Святитель питирим

Свт. Питирим, еп. Тамбовский

Свт. Питирим, еп. Тамбовский

Питирим Тамбовский (1645 — 1698), епископ, святитель.

Память 28 июля, в Соборах Липецких, Смоленских и Тамбовских святых

В миру Прокопий, родился 27 февраля 1645 года в городе Вязьме. Еще в детстве его обучили грамоте. Любимым занятием Прокопия было чтение святоотеческой литературы и житий святых. Мальчик удивлял окружающих трудолюбием, обширными знаниями и зрелостью суждений. Он был наделен художественным талантом, успешно занимался писанием икон и был глубоким знатоком церковного пения.

Решив всецело посвятить себя Богу, он поступил в Вяземскую Предтеченскую обитель, известную строгостью своего устава. На 21 году жизни он был пострижен в монашество с именем Питирим.

Своей подвижнической жизнью молодой инок заслужил уважение монастырской братии и был избран во игумена. В 1684 году его возвели в сан архимандрита.

15 февраля 1685 года патриарх Иоаким вызвал его в Москву и рукоположил во епископа Тамбовского.

Созданная в 1682 году Тамбовская епархия страдала от крайней нищеты и грубой непросвещенности ее обитателей. Едва ли не большую часть населения составляли язычники: мордва, черемисы, мещера. На территории епархии проживало также много татар, ожесточенных противников христианства. Среди христиан, населявших епархию, насчитывалось много раскольников и беглых или ссыльных преступников.

Святитель горячо взялся за разрешение встававших перед ним задач. На месте ветхого деревянного храма в Тамбове он начал строить двухэтажный каменный кафедральный собор в честь Преображения Господня с приделом во имя святителя Николая. Святитель даже сам участвовал в строительных работах.

Большое внимание Святитель уделял духовному просвещению. Он устроил для священнослужителей специальную школу. При архиерейском доме его трудами собиралась библиотека духовной литературы. Святитель часто совершал поездки по епархии, чтобы иметь возможность на месте вникать в нужды общин.

Святой архипастырь постоянно заботился о примирении с Православной Церковью отпавших от нее раскольников, о присоединении к ней иноверцев. Личным примером святой жизни и силой благодатного слова он многих привел к истинной вере.

Родная сестра Святителя Екатерина стала первой настоятельницей основанного им в 1690 году Вознесенского женского монастыря.

Святитель Питирим ежедневно присутствовал на богослужении и часто сам совершал священнодействия. В тех же случаях, когда Святитель не служил, он пел на клиросе, научая клириков правильному церковному пению и чтению. В своей келлии Святитель особенно часто молился перед иконами Девпетерувской Божией Матери и святителя Николая.

Любимым местом его прогулок и благочестивых размышлений был построенный в глухом лесу Трегуляев монастырь Иоанна Предтечи, основанный им вместе с духовным другом, святителем Митрофаном Воронежским.

Подобно великим подвижникам, святитель Питирим много времени уделял физическому труду, об этом свидетельствуют колодцы, выкопанные руками Святителя на месте своих молитвенных подвигов.

Скончался 28 июля 1698 года в возрасте 53 лет. Тело Святителя было погребено в нижнем этаже Тамбовского Спасо-Преображенского собора, у южной стороны правого придела во имя святителя Николая.

Место его упокоения стало вскоре благоговейно почитаться. С 1819 года при соборе стала вестись запись засвидетельствованных у гроба благодатных проявлений; почитание святителя Питирима вышло далеко за пределы Тамбовской епархии.

28 июля 1914 года святитель Питирим, епископ Тамбовский, был причислен к лику святых.

Тропарь

Веры и благочестия наставниче,/ Церкве светильниче, монашествующих образе,/ святителю Питириме, премудре,/ стадо твое благочестно упасл еси/ и ко Христу привел еси,/ темже в Вышних венцем славы украшен,/ с нами на земли духом пребываеши, сияя чудесы./ Моли Христа Бога/ спастися душам нашим.

Использованные материалы

  • Страница календаря портала Православие.ру:

Что означает имя Питирима? Что обозначает имя Питирима? Что значит имя Питирима для человека? Какое значение имени Питирима, происхождение, судьба и характер носителя? Какой национальности имя Питирима? Как переводится имя Питирима? Как правильно пишется имя Питирима? Совместимость c именем Питирима — подходящий цвет, камни обереги, планета покровитель и знак зодиака. Полная характеристика имени Питирима и его подробный анализ вы можете прочитать онлайн в этой статье совершенно бесплатно.

Содержание толкования имени

Анализ имени Питирима

Имя Питирима состоит из 8 букв. Восемь букв в имени означают, что это кто угодно, только не прирожденный «человек семьи». Такие люди постоянно испытывают чувство неудовлетворенности существующим положением вещей, они всегда в процессе поиска чего-то нового, яркого, способного вызвать восхищение. Сами же они – воплощенное очарование, в самом прямом смысле слова: способны околдовать, увлечь, лишить разума. Проанализировав значение каждой буквы в имени Питирима можно понять его тайный смысл и скрытое значение.

  • П — имеют собственное мнение во всех делах. Стремятся постичь действительность. Озабочены своим внешним видом. Умение обобщать детали и видеть картину в целом. Постоянные поиски своего места в жизни, миссии, новых целей.
  • И — романтичные, утончённые и чувственные натуры. Добрые, мечтают о гармонии с окружающим миром. В сложной ситуации проявляют практичность. Иногда склонны к одиночеству и аскетизму. Неумение подчиняться кому-либо, в то же время указывает на равнодушие к власти.
  • Т — творческие, чувствительные люди; обладают высокой интуицией, находятся в постоянном поиске правды. Часто желания не совпадают с возможностями. Стремятся сделать все быстро, не откладывая на завтра. Требовательность к окружающим и к себе. Стремление к поиску истины. Переоценка своих возможностей.
  • И — романтичные, утончённые и чувственные натуры. Добрые, мечтают о гармонии с окружающим миром. В сложной ситуации проявляют практичность. Иногда склонны к одиночеству и аскетизму. Неумение подчиняться кому-либо, в то же время указывает на равнодушие к власти.
  • Р — противостоят воздействию извне, уверены в себе, храбрые, увлечённые личности. Способны к неоправданному риску, авантюрные натуры склонны к непререкаемым суждениям. Умение рисковать ради цели. Желание и потенциал для лидерства.
  • И — романтичные, утончённые и чувственные натуры. Добрые, мечтают о гармонии с окружающим миром. В сложной ситуации проявляют практичность. Иногда склонны к одиночеству и аскетизму. Неумение подчиняться кому-либо, в то же время указывает на равнодушие к власти.
  • М — застенчивы, любят помогать окружающим, не приемлют варварского отношения к природе, борьба с жаждой стать «центром вселенной». Стремление во всем находить рациональное объяснение. Упрямство под маской благодушия и даже внутренняя жесткость.
  • А — самая сильная и яркая буква кириллицы. Личности, обладающие такими буквами в имени, всегда стремятся к лидерству. Нередко они соревнуются с самим собой. Указывает на желание что-то изменить, достичь наивысшего уровня комфорта в физическом проявлении и в духовном.
  • Значение имени Питирима в нумерологии

    Нумерология имени Питирима может подсказать не только главные качества и характер человека. Но и определить его судьбу, показать успех в личной жизни, дать сведения о карьере, расшифровать судьбоносные знаки и даже предсказать будущее. Число имени Питирима в нумерологии — 1. Девиз имени Питирима и единиц по жизни: «Я – первый!»

    • Планета-покровитель для имени Питирима — Солнце.
    • Знак зодиака для имени Питирима — Лев и Овен.
    • Камни-талисманы для имени Питирима — аквамарин, берилл, медь, каури, магнит, слюда, мусковит, хризолит, сапфир, песчаник, бирюза.

    «Единица» в числах для имени Питирима – Числе Выражения, Числе Души и Числе внешнего облика – говорит о наличии у человека способностей, обеспечивающих его оригинальность и уникальность. Значение цифры 1 — для имени Питирима, это прежде всего, способность находить пути и способы самореализации, принципиально отличающиеся от общеизвестных. Обладатели имени Питирима свободолюбивы, часто эгоистичны. Такие люди стремятся к независимости, вкладывают силы в саморазвитие и реализацию себя. Способность направлять неуемную энергию в нужное русло поможет единицам добиться больших успехов в жизни. Среди них много творческих натур, активных и нуждающихся в постоянном движении вперед. Единица в имени Питирима — это число лидера. Имя Питирима обладает мощной энергией, имеет множество идей, которые пытается воплотить самостоятельно. Человек — Единица (Питирима) имеет силу воли, харизму, держит свое слово, умело решает проблемы других людей. Его нельзя не заметить. Яркий индивидуалист с гипертрофированным эго. Питирима часто ошибается в личной жизни, нередки разводы. Единица с именем Питирима не должна быть агрессивной, злиться, иначе она разрушает свое здоровье и выстроенный ранее путь. Порадовать владельца имени Питирима можно, дав ему уважение, постоянно отмечать его успехи и заслуги.

    • Влияние имени Питирима на профессию и карьеру. Что значит число 1 в имени Питирима при выборе сферы деятельности? «Единица» в нумерологическом ядре – это практически всегда потенциально высокий уровень профессионализма. Но профессионализма совершенно особого толка – узконаправленного, избирательного, а иногда – единственного в своем роде. Подходящие профессии для имени Питирима: менеджер, руководитель, предприниматель.
    • Влияние имени Питирима на личную жизнь. Межгендерные отношения – это сфера, в которой положительные и отрицательные проявления личности настолько видоизменены, что дифференцировать их довольно сложно. В частности, число один для имени Питирима наделяет своего обладателя импульсивностью, хвастовством и самоуверенностью. Эти черты характера для обладателя имени Питирима обычно считаются недостатками, но «в делах любовных» часто выглядят неотразимыми достоинствами. А склонность к логическим построениям и твердость убеждений – вполне могут быть расценены, как излишняя осторожность и занудство. Единица – символ лидерства, а лидеры по имени Питирима чаще всего ищут в отношениях заботу и тепло. Более всего им подходят активные тройки, семерки, девятки, а также спокойные двойки и шестерки.

    Планета покровитель имени Питирима

    Число 1 для имени Питирима означает планету Солнце. Единица для имени Питирима – это изначальное, источник всего. Это число входите состав любого другого числа. Люди с именем Питирима, чьей планетой-покровителем является Солнце, по натуре очень сильные личности, как правило – лидеры. Им свойственна импульсивность, они никогда не останутся незамеченными. Они добиваются успехов практически в любом деле. Людям Солнца по имени Питирима присущи такие черты характера, как стремление к власти, великодушие, справедливость, ответственность, инициативность. Гармоничные отношения у этой категории сложатся с людьми этой же группы.

    Знаки зодиака имени Питирима

    Для имени Питирима подходят следующие знаки зодиака:

  • Знак зодиака Лев для имени Питирима. Люди с именем Питирима и родившиеся под знаком Льва, творческие, любят главенствовать в работе и в жизни, идут к успеху, не задерживаясь на вторых ролях. Обладатели имени Питирима ненавидят любые ограничения. К себе относятся требовательно, придирчивы ко внешности, поэтому уделяют ей много внимания. Львы с именем Питирима стараются произвести на людей благоприятное впечатление, любят нравиться. Попал в милость ко Льву – считай, повезло. Тебя будут превозносить, везде брать с собой (чтобы похвастаться) и учить манерам – аристократы еще те. А вот ругаться со Львом по имени Питирима не рекомендуется: они остры на язык и за словом в карман не полезут. Через пять минут будешь стоять с красными от злости щеками и негодовать, какого черта он смеет с тобой так разговаривать? Причем Лев Питирима врать не станет – скажет мало, четко и по делу. С противной ухмылкой. Так что еще сам останешься виноват и в депрессии на тему «куда катится моя жизнь». Владельцы имени Питирима жуткие эгоцентрики – обожают комплименты, быть в центре внимания и подарки (хотя им больше нравится слово «подношения»).
  • Знак зодиака Овен для имени Питирима. Хотите познакомиться с настоящим безумцем? Овен Питирима — это человек с колоссальным запасом энергии, с желанием побеждать, совершать подвиги и импульсивные поступки. По-простому, баран. Обладалели имени Питирима — самые упертые люди в мире. Даже если ты уже доказал им свою правоту и они в нее поверили, все равно будут уверять, что это они в белом пальто, а дебил тут ты. Переспорить невозможно, лучше даже не пытаться, сбереги свои нервные клетки, покивай головой на его ахинею и отойди в сторонку. Ненавидят конкуренцию: если кто-то в окружении Овна Питирима будет в чем-то лучше него, то тот костьми ляжет, но сделает так, чтобы утереть противнику нос.
  • Цвет имени Питирима

    Красный цвет имени Питирима. Люди с именем Питирима, носящие красный цвет, очень добрые и отзывчивые, они всегда придут на помощь, но будут ждать ответной реакции. И если она не последует, то, возможно, серьёзно обидятся, но не покажут этого, просто отдалятся от человека на некоторое время. Среди обладателей имени Питирима много лидеров, ведущих до конца к цели, требуя от ведомых полной отдачи, из-за чего часто их и недолюбливают. Носители имени Питирима верные друзья, но, увы, друзей у них не так уж и много. Положительные черты характера для людей с именем Питирима – доброта, отзывчивость, лидерство. Отрицательные черты характера для людей с именем Питирима – эгоистичность, нетерпимость к порокам других.

    Как правильно пишется имя Питирима

    В русском языке грамотным написанием этого имени является — Питирима. В английском языке имя Питирима может иметь следующий вариант написания — Pitirima.

    Видео значение имени Питирима

    Вы согласны с описанием и значением имени Питирима? Какую судьбу, характер и национальность имеют ваши знакомые с именем Питирима? Каких известных и успешных людей с именем Питирима вы еще знаете? Будем рады обсудить имя Питирима более подробно с посетителями нашего сайта в комментариях ниже.

    Если вы нашли ошибку в описании имени, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

    Святитель Питирим родился 27 февраля 1645 года в городе Вязьме, на Смоленской земле. Во святом крещении младенца нарекли в честь преподобного Прокопия Декаполита, исповедника (+ ок. 750; память 27 февраля / 12 марта).

    Считается, что его родители были людьми не знатными, но истинно благочестивыми, и смогли воспитать двух своих детей в вере и послушании. Впоследствии Прокопий, и его сестра — в монашестве Екатерина (мирское имя её неизвестно), приняли постриг.

    Образование Прокопий получил в Вязьме. Одаренный острым умом и глубоким религиозным чувством, он чуждался суетных, мирских развлечений. С отроческих лет, посещая свой приходской храм, Прокопий учился при нем церковному чтению, письму и пению. Получив от Господа талант художника, он прошел и обучение у церковных мастеров иконописанию по древним подлинникам.

    С детских лет Прокопий любил и чтил своего святого — преподобного Прокопия Декаполита, иерусалимского подвижника, всегда имел к нему почитание и верил в его покровительство.

    Середина XVII века стала для Вязьмы и ее окрестностей временем важных духовных и политических событий, многие из которых происходили непосредственно в городе. Приезд в него Святейшего Патриарха Никона, его одухотворенные проповеди, которые, несомненно, слышал юный Прокопий, не могли не повлиять на чуткую его душу. Пребывание в Вязьме около года царя Алексея Михайловича и всей его семьи, участие их в церковных службах в соборе, Предтечевом монастыре и в храмах города, укрепили в Прокопии дух государственности и домостроительства, так пригодившийся ему в служении на Тамбовской земле.

    Особенной для десятилетнего мальчика, потрясшей его всего, стала торжественная встреча вязьмичами, возвращавшегося из Москвы в Смоленск, чудотворного образа Пресвятой Богородицы, именуемого «Одигитрия» (Путеводительница). Краткое пребывание этой высокочтимой на Руси святыни в Вязьме, оставило такой след в памяти Прокопия, что впоследствии он взял список с иконы Смоленской «Одигитрии» с собой в Тамбов. Ревностно он почитал и покровителя Вязьмы преподобного Аркадия Вяземского, известного с XI века.

    Домашнее воспитание, образование в тогдашних Вяземских школах, любовь к молитве и богослужению, исторические события, свидетелем которых он стал, все это зажгло в душе Прокопия сильное стремление к монашеской жизни. Достигнув совершеннолетия, в 1665 году он поступил в Вяземский Иоанно-Предтечев мужской монастырь, находившийся тогда в ведении митрополитов Сарских и Подонских (Крутицких). (1)

    К этому времени Предтечеву обитель уже отстроили после Смутного времени и литовского разорения. Она славилась на всем западе России своим строгим уставом, составленным ее основателем преподобным Герасимом Болдинским, учеником преподобного Даниила Переславского. Постническая жизнь и ревностное точное исполнение всех возлагаемых послушаний, способствовали тому, что в 1665 году Прокопия постригли в монашество с именем Питирим, в честь преподобного Питирима, ученика преподобного Антония Великого.

    Подражая житию духовного покровителя Вяземского Предтечева монастыря — святому Предтече и Крестителю Господню Иоанну, монах Питирим с еще большим старанием посвятил себя молитве, коленопреклонению и совершенствованию христианских добродетелей. Особенно его украшали смирение, кротость и простосердечная братская любовь. Вскоре Питирима рукоположили в сан иеродиакона и иеромонаха, а в 1677 году его возвели в сан игумена и избрали настоятелем монастыря.

    Заменив архимандрита Тихона и приняв в свои руки настоятельский жезл, святой Питирим старался пасти вверенных его руководству иноков отеческим советом, покровительством и вразумлением, лично подавая добрый пример во всем. Не оставляя монашеских келейных подвигов, он неопустительно присутствовал на всех богослужениях, являясь в храм первым и уходя из него последним. Заботясь об укреплении в насельниках обители духа строгого подвижничества, архимандрит Питирим в своем служении проявлял особую любовь к благолепию храмов. Под руководством мудрого наставника Предтечева обитель достигла высокого духовного расцвета и благолепия.

    История сохранила свидетельство, показывающее несокрушимую твердость духа архимандрита Питирима и его ревность в сохранении правильного отношения к святым, почитаемым Церковью.

    Издревле небесным покровителем Вязьмы являлся преподобный Аркадий Вяземский и Новоторжский, прославившийся подвигом юродства. 11 июля 1677 года в Торжке, в Борисо-Глебском монастыре обрели его мощи, и почитание преподобного Аркадия в Вязьме оживилось с особенной силой. В 1679 году, на праздник Вознесения Господня, в городе происходил обычный крестный ход из Троицкого собора и других церквей в Иоанно-Предтечев монастырь. В нем среди других икон несли образ и преподобного Аркадия, обычно хранившийся в храме Всемилостивого Спаса. На этой иконе святой Аркадий изображался «подобием мужа млада, на главе волосы клокаты, в правой руке древо с ветвями, подобием сосны, одежда зелена по колени, ноги голы». Опытный взгляд архимандрита Питирима, как искусного иконописца, остановился на этой иконе, не соответствовавшей традиционным канонам. Преподобного Аркадия в соответствии с иконописным подлинником должны были писать «подобием млад, аки Галактион, в схиме, ризы Преподобническия». По окончании крестного хода, архимандрит Питирим оставил (задержал) этот неканонический образ в Предтечевом монастыре «для подлинного ведения». Смелый поступок святого Питирима вызвал недовольство, и ропот среди некоторой части вязьмичей. Вскоре после этого случая, святитель Питирим служил в соборе царский молебен. По его окончании к архимандриту Питириму подступила целая толпа драгун, стрельцов и посадских людей, во главе с неким Потапом Мироновым и другими подьячими. Они просили его поставить икону преподобного Аркадия на старое место, в Спасский храм. Святой Питирим обстоятельно рассмотрел дело, и сообщил рапортом обо всех событиях в Вязьме митрополиту Крутицкому Варсонофию. Через год, когда от митрополита не было еще никакого решения, в день Вознесения Господня 1680 года, после крестного хода, тот же подьячий Миронов «со товарищи» вновь явились к архимандриту Питириму, прося возвратить икону преподобного Аркадия. Отставной рейтар Степан Ковалев горячо убеждал народ, что якобы за унижение этой иконы посланы на Вязьму бездождие и другие бедствия. Ропот на святого Питирима стал усиливаться. В день празднования Смоленскому образу Пресвятой Богородицы, некто Сенька Попов сын Мухи, кричал собравшемуся народу: «Что вы, мир, за Аркадиеву икону не стоите, архимандриту терпите? Колько за икону скорбей терпеть? Черви на сады и на овощи напали!». Миронов со своими единомышленниками явился в келью святого Питирима, угрожая, что не оставят его живым, если он не отдаст икону. Однако вид разъяренной толпы не устрашил святого. Он твердо стоял на том, что без архиерейского указа он образ назад не вернет. Вскоре недовольство и ропот горожан достигли чрезвычайной силы. После молебна в Троицком соборе в честь царской свадьбы, толпа стрельцов встретила архимандрита Питирима криками и бранью. Они «хвалились за икону убить архимандрита кирпичом и печени его разорвать». Святой Питирим, избегая опасности, поехал на воеводский двор. Человек пятьдесят гнались за ним до самых ворот. Воевода защитил архимандрита Питирима, но отказался «тех мятежников переимать». Волнение все более усиливалось, и святому Питириму угрожала смерть. Тогда он написал в Москву во второй раз. Митрополит, видя серьезность дела, передал его на суд Патриарха. Святейший Иоаким приказал взять чернеца Спиридона, написавшего икону, сам образ преподобного Аркадия и представить в столицу для освидетельствования. На этом дело с иконой преподобного Аркадия закончилось, так как желающих выступить против центральной власти в городе не нашлось.

    На церковных Соборах в 1681-1682 годах царь Феодор Алексеевич предлагал учредить новые епархии и викариатства. Рассматривались вопросы о переводе Вязьмы в Смоленскую епархию и о назначении в город викарного епископа, с местом его пребывания в Предтечевом монастыре. Исторические сведения о Вяземском викариатстве в тот период не сохранились.

    1 сентября 1684 года архимандрит Питирим, с разрешения царя Феодора Алексеевича и по благословению Святейшего Патриарха Иоакима, получил новое ответственное церковное послушание — его назначили на Тамбовскую кафедру. 15 февраля 1685 года в Успенском соборе Московского Кремля Патриарх Иоаким хиротонисал его в сан епископа. Однако в Тамбов святой Питирим выехал не сразу, но лишь в начале 1686 года. По пути он заезжал в Воронеж для беседы со святым Митрофаном, епископом Воронежским, с которым его связывали тесные узы дружбы. Они часто встречались и много времени проводили в совместных молитвах и духовных беседах.

    Тамбовскую епархию образовали в 1682 году. Все ее пространство, в те времена составлявшее окраину России, было покрыто непроходимыми лесами из пород дуба, сосны и березы, в которых рыскали волки, медведи, соболи и куницы. Коренное население в основном состояло из общин мордвы, живших в верховьях рек Цны и Мещеры. Из русских областей на Тамбовщину заходили лишь люди вольные, да убегавшие от наказаний за преступления, а позднее и раскольники (старообрядцы). Местные жители занимались охотой, рыболовством, пчеловодством. Край этот, как пограничный, постоянно подвергался нападению со стороны кочевых народов. Для защиты территории Руси здесь строились города-крепости: Шацк, Ряжск, Данков и другие. Позже, по указу царя Михаила Феодоровича, устроили города Козлов и Тамбов. Значительную роль в заселении Тамбовского края сыграли монастыри, первый из которых — Троицкий в 1622 году основал иеромонах Иосиф на реке Лесной Воронеж. (2)

    Первым епископом на Тамбовской кафедре в 1682 году стал преосвященный Леонтий, хиротонисанный из Галицкого Авраамиева монастыря, но он пробыл здесь всего семь месяцев, поддался соблазну раскола, и в 1684 году его отрешили от кафедры и сослали в Суздальский Спасо-Евфимиев монастырь, где он прожил до 1707 года. (3)

    В Тамбов преосвященный Питирим прибыл в первых числах марта в сопровождении своего келейника Василия и нескольких монахов. Первым его благословением стало размещение на главных воротах города большого креста с изображением Распятого Господа. После совершившегося в присутствии святителя Питирима чуда с Казанской иконой Божией Матери во время всенощного бдения, он распорядился поставить этот образ на других воротах.

    Святой Питирим стал постоянно и в своем доме и в храме учить людей истинам христианской веры. Владыка часто служил, нередко сам становился на клирос и обучал причт церковный чтению и пению. По преданию, им самим написаны несколько образов святых и Богородицы, украсивших крепостные ворота города Тамбова. Причем один из них — икона Ильинско-Черниговской Божией Матери, впоследствии получила название Тамбовской. Кисти святителя принадлежал, и Смоленский образ Божией Матери «Одигитрия», который он привез с собой из Вязьмы.

    Много труда вложил святой Питирим в устроение новых храмов и обителей, благолепному украшению которых он придавал особое значение. В 1690 году он основал Вознесенский женский монастырь в Тамбове, первой которого стала монахиня Екатерина — его сестра. (4)

    В 1691 году владыка Питирим основал вблизи Тамбова, на правом берегу реки Цны Трегуляевский монастырь во имя Иоанна Предтечи. (5)

    В 1694 году по его благословению в Тамбове вместо ветхого деревянного начали возведение нового каменного кафедрального собора в честь Преображения Господня. При его жизни успели возвести только первый этаж. Он освятил первый придел в честь святителя Николая чудотворца. Здесь у южной стены святой Питирим указал на место для своего погребения.

    На архиерейской кафедре преосвященный Питирим не только не ослабил свои подвижнические труды, но еще более их усилил. Около архиерейского дома святой своими руками ископал колодец, над которым позднее поставили часовню, а с 1868 года к нему стали совершать крестный ход для освящения воды.

    ..Всю свою жизнь святой Питирим находил радость и покой в Боге. Кроме Смоленского образа Божией Матери, Девпетерувская икона Пресвятой Богородицы и икона святителя Николая чудотворца постоянно украшали его келию. Перед ними он совершал свое молитвенное правило. Сохранилось предание, что однажды, во время тяжелой болезни Господь утешил преосвященного Питирима дивным видением. В молитве он обратился с просьбой об исцелении к своему небесному покровителю — святому Прокопию Декаполиту. В это время ему явился преподобный Прокопий и стал молить о нем Господа. В облаке явился Спаситель и благословил святого Питирима. После той болезни и чудесного явления, он прожил еще около трех лет.

    В 1698 году, 28 июля / 10 августа (по н.ст.), в семь часов вечера, в день празднования Смоленскому образу Пресвятой Богородицы, окончилась земная жизнь святого Питирима. Он отошел ко Господу, в возрасте пятидесяти трех лет. Погребен святой Питирим, по его духовному завещанию, в Преображенском соборе Тамбова, в нижнем этаже, в Никольском приделе, на правой стороне, у стены близ клироса. Над его могилой сооружена резная деревянная рака, позже замененная на серебряную, с вычеканенным изображением святителя в полный рост, в архиерейском облачении. Гробница святителя Питирима стала местом благоговейного молитвенного почитания.

    Келейная Девпетерувская икона Божией Матери, находившаяся над гробницей святого, особенно прославилась в 1833 году во время одного чудесного события. Женщина, муж которой по ложному обвинению находился в тюрьме, увидела во сне неизвестного ей старца. Он повелел ей отыскать в соборе келейную икону преосвященного Питирима и отслужить пред ней молебен. Женщина нашла этот образ Пресвятой Богородицы, и испросила отслужить пред нею молебен. Вскоре после этого ее мужа оправдали.

    От гробницы святого Питирима совершались многие исцеления больных. Божественные откровения побуждали людей со всех концов России ехать в Тамбов за благодатной помощью, истекавшей от места захоронения еще не прославленного святого.

    В 1913 году Священный Синод, рассмотрел представленное высокопреосвященным Кириллом, архиепископом Тамбовским исследование о чудесных знамениях и исцелениях, совершившихся по молитвенному предстательству епископа Питирима, управлявшего Тамбовской кафедрой в 1685-1698 годах. Постановили: «1) признать святителя Питирима в лике святых, благодатию Божиею прославленных, оставив всечестные останки его под спудом, на месте их упокоения – в Тамбовском Спасо-Преображенском кафедральном соборе, 2) торжественное прославление святителя совершить 28 июля 1914 г. в день памяти его, 3) службу святителю Питириму составить особую, а до времени составления таковой после дня прославления отправлять ему службу общую святителям, память же его праздновать в день прославления его – 28 июля». (6)

    В 1919 году большевики мощи святителя Питирима вскрыли, но не уничтожили. Их чудесным образом сохранили и оставили в Спасо-Преображенском соборе, превращенном в музей. С 1988 года мощи святителя Питирима покоились в Покровском кафедральном соборе Тамбова. Над гробницей угодника Божия соорудили новую резную сень, и рядом висела Девпетерувская икона Божией Матери. Позже мощи святителя и чудотворная икона Богородицы перенесены в нижний — Никольский придел, восстановленного Спасо-Преображенского собора города Тамбова.

    Примечания:

    1. Вяземский Предтечев мужской монастырь. В юго-западном предместье г. Вязьмы. Место это, до основания монастыря, было за посадом, покрыто ольхою и служило удобным притоном для праздных людей, открыто производивших разбои. Прп. Герасим, основатель Троицкого Болдина монастыря, для искоренения зла основал

    здесь в 1534 г. особый монастырь, поставив в нем ученика своего Симеона. / В.В. Зверинский. Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи. Т. II. СПб., 1892. С. 282.

    2. Троицкий Козловский мужской монастырь. Устроен в 3 верстах (3,2 км.) от г. Козлова, на берегу р. Лесной Воронеж. Основан в 1627 г. (по другим данным в 1622 г.) иеромонахом Иосифом. Выгорел в 1697 г., позднее восстановлен. Имел три храма: 1) соборный в честь Святой Троицы; 2) в честь Успения Богородицы; 3) во имя Всех Святых. / Православные монастыри. «Сибирский хронограф». Новосибирск, 2000. С. 188.

    3. П. Строев. Списки настоятелей монастырей Российския Церкви. Репринтное изд. М., 2007. С. 893.

    4. Вознесенский Тамбовский женский монастырь. Находится в г. Тамбове. Основан в 1690 г. святителем Питиримом. Три храма. 1) соборный в честь Вознесения Господня; 2) в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»; 3) во имя преподобного Антония Печерского, в сестринском корпусе. / Православные монастыри. «Сибирский хронограф». Новосибирск, 2000. С. 186.

    5. Предтечев Трегуляевский монастырь. В 7 верстах (7,5 км.) от Тамбова, на берегу р. Цны. Основан в 1691 г. (по другим данным в 1688 г.) св. Питиримом, епископом Тамбовским под видом загородного архиерейского дома. В 1764 г. оставлен за штатом, в 1811 г. восстановлен и возведен в степень монастыря. Со дня основания был мужским, в 1912 г. обращен в женский (в 1990-е годы восстановлен как мужской). Имел храмы: 1) собор в честь Иоанна Предтечи; 2) в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Управлял архимандрит / Православные монастыри. «Сибирский хронограф». Новосибирск, 2000. С. 187.

    6. Прославление святителя Питирима. / СЕВ. № 15. 2000. С. 700.

    Иеромонах Даниил (Сычев).