Священномученик ермоген патриарх московский и всея Руси

Хиротонисан: 25.12.1966, еп. Подольский, викарий Московской епархии;

с 25.06.1971 еп. Виленский и Литовский;

с 25.08.1972 еп. Калининский и Кашинский;

с 9.09.1977 архиепископ;

с 19.04.1978 архиеп. Краснодарский и Кубанский;

умер: 27.01.1980.

Биография:

27 января 1980 года скоропостижно скончался архиепископ Краснодарский и Кубанский Гермоген (в миру Григорий Васильевич Орехов).
Родился он 23 декабря 1929 года в с. Поповка Хвалынского района Саратовской области в семье рабочего.
Его церковное служение началось в 1944 году в храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы в г. Баку (Ставропольская епархия). В 1952 году он окончил Ставропольскую духовную семинарию, в 1956 году — Ленинградскую духовную академию со степенью кандидата богословия за сочинение «Идеал религиозно-нравственной жизни еврейского народа по учительным книгам Библии и применение его в жизни евреев».
С 1956 по 1962 год был преподавателем Ставропольской, а затем — Волынской духовных семинарий.
Архиепископом Ярославским и Ростовским Никодимом (позже — митрополит Ленинградский и Новгородский; † 5 сентября 1978) 28 мая 1963 года был рукоположен во диакона, а в июне того же года — во пресвитера к храму Положения Ризы Пресвятой Богородицы в с. Крест Ярославского района. По пострижении в монашество с именем Гермоген в том же году был настоятелем храма Покрова Пресвятой Богородицы в г. Переславле-Залесском и благочинным храмов Переславского округа Ярославской епархии.
20 января 1964 года иеромонах Гермоген был назначен заместителем начальника Русской Духовной Миссии в Иерусалиме с возведением в сан игумена, 24 декабря того же года — начальником Миссии. 25 февраля 1965 года возведен в сан архимандрита.
25 декабря 1966 года архимандрит Гермоген был хиротонисан во епископа Подольского и назначен представителем Русской Православной Церкви при Блаженнейшем Патриархе Антиохийском и всего Востока. С 1969 года был представителем Русской Православной Церкви при Всемирном Совете Церквей в Женеве.
С 25 июня 1971 года епископ Гермоген находился на Виленской кафедре, с 25 августа 1972 года — на Калининской, с 19 апреля 1978 года — на Краснодарской. Исполнял обязанности председателя Хозяйственного управления Московской Патриархии с 29 января 1974 года по 2 сентября 1977 года.
9 сентября 1977 года Святейшим Патриархом Пименом удостоен сана архиепископа.
24 января 1980 года архиепископ Гермоген по церковным делам отбыл в Москву. Внезапно он занемог и отошел в место вечного упокоения.
О Владыке Гермогене сохранится добрая память у всех, кто с ним общался. Доброта, доступность, простота, душевная чуткость, забота о пастырях и пастве, неустанное проповедание слова Божия — вот чем он стяжал признательность и любовь. Верой в Господа и его Божественный Промысл о человеке, надеждой на Его помощь и благоговением перед Ним он жил от дней его детства. Господь призвал его к епископскому служению, когда он совершал свое послушание в Иерусалиме — во Святой Земле. Там он принес «плод мног» на ниве общецерковного делания. За ревностное служение Церкви Христовой Владыка Гермоген был удостоен многих наград Матери-Церкви и Церквей Востока. Он также принимал активное участие в деятельности Союза Советских обществ дружбы и культурных связей с зарубежными странами и являлся членом правления общества «СССР — Кипр».
За месяц до кончины он отмечал свое 50-летие. За богослужением в Екатерининском кафедральном соборе в г. Краснодаре он принял из рук своих друзей — архиепископа Новосибирского и Барнаульского Гедеона, епископа Ставропольского и Бакинского Антония, прибывших разделить с ним радость юбилейного торжества, пожалованный ему Святейшим Патриархом Пименом орден святого князя Владимира II степени и приветственный адрес митрополита Таллинского и Эстонского Алексия, управляющего делами Московской Патриархии. В адресе отмечалась его многополезная экуменическая, миротворческая и патриотическая деятельность.
Принимая высокую награду, Владыка Гермоген просил служивших с ним иерархов заверить Святейшего Патриарха Пимена и Священный Синод родной Церкви, что и впредь будет всего себя отдавать Христову делу служения миру. Но Богу было угодно призвать душу верного раба Своего в вечные обители.
По благословению Святейшего Патриарха Пимена, гроб с телом покойного 28 января был доставлен в Богоявленский патриарший собор, где митрополитом Таллинским и Эстонским Алексием и архиепископом Новосибирским и Барнаульским Гедеоном в сослужении соборного причта был совершен парастас. Всю ночь совершались заупокойные литии и читалось Святое Евангелие.
29 января Божественную литургию совершил митрополит Алексий в сослужении клириков Богоявленского патриаршего и краснодарского Екатерининского соборов. Святейший Патриарх Пимен прибыл в собор и благословил почившего «в путь всея земли».
Отпевание совершили митрополит Таллинский и Эстонский Алексий, архиепископ Дмитровский Владимир, архиепископ Новосибирский и Барнаульский Гедеон, архиепископ Курский и Белгородский Хризостом, епископ Зарайский Иов, епископ Ставропольский и Бакинский Антоний с участием многих клириков тех епархий, в которых Владыка Гермоген проходил свое служение. На отпевании был митрополит Минский и Белорусский Филарет, Патриарший Экзарх Западной Европы. Надгробное слово произнес митрополит Алексий. От имени Святейшего Патриарха Пимена он выразил соболезнование клиру и мирянам Краснодарской епархии в связи с внезапной кончиной архиепископа Гермогена. Выражая глубокую скорбь, Владыка Алексий сказал, что смерть архиепископа Гермогена является тяжелой утратой не только для Краснодарской епархии, но и для всей Русской Православной Церкви.
На отпевании пели хор патриаршего собора, а также хор учащихся Московских духовных академии и семинарии под управлением регента протоиерея Зотика Якимчука.
При пении ирмосов великого канона «Помощник и Покровитель…» гроб с телом покойного был обнесен вокруг собора.
На Перловском кладбище под Москвой архиепископ Гедеон в присутствии иерархов, клириков и мирян совершил заупокойную литию и предал земле тело усопшего собрата. Похоронен архиепископ Гермоген рядом с могилой его отца.
Да упокоит Господь душу почившего архипастыря в селениях праведных!
Текст биографии по:
Высокопреосвященный ГЕРМОГЕН, архиепископ Краснодарский и Кубанский. Некролог. Автор — протоиерей Николай Гетман, секретарь Краснодарского епархиального управления. «Журнал Московской Патриархии», 1980 год, №5, стр. 16-17.

Архиепископ Гермоген погребён на первом участке Перловского кладбища в городе Москва.

(Материалы сайта Церковный некрополь)

Сайт памяти архиепископа Гермогена (Орехова) (1929-1980)

Священномученик Ермоген (Гермоген), патриарх Московский и всея Руси, родился около 1530 года в семье донских казаков. В миру носил имя Ермолай. Годы юношеского и зрелого возраста Ермогена совпали с выдающимися событиями отечественной истории: покорение Казани, Астрахани, Сибири; венчание Иоанна IV на всероссийское царство, издание Судебника, проведение первых Земских Соборов. Разделил будущий патриарх в полной мере и скорбь своего Отечества по поводу произвола Польши, которая, захватив часть исконно русских земель, преследовала там Православие, стремясь насадить церковную унию под началом Рима. Эти исторические события оказали глубокое влияние на Ермогена, подготовили его на служение Церкви и Отечеству.

Служение будущего патриарха Церкви Христовой началось в Казани простым приходским священником при гостинодворской церкви во имя святителя Николая. По отзывам современников, священник Ермолай уже тогда был «муж зело премудростью украшенный, в книжном учении изящный и в чистоте жития известный». В 1579 году он, будучи пресвитером, стал свидетелем чудесного явления Казанской иконы Божией Матери. Бог судил ему первому «взять от земли» бесценный образ, показать его собравшемуся народу и затем торжественно, с крестным ходом, перенести в соседний Никольский храм.

Вскоре священник Ермолай принял иноческий постриг с наречением имени Ермоген. По всей вероятности, пострижение происходило в Чудовом монастыре, который был назван им впоследствии обетным. Через несколько лет Ермоген был назначен архимандритом Спасо-Преображенского монастыря в Казани, а 23 мая 1589 года хиротонисан во епископа и стал первым митрополитом Казанским. На этой кафедре святитель Ермоген проводил широкую, плодотворную миссионерскую работу среди язычников и мусульман (татар), приводя их к православной вере.

Во время служения будущего патриарха в Казани совершились явление и обретение чудотворной Казанской иконы Божией Матери в 1579 году. Будучи еще священником, он с благословения тогдашнего Казанского архиерея Иеремии переносил новоявленную икону с места обретения в церковь во имя святителя Николая. Обладая незаурядным литературным дарованием, святитель сам составил службу Божией Матери в честь иконы Ее Казанской, а также «Сказание о явлении Казанской иконы Божией Матери и совершившихся от нее чудесных исцелениях». Его тропарь «Заступнице Усердная» проникнут истинным вдохновением и глубоким молитвенным чувством. В сказании же он со смирением пишет о себе: «Я же тогда… хотя и был каменносердечен, однако прослезился и припал к Богородичному образу, и к чудотворной иконе, и к Предвечному Младенцу, Спасу Христу… И по велению Архиепископа, с прочими святыми крестами пошел я с иконою в находящуюся вблизи церковь святого Николая, который зовется Тульским…».

В 1591 году святитель Ермоген собирал в кафедральный собор новокрещеных татар и в течение нескольких дней наставлял их в христианской вере.

19 января 1592 года святитель Ермоген направил патриарху Иову письмо, в котором сообщал, что в Казани не совершается особое поминовение православных воинов, жизнь положивших за веру и Отечество под Казанью, и просил установить определенный день памяти воинов. В ответ святителю Ермогену патриарх прислал указ от 25 февраля, который предписывал «по всем православным воинам, убитым под Казанью и в пределах казанских, совершать в Казани и по всей Казанской митрополии панихиду и субботний день после Покрова Пресвятой Богородицы и вписать их в большой синодик, читаемый в Неделю Православия».

В 1595 году при деятельном участии святителя совершилось обретение и открытие мощей Казанских чудотворцев: святителей Гурия, первого архиепископа Казанского, и Варсонофия, епископа Тверского. Царь Феодор Иоаннович приказал соорудить в Казанском Спасо-Преображенском монастыре новую каменную церковь на месте прежней, где были погребены святые. Когда были обретены гробы святых, святитель Ермоген пришел с собором духовенства, повелел вскрыть гробы и, увидев нетленные мощи и одежды святителей, сообщил Патриарху и царю. По благословению святейшего патриарха Иова († 1605) и по повелению царя мощи новоявленных чудотворцев были поставлены в новом храме. Святой Ермоген сам составил жития святителей Гурия и Варсонофия, епископов Казанских.

За выдающиеся архипастырские труды митрополита Ермогена избрали на первосвятительскую кафедру, а 13 июля 1606 года он был возведен собором святителей на патриарший престол в Московском Успенском соборе. Митрополит Исидор вручил святейшему патриарху Ермогену посох святителя Петра, Московского чудотворца († 3 января 1327), а царь принес в дар новому патриарху панагию, украшенную драгоценными камнями, белый клобук и посох. По древнему чину святейший патриарх Ермоген совершал шествие на осляти вокруг стен Кремля.

Деятельность патриарха Ермогена совпала с трудным для Русского государства периодом Смутного времени – нашествием самозванца Лжедмитрия и польского короля Сигизмунда III. В этом подвиге патриарх Ермоген не был одинок: ему подражали и помогали самоотверженные русские люди. С особенным вдохновением противостоял святейший патриарх изменникам и врагам Отечества, желавшим поработить русский народ, ввести в России униатство и католичество и искоренить Православие.

Когда в июне 1608 года самозванец подошел к Москве и расположился в Тушине, патриарх Ермоген направил мятежным изменникам два послания. В одном из них он писал: «…Вы забыли обеты православной веры нашей, в которой мы родились, крестились, воспитались и возросли, преступили крестное целование и клятву стоять до смерти за Дом Пресвятой Богородицы и за Московское государство и припали к ложно-мнимому вашему царику… Болит моя душа, болезнует сердце и все внутренности мои терзаются, все составы мои содрогаются; я плачу и с рыданием вопию: помилуйте, помилуйте, братие и чада, свои души и своих родителей, отшедших и живых… Посмотрите, как отечество наше расхищается и разоряется чужими, какому поруганию предаются святые иконы и церкви, как проливается кровь неповинных, вопиющая к Богу. Вспомните, на кого вы поднимаете оружие: не на Бога ли, сотворившего вас? не на своих ли братьев? Не свое ли Отечество разоряете?… Заклинаю вас именем Бога, отстаньте от своего начинания, пока есть время, чтобы не погибнуть вам до конца». В другой грамоте первосвятитель призывал: «…Бога ради, познайте себя и обратитесь, обрадуйте своих родителей, жен и чад, и всех нас; и станем молить за вас Бога»…

Тем временем в Москве начался голод. Первосвятитель повелел келарю Cepгиевой обители Авраамию Палицыну открыть для голодающих монастырские житницы с хлебом.

Патриарх Ермоген вдохновил иноков Троице-Сергиевой Лавры на caмоотверженную героическую оборону обители от польско-литовских интервентов. Их многотысячный отряд осадил Лавру в сентябре 1608 года. Жестокая осада длилась 16 месяцев, но безуспешно: в январе 1610 года интервенты с позором отступили. В это время патриарх Ермоген продолжал рассылать свои послания, в которых убеждал народ в том, что Лжедимитрий II – самозванец, призывал подняться на защиту веры и Отечества.

Вскоре праведный суд Божий свершился и над самозванцем, прозванным «тушинским вором». Его постигла печальная и бесславная участь; он был убит собственными приближенными 21 декабря 1610 года. Но Москва продолжала оставаться в опасности, так как в ней находились поляки и изменники-бояре, преданные Сигизмунду III – они желали видеть на русском престоле польского королевича Владислава, сына Сигизмунда.

Этому решительно воспротивился патриарх Ермоген, совершавший в храмах особые молебны об избрании на царский престол «от кровей российского рода». На требование бояр написать особую грамоту к народу с призывом положиться на волю Сигизмунда патриарх Ермоген ответил решительным отказом и угрозой анафематствования. Он открыто выступил против иноземных захватчиков, призывая русских людей встать на защиту Родины. По благословению патриарха Ермогена из Казани была перенесена Казанская икона Пресвятой Богородицы (скорее всего – список с подлинной), которая стала главной святыней ополчения. Грамоты, рассылавшиеся патриархом Ермогеном по городам и селам, возбуждали русский народ к освобождению Москвы от врагов и избранию законного русского царя.

Москвичи под водительством Козьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского подняли восстание, в ответ на которое поляки подожгли город, а сами укрылись в Кремле. Совместно с русскими изменниками они насильно свели святого патриарха Ермогена с патриаршего престола и заключили в Чудовом монастыре под стражу. В Светлый понедельник 1611 года русское ополчение подошло к Москве и начало осаду Кремля, продолжавшуюся несколько месяцев. Осажденные в Кремле поляки не раз посылали к патриарху послов с требованием, чтобы он приказал русским ополченцам отойти от города, угрожая при этом ему смертной казнью. Святитель твердо отвечал: «Что вы мне угрожаете? Боюсь одного Бога. Если все вы, литовские люди, пойдете из Московского государства, я благословлю русское ополчение идти от Москвы, если же останетесь здесь, я благословлю всех стоять против вас и помереть за православную веру». Уже из заточения священномученик Ермоген обратился с последним посланием к русскому народу, благословляя освободительную войну против завоевателей. Но русские воеводы не проявили тогда единодушия и согласованности, поэтому не смогли взять Кремль и освободить своего первосвятителя. Более девяти месяцев томился он в тяжком заточении и 27 февраля 1612 года скончался мученической смертью от голода и жажды.

Известие о его смерти еще более сплотило ополченцев. Близилась решительная битва. Последние три дня перед ней почти отчаявшееся русское воинство провело в посте и молитве. И 6 ноября 1612 года ожесточенное сопротивление польско-литовских отрядов было окончательно сломлено.

Освобождение России, за которое с таким несокрушимым мужеством стоял святитель Ермоген, успешно завершилось по его предстательству. Тело священномученика Ермогена было погребено в Чудовом монастыре. Святость патриаршего подвига, как и его личности в целом, была озарена свыше позднее – при вскрытии в 1652 году его раки: через 40 лет после смерти патриарх Ермоген лежал как живой, и вскоре его тело было перенесено в Успенский собор Московского Кремля.

В течение трех столетий из поколения в поколение передавалась память о патриархе Ермогене как святителе-мученике и росла народная вера в него как заступника и молитвенника за землю Русскую у Престола Вседержителя. В тяжкие годы отечественных бедствий молитвенная мысль народа обращалась к памяти патриарха-героя. Шли русские люди к его гробнице и со своими личными скорбями, недугами и болезнями, благоговейно призывая на помощь святителя Ермогена, веруя в него как теплого молитвенника и предстателя пред Господом. И Всемилостивый Господь вознаградил эту веру.

Ко дню торжественного прославления, совпавшему с 300-летием со времени кончины священномученика Ермогена, в Москву стали стекаться верующие из всех концов России. Паломники спешили поклониться мощам святого патриарха, находящимся в Успенском соборе Кремля, где почти беспрерывно служились панихиды. Накануне прославления совершался крестный ход, во главе которого несли икону святителя Ермогена, а вслед за ней покров с гробницы, на котором святитель изображен в рост в мантии и с посохом. Рядом с иконой патриарха несли икону его сподвижника в духовной и патриотической деятельности по освобождению Русской земли от польско-литовских захватчиков преподобного Дионисия Радонежского. На колокольне Иоанна Великого светилась огромная надпись: «Радуйся, священномучениче Ермогене, Российския земли великий заступниче». Сотни тысяч свечей горели в руках верующих, прославлявших угодника Божия. По окончании крестного хода у раки с мощами патриарха началось чтение Пасхального канона с присоединением канона святителю Ермогену.

Всенощное бдение совершалось под открытым небом на всех площадях Кремля. В эту ночь произошло несколько исцелений по благодатным молитвам святителя Ермогена. Так, например, один больной пришел в Успенский собор на костылях, но ощутил исцеление после того, как приложился к раке с мощами святителя. Исцелился другой больной, тяжко страдавший расслаблением. Его принесли на полотенце к раке священномученика Ермогена, где он получил полное исцеление. Эти и другие подобные исцеления, очевидцами которых были многочисленные верующие, стали знаменательным подтверждением святости нового русского чудотворца.

В воскресенье, 25 мая 1913 года, в 10 часов утра совершалась Божественная литургия в Успенском соборе. На празднование торжества прославления нового святого прибыл блаженнейший Григорий, патриарх Антиохийский, возглавивший служение. По окончании литургии во всех храмах Москвы были отслужены молебны святителю Ермогену и совершен крестный ход в Московском Кремле, в котором приняли участие более 20 архиереев, сопровождавших торжественное шествие пением: «Святителю отче Ермогене, моли Бога о нас». Богослужение закончилось молитвой священномученику Ермогену. С этого дня началось литургическое почитание святителя Ермогена. Так исполнилось желание верующих русских людей, по молитвам которых Русская Православная Церковь получила благодатного Небесного покровителя нашего Отечества.

Святейшим Синодом Русской Церкви установлены дни празднования священномученику Ермогену, патриарху Московскому и всея Руси: 2 марта – преставление (сведения о жизни и подвиге помещены в этот день) и 25 мая – прославление в лике святителей.

Велико общенациональное значение святителя Ермогена, неутомимого борца за чистоту православия и единство Русской земли. Его церковная и государственно-патриотическая деятельность в течение нескольких столетий служит ярким образцом пламенной веры и любви для русского человека. Церковная деятельность первосвятителя характеризуется внимательным и строгим отношением к богослужению. При нем были изданы: Евангелие, Минеи месячные за сентябрь (1607), октябрь (1609), ноябрь (1610) и первые двадцать дней декабря, а также напечатан «Большой Верховный Устав» в 1610 году. При этом святитель Ермоген не ограничивался благословением к изданию, но тщательно наблюдал за исправностью текстов. По благословению святителя Ермогена с греческого на русский язык была переведена служба святому апостолу Андрею Первозванному и восстановлено празднование его памяти в Успенском соборе. Под наблюдением первосвятителя были сделаны новые станки для печатания богослужебных книг и построено новое здание типографии, пострадавшее во время пожара 1611 года, когда Москва была подожжена поляками. Заботясь о соблюдении богослужебного чина, святитель Ермоген составил «Послание наказательно ко всем людям, паче же священником и диаконом о исправлении церковнаго пения». «Послание» обличает священнослужителей в неуставном совершении церковных служб – многогласии, а мирян – в неблагоговейном отношении к богослужению.

Широко известна литературная деятельность первосвятителя Русской Церкви. Его перу принадлежат: повесть о Казанской иконе Божией Матери и служба этой иконе (1594); послание патриарху Иову, содержащее сведения о казанских мучениках (1591); сборник, в котором рассматриваются вопросы богослужения (1598); патриотические грамоты и воззвания, обращенные к русскому народу (1606-1613) и другие произведения.

Отзывы современников свидетельствуют о патриархе Ермогене как человеке выдающегося ума и начитанности: «Государь велика разума и смысла и мудра ума», «чуден зело и многаго разсуждения», «зело премудростию украшен и в книжном учении изящен», «о Божественных словесех присно упражняется и вся книги Ветхаго закона и Новыя благодати, и уставы церковныя и правила законныя до конца извыче». Святитель Ермоген много занимался в монастырских библиотеках, прежде всего, в богатейшей библиотеке Московского Чудова монастыря, где выписывал из древних рукописей ценнейшие исторические сведения, положенные в основу летописных записей. В XVII веке летописцем «Воскресенской летописи» называли святейшего патриарха Ермогена. В сочинениях предстоятеля Русской Церкви и его архипастырских грамотах постоянно встречаются ссылки на Священное Писание и примеры, взятые из истории, что свидетельствует о глубоком знании Слова Божия и начитанности в церковной письменности того времени.

С этой начитанностью патриарх Ермоген соединял и выдающиеся способности проповедника и учителя. Отзывы современников характеризуют нравственный облик первосвятителя как «мужа благочестиваго», «известнаго чистаго жития», «истиннаго пастыря стада Христова», «неложнаго стоятеля по вере христианской».

Эти качества святителя Ермогена с особенной силой проявились в Смутное время, когда Русскую землю постигло несчастие внутреннего нестроения, усугубленное польско-литовским нашествием. В этот мрачный период первосвятитель Русской Церкви самоотверженно оберегал Русское государство, словом и делом защищая православную веру от латинства и единство нашего Отечества от врагов внутренних и внешних. Свой подвиг спасения Родины святитель Ермоген увенчал мученической кончиной, перешедшей в благодатное молитвенное Небесное заступничество за наше отечество у Престола Святой Троицы.

Происхождение, толкование и значение имени Гермоген

Гермоген — мужское имя на русском языке, в переводе с белорусского, украинского и других языков.

Имя написано в одно слово, 8 букв, ударение на Гермоге́н

Происхождение имени: Греческое Дословное значение имени: Рожденный от Гермеса / Потомок Гермеса / Род Гермеса Краткие и уменьшительно-ласкательные формы: Гена, Геня, Герма, Гермогенка Написание отчества по имени: Гермогенович, Гермогеновна

Использование имени

В странах:

  • Украина,
  • Беларусь

Астрология, нумерология, судьба и характер имени Гермоген

Звезда или планета: Луна Число имени: 2 Чаще всего мужчины с именем Гермоген экстраверты Присущие имени жизненные качества: добросовестность, проницательность, самоуверенность, большая внутренняя сила, непостоянство, авантюризм, простота, энергичность

Перевод, транскрипция и имя Гермоген на других языках

Перевод имени Гермоген на русский: Гермоген, Ермоген Транскрипция (транслитерация) Гермоген с русского языка на английский: Germogen на испанский: Germogen на немецкий: Germogen на французский: Guermoguene на итальянский: Germogen на грузинский: გერმოგენ

Популярность имени

Количество пользователей под именем Гермоген в социальных сетях: ВКонтакте: