Свято георгиевский монастырь фиолент

Отсюда начинается Россия и в прямом, и в фигуральном или, если угодно, метафизическом смысле этого выражения. Висящий над обрывом на самом краю Крыма Свято-Георгиевский монастырь — первое, что видят моряки, приближающиеся к Севастополю. С этих крутых морских берегов пришло в Россию православие, без которого невозможно представить себе нашу цивилизацию, ее историю, культуру, литературу: много веков тому назад, в далеком 988 году, неподалеку, в Херсонесе, принял крещение князь Владимир, чтобы потом, вернувшись на речные берега Днепра, крестить всю Древнюю Русь.

Всероссийская здравница и паломнический центр

Божья страна — так переводится с греческого название мыса Фиолент, у которого расположен Свято-Георгиевский монастырь. Сюда, в эту страну, стремились путешественники со всей России, и, может быть, самым знаменитым из них был Александр Сергеевич Пушкин, в честь которого на мысе установлена ротонда с мраморным барельефом классика и строками из родившегося здесь послания Чаадаеву.

«Георгиевский монастырь и его крутая лестница к морю оставила во мне сильное впечатление. Тут же видел я и баснословные развалины храма Дианы. Видно, мифологические предания счастливее для меня воспоминаний исторических; по крайней мере тут посетили меня рифмы. Я думал стихами. Вот они: «К чему холодные сомненья? / Я верю: здесь был грозный храм, / Где крови жаждущим богам / Дымились жертвоприношенья», — читаем мы надпись на памятном знаке.

Однако те языческие времена давно канули в Лету, и в православном монастыре классик находит тишину и вдохновение. «Теперь и лень и тишина, / И, в умиленье вдохновенном, / На камне, дружбой освященном, / Пишу я наши имена», — заканчивается его поэтическое письмо Чаадаеву.

Здесь, у ротонды, смешиваются два потока людей — туристы, приехавшие на Фиолент отдохнуть, полюбоваться пейзажами и искупаться на одном из живописнейших пляжей Крыма — Яшмовом, и паломники, направляющиеся на богомолье в монастырь.

Впрочем, иногда туристы, зачарованные необыкновенной красоты обителью, сами становятся паломниками — пусть даже и ненадолго. Так пересекаются на Фиоленте два Крыма — курортный и религиозный. Полуостров — это сегодня одновременно и всероссийская здравница, и всероссийский паломнический центр.

Точно так же, как без православия, Россия и Русский мир немыслимы и без стихов Пушкина, и в этом смысле символично, что две большие памятные даты следуют друг за другом. 6 июня мы отмечаем день рождения поэта, а 28 июля — День крещения Руси.

Пушкин посетил монастырь во время своего путешествия по Крыму с семьей Раевских в 1820 году. Они прибыли в обитель вечером 6 (18 по новому стилю) сентября по пути с Южного берега. Поэт со спутниками осмотрели старинную обитель: георгиевскую церковь, святой источник, вода из которого считалась лучшей в Крыму, некрополь, братские кельи, и спустились по узкой крутой лестнице к морю. На ночлег путешественники остановились в монастырской гостинице, где было лишь несколько комнат-келий с земляным полом, а на следующее утро двинулись старым екатерининским трактом в Бахчисарай, туда, где к Пушкину придёт замысел его знаменитого «Бахчисарайского фонтана».

Лестница в небо

Мы направляемся по пушкинским следам. Крутая извилистая лестница, одна из самых длинных в Крыму, в ней более восьмисот ступеней, ведет нас вниз, к морю. Свой нынешний, относительно цивилизованный вид она обрела к празднованию тысячелетия монастыря, которое отмечалось в 1891 году. Надо сказать, и сегодня это не такой простой путь, а уж какой была лестница в пушкинские времена, можно только догадываться. В любом случае, факт остается фактом: большинство посетителей обители в те годы спускаться к морю не рисковали. Да и сейчас решается на это не каждый.

100 тысяч паломников ежегодно посещают Крым.

В ста пятидесяти метрах от берега лежит увенчанная крестом скала Явления. Как гласит предание, незадолго перед крещением князя Владимира, в 891 году, таврические греки-мореплаватели были застигнуты у мыса Фиолент страшной бурей. Чувствуя неизбежную гибель, мореплаватели взмолились Георгию Победоносцу. Вняв их молитве, святой явился на скале, и буря тотчас утихла. Спасенные моряки поднялись на скалу и обрели там чудотворную икону святого, перенесли ее на берег и в благодарность за спасение основали на скалистом берегу обитель.

Кстати, чудотворная икона святого Георгия находилась в монастыре до 1779 года, пока греческий митрополит Игнатий по приглашению русского правительства не переселился из Крыма в Мариуполь и не увез икону с собой. Сегодня обретенный на скале чудесный образ святого Георгия находится в Государственном музее изобразительных искусств Украины в Киеве.

До сих пор живы слухи и легенды о монастырских древностях. Одни утверждают, что они спрятаны в гроте, недалеко от скалы Явления, а достать их можно, поднырнув под скальный берег и оказавшись в просторной подземной пещере. Другие говорят, что древние сокровища находятся в одном из замурованных подземных ходов под землями монастыря. И, кстати, таковых ходов действительно немало, но все они сильно повреждены в результате войн. Впрочем, я предпочитаю следовать древней христианской мудрости: не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут.

По острым, заточенным ветрами ступенькам, также высеченным в год тысячелетия монастыря, взбираюсь на вершину скалы Явления. Первый крест, воздвигнутый здесь в 1891 году, свалили и сбросили в море через несколько лет после революции. Новый, нынешний, установлен в начале девяностых.

Вверху, над обрывом, горит золотом в ослепительных лучах раскаленного южного солнца монастырский храм. Если подниматься к нему с берега, то получается, что это лестница в небо. Взбираться по ней тяжело даже хорошо подготовленному человеку. Ну а кто сказал, что дорога к Богу должна быть легкой?

Бог утвердил в Крыму Россию назло врагам

Кстати В разные годы Свято-Георгиевский монастырь посещали многие классики русской литературы: Александр Грибоедов, Алексей Толстой, Иван Аксаков, Александр Островский, Иван Бунин, Антон Чехов.

Нас, обливающихся потом, ждет отец Алипий — ученик Ильи Глазунова, выпускник знаменитой Российской академии живописи, ваяния и зодчества. Чтобы спрятаться от полуденного солнца, мы направляемся к нему в келью, украшенную картинами и иконами художника и, утоляя жажду холодным мятным монастырским квасом, слушаем рассказы из жизни обители.

История христианства в Крыму уходит своими корнями в первые века нашей эры. По церковному преданию, на полуострове проповедовал один из учеников Христа апостол Андрей Первозванный. Примерно тогда же, в I-IV веках, на месте нынешней обители возникла пещерная церковь. Ну а основание монастыря связывают с тем самым чудесным спасением греческих моряков в 891 году.

Свято-Георгиевский монастырь — единственный в Крыму не прекращал своей деятельности ни при мусульманском Крымском ханстве, ни при власти католиков-генуэзцев.

Один из паломников читает висящий на стенде возле храма фрагмент из пророческой проповеди, произнесенной архиепископом Херсонским и Таврическим Иннокентием в 1854 году: «О судьбе полуострова Таврического думано не на земле только, а и на небе, не человеками, а самими небожителями. Что же придумано и рассуждено? Утвердить в Крыму Россию. И она утвердилась там. Это согласно с волей Божией, что сего именно хочет Сам Господь… Ибо «яже Бог святый совеща, кто разорит: и руку Его высокую кто отвратит?»

Конечно же, монахи не случайно разместили здесь на всеобщее обозрение и напоминание эту проповедь. Удивительно злободневно звучат сегодня слова, произнесенные Иннокентием больше полутора веков назад, в дни Крымской войны: «Кто не знает, что у врагов наших одно из самых задушевных желаний теперь состоит в том, чтобы каким бы то ни было образом отторгнуть здешнюю страну от состава России? Это было бы, по собственному признанию их, верхом их успеха против нас. А мы говорим врагам нашим как бы так: непростительно грубо ошибаетесь вы, воображая, что полуостров Таврический составляет для России только недавнюю добычу меча и плод побед: нет, это древнее, родовое достояние наше, это наследие еще святого Владимира! Здесь купель нашего крещения; здесь начало нашей священной истории и народных преданий. Уступить после сего страну эту кому бы то ни было значило бы для России отказаться от купели своего крещения, изменить памяти святого Владимира… Что дано и положено свыше, того не может изменить никто и ничто. Поелику же страна сия вставлена в состав России — в лице святого Владимира — рукою самого Провидения, то нет врага, могущего ее отторгнуть».

Скала, на которой, согласно преданию, в 891 году греческим морякам явился святой Георгий. Фото: Алексей Васильев / ПГ

Пожалуй, это лучший ответ на вопрос о том, как восприняли и в обители, и в Севастополе, и в Крыму в целом воссоединение с Россией в 2014 году. После распада СССР «враги наши» ненадолго, волею случая и хитрости, сумели все-таки отторгнуть Крым от России, но в конце концов все вернулось на круги своя.

Монахи и моряки

Историю Свято-Георгиевского монастыря нельзя представить себе вне истории России. Его посещали все последние российские императоры — Александр I, Николай I, Александр II, Александр III, Николай II.

С жизнью обители тесно связаны имена наших прославленных адмиралов: Ушакова, Лазарева, Нахимова. На протяжении многих лет монастырь был базовым для флотских иеромонахов. Корабли Черноморского флота, проходя мимо обители, салютовали пушечными выстрелами, а монахи провожали их колокольным звоном.

Во время Крымской войны англо-французские войска больше года держали всю братию в плену, однако и в захваченной неприятелями обители монахи продолжали молиться за победу русского оружия. А находившиеся в это время на службе флотские иеромонахи защищали Севастополь на бастионах. Один из них, отец Иоанникий (Савинов) был награжден за свои подвиги орденом святого Георгия IV степени — наградой, редчайшей для священников. Кроме того, по окончании Крымской кампании всех флотских иеромонахов и братию Свято-Георгиевского монастыря наградили медалями «За защиту Севастополя».

Действовала обитель и после революции. Роковым стал 1929 год. Монастырь был ликвидирован и передан курортному тресту. Крест со скалы Явления сбросили в море. Что стало с монашеской братией, доподлинно неизвестно. Существуют лишь версии, по одной из которых двенадцать иноков из Георгиевского монастыря были расстреляны в Карантинной бухте Севастополя.

Фото: Алексей Васильев / ПГ

В годы Великой Отечественной войны в обители располагались госпиталь и кладбище, на котором хоронили умерших от ран советских солдат. Во второй половине ХХ века в оставшихся монастырских строениях расположилась воинская часть Черноморского флота, а колокольня, пещерный храм и братские корпуса на склоне лежали в руинах.

Священники вернулись сюда в начале девяностых. 14 сентября 1991 года в честь 1100-летия со дня основания монастыря на скале Явления с помощью моряков Черноморского флота вновь был установлен крест. А 6 мая 1993 года в монастыре отслужили первую литургию, на которой присутствовал тогдашний командующий Черноморским флотом адмирал Балтин. Первые насельники жили в палатках, а некоторые и вовсе спали под открытым небом в спальных мешках.

Осенью 1996 года на территории монастыря состоялись международные Крымские пушкинские чтения, на которые съехались ученые из России, Франции, США, Японии, Греции, Голландии, Германии. Был среди их участников и автор этих строк.

Сегодня возрожденный Свято-Георгиевский монастырь ежегодно посещают тысячи паломников со всей России и из-за рубежа. «Православное паломничество и религиозный туризм должны стать одним из приоритетных проектов развития региона», — уверен член Совета Федерации от Республики Крым Сергей Цеков.

Православное паломничество и религиозный туризм должны стать одним из приоритетных проектов развития региона.

Напоследок я спрашиваю у отца Алипия, как в обители восприняли создание усилиями Петра Порошенко и константинопольского патриарха так называемой Православной церкви Украины, ведь Симферопольская и Крымская епархия и сейчас входит в состав канонической Украинской православной церкви Московского патриархата, против которой официальные киевские власти организовали настоящие гонения.

«Таврида всегда была русской землей, — отвечает отец Алипий. — Мы здесь чувствуем себя под защитой России. Нам гораздо легче, чем нашим братьям на Украине».

Мы уходим назад, в мир, а наш собеседник берется за кисть — чтобы запечатлеть божественную красоту православной Тавриды.

Георгиевский монастырь, Фиолент.

Свято — Георгиевский монастырь находится на мысе Фиолент, между Севастополем и Балаклавой. Монастыть, по праву, считается одной из самых важных христианский святынь Крыма.

Географические координаты Свято — Георгиевского монастыря в Балаклаве на карте Крыма GPS N 44.505715 E 33.510023

​Георгиевский монастырь на мысе Фиолент

Адрес Свято — Георгиевского монастыря: г. Севастополь, мыс Фиолент, а/я 80. Телефон для справок +7 8692 54-21-27.
Свято-Георгиевский монастырь в Крыму, один из самых посещаемых и известных монастырей Крымского полуострова. Датой основания монастыря принято считать 891 год, хотя достоверно эта информация так и не подтверждена.

​Георгиевский монастырь на мысе Фиолент

По легенде, в конце девятого века, в районе мыса Фиолент, тонет рыбацкое судно во время шторма. Моряки, утратив всякую надежду, взмолились Святому Георгию Победоносцу о спасении. Ответом на их молитвы, на одной из скал, возле мыса, появился Святой и буря стихла. Моряки, добравшись до этой скалы, на месте явления, нашли икону Георгия Победоносца. С тех пор на этой скале возвышается крест, а напротив этого места, на самой вершине мыса Фиолент, появился храм Георгия Победоносца.

​Георгиевский монастырь на мысе Фиолент

По мнению большинства ученых и историков Крыма, место для возведения храма, было выбрано весьма не случайно. По преданиям, еще в 5-том веке до нашей эры, в этих местах находился Храм Девы или Дианы, описанный Еврипидом в произведении «Ифигения в Тавриде». Тавридой, в ту пору, называли Крым, а местных жителей-таврами. В справочниках по Крыму всегда упоминался Храм Девы, не говоря уже о исторических документах и трактатах. Даже в русской классике можно найти об этом упоминание: «Здесь видел я баснословные развалины храма Дианы» 1820 год, А.С. Пушкин.

​Георгиевский монастырь на мысе Фиолент

В свое время храм Георгия Победоносца посетили Айвазовский, Бунин, Чехов, Голицын, Толстой, русские цари: Александр первый, Александр второй, Александр третий, Николай первый, Николай второй, с членами своей семьи и множеством придворных,генералов и адмиралов.
В 1475 году, Крым захватила Османская империя и большинство православных храмов полуострова было либо уничтожено или перестроена под мечеть, но Свято — Георгиевский монастырь такая судьба миновала. Монастырь худо — бедно, но продолжал богослужение.

​Георгиевский монастырь на мысе Фиолент

В 1922 году, храм закрывает советская власть, имущество храма изымают, а помещения используются под склады, библиотеки и на месте церковного двора строится танцевальная площадка.
В 1993 году, 6- мая, прошла первая служба в Храме, а уже в 1996 году начались регулярные службы и реконструкция, и возведение новых помещений. Сегодня Храм Георгия Победоносца в Балаклаве открыт для всех верующих и прихожан.

Как добраться до Свято — Георгиевского монастыря в Крыму.

​Георгиевский монастырь на мысе Фиолент

Проще всего добраться до Свято — Георгиевского монастыря из Севастополя. Для этого выезжаем на Комышовое шоссе и двигаемся в сторону Ялты, до пересечения с ул. Хрусталева. На пересечении поворачивает направо или в сторону моря и движемся 6,1 км до Фиолентовского шоссе. На шоссе поворачиваете по указателю на монастырь, или на съезде поворот направо, 2,4 км и Вы у цели.
В районе Севастополя, также рекомендуем посетить Владимирский собор в Херсонесе Таврическом, с него началось крещение Руси и Инкерманский пещерный монастырь. Его основал ученик апостола Петра, Святой Климент (4-й папа Римский).

Свято-Георгиевский монастырь на карте Крыма

Георгиевский монастырь
Балаклавский Свято-Георгиевский монастырь

Балаклавский Свято-Георгиевский монастырь — руины скита, воздвигнутого в 891 на остатках базилики VI–IX вв. восточнее мыса Фиолент на скале Святого Явления в Крыму. Находится в Севастополе и расположен на Гераклейском полуострове, между Мраморной балкой и мысом Фиолент, на верхней террасе берега, отвесно обрывающегося с запада к морю.

Первое известное документальное упоминание о Георгиевском монастыре относится к 1578 году. Но согласно преданию, Балаклавский монастырь был основан в 891 г. потерпевшими кораблекрушение греческими купцами, которым во время бури в Чёрном море на большом камне недалеко от берега явился вмч. Георгий Победоносец. Взобравшись на камень, путешественники обрели икону великомученика, вынесли ее на берег и в благодарность святому устроили пещерную церковь. Несколько спасшихся от кораблекрушения купцов остались жить при церкви, что положило начало обители.

В 1815 в монастыре было законченно строительство храма Св. Георгия, а в 1850 — наверху — храма Воздвиженья. В 1891 в память тысячелетия основания монастыря был реставрирован нижний пещерный храм, а на скале Святого Явления воздвигнут каменный крест с изображением Георгия Победоносца, поражающего змея, датами «891–1891» и памятной надписью.

Обитель посещало множество паломников: 5–6 сентября 1820 г. здесь останавливался А. С. Пушкин, в июле 1825 г. — А. С. Грибоедов, в октябре 1825 г. — император Александр I, 10 сентября 1837 г. — император Николай I, 17 октября 1898 г. — император св. Николай II и императрица св. Александра Федоровна, участвовавшие в закладке нового собора в честь Вознесения Господня (построен не был).

Во время Крымской войны обитель не пострадала, а наоборот, даже была под охраной. Однако неприятель причинил ущерб его хозяйству. Монахи и братия исполняли свой пастырский долг на бастионах Севастополя. Наиболее яркими до нас дошли свидетельства о подвигах четырех иеромонахов: двух Иоанникиев (Савинова, Добротворского) и двух Вениаминов.

См. также
Жизнь Георгиевского монастыря в годы Крымской войны

Среди древностей монастыря сегодня мы можем увидеть богослужебные книги: «Часовник» 1795 года и «Минею» XIX века, времен Александра II. А кроме этого, художественный альбом 1893 года, любезно пожертвованный протоиереем Евгением Шунькиным. Благодаря этому альбому мы и сегодня можем увидеть Свято-Георгиевский монастырь таким, каким он отпраздновал свое 1000-летие в 1891 году.

Храм Рождества Христова
Храм Рождества Христова. Балаклавский Свято-Георгиевский монастырь

В восстановлении обители, после многих лет запустения в советскую эпоху, неоднократно помогали моряки и офицеры Черноморского флота. Командование воинской части, находящейся над монастырем, предоставляет Крестовоздвиженский храм (к сожалению, до сих пор используемый под библиотеку) для проведения в нем праздничных богослужений. С помощью воинов-черноморцев был установлен 7-метровый крест на скале Явления святого Георгия, сброшенный после закрытия обители.

В 2000 году была восстановлена часовня Иверской иконы Божией Матери по проекту покойного архимандрита Августина (Половецкого), как памятник в честь 2000-летия Рождества Христова. В часовне покоятся останки ктитора монастыря князя А. Н. Голицына, генерала от инфантерии графа Ивана Осиповича Витте, дочери севастопольского купца Иванова и двоих неизвестных.

26 октября того же года, в день празднования Иверской иконы Божией Матери совершили освящение часовни и молебен с чином закладки Свято-Георгиевского храма.

В начале XXI столетия закончили восстановление двухэтажного монашеского корпуса. Издалека он напоминает большой белый корабль, где судовым мостиком служат балконы.

В 2005 году митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь, в сослужении насельников монастыря освятил памятник святому апостолу Андрею Первозванному воздвигнутый на самом краю обрывистого берега над обителью.

В феврале 2007 года над источником святого Георгия возродили колодец. Сегодня его венчает золотистый крест, установленный на зеленой крыше, под которой висит колокол. С Божией помощью от источника отвели канализационные стоки, после чего стали молиться о скорейшем естественном очищении родника.

Уверенно подходит к своему заключительному этапу восстановление главной святыни монастыря — храма великомученика и Победоносца Георгия. Это, как минимум, третий вариант главной церкви обители. На средневековом храме святого Георгия купола не было, хотя он имел весьма сложную для того времени конструкцию. По сравнению с многочисленными простейшими по архитектуре крымскими базиликами средневековья, монастырский храм на Фиоленте был грандиозным сооружением. И, если бы его сохранили до наших времен, наверняка стал бы одним из драгоценных шедевров архитектуры Крыма, спорящих с храмами-памятниками Греции и Югославии.

Скала Святого Явления
Скала Святого Явления. Балаклавский Свято-Георгиевский монастырь. Яшмовый пляж

Но в 1810 году древний Георгиевский храм разобрали, и спустя четыре года братия молилась уже под зелеными куполами нового храма. В конце XIX века между каменными колоннами сделали деревянные перегородки с окнами, устроив тем самым веранду, для утепления и увеличения храма. XXI век подарил Свято-Георгиевской церкви купола цвета солнца.

К апрелю 2002 года в монастыре жили 4 человека братии, наместник — иеромонах Аристарх (Макаренко). К монастырю приписаны храм Двенадцати апостолов в Балаклаве и церковь святых Константина и Елены в селе Флотском.

Отдельного внимания заслуживает лестница Свято-Георгиевского монастыря, насчитывающая 777 ступеней, ведущих с 200-метровой высоты к Яшмовому пляжу.

В некрополе монастыря погребены:

  • князь А. Н. Голицын (1773–1844);
  • генерал-от-кавалерии граф И. О. Витт (1722–184);
  • родственник Софьи Перовской, друг Пушкина и Жуковского, многих декабристов, губернатор Оренбургской губернии граф В. А. Перовский (1795–1857);
  • участник Отечественной войны 1812, отец народовольца М. Н. Тригони — генерал-майор Н. И. Тригони (1796–1890);
  • академик живописи А. Е. Карнеев (1837–96), участвовавший в росписи храма Св. Николая на Братском кладбище в Севастополе.

Как добраться?

Проезд: авт. № 19 от ЦУМа или марш. такси от остановки «5-й километр».

Адрес: Севастополь, мыс Фиолент, а/я 80.