Священная библейская история нового завета

.

Часть I. ВЕТХИЙ ЗАВЕТ

_______

Предисловие – 7

_______

ВВЕДЕНИЕ – 10
Святая Библия — Книга книг – 10
Название и содержание Библии – 14
О различных формах и способах выражения смысла Священного Писания – 18
О способах уяснения и изъяснения смысла Священного Писания – 23

Краткое содержание книги Бытия – 26

_______

Глава 1. ТВОРЕНИЕ БОГОМ МИРА И ЧЕЛОВЕКА
1.1. Ангельский мир – 29
1.2. Материальный мир – 31
1.3. Дни творения – 32
▪ 1.3.1. Первый день – 32
▪ 1.3.2. Второй день – 35
▪ 1.3.3. Третий день – 36
▪ 1.3.4. Четвертый день – 37
▪ 1.3.5. Пятый день – 38
▪ 1.3.6. Шестой день – 38
▪ 1.3.7. Седьмой день – 40
1.4. Сотворение первых людей и их блаженная жизнь в раю – 41
1.5. Грехопадение и его последствия – 44

_______

Глава 2. ДОПОТОПНОЕ И ПОСЛЕПОТОПНОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО
2.1. Род человеческий до потопа. Первая семья. Каин и Авель. Религиозно-нравственное состояние допотопного человечества – 48
2.2. Потомки Каина и Сифа – 51
2.3. Всемирный потоп – 53
2.4. Потомки Ноя – 58
2.5. Вавилонское столпотворение и рассеяние народов – 60
2.6. Начало идолопоклонства – 63

_______

Глава 3. ПАТРИАРХАЛЬНЫЙ ПЕРИОД ИСТОРИИ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА
3.1. Призвание Аврама и переселение его в обетованную землю – 64
3.2. Аврам в Египте – 69
3.3. Аврам разлучается с Лотом. Освобождение Лота из плена – 70
3.4. Четвертое Богоявление Авраму – 73
3.5. Рождение Измаила – 74
3.6. Аврам получает имя Авраам – 75
3.7. Явление Бога Аврааму у дуба Мамрийского. Гибель нечестивых городов – 77
3.8. Рождение Исаака и изгнание Агари – 81
3.9. Принесение Исаака в жертву Богу – 83
3.10. Смерть Сарры и женитьба Исаака – 86
3.11. Смерть Авраама – 89
3.12. Исаак и его сыновья – 90
3.13. Хитрость Ревекки и Иакова – 92
3.14. Лестница Иакова – 95
3.15. Жизнь Иакова у Лавана – 97
3.16. Иаков покидает Харран – 100
3.17. Встреча с Исавом – 102
3.18. Дальнейший путь Иакова к дубраве Мамре – 105
3.19. Братья продают Иосифа измаильтянам – 107
3.20. Иосиф в доме Потифара – 110
3.21. Сны фараона – 112
3.22. Встреча Иосифа с братьями – 115
3.23. Иосиф открывается братьям – 119

_______

Глава 4. ПЕРИОД ПРЕБЫВАНИЯ ЕВРЕЕВ В ЕГИПТЕ
4.1. Переселение Израиля в Египет – 122
4.2. Смерть Иакова и Иосифа – 123
4.3. Положение евреев в Египте после смерти Иосифа – 125

_______

Глава 5. НАЧАЛО ПЕРИОДА ВОЖДЕЙ. ПРИЗВАНИЕ МОИСЕЯ И ВЫХОД ЕВРЕЕВ ИЗ ЕГИПТА
5.1. Рождение и воспитание Моисея – 128
5.2. Призвание Моисея – 132
5.3. Казни египетские – 135
5.4. Установление Пасхи – 137
5.5. Исход из Египта – 140
5.6. Чудесный переход через Красное (Чермное) море – 142

_______

Глава 6. ПУТЬ ЕВРЕЕВ К СИНАЮ
6.1. Пустыня Сур – 145
6.2. Пустыня Син – 147
6.3. Рефидим – 148

_______

Глава 7. У ГОРЫ СИНАЙ-ХОРИВ
7.1. Заключение Завета – 152
7.2. Синайское законодательство и его значение – 153
7.3. Завет утверждается жертвенной кровью – 156
7.4. Нарушение Завета – 157
7.5. Восстановление Завета – 160
7.6. Построение походного храма и его устройство – 160
7.7. Прообразовательное значение скинии – 163
7.8. Ветхозаветное священство – 164

_______

Глава 8. ПУТЬ ОТ СИНАЯ К ХАНААНУ
8.1. Гробы прихоти – 166
8.2. Асироф – 169
8.3. Пустыня Фаран – 170

_______

Глава 9. ТРИДЦАТЬ ВОСЕМЬ ЛЕТ В ПУСТЫНЕ
9.1. Возмущение Корея, Дафана и Авирона – 174
9.2. Сомнения Моисея и Аарона – 177

_______

Глава 10. К ЗЕМЛЕ ОБЕТОВАННОЙ
10.1. Медный змей – 180
10.2. Дальнейший путь к обетованной земле – 181
10.3. Последние дни Моисея – 182

_______

Глава 11. ЗАВОЕВАНИЕ ЗЕМЛИ ОБЕТОВАННОЙ
11.1. Чудесный переход через реку Иордан – 187
11.2. Падение Иерихона – 191
11.3. Взятие Гая – 193
11.4. Хитрость жителей Гаваона – 195
11.5. Битва у Гаваона – 196
11.6. Дальнейшее завоевание и разделение земли обетованной – 198

_______

Глава 12. ПЕРИОД СУДЕЙ (ПРИБЛИЗИТЕЛЬНО 1200-1025 ГОДЫ ДО Н.Э.)
12.1. Политическое положение и религиозное состояние Израиля после смерти Иисуса Навина – 201
12.2. Девора и Варак – 204
12.3. Гедеон – 207
12.4. Иеффай – 212
12.5. Самсон – 214
12.6. Первосвященник и судья Илий – 221
12.7. Рождение, воспитание и призвание к пророческому служению Самуила – 223
12.8. Гибель династии Илия и пленение ковчега – 225
12.9. Самуил — пророк и судья – 227

_______

Глава 13. ПЕРИОД ЦАРЕЙ (ПРИБЛИЗИТЕЛЬНО 1040-586 ГОДЫ ДО Н.Э.)
13.1. Помазание Саула на царство – 230
13.2. Саул побеждает аммонитян – 233
13.3. Первое непослушание Саула – 235
13.4. Второе непослушание Саула – 236
13.5. Помазание Давида на царство – 238
13.6. Героический подвиг Давида – 240
13.7. Слава Давида и ревность Саула – 243
13.8. Открытое преследование Давида Саулом – 245
13.9. Смерть Самуила и Саула – 248
13.10. Воцарение Давида (1010-970 годы до н.э.) – 250
13.11. Иерусалим — столица царства Давида – 251
13.12. Расширение и укрепление царства Еврейского – 255
13.13. Нравственное падение Давида – 257
13.14. Мятеж Авессалома – 259
13.15. Воцарение Соломона и смерть Давида (970 год до н.э.) – 261
13.16. Соломон — мудрый судья и правитель – 263
13.17. Построение Иерусалимского храма – 266
13.18. Богатство Соломона и его нравственное падение – 270
13.19. Разделение царства Еврейского на Иудейское и Израильское (930 год до н.э.) – 272
13.20. Краткий обзор истории царства Израильского (930-721 годы до н.э.) – 274
13.21. Краткий обзор истории Иудейского царства (930-586 годы до н.э.) – 277

_______

Глава 14. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРОРОКОВ В ИЗРАИЛЬСКОМ И ИУДЕЙСКОМ ЦАРСТВАХ
14.1. Пророк Илия – 284
14.2. Пророк Елисей – 289
14.3. Пророк Иона – 291
14.4. Пророки Амос и Осия – 294
14.5. Пророк Исаия – 296

14.6. Пророк Иеремия – 298
14.7. Малые пророки в Иудее до вавилонского плена: Авдий, Иоиль, Михей, Наум, Аввакум, Софония – 300

_______

Глава 15. ВАВИЛОНСКИЙ ПЛЕН
15.1. «На реках вавилонских» – 304
15.2. Пророк Иезекииль – 307
15.3. Пророк Даниил – 309
15.4. Друзья пророка Даниила в печи вавилонской – 312

_______

Глава 16. ПЕРСИДСКОЕ ВЛАДЫЧЕСТВО (539-333 ГОДЫ ДО Н.Э.)
16.1. Падение Вавилонского царства – 314
16.2. Пророк Даниил, брошенный на растерзание львам – 316
16.3. Возвращение из плена – 318
16.4. Сооружение второго храма – 320
16.5. Деятельность священника Ездры – 322
16.6. Деятельность Неемии – 324

_______

Глава 17. ПЕРИОД ГРЕЧЕСКОГО ВЛАДЫЧЕСТВА (333-63 ГОДЫ ДО Н.Э.)
17.1. Иудея под властью царей египетских. Перевод Священного Писания на греческий язык – 328
17.2. Иудея под властью сирийских царей (199-143 годы до н.э.) – 330
17.3. Освободительная война под предводительством Маккавеев – 332

_______

Глава 18. ПРАВЛЕНИЕ МАККАВЕЙСКОЙ, ИЛИ АСМОНЕЙСКОЙ, ДИНАСТИИ (143-63 ГОДЫ ДО Н.Э.) – 335

_______

Глава 19. ПЕРИОД РИМСКОГО ВЛАДЫЧЕСТВА
19.1. Царь Ирод – 338
19.2. Религиозно-нравственное состояние иудеев перед пришествием в мир Спасителя – 340
▪ 19.2.1. Фарисеи – 341
▪ 19.2.2. Саддукеи – 342
▪ 19.2.3. Ессеи – 343

_______

Глава 20. ВСЕОБЩЕЕ ОЖИДАНИЕ СПАСИТЕЛЯ
20.1. Иудейские рассеяния – 344
20.2. Состояние языческого мира – 346

_______

Часть II. НОВЫЙ ЗАВЕТ

_______

Предисловие – 353

_______

ВВЕДЕНИЕ – 355
Краткие сведения о Евангелии – 355
▪ Евангелие от Матфея – 359
▪ Евангелие от Марка – 360
▪ Евангелие от Луки – 362
▪ Евангелие от Иоанна – 364
Евангелие — Книга жизни – 366
Палестина во время земной жизни Господа нашего Иисуса Христа – 372
▪ Историко-географическое описание Палестины – 372
▪ Политическое положение Палестины – 378
Религиозно-нравственное состояние еврейского народа во время земной жизни Господа нашего Иисуса Христа – 384

_______

Глава 1. РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО И ЕГО ЖИЗНЬ ДО НАЧАЛА ОБЩЕСТВЕННОГО СЛУЖЕНИЯ
1.1. Рождество Богородицы, Ее воспитание при храме и жизнь в Назарете – 390
1.2. Благовестие Захарии – 395
1.3. Благовещение Деве Марии – 397
1.4. Посещение Пресвятой Девой Марией праведной Елисаветы – 399
1.5. Рождение Иоанна Предтечи – 401
1.6. Откровение праведному Иосифу о Боговоплощении – 402
1.7. Рождество Христово – 404
1.8. Поклонение пастухов – 406
1.9. Обрезание и Сретение Господне – 407
1.10. Поклонение волхвов – 410
1.11. Бегство в Египет и избиение младенцев – 413
1.12. Смерть Ирода и возвращение Святого Семейства на родину – 415
1.13. Жизнь Иисуса Христа в Назарете. Первое посещение храма – 416
1.14. Святой Иоанн Креститель. Его жизнь и проповедь – 420
1.15. Явление Иисуса Христа народу. Крещение Его на Иордане – 426
1.16. Искушение в пустыне – 428
1.17. Возвращение Христа на Иордан. Первые Его ученики – 434
1.18. Первое чудо в Кане Галилейской – 438

_______

Глава 2. ПЕРВЫЙ ГОД ОБЩЕСТВЕННОГО СЛУЖЕНИЯ ГОСПОДА ИИСУСА ХРИСТА СПАСЕНИЮ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО РОДА
2.1. Переселение в Капернаум – 442
2.2. Христос в Иерусалиме на празднике Пасхи – 443
2.3. Беседа Иисуса Христа с Никодимом – 445
2.4. Проповедь в Иудее и последнее свидетельство Иоанна Крестителя – 449
2.5. Беседа Иисуса Христа с самарянкой – 450
2.6. Проповедь Иисуса Христа в Галилее – 456
2.7. Заочное исцеление сына царедворца – 457
2.8. Проповедь в назаретской синагоге – 458
2.9. Чудесный улов рыбы и призвание первых учеников – 461
2.10. Исцеление бесноватого в Капернауме – 463
2.11. Исцеление тещи Петра и многих больных в Капернауме – 464
2.12. Исцеление расслабленного в Капернауме – 467
2.13. Призвание Левия-Матфея к апостольскому служению – 468

_______

Глава 3. ВТОРОЙ ГОД ОБЩЕСТВЕННОГО СЛУЖЕНИЯ ГОСПОДА ИИСУСА ХРИСТА СПАСЕНИЮ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО РОДА
3.1. Иисус Христос в Иерусалиме на второй Пасхе – 471
3.2. Исцеление расслабленного в Доме милосердия – 473
3.3. Срывание колосьев и спор о субботе – 475
3.4. Исцеление сухорукого – 477
3.5. Избрание двенадцати апостолов – 479
3.6. Нагорная проповедь – 481
3.7. Исцеление слуги римского сотника – 486
3.8. Воскрешение сына наинской вдовы – 488
3.9. Посольство Иоанна Крестителя к Иисусу Христу – 489
3.10. Иисус Христос в доме Симона фарисея – 491
3.11. Исцеление бесноватого и богохульство фарисеев – 493
3.12. Учение в притчах о Царстве Божием – 495
▪ 3.12.1. Притча о сеятеле – 496
▪ 3.12.2. Притча о зерне горчичном – 497
▪ 3.12.3. Притча о закваске – 498
▪ 3.12.4. Притчи о сокровище и о купце, ищущем драгоценную жемчужину – 499
▪ 3.12.5. Притча о плевелах – 500
3.13. Укрощение бури – 501
3.14. Исцеление бесноватого в стране Гадаринской – 503
3.15. Исцеление кровоточивой женщины и воскрешение дочери начальника синагоги – 504
3.16. Отправление апостолов на проповедь – 507
3.17. Смерть Иоанна Крестителя – 510
3.18. Чудесное насыщение народа пятью хлебами и двумя рыбами – 513
3.19. Хождение Иисуса Христа по воде – 515
3.20. Беседа о хлебе жизни – 516

_______

Глава 4. ТРЕТИЙ ГОД ОБЩЕСТВЕННОГО СЛУЖЕНИЯ ГОСПОДА ИИСУСА ХРИСТА СПАСЕНИЮ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО РОДА
4.1. Беседа с фарисеями о предании старцев – 520
4.2. Исцеление дочери сирофиникиянки – 522
4.3. Исповедание апостолом Петром тайны Сына Человеческого – 525
4.4. Преображение Господне – 529

4.5. Исцеление бесноватого отрока-лунатика – 532
4.6. Последние дни пребывания в Галилее – 533
4.7. Иисус Христос в Иерусалиме на празднике кущей – 534
4.8. Женщина, взятая в прелюбодеянии, перед судом Спасителя – 537
4.9. Покушение фарисеев побить камнями Иисуса Христа – 540
4.10. Исцеление слепорожденного – 542
4.11. Притча о добром пастыре – 545
4.12. Христос на празднике обновления – 549
4.13. Общественное служение Иисуса Христа в Заиорданье – 550
4.14. Поучения в притчах о любви Бога к человеку и людей друг ко другу – 552
▪ 4.14.1. Притча о пропавшей овце – 552
▪ 4.14.2. Притча о потерянной драхме – 553
▪ 4.14.3. Притча о блудном сыне – 554
▪ 4.14.4. Притча о милосердном самарянине – 558
▪ 4.14.5. Притча о мытаре и фарисее – 560
▪ 4.14.6. Притча о судье неправедном – 561
4.15. Беседа Христа с богатым юношей о богатстве – 562
4.16. Притча о богаче и нищем Лазаре – 564
4.17. Исцеление десяти прокаженных – 568
4.18. Учение Иисуса Христа о браке и безбрачии – 571
4.19. Благословение детей – 576
4.20. Притча о виноградарях, призванных на работу в разное время дня – 577
4.21. Воскрешение Лазаря – 580
4.22. Тайное решение синедриона – 584
4.23. Христос в Ефраиме и Его последнее путешествие в Иерусалим на праздник Пасхи – 585
4.24. Исцеление слепого у Иерихонских ворот – 588
4.25. Обращение Закхея – 589

_______

Глава 5. СТРАСТНАЯ НЕДЕЛЯ. ПЯТЬ ВЕЛИКИХ ДНЕЙ. КРЕСТНАЯ СМЕРТЬ ИИСУСА ХРИСТА
5.1. Христос в Вифании за шесть дней до Пасхи – 591
5.2. Торжественный вход Господень в Иерусалим – 593
5.3. Великий Понедельник – 597
▪ 5.3.1. Проклятие бесплодной смоковницы – 597
▪ 5.3.2. Второе изгнание торгующих из храма. Дети, прославляющие Господа – 599
5.4. Великий Вторник – 600
▪ 5.4.1. Последнее посещение храма – 600
▪ 5.4.2. Притча о двух сыновьях – 602
▪ 5.4.3. Притча о злых виноградарях – 602
▪ 5.4.4. Вопрос о подати кесарю – 604
▪ 5.4.5. Вопрос саддукеев о воскресении мертвых – 606
▪ 5.4.6. Вопрос о наибольшей заповеди в законе – 607
▪ 5.4.7. Обличительная речь против книжников и фарисеев – 608
▪ 5.4.8. Лепта вдовы – 610
▪ 5.4.9. Встреча с еллинами – 611
▪ 5.4.10. Пророчество о разрушении Иерусалима – 613
▪ 5.4.11. Пророчество о будущем Церкви и о Втором Его Пришествии – 616
▪ 5.4.12. Притча о десяти девах – 618
▪ 5.4.13. Притча о талантах – 620
▪ 5.4.14. Беседа о Страшном Суде – 622
5.5. Великая Среда. Предательство Иуды – 625
5.6. Великий Четверг – 627
▪ 5.6.1. Тайная Вечеря – 627
▪ 5.6.2. Иуда покидает пасхальную трапезу – 629
▪ 5.6.3. Установление таинства Евхаристии – 630
▪ 5.6.4. Прощальная беседа с учениками – 631
▪ 5.6.5. На пути в Гефсиманию – 634
▪ 5.6.6. Гефсиманская молитва – 635
▪ 5.6.7. Предательский поцелуй Иуды – 638
▪ 5.6.8. На допросе у первосвященника Анны. Отречение Петра – 639
▪ 5.6.9. Суд синедриона – 641
▪ 5.6.10. Смерть предателя – 643
5.7. Великая Пятница – 645
▪ 5.7.1. Иисус Христос на суде у Понтия Пилата – 645
▪ 5.7.2. Крестный путь на Голгофу – 651
▪ 5.7.3. Распятие и крестная смерть Иисуса — Агнца Божия – 653
▪ 5.7.4. После распятия и смерти – 658
▪ 5.7.5. Погребение – 659

_______

Глава 6. ЕВАНГЕЛЬСКИЕ СОБЫТИЯ ОТ ВОСКРЕСЕНИЯ ГОСПОДНЯ ДО СОШЕСТВИЯ СВЯТОГО ДУХА НА АПОСТОЛОВ
6.1. Воскресение Христово – 662
6.2. Явление Марии Магдалине и другим мироносицам – 664
6.3. Реакция синедриона – 666
6.4. Явление двум ученикам на пути в Эммаус – 666
6.5. Явление всем апостолам, кроме Фомы – 669
6.6. Явление воскресшего Христа одиннадцати апостолам – 670
6.7. Явление Христа апостолам на Тивериадском озере – 672
6.8. Явление Христа Своим последователям на горе в Галилее – 674
6.9. Вознесение Господне – 675
6.10. Сошествие Святого Духа на апостолов – 677

_______

Заключение – 679

_______

ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1. Сокращенные обозначения книг Библии – 682
Приложение 2. Хронологическая таблица основных периодов и важнейших событий библейской истории Ветхого Завета – 687
Приложение 3. Хронологическая таблица важнейших событий библейской истории Нового Завета – 691
Приложение 4. Библейский календарь – 693
Приложение 5. Археологические подтверждения библейских событий – 696
Приложение 6. Библиографический список – 723
Приложение 7. Евангельская история в художественной литературе – 768

В издательстве Сретенского монастыря вышла книга митрополита Вениамина (Пушкаря) «Священная библейская история».

Священная библейская история / митрополит Вениамин (Пушкарь). — М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2017. — 784 с. : ил. Священная библейская история / митрополит Вениамин (Пушкарь). — М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2017. — 784 с. : ил.

Митрополит Владивостокский и Приморский Вениамин, профессор, кандидат богословских наук, так пишет в своей книге: «Читая Священную Библию, надо всегда помнить, что она не научный трактат и не философская доктрина, а книга, заключающая в себе богооткровенные истины о спасении человечества. Библия говорит нам не о том, как движутся небесные тела, а о том, как нам взойти на духовное небо. Она повествует нам, как и что сделал Господь по Своей любви для человечества при посредстве израильского народа, чтобы дать спасение всем народам и всем людям».

«Известный романист Вальтер Скотт во время своей последней болезни попросил, чтобы ему что-нибудь прочитали из книги. Когда его спросили: «Из какой книги?” — великий писатель, который сам написал столько прекрасных книг и перечитал целые библиотеки, ответил: «Для меня существует теперь лишь одна книга: драгоценная Библия. Чего только она ни предлагает, чего только она ни дает человеку, чувствующему свои нужды и ищущему ее богатых сокровищ: она дает ему никогда не ветшающую истину, вечное богатство, радости, которыми никогда нельзя пресытиться, никогда не увядающий венец, облегчение горя и избавление от страха, блаженную надежду на вечную жизнь. Это — дар Бога людям, любящим и почитающим Его cлово”».

Священная библейская история по праву должна занимать первое место среди исторических наук, так как она является неисчерпаемым источником нравственного и высшего исторического воспитания для каждого более или менее способного к серьезной интеллектуальной жизни человека. Если любая история воспитывает гражданина родины и дает умственное развитие, то Священная библейская история в этом отношении стоит выше всех других историй, потому что ее предметом являются глубинные основы человеческого духа, в ней раскрываются глубочайшие законы всемирно-исторического развития. Она явно показывает, что в истории народов нет ничего случайного и произвольного, что всякая попытка «делать историю» бессмысленна и вредна, потому что все ждет и требует «исполнения времен», а времена эти нельзя ни приблизить, ни отдалить.

Но, говоря о главной идее Священной истории, надо всегда помнить, что библейские сказания не являются, как это утверждают скептики, какой-то фантазией человеческого религиозного ума, не имеющей ничего сходного с историческим прошлым. Священная история описывает реальные события, которые имели и имеют место в истории человеческого рода. Об этом свидетельствует не только верующее человеческое сердце, но и современная историческая наука. В исторической науке в настоящее время совершается необычайное движение благодаря тем изумительным открытиям, которые делаются на забытом пепелище исторической жизни древних народов Ближнего Востока.

С того счастливого часа, когда археологи и историки, не ограничиваясь пером, взялись за заступы и лопаты и начали раскапывать мусор развалин в долинах Нила, Тигра и Евфрата, а также и в других районах Ближнего Востока, перед взором исследователей открылся целый мир нового исторического знания: бледные и тощие страницы истории древних народов чрезвычайно оживились и расширились, открыто было даже существование совершенно неизвестных до этого народов и монархий, знание о которых пролило свет на всю судьбу древнего человечества.

Все это говорит о том, что наша вера в истинность библейских сказаний не слепая, и особенно в наш скептический век она подтверждается множеством археологических находок. Вот уже поистине справедливы слова Господа нашего Иисуса Христа, что камни будут прославлять Бога, если сердца человеческие сделаются неспособными к этому (см. Лк. 19, 40)!

Часть I. Ветхий Завет

Глава 1. Творение Богом мира и человека

Глава 2. Допотопное и послеп отопное человечество

Глава 3. Патриархальный период истории еврейского народа

Глава 4. Период пребывания евреев в Египте

Глава 5. Начало периода вождей. Призвание Моисея и выход евреев из Египта

Глава 6. Путь евреев к Синаю

Глава 7. У горы Синай-Хорив

Глава 8. Путь от Синая к Ханаану

Глава 9. Тридцать восемь лет в пустыне

Глава 10. К земле обетованной

Глава 11. Завоевание земли обетованной

Глава 12. Период Судей (приблизительно 1200–1025 годы до н. э.)

Глава 13. Период Царей (приблизительно 1040–586 годы до н. э.)

Глава 14. Деятельность пророков в Израильском и Иудейском царствах

Глава 15. Вавилонский плен

Глава 16. Персидское владычество (539–333 годы до н. э.)

Глава 17. Период греческого владычества (333–63 годы до н. э.)

Глава 18. Правление Маккавейской, или Асмонейской, династии (143–63 годы до н. э.)

Глава 19. Период римского владычества

Часть II. Новый Завет

Предисловие

Введение

Глава 1. Рождество Христово и Его жизнь до начала общественного служения

Глава 2. Первый год общественного служения Господа Иисуса Христа спасению человеческого рода

Глава 3. Второй год общественного служения Господа Иисуса Христа спасению человеческого рода

Глава 4. Третий год общественного служения Господа Иисуса Христа спасению человеческого рода

Глава 5. Страстная неделя. Пять великих дней. Крестная смерть Иисуса Христа

Глава 6. Евангельские события от воскресения Господня до сошествия Святого Духа на апостолов

Заключение

Приложения

См. также Священная Библейская история Ветхого Завета

Предисловие

1. Введение Краткие Сведения о Евангелии Евангелие от Матфея Евангелие от Марка Евангелие от Луки Евангелие от Иоанна 2. Евангелие – Книга Жизни 3. Палестина во Время Иисуса Христа Историко-географическое описание Палестины Политическое положение Палестины 4. Религиозное Состояние Еврейского народа Глава I. Рождество Христово и Его Жизнь до Начала Общественного Служения Рождество Богородицы, Ее воспитание при храме и жизнь в Назарете Благовестие Захарии. Лк. 1:5–25 Благовещение Деве Марии. Лк. 1:26–38 Посещение Девой Марией Праведной Елисаветы. Лк. 1: 39–56 Рождение Иоанна Предтечи. Лк. 1:57–80 Откровение Праведному Иосифу о Боговоплощении. Мф. 1: 18–25 Рождество Христово. Лк. 2:1–20; Мф. 1:18–25 Поклонение пастухов. Лк. 2:8–20 Обрезание и Сретение Господне. Лк. 2:21–30 Поклонение волхвов. Мф. 2:1–12 Бегство в Египет и избиение младенцев. Мф. 2: 13–18 Смерть Ирода и возвращение Святого Семейства на родину. Мф. 2:19–23 Жизнь Иисуса Христа в Назарете. Первое посещение храма. Лк. 2:40–52 Святой Иоанн Креститель, его жизнь и проповедь. Ин. 1: 1–34; Мф. 3:1–12; Мк. 1:1–8; Лк. 3:1–20 Явление Иисуса Христа народу. Крещение Его на Иордане. Ин. 1:29–34; Мф. 3:13–17; Мк. 1:9–11; Лк. 3:21–22 Искушение в пустыне. Мф. 4:1–11; Мк. 1:12–13; Лк. 4: 1–13 Возвращение Христа на Иордан. Первые Его ученики. Ин. 1: 19–51 Первое чудо в Кане Галилейской. Ин. 2:1–11 Глава II. Первый Год Общественного Служения Господа Иисуса Христа Переселение в Капернаум. Христос в Иерусалиме на празднике Пасхи. Ин. 2: 13–23 Беседа с Никодимом. Ин. 3:2–21 4. Проповедь в Иудее и последнее свидетельство Иоанна Крестителя. Ин. 3:22–36 Беседа с Самарянкой. Ин. 4:7–42 Проповедь Иисуса Христа в Галилее Заочное исцеление сына царедворца. Ин. 4:46–54 Проповедь в Назаретской синагоге. Лк. 4:16–30; Мк. 6: 1–4 Чудесный улов рыбы и призвание первых учеников. Мф. 4: 18–22; Мк. 1:16–20; Лк. 5:1–11 Исцеление бесноватого в Капернауме. Мк. 1:21–28; Лк. 4: 31–37 Исцеление тещи Петра и многих больных в Капернауме. Мф. 8:14–17; Мк. 1:29–38; Лк. 4:38–44 Исцеление расслабленного в Капернауме. Мк. 2:1–12; Мф. 9:1–8; Лк. 5:17–26 Призвание Левия-Матфея. Мф. 9:9–13; Мк. 2:13–17; Лк. 5: 27–32 Глава III. Второй Год Общественного Служения Вторая Пасха Иисуса Христа в Иерусалиме. Исцеление расслабленного в «доме милосердия». Ин. 5: 1–47 Срывание колосьев и спор о субботе. Мф. 12:1–8; Мк. 2: 23–28; Лк. 6:1–5 Исцеление сухорукого. Мф. 12:9–13; Мк. 3:1–6; Лк. 6: 6–11 Нагорная проповедь. Мф. 5:1–7:29; Лк. 6:20–49 Исцеление слуги Римского сотника. Мф. 8:5–13; Л к. 7:1–10 Воскрешение сына наинской вдовы. Лк. 7:11–17 Посольство Иоанна Крестителя к Иисусу Христу. Мф. 11:1–19; Лк. 7:18–35 Иисус Христос в доме Симона-фарисея. Лк. 7:36–50 Исцеление бесноватого и богохульство фарисеев. Мф. 12: 22–37; Мк. 3:20–30; Лк. 14–26 Учение в притчах о Царстве Божием Притча о сеятеле. Мф. 13:1–23; Мк. 4:1–20; Лк. 8: 5–15 Притча о зерне горчичном. Мф. 13:31–32; Мк. 4: 30–33 Притча о закваске. Мф. 13:33 Притчи о сокровище и о драгоценной жемчужине. Мф. 13: 44–46 Притча о плевелах. Мф. 13:24–30; 36–43 Укрощение бури. Мф. 8:23–27; Мк. 4:35–41; Лк. 8: 22–25 Исцеление бесноватого в стране Гадаринской. Мф. 8:28–34; Мк. 5:1–20 Лк. 8:26–39 Исцеление кровоточивой и воскрешение девицы. Мф. 9: 18–26; Мк. 5:22–43; Лк. 8:41–56 Отправление апостолов на проповедь. Мф. 10:1–42; Мк. 6: 7–13; Лк. 9:1–6 Смерть Иоанна Крестителя. Мф. 14:6–12; Мк. 6: 17–29 Чудесное насыщение народа пятью хлебами. Мф. 14:13–21; Мк. 6:31–44; Лк. 9:11–17 Ин. 6:1–14 Хождение Иисуса Христа по воде. Мф. 14:22–34; Мк. 6: 45–53; Ин. 6:16–21 Беседа о хлебе жизни. Ин. 6:22–71 Глава IV. Третий Год Общественного Служения Беседа с фарисеями о предании старцев. Мф. 15:1–20; Мк. 7: 1–23 Исцеление дочери хананеянки. Мф. 15:21–28; Мк. 7: 24–30 Исповедание апостолом Петром Божества Христова. Мф. 16: 13–26; Мк. 8:27–38; Лк. 9:18–27 Преображение Господне. Мф. 17:1–13; Мк. 9:1–9; Лк. 9: 28–36 Исцеление бесноватого отрока. Мф. 17:14–21; Мк. 9: 14–29; Лк. 9:37–43 Последние дни пребывания в Галилее. Иисус Христос в Иерусалиме на празднике Кущей. Ин. 7: 2–52 Женщина, взятая в прелюбодеянии, перед судом Спасителя. Покушение фарисеев побить камнями Иисуса Христа. Ин. 8: 12–59 Исцеление слепорожденного. Ин. 9:1–41 Притча о добром пастыре. Ин. 10:1–21 Христос на празднике Обновления. Ин. 10:22–42 Поучения в притчах о любви Бога к человеку и людей друг ко другу Притча о пропавшей овце Лк. 15:1–7 Притча о потерянной драхме Лк. 15:8–10 Притча о блудном сыне. Лк. 15:11–32 Притча о милосердном Самарянине. Лк. 10:25–37 Притча о мытаре и фарисее. Лк. 18:9–14 Притча о судье неправедном. Лк. 18:1–8 Беседа Христа с богатым юношей о богатстве. Мф. 19: 16–30; Мк. 10:17–31; Лк. 18:18–30 Притча о богаче и Лазаре. Лк. 16:19–31 Исцеление десяти прокаженных. Лк. 17:11–19 Учение Иисуса Христа о браке и девстве. Мф. 19:1–12; Мк. 10:1–12; Лк. 16:18 Благословение детей. Мф. 19:13–15; Мк. 10:13–16; Лк. 18:15–17 Воскрешение Лазаря. Ин. 11:1–46 Тайное решение синедриона. Ин. 11:47–53 Последнее путешествие Христа в Иерусалим. Мф. 20:17–28; Мк. 10:32–45; Лк. 18:31–34 Исцеление слепого у Иерихонских ворот. Лк. 18: 35–43 Обращение Закхея. Лк. 19:1–10 Глава V. Страстная Неделя. Крестная Смерть Иисуса Христос в Вифании за шесть дней до Пасхи. Ин. 12:1–11; Мк. 14:1–11 Торжественный вход Господень в Иерусалим. Мф. 21:1–11; Мк. 11:1–11; Лк. 19:29–44; Ин. 12:12–19 Великий Понедельник. Проклятие бесплодной смоковницы. Мф. 21:18–22; Мк. 11:12–26 Второе изгнание торгующих из храма. Дети, прославляющие Господа. Мф. 21:12–17; Мк. 11:15–19 Великий Вторник. Последнее посещение храма. Мф. 21: 23–27; Мк. 11:27–33; к. 20:1–8 Притча о двух сыновьях. Мф. 21:28–32 Притча о злых виноградарях. Мф. 21:33–46; Мк. 12:1–12; Лк. 20:9–19 Вопрос о подати кесарю. Мф. 22:15–22; Мк. 12:13–17; Лк. 20:20–26 Вопрос саддукеев о воскресении мертвых. Мф. 22:23–33; Мк. 12:18–27; Лк. 20:27–40 Вопрос о наибольшей заповеди. Мф. 22:34–40; Мк. 12: 28–34 Обличительная речь против книжников и фарисеев. Мф. 22: 41–46; 23:13–39 Лепта вдовы. Мк. 12:41–44; Лк. 21:1–4 Встреча с еллинами. Ин. 12:20–50 Пророчество о разрушении Иерусалима. Мф. 24:1–28; Мк. 13:1–23; Лк. 21:5–24 Пророчество о Втором пришествии Христа. Мф. 24:1–31; Мк. 13:1–37; Л к. 21:5–36 Притча о десяти девах. Мф. 25:1–13 Притча о талантах. Мф. 25:14–30 Беседа о Страшном Суде. Мф. 25:31–46 Великая Среда. Предательство Иуды. Мф. 26:3–5; 14–16; Мк. 14:1–2; 10–11; Лк. 22:1–6 Великий Четверг. Тайная вечеря. Мф. 26:17–35; Мк. 14: 12–25; Л к. 22:7–38; Ин. 13:1–38 Иуда покидает Пасхальную трапезу Установление таинства Евхаристии Прощальная беседа. Ин. 13–16 На пути в Гефсиманию Гефсиманская молитва. Мф. 26:36–46; Мк. 14:32–42; Лк. 22:39–46; Ин. 18:1 Предательский поцелуй Иуды. Мф. 26:45–56; Мк. 14: 41–52; Лк. 22:45–52 Ин. 18:2–12 На допросе у первосвященника Анны. Отречение Петра. Мф. 26:58, 69–75; Мк. 14, 54:66–72; Лк. 22:54–62; Ин. 18:13–14; 19–27 Суд Синедриона. Мф. 26:57–66; Мк. 14:53–64; Лк. 22: 54 Смерть предателя. Мф. 27:3–10 Великая Пятница. На суде у Пилата Крестный путь на Голгофу. Мф. 27:31–34; Мк. 15:20–23; Лк. 23:26–33; Ин. 19:16–17 Распятие и Крестная смерть Иисуса-Агнца Божия. Мф. 27: 34–50; Мк. 15:23–37; Лк. 23:33–46; Ин. 19:18–30 После распятия и смерти. Мф. 27:51– 56; Мк. 15:38–41; Лк. 23:45–49 Погребение. Мф. 27:57–66; Мк. 15:42–47; Лк. 23:50–55: Ин. 19:38–42 Глава VI. Евангельские События после Воскресения Воскресение Христово. Мф. 28:1–10; Мк. 16:1–8; Лк. 24:1–11 Явление Марии Магдалине и другим мироносицам. Мк. 16: 9–11; Лк. 24:12; Ин. 20, 1–18 Реакция Синедриона. Мф. 28:11–15 Явление двум ученикам на пути в Эммаус. Лк. 24: 13–35 Явление всем апостолам, кроме Фомы. Лк. 24:36–48; Ин. 20:19–23 Явление одиннадцати апостолам Явление на Тивериадском озере. Ин. 21:1–25 Явление Христа на горе в Галилее. Мф. 28:16–20 Вознесение Господне. Лк. 24:48–50; Деян. 1: 4–8 Сошествие Святого Духа на апостолов. Деян. 2 Заключение Приложение 1. Сокращенные Обозначения Книг Библии Приложение 2. Хронологическая Таблица Важнейших Событий Библиография

Священная Библейская история Нового Завета – это история искупительного Крестного подвига Господа нашего Иисуса Христа, история установления Нового благодатного союза человека с Богом.

На первых своих страницах Св. Библия свидетельствует, что Всемогущий Бог по Своей Любви и Благости создал весь мир и человека, наделив его духовными талантами, и сделал его царем и хранителем мира. Раскрывая в себе образ Божий, человек все больше и больше уподоблялся бы своему Творцу и вместе с тем превратил бы всю землю в рай. Но человек не выполнил своего назначения. Не пожелав духовного совершенства и жизни с Богом, он пренебрег Любовью Творца, порвал союз с Небом и стал рабом падшего ангела – диавола. Как блудный сын, он уходил от своего Творца все дальше и дальше в область мрака и небытия. Тот, кто был призван стать царем и творцом природы, стал ее рабом, губителем и грабителем. Порвав благодатный союз с Богом, человек постепенно умирал. После грехопадения он стал бессильным восстановить свою падшую, расколотую грехом природу и победить смерть.

Умирающему во грехах человечеству нужна была Божественная рука помощи, новый спасительный акт Божественной Любви, который бы восстановил разлагающуюся природу человека, соединил бы его с Источником Жизни и вновь даровал бы ему достоинство человека, как высшего творения Божия. И Любящий Творец не оставил Свое любимое творение, Он нисходит к умирающему человеку и спасает его.

Этот творческий Божественный акт Жертвенной Любви в отпавшем от Бога греховном мире совершило то же Божественное Слово, Которым вначале было создано все тварное бытие. «Оно было в начале у Бога. Все через Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Ин. 1:2–3).

Чтобы осуществить спасение человеческого рода. Предвечное Слово Божие – Вторая Ипостась Святой Троицы, Сын Божий посредством воплощения принимает человеческую природу и становится подобным нам Человеком, кроме греха,

«И Слово стало плотию, – свидетельствует евангелист Иоанн Богослов, – и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» (Ин. 1:14).

Как в начале всех вещей совершилась непостижимая для разума тайна сотворения мира, так по исполнении времен совершилась столь же непостижимая тайна воплощения Бога – Слова. По словам ап. Павла, это событие есть «великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе» (1Тим. 3:16). Эта – «великая благочестия тайна» и составляет предмет Священной Библейской истории Нового Завета.

Сведения о том, как «Слово стало плотию, и обитало с нами», т. е. о Рождестве Христовом, Его Божественном учении, крестной смерти, воскресении и вознесении, мы узнаем из четырех Евангелий: от Матфея, Марка, Луки и Иоанна.

Помимо признанных Церковью текстов Священного Писания существуют еще и так называемые апокрифические тексты. Быть может, суть веры и истинные свидетельства эпохи первого поколения христиан следует искать именно в них — к примеру, в нашумевшем недавно Евангелии от Иуды? Чем они хуже официальных текстов? О том, как формировался список текстов, вошедших в Новый Завет, и из чего следует, что он действительно отражает взгляд на евангельские события первых учеников Христа, мы попросили рассказать известного библеиста Андрея Десницкого.

Как появился канон

Открывая сегодня Новый Завет, читатель обнаруживает под его обложкой 27 книг. И действительно, если посмотреть на раннюю историю Церкви, у первых христиан такого списка канонических текстов не было. Не было даже самого понятия «канон» — применительно к Библии это слово обозначает закрытый список входящих в нее книг. Но в этом нет ничего удивительного: христианство не возникло сразу в готовом виде, как возникают порой тоталитарные секты, с полностью готовым списком правил и постановлений на все случаи жизни. Оно развивалось естественным путем, и далеко не сразу появился окончательный список книг Священного Писания.
Самые ранние дошедшие до нас списки встречаются в произведениях отцов Церкви, живших во II, III и IV веках, — Иустина Философа, Иринея Лионского, Климента Александрийского, Кирилла Иерусалимского и других. Есть и анонимный список книг, названный «мураториевым каноном» (по фамилии человека, обнаружившего его уже в новое время), датированный концом II века.
Важно то, что во всех этих списках без исключения мы найдем четыре известных нам Евангелия, книгу Деяний и почти все Послания Павла. В них могут отсутствовать Послание к Евреям, книга Откровения и часть Соборных посланий. В то же время в них могут включаться и некоторые другие тексты, сегодня не входящие в Новый Завет: Послания апостола Варнавы и Климента Римского, «Пастырь» Ерма, «Дидахе» (иначе называемое «Учение двенадцати апостолов») и Откровение Петра. Все эти тексты были написаны вскоре после новозаветных книг, и они дают нам много ценных сведений об истории ранней Церкви.
Тот канон, который мы знаем сегодня, равно как и само выражение «канонические книги», встречается впервые в Пасхальном послании святого Афанасия Александрийского 367 года. Тем не менее, небольшие расхождения в списках канонических книг встречались вплоть до V–VI веков, но это касалось в основном признания книги Откровения Иоанна Богослова, насыщенной мистическими образами и сложной для понимания.
Однако все эти расхождения никак не меняют общей картины — во что верили христиане, что рассказывали они об Иисусе.

В чем разница между каноническими текстами и апокрифами

Уже в первые века христианства появились книги о жизни Иисуса Христа, которые претендовали на абсолютную истинность и подлинность. Появлялись они и в более позднее время, вплоть до наших дней. Это «евангелия» от Петра, Фомы, Филиппа, Никодима, Иуды, Варнавы, Марии (Магдалины) — так сказать, «альтернативные истории» Иисуса из Назарета, авторство которых приписывается различным персонажам Нового Завета. Но едва ли кто-то сегодня воспринимает такие претензии на авторство всерьез. В этих «евангелиях», как правило, четко можно проследить идеологическую или богословскую схему, чуждую христианству. Так, «Евангелие от Иуды» излагает гностический взгляд на события Нового Завета, а «Евангелие от Варнавы» — мусульманский. Очевидно, что тексты писали не апостолы, которым они приписывались, а приверженцы той или иной религиозной школы, а для придания веса своим трудам объявили их авторами других людей.
Кроме этих книг, к новозаветным апокрифам часто причисляют и много других текстов, не противоречащих самому Новому Завету. Это деяния отдельных апостолов (Варнавы, Филиппа, Фомы), некоторые послания, в том числе приписываемые Павлу (к Лаодикийцам и 3-е к Коринфянам), и те самые книги, которые в древности иногда включали в Новый Завет. Однако о них разумнее говорить как о послебиблейских произведениях в христианской традиции.
Трудно привести какие-то формальные критерии, по которым первые христиане принимали одни книги и отвергали другие. Но мы видим ясную преемственность традиции: на периферии списка могли быть какие-то колебания, но самые главные тексты, говорящие об основах христианской веры (такие, как четыре Евангелия или Послание к Римлянам), признавались всеми, сразу и безоговорочно, при этом никакие «альтернативные» версии не признавались никем из ранних христиан. Такие версии могли быть Писанием для гностиков или манихеев — но только для них.
При этом до нас дошли многочисленные рукописи канонических текстов Нового Завета, начиная с II века. Они тоже могут различаться в мелких деталях, но никаких сенсационных разоблачений из них вычитать невозможно.
Находки новых апокрифов продолжаются, и в этом нет никакой сенсации. Христиане всегда признавали, что, помимо их собственного Писания, существуют и другие тексты, почитаемые другими людьми. В конце концов, и в наше время люди продолжают записывать бывшие им «откровения» и присваивать им священный статус — именно так появилась, например, в 1830 году на свет «Книга мормона», которую последователи этого учения включают в свое Священное Писание. Что ж, это их дело.
Христиане настаивают лишь на том, что их Писание тождественно Писанию ранней Церкви, и у них действительно есть доказательства в пользу этого утверждения. Можно твердо сказать: существующий канонический текст отражает в себе то, во что верили свидетели земной жизни Христа — его ученики, первые проповедники христианства.

Откуда взялся Новый Завет

Синайский кодекс

Первая страница Евангелия от Иоанна
Вторая по древности (после Ватиканского кодекса) и наиболее полная рукопись Библии. Время создания — конец IV века. В состав, помимо книг канона Священного Писания, входят также тексты Послания апостола Варнавы и «Пастырь» Ерма.
Кодекс является одним из основных источников по текстологии Священного Писания Ветхого и Нового Завета, так как он в наибольшей полноте — по сравнению с древнейшими манускриптами — сохранил текст греческой Библии.
Кодекс был найден в монастыре святой Екатерины на горе Синай в 1844 году немецким библеистом Константином фон Тишендорфом, который вывез несколько листов в родной Лейпциг. В конце 1850-х годов фон Тишендорф побывал на Синае в составе русской миссии и сумел выкупить у монахов основную часть кодекса, которая поступили в Императорскую публичную библиотеку в Санкт-Петербурге. В 1930-х годах советские власти продали почти весь объем кодекса в Великобританию (сейчас в РНБ хранятся фрагменты только трех листов кодекса, найденых в начале XX века). В 1975 году в монастыре святой Екатерины было найдено еще несколько его фрагментов.
В 2005 году все четыре владельца листов кодекса — Российская национальная библиотека в Санкт-Петербурге, Британская библиотека, библиотека Лейпцигского университета и монастырь святой Екатерины — договорились о высококачественном сканировании манускрипта с целью размещения полного текста в интернете. С 6 июля 2009 тексты доступны полностью на сайте www.codex-sinaiticus.net.