Священник об исламе

19 декабря 2016Антропология, История

Откуда взялся Коран, чем шииты отличаются от суннитов, что такое шариат и как одеваются мусульманки: все, о чем неловко спросить, но интересно узнать

Автор Людмила Жукова

В переводе с арабского ислам означает «предание себя Богу», а мусульма­нин — человек, «преданный Богу». Так же как и иудеи и христиане, мусуль­мане — монотеисты. Они считают, что существует только один-единственный Бог, сотворивший мир и все, что его наполняет. По-арабски Бог — Аллах. Так же называют Бога и арабоязычные христиане. При этом, согласно му­сульманской традиции, у Бога целых 99 имен — вот лишь некоторые из них: Милостивый, Милосердный, Царь, Святой, Мирный, Верный, Охранитель, Великий, Могучий, Превознесенный, Творец, Создатель, Образователь, Мудрый.

Мусульмане верят в ангелов и демонов, которых Бог сотворил до человека, в пророков, большинство из которых отождествляются с библейскими персонажами (Ибрагим — Авраам, Муса — Моисей и даже Иса — Иисус Христос), а также, подобно иудеям и христианам, ожидают пришествия Мессии (Махди) в конце времен. Ислам — самая быстрорастущая мировая религия: сегодня в мире более полутора миллиардов ее последователей.

Что такое Коран

Коран. Манускрипт. Иран, 1427 годThe Metropolitan Museum of Art

«Для мусульман Бог стал книгой» — это высказывание как нельзя лучше характеризует статус Священного Писания в исламе. В переводе с арабского aл-куран означает «чтение вслух». Дело в том, что именно так пророк Мухаммед получал откровения от Бога. Однажды во сне ему явился некто со свитком и приказал: «Читай!» Мухаммед был неграмотен, о чем и сообщил незнакомцу, однако тот продолжал настаи­вать, сдавливая пророку грудную клетку. Испугавшись, Мухаммед спросил, что именно он должен читать, — и тогда прозвучали первые слова Корана: «Читай во имя Господа твоего». Таинственного незнакомца, явившегося Мухаммеду, обычно отождествляют с архангелом Гавриилом. Начавшись, согласно мусуль­манской традиции, 27-го числа месяца Рамадан, божественное откровение Мухам­меду продолжа­лось целых 22 года, а полностью было записано лишь после смерти пророка.

В Коране говорится, что Мухаммед получал откровение на арабском языке — отсюда представление о том, что только арабский оригинал является Свя­щенным текстом, а любые переводы — лишь его толкования. Коран делится на главы — суры, а те, в свою очередь, на стихи — аяты. Последовательность сур в Коране, за некоторым исключением, определена их размером — длинные в начале, более короткие — в конце. При этом длинные суры считаются более поздними, полученными Мухаммедом после переселения из Мекки в Медину.

Кто такой Мухаммед

Пророк Мухаммед на горе Хира. Миниатюра из манускрипта Сиер-и Неби. Около 1595 года Bilkent University / Wikimedia Commons

Мухаммед — ключевая фигура в истории ислама, последний пророк, или «пе­чать пророков». При упоминании его имени мусульмане обязательно добавля­ют фразу «Да благословит его Бог и приветствует». Основным источ­ником для реконструкции биографии Мухаммеда служит мусульманское пре­дание — Сунна (в переводе с арабского «пример», «образец»), представляющее собой собрание рассказов — хадисов — о словах и делах пророка. Существует несколько авторитетных собраний хадисов (VIII–XI веков), составители которых тщательно изучали историю устной передачи всех хадисов: цепочка передатчиков (от того или иного сподвижника Мухаммеда и далее) должна была быть непрерывной, а их биография безупречной.

Что же мы знаем о Мухаммеде? Он родился в 570 году в Мекке, городе на запа­де Аравийского полуострова, где находилось главное аравийское святилище — Кааба. Помимо главной местной святыни — черного камня  Согласно мусульманскому преданию, Адам получил этот камень от Бога, покидая рай. Изначально он был белым, но со временем почернел от челове­ческих грехов. (возможно, мете­оритного происхождения), инкрустированного в угол Каабы, — здесь почита­лись боги разных племен: Кааба была межплеменным культовым центром. Мухаммед рано осиротел, и его воспитанием занялся дядя — Абу Талиб. Первой женой Мухаммеда стала богатая вдова Хадиджа. Именно она и двоюродный брат Мухаммеда Али первыми признали его пророком и приняли ислам.

Около 610 года Мухаммед начал свою проповедь, призывая арабов отвергнуть ложных богов и поклоняться единому Богу. Он напоминал, что и к другим народам Бог посылал своих пророков — Авраама, Моисея, Иисуса, — а отверг­нувших их подвергал суровому наказанию. Однако проповедь не пользовалась успехом, и спустя 12 лет пророку вместе с немногочисленными сторонниками пришлось покинуть Мекку. Тогда он поселился в городе Ясриб, где у него уже было больше последователей. Переселение (араб. хиджра) положило начало мусульманскому летоисчислению (так, 2016 год — это 1437–1438 год по хидж­ре), а Ясриб сначала был переименован в Город пророка — Мадинат-ан-Наби, а потом просто в Город — Медина.

В Мекку Мухаммед вернулся через несколько лет в сопровождении многоты­сячного войска предводителем — религиозным и политическим — большой общины. Языческое святилище Кааба, очищенное от идолов, стало главной святыней ислама — и остается ей до сих пор. В 632 году, подчинив почти весь Аравийский полуостров, Мухаммед умер, не успев осуществить планы по даль­нейшему распространению новой религии. Этим занялись его последователи.

Чем шииты отличаются от суннитов

Ислам не однороден, в нем существует несколько течений. Самые известные и многочисленные ветви ислама — сунниты (что значит «приверженцы Сунны» — хотя своя Сунна есть и у шиитов) и шииты (от араб. шиа — «последователи»).

Инвеститура Али в Гадир-Хум. Миниатюра. 1307–1308 годыWikimedia Commons

Раскол, породивший суннизм и шиизм, случился вскоре после смерти пророка Мухаммеда и был связан с проблемой преемственности власти. Будущие шииты полагали, что наследником (в шиизме он называется имамом) должен стать двоюродный брат и зять Мухаммеда — Али — и власть должна передаваться от него строго по наслед­ству. Боль­шинство же му­суль­ман — будущие сунниты — решили самосто­ятельно избирать себе лидера, халифа. Впрочем, после смерти первых трех избранных халифов следующим они выбрали того же Али — в этот мо­мент появился шанс преодолеть разно­гла­сия. Но в 661 году Али был убит, и община раскололась окончательно. Али — единственный лидер мусульман после Мухаммеда, которого признают и сун­ниты, и шииты. Первые считают его чет­вер­тым халифом (последним из «пра­вед­ных»), а вторые — первым имамом и святым. Пятым халифом будущих суннитов стал наместник Сирии Муавия ибн Абу Суфьян, а вторым имамом шиитов — сын Али и внук Мухам­меда Хасан.

Всего большинство шиитов признает двенадцать имамов. Через некоторое время после того, как в 872 году таин­ственно исчез последний из них, Му­хаммад ибн аль-Хасан, оформилось учение о «скрытом имаме». Оно гласит, что Мухаммад ибн аль-Хасан был Махди — Мессией — и вновь придет в конце времен. Современные духовные лидеры шиитов — наместники скрытого имама. Шииты составляют около 10% от всех мусульман, живущих в мире, и преобладают в Иране, Ираке, Азербайджане и Бахрейне.

К оппонентам шиитов — суннитам — относятся немногим меньше 90% всех мусульман. По­следним суннитским халифом был король Хиджаза Хусейн ибн Али аль‑Хаши­ми, принявший титул в 1923 году. Почти в буквальном смысле слова он ока­зался халифом на час — уже в 1924 году его свергли.

Внутри шиизма и суннизма также существуют разные школы. Кроме того, в исламе существует особое мистическое направление — суфизм. Суфии, стре­мящиеся приблизиться к Богу с помощью особых духовных практик, могут быть как суннитами, так и шиитами. Название суфизм, вероятно, происходит от арабского слова суф — шерсть, одежду из которой носили мусульманские мистики-аскеты — суфии. В суфизме очень важна роль наставника — шейха, примеру и наставлениям которого следуют его ученики — мюриды. Суфийские ордены — тарикаты — сложились в XI–XII веках, каждый из них имел особые практики и знаки отличия. Примерно к тому же времени оформилась особая суфийская философия, нашедшая, в частности, отражение в поэзии Омара Хайяма, Умара ибн аль-Фарида и др. Выдающийся суфийский мыслитель XIII века Ибн Араби в книге «Мекканские откровения» рассуждал о том, что все религии содержат элемент веры в единого Бога, но лишь суфий покло­няется Богу в его полноте.

Какие у мусульман обязанности

Пять основополагающих принципов, или столпов, ислама восходят к пророку Мухаммеду и известны из мусульманского предания — Сунны. Столпами их называют потому, что они представляют собой своего рода фундамент в основании ислама.

Молящиеся в мечети. Миниатюра из манускрипта. Иран, 1753 годFine Art Images / Heritage Images / Getty Images

Первый столп — шахада (араб. «свидетельство»). «Нет божества, кроме Бога, и Мухаммед — посланник Бога» (шииты добавляют к этому «и Али — друг Бога»). Произнесение этих слов в присутствии двух мужчин-мусульман является главным условием принятия ислама. Второй столп — пятикратная молитва, которую следует совершать повернувшись лицом в сторону Мекки. Молиться можно как индивидуально, так и вместе. В пятницу принято совершать послеполуденную молитву в мечети. Третий столп — милостыня, которую взрослые мусульмане, имеющие необходимый минимум средств, должны выплачивать в пользу малоимущих. Четвертый столп — пост в месяц Рамадан, когда запрещается прием пищи и питья в светлое время суток. Пятый столп — паломничество (хадж) в Мекку к Каабе, которое хотя бы раз в жизни должен совершить мусульманин, если ему позволяет здоровье и средства. Еще одной обязанностью мусульманина считается джихад (араб. «усилие»), причем под этим словом понимается не обязательно священная война за рас­пространение ислама, но любая борьба за веру — например, с собственными грехами.

Что такое шариат и адат

Шариат — мусульманское право, основанное на Коране и Сунне, — охватывает все сферы жизни мусульман: семейное и уголовное право, догматику, религи­озный культ, этику. Ислам не разграничивает светскую и религиозную сфе­ры жизни, поэтому правовая система большинства мусульманских стран основана на шариате.

В некоторых мусульманских общинах, помимо этого, существуют местные доисламские обычаи — адат. Притом иногда — как, например, с традициями кровной мести, женского обрезания или похищения невест — они противо­речат нормам шариата. Мусульманские правоведы боролись с адатом, но эта борьба нередко оставалась безуспешной, а нормы адата и шариата оказы­вали влияние друг на друга. Одни формы адата со временем ушли в небытие, но другие по-прежнему играют важную роль в разных мусульман­ских регионах, в частности на Кавказе.

Как устроена мечеть

Мечеть Айя-София. Гравюра из книги Адриана Реланда «Verhandeling van de godsdienst der Mahometaanen». 1719 годBibliotheek van het Vredespaleis / Wikimedia Commons

В архитектурном отношении здания мечетей отличаются разнообразием, но есть и обязательные элементы: как правило, каждая мечеть имеет один или несколько минаретов — башен, с которых пять раз в день раздается призыв к молитве. Во время исламских завоеваний христианских стран в мечети превращали христианские храмы, пристраивая к ним минареты (вспомним хотя бы собор Святой Софии, пре­вращенный в мечеть Айя-София в Стамбуле). Внутри мечети в молитвенном зале обязательно есть специальная ниша в стене — михраб. Она указывает молящимся, в каком направлении находится Мекка. Верующие должны вхо­дить в мечеть, совершив омовение и сняв обувь. Женщины и мужчины молятся отдельно. Функции священнослужителя выполняет мулла (араб. «господин»).

Запрещены ли в исламе изображения

Широко распространено убеждение, что в исламе запрещены изображения людей и животных. Однако в самом Коране такого запрета нет. Правда, в ха­дисах сказано, что ангелы не заходят в дом, где есть подобные изображения, а Бог называет грешником того, кто пытается творить, уподобляясь Всевыш­нему: «Воистину, те, кто изображают, будут испытывать мучения в Судный день. Сказано будет им: «Оживите то, что вы сотворили»». В одной мусуль­манской притче говорится, что мудрец Ибн Аббас на вопрос «Могу ли я рисовать животных?» ответил: «Можно, но лиши их головы, чтобы они не походили на живые существа, или старайся, чтобы они напоминали цветы».

Мир Сеид Али. Фронтиспис к «Хамсе» Низами Гянджеви. 1539–1543 годы© President and Fellows of Harvard College

В некоторых исламских регионах — Иране, Средней Азии — людей и животных традиционно изображали на книжных миниатюрах, иллюстрировавших из­вестные поэтические произведения или исторические труды. Яркий пример тому — персидская миниатюра, на которой можно увидеть изображения не только простых смертных, но даже и самого пророка Мухаммеда. Такие миниатюры считались достаточно условными для того, чтобы не противоре­чить запрету на реалистичные изображения.

В арабских же странах, где запрет на изображение обычно интерпрети­ровался более строго, процветала главным образом каллиграфия — каллиграфические изобра­жения украшают стены мечетей и страницы книг. Тем не менее до нас дошли и немногочисленные иллюстрированные арабские рукописи с изобра­жением живых существ.

Что касается фотографий, то большинство мусульманских богословов разре­шают фотографироваться в случае необходимости — например на паспорт. Насчет любительских фото единого мнения нет, однако даже либеральные духовные авторитеты рекомендуют хранить фотографии членов семьи в альбомах, а не держать на виду.

Что такое халяль

В широком смысле слова халяль обозначает все разрешенное мусульманам, антоним халяль — харам, «запрещенное». Однако в обыденной речи под «ха­ляль», как правило, понимают разрешенную пищу. К запрещенной относится, например, свинина, а также мясо разрешенных животных (говядина, баранина и др.), если они были убиты не по правилам (например, задушены, забиты палками или просто убиты без упоминания имени Бога) либо умерли своей смертью. В мусульманских общинах, принадлежащих к разным правовым шко­лам, некоторые правила о халяльной пище могут различаться. Кроме того, му­сульманам запре­щено употреблять алкоголь. В случае угрозы смерти от голода употреблять запрещенные продукты разрешается, но только в минимальном количестве, необходимом для поддержания жизни.

Как одеваются мусульманки

1 / 3
Женщина в парандже. Фотография Сергея Прокудина-Горского. Самарканд, около 1910 года

Паранджа (также известна как бурка) — женская верхняя одежда, покрывающая тело с ног до головы, с сеткой, закрывающей лицо. Регионы распространения — Средняя Азия и Ближний Восток.

Library of Congress

2 / 3
Женщины на улице. Алжир, около 1900 года

Никаб — женский головной убор с прорезью для глаз. Распространен преимущественно в арабских странах — Арабских Эмиратах, Йемене, Саудовской Аравии. Также встречается в Афганистане, Пакистане, Бангладеш и др.

Universal History Archive / Getty Images

3 / 3
Женщина с ребенком. Египет, первая половина XX века

Хиджаб — женский головной убор, представляющий собой платок, покрывающий голову и грудь. Лицо при этом остается открытым.

Bettmann / Getty Images

Нетрудно заметить, что степень закрытости женской одежды в разных мусульманских регионах весьма отличается — так, паранджа, бурка и никаб призваны полностью скрыть женскую фигуру и лицо от любопытных глаз, в то время как хиджаб оставляет лицо открытым. Традиция носить ту или иную одежду обусловлена скорее местными традициями, чем предписаниями Корана, которые имеют довольно общий характер. Так, в Коране в 24-й суре («Свет») читаем: «Скажи верующим женщинам, чтобы опускали свои взоры и хранили свою скромность. И чтобы не выставляли напоказ свою красоту; не наряжались и не красились ради привлечения к себе внимания посторонних мужчин, помимо лишь того, что явно. И пусть набрасывают платок на грудь. Пусть не демонстрируют свою красоту, кроме как своим мужьям, родствен­никам, прислуге или малым детям».

Буркини — купальный костюм, недавно вызвавший взрыв страстей во Фран­ции, — был разработан уже в нашем веке австралийским дизайнером ливан­ского происхождения Ахедой Занетти, которая в 2004 году начала выпускать спортивную одежду для мусульманок под собственным брендом. Буркини, по словам Занетти, пользуются успехом не только у мусульманок, но и у после­довательниц иудаизма, индуизма и даже некоторых христианских конфессий.

Какие у мусульман праздники

Праздник разговения Ид аль-Фитр в Пакистане. 2016 годShakil Adil / AP / ТАСС

Мусульмане пользуются лунным календарем, поэтому даты праздников относительно общепринятого григорианского календаря ежегодно сдвигаются. Один из главных праздников — жертвоприношение, которое в России известно под тюркским названием Курбан-байрам. В этот день мусульмане приносят в жертву животных в память о пророке Ибрагиме (Аврааме) и его готовности пожертвовать Богу собственного сына. Праздником разговения (по-тюркски Ураза-байрам) завершается пост в месяц Рамадан. Мусульмане верят, что 27-го числа месяца Рамадан, в так называемую Ночь предопределения, Бог прини­мает решение о судьбе каждого человека. Считается, что именно этой ночью Мухаммед получил первое божественное откровение. Шииты, помимо обще­исламских праздников, отмечают день рождения имама Али и некоторые другие даты.

Как мусульмане относятся к другим религиям

В мусульманской традиции все люди делятся на правоверных (мусульман), людей Писания, которых нельзя насильственно обращать в ислам, и много­божников, которых обращать в ислам необходимо. К людям Писания перво­начально относили иудеев и христиан, поскольку им также было даровано Откровение (впрочем, со временем они его исказили). Позднее, во время исламских завоеваний, статус зимми (араб. «покровительствуемые») получили также мандеи, зороастрийцы, индуисты, буддисты, сикхи и др. Мусульманское правительство разрешало зимми свободно исповедовать свою веру при условии уплаты особого налога и сохранения лояльности к мусульманам. Со временем список обязанностей зимми расширился: им предписывалось носить отличи­тельную одежду, запрещалось разводить свиней, устраивать шумные религиоз­ные процессии и т. п. Отдельные запреты могли носить временный характер — вводиться и отменяться на разных территориях. В настоящее время в большин­стве мусульманских государств представители разных религий равны перед законом.

другие религии
11 вопросов про иудаизм
Чем Талмуд отличается от Библии, а бар-мицва от брит-милы

9 вопросов про буддизм
Кто такой Будда, едят ли буддисты мясо и празднуют ли Новый год

Частые вопросы о православии
Чем папа отличается от патриарха, умирают ли от смертного греха и зачем освящают танки

микрорубрики
Ежедневные короткие материалы, которые мы выпускали последние три года

Архив

Как мусульманин должен относиться к христианину?

Как мусульманин должен относиться к христианину?

Как мусульманин должен относиться к христианину?

Как мусульмане должны относиться к христианам? С жестокостью? Злостью? Ненавистью? Нет. Примером для подражания для любого мусульманина должен быть наш Пророк (мир ему). И в вопросе отношения к христианам нам следует помнить Его заветы.
Сохранился уникальнейший документ, продиктованный Пророком Мухаммадом (мир ему), в котором перечисляются обязанности мусульман по защите христиан, живущих среди них. Это напоминание коллективной ответственности за своих соседей другой веры, послание милосердия и добра от Пророка (мир ему).
Во времена, когда напряжение между представителями мусульманской и христианской конфессий находится на своем пике, мы напоминаем нашим христианским друзьям, что истинный мусульманин не может причинить боли христианину ни физически, ни словесно.
Письмо, написанное Пророком (мир ему) – лишь подтверждение этого (оригинал письма храниться в музее Топкапы (Турция). Знание этого обещания может оказать огромное влияние на поведение мусульман в отношении христиан, и наоборот:

«Это послание от Мухаммада, сына Абдуллы, пусть будет соглашением с принявшими Христианство, далеко или близко, мы с ними.

Поистине я, помощники и мои последователи защищают их, потому что христиане – наши сограждане, и по воле Аллаха я выступаю против всего, что может их обидеть.

В их отношении не должно применяться никакого принуждения. Как их судьи не будут сняты со своих постов, так и их монахи не будут выдворены из монастырей. Никто не разрушит дом их религии и не повредит его и не унесет из него ни единой вещи в жилища мусульман.

Если же кто-то возьмет ту или иную вещь оттуда, он нарушит Божьи предписания и окажет неповиновение своему Пророку. Поистине они мои союзники, заручившиеся моей гарантией безопасности против всего, ненавистного им.

Никто не заставит их переезжать с места на место или участвовать в битвах. За них должны сражаться мусульмане. Если христианка выйдет замуж за мусульманина, это должно происходить только по ее согласию. Запрещается препятствовать ей посещать церковь для молитв. Их церкви следует уважать. Не нужно мешать им восстанавливать свои церкви и поддерживать святость их Заветов.

Никто из мусульман не должен нарушать это соглашение до самого Судного дня».

Таково было послание Пророка (мир ему). Это сообщение вечно и универсально и особенно актуально в наши дни, когда пропасть между мусульманами и христианами кажется непреодолимой. Пророк Мухаммад (мир ему) подчеркивает, что мусульмане – всегда рядом с христианами, далеко или близко, а дурное обращение с христианами приравняется к нарушению Божьих предписаний.

Ислам — это уникальные примеры религиозной терпимости. Они заставляют человека стремиться стать лучше. Подавляя в себе предрасположенность к добру, мы отрицаем фундаментальное свойство ислама.

Жена на ночь — такую услугу предоставляют в Дагестане специальные заведения. Но это совсем не привычные бордели. Их клиентура — мусульманские мужчины, которые девушек не снимают, а берут в жены. Корреспондент PublicPost исследовал специфику исламской проституции.

Не путать с борделями

Аминат Умарова (имя изменено) не любит, когда ее мини-отель называют борделем. Специальный дом — так правильно, — говорит она. В чем специальность? Дом предоставляет услуги для специфической клиентуры — мусульман. Суть такая, что не все мужчины могут позволить себе взять вторую жену. Или попросту не хотят. Они приходят сюда, выбирают понравившуюся девушку, а затем мы зовем муллу, который заключает между клиентом и девушкой брак. Как правило, утром клиент своей уже жене говорит три раза я с тобой развожусь, а в исламе это достаточное основание для развода.

По словам Аминат, подобных домов только в Махачкале пять-шесть: Между прочим, такие дома у нас появились в прошлом году. Идея таких заведений не свежа — они давно уже есть в арабских странах. У нас они тоже сейчас становятся популярнее обычных саун (сауна в Дагестане — синоним борделя — прим. ред.). Да, для светских людей наши заведения — те же публичные дома, но для религиозных — нет. Они хотят отдохнуть, жена надоела им. Всякое же бывает. Да и девушки идут к нам на работу охотно, кстати. Из тех же саун уходят к нам. Аминат зовет в свой кабинет работницу. Девушка представляется Джамилей. Она объясняет, что работа в этом доме — своеобразный шанс для девушки: Шанс в том, что клиент, т. е. муж, если ты ему понравишься, может забрать тебя с собой. Две мои знакомые, которые со мной работали, уезжали в нормальную жизнь отсюда. Тут вся хитрость в том, что мужчины, грубо говоря, играют по исламским правилам.

Аминат знает, что короткие браки в исламе не приветствуются, но у нее есть своеобразное оправдание: Есть же в исламе понятие временный брак, т. е. так называемый брак для удовольствия, но он может перерасти в настоящую семью. Молодежь вон сейчас только так и женится, а через месяц или два разводятся. Да и не только молодежь. Мужчины, у которых есть, скажем так, официальная жена, тоже так женятся. А в том, что у них есть вторая жена, они не обязаны отчитываться ни перед кем.

Лучше три, чем одна

Жителю Махачкалы Исрапилу Шарапудинову (имя изменено) в этом году исполнится 35 лет, и совсем недавно он обзавелся третьей женой. А нашел ее в заведении Аминат. Одна жена у меня живет здесь, в Махачкале, другая в Хасавюрте, а третью я поселил в Каспийске. Первые жены живут в квартирах, которые я купил. Новая жена сейчас живет в съемной двушке, но если Аллах даст, куплю и ей отдельную квартиру скоро. Знают ли жены друг о друге? Третья только знает, а остальным незачем знать. Если меня нет дома, то для них это значит, что я на работе, бизнесом своим занят, — рассказывает Исрапил. По его словам, всеми женами он доволен, а что касается бывшего места работы его третьей жены, то он эти дома считает противоречащими исламу: Слушайте, ну мы же с вами неглупые люди и все прекрасно понимаем, что к чему. Такие заведения, однозначно, грех. Это ты людям можешь сказать, что по исламу женился, но прекрасно для себя знаешь, что банально снял девушку. Но эти дома, где формальности заключения брака по исламу более или менее сохранены, дают повод быть чистыми. Минимум, в глазах людей. И в Дагестане не каждый мужчина осмелится уехать с девушкой в качестве жены из сауны — боятся осуждения людей, хотя они, согласно исламу, должны гордиться, что вытащили из такого места девушку. А из таких домов ты можешь уехать сразу с женой, с которой брак заключен по исламу.

Мнения исламских ученых разделились

Вопреки распространенному мнению, в исламе нет такого понятия, как временный брак, рассказал заместитель имама махачкалинской центральной мечети Магомед Курбандибиров, который отвечает за вопросы бракосочетания. По его словам, женитьба ради секса — грех: Для заключения брака есть ряд условий. Одно из них заключается в том, кто выдает девушку замуж. Таким правом обладают родственники-мужчины по отцовской линии, но и то в порядке строгой очередности. То есть если отца нет, за девушку отвечает ее брат, если брата нет, то дядя со стороны отца и т. д. Сам брак заключается при двух свидетелях, соблюдающих мусульманах. Да, брак заключается на неопределенное время. Да, возможно, что муж даст жене развод через день. Но тут главное, с каким намерением этот мужчина женился. Если только ради плотских утех на одну ночь, то это грех, такое мусульманину недозволительно. И временные браки, и специальные дома — это от незнания религии, уверен Курбандибиров: У нас есть исламские газеты, передачи, каналы, но люди в большинстве своем остаются невежественными в вопросах религии. Все по пять раз в день совершают намаз, постятся, отмечают мусульманские праздники, но лишь малая часть детально изучает исламскую науку. Все эти явления — и специфические сауны, и эти так называемые временные браки — это от незнания ислама.

Иранский опыт

В жестких условиях, где с одной стороны напирают традиции и общественное мнение, а с другой — религии, люди попросту нашли лазейку, которая их устраивает, рассказал дагестанский историк и исследователь ислама Камиль Магомедов: Все всё прекрасно понимают, конечно. Люди же находят разные лазейки в законе, чтобы при совершении всяких, допустим, махинаций быть чистыми. Так и в религии находят лазейки, чтобы чистой была совесть. В суннитском исламе, который распространен в Дагестане, нет понятия временный брак, но в шиитском есть, и среди шиитов это распространенное явление. Правда, суннитский ислам — он тоже разный, делится на так называемые мазхабы, т. е. течения, а в некоторых из них временные браки разрешены. Но временный брак, подчеркну, одними исламскими учеными принимается, а другими — категорически нет. В шиитском Иране, кстати, эти специфичные заведения разбросаны по всей стране. Оттуда это пошло по арабским странам и рано или поздно должно было к нам добраться тоже. Магомедов считает, что временные браки в Дагестане — это что-то вроде гражданских браков: последние, правда, в республике осуждаются, но если сказать, что женаты по исламу, то выяснять цели такого союза вряд ли кто будет.

Tags: брак и секс в исламе, шариат