Свято Екатерининский монастырь

Всего 29 фото
В Свято-Екатерининскую обитель я попал, как обычно, совершенно случайно — прокладывая маршрут в усадьбу Суханово, что рядом с Видным, и этот монастырь оказался, к счастью, совсем недалеко от указанной усадьбы. День был насыщен моими наполеоновскими планами побывать еще и в Горках Ленинских, но в Свято-Екатерининском монастыре я задержался надолго, очарованный его совершенно удивительной гармоничной, кроткой и смиренной атмосферой. В результате, Горки оказались, конечно, посещенными, но совсем «на скорую руку». Но это и не важно, а важно то, что самым захватывающим событием этого дня оказалось паломничество именно в этот монастырь. Вроде бы, здесь и была мрачная тюрьма «Сухановка», облюбованная в те времена Ежовым и Берией и, по определению, в этом месте должны были еще ощущаться глухая тоска и безысходность ее обреченных узников и невинных жертв, но к моему удивлению, этих негативных проявлений я совершенно не уловил и, был полностью захвачен первичной и возрожденной атмосферой пу́стыни Святой Екатерины…
Пост о Свято-Екатерининском монастыре пришлось разделить на две части из-за возмущений ЖЖ большим объемом материала) — первая часть — больше историческая, вторая — посвящена именно моим ощущениям и впечатлениям об обители. Оба поста в равной степени насыщены фотографиями Свято-Екатерининского мужского монастыря…

Своим появлением Свято-Екатеринский монастырь косвенно обязан великомученице Екатерине и чуду, явленному ей царю Алексею Михайловичу Романову… Вот здесь надо немного отвлечься, расставить акценты и прояснить для себя необходимый исторический контекст. Дело было зимой в декабре 1658 года. Это любопытное место – «Ермолинские Рощи», названное по ближней к нему деревне Ермолино, находилось относительно недалеко от великокняжеских сел Остров, Беседы и также входило в дворцовую Домодедовскую волость. Очевидно, увлекшись псовой и соколиной охотой на Ермолинских землях, среди красивейших березовых рощ, зимних полей и перелесков, где для потехи царя был даже устроен крупный зверинец, царь и не заметил, как быстро закончился короткий зимний день. Тьма стремительно окутывала окрестности, и возвратиться в Беседы или Остров он явно не успевал. И решил Алексей Михайлович, прямо здесь, в этих местах, раскинуть свой теплый царский шатер.

Великий князь Алексей Михайлович

Надо сказать, что Алексей Михайлович был очень набожным человеком как, впрочем, и большинство его подданных. А момент был очень волнительным и напряженным – его жена царица Мария Милославская находилась в положении и, вот-вот, должна была родить, царь трепетно ожидал этого события, очевидно, ожидая наследника мужского пола (кстати, первый престолонаследник Алексея Михайловича — Дмитрий умер во младенчестве в 1649 году, второй — Алексей умрет в 1670 году не достигнув своего 16-ти летия)…

Сила молитвы с неистовой верой творят чудеса, и такое чудо было ему явлено…Помолившись на ночь всем святым, царь заснул зыбким сном. Вдруг показалось ему, что шатер осветился необыкновенным сиянием, и перед ним предстала дева ангельской красоты, облаченная в белую, как снег, одежду. «Не ужасайся, Царь, – сказала она, – но благодари Господа! В эту ночь по Его воле разрешилась от бремени супруга твоя и принесла тебе дщерь на утешение». Царь сразу узнал небесную гостью – это была великомученица Екатерина… О святой Екатерине и интереснейших фактах из ее христианской жизни и ее духовном подвиге, смотрите у меня в Живом Журнале.

007 - Святая Екатерина - 02
Пробудившись ото сна, царь со священным ужасом и бурной радостью разбудил всех бояр и холопов, объявив, что случилось чудо, у него родилась дочь и, что они снимаются и срочно едут в ночь — в Москву… А у села Коломенского встретился им гонец, который летел навстречу, чтобы сообщить Государю радостную весть — Царица родила дочь, и обе они, и «юная мать, и новорожденная находятся в вожделенном здравии». Царь, обливаясь слезами умиления, снял шапку и, осенив себя крестным знамением, воскликнул: «Чудны дела Твои, Господи!» И тогда же он и положил на месте своего чудного виде́ния основать монастырь, а свою дочь назвать в честь явившейся ему святой великомученицы Екатерины. Событие это произошло 26 ноября (7 декабря нового стиля) 1658 года. Именно это чудо и положило начало широкому распространению имени Екатерина на Руси.

Первые строения монастыря были из дерева, однако уже в мае 1664 года Царь Алексей Михайлович повелевает деревянные постройки продать или разобрать на иные цели и, возвести здесь каменные сооружения: одно — для церковного причта, другое — для содержания престарелых Царских слуг.

Государь сам следил за устроением новой обители. К лету 1667 года начались работы по внутреннему благоустройству палат. Деньги на строительство и содержание пустыни, на церковную утварь и облачения священнослужителей жалуются из «комнатных Государевых денег». В дар церкви Алексей Михайлович приносит икону святой великомученицы Екатерины, украшенную драгоценной ризой, прославившуюся как чудотворная.

С 1674 года церковь с небольшим кладбищем, деревянными и двумя каменными строениями именуется уже пу́стынью «Екатерининския Рощи», а в 1679 году поднимается новая каменная церковь, имеющая два придела: левый — во имя Преподобного Сергия Радонежского и правый, теплый с «пещью изращатою» — в честь Святителя Николая. На северной стороне обители возвышалась над Святыми вратами каменная колокольня также «об одной главе», «крытая тесом на обе стороны».

В расходных книгах Оружейной палаты имеются сведения о выдаче денег иконописцам, которые выполнили для Екатерининской пустыни тридцать одну икону. Возможно, тогда же, дочь Алексея Михайловича — Царевна Екатерина, чье рождение было возвещено на этом месте, принесла в дар храму икону старинного письма — чудотворный образ священномученика Антипы, имевший благодатную силу исцелять страждущих от зубной боли.

С 1764 года пу́стынь числится заштатной. Она имеет девяносто девять десятин земли под березовым лесом, орешником, пашней и сенокосом. В алтаре храма находилось тогда двенадцать старинных икон, украшенных серебряными окладами с золотыми венцами, жемчугом и драгоценными камнями, в ризнице — вызолоченный ковчег с частицами мощей святой великомученицы Екатерины и частицы мощей других мучеников. В монастыре была неплохая библиотека.

Годы царствования Екатерины Великой стали годами бурного строительства небольшой подмосковной пустыни. Хотя, своим возрождением пустынь больше обязана митрополиту Московскому Платону (Левшину), а с 1784 года — настоятелю обители иеромонаху (впоследствии архимандриту) Мелхиседеку.

За семнадцать лет настоятельства отец Мелхиседек, благодаря содействию Владыки Платона и благотворителей, возродил жизнь пу́стыни, выстроил великолепный собор, сделал обширные пристройки к первоначальному старинному храму, обновил надвратную церковь с колокольней, поставил два каменных корпуса келий, обнес монастырь «не весьма высокой, но красивой» каменной оградой с четырьмя башнями по углам.
Старинная церковь была переосвящена в честь Святых Первоверховных апостолов Петра и Павла, а новый соборный храм — во имя святой великомученицы Екатерины.

Собор, построенный в духе своего времени, увенчанный куполом с вызолоченной главой, был внушителен и наряден. Его украшали с южной и северной сторон классические портики с колоннами. Два широких крыльца из «дикого» камня «о пяти ступенях» вели внутрь храма. Особенно поражал он внутренним устройством. Два яруса опоясывали стены. Два престола были расположены один над другим: внизу — во имя святой великомученицы Екатерины, вверху, на хорах, над алтарем — в честь Успения Божией Матери. Хоры и иконостасы были богато украшены резьбой и сплошь вызолочены, а стены «убраны иконописными картинами или стенным письмом в клеймах».

Два храма, старинный и новый, были соединены в одно здание, но созданные в разное время, они в итоге, к сожалению, не представляли гармоничного целого. А вот надвратная церковь – церковь во имя святителя Димитрия Ростовского является, тем не менее, одним из лучших архитектурных сооружений не только пу́стыни, но и всего Подмосковья.

Война 1812 года не причинила обители особого вреда. Ворвавшиеся в Екатерининскую пустынь «безбожники-французы» лишь постреляли немного по колоколам…
Тяжкие испытания монастыря начались 13 сентября 1908 года, когда в монастыре случилась беда. После утреннего богослужения в своей келии тремя револьверными выстрелами был убит настоятель Екатерининской пустыни игумен Мартирий с целью грабежа. Вскоре волна подобных ограблений прокатилась и по другим церквям и обителям Подмосковья.
Это фундамент старой церкви, обнаруженный при реставрации и восстановлении территроии монастыря. Его название мне так и не удалось найти. Буду благодарен, если узнаю его с Вашей помощью…

Первую мировую войну Екатерининская пустынь встретила, руководимая игуменом Пантелеймоном, который был настоятелем с 25 октября 1915 года вплоть до закрытия монастыря в 1918 году.
С началом войны беженцы из разоренных германцами западных областей России направляются в Москву, где ищут себе пристанища и защиты. Покидают родные пепелища большие и малые монастыри вместе с богадельнями, приютами и школами. Беженцы размещаются по казармам и ночлежкам, приходским школам, частным особнякам и квартирам.

Великая княгиня Елизавета Феодоровна отдает свой только что выстроенный Дом дешевых квартир в Москве в Старомонетном переулке Турковицкому Холмскому монастырю и его приюту. Также поступали и многие власть имущие в то время. Через полгода мучительных странствий в начале февраля 1915 года прибывает в Москву большой Красностокский женский монастырь из-под Гродно. Государь Николай Александрович отдает монастырю, Александрийский дворец в Нескучном саду. Позже, по ходатайству святого Патриарха Тихона, к которому обратилась за помощью игумения Елена, красностокским монахиням были предложены помещения Свято-Екатерининской пустыни. Остававшиеся в мужской обители монахи по указу Святейшего Синода в 1918 году были переведены в разные монастыри Московской губернии.

По закону о социализации земли, монастырям, подлежащим закрытию, предоставлялась возможность «самореорганизовываться» в трудовые артели. И Екатерининская пустынь после заселения ее монахинями – а их было сто шестьдесят четыре — была превращена в одно из таких хозяйств. При этом в монастыре был оставлен один действующий Екатерининский храм, который обрел статус обычной приходской церкви.
Первые годы существования на новом месте были невероятно трудными — пришлось терпеть холод и голод, монахиням пришлось и лес пилить, и пни корчевать, и землю пахать. И случилось чудо. Через несколько лет было налажено монастырское хозяйство, что не только кормило всю округу, но, и монахини, имевшие медицинские навыки, лечили приболевших жителей из близлежащих деревень.

Свято-Екатерининская пустынь всю свою историю постоянно была на грани закрытия. И священники, и монахини подвергались нападкам властей, издевательствам со стороны большевистских активистов-безбожников. Представители новой власти снисходительно наблюдали, как монастырь кормит и лечит всю округу, и в то же время вели самую грубую антирелигиозную кампанию. Кроме того, монахиням ставились все новые и новые обязательные условия, несовместимые с церковной жизнью. Пу́стынь была обречена.
Лето 1931 года подходило к концу. Хлеба убрали, но полевые работы были еще в полном разгаре. И тут пришла бумага из Москвы — в двадцать четыре часа очистить помещения монастыря. Большинству ехать было некуда. Первые аресты красностокских монахинь последовали сразу же после закрытия монастыря.

После закрытия Свято-Екатерининской пустыни еще четыре года продолжала действовать монастырская надвратная церковь. При церкви были оставлены игумен Пантелеймон и красностокская монахиня — старая, согнутая в три погибели одноглазая матушка, словно в укор новой жизни монастыря носившая светлое имя Вера.
В надвратной церкви продолжались регулярные службы, а на территории монастыря появились новые необычные «насельники». Строения бывшей Екатерининской пустыни были отданы под тюрьму, где содержались уголовники, имевшие небольшие сроки заключения — до двух лет, сидевшие за бродяжничество, попрошайничество, но были и профессиональные воры, закоренелые бандиты. Режим тюрьмы был нестрогий…

Весенней ночью 1934 года прямо на колокольне была убита монахиня Екатерининской пустыни — убогая Вера. Убийство совершил сбежавший из колонии уголовник, обманом проникший в надвратную церковь с целью ограбления церковной кассы. Чудом спасся от руки убийцы старец Пантелеймон. После убийства Веры церковь закрыли. Целый год еще местные жители пытались отстоять свой храм, но все их усилия оказались напрасными. Новая волна арестов закрыла последнюю страницу в более чем 250-летней истории Екатерининской пустыни.
Когда монастырь был полностью передан ГУМЗ (Главному управлению местами заключения), 80-летнего старца Пантелеймона выселили из занимаемой им при церкви келии. Его взял под свой кров диакон Яков (Ференец). Но в ночь с 15 на 16 октября 1935 года диакона арестовали. Его содержали несколько месяцев в Бутырках. В 1937 году посылка отправленная в тюрьму его матерью вернулась с надписью: «Адресат умер». Вместе с диаконом были арестованы игумен Пантелеймон, монахиня Матрона (Гордеева) и еще несколько матушек. Все они проходили по одному следственному делу. Дальнейшая судьба их неизвестна. Говорили, что старец Пантелеймон был сослан в Каргополь, где и умер.

В 1935 году Советом Народных Комиссаров СССР был утвержден Генеральный план реконструкции Москвы и Московской области. По этому плану земли вокруг имения Суханово, включая Екатерининский монастырь, были объявлены заповедником и переданы в аренду Союзу архитекторов СССР. Уголовную тюрьму, располагавшуюся с 1931 года в стенах монастыря, куда-то перевели. До 1938 года помещения монастыря использовались как жилье для переселенцев.

Но в конце 1938 года, без каких бы то ни было постановлений Совнаркома об изъятии монастыря, на его территории начались обширные работы по переустройству обители в тюрьму НКВД. Западная стена была отодвинута, для чего снесли две старинные башни, вместо которых по углам встали вышки для часовых. Над невысокими стенами нарастили железную арматуру, монастырь опутала тюремная колючая проволока. Капитальным внутренним переделкам подверглись Екатерининский собор, Петропавловская церковь и другие строения монастыря. Спешно велись какие-то подземные работы.

Вскоре Святые врата наглухо замуровали. Через хозяйственные ворота восточной стены был устроен въезд для «автозаков» и оборудован контрольно-пропускной пункт с помещением для охраны. Здание бывшей монастырской гостиницы у южных ворот было переоборудовано под клуб для работников НКВД. В январе 1939 года секретная политическая тюрьма приняла своих первых подследственных.
Из-за близости имения Суханово новая тюрьма стала именоваться «Сухановской». Устроителем ее был сам нарком внутренних дел Н.И. Ежов. Он вложил немало сил и изобретательности в создание печально знаменитой «Дачи Пыток», как впоследствии стали именовать Сухановскую тюрьму. Тюрьма была рассчитана на 150-160 заключенных. Надзирателей вместе с внутренней охраной было около 70 человек. Снаружи тюрьму охраняла еще специальная рота дивизии НКВД особого назначения. По рассказам местных жителей, охрана стояла даже в полях, вдалеке от тюрьмы.
Все, имевшее отношение к новой тюрьме, содержалось в строжайшей тайне. Имен здесь не было. Не только заключенные, но и охрана существовала под номерами. В официальных бумагах для внутреннего употребления тюрьма именовалась «Спецобъект № 110», а в народе ее называли «Сухановкой». Знающие люди понимали, что Сухановка — это конец, гибель и ад кромешный.

В Сухановке содержались лица, занимавшие прежде крупные Государственные посты — видные партийные деятели, высокопоставленные военные чины, дипломаты, иностранцы. Но попадали сюда и обыкновенные студенты, и члены семей «врагов народа».
Седьмого апреля 1938 года Ежов был снят с поста наркома внутренних дел, его место занял Берия. Восьмого декабря 1938 года Ежов был арестован, а еще через четыре месяца, 10 апреля 1939 года препровожден в основанную им же тюрьму, где провел девять месяцев.
Палач, в конце концов, был казнен. Но страшная тюрьма, основанная им, продолжала действовать. После ареста Ежова Сухановка обрела нового хозяина. Краткий двухлетний период, связанный с Ежовым, быстро забылся. Народная молва прочно связала Сухановку с именем Берии, называя ее бериевской личной тюрьмой и даже «Дачей Берии». Рассказывают, что в Екатерининском соборе был устроен крематорий, а в подземных сооружениях замурованы многочисленные останки расстрелянных, однако нынешние сотрудники ФСБ категорически это отрицают эти факты.

С 1931-го по 1991 год монастырь принадлежал НКВД-КГБ-МВД. В 1958 году в бывшей Сухановке разместилась областная тюремная больница. С 1992 года началась медленная поэтапная передача строений Свято-Екатерининского монастыря в собственность Русской Православной Церкви. К этому времени все помещения многострадальной обители, в том числе и Екатерининский собор, были еще заняты различными службами ГУВД. В алтаре храма были прорублены ворота, куда въезжали грузовики, а в помещении старинного собора размещен гараж и авторемонтные мастерские.
Первые месяцы 1993 года насельники монастыря занимались благоустройством келий, которые до недавнего времени были общежитием для семейных сотрудников ГУВД, а еще ранее — камерами Сухановской тюрьмы. В конце этого же года было пострижено в монастыре еще пять послушников. Монастырская жизнь постепенно налаживалась…

Видное. Екатерининский мужской монастырь, 23 сентября 2015

Видное. Екатерининский мужской монастырь, 23 сентября 2015

Мужской монастырь во имя великомученицы Екатерины в городе Видном (Екатерининская пустынь) Подольской епархии

  • Адрес: Россия, 142702, Московская обл., г. Видное, Петровский пр-д, вл. 21
  • Телефон: (495) 541-22-54
  • Официальный сайт:
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

26 ноября 1658 года царь Алексей Михайлович во время охоты видел на этом месте святую великомученицу Екатерину, которая возвестила ему о рождении у него дочери, что в точности и исполнилось. По возвращении в Москву, царь дал новорожденной имя Екатерина, а на месте чудного явления основал обитель.

Первые строения монастыря были сделаны из дерева, однако уже в мае 1664 года царь Алексей Михайлович повелевает деревянные постройки продать или разобрать на иные цели и возвести здесь каменные сооружения: одно — для церковного причта, другое — для содержания престарелых царских слуг. Государь сам следил за устроением новой обители. К лету 1667 года начались работы по внутреннему благоустройству палат. Деньги на строительство и содержание пустыни, на церковную утварь и облачения священнослужителей жалуются из «комнатных Государевых денег». В дар церкви Алексей Михайлович принес икону святой великомученицы Екатерины, украшенную драгоценной ризою, прославившуюся как чудотворная.

С 1674 года церковь с небольшим кладбищем, деревянными и двумя каменными строениями именуется уже пустынью «Екатерининския Рощи».

Видновский Екатерининский монастырь. Собор вмц. Екатерины, 23 сентября 2015

Видновский Екатерининский монастырь. Собор вмц. Екатерины, 23 сентября 2015

В 1679 году была построена новая каменная церковь, имеющая два придела: левый — во имя прп. Сергия Радонежского и правый, теплый с «пещью изращатою» — в честь свт. Николая. Церковь была «об одной главе»; храм и приделы покрыты тесом, а глава обита зеленой черепицей и увенчана золоченым прорезным крестом. На северной стороне обители возвышалась над святыми вратами каменная колокольня также «об одной главе», «крытая тесом на обе стороны». На колокольню приобрели семь колоколов. Новая церковь была освящена 11 октября 1679 года.

Пустынь не имела приписных сел и деревень, поэтому так называемую ругу — хлебное и денежное жалованье, насельники пустыни получали из Приказа Большого дворца. иногда случалось, что жалованье подолгу задерживалось, а то и вовсе не поступало в монастырь. Так было, например, в 1714-1716 годы, когда три десятка насельников – священнослужителей, монахов и трудников не получили из Приказа ни хлебной, ни денежной помощи. «От великой нужды» останавливалась даже церковная служба, а голодающие монахи побирались по близлежащим селам. В марте 1717 года строитель пустыни иеромонах Гавриил пишет на имя государя Петра Алексеевича отчаянное послание: «…Ныне мы, богомольцы твои, весьма оскудели и платьем обносились… И дров, и хлеба, и свеч купить не на что, а без одежды и без дров от морозов погибаем смертию».

С 1764 года пустынь числится заштатной. Она имеет девяносто девять десятин земли под березовым лесом, орешником, пашней и сенокосом. В монастыре была неплохая библиотека, с книгами необходимыми для богослужения и душеполезного чтения. Для приезжих богомольцев в монастыре срубили деревянную «светлицу», в ограде монастыря разбили фруктовый сад, выкопали пруд.

Надвратная церковь свт. Димитрия Ростовского в Свято-Екатерининский монастыре г. Видное, 23 сентября 2015

Надвратная церковь свт. Димитрия Ростовского в Свято-Екатерининский монастыре г. Видное, 23 сентября 2015

Война 1812 года не причинила обители особого вреда. Ворвавшиеся в Екатерининскую пустынь французы лишь постреляли немного по колоколам.

По ходатайству патриарха Тихона, в 1918 году помещения Екатерининского монастыря были переданы монахиням Красностокского монастыря. Остававшиеся в мужской обители монахи были переведены в разные монастыри Московской губернии.

По закону о социализации земли, монастырям, подлежащим закрытию, предоставлялась возможность «самореорганизовываться» в трудовые артели. И Екатерининская пустынь после заселения ее монахинями – их было сто шестьдесят четыре — была превращена в одно из таких хозяйств. При этом в монастыре был оставлен один действующий Екатерининский храм, который обрел статус обычной приходской церкви.

Осенью 1931 года власти закрыли монашескую артель. После закрытия пустыни еще четыре года продолжала действовать монастырская надвратная церковь. При церкви были оставлены игумен Пантелеимон и несколько монахинь, занятых хозяйством, тогда еще надеялись, что монастырь возвратят верующим.

Строения бывшей Екатерининской пустыни были отданы под тюрьму, где содержались уголовники, имевшие небольшие сроки заключения — до двух лет, сидевшие за бродяжничество, попрошайничество, кражу ведра картошки с колхозного поля или мешка отрубей, но были и профессиональные воры, закоренелые бандиты. Режим тюрьмы был нестрогий. В здании Петропавловской церкви открыли клуб, где вечерами выступали приезжие артисты или проводились концерты художественной самодеятельности, а днем совершалось судебное действо: народный суд с привлечением общественности, в присутствии всех заключенных освобождал уголовников «под честное слово», брал их «на поруки». Вскоре в монастыре появилась еще колония малолетних преступников, при которой был создан сельскохозяйственный техникум.

Весенней ночью 1934 года прямо на колокольне была убита монахиня Вера. Убийство совершил сбежавший из колонии уголовник, обманом проникший в надвратную церковь с целью ограбления церковной кассы. Чудом избежал гибели старец Пантелеимон. После убийства Веры церковь закрыли. Целый год еще местные жители пытались отстоять свой храм, но все их усилия оказались напрасными. Монастырь был полностью передан Главному управлению местами заключения.

В 1935 году Советом Народных Комиссаров СССР был утвержден Генеральный план реконструкции Москвы и Московской области. По этому плану земли вокруг имения Суханово, включая Екатерининский монастырь, были объявлены заповедником и переданы в аренду Союзу архитекторов СССР. Уголовную тюрьму, располагавшуюся с 1931 года в стенах монастыря, куда-то перевели. До 1938 года помещения монастыря использовались как жилье для переселенцев.

В конце 1938 года на территории монастыря начались обширные работы по переустройству. Западная стена была отодвинута, для чего пришлось снести две старинные башни, вместо которых по углам встали вышки для часовых. Над невысокими стенами нарастили железную арматуру, монастырь опутала колючая проволока. Капитальным внутренним переделкам подверглись Екатерининский собор, Петропавловская церковь и другие строения монастыря. Спешно велись какие-то подземные работы. Святые врата наглухо замуровали. Через хозяйственные ворота восточной стены был устроен въезд для автозаков и оборудован контрольно-пропускной пункт с помещением для охраны. Здание бывшей монастырской гостиницы у южных ворот было переоборудовано под клуб для работников НКВД. С января 1939 года в бывшей обители действовала секретная политическая тюрьма «Сухановская». Рассказывают, что в Екатерининском соборе был устроен крематорий.

В 1958 году в бывшей Сухановке разместилась областная тюремная больница.

Церковь Петра и Павла Екатерининского монастыря г. Видное, 23 сентября 2015

Церковь Петра и Павла Екатерининского монастыря г. Видное, 23 сентября 2015

С 1992 года началась поэтапная передача монастырских строений в собственность Русской Православной Церкви. К этому времени все помещения были еще заняты различными службами ГУВД. В алтаре Екатерининского храма прорублены ворота, куда въезжали грузовики, в помещении старинного собора размещен гараж и авторемонтные мастерские. В монастыре начались работы по устройству помещения для богослужений. Летом расчищали братский корпус и другие здания. Особых усилий потребовало освобождение колокольни от водонапорного бака (водоизмещением в восемь тонн), установленного еще в 1935 году.

С 1992 по 2003 год подворьем возрождаемой обители являлся Успенский храм в Тоболове.

Храмы монастыря

Собор Екатерины великомученицы

Храм построен на рубеже 18-19 вв. при теплой двухпрестольной трапезной 1787 г. Церковь расширялась в 1867 устройством западной паперти. Третий придел выстроен заново по проекту архитектора Н.А.Антонова.Престолы храма: Свмц. Екатерины, главный, на хорах отдельный престол Успения Богородицы; В трапезной части- преп. Сергия Радонежского (сев.), Николая Чудотворца (юж), Над трапезной храм первоверховных апостолов Петра и ПавлаХрам является хорошим образцом московского классицизма. Верхний престол над трапезной вносит незначительные черты эклектизма.

Церковь Димитрия, митрополита Ростовского

Храм, устроенный во втором ярусе монастырской колокольни, сооружен в стиле классицизма над северными Святыми воротами монастыря. Закрыт в 1934, открыт в 1990-х.

Церковь Петра и Павла

Храм Петра и Павла над трапезной выстроен заново в 1883 году по проекту архитектора Н.А.Антонова

Церковь свт. Тихона, патриарха Всероссийского. Екатерининский монастырь г. Видное, 23 сентября 2015

Церковь свт. Тихона, патриарха Всероссийского. Екатерининский монастырь г. Видное, 23 сентября 2015

Церковь Тихона, патриарха Всероссийского

Небольшой храм под декоративным шатром при южных воротах монастыря. Сооружен на месте часовни, существовавшей в XVII-XIX вв. и практически полностью разрушенной в XX в.

Настоятели

  • Варлаам (1690 — ?)
  • Иоасаф (1713)
  • Гавриил (1713 — 1715)
  • Савватий (1715 — 1722)
  • Гавриил (1722)
  • Петр (1742)
  • Сергий (1743 — июнь 1748)
  • Питирим (не позднее 1751 — 1752)
  • Никанор (1752 — март 1754)
  • Нектарий (1754)
  • Нифонт (Михайлов) (апрель 1755 — декабрь 1759)
  • Пахомий (Иванов) (январь 1760 — январь 1769)
  • Варнава (январь 1769 — 1770)
  • Амвросий (1770 — июль 1771)
  • Иринарх (август 1771 — 13 марта 1779)
  • Петр (март — сентябрь 1779)
  • Виктор (Алексеев) (сентябрь 1779 — июнь 1780)
  • Авксентий (июль 1780 — март 1784)
  • Мелхиседек (30 марта 1784 — май 1802)
  • Герасим (июнь 1802 — декабрь 1806)
  • Досифей (Голенищев-Кутузов) (3 января 1807 — октябрь 1809)
  • Дорофей (11 октября 1809 — 1 декабря 1822)
  • Назарий (Бордоносов) (1823 — 1829)
  • Мелхиседек (2 июня 1829 — июль 1842)
  • Мисаил (Егоров) (15 июля 1842 — 15 октября 1854)
  • Мефодий (Сухотин) (16 октября 1854 — январь 1865)
  • Иона (май — ноябрь 1865)
  • Варсонофий (3 ноября 1865 — 1870)
  • Арсений (Егоров) (1870 — 1891)
  • Стефан (Зварыгин) (январь 1891 — август 1893)
    • Вассиан (Смирнов) (17 декабря 1893 — 16 января 1894)
  • Вассиан (Смирнов) (16 января 1894 — 9 марта 1902)
  • Мартирий (Михайлов) (май 1902 — 13 сентября 1908)
  • Пантелеимон (Пушкевич) (7 января — 12 октября 1909)
  • Феогност (Яковлев) (ноябрь 1910 — апрель 1915)
  • Пантелеимон (Орлов) (октябрь 1915 — январь 1918)
  • Елена (Коновалова) (1918 — 1931)
  • с 1931 по 1992 год — монастырь закрыт
  • Тихон (Недосекин) (с 14 апреля 1992)

Использованные материалы

  • Исторический раздел на официальном сайте монастыря
  • Свято-Екатерининский мужской монастырь, «К 15-летию возобновления иноческой жизни», Журнал Московской Патриархии, № 10, 2007:
  • Страница сайта «Народный каталог православной архитектуры»
  • Страница проекта «Храмы России»