Священный сан

Священник – это не просто профессия, а выбор всего жизненного пути. Немногие способны на него, потому что он требует не только определенных знаний и навыков, но и общей склонности к принятию сана, духовности, ответственности и зрелости. Есть много распространенных вопросов, касающихся служения церкви. В частности, как стать священником без семинарии? В каком возрасте можно избрать такую профессию? Есть и другие вопросы, и все они, без сомнения, требуют подробных и обстоятельных ответов. Так давайте же узнаем, как стать священником, и кто может посвятить себя служению церкви.

Кто может стать священником?

Посвятить себя служению церкви при желании может практически каждый мужчина. Однако путь этот нелегок и предполагает большую выдержу и веру. Еще до получения богословского образования священник должен проявлять склонность к служению, воспитывать в себе высокие моральные качества, укрощать свои низменные и греховные устремления и, конечно, часто посещать церковь. Будет лучше, если он заранее изучит церковные книги и песнопения, ознакомится с тем, как совершают службу и так далее. Это существенно облегчит дальнейшее обучение.

Обретение профессии и поступление

Тем, кто задается вопросом о том, как стать священником в России, необходимо знать определенные правила. Первостепенной задачей является получение образования в духовной семинарии. Поступающий в нее должен соответствовать следующим правилам:

  • возраст: от 18 до 35 лет, мужчина;
  • семейное положение: женат впервые или холост;
  • полное среднее образование;
  • рекомендация от православного священнослужителя.

После предоставления всех требуемых бумаг абитуриент проходит собеседование, на котором оцениваются мотивы поступления, искренность намерений, а также умение правильно и связно излагать свои мысли.

На вступительных испытаниях оценивается знание Ветхого и Нового Заветов, Катехизиса и истории Русской Православной Церкви. Кроме того абитуриенты должны пройти письменный экзамен – изложение на церковно-историческую или библейскую тему. Проверяется знание основных молитв и песнопений, а также вокальные данные. Обязательное требование – это умение читать Псалтырь на церковно-славянском языке.

Как проходит обучение?

Те, кто интересуются, как стать священником, должны знать еще условия обучения в семинарии. Вступительные экзамены проводятся в августе. Занятия, как и в других образовательных заведениях, начинаются с первого сентября. Обучение в семинарии – это жесткая проверка веры и правильности выбора жизненного пути. В ней царит строгая дисциплина, и не все могут пройти этот этап до конца.

Отметим, что студенты, приехавшие из других городов, получают место в общежитии на все пять лет обучения. Естественно, семинаристы должны неукоснительно соблюдать правила обитания в нем, в частности, ночи необходимо проводить в своей комнате.

Всем учащимся предоставляется стипендия. Молодые люди, прошедшие обучение, могут рассчитывать на рукоположение в священники. Это возможно только после прохождения исповеди и сдачи еще одного экзамена. При этом отметим, что обучение в семинарии не гарантирует обязательное получение сана.

Приходской священник или монах?

Еще до окончания семинарии студенты должны определить, намерены ли они жениться. Это решение является очень ответственным, ибо менять свое семейное положение после посвящения уже нельзя. Итак, будущий служитель церкви должен либо избрать путь монаха, которому запрещено вступать в брак, либо жениться и стать приходским священником. При этом предполагается абсолютная моногамность не только от посвящаемого в сан мужчины (он не может расторгнуть брак или жениться повторно даже в случае вдовства), но и от его супруги: она не должна быть вдовой или разведенной.

Что происходит после окончания семинарии?

Закончив образование, выпускников распределяют по приходам, к которым они и прикрепляются. С течением службы становится возможным получение нового сана. Первая ступень церковной иерархии – это дьякон. За ней следует уже непосредственно рукоположение. А высшая степень священничества – это уже сан епископа. При этом тем, кто желает знать, как стать священником, необходимо знать еще одну деталь.

Монахи (те, кто избрал безбрачие) имеют больше возможностей продвинуться вверх в церковной иерархии. Только у них есть шанс получить сан епископа и стать митрополитом, возглавив целую епархию. Кроме того, исключительно из монахов выбирается Патриарх. Если же выпускник выбрал путь женатого приходского священника, он не может подняться выше протоиерея в должности настоятеля.

Можно ли стать священником без специального духовного образования?

Есть вопрос, который интересует многих желающих посвятить себя церкви. Он звучит так: «Можно ли и как стать священником без семинарии?» На самом деле, это возможно, но только при том условии, если глава его прихода лично произведет обряд посвящения. Сразу нужно отметить, что получение сана таким образом практикуется в очень немногих церквях. Так что без специального богословского образования в семинарии все же не обойтись. Это непременное условие для получения сана.

А что у католиков?

Тем, кто интересуется, как стать католическим священником, нужно знать некоторые нюансы. Путь к служению в церкви оказывается еще более сложным, чем принято в православии. Первым отличием является, то, что в католицизме не существует так называемого белого духовенства. Таким образом, священник не может создавать семью. Обучение будущих служителей церкви происходит в семинариях, в которые можно поступить или после получения высшего образования, или окончив гимназию.

В первом случае обучение займет четыре года, во втором – восемь. Стоит отметить, что юноша, желающий прийти в семинарию, уже должен быть ревностным католиком и хотя бы два года активно участвовать в приходской жизни. Завершив обучение, будущий священник должен шесть месяцев отслужить в церкви качестве дьякона и убедиться в верности выбранного пути. По истечении этого времени производится обряд рукоположения в сан и назначение в определенный приход.

Таким образом, путь католического пастора хоть и не во многом, но отличается от того, как стать православным священником.

Возрастные ограничения

Как уже упоминалось в статье, попасть в семинарию может только мужчина в возрасте не младше 18 и не старше 35 лет, то есть, закончив учебу, можно стать священником в 40 лет или раньше. Однако некоторые люди начинают испытывать тягу к этому призванию гораздо позже установленных сроков. Они задаются вопросом: «Можно ли в этом случае стать священником?»

Вариантом для таких людей может стать заочное обучение в духовной академии – там возрастной предел до 55 лет. Но есть одно условие: абитуриент должен нести церковно-приходское послушание, и это должно быть подтверждено документально.

Даже после поступления нужно ежегодно предоставлять характеристику с места несения послушания, причем ее необходимо заверять у правящего архиерея. В любом случае, вопрос священничества после установленных сроков должен решаться в индивидуальном порядке.

Как стать женой священника?

Многие верующие девушки хотят выйти замуж за священника. Однако такая жизнь – это тоже своего рода призвание, и не каждая оказывается к этому готова. Но тем, кто все же интересуется, как стать женой священника, нужно знать некоторые детали.

В первую очередь стоит понимать, что молодой человек, учащийся в духовной семинарии, не может знакомиться привычным образом, например, посещая вечеринки или концерты. Невестами будущих батюшек обычно становятся девушки из верующих семей, посещающие церковь или регентский класс при семинарии. Как мы уже упоминали, избранница священника не может быть вдовой или разведенной и к тому же должна быть девственницей, впрочем, как и ее жених. При этом разрешение на свадьбу семинаристу может дать только ректор.

Кстати, предъявляются определенные требования и к профессии будущей жены священника. Она никак не должна компрометировать своего супруга. А раньше существовало предписание, запрещающее служителям церкви жениться на актрисах, эта профессия считалась недостойной.

Как бы то ни было, девушки, желающие соединить свою судьбу со священником, должны осознавать, что этот выбор сопряжен с определенными трудностями. Например, жена должна последовать за мужем в любой, даже самый удаленный и бедный приход и не жаловаться, что супруг гораздо больше внимания уделяет другим людям.

Кроме того, жизнь матушки часто вызывает обсуждение церковных прихожан, она все время на виду. Таким образом, этот путь предполагает высокую ответственность и требует большой моральной силы и выдержки, чтобы быть не просто спутницей, но и опорой, и надежным тылом для своего супруга.

Профессия или призвание?

Теперь мы знаем, как человеку стать священником. Однако к числу основных требований следует причислить еще и определенные моральные качества: сила духа, терпение, стремление помогать и словом и делом, любовь к людям. Те, кто желают стать священниками, должны быть готовы к жизни по особым канонам, к добровольному отказу от многих радостей и удовольствий.

Не каждый готов к подобным шагам. И совершаться они должно исключительно по велению сердца, только тогда этот путь становится истинно праведным и благим. И тогда вопрос о том, как стать священником и то, насколько это трудно, отходит на второй план. А первостепенным становится уже стремление достойно проявить себя на этом непростом поприще. Таким образом, священничество — это в первую очередь не профессия, а призвание и выбор, определяющий целую жизнь человека.

Посвящение (в сан) — на церковном языке возведение того или другого лица, посредством установленного таинства или церковного обряда, в ту или иную степень духовного служения. В церковнослужители, т. е. в низшие церковные должности (чтеца, певца, иподиакона), П. совершается через руковозложение (χειροθέσια), в степень священства (диаконы, пресвитеры, епископы) — через рукоположение (χερονεια). Первое не относится к таинству священства, а есть только обряд, усвояющий посвящаемому право на одну из должностей в церкви; второе — акт таинства священства, сообщающий посвященному особые благодатные дары. Первое совершается среди церкви; чтеца и певца — перед чтением часов, по облачении архиерея, иподиакона — по прочтении часов, перед началом литургии. П. в диакона, пресвитера и епископа совершается в алтаре, во время литургии: хиротония диакона — после освящения даров, вслед за произнесением слов «и да будут милости великого Бога…», священника — после перенесения св. даров с жертвенника на престол, епископа — перед чтением Апостола. П. в чтецы и певцы состоит в том, что архиерей возлагает на преклоненную голову посвящаемого свою руку, читает две установленные для того молитвы, посгригает крестовидно волосы на голове посвящаемого и надевает на него короткую фелонь. После второй молитвы, архиерей велит посвящаемому прочитать из апостола (так как чтение апостола за литургией составляет одну из обязанностей «чтеца» церковного); затем с него снимается фелонь и надевается стихарь; архиерей, благословив посвящаемого, читает ему поучение об обязанностях чтеца и дает ему в руки лампаду (подсвечник со свечой), с которой посвященный и стоит во время литургии. П. в иподиакона состоит в том, что, по облачении посвящаемого в стихарь, иподиаконы надевают на него орарь (крестообразно, через плечи); архиерей, возложив на голову его руку, читает посвятительную молитву, после которой умывает руки над сосудом, который держит посвящаемый. После возгласа: «И да будут милости…», посвящаемый отводится иподиаконами в алтарь, где вступает в отправление иподиаконских обязанностей. При П. в диакона два иподиакона приводят посвящаемого перед царские врата; диакон в алтаре провозглашает «повели», другой диакон — «повелите», протодиакон — «повели, преосвященнейший владыко»! Это троекратное восклицание указывает на то, что в древней церкви в избрании на каждую степень священства принимали участие народ (прихожане) и клир местной церкви: первое восклицание выражало собой согласие прихода, второе — клира, а третье относилось к архиерею. Посвящаемый трижды обводится вокруг престола, затем архиерей полагает край омофора на голову его и, возложив на нее руку, произносит совершительные слова таинства: «Божественная благодать, всегда немощная врачующих проручествует (προχειριζται) благоговейнейшего иподиакона N во диакона; помолимся, да приидет на него благодать Св. Духа». Далее следует ектения о новопосвященном; архиерей полагает ему на плечо орарь, надевает ему поручи, причем архиерей возглашает, а клир поет трижды άξιος (достоин); ему дается рипида (см.), с которой он становится у престола. П. во священники совершается почти таким же образом, как и хиротония диакона. После произнесения совершительной и других молитв архиереем, посвящаемому даются епитрахиль, фелонь и книга «Служебник», после чего новопосвященный становится у престола между священниками. Посвящению во архиереи предшествует его «наречение» в святейшем синоде. В собрании всех членов синода обер-секретарь читает указ об его избрании: «Всепресветлейший Государь Император Всероссийский повелевает и св. синод благословляет вашу святыню быть епископом богоспасаемого града N», на что избранный отвечает: «Понеже Государь Император… повелел произвести и св. правительствующий синод судили мене достойна быти в таковую службу, благодарю, приемлю и нимало вопреки глаголю». Членами синода совершается краткое молебствие; первый архиерей произносит ектению с прошением о новонареченном. Новонареченный говорит речь, после которой архиереи садятся и сажают с собой новонареченного. Само рукоположение во епископа совершается непременно тремя или двумя епископами, ибо все епископы равны между собой и один не может посвящать себе равного. Перед литургией архиереи в облачениях выходят на середину церкви, на амвон; туда приводится из алтаря новопосвящаемый и становится на нижний конец «орлеца» (см.).Протодиакон возглашает: «Приводится, избранный и утвержденный, хиротонисатися во епископа богоспасаемых городов NN». Первенствующий епископ спрашивает: «Чесо ради пришел еси, и чего требуешь»? «Хиротонию архиерейския благодати, преосвященнейшие». «И како веруеши»? Посвящаемый громко читает символ веры. Затем он поставляется на середину орлеца, и на вопрос: «Яви нам пространнее, како исповедуеши о трех ипостасях»? читает изложение вероучения о ипостасях Божества. Наконец, он ставится на главу орла и, на соответствующий вопрос, читает изложение учения о воплощении Сына Божия, дает обет соблюдать каноны апостолов, 7 вселенских и 9 поместных соборов, охранять мир церковный, повиноваться синоду, управлять вверенной паствой в страхе Божием, ничего не делать вопреки священным правилам по принуждению сильных, не входить в дела других епископов и т. д. Затем он произносит присягу о повиновении самодержавной власти и обещает никого без крайней нужды не предавать анафеме, с противниками церкви поступать кротко и благоразумно, монахов держать в строгости, священнослужителей сверх нужды не ставить, ежегодно обозревать епархию, наблюдать, чтобы ложных чудес не выдумывали, в мирские дела не входить, разве в особенных случаях, для защиты невинно угнетаемых, доносить Государю. Наконец, новопосвящаемый приносит присягу об исполнении обязанностей по совести и в страхе Божием. Старейший архиерей благословляет его и говорит: «Благодать св. Духа через мою мерность производит тя, избранного епископа богоспасаемого града N». Само рукоположение во епископа совершается перед чтением апостола. Посвящаемый становится на колени перед престолом, полагая на него крестообразно руки и голову. Архиереи возлагают ему на голову раскрытое евангелие; первенствующий архиерей возглашает молитву посвящения, затем архиереи полагают правые руки на голову посвящаемого; его одевают в саккос, омофор, панагию, митру, при пении: аксиос. По окончании богослужения, когда архиереи разоблачатся, первенствующий возлагает на новопосвященного архиерейскую рясу, панагию, мантию, камилавку и клобук, дает ему четки и на амвоне, в виду народа; вручает жезл пастырский. С амвона он благословляет народ обеими руками на восток, юг, запад и север. Подробно порядок посвящения изложен в «Чиновнике архиерейском» и в «Чине избрания и рукоположения архиерейского» (М., 1825). об особенностях католического чина посвящения, в сравнении с православным, см. в ст. Муравьева, в «Прибавлениях к творениям св. отцов» (М., 1849, VIII). Посвящение через руковозложение — έπιθέσις — употреблялось еще в Ветхом Завете (Исх. XXIV; Числ VIII, 10, XXVII, 18 — 23); позже оно было усвоено синагогой при поставлении еврейских старейшин и учителей (Vitringa, «De synagog. veter.», кн. III, р. 1, с. 15). В Нов. Завете первое ясное указание на руковозложение, как посвятительный акт, находится в Деян. Апост. (см.), при рассказе об избрании семи диаконов; затем говорится о возложении рук на Варнаву и Савла. Тимофей и Тит были поставлены в епископы через рукоположение (1 Тим. IV, 14; 2 Тим. I, 6). Как способ поставления на священные степени, рукоположение окончательно установлено апостолами (1 Тим. IV, 14; I, 6; V, 22; XIV, 23; VI, 6; 2 Тим. 1, 6; Деян. XIV, 22 — 23; VI, 6 и др.). Этот способ сообщения дарований и избрания на служения церковные до того прочно утвердился во всем христианстве, что его не отрицали ни еретики и раскольники древние, ни сектанты средних веков, отрицавшие священство как таинство — альбигойцы, вальденсы, богомилы. Даже Кальвин удержал возложение рук, «как знак духовной благодати Божией». Анабаптисты, квакеры и другие мелкие протестантские секты доселе при избрании и посвящении своих должностных лиц также пользуются возложением рук. См. Е. Guers, «L’imposition des mains» (Женева, 1864). В римских катакомбах, в усыпальнице св. Агнесы, найдены недавно два епископских седалища. Думают, что одно из них употреблялось при поставлении епископов, так как еще папа Иоанн III, по свидетельствуАнастасия библиотекаря (VI в.), имел обычай посвящать в епископы в катакомбах. Барельефное изображение посвящения найден в усыпальнице св. Герма. На одном золотом сосуде (описан у Буонаротти) изображен И. Христос возлгающим руки на двух юношей, держащих прижатыми к груди книги. По словам римского liber pontificalis, в первые века римские епископы имели обыкновение приурочивать все посвящения к декабрю месяцу каждого года; но это едва ли было возможно в первые три века, когда гонения не допускали регулирования каких бы то ни было церковных обычаев. Вероятнее, что и в древности епископы назначались по мере открытия вакансий, а низшие клирики, диаконы и пресвитеры — по мере надобности. С IV в. П. стали приурочиваться к дням воскресным и праздничным; папа Лев Вел. (в посл. LXXXI) говорит, что П. в простые дни противоречило бы правилам. В первые три века П. совершались не только в церквях, но и в домах, как видно из свидетельства Киприана (посл. XLV). По свидетельству Феодорита, отшельники, избираемые в епископы, были посвящаемы в местах их отшельничества. Сущность дела была не в том, чтобы совершать П. непременно в храмах, а в том, чтобы совершать его публично, в присутствии народа, и этот обычай соблюдался и на Западе, и на Востоке уже во времена Киприана (посл. CCLII).

Н

. Б—в.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

В Православной Церкви три степени священства: диаконы; пресвитеры (или священники, иереи); епископы (или архиереи).

Духовенство в Православной Церкви делится на белое (женатое) и черное (монашествующее). Иногда в качестве исключения в священный сан посвящаются лица не семейные и не принявшие монашеского пострига, они называются целибатами. В епископы, согласно канонам Церкви, посвящаются только монашествующие.

Диакон в переводе с греческого означает служитель. Это священнослужитель первой (младшей) степени. Он — сослужащий священникам и епископам при совершении Таинств и других священнодействий, но самостоятельно никакого богослужения не совершает. Старший диакон называется протодиаконом.

Диакона рукополагает (посвящает) епископ во время совершения литургии.

Во время службы диакон облачен в стихарь (длинную одежду с широкими рукавами). На левом плече диакона закрепляется длинная широкая лента, называемая орарь. Произнося ектении, диакон держит орарь правой рукой, поднимая его вверх в знак того, что наша молитва должна возноситься ввысь, к Богу. Орарь также символизирует ангельские крылья, ибо, по толкованию святителя Иоанна Златоуста, диаконы представляют в Церкви образ ангельского служения. На руки диакон надевает поручи — нарукавники, охватывающие запястья.

Священник (пресвитер) — вторая степень священства. Он может совершать все Таинства, кроме Таинства рукоположения. В священники посвящают лишь после рукоположения в диаконский чин. Священник является не только совершителем священнодействий, но и пастырем, духовным руководителем и учителем для своих прихожан. Он проповедует, учит и наставляет паству.

Детали облачения священника Детали облачения священника

Для служения литургии священник облачается в специальные одежды. Подризник — длинная рубашка, которая напоминает стихарь. Белый цвет подризника символически указывает на чистоту жизни и духовную радость служения литургии. Епитрахиль является символом благодати священника. Поэтому без нее священник не совершает ни одного священнодействия. Епитрахиль имеет вид сложенного вдвое ораря. Это означает, что священник имеет благодать большую, чем диакон. На епитрахили изображаются шесть крестов — по числу шести Таинств, которые он может совершать. Седьмое Таинство — рукоположение — может совершать только архиерей.

Поверх епитрахили иерей надевает пояс — в знак своей готовности всегда служить Богу. Как награду за заслуги перед Церковью священник может получить набедренник и палицу (символ меча духовного, сокрушающего всякое зло).

Как и диакон, священник надевает поручи. Они символизируют узы, которыми был связан Иисус Христос. Поверх всех прочих облачений священник надевает фелонь, или ризу. Это длинная широкая одежда с вырезом для головы и большим вырезом спереди, напоминающая плащ. Фелонь символизирует багряницу страдающего Спасителя, а нашитые на ней ленты — потоки крови, которые текли по Его одежде.

Поверх ризы священник надевает наперсный (то есть нагрудный) крест.

За особые заслуги священники могут быть награждены камилавкой — бархатным головным убором цилиндрической формы. В качестве награды иерею может быть дан вместо белого восьмиконечного креста желтый четырехконечный. Также священник может быть награжден степенью протоиерея. Некоторым особенно заслуженным протоиереям как награда дается крест с украшениями и митра — специальный головной убор с иконами и украшениями.

Епископ — третья, высшая степень священства. Епископ может совершать все Таинства и священнодействия. Епископы также называются архиереями и святителями (святые епископы). Еще епископа называют владыкой.

Среди епископов есть свои степени. Старшие епископы называются архиепископами, далее следуют митрополиты. Самый старший по степени епископ — глава, предстоятель Церкви — имеет титул патриарха.

Епископа, по церковным правилам, рукополагают несколько епископов.

Детали облачения епископа Детали облачения епископа

Епископ облачается во все облачения священника, только вместо фелони надевает саккос — одежду, напоминающую короткий стихарь. На него надевается главный признак епископской власти — омофор. Он представляет собой широкую ленту, лежащую на плечах, — она символизирует ту заблудшую овцу, которую Пастырь Христос нашел и взял на Свои рамена (плечи).

На голову епископа надевается митра, она одновременно изображает царскую корону и терновый венец Спасителя.

На облачении архиерей вместе с крестом носит образ Богородицы, именуемый Панагией (в переводе с греческого Всесвятая). В руках как знак святительской власти епископ держит жезл, или посох. Под ноги архиерею на богослужении кладут орлецы — круглые коврики с изображением орла.

Вне богослужения все священнослужители носят подрясник (нижнюю длинную одежду с узкими рукавами) и рясу (верхнюю одежду с широкими рукавами). На голове священники обычно носят скуфью (островерхую шапочку) или камилавку. Диаконы чаще всего носят только подрясник.

Поверх рясы священники носят наперсный крест, епископы — панагию.

Обычное обращение к священнику в повседневной обстановке: отец. Например: «отец Петр», «отец Георгий». Также к священнику можно обращаться просто: «батюшка», но имя тогда не называется. К диакону также принято обращаться: «отец Николай», «отец Родион». К нему также применимо обращение: «отец диакон».

К епископу обращаются: «владыка». К примеру: «Владыка, благословите!»

Благословение Благословение

Чтобы взять благословение у епископа или священника, нужно сложить ладони в форме лодочки, чтобы правая была сверху, и с поклоном подойти под благословение. Когда священнослужитель осенит вас крестным знамением, благословит, нужно поцеловать его правую руку. Целование же руки священника, которое происходит тогда, когда он дает крест или благословляет, в отличие от простого приветствия, имеет особое духовно-нравственное значение. Получая от Бога благодать посредством креста или священнического благословения, человек мысленно целует незримую десницу Божию, которая ему эту благодать подает. В то же время целующий руку священника выражает почтение и к сану.