОБО́ДНЫХ ИСКУ́ССТВ (лат. Septem Artes Liberales), цикл дис­ци­п­лин, со­став­ляв­ших ос­но­ву ан­тич­ной (гре­ко-рим­ской) и сред­не­ве­ко­вой сис­тем об­ра­зо­ва­ния. Вклю­ча­ли: грам­ма­ти­ку, диа­лек­ти­ку (ло­ги­ку), ри­то­ри­ку, ко­то­рые пред­став­ля­ли низ­шую сту­пень, «трое­пу­тье» по­зна­ния – три­ви­ум; ариф­ме­ти­ку, гео­мет­рию, му­зы­ку и ас­тро­но­мию – выс­шую сту­пень по­зна­ния, «чет­ве­ро­пу­тье» – квад­ри­ви­ум. В Древ­ней Гре­ции об­ра­зо­ва­ние име­ло уни­вер­саль­ный ха­рак­тер. В эл­ли­ни­стич. эпо­ху пре­по­да­ва­ние «сво­бод­ных ис­кусств» бы­ло до­пол­не­но прак­ти­кой ин­тер­пре­та­ции тек­стов вы­даю­щих­ся по­этов, пи­са­те­лей и фи­ло­со­фов, а так­же вклю­че­ни­ем све­де­ний ма­те­ма­тич. и ес­теств.-на­уч. ха­рак­те­ра. Рим­ля­не рас­ши­ри­ли «сис­те­му сво­бод­ных ис­кусств» за счёт вве­де­ния но­вых дис­ци­п­лин. На ру­бе­же ан­тич­но­сти и Сред­не­ве­ко­вья Бо­эци­ем бы­ло да­но раз­вёр­ну­тое тео­ре­тич. обос­но­ва­ние и под­роб­ное из­ло­же­ние квад­ри­виу­ма как выс­шей сту­пе­ни С. с. и.; ему же при­над­ле­жит и сам лат. тер­мин «квад­ри­ви­ум».

Семь свободныхискусств. Традиционный курс светскогообуче­ния в средние века. Уже в эпоху поздней античности они объединялись в группу.Они отделялись, с одной стороны, от философии — «матери» всех их, а с другой —от технических (или механических) искусств, таких, как архитектура и земле­делие,которые были сферой деятельности ремесленника или работника физического труда.Они делились на две группы: trivium — учебный цикл из трех словесных наук (грамматика,логика (или диалектика) и риторика) и quadrivium — учебный циклиз четырех математических наук (геометрия, арифметика, астрономия и музыка). Их визуальные образы были описана в трактате V века «De nuptis Philologiae et Mercurii» римского юриста и грамматика Марциана Капеллы, в котором искусства олицетворялись жен­щинами — каждая ссоответствующим ей атрибутом и в сопровождении кого-либо из широко известныхпредставите­лей ее сферы. Классификация Марцианаиспользовалась на протяжении всего средневековья, а некоторые из ее первона­чальныхэлементов сохранились в эпоху Ренессанса и позже. Средневековая Церковь считаласвободные искусства «оружи­ем против еретиков», и потому их можно встретить вроман­ской и готической скульптуре, порой разделенными на пары с семью главнымидобродетелями (см. Добродетели и пороки). Витальянском искусстве XIV века и позже их можно встретить внадгробной скульптуре и в декоре пасторских кафедр, а также на фресках и другойживописи. Вне Италии они встречаются несколько реже, за исключением гравюры игобелена XV—XVI веков. В качестве знака возросшегостатуса художника в эпоху Ренессанса Минерва — покровительница искусств и наук— может представлять художника собравшим­ся свободным искусствам. Историческиеличности этих ис­кусств могут изображаться самостоятельно как символы этихискусств; тогда у них те же атрибуты, что и у соответствующих женских фигур,олицетворяющих эти искусства: Риторику обычно символизируетЦицерон; Логику — Аристотель (кото­рый может держать экземпляр своей «Этики»,как это изобра­жено на фреске Рафаэля «Афинская школа»); Грамматику — либо Присциан, грамматик императорского дворав Констан­тинополе (нач.VI в.), либо Донат (IVв.), чей трактат «Ars Grammatica» — определение, заимство­ванное у античных грамматиков ицитируемое в «Иконологии» Рипы — иконографическом справочнике XVII века.

Логика держит Змею, иногда двух, или ее рука лежит на гнездегадюк. Или она держит Скорпиона или Ящерицу, которыезаменяют змею. Марциан характеризует ее по-латыни «involutus», что значит «закрученная». Но эт$слово означает также «окутанная тьмой». Посемусредневековье иногда изо­бражало ее наполовину скрытой под ее плащом, чтобысимво­лизировать ухищрения софистики. В эпоху Ренессанса она может держатьВесы, чтобы взвешивать истинное и ложное, или Цветы или расцветающую ветвь.Логика может изобра­жаться и в виде старой женщины, облаченной в тогу ипогруженной в дискуссию.

Риторика была наделена Марцианомвоинственным харак­тером, и в эпоху Ренессанса у нее может быть Меч и Щит. Но обычным ее атрибутом является Книга, возможно, озаг­лавленная «Cicero» . Она может держать также Свиток, иногда лишьчастично развернутый.

Геометрия (по-гречески означает измерение земли) имеет в качествеатрибута шар (земной глобус) (см. Держава) и Циркуль(измерительный), которым она в данный момент может его мерить (см. также Астрономия).Иногда у нее могут быть другие инструменты: Угольник и Линейка.

Арифметика. Со времен позднего средневековья у Арифме­тики скрижаль(Дощечка), исписанная цифрами, на кото­рой она может писать. Или — реже — она^держит Абак. Как и у Геометрии, у нее может бытьЛинейка.

Астрономия (некогда часть более широкой области астроло­гии) имеет (современ Марциана) шар (Держава) — со­бственно небесныйглобус, на котором нанесены созвездия, но далеко не всегда он различим кактаковой. Подобно Геомет­рии, она может измерять его сферическим Циркулем. У нееимеется Секстант, первоначально использовавшийся для измерения звезд, и иногда армилярная Сфера. Астрономия является также сферой Урании(одной из девяти Муз), у которой те же атрибуты.

Музыкапо традиции предстает в виде женщины, играющейна музыкальном инструменте. В средние века у нее набор из трех или четырехколокольчиков, по которым она ударяет молоточком. Позднее ее инструментамимогут быть портатив­ный Орган, Лютня, Виола или скрипка. Некоторые изних являются также атрибутами Цецилии. У нее может быть Лебедь (из-за легенды оего песне). Как часть этой серии персонажей Музыка иногда может представлятьсяОрфеем, приручающим своей игрой животных.

См. также Философия, котораястоит над свободными искусствами.

Как уже отмечалось ранее, семь свободных искусств состояли из двух разделов: тривиум (грамматика, риторика, диалектика) и квадривиум (арифметика, геометрия, астрономия, музыка). Этика, метафизика и величайшее из всех исследований — теология — представляла вершину обучения, а все предшествующие предметы — только подготовку к ней.

Ученик Алкуина Рабан Мавр (780—856) — богослов, бенедиктинский монах, его энциклопедические знания и многочисленные труды принесли ему титул «Praeceptor Germaniae» (учитель Германии). Он возглавил школу в монастыре Фульде недалеко от Франкфурта-на-Майне в 803 г. В преподавании Мавр сохранял методику своего знаменитого учителя, сохраняя логическую последовательность в изложении: от грамматики к риторике и другим дисциплинам, он впервые начал обучение греческому языку в землях франков. Уделяя особое внимание изучению языков, он умел обучать школяров разных возрастов и способностей, сумел сохранить просветительскую традицию Алкуина. Для своих многочисленных учеников он составил одну из первых средневековых энциклопедий в 22 томах «О природе вещей» («De rerum naturis»), содержавшую типологические, исторические и мистические толкования Писания, с цитатами из разных источников, так как владел греческим и ивритом.

Назовем семь свободных искусств раннего Средневековья: «Первое из свободных искусств — это грамматика, второе — риторика, третье — диалектика, четвертое — арифметика, пятое — геометрия, шестое — музыка, седьмое — астрономия, — по словам Мавра, — грамматика есть наука толкования | сочинений] поэтов и историков и объяснение правильного письма и построения речи. Она есть начало и основа (Jundamentum) свободных искусств».

Перу Мавра принадлежит изложение каждого из семи свободных искусств и методов их обучения.

  • 1. Ведущий учебник «Искусство грамматики» Донатуса (Donat), написанный в IV в., и грамматика стали синонимами. После того как достигалось достаточное умение в области грамматики, чтение книг религиозного или нравоучительного содержания, допускались и латинские авторы, особенно Вергилий, и затем упражнения и коллоквиумы (собеседования).
  • 2. «Риторика, — по определению Мавра, — это учение о хорошем изложении мыслей в светских науках, в государственных делах». Священники в раннем Средневековье часто становились секретарями и юристами, составляли большинство юридических документов, завещаний, указов и других официальных документов, поэтому искусство написания писем и подготовка документов вошли в программу изучения риторики.
  • 3. «Диалектика, или логика, — писал Мавр, — это теоретическая паука поиска, определения и рассуждения, могущая также отличить истинное от ложного. Итак, это наука наук; она учит учить, она учит учиться, в ней разум показывает себя, открывая, что он такое, чего хочет, что видит». Эта наука готовила к теологии, в позднем Средневековье в университетах диалектика приобретет большое значение в качестве подготовки к диспутам. Чтобы подготовиться к изучению богословия, требовался квадривиум.
  • 4. Арифметика мало что позволяла сделать, так как римская система счисления была трудна в использовании, пока не появилась арабская (индийская) система счисления. Учебник Мавра, выпущенный в 820 г., посвящен описанию свойств цифры, в конце X в. Герберт (впоследствии Папа Сильвестр II) учился в Каталонии, написал книгу «Правила счета на абаке» (abacus — счеты), правда, еще с римскими цифрами, что значительно упростило расчет.
  • 5. Мавр говорил: «Геометрия по латыни означает «измерение земли”… — это наука неподвижной величины и форм». Реальное изучение геометрии в Европе началось в XII в., когда груды Евклида перевели на латинский язык с арабского.
  • 6. В астрономии главной целью обучения было объяснение времен года и движения планет, чтобы исчислить время Пасхи и все другие праздники. «Астрономия — это наука, которая созерцает бег небесных светил, постигает пытливым разумом внешний облик планет самих по себе и в сравнении с землей. Между астрономией и астрологией есть разница», — считал Рабан. Средневековая астрономия была насыщена астрологией и сверхъестественными объяснениями метеоров, комет и затмений. «Теория движения небесных тел» Николая Коперника была напечатана лишь в 1543 г.
  • 7. «Музыка — это наука, которая заполняет всю нашу жизнь», — считал Рабан. В отличие от других наук в квадривиуме, преподавание музыки было представлено довольно обстоятельно: изучались гимны, секвенции, тропы, литании, песни и мелодии, чтобы посредством духовной науки воспитать учащихся в традициях церкви.

По этим учебным пособиям осваивали тривиум и квадривиум и обучались на протяжении всего Средневековья. Учителя, как правило, не имели доступа к копиям этих книг, даже им их не хватало, а ученики чаще всего обходились без учебников. Некоторые из этих учебников написаны в катехизической форме (вопрос-ответ), их целью было стимулировать мышление, и предоставить минимум светских знаний, необходимых для подготовки к изучению богословия. На протяжении почти 800 лет образование оставалось в статическом состоянии, с неизменными целями, содержанием, формами и методами обучения, с одними и тем же учебниками. В Средние века в учебных заведениях обучение осуществлялось на латинском языке, и лишь с XIV в. в городах стали создавать школы, где учителя преподавали на родном языке страны. В связи с тем что античные риторические приемы использовались для составления проповедей, этой цели подчинялось преподавание латинской грамматики и риторики.

Женщина, признанная «учителем церкви», св. Хильдегарда Бингенская (1098—1179), немецкая писательница, композитор, философ, мистик, основала монастыри Рупертсберг (1150) и Лйбинген (1165). Хильдегарда — автор «Книги о внутренней сущности различных природных созданий» (1150—1160), которая состоит из «Книги о простой медицине», известной как «Физика», где обобщила практический опыт и теоретическое обоснование о лечебных свойствах растений, камней, рыб, рептилий и животных, и «Книги об искусстве исцеления» (Causae et curae), в которой исследовала человеческий организм, причины и методы лечения различных заболеваний. Хильдегарда использовала эти книги при обучении в монастыре. Они служат ценным свидетельством общей терапии травм, ожогов, переломов, вывихов и порезов. Хильдегарда подчеркивала жизненную связь между природой и целостным здоровьем человека, почти 300 глав второй книги посвящены изучению этиологии заболевания, а также человеческой сексуальности, психологии и физиологии. Она фокусируется на взаимосвязи четырех стихий (огонь, воздух, вода и земля), четырех времен года, четырех жизненных начал, четырех зон земли и четырех главных ветров. Унаследовав гуморальную теорию древности, Хильдегарда рассказала об иерархическом равновесии четырех жидкостей: крови, слизи, черной желчи и желтой желчи, основанный на их соответствии «высших» и «низших» элементов крови и слизи, соответствующих «небесным» элементам огня и воздуха, и соответствующих «земной» стихии воды и земли. Она автор богословских, ботанических и медицинских трудов, а также посланий и писем, богослужебных песен и стихов, описала Землю как вращающийся шар, ей принадлежит гипотеза о законе всемирного тяготения и магнитных полях.

  • Рабаи Мавр. О воспитании клириков: приобретение и упражнение добродетелей.Латинский язык средневековой философии. СПб., 1996. С. 140—141.
  • Там же. С. 141-142.
  • Там же. С. 143-144.
  • Там же. С. 147-148.
  • Рабст Мавр. Указ. соч. С. 149—150.
  • Там же. С. 148.
  • Гуморальная теория (от лат. humor — влага) в Античности о равновесии в организмечетырех жидкостей (гуморов) от преобладания которых зависит тип темперамента: холерик — желчь, сангвиник — кровь, флегматик — слизь и меланхолик — черная желчь.